Дело № 3а-28/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Кызыл 24 июля 2018 года
Верховный Суд Республики Тыва в составе:
председательствующего - судьи Железняковой С.А.
при секретаре Чимит Е.Ш.,
с участием административного истца Биче-оол Р.Н., представителей административных ответчиков – Министерства финансов Республики Тыва, Мэрии города Кызыла У. К. представителей заинтересованных лиц – Агентства по делам семьи и детей Республики Тыва, Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Тыва, Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Тыва Л. И. Б.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Биче-оол Р.Н. к Мэрии города Кызыла, Департаменту финансов мэрии города Кызыла, Министерству финансов Республики Тыва о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок,
УСТАНОВИЛ:
Биче-оол Р.Н. обратилась в суд с административным исковым заявлением к Мэрии г. Кызыла, Министерству финансов Республики Тыва о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок, указывая, что вступившим в законную силу решением Кызылского городского суда Республики Тыва от 14 ноября 2012 года исковое заявление прокурора г.Кызыла, действующего в интересах Биче-оол Р.Н., к Мэрии г. Кызыла, Министерству финансов Республики Тыва о возложении обязанности по предоставлению жилого помещения удовлетворено. Суд обязал Министерство финансов Республики Тыва обеспечить в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу финансирование для приобретения Мэрией г. Кызыла жилого помещения Биче-оол Р.Н., обязал Мэрию г. Кызыла по мере поступления денежных средств в бюджет муниципального образования городской округ «Город Кызыл» предоставить жилое помещение Биче-оол Р.Н. на территории городского округа «Город Кызыл», соответствующее санитарным и гигиеническим требованиям и нормам площадью не ниже * кв.м., то есть до 21 июня 2013 года. 26 мая 2013 года судебным приставом-исполнителем МОСП г.Кызыла по РОВИП УФССП по Республике Тыва в отношении Мэрии г.Кызыла возбуждено исполнительное производство № по исполнительному листу * от 19 апреля 2013 года. До настоящего времени судебное решение не исполнено. Вследствие нарушения Мэрией г. Кызыла, Министерством финансов Республики Тыва решения суда она не может получить жильё, гарантированное ей государством. Просит присудить компенсацию за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере * рублей, взыскать с административного ответчика уплаченную ею государственную пошлину в размере * рублей.
Определением суда от 26 июня 2018 года в качестве административного соответчика по административному делу привлечён Департамент финансов мэрии г. Кызыла, в качестве заинтересованных лиц по делу - Федеральная служба судебных приставов (далее - ФССП), Управление Федеральной службы судебных приставов по Республике Тыва (далее - УФССП по РТ), Агентство по делам семьи и детей Республики Тыва, Министерство строительство и жилищно-коммунального хозяйства Республики Тыва.
В судебном заседании административный истец Биче-оол Р.Н. поддержала административное исковое заявление.
Представители административных ответчиков – Министерства финансов Республики Тыва, Мэрии г. Кызыла У. К. представители заинтересованных лиц - УФССП по РТ, Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Тыва Б. И. просили отказать в удовлетворении административного иска.
Представитель административного соответчика - Департамента финансов мэрии г. Кызыла, представитель заинтересованного лица - ФССП в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
Представитель заинтересованного лица - Агентства по делам семьи и детей Республики Тыва Л. просила уменьшить размер компенсации до * рублей.
Выслушав лиц, участвующих в рассмотрении дела, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 1 Федерального закона от 30 апреля 2010 года № 68-ФЗ «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» (далее - Федеральный закон № 68-ФЗ) граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства, российские, иностранные и международные организации, являющиеся в судебном процессе сторонами или заявляющими самостоятельные требования относительно предмета спора третьими лицами, взыскатели, должники, а также подозреваемые, обвиняемые, подсудимые, осужденные, оправданные, потерпевшие, гражданские истцы, гражданские ответчики в уголовном судопроизводстве, в предусмотренных федеральным законом случаях другие заинтересованные лица при нарушении их права на судопроизводство в разумный срок, в том числе лица, не являющиеся подозреваемыми, обвиняемыми или лицами, несущими по закону материальную ответственность за их действия, при нарушении разумного срока применения меры процессуального принуждения в виде наложения ареста на имущество, или права на исполнение в разумный срок судебного акта, предусматривающего обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, либо судебного акта, возлагающего на федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные органы и организации, наделённые отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих обязанность исполнить иные требования имущественного характера и (или) требования неимущественного характера, могут обратиться в суд, арбитражный суд с заявлением о присуждении компенсации за такое нарушение в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и процессуальным законодательством Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 250 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) лицо, полагающее, что государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, организацией, должностным лицом нарушено его право на судопроизводство в разумный срок, включая досудебное производство по уголовному делу и применение меры процессуального принуждения в виде наложения ареста на имущество, или право на исполнение судебного акта в разумный срок, может обратиться в суд с административным исковым заявлением о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок.
