№ 3а-28/2019
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Брянск 6 марта 2019 г.
Брянский областной суд в составе:
председательствующего судьи Стоян Е. В.
с участием прокурора Бойкачевой О.А.
при секретаре Сонькиной М.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Русинвест» об оспаривании отдельных пунктов решения Брянского городского Совета народных депутатов от 27 апреля 2016 года №405 «Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории города Брянска», в редакции решений Брянского городского Совета народных депутатов от 27 июня 2018 года №995 и от 25 июля 2018 года №1003,
У С Т А Н О В И Л:
27 апреля 2016 года решением Брянского городского Совета народных депутатов № 405 утверждена прилагаемая схема размещения нестационарных торговых объектов на территории города Брянска (далее Схема размещения НТО). Данное решение опубликовано 29 апреля 2016 года в муниципальной газете "Брянск", № 17.
В Схему размещения НТО на территории города Брянска по Советскому району в разделе «КИОСКИ», согласно позиции 9, включено место для размещения киоска по ул.Калинина, н/д 101, специализация-прод. товары, для субъектов малого предпринимательства.
Согласно позиции 43 по Советскому району города Брянска в Схему размещения НТО в разделе «ПАВИЛЬОНЫ» включено место для размещения павильона по адресу: пр-т ФИО5 (у стоматологической поликлиники), торговля цветами, для субъектов малого или среднего предпринимательства.
Пунктом 1.4. решения Брянского городского Совета народных депутатов от 27 июня 2018 года № 995 "О внесении изменений в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории города Брянска, утвержденную Решением Брянского городского Совета народных депутатов от 27.04.2016 № 405" из раздела "КИОСКИ" по Советскому району исключена позиция 9 (по ул. Калинина, н/д 101). Данное решение опубликовано 29 июня 2018 года в муниципальной газете "Брянск", № 27,
Пунктом 1.8. решения Брянского городского Совета народных депутатов от №1003 от 25 июля 2018 года «О внесении изменений в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории города Брянска, утвержденную решением Брянского городского Совета народных депутатов от 27.04.2016 №405», из раздела «ПАВИЛЬОНЫ» по Советскому району исключена позиции 43 (пр-т ФИО5 (у стоматологической поликлиники). Данное решение 27 июня 2018 года опубликовано в муниципальной газете "Брянск", № 31.
ООО «Русинвест» обратилось с административным исковым заявлением о признании недействующими пункта 1.4. Решения Брянского городского Совета народных депутатов №995 от 27 июня 2018 года в части исключения из раздела «КИОСКИ» по Советскому району позиции 9; и пункта 1.8. Решения Брянского городского Совета народных депутатов №1003 от 25 июля 2018 года в части исключения из раздела «ПАВИЛЬОНЫ» по Советскому району позиции 43.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что является владельцем указанных выше НТО на основании выданных паспортов временных объектов, по результатам проведенных конкурсов и на основании решений Арбитражного суда Брянской области. Исключение НТО из Схемы препятствует осуществлению им предпринимательской деятельности и противоречит положениям статьи 10 Федерального закона от 28 декабря 2009 года №381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации"; Правилам включения нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях и сооружениях, находящихся в государственной собственности, в схему размещения нестационарных торговых объектов, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29 сентября 2010 года № 772, предусматривающим сохранение прежних мест размещения НТО в случае утверждения схемы размещения НТО либо внесения в нее изменений. Исключение из Схемы указанных НТО без предоставления компенсационного места является незаконным.
Представитель административного истца ФИО1 в судебном заседании поддержал административное исковое заявление в полном объеме.
Представитель административного ответчика Брянского городского Совета народных депутатов ФИО2, действующая по доверенности, возражая против удовлетворения заявленных требований, пояснила, что изменения в Схему размещения НТО, с исключением принадлежащих административному истцу НТО, внесены в установленном порядке с соблюдением требований действующего законодательства. На основании поступившего предложения Брянской городской администрации и в связи с изменением градостроительной ситуации: капитальным ремонтом и проведением работ по благоустройству территории сквера «ФИО4», проектными материалами которого не предусмотрено размещение НТО, позиция 9 с адресным ориентиром ул. Калинина н/д 101, исключена из Схемы размещения НТО. Основанием для исключения из Схемы размещения НТО позиции 43, по адресу: <...> (у стоматологической поликлиники), явилось то, что находящиеся в данном месте земельный участок и расположенное на нем нежилое здание «Павильон» принадлежат частному лицу. Компенсационные места административному истцу не могут быть предоставлены, поскольку в связи с исключением мест из Схемы, ему не запрещено продолжение торговой деятельности в указанных местах.
