СМОЛЕНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Дело № 3а-28/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Смоленский областной суд в составе:
судьи Смоленского областного суда Волынчук Н.В.,
при секретаре Семакове В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок,
установил:
ФИО1 обратилась в Смоленский областной суд с административным исковым заявлением к Администрации г. Смоленска о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере <данные изъяты>, сославшись на то, что решением ... районного суда г. Смоленска от (дата) на Администрацию возложена обязанность осуществить ремонтные работы по капитальному ремонту многоквартирного дома № в ... в срок до (дата) .
В связи с неисполнением судебного решения в добровольном порядке постановлением судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела судебных приставов по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов по Смоленской области (далее - МОСП по ОИП УФССП России по Смоленской области) от (дата) возбуждено исполнительное производство в отношении должника Администрации с вышеназванным предметом исполнения.
До настоящего времени решение суда не исполнено, ремонтные работы по капитальному ремонту жилого дома, предусмотренные решением ... районного суда г. Смоленска от (дата) , административным ответчиком не выполнены, что является нарушением права на исполнение судебного акта в разумный срок.
Определениями судьи Смоленского областного суда от (дата) , (дата) к участию в деле в качестве соответчиков привлечены Финансово-казначейское управление Администрации г. Смоленска, Управление Жилищно–коммунального хозяйства Администрации г. Смоленска, в качестве заинтересованного лица - МОСП по ОИП УФССП России по Смоленской области.
В судебном заседании административный истец ФИО1 административное исковое заявление поддержала, пояснив, что до настоящего времени Администрацией г. Смоленска решение ... районного суда г. Смоленска от (дата) не исполнено, работы по капитальному ремонту многоквартирного дома не выполнены.
Представитель Администрации г. Смоленска в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежаще. В письменных возражениях, считая заявленные требования преждевременными, ссылается на то, что по смыслу п. 8 ст. 3 Федерального закона № 68-ФЗ от 30 апреля 2010 года у административного истца отсутствует право на обращение за компенсацией, поскольку судебный акт, исполнение которого явилось основанием для подачи административного иска, не предусматривает обращение на средства бюджета; исполнительное производство не окончено. Ввиду многочисленных судебных решений в отношении капитального ремонта жилищного фонда, требующих значительных финансовых затрат из бюджета ..., выполнить капитальный ремонт многоквартирного дама административного истца в установленные сроки не представляется возможным.
Представитель административного ответчика Финансово-казначейского управления Администрации г. Смоленска в суд не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представил письменный отзыв, в котором, считая Управление ненадлежащим ответчиком, просит в требованиях к нему отказать, рассмотреть дело в отсутствие представителя административного соответчика.
Представитель административного ответчика Управления Жилищно–коммунального хозяйства Администрации г. Смоленска в суд не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в письменных возражениях полагает заявленные административные требования ФИО1 преждевременными, указывает на недостаточность финансирования бюджета ..., повлекшее неисполнение решения ... районного суда г. Смоленска от (дата) , просит в удовлетворении требований административного истца отказать, рассмотреть дело в его отсутствие.
Представитель заинтересованного лица МОСП по ОИП УФССП России по Смоленской области в суд не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в письменном заявлении просит рассмотреть дело в его отсутствие.
Изучив материалы дела, выслушав объяснения административного истца, исследовав и оценив собранные по делу доказательства, Смоленский областной суд приходит к следующему.
Согласно пункту 1 статьи 6 Европейской Конвенции по правам человека, каждый в случае спора о его гражданских правах и обязанностях имеет право на справедливое и публичное разбирательство дела в разумный срок независимым и беспристрастным судом, созданным на основании закона.
В соответствии с частью 1 статьи 1 Федерального закона № 68-ФЗ от 30 апреля 2010 года «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» правом на обращение с заявлением о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок, обладают лица, являющиеся сторонами судебного процесса, взыскатели и должники, при нарушении права на исполнение в разумный срок судебного акта, предусматривающего обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, либо судебного акта, возлагающего на федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные органы и организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих обязанность исполнить иные требования имущественного характера и (или) требования неимущественного характера.