Из материалов гражданского дела № следует, что решением Кызылского городского суда Республики Тыва от 14 ноября 2012 года, вступившим в законную силу 21 декабря 2012 года, на Министерство финансов Республики Тыва возложена обязанность обеспечить в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в силу финансирование для приобретения Мэрией г. Кызыла жилого помещения Биче-оол Р.Н. на Мэрию г. Кызыла возложена обязанность по мере поступления денежных средств в бюджет муниципального образования городской округ «Город Кызыл» предоставить жилое помещение Биче-оол Р.Н. на территории городского округа «Город Кызыл», соответствующее установленным санитарным и гигиеническим нормам и требованиям, площадью не ниже * кв.м.
В целях принудительного исполнения указанного решения суда в части возложения обязанности на Мэрию г. Кызыла предоставить жилое помещение Биче-оол Р.Н. прокурору г. Кызыла был выдан исполнительный лист серии * который поступил в Управление Федеральной службы судебных приставов России по Республике Тыва 6 мая 2013 года.
26 мая 2013 года судебным приставом-исполнителем МОСП г. Кызыла по РОВИП возбуждено исполнительное производство № в отношении Мэрии г. Кызыла (далее - должник) с предметом исполнения: обязать Мэрию г. Кызыла по мере поступления денежных средств в бюджет муниципального образования городской округ «Город Кызыл» предоставить жилое помещение Биче-оол Р.Н. на территории городского округа «Город Кызыл», соответствующее установленным санитарным и гигиеническим нормам и требованиям, площадью не ниже * кв.м.
На день рассмотрения настоящего административного дела судебное решение о предоставлении жилого помещения Биче-оол Р.Н. не исполнено.
В силу части 4 статьи 250 КАС РФ административное исковое заявление о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок может быть подано в суд в период исполнения судебного акта, но не ранее чем через шесть месяцев со дня истечения срока, установленного федеральным законом для исполнения судебного акта, и не позднее чем через шесть месяцев со дня окончания производства по исполнению судебного акта.
Частью 1 статьи 36 Федерального Закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» предусмотрено, что содержащиеся в исполнительном документе требования должны быть исполнены судебным приставом-исполнителем в двухмесячный срок со дня возбуждения исполнительного производства, за исключением требований, предусмотренных частями 2-6.1 этой статьи.
В части 2 статьи 36 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» указано, что если срок исполнения содержащихся в исполнительном документе требований установлен исполнительным документом, то требования должны быть исполнены в соответствующий срок, установленный исполнительным документом.
Решением Кызылского городского суда Республики Тыва от 14 ноября 2012 года установлен шестимесячный срок для исполнения решения суда со дня вступления его в законную силу, указанное решение суда вступило в законную силу 21 декабря 2012 года, следовательно, оно должно было быть исполнено до 21 июня 2013 года.
Определением Кызылского городского суда Республики Тыва от 13 июня 2013 года Мэрии г. Кызыла отказано в удовлетворении заявления об изменении способа или порядка исполнения решения суда.
Определением Кызылского городского суда Республики Тыва от 22 августа 2016 года Мэрии г. Кызыла предоставлена отсрочка по исполнению решения суда до 31 декабря 2016 года.
На основании пункта 5 части 9 статьи 3 Федерального закона № 68-ФЗ при рассмотрении судом заявления о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение в разумный срок судебного акта, возлагающего на федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные органы и организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих обязанность исполнить иные требования имущественного характера и (или) требования неимущественного характера, интересы Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования представляют соответствующий финансовый орган и главный распорядитель средств соответствующего бюджета.
В статье 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации указано, что главный распорядитель бюджетных средств (главный распорядитель средств соответствующего бюджета) – это орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, а также наиболее значимое учреждение науки, образования, культуры и здравоохранения, указанное в ведомственной структуре расходов бюджета, имеющие право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств, если иное не установлено настоящим Кодексом.
Пунктом 1 статьи 49 и подпунктом 15 пункта 1 статьи 50 Устава городского округа «Город Кызыл Республики Тыва», принятого решением Хурала представителей г. Кызыла от 05.05.2005 года № 50, предусмотрено, что Мэрия г. Кызыла (исполнительно-распорядительный орган городского округа "Город Кызыл Республики Тыва") наделяется настоящим Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Республики Тыва, мэр г. Кызыла осуществляет от лица мэрии города Кызыла функции главного распорядителя финансовых средств, предусмотренных местным бюджетом для осуществления полномочий в соответствии с настоящим Уставом;
Согласно Положению о Департаменте финансов мэрии город Кызыла и предельной численности работников, утверждённому решением Хурала представителей г. Кызыла от 6 сентября 2011 года № 328, Департамент финансов мэрии города (далее - Департамент) является уполномоченным органом мэрии города Кызыла по управлению средствами бюджета городского округа «Город Кызыл Республики Тыва», обеспечивающим проведение единой финансовой политики города, осуществляющим функции по организации исполнения бюджета города.