Представитель Управления по строительству и развитию территории города Брянска ФИО3 полагала заявленные требования не подлежащими удовлетворению. Пояснила, что в связи с проведением капитального ремонта сквера ФИО4 в <...> изменилась градостроительная ситуация данной территории. В соответствии с планом благоустройства, размещение НТО на указанной территории не предусмотрено, изменено расположение пешеходных дорожек и входных групп на территорию сквера, что является основанием для исключения позиции 9 из Схемы размещения НТО. Основанием исключения позиции 43 послужило то, что в данном месте земельный участок находится в частной собственности, что в силу требований статьи 10 Федерального закона от 28 декабря 2009 года № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» исключало возможность нахождения объекта в Схеме размещения НТО.
Представитель Брянской городской администрации в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом. С учетом требований 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд полагает возможным рассмотреть административное дело в отсутствие не явившегося лица.
Выслушав лиц, участвующих в деле, заключение прокурора, полагавшего в удовлетворении административного искового заявления отказать, проверив и оценив содержание оспариваемой правовой нормы, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу положений пункта 15 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится создание условий для обеспечения жителей городского округа услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания.
В соответствии с частью 3 статьи 3 и части 2 статьи 6 Федерального закона от 28 декабря 2009 года № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (далее Федеральный закон от 28 декабря 2009 года № 381-ФЗ) органы местного самоуправления вправе издавать муниципальные правовые акты по вопросам, связанным с созданием условий для обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли, в случаях и в пределах, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации.
Согласно части 3 статьи 17 указанного Федерального закона от 28 декабря 2009 года № 381-ФЗ предусмотрено, что органы местного самоуправления в целях обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли: разрабатывают и утверждают схемы размещения нестационарных торговых объектов с учетом нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов (пункт 2); принимают меры экономического стимулирования по поддержке строительства, размещению объектов социально ориентированной торговой инфраструктуры и обеспечению доступности для хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, имущества, находящегося в муниципальной собственности (пункт 3).
Согласно статье 10 Федерального закона от 28 декабря 2009 года № 381-ФЗ схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (часть 3).
В соответствии с частью 1 статьи 29 Устава города Брянска (принят постановлением Брянского городского Совета народных депутатов 30 ноября 2005 года № 213-п) Брянский городской Совет народных депутатов является представительным органом местного самоуправления, обладающим правом представлять интересы населения и принимать от его имени решения, действующие на территории города Брянска.
Подпунктом 26.1 пункта 2 статьи 30 Устава города Брянска предусмотрено, что городской Совет народных депутатов разрабатывает и утверждает схему размещения нестационарных торговых объектов.
Решением Брянского городского Совета народных депутатов от 27 апреля 2016 года № 405 утверждена Схема размещения НТО на территории города Брянска, в которую включены по Советскому району г.Брянска в разделе «КИОСКИ» согласно позиции 9 - место для размещения киоска по ул.Калинина, н/д 101, прод.товары, для субъектов малого предпринимательства (исключен решением Брянского городского Совета народных депутатов от 27.06.2018 г. №995); в разделе «ПАВИЛЬОНЫ» согласно позиции 43 - место для размещения павильона по адресу: пр-т ФИО5 (у стоматологической поликлиники), торговля цветами, для субъектов малого или среднего предпринимательства (исключен решением Брянского городского Совета народных депутатов от 27.06.2018 г. № 995).
Указанные решения Брянского городского Совета народных депутатов опубликованы в муниципальной газете «Брянск», что соответствует порядку, установленному решением Брянского городского Совета народных депутатов от 30 января 2008 года № 893 «Об определении официального источника опубликования муниципальных правовых актов города Брянска».
Таким образом, оспариваемый нормативный правовой акт принят уполномоченным органом в установленном порядке, официально опубликован и вступил в силу, с соблюдением процедуры опубликования.
В силу пункта 1 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2009 года № 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации".
Частью 1 статьи 10 Федерального закона от 28 декабря 2009 года №381-ФЗ определено, что размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
Порядок включения в схему размещения нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности, устанавливается Правительством Российской Федерации (часть 2 статьи 10 Федерального закона от 28 декабря 2009года № 381-ФЗ).
