Дело № 3а-28/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
07 ноября 2019 года г. Севастополь
Севастопольский городской суд в составе: председательствующего судьи Бабича В.В., при секретаре Марушевской Т.В., помощник судьи Босенко Е.А.,
с участием: прокурора Махиня В.В., представителей административных истцов – ФИО1, ФИО2, ФИО3, представителей административного ответчика – ФИО4, ФИО5, представителя заинтересованного лица Правительства Севастополя – ФИО6,
рассмотрел в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению АшироВ. В. С., ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО15, ФИО16, ФИО17, ФИО18, ФИО19, ФИО20, ФИО21, Перепел Е. И., ФИО22, ФИО23, ФИО24, ФИО25, ФИО26, ФИО27, ФИО28, ФИО29, ФИО30 к Законодательному Собранию города Севастополя, заинтересованные лица – Правительство Севастополя, Управление государственной регистрации права и кадастра города Севастополя о признании недействующей части 2 статьи 6.1 Закона города Севастополя от 25.07.2015 г. №46 –ЗС «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя» в редакции Закона города Севастополя от 11.06.2019 г. №512-ЗС «О внесении изменений в Закон города Севастополя от 25.07.2014 г. №46-ЗС «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя»,
УСТАНОВИЛ:
ФИО31, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО32, ФИО14, ФИО15, ФИО16, ФИО17, ФИО18, ФИО19, ФИО20, ФИО21, Перепел Е.Ю., ФИО22, ФИО23, ФИО24, ФИО25, ФИО26, ФИО27, ФИО28, ФИО29, ФИО30 (далее - ФИО31 и др.) обратились в суд с административными исками о признании недействующей части 2 статьи 6.1 Закона города Севастополя №46 –ЗС «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя».
Определениями суда от 02.08.2019 г. и от 10.09.2019 г. указанные административные иски объединены в одно производство для совместного рассмотрения и разрешения с присвоением административному делу № 3а-28/2019.
В обоснование заявленных требований истцы указывают, что оспариваемая часть 2 статьи 6.1 Закона города Севастополя №46 –ЗС «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя» (далее Закон №46-ЗС) противоречит статье 12 Федерального конституционного закона от 21.03.2014 г. №6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения – Севастополя», нарушает права и законные интересы административных истцов в отношении собственности на земельные участки, предоставленные распоряжениями Севастопольской городской государственной администрации. Вместе с тем истцы указали на нарушение процедуры принятия оспариваемой нормы Закона города Севастополя №46–ЗС, выраженное в отсутствии согласования законопроекта, предусмотренного статьей 12.1 Федерального конституционного закона от 21.03.2014 г. №6-ФКЗ, с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.
В письменных возражениях на административный иск Законодательное собрание города Севастополя, а также заинтересованное лицо Правительство Севастополя, с иском не согласились. Указывают о соблюдении порядка принятия и на отсутствие противоречий оспариваемой правовой нормы федеральному законодательству.
В судебном заседании представители сторон настаивали, соответственно, на иске и на возражениях на иск.
Также представители Законодательного собрания города Севастополя и заинтересованного лица пояснили, что поводом к принятию оспариваемой правовой нормы является отсутствие архивов в отношении распоряжений Севастопольской городской государственной администрации и, в связи с этим, невозможность проверки правомерности издания таких распоряжений. Кроме того, многочисленная практика судов по удовлетворению исков об истребовании земельных участков в собственность города Севастополя в связи с незаконностью распоряжений Севастопольской городской государственной администрации по мотивам отсутствия у данного органа власти Украины соответствующих полномочий.
Представители административных истцов утверждали, что имеются и противоположные вступившие в законную силу судебные акты, которыми распоряжения Севастопольской городской государственной администрации о предоставлении гражданам земельных участков признавались изданными уполномоченным органом.
Представитель Управления государственной регистрации права и кадастра города Севастополя в суд не явился, о времени и месте рассмотрения дела уведомлен. Ранее в судебном заседании указывал о несогласии с административным иском.
Выслушав доводы сторон, заключение прокурора, полагавшей, что административный иск удовлетворению не подлежит, изучив материалы дела, суд пришел к следующему.
Основные правовые положения, связанные с принятием Республики Крым и города Севастополя в состав Российской Федерации, закреплены в Федеральном конституционном законе от 21.03.2014 г. N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" (далее - Федеральный конституционный закон №6-ФКЗ).
Данным Федеральным конституционным законом №6-ФКЗ установлено, что законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации действуют на территории Республики Крым со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, если иное не предусмотрено данным Законом (часть 1 статьи 23).
На территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя действуют документы выданные государственными и иными официальными органами Украины, государственными и иными официальными органами Автономной Республики Крым, государственными и иными официальными органами города Севастополя, без ограничения срока их действия и какого-либо подтверждения со стороны государственных органов Российской Федерации, государственных органов Республики Крым или государственных органов города федерального значения Севастополя, если иное не предусмотрено статьей 12.2 настоящего Федерального конституционного закона, а также если иное не вытекает из самих документов или существа отношения (статья 12).
До 1 января 2023 года на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя особенности регулирования имущественных и земельных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере (часть 1.1 статьи 12.1).
Правовым актом, устанавливающим указанные особенности правового регулирования в городе Севастополе, является Закон города Севастополя от 25.07.2014 г. №46-ЗС "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя" (первоначальный текст опубликован в газете «Севастопольские известия» №69-70 (1691) от 30.07.2014 г., далее Закон N 46-ЗС).
Законом города Севастополя от 11.06.2019 г. №512 –ЗС "О внесении изменений в Закон города Севастополя от 25.07.2014 г. N 46-ЗС (опубликован на официальном сайте Законодательного Собрания города Севастополя http://sevzakon.ru 11.06.2019 г., далее Закон №512-ЗС) Закон №46-ЗС дополнен, в том числе, статьей 6.1, устанавливающей в части 1 перечень документов, подтверждающих наличие прав, возникших до вступления в силу Федерального конституционного закона и подлежащих государственной регистрации в соответствии с Законом о регистрации недвижимости, при условии, что они являются изданными (выданными, оформленными) в установленном порядке.
В оспариваемой административными истцами части 2 названной статьи 6.1 Закона №46-ЗС, установлено, что акты Севастопольской городской государственной администрации о предоставлении гражданину земельного участка, изданные после 1 января 2002 года и не связанные с заменой сертификатов на право на земельную долю (пай), а также иные документы, выданные (оформленные) на основании таких актов, не являются документами, подтверждающими наличие ранее возникших прав, подлежащих государственной регистрации.
В соответствии с частью 1 статьи 13 Устава города Севастополя и частью 1 статьи 1, частью 1 статьи 9 Закона города Севастополя от 10.07.2014 г. № 35-ЗС «О Законодательном Собрании города Севастополя», Законодательное Собрание города Севастополя является постоянно действующим высшим и единственным органом законодательной власти города Севастополя. Законодательное Собрание в порядке реализации своих полномочий принимает законы города Севастополя.
Таким образом, оспариваемый нормативный правовой акт принят уполномоченным органом в установленной форме, официально опубликован.
Согласно статье 3 Закона №512-ЗС он вступил в силу по истечении десяти дней после дня его официального опубликования, что соответствует части 4 статьи 22 Устава города Севастополя.
Из приведенных в исках доводов и представленных документов следует, что административные истцы являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемой частью 2 статьи 6.1 Закона №46-ЗС, поскольку распоряжениями Севастопольской городской государственной администрации, изданными после 1 января 2002 года, им были предоставлены в собственность земельные участки в городе Севастополе