Министерство финансов Республики Тыва является исполнительным органом государственной власти Республики Тыва, осуществляющим реализацию единой государственной финансовой, бюджетной и налоговой политики Республики Тыва и координирующим в этой сфере деятельность иных органов исполнительной власти Республики Тыва, осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств республиканского бюджета, предусмотренных на содержание Министерства (пункты 1 и 6.38 Положения о Министерстве финансов Республики Тыва и его структуры, утверждённого Постановлением Правительства Республики Тыва от 20.02.2014 года № 60 ).
Соответственно, Мэрия г. Кызыла, Департамент финансов мэрии г. Кызыла, Министерство финансов Республики Тыва являются надлежащими ответчиками по данному административному делу.
Из разъяснений, содержащихся в пункте 55 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 марта 2016 года № 11 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» (далее – постановление Пленума Верховного Суда РФ от 29 марта 2016 года № 11), следует, что при исчислении общей продолжительности исполнения судебного акта учитывается период со дня поступления в суд ходатайства (просьбы) лица, в пользу которого принят судебный акт, взыскателя о направлении исполнительного листа и приложенных к нему документов, предусмотренных пунктом 2 статьи 242.1 БК РФ или Законом об исполнительном производстве, в орган, организацию или должностному лицу, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, либо со дня поступления от такого лица исполнительного листа и указанных документов в орган, организацию или должностному лицу, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, до момента окончания производства по исполнению судебного акта (часть 5 статьи 353 КАС РФ, часть 3.1 статьи 319 АПК РФ, части 1 и 3 статьи 428 ГПК РФ, пункт 6 статьи 242.2, пункт 8 статьи 242.3, пункт 7 статьи 242.4, пункт 7 статьи 242.5 БК РФ).
Период предоставленной судом отсрочки или рассрочки исполнения судебного акта включается в общую продолжительность исполнения судебного акта (статья 358 КАС РФ, статья 324 АПК РФ, статья 434 ГПК РФ).
Как установлено судом, исполнительное производство в отношении Министерства финансов Республики Тыва с предметом исполнения: обязать Министерство финансов Республики Тыва обеспечить в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в силу финансирование для приобретения Мэрией г. Кызыла жилого помещения Биче-оол Р.Н. службой судебных приставов не возбуждалось, исполнительный лист не выдавался.
Следовательно, общая продолжительность исполнения судебного акта по данному требованию, указанному в решении суда от 14 ноября 2012 года, составляет 0 лет 0 месяцев 0 дней.
В связи с этим административный иск Биче-оол Р.Н. к Министерству финансов Республики Тыва о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок не подлежит удовлетворению.
Общая продолжительность исполнения судебного акта в отношении Мэрии г. Кызыла со дня поступления исполнительного листа в службу судебных приставов (6 мая 2013 года) до дня поступления заявления о компенсации в суд, уполномоченный его рассматривать (25 июня 2018 года) составила 5 лет 1 месяц 20 дней.
В части 3 статьи 1 Федерального закона № 68-ФЗ указано, что присуждение компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок не зависит от наличия либо отсутствия вины суда, органов уголовного преследования, органов, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, иных государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц.
Как установлено судом, копия постановления от 26 мая 2013 года о возбуждении исполнительного производства № на основании исполнительного листа * выданного Кызылским городским судом Республики Тыва 19 апреля 2013 года, вручена должнику 29 мая 2013 года.
Вышеуказанным постановлением судебного пристава-исполнителя должнику установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, с момента получения копии постановления.
17 июня 2013 года судебным приставом-исполнителем начальнику Агентства по ЖКХ РТ направлено требование о предоставлении информации об имеющемся свободном жилом фонде Мэрии г. Кызыла на территории г. Кызыла, об имеющихся высвободившихся квартирах из жилого фонда Мэрии г. Кызыла на территории г. Кызыла (с указанием адреса места нахождения, размера площади объекта, вид права, документы-основание) в трёхдневный срок со дня поступления.
Ответ получен 26 июня 2013 года.
17 июня 2013 года судебным приставом-исполнителем руководителю ОАО «Кызылская ТЭЦ» направлено требование о предоставлении списка жилых помещений, лицевые счета которых закрыты из жилого фонда Мэрии г. Кызыла (с указанием адреса места нахождения, размера площади объекта, документы-основание) в трёхдневный срок со дня поступления. Ответ получен ДД.ММ.ГГГГ.