Согласно требованиям части 6 статьи 10 Федерального закона от 28 декабря 2009 года № 381-ФЗ, утверждение схемы размещения нестационарных торговых объектов, а равно как и внесение в нее изменений, не может служить основанием для пересмотра мест размещения нестационарных торговых объектов, строительство, реконструкция или эксплуатация которых были начаты до утверждения указанной схемы.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, положение части 6 статьи 10 Федерального закона "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" направлено на обеспечение условий для предоставления населению торговых услуг, стабильности прав хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, возможности долгосрочного планирования ими своего бизнеса, на недопущение передела рынка, сокращения или прекращения торгового бизнеса, ухудшения положения субъектов предпринимательской деятельности при изменении органами публичной власти схемы размещения нестационарных торговых объектов, сокращения сферы торговых услуг. При этом реализация законоположения должна основываться на вытекающем из Конституции Российской Федерации требовании согласованного осуществления конституционных ценностей, включая ценности, связанные с гарантированием свободы экономической деятельности и поддержкой конкуренции (статья 8, часть 1), с одной стороны, и признанием и гарантированием самостоятельности местного самоуправления в пределах его полномочий (статья 12) - с другой. В соответствии с этим законоположение не может рассматриваться как исключающее необходимость достижения в каждом конкретном случае при утверждении (изменении) схемы размещения нестационарных торговых объектов баланса интересов местного сообщества в целом и соответствующих хозяйствующих субъектов с учетом особенностей конкретного муниципального образования, а потому органы местного самоуправления не лишены возможности, действуя в пределах своих полномочий, решать вопросы размещения торговых объектов, принимая во внимание их нестационарный характер, в целях создания условий для наилучшего удовлетворения потребностей населения в получении необходимых товаров, работ и услуг по месту жительства и без ущерба для стабильного ведения предпринимательства, с тем чтобы при изменении места ведения бизнеса сам бизнес сохранялся (Определение от 29 января 2015 года №225-О).
В Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 6 декабря 2018 года № 3111-О отмечено, что согласно части 1 статья 130 Конституции Российской Федерации местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью. При этом осуществление местной администрацией отнесенных уставом муниципального образования к ее ведению полномочий по решению вопросов местного значения должно обеспечивать реализацию интересов местного сообщества при решении вопросов местного значения, развитие муниципального образования, в том числе расширение сферы услуг, и не может носить произвольный характер.
В соответствии с пунктом 2 Правил включения нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях и сооружениях, находящихся в государственной собственности, в схему размещения нестационарных торговых объектов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 сентября 2010 года № 772, включение объектов в схему размещения осуществляется органом местного самоуправления по согласованию с федеральным органом исполнительной власти или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющими полномочия собственника имущества.
Приказом управления потребительского рынка Брянской области от 24 ноября 2016 г. № 589 установлен Порядок разработки и утверждения органами местного самоуправления схемы размещения нестационарных торговых объектов, который в силу пункта 1.1. распространяется на отношения, связанные с размещением нестационарных торговых объектов на земельных участках, а также в зданиях, строениях и сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности.
Согласно пункту 2.7. Порядка от 24 ноября 2016 г. № 589 не допускается включать (дополнять) в схему размещения нестационарные торговые объекты:
с нарушением существующих градостроительных и других нормативов, регулирующих размещение объектов мелкорозничной сети;
на территории дворов жилых зданий;
в арках зданий, на газонах, цветниках, площадках (детских, отдыха, спортивных), тротуарах (где затрудняется движение пешеходов и транспорта и усложняется проведение механизированной уборки);
в охранной зоне инженерных коммуникаций без согласования сетевых организаций, под железнодорожными путепроводами и автомобильными эстакадами, на территориях отвода железной дороги, а также на расстоянии менее 10 метров от входов (выходов) в подземные пешеходные переходы;
нарушающие движение транспорта и пешеходов;
в зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры);
в случае если размещение нестационарных торговых объектов препятствует свободному подъезду пожарной, аварийно-спасательной техники или доступу к объектам инженерной инфраструктуры.
Пункт 3.7. Порядка от 24 ноября 2016 г. № 589 устанавливает, что внесение изменений в схему размещения нестационарных торговых объектов в части исключения мест размещения объектов не может повлечь за собой прекращение прав на размещение до предоставления компенсационного места и легальных оснований размещения на нем.
Решением Брянского городского Совета народных депутатов от 1 июля 2011года № 556 утверждено Положение о порядке подготовки материалов для разработки и утверждения схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории города Брянска.