В силу части 2 статьи 1 Федерального закона № 68-ФЗ компенсация за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок присуждается в случае, если такое нарушение имело место по причинам, не зависящим от лица, обратившегося с заявлением о присуждении компенсации, за исключением чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (непреодолимой силы). При этом нарушение установленных законодательством Российской Федерации сроков рассмотрения дела или исполнения судебного акта само по себе не означает нарушения права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок.
Согласно части 3 статьи 1 Федерального закона № 68-ФЗ присуждение компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок не зависит от наличия либо отсутствия вины суда, органов уголовного преследования, органов, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, иных государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц.
В соответствии с частью 8 статьи 3 Федерального закона № 68-ФЗ, частью 4 статьи 250 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок может быть подано в суд в период исполнения судебного акта, но не ранее чем через шесть месяцев со дня истечения срока, установленного федеральным законом для исполнения судебного акта, и не позднее чем через шесть месяцев со дня окончания производства по исполнению судебного акта.
В соответствии со статьей 36 Федерального закона от 02 октября 2002 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» содержащиеся в исполнительном документе требования должны быть исполнены судебным приставом-исполнителем в двухмесячный срок со дня возбуждения исполнительного производства.
ФИО1 воспользовалась своим правом и обратилась в суд с административным исковым заявлением в период исполнения судебного акта.
Из представленных доказательств и материалов гражданского дела № судом установлено, что решением ... районного суда г. Смоленска от (дата) исковые требования ФИО1 о понуждении к проведению ремонта жилого дома удовлетворены частично. На Администрацию г. Смоленска в срок до (дата) возложена обязанность осуществить следующие работы по капитальному ремонту домовладения №...: <данные изъяты>.
Исполнительный лист № от (дата) , выданный ... районным судом г. Смоленска, с предметом исполнения: выполнение работ по капитальному ремонту домовладения №... в срок до (дата) , поступил в МОСП по ОИП УФССП России по Смоленской области (дата) для принудительного исполнения.
(дата) постановлением судебного пристава-исполнителя МОСП по ОИП УФССП России по Смоленской области на основании исполнительного листа № возбуждено исполнительное производство № в отношении должника Администрации г. Смоленска в пользу взыскателя ФИО1; должнику копия постановления о возбуждении исполнительного производства вручена (дата) .
В ходе исполнения решения суда судебным приставом-исполнителем в адрес Администрации г. Смоленска направлялись требования, в которых запрашивалась информация о конкретных мерах, направленных на исполнение решения суда, устанавливался срок для принятия мер к исполнению решения суда, должник предупреждался о привлечении к административной ответственности по ст.ст. 17.14, 17.15 КоАП РФ, а также об уголовной ответственности по ст. 315 УК РФ (дата) .
Администрация г. Смоленска неоднократно привлекалась к административной ответственности за совершение административных правонарушений, предусмотренных ч.ч. № и № ст. № КоАП РФ (дата) .
До настоящего времени исполнительное производство № не окончено, работы по капитальному ремонту жилого дома №... в соответствии с решением ... районного суда г. Смоленска от (дата) не выполнены.
На запрос судебного пристава-исполнителя от (дата) должником сообщено, что в связи с ежегодным ограниченным финансированием, выделяемым из бюджета ... на капитальный ремонт жилищного фонда на исполнение решений судов, произвести капитальный ремонт в рамках исполнительного производства № в предписанные судом сроки, не представляется возможным.
Аналогичное сообщение было представлено Администрацией г. Смоленска судебному приставу-исполнителю (дата) .
(дата) должником сообщено по исполнительному производству №, что в рамках Региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Смоленской области, на (дата) , собственники помещений которых не приняли решение о проведении капитального ремонта, работы по капитальному ремонту кровли, по утеплению и ремонту фасада, внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения, установке коллективных (общедомовых) приборов учета потребления ресурсов запланированы на (дата) .
Доказательств того, что Администрацией г. Смоленска предпринимались конкретные меры по исполнению решения суда, которые были бы достаточными и эффективными и обеспечивали реальную возможность восстановления жилищных прав административного истца, в материалы дела не представлено.
При таких обстоятельствах, суд делает вывод, что неисполнение судебного решения вызвано неэффективными мерами Администрации г. Смоленска по исполнению судебного акта и не связано с действиями административного истца.