17 июня 2013 года судебным приставом-исполнителем руководителю ОАО «Тываэнергосбыт» направлено требование о предоставлении списка жилых помещений, лицевые счета которых закрыты из жилого фонда Мэрии г. Кызыла (с указанием адреса места нахождения, размера площади объекта, документы-основание) в трёхдневный срок со дня поступления. Ответ получен 2 июля 2013 года.
17 июня 2013 года судебным приставом-исполнителем начальнику ОФМС России по Республике Тыва направлено требование о предоставлении информации об имеющихся высвободившихся квартир на территории г. Кызыла из жилого фонда Мэрии г. Кызыла (с указанием адреса места нахождения, документы-основание) в трёхдневный срок со дня поступления. Ответ получен 4 июля.
17 июня 2013 года судебным приставом-исполнителем руководителю Департамента земельных и имущественных отношений Мэрии г. Кызыла направлено требование о предоставлении информации об имеющемся свободном жилом фонде Мэрии г. Кызыла на территории г. Кызыла, об имеющихся высвободившихся жилых помещений из жилого фонда Мэрии г. Кызыла на территории г. Кызыла (с указанием адреса места нахождения, размера площади объекта, вид права, документы-основание) в трёхдневный срок со дня поступления требования. Ответ получен 27 июня 2013 года.
17 июня 2013 года судебным приставом-исполнителем начальнику ООО УК «Жилсервис» направлено требование о предоставлении информации об имеющемся свободном жилом фонде Мэрии г. Кызыла на территории г. Кызыла, об имеющихся высвободившихся квартир из жилого фонда Мэрии г. Кызыла на территории г. Кызыла (с указанием адреса места нахождения, размера площади объекта, вид права, документы-основание) в трёхдневный срок со дня поступления требования. Ответ получен 26 июня 2013 года.
17 июня 2013 года судебным приставом-исполнителем руководителю Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Тыва направлен запрос о том, какие требования включаются в нормы «соответствующее установленным санитарным, гигиеническим нормам и техническим требованиям жилого помещения» с предоставлением ответа в трёхдневный срок со дня поступления запроса. Ответ получен 28 июня.
17 июня 2013 года судебным приставом-исполнителем в Мэрию г. Кызыла направлено требование о предоставлении информации о выделенных денежных средств и о поступлении денежных средств на приобретение жилья детям-сиротам, оставшихся без попечения родителей и инвалидам (с указанием периода и размера выделенных, поступивших денежных средств и приложением подтверждающего платёжного документа).
17 июня 2013 года судебным приставом-исполнителем в Министерство образования Республики Тыва направлено требование о предоставлении информации о выделенных, перечисленных денежных средств на приобретение жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, и инвалидам в Мэрию г. Кызыла (с указанием периода и размера выделенных, перечисленных денежных средств и приложением подтверждающего платёжного документа).
17 июня 2013 года судебным приставом-исполнителем руководителю Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Тыва направлено требование о предоставлении информации об имеющемся свободном жилом фонде Мэрии г. Кызыла на территории г. Кызыла, об имеющихся высвободившихся жилых помещениях из жилого фонда Мэрии г. Кызыла на территории г. Кызыла (с указанием адреса места нахождения, размера площади объекта, вид права, документы-основание) в трёхдневный срок со дня поступления требования, об участии должника Мэрии г.Кызыла в долевом строительстве жилых домов.
19 июня 2013 года судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора с Мэрии г.Кызыла в размере 5 000 рублей.
19 августа 2013 года мэр г.Кызыла предупреждён об уголовной ответственности по статье 315 УК РФ.
19 августа 2013 года судебным приставом-исполнителем мэру г.Кызыла направлено требование о явке в административное здание МОСП г.Кызыла по РОВИП 21 августа 2013 года в 10 часов и исполнении решения суда. Требование получено Мэрией г. Кызыла 19 августа 2013 года.
16 октября 2013 года судебным приставом-исполнителем мэру г.Кызыла направлено требование о явке в административное здание МОСП г. Кызыла по РОВИП 18 октября 2013 года в 14 часов 30 минут и об исполнении решения суда в срок до 18 октября 2013 года. Требование получено Мэрией г.Кызыла 16 октября 2013 года.
Судебным приставом-исполнителем Мэрии г.Кызыла направлено требование об исполнении исполнительного документа неимущественного характера в срок до 21 ноября 2013 года до 15 часов 00 минут. Требование получено должником 18 ноября 2013 года. 14 ноября 2013 года судебным приставом-исполнителем Мэрии г.Кызыла установлен новый срок для исполнения требований исполнительного документа до 21 ноября 2013 года.
Постановление судебного пристава – исполнителя о назначении нового срока исполнения получено должником 18 ноября 2013 года.