В соответствии с пунктом 4 Положения от 1 июля 2011 года № 556 схема размещения нестационарных торговых объектов на территории города Брянска разрабатывается и утверждается Брянским городским Советом народных депутатов в целях создания условий для обеспечения жителей города Брянска услугами торговли. Нестационарные торговые объекты размещаются на земельных участках, а также в зданиях, строениях и сооружениях, находящихся в государственной или муниципальной собственности, расположенных на территории города Брянска, в местах, определенных схемой.
При этом в пункте 17 Положения от 1 июля 2011 года № 556 (в ред. Решения Брянского городского Совета народных депутатов от 28.02.2018 года №929) воспроизведены перечисленные в пункте 2.7. Порядка, утвержденного приказом управления потребительского рынка Брянской области от 24 ноября 2016года № 589, условия, при наличии которых недопустимо включать в схему нестационарные торговые объекты.
Из материалов дела усматривается, что в Схему размещения НТО на территории города Брянска, утвержденной Решением Брянского городского Совета народных депутатов 27 апреля 2016 года № 405 по Советскому району в разделе «КИОСКИ» согласно позиции 9 включено место для размещения киоска по ул.Калинина, н/д 101, прод.товары, для субъектов малого предпринимательства.
Как установлено в судебном заседании, указанное выше торговое место было ранее выделено административному истцу в соответствии со Схемой размещения НТО, утвержденной решением Брянского городского Совета народных депутатов 25 апреля 2012 года № 781 (в редакции решения №898 от 20 декабря 2012 г.), соответственно: позиция № 15.1 - для размещения киоска по ул. Калинина, н/д 101.
По делу установлено, что в 2013 года Брянской городской администрацией объявлен конкурс на право размещения НТО в местах, определенных Схемой размещения НТО на территории города Брянска, утвержденной решением Брянского городского Совета народных депутатов 25 апреля 2012 года № 781, в том числе в отношении места 15.1 (ул. Калинина, н/д 101 – киоск). На участие в конкурсе в отношении места 15.1 поданы заявки ООО «Русинвест» и ИП ФИО13
Решением Арбитражного суда Брянской области по делу №А09-13001/2014 от 20 марта 2017года действия Брянской городской администрации, выразившиеся в признании ИП ФИО13 победителем конкурса признаны незаконными. На Брянскую городскую администрация возложена обязанность устранить выявленное нарушение посредством признания ООО «Русинвест» победителем конкурса на право размещения НТО по адресу: <...> н/д 101 (место 15.1) и выдачи паспорта временного объекта с указанным местом размещения НТО в тридцатидневный срок с даты вынесения решения.
11 декабря 2017 года ООО «Русинвест» выдан паспорт временного объекта №С-0046/17 от 8 декабря 2017 года, в который были включены сведения, препятствующие в осуществлении установки и эксплуатации торгового киоска.
По заявлению ООО «Русинвест», решением Арбитражного суда Брянской области по делу №А09-17180/2017 от 18 апреля 2018 года паспорт временного объекта №С-0046/17 от 8 декабря 2017 года признан недействительным. На Управление по строительству и развитию территории города Брянска возложена обязанность в десятидневный срок выдать ООО «Русинвест» паспорт временного объекта, расположенного по адресу <...> н/д 101, без включения недействительных сведений и установлением пятилетнего срока действия паспорта временного объекта со дня его выдачи.
Во исполнение решения арбитражного суда, 11 мая 2018 года ООО «Русинвест» был выдан паспорт временного объекта №С-0014/18 от 23 апреля 2018года на торговый киоск по адресу: <...> н/д 101, сроком действия до 22 апреля 2023 года, со специализацией: продовольственные товары.
В судебном заседании представитель административного истца пояснил, что ООО «Русинвест» фактически установило торговый ларек 15 июня 2018 года в месте определенном паспортом временного объекта и в соответствии с утвержденной схемой - <...> н/д 101.
Решением Брянского городского Совета народных депутатов от 27 июня 2018года №995 "О внесении изменений в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории города Брянска, утвержденную Решением Брянского городского Совета народных депутатов от 27.04.2016 № 405" из раздела "КИОСКИ" по Советскому району исключена позиция 9 (по ул. Калинина, н/д 101).
В соответствии с пунктом 19 Положения о порядке подготовки материалов для разработки и утверждения схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории города Брянска, утвержденного решением Брянского городского Совета народных депутатов от 01.07.2011 г. №556, подготовка материалов для внесения изменений в схему осуществляется в порядке, установленном пунктами 5 - 11, 15, 16, 17 настоящего Положения.