В соответствии с пунктом 55 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 марта 2016 года № 11 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» при исчислении общей продолжительности исполнения судебного акта учитывается период со дня поступления в суд ходатайства (просьбы) лица, в пользу которого принят судебный акт, взыскателя о направлении исполнительного листа и приложенных к нему документов, предусмотренных пунктом 2 статьи 242.1 БК РФ или Законом об исполнительном производстве, в орган, организацию или должностному лицу, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, либо со дня поступления от такого лица исполнительного листа и указанных документов в орган, организацию или должностному лицу, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, до момента окончания производства по исполнению судебного акта.
Как следует из материалов дела, на момент поступления исполнительного листа № в службу судебных приставов-исполнителей (дата) , срок для добровольного исполнения решения суда у Администрации г. Смоленска (до (дата) не истек.
Учитывая изложенные выше обстоятельства, суд в данном случае рассчитывает общую продолжительность исполнения решения суда от (дата) со дня, следующего за днем истечения срока для добровольного исполнения данного решения (дата) , до дня принятия судебного акта по настоящему делу.
Таким образом, общая продолжительность исполнения судебного акта составила (дата) .
В соответствии с частью 3 статьи 258 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного искового заявления о присуждении компенсации суд устанавливает факт нарушения права административного истца на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок исходя из доводов, изложенных в административном исковом заявлении, содержания принятых по делу судебных актов, из материалов дела и с учетом следующих обстоятельств: 1) правовая и фактическая сложность дела; 2) поведение административного истца и иных участников судебного процесса; 3) достаточность и эффективность действий суда или судьи, осуществляемых в целях своевременного рассмотрения дела; 4) достаточность и эффективность осуществляемых в целях своевременного исполнения судебного акта действий органов, организаций или должностных лиц, на которых возложены обязанности по исполнению судебных актов; 5) общая продолжительность судебного разбирательства по делу и неисполнения судебного акта.
Относительно критерия соблюдения требования исполнения судебных решений в разумный срок Европейский Суд по правам человека отметил, что исполнение решения, касающегося предоставления квартиры, может занять более длительное время, чем выплата денежной суммы, учитывая степень сложности исполнительного производства, поведение сторон, а также предмет решения суда, подлежащего исполнению. Европейский Суд также установил, что если решение внутригосударственного суда касается такого предмета первой необходимости, как жилье, в которой лицо нуждается, задержка даже в один год не совместима с требованиями Конвенции. При этом государственный орган не вправе ссылаться на отсутствие денежных средств или иных ресурсов, таких как жилье, в качестве оправдания неисполнения судебного решения (Постановление Европейского Суда по делу «Д. против Российской Федерации» от 4 декабря 2008 года, Постановление Европейского Суда по делу «К. против Российской Федерации» от 23 октября 2008 года, Постановление Европейского Суда по делу «К. и другие против Российской Федерации» от 16 сентября 2010 года, и Постановление Европейского Суда по делу «К. и другие против Российской Федерации» от 28 мая 2014 года).
С момента возбуждения исполнительного производства судебный акт не исполнен, длительность неисполнения судебного решения не вызвана действиями административного истца.
При таких обстоятельствах с учетом приведенных выше правовых позиций Европейского Суда по правам человека, а также принимая во внимание меры, принятые Администрацией г. Смоленска, на которую возложена обязанность по исполнению судебного акта, степень сложности исполнительного производства, предмет исполнения решения суда, отсутствие объективных причин задержки исполнения судебного акта, суд приходит к выводу о том, что общий срок исполнения судебного акта не отвечает требованию разумности, установленному статьей 6 Конвенции, а действия Администрации г. Смоленска не являются достаточными и эффективными в целях исполнения решения суда.
С учетом критериев, установленных в прецедентной практике Европейского Суда по правам человека, и принимая во внимание все обстоятельства дела, суд полагает, что в данном случае длительность исполнения судебного акта является чрезмерной и не отвечающей требованию разумного срока. При этом за данную задержку исполнения решения административный истец ответственности не несет.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о нарушении права ФИО1 на исполнение судебного акта в разумный срок и считает необходимым удовлетворить административное исковое заявление.