18 ноября 2013 года мэр г. Кызыла предупреждён об уголовной ответственности по статье 315 УК РФ.
21 февраля 2014 года судебным приставом-исполнителем Мэрии г.Кызыла направлено требование о явке в административное здание МОСП г. Кызыла по РОВИП и об исполнении решения суда в срок до 27 февраля 2014 года до 10 часов 00 минут. Требование получено представителем должника 21 февраля 2014 года.
21 февраля 2014 года судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о назначении нового срока исполнения требований исполнительного документа до 27 февраля 2014 года.
Копия постановления судебного пристава-исполнителя о назначении нового срока исполнения получено представителем должника 21 февраля 2014 года.
20 мая 2014 года судебным приставом-исполнителем Мэрии г.Кызыла направлено требование об исполнении требований исполнительного документа неимущественного характера в срок до 27 мая 2014 года в 11 часов 00. Требование получено должником 21 мая 2014 года.
8 июля 2014 года судебным приставом-исполнителем Мэрии г.Кызыла направлено требование об исполнении решения суда в срок до 10 июля 2014 года до 11 часов 00 минут и явке в административное здание МОСП г.Кызыла по РОВИП. Требование получено должником 8 июля 2014 года.
Судебным приставом-исполнителем Мэрии г. Кызыла направлено требование об исполнении решения суда в срок до 11 часов 00 минут 1 сентября 2014 года.
25 августа 2014 года мэр г. Кызыла предупреждён об уголовной ответственности по статье 315 УК РФ.
Судебным приставом-исполнителем Мэрии г.Кызыла направлено требование об исполнении решения суда в срок до 12 часов 00 минут 17 ноября 2014 года. Требование получено должником 17 ноября 2014 года.
Мэр г. Кызыла в ноябре 2014 года предупреждён об уголовной ответственности по статье 315 УК РФ.
В письмах начальника Управления правового обеспечения Мэрии г. Кызыла от 14 ноября 2014 года и представителя Мэрии г. Кызыла от 16 декабря 2014 года, адресованных судебному приставу-исполнителю, сообщается о том, что судебные решения о предоставлении жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, не исполняются из-за недостаточного финансирования Министерством финансов Республики Тыва переданных государственных полномочий по обеспечению жильём детей-сирот. По данному факту 6 июня 2012 года прокурором Республики Тыва на имя Главы - Председателя Правительства Республики Тыва внесено представление об устранении нарушений федерального законодательства, а также направлена информация Председателю Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва. В целях скорейшего решения вопроса об исполнении судебных решений направлены письма в прокуратуру Республики Тыва 20 июля 2014 года и города Кызыла 24 октября 2014 года.
Судебным приставом-исполнителем Мэрии г.Кызыла направлено требование об исполнении требований исполнительного документа в срок до 14 часов 00 минут 12 февраля 2015 года. Требование получено должником 9 февраля 2015 года.
5 февраля 2015 года мэр г.Кызыла предупреждён об уголовной ответственности по статье 315 УК РФ.
В письме представителя Мэрии г. Кызыла от 9 апреля 2015 года, адресованном судебному приставу-исполнителю, сообщается о том, что в 2014 года в г. Кызыле жильё для детей-сирот не строилось. За счёт предусмотренных в республиканском и федеральном бюджете денежных средств на обеспечение жильём детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на 2015 год планируется построить более ста жилых помещений. Список по распределению жилых помещений будет утверждён распоряжением Мэрии г.Кызыла после определения застройщика органами исполнительной власти республики и заключения государственного контракта. После утверждения списка по распределению жилых помещений Мэрией г. Кызыла будут поданы заявления в суд об отсрочке. По информации Агентства по делам семьи и детей РТ соглашение между Правительством РТ и Министерством образования РФ о предоставлении субсидий на строительство жилых помещений детям-сиротам не подписано, находится на стадии рассмотрения.
Определением Арбитражного суда Республики Тыва от 21 января 2016 года утверждено мировое соглашение, заключённое между Мэрией г. Кызыла, Агентством по делам семьи и детей Республики Тыва, Министерством строительства и модернизации коммунального хозяйства Республики Тыва и Министерством финансов Республики Тыва, по условиям которого Министерство строительства и модернизации коммунального хозяйства Республики Тыва обязалось построить за счёт бюджетных средств Республики Тыва 2015 -2016 годов 34 жилых помещения в срок до 1 декабря 2016 года, 15 жилых помещений до 31 декабря 2017 года, Агентство по делам семьи и детей Республики Тыва после окончания строительства и оформления в собственность Республики Тыва жилых помещений обязалось предоставить 49 жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в отношении которых имеются решения Кызылского городского суда об обязании Мэрии г. Кызыла предоставить жилые помещения.