Исключение из схемы нестационарных торговых объектов осуществляется Брянским городским Советом народных депутатов:
- на основании письменного предложения Брянской городской администрации с мотивированным обоснованием исключения;
- на основании письменных предложений контролирующих, надзорных и правоохранительных органов с мотивированным обоснованием исключения;
- в случае изменения градостроительной ситуации до истечения установленного в схеме периода функционирования.
В силу требований действующего федерального и регионального законодательства решение об исключении из схемы нестационарных торговых объектов должно быть мотивированным.
В материалы дела административным ответчиком представлено письменное предложение Брянской городской администрации от 20 июня 2018 года №2/15-6104 об исключении из Схемы позиции № 9 - киоск по ул.Калинина, н/д 101 в Советском районе, указано основание - в связи с проведением капитального ремонта и работ по благоустройству сквера "ФИО4".
Вместе с тем, мотивированного обоснования исключения НТО из Схемы, указанное письменное предложение не содержит.
В ходе судебных заседаний представитель Брянской городской администрации указывал, что из дополнительных пояснений специалистов БГА и Управления по строительству, что отражено в прилагаемом Протоколе заседания комитета по муниципальной собственности от 27 июня 2018 года, после проведения благоустройства соответствующей территории, размещение в предусмотренном Схемой месте НТО нецелесообразно, поскольку влечет нарушение архитектурной композиции сквера, его визуальное восприятие, перекрывает основную входную группу сквера.
Вместе с тем, Решение Брянского городского Совета народных депутатов от 27 июня 2018 года № 995 об исключении позиции 9 из Схемы не содержит какого-либо правового обоснования.
Представленные суду материалы о проведении капитального ремонта и работ по благоустройству сквера "ФИО4", безусловно не свидетельствуют о наличии законных оснований для исключения места НТО из Схемы.
Вопреки доводам административного ответчика, План работ по капитальному ремонту объектов внешнего благоустройства города Брянска на 2017 год, утвержденный постановлением Брянской городской администрации №2826-п от 9 августа 2017 год (с указанием денежных средств, предусмотренных бюджетом и сметной стоимости); муниципальный контракт от 28 июля 2017 года на выполнение подрядных работ по капитальному ремонту, не содержат обоснования исключения спорного объекта из Схемы размещения НТО.
В материалы дела административным ответчиком представлено положительное заключение экспертизы от 29 мая 2017 года, содержащее выводы о соответствии расчетов в сметной документации, сметным нормативам: сметная стоимость объекта «Капитальный ремонт сквера «ФИО4» определена достоверно. Так же представлен «проект полосы отвода» и «технологические и конструктивные решения» (в т.ч. устройство линии наружного освещения; установка малых архитектурных форм; переустройство инженерных коммуникаций).
Допрошенный в судебном заседании в качестве специалиста ФИО20 пояснил, что на кадастровый учет поставлен земельный участок для использования торгового киоска. Площадь сквера «ФИО4» после реконструкции не была изменена. Торговые точки, находящиеся до реконструкции сквера в проектную документацию не были заложены, чтобы не испортить центральный вход в сквер. Однако изменения в кадастровый учет границ земельных участков не вносились.
Однако, экспертного заключения, которым установлено изменение градостроительной ситуации в месте размещения НТО и необходимость его исключения из Схемы, при принятии решения административным ответчиком об исключении НТО из Схемы не имелось.
Кроме того, в представленных в материалы дела публично-кадастровой карты и топосьемки сквера «ФИО4» по ул. Калинина указаны границы поставленных на кадастровый учет нескольких земельных участков. Согласно выпискам из Единого государственного реестра недвижимости на кадастровый учет поставлены земельные участки: 1)земельный участок с кадастровым номером 32:28:0031911:2, площадью 7 562 кв.м., по адресу: <...> сквер «ФИО4», виды разрешенного использования: парки, скверы, зеленые зоны, бульвары, улицы и площади; 2) земельный участок с кадастровым номером 32:28:0031906:2, площадью 1 035 кв.м., по адресу: <...> виды разрешенного использования: под застройку и благоустройство Славянской площади; 3) земельный участок с кадастровым номером 32:28:0031911:1, площадью 17 кв.м., по адресу: <...> около дома №101, виды разрешенного использования: для использования торгового киоска.
Так же, суд учитывает, что согласно акту приемки работ по капитальному ремонту объекта сквер «ФИО4», работы выполнены в полном объеме в соответствии с проектно-сметной документацией по состоянию на 2 ноября 2017года. Тогда как, решение по исключению спорного места размещения НТО из Схемы принято административным ответчиком 27 июня 2018 года.