Следует отметить, что вопреки доводам возражений представителя Администрации г. Смоленска, в силу статьи 1 Федерального закона № 68-ФЗ от 30 апреля 2010 года «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» ФИО1, как лицо, в пользу которого выдан исполнительный документ на основании судебного акта, возлагающего на орган местного самоуправления обязанность исполнить требование неимущественного характера, имеет право на обращение в суд с иском о взыскании компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок, настоящий административный спор инициирован административным истцом в пределах срока, установленного частью 8 статьи 3 Федерального закона № 68-ФЗ от 30 апреля 2010 года.
При определении размера компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок суд, учитывая заявленные требования, меры, принятые Администрацией г. Смоленска по исполнению судебного акта, продолжительность нарушения, наступившие вследствие этого нарушения последствия, их значимость для административного истца, а также практику Европейского Суда по правам человека, приходит к выводу, что требуемая административным истцом сумма <данные изъяты> является завышенной и определяет размер компенсации административному истцу ФИО1 в сумме <данные изъяты>.
При этом суд учитывает разъяснения Пленума Верховного Суда Российской Федерации, данные в пункте 1 постановления от 29 марта 2016 года № 11 «О некоторых вопросах, возникших при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок», о том, что компенсация за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок, как мера ответственности государства, имеет целью возмещение причиненного неимущественного вреда фактом нарушения процедурных условий, обеспечивающих реализацию данных прав в разумный срок, независимо от наличия или отсутствия вины суда, органов уголовного преследования, органов, на которые возложена обязанность по исполнению судебных актов, иных государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц. Данная компенсация не направлена на восполнение имущественных потерь заинтересованного лица и не заменяет собой возмещения имущественного вреда.
Согласно положениям части 3 статьи 4, пункта 3 части 2 статьи 5 Закона № 68-ФЗ компенсация за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок присуждается за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета, если такое нарушение было допущено органом или организацией, финансируемыми за счет средств соответствующего бюджета, либо должностным лицом этого органа или этой организации. Решение о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок, предусматривающего обращение взыскания на средства бюджета субъекта Российской Федерации или местного бюджета, либо судебного акта, возлагающего на органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные органы и организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, должностных лиц, государственных служащих органов государственной власти субъектов Российской Федерации и муниципальных служащих обязанность исполнить иные требования имущественного характера и (или) требования неимущественного характера, исполняется соответствующим финансовым органом.
Согласно статьи 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации финансовыми органами муниципальных образований являются органы (должностные лица) местных администраций муниципальных образований, осуществляющие составление и организацию исполнения местных бюджетов.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и согласно пункту 2 статьи 49 Устава г. Смоленска составление и рассмотрение проекта бюджета города Смоленска, утверждение и исполнение бюджета города Смоленска, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении бюджета города Смоленска осуществляются органами местного самоуправления города Смоленска самостоятельно с соблюдением требований, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации, федеральным законом, а также принимаемыми в соответствии с ними областными законами. Составление проекта бюджета города Смоленска и исполнение бюджета города Смоленска, а также составление отчета об исполнении бюджета города Смоленска осуществляет Администрация города Смоленска.
Решением Смоленского городского Совета № от (дата) утверждено Положение о финансовом органе Администрации г. Смоленска – Финансово-казначейском управлении Администрации г. Смоленска.
Согласно пункту № Положения Финансово-казначейское управление Администрации г. Смоленска обеспечивает реализацию полномочий Администрации г. Смоленска по решению вопросов местного значения по составлению и организации исполнения бюджета ...
Финансово-казначейское управление Администрации г. Смоленска является главным распорядителем бюджетных средств г...
Финансово-казначейское управление Администрации г. Смоленска формирует и доводит до главных распорядителей бюджетных средств ... объемы финансирования в соответствии со сводной бюджетной росписью ... (пункт № Положения); обеспечивает в установленном порядке исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджета ... (пункт № Положения).
Учитывая, что обязанность по исполнению указанного выше судебного акта возложена на Администрацию г. Смоленска и финансирование должно осуществляться за счет средств местного бюджета данного муниципального образования, суд приходит к выводу о том, что компенсация за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере <данные изъяты> подлежит взысканию за счет средств бюджета ... с Администрации г. Смоленска в лице Финансово-казначейского управления Администрации г. Смоленска, как финансового органа, осуществляющего составление и исполнение местного бюджета.