30 мая 2016 года судебным приставом-исполнителем министру министерства строительства и модернизации коммунального хозяйства Республики Тыва направлен запрос о предоставлении сведений о наличии на территории г.Кызыла Республики Тыва построенных, строящихся и планируемых застройках, которые будут предоставлены детям-сиротам, в какие сроки, по каким адресам и в каком количестве планируется ввод жилых помещений в эксплуатацию, объём финансирования застроек, причины по которым до настоящего времени жилые помещения не введены в эксплуатацию. Ответ получен 2 июня 2016 года
15 марта 2017 года судебным приставом – исполнителем составлен акт о том, что требование исполнительного документа не исполнено.
15 марта 2017 года судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о назначении нового срока исполнения требований исполнительного документа до 15 апреля 2017 года. Получено должником 15 марта 2017 года.
24 августа 2017 года судебным приставом-исполнителем направлено Мэрии г. Кызыла требование об исполнении решения суда в срок до 29 августа 2017 года. Требование должником получено 25 августа 2017 года.
В письме заместителя мэра г. Кызыла от 28 августа 2017 года, адресованном судебному приставу-исполнителю, сообщается о том, что между Министерством финансов Республики Тыва, Министерством строительства и модернизации коммунального хозяйства Республики Тыва, Агентством по делам семьи и детей Республики Тыва, Мэрией г. Кызыла заключено мировое соглашение, которое утверждено определением Арбитражного суда Республики Тыва 22 января 2016 года. Согласно условиям мирового соглашения Министерство строительства и модернизации коммунального хозяйства Республики Тыва обязуется до 31 декабря 2016 года построить за счёт бюджетных средств Республики Тыва 49 жилых помещений, а Агентство по делам семьи и детей Республики Тыва после окончания строительства и оформления в собственность Республики Тыва жилых помещений обязуется предоставить 49 жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, в отношении которых имеются решения Кызылского городского суда Республики Тыва об обязании Мэрии г. Кызыла предоставить жилые помещения.
2 августа 2017 года в адрес министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Тыва старшим следователем по особо важным делам СУ МВД по Республике Тыва вынесено представление о принятии мер по устранению обстоятельств, способствовавших совершению преступления – хищения бюджетных средств, выделенных для приобретения 51 жилого помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
18 октября 2017 года мэр г. Кызыла предупреждён об уголовной ответственности по статье 315 УК РФ.
6 февраля 2018 года судебным приставом-исполнителем направлено Мэрии г. Кызыла требование об исполнении решения суда неимущественного характера в полном объёме в 7-дневный срок со дня поступления настоящего требования должнику. Требование получено должником 7 февраля 2018 года.
В письме начальника Управления правового обеспечения Мэрии г. Кызыла от 13 февраля 2018 года, адресованном судебному приставу-исполнителю, сообщается о том, что Мэрия г. Кызыла не имеет возможности исполнить решения суда, поскольку Министерством строительства Республики Тыва обязательства по строительству 49 жилых помещений по мировому соглашению, утверждённому Арбитражным судом Республики Тыва, до настоящего времени не исполнены.
В запросе судебного пристава - исполнителя от 15 февраля 2018 года, адресованном в Министерство финансов Республики Тыва, указано о предоставлении выписки из бюджета Республики Тыва о заложенных денежных средствах на строительство и приобретение жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, и инвалидам на 2016, 2017, 2018 годы. Ответ получен 18 февраля 2018 года.
В письме заместителя министра министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Тыва от 14 февраля 2018 года, адресованном судебному приставу-исполнителю, с приложением копий документов сообщено, что исполнить решения Арбитражного суда Республики Тыва в короткие сроки невозможно, так как с 2015 года Минстроем Республики Тыва выделены из республиканского бюджета Республики Тыва денежные средства ГКУ Республики Тыва * на строительство 3 жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Однако ООО * и ООО * не выполнили свои обязательства в полном объёме в установленные сроки действия государственных контрактов. В данный момент ГКУ РТ * ведётся досудебная претензионная работа с ООО * направлены требования и претензии о завершении строительно-монтажных работ на объекте и передаче в государственную собственность жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в г. Кызыле.
Судебным приставом-исполнителем направлено Мэрии г.Кызыла требование исполнить решение суда в срок до 27 апреля 2018 года к 15 часам 00 минут в 4-дневный срок со дня поступления требования. Требование получено должником 24 апреля 2018 года.
В ответе начальника Управления правового обеспечения Мэрии г. Кызыла от 27 апреля 2018 года указано, что Мэрия г. Кызыла не имеет возможности исполнить решения суда до 27 апреля 2018 года, поскольку Министерством строительства РТ обязательства по строительству 49 жилых помещений по мировому соглашению, утверждённому Арбитражным судом Республики Тыва, до настоящего времени не исполнены. По устной информации Министерства строительства РТ на территории г. Кызыла для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, строятся 3 3-этажных многоквартирных дома. За счёт средств 2018 года объявлены торги, которые признаны несостоявшимися. Исполнение решений суда представляется невозможным по независящим от неё причинам.
24 апреля 2018 года мэр г.Кызыла предупреждён об уголовной ответственности по статье 315 УК РФ.
Следует заметить, что судебное решение о предоставлении жилого помещения выносится при наличии закреплённого за гражданином законодательством Российской Федерации права на получение жилья, и длительное неисполнение таких судебных решений, нарушение принципа обязательности и неукоснительности исполнения вступившего в законную силу судебного акта подрывают авторитет органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц и государства.
Относительно критерия соблюдения требования исполнения судебных решений в разумный срок Европейский Суд по правам человека отметил, что исполнение решения, касающегося предоставления квартиры, может занять более длительное время, чем выплата денежной суммы, учитывая степень сложности исполнительного производства, поведение сторон, а также предмет решения суда, подлежащего исполнению. Европейский Суд также установил, что если решение внутригосударственного суда касается такого предмета первой необходимости, как жильё, в котором лицо нуждается, задержка даже в один год несовместима с требованиями Конвенции. При этом государственный орган не вправе ссылаться на отсутствие денежных средств или иных ресурсов, таких как жильё, в качестве оправдания неисполнения судебного решения (Постановление Европейского Суда по делу "Левищев против Российской Федерации" от 29 января 2009 года, Постановление Европейского Суда по делу "Кукса против Российской Федерации" от 15 июня 2006 года, Постановление Европейского Суда по делу "Казанцева против Российской Федерации" от 23 октября 2008 года, Постановление Европейского Суда по делу "Кравченко и другие против Российской Федерации" от 16 сентября 2010 года, и Постановление Европейского Суда по делу "Копнин и другие против Российской Федерации" от 28 мая 2014 года и другие).
Оценив в совокупности представленные в материалы дела доказательства, то, что административному ответчику предоставлялась отсрочка по исполнению решения суда до 31 декабря 2016 года, но, тем не менее, решение суда до сих пор не исполнено, с учётом приведённых выше правовых позиций Европейского Суда по правам человека, а также, принимая во внимание комплекс мер, принятых органами, на которые возложена обязанность по исполнению судебного акта, степень сложности исполнительного производства, предмет исполнения решения суда, суд приходит к выводу о том, что общий срок исполнения судебного акта не отвечает требованию разумности, установленному статьёй 6 Конвенции от 4 ноября 1950 года «О защите прав человека и основных свобод», а действия Мэрии г. Кызыла не являются достаточными и эффективными в целях исполнения решения суда.
Учитывая критерии, установленные в прецедентной практике Европейского Суда по правам человека, и, принимая во внимание все обстоятельства дела, суд полагает, что в данном случае длительность исполнения судебного акта является чрезмерной и не отвечающей требованию разумного срока. При этом за данную задержку исполнения решения административный истец ответственности не несёт.
При таких обстоятельствах суд считает установленным факт нарушения права административного истца на исполнение судебного акта в разумный срок, а административный иск Биче-оол Р.Н. к Мэрии г. Кызыла, Департаменту финансов мэрии г. Кызыла подлежащим удовлетворению.
Представленная в суд Мэрией г. Кызыла переписка с государственными органами, не подтверждает факт того, что ею были предприняты все меры, необходимые для исполнения решения суда, тем более, что переписка датирована 2013-2015 годом.
То обстоятельство, что Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Тыва не исполнено мировое соглашение о строительстве домов для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утверждённое Арбитражным судом Республики Тыва, не свидетельствует об отсутствии факта нарушения права Биче-оол Р.Н. на исполнение судебного акта в разумный срок, так как компенсация за нарушение права на судопроизводство в разумный срок и права на исполнение судебного акта в разумный срок (далее - компенсация), как мера ответственности государства, имеет целью возмещение причинённого неимущественного вреда фактом нарушения процедурных условий, обеспечивающих реализацию данных прав в разумный срок, независимо от наличия или отсутствия вины суда, органов уголовного преследования, органов, на которые возложена обязанность по исполнению судебных актов, иных государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц (абзац 3 пункта 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 марта 2016 года N 11).
Доводы представителей административного ответчика и заинтересованных лиц о принятии всех необходимых мер для исполнения решения суда, о невозможности своевременного исполнения судебного акта в связи с отсутствием жилых помещений в специализированном жилищном фонде, а также в связи с тем, что отсутствуют противоправные действия со стороны административных ответчиков по исполнению решения суда, не имеют правового значения для разрешения вопроса о присуждении компенсации, поскольку исполнение судебного акта должно быть осуществлено в установленный законом срок и не ставится в зависимость от наличия или отсутствия жилых помещений в специализированном жилищном фонде, от наличия или отсутствия вины государственных органов и должностных лиц этих органов, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, от вопросов финансирования, сложностей межбюджетных и договорных отношений, в данном случае срок неисполнения судебного решения не отвечает критерию разумности.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 60 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 марта 2016 года № 11, в каждом конкретном случае суду надлежит обеспечивать индивидуальный подход к определению размера компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок.
Размер компенсации должен определяться судом с учётом требований лица, обратившегося в суд с заявлением, обстоятельств дела или производства по исполнению судебного акта, по которым допущено нарушение, продолжительности нарушения, наступивших вследствие этого нарушения последствий, их значимости для лица, обратившегося в суд с заявлением о компенсации.
При определении размера присуждаемой компенсации суду следует также принимать во внимание практику Европейского Суда по правам человека, размер сумм компенсаций вреда, присуждаемых этим судом за аналогичные нарушения (часть 2 статьи 2 Закона № 68-ФЗ).
Административный истец просит присудить её компенсацию за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере * рублей.
Исходя из требований Биче-оол Р.Н., принимая во внимание, длительность неисполнения судебного акта, степень сложности исполнительного производства, предмет исполнения решения суда, учитывая комплекс мер, принятых органами, на которые возложена обязанность по исполнению судебного акта, то, что основанием для возложения обязанности по предоставлению жилого помещения явилось то, что Биче-оол Р.Н. является сиротой, стояла в очереди на получение жилого помещения с 2002 года, практику Европейского Суда по правам человека, принципы разумности и справедливости, суд определяет размер компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в * рублей.
Подпунктом «б» пункта 2 части 1 статьи 259 КАС РФ установлено, что резолютивная часть решения о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок должна содержать указание на это и сведения о размере компенсации; наименование органа, организации или должностного лица, на которых в соответствии с федеральным законом возложены обязанности по исполнению судебных актов о присуждении компенсации.
В пункте 3 части 2 статьи 5 Федерального закона № 68-ФЗ указано, что судебное решение о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение в разумный срок судебного акта, предусматривающего обращение взыскания на средства бюджета субъекта Российской Федерации или местного бюджета, либо судебного акта, возлагающего на органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные органы и организации, наделённые отдельными государственными или иными публичными полномочиями субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, должностных лиц, государственных служащих органов государственной власти субъектов Российской Федерации и муниципальных служащих обязанность исполнить иные требования имущественного характера и (или) требования неимущественного характера, исполняется соответствующим финансовым органом.
Под финансовым органом, указанным в пункте 3 части 2 статьи 5 Федерального закона № 68-ФЗ, в соответствии со статьей 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации понимаются Министерство финансов Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие составление и организацию исполнения бюджетов субъектов Российской Федерации (финансовые органы субъектов Российской Федерации), органы (должностные лица) местных администраций муниципальных образований, осуществляющие составление и организацию исполнения местных бюджетов (финансовые органы муниципальных образований).
Следовательно, в данном случае финансовым органом, на который должна быть возложена обязанность по исполнению судебного акта по присуждению компенсации, является Департамент финансов мэрии г. Кызыла.
В соответствии с частью 1 статьи 111 КАС РФ за счёт средств местного бюджета также Биче-оол Р.Н. подлежат возмещению её расходы по уплате государственной пошлины в сумме * рублей, поскольку оплата административным истцом указанной суммы подтверждается чеком-ордером от 20 июня 2018 года.
В силу части 3 статьи 259 КАС РФ решение суда по административному делу о присуждении компенсации подлежит немедленному исполнению в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 175-180, 258-260 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
в удовлетворении административного искового заявления Биче-оол Р.Н. к Министерству финансов Республики Тыва о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок отказать.
Административный иск Биче-оол Р.Н. к Мэрии города Кызыла, Департаменту финансов мэрии города Кызыла о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок удовлетворить частично.
Присудить Биче-оол Р.Н. компенсацию за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере * рублей, а также * рублей в счёт возмещения расходов по оплате государственной пошлины.
Исполнение решения суда возложить на Департамент финансов мэрии города Кызыла за счёт средств местного бюджета путём перечисления взысканной денежной суммы на банковский счёт Биче-оол Р.Н. №, открытый в Сибирском филиале ПАО * г. Красноярска, ИНН * БИК * КПП * кор./счёт * в ГРКЦ ГУ Банка России по Красноярскому краю Республики Тыва.
Решение подлежит немедленному исполнению в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации.
В удовлетворении остальной части исковых требований Биче-оол Р.Н. отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Верховного Суда Республики Тыва в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Решение суда в окончательной форме принято 26 июля 2018 года.
Председательствующий С.А. Железнякова