По делу установлено, что 19 июня 2018 года в адрес Брянской городской администрации поступило обращение УМВД России по городу Брянску о рассмотрении в кратчайшие сроки вопроса о переносе торгового киоска на безопасное расстояние от стационарного поста полиции №6, расположенного по ул. Калинина, в целях совершенствования антитеррористической безопасности органов внутренних дел.
Постановлением Брянской городской администрации от 20 июня 2018 года №1835-п прекращено действие паспорта временного объекта, выданного ООО «Русинвест» (адресный ориентир: ул. Калинина, о/д 101), в связи с чем 21 июня 2018 года торговый киоск был демонтирпован.
Судом установлено, что по итогам проведенной проверки обращения ООО «Русинвест», прокуратурой города Брянска в адрес Брянской городской администрации в августе 2018 года внесено представление об устранении нарушений федерального законодательства Брянской городской администрацией и ее структурными подразделениями по факту необоснованного прекращения действия выданных паспортов временных объектов в одностороннем порядке органом местного самоуправления, что нарушает права на размещение нестационарных торговых объектов субъектами предпринимательской деятельности. Так же, проверкой установлено, что ООО «Русинвест» в течение одного месяца со дня получения паспорта временного объекта не имело возможности осуществить торговую деятельность в киоске по ул. Калинина, о/д 101.
Решением Арбитражного суда Брянской области от 21 ноября 2018 года дело №Ф09-7230/2018 постановление Брянской городской администрации от 20 июня 2018 года №1835-п о прекращении действия паспорта временного объекта, выданного ООО «Русинвест» признано недействительным.
Приказом Минпромторга России от 25 декабря 2014 года № 2733 "Об утверждении Стратегии развития торговли в Российской Федерации на 2015 - 2016 годы и период до 2020 года" предусмотрено, что при отсутствии системных нарушений правил торговли и желании хозяйствующего субъекта продолжать торговую деятельность по истечении сроков разрешенного размещения нестационарного торгового объекта необходимо обеспечивать продление договоров (иных разрешительных документов) без проведения конкурентных процедур. При градостроительной необходимости освобождения места размещения нестационарного торгового объекта следует обеспечивать предоставление хозяйствующему субъекту альтернативных равноценных компенсационных мест, реализуя принцип "меняется место - сохраняется бизнес" (п. 3.2.2).
Предусмотренные требования и предписания, подлежащие применению при разрешении вопроса об исключении из Схемы позиции 9 в соответствии с решением Брянского городского Совета народных депутатов от 27 июня 2018 года № 995, административным ответчиком не выполнены.
Суд учитывает, что предусмотренная частью 6 статьи 10 Федерального закона от 28 декабря 2009 года №381-ФЗ норма содержит гарантии осуществления предпринимательской деятельности для лиц, эксплуатирующих нестационарные торговые объекты на соответствующей территории, и направлена лишь на исключение создания каких-либо препятствий эксплуатации торговых объектов, размещенных ранее утверждения новой схемы.
Судом не добыто и административным ответчиком не представлено достоверных доказательств, свидетельствующих о наличии нарушений действующего законодательства при внесении в Схему торгового места по ул.Калинина, в связи с чем данное торговое место не могло быть произвольно исключено из Схемы.
В части 1 статьи 2 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 29 декабря 2017 года №463-ФЗ приведено определение правил благоустройства территории муниципального образования, под которым понимается муниципальный правовой акт, устанавливающий на основе законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации требования к благоустройству и элементам благоустройства территории муниципального образования, перечень мероприятий по благоустройству территории муниципального образования, порядок и периодичность их проведения.
Пункты 1, 36 и 38 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, определяют градостроительную деятельность - деятельность по развитию территорий, осуществляемая, среди прочего, в виде благоустройства территорий. Под благоустройством территорий понимается деятельность по реализации комплекса мероприятий, установленного правилами благоустройства территории муниципального образования, направленная на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, по поддержанию и улучшению санитарного и эстетического состояния территории муниципального образования, по содержанию территорий населенных пунктов и расположенных на таких территориях объектов, в том числе территорий общего пользования, земельных участков, зданий, строений, сооружений, прилегающих территорий. Элементами благоустройства являются декоративные, технические, планировочные, конструктивные устройства, элементы озеленения, различные виды оборудования и оформления, в том числе фасадов зданий, строений, сооружений, малые архитектурные формы, некапитальные нестационарные строения и сооружения, информационные щиты и указатели, применяемые как составные части благоустройства территории
Из приведенных выше норм следует, что благоустройство территорий относится к градостроительной деятельности по реализации комплекса мероприятий, установленного правилами благоустройства территории муниципального образования. Благоустройство территорий организовывается в соответствии с правилами благоустройства территории муниципального образования, устанавливающими требования к нему и его элементам, а также перечень мероприятий, порядок и периодичность их проведения.
Целью благоустройства территорий является обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, поддержание и улучшение санитарного и эстетического состояния территории муниципального образования, содержание территорий населенных пунктов и расположенных на таких территориях объектов. Для этого в правилах благоустройства территории муниципального образования устанавливается комплекс мероприятий по благоустройству территории муниципального образования.
Кроме того, изменение схемы размещения НТО в случае принятия решения о комплексном благоустройстве земельного участка не должно носить произвольный характер, в каждом конкретном случае необходим баланс интересов местного сообщества в целом и соответствующих хозяйствующих субъектов с учетом особенностей конкретного муниципального образования; органы местного самоуправления не лишены возможности, действуя в пределах своих полномочий, решать вопросы размещения торговых объектов, принимая во внимание их нестационарный характер, в целях создания условий для наилучшего удовлетворения потребностей населения в получении необходимых товаров, работ и услуг по месту жительства и без ущерба для стабильного ведения предпринимательства, с тем чтобы при изменении места ведения бизнеса сам бизнес сохранялся.
С учетом анализа норм федерального законодательства и обстоятельств дела, суд полагает, что в отсутствие обоснованного заключения о необходимости исключения НТО из схемы в данном месте в связи с проведением благоустройства сквера «ФИО4», административный ответчик не может произвольно исключить данное место из Схемы без предоставления компенсационного места, следовательно требования административного истца, в части исключения из Схемы позиции 9 (по ул. Калинина) являются обоснованными и подлежат удовлетворению
Из материалов дела усматривается, что в Схему размещения НТО на территории города Брянска, утвержденной Решением Брянского городского Совета народных депутатов 27 апреля 2016 года № 405 по Советскому району г.Брянска в разделе «ПАВИЛЬОНЫ» включена позиции - 43 место для размещения павильона по адресу: пр-т ФИО5 (у стоматологической поликлиники), торговля цветами, для субъектов малого или среднего предпринимательства.
Как установлено в судебном заседании, указанное выше торговое место было ранее выделено административному истцу в соответствии со Схемой размещения НТО, утвержденной решением Брянского городского Совета народных депутатов 25 апреля 2012 года № 781 (в редакции решения №898 от 20 декабря 2012 г.), позиция №38 - для размещения павильона по пр-ту ФИО5 (у стоматологической поликлиники).
В январе 2013 года был проведен конкурс на право размещения НТО, по результатам которого ООО «Русинвест» является победителем конкурса на право размещения НТО в том числе по адресу: пр-т ФИО5 (у стоматологической поликлиники).
Однако Управлением по строительству и развитию территории города Брянска отказано ООО «Русинвест» в выдаче паспорта временного объекта, что послужило основанием для обращения в Арбитражный суд Брянской области.
Решением Арбитражного суда Брянской области от 7 ноября 2016 года №А09-9554/2016 признаны незаконными действия Управления по строительству и развитию территории города Брянска по отказу в выдаче паспорта временного объекта. Суд обязал Управление по строительству и развитию территории города Брянска в десятидневный срок выдать ООО «Русинвест» паспорт временного объекта с местом размещения НТО, в том числе по адресу: г.Брянск, Советский район, пр-т ФИО5, у стоматологической поликлиники.
Во исполнение решения арбитражного суда, ООО «Русинвест» был выдан паспорт временного объекта №С-0021/16 от 22 сентября 2016 года на торговый павильон по адресу: <...> (у стоматологической поликлиники), сроком действия до 16 декабря 2018 года.
Решением Брянского городского Совета народных депутатов от 25 июля 2018года №995 "О внесении изменений в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории города Брянска, утвержденную Решением Брянского городского Совета народных депутатов от 27.04.2016 № 405" из раздела "ПАВИЛЬОНЫ" по Советскому району исключена позиция 43 (НТО по пр-ту Станке ФИО5 у стоматологической поликлиники).
В материалы дела административным ответчиком представлено письменное предложение Брянской городской администрации от 21 июня 2018 года №2/15-5783 об исключении из Схемы позиции № 43 раздела «павильоны», с адресным ориентиром пр-т ФИО5 (у стоматологической поликлиники), указано основание – нежилое здание «павильон для продажи цветов» и земельный участок принадлежат на праве собственности ФИО15
Согласно представленным документам право собственности на здание «торговый павильон», площадью <данные изъяты> кв.м., с кадастровым номером <данные изъяты>, по адресу: г. Брянск, на пересечении ул. Красноармейской и пр-та ФИО5, оформлено за ФИО15 19 июля 2012 года. Земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты>, площадью <данные изъяты> кв.м., с видом разрешенного использования: для размещения торгового киоска для продажи цветов, находящийся по адресу <...> с 17 марта 2015года находился в собственности у ФИО15
Правообладателем ФИО15 21 мая 2018 года в адрес Брянской городской администрации заявлено требование по исключению данного места из Схемы размещения НТО.
В настоящее время, с 4 декабря 2018 года на основании договора купли-продажи собственником здания «торговый павильон» и земельного участка является ФИО19
По делу установлено, что в связи с нарушением прав административного истца по своевременному оформлению паспорта временного объекта, как победителю конкурса, и восстановлении нарушенного права в судебном порядке только 22 сентября 2016 года (дата оформления паспорта НТО), ООО «Русинвест» не мог реализовать законное право на размещение НТО в указанном в Схеме месте, в связи с оформлением права собственности третьего лица.
В соответствии с пунктом 7 статьи 10 Федерального закона от 28 декабря 2009 года № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» порядок размещения и использования нестационарных торговых объектов в стационарном торговом объекте, в ином здании, строении, сооружении или на земельном участке, находящихся в частной собственности, устанавливается собственником стационарного торгового объекта, иного здания, строения, сооружения или земельного участка с учетом требований, определенных законодательством Российской Федерации.
Таким образом, в отсутствии согласия собственника земельного участка на размещение в данном месте НТО в силу закона невозможно.
Действующее федеральное законодательство направлено на обеспечение условий для предоставления населению торговых услуг, стабильности прав хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, возможности долгосрочного планирования ими своего бизнеса, на недопущение сокращения или прекращения торгового бизнеса, ухудшения положения субъектов предпринимательской деятельности при изменении органами публичной власти схемы размещения НТО, сокращения сферы торговых услуг.
В связи с тем, что схемы размещения НТО - это способ систематизации размещения объектов исходя из долгосрочных планов развития территорий и создания комфортной среды для граждан, уполномоченный орган при утверждении (изменении) схемы размещения НТО вправе решать вопросы их размещения самостоятельно, при условии, что установленное правовое регулирование не носит произвольный характер, не является средством для административного сокращения количества торговых объектов и ограничения предпринимательской активности, направлено на создание условий для наилучшего удовлетворения потребностей населения в получении необходимых товаров, работ и услуг по месту жительства, и при изменении места ведения бизнеса с применением НТО, сам бизнес сохраняется.
Суд учитывает, что право на размещение НТО в указанном месте (по пр-ту ФИО5 у стоматологической поликлиники), истец получил еще в 2013году, до оформления права собственности на земельный участок третьим лицом. При указанных обстоятельствах исключение из Схемы НТО в данном месте по пр-ту ФИО5 без предоставления компенсационного места ООО «Русинвест» не соответствует закону и нарушает его право на ведение предпринимательской деятельности.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу о нарушении прав административного истца при принятии решений об исключении из Схемы размещения НТО позиции 9 (по ул. Калинина о/д 101) и позиции 43 по пр-ту ФИО5 у стоматологической поликлиники), следовательно административное исковое заявление подлежит удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Административное исковое заявление Общества с ограниченной ответственностью «Русинвест» удовлетворить.
Признать не действующим со дня вступления в законную силу решения суда, Решение Брянского городского Совета народных депутатов от 27 апреля 2016 года №405 «Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории города Брянска» в редакции пункта 1.4 Решения Брянского городского Совета народных депутатов от 27 июня 2018 года №995 в части исключения из раздела «Киоски» по Советскому району позиции 9 с адресным ориентиром: улица Калинина, н/д 101;
также в редакции пункта 1.8 Решения Брянского городского Совета народных депутатов от 25 июля 2018 года №1003 в части исключения из раздела «Павильоны» по Советскому району позиции 43 с адресным ориентиром: проспект Станке ФИО5, у стоматологической поликлиники.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Брянский областной суд.
Судья Брянского областного суда Е.В. Стоян