Доводы административных ответчиков о том, что в данном случае финансовым органом и главным распорядителем бюджета муниципального образования выступает Управление жилищно-коммунального хозяйства Администрации г. Смоленска, судом отклоняются в силу следующего.
Решением Смоленского городского Совета № от (дата) утверждено Положение об органе Администрации г. Смоленска в сфере жилищно-коммунального хозяйства – Управлении жилищно-коммунального хозяйства Администрации г. Смоленска.
Согласно пункту № Положения Управление является юридическим лицом в сфере муниципального казенного учреждения; имеет самостоятельный баланс, бюджетную смету, счета, открытые в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Управление является главным распорядителем бюджетных средств в сфере жилищно-коммунального хозяйства ... (пункт № Положения).
К задачам Управления жилищно-коммунального хозяйства Администрации г. Смоленска относится обеспечение исполнения функций Администрации г. Смоленска, в том числе по организации содержания муниципального жилищного фонда (раздел № Положения).
Согласно пунктам №, № Положения Управление участвует в формировании проекта бюджета ... на очередной финансовый год и плановый период в сфере жилищно-коммунального хозяйства; осуществляет бюджетные полномочия главного распорядителя средств бюджета ... в соответствии со статьей 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
В данном случае разрешается вопрос о взыскании компенсации за нарушение разумного срока исполнения судебного акта на основании положений Федерального закона № 68-ФЗ от 30 апреля 2010 года «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок», настоящий спор не затрагивает правоотношения сторон в сфере жилищно-коммунального хозяйства, носит иной правовой характер, в связи с чем Управление жилищно-коммунального хозяйства Администрации г. Смоленска не является главным распорядителем муниципального бюджета в спорных правоотношениях, возникших по данному административному делу.
Ссылки возражений административного ответчика на наличие обязательств ОАО «Ж.» по текущему ремонту многоквартирного дома № в ... в рамках исполнения решения ... районного суда г. Смоленска от (дата) не могут быть приняты во внимание, поскольку право выбора способа защиты нарушенного права принадлежит административному истцу. В соответствии с частью 1 статьи 178 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд принимает решение по заявленным административным истцом требованиям. ФИО1 заявлен административный иск о взыскании компенсации за длительное неисполнение Администрацией г. Смоленска судебного акта в части выполнения работ по капитальному ремонту многоквартирного дома, иных требований административным истцом не предъявлено. Исполнение каких-либо взаимных обязательств Администрации г. Смоленска и ОАО «Ж.» решением суда от (дата) также не предусмотрено, в отношении каждого из должников в рамках данного дела выданы отдельные исполнительные листы, на основании которых возбуждены самостоятельные исполнительные производства.
Кроме того, положения Федерального закона от 30 апреля 2010 года № 68-ФЗ «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» позволяют обращаться в суд за компенсацией за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок лишь тем взыскателям, право которых нарушено неисполнением в разумный срок судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета. Исполнение решения ... районного суда г. Смоленска от (дата) в части возложения обязанности на ОАО «Ж.» провести текущий ремонт многоквартирного дома обращение взыскания на бюджетные средства не предусматривает.
Исходя из положений пункта 2 части 1 статьи 259 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации взысканные денежные средства подлежат перечислению на банковский счет ФИО1, указанный в административном исковом заявлении.
Согласно части 3 статьи 259 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации решение суда по административному делу о присуждении компенсации подлежит немедленному исполнению в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175 - 180, 259 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
решил:
Административное исковое заявление ФИО1 о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок удовлетворить частично.
Взыскать с Администрации г. Смоленска в лице Финансово-казначейского управления Администрации г. Смоленска за счет средств бюджета г. Смоленска в пользу ФИО1 компенсацию за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере <данные изъяты>, перечислив платёж на счет № получателя ФИО1, открытый в <данные изъяты> ПАО С., БИК №, к/с №, ИНН №, код подразделения банка по месту ведения счета карты №.
В остальной части требований ФИО1, в том числе к Управлению жилищно-коммунального хозяйства Администрации г. Смоленска отказать.
Решение в части присуждения компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок подлежит немедленному исполнению.
Решение может быть обжаловано в суд апелляционной инстанции Смоленского областного суда в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме через суд, принявший решение.
Судья Волынчук Н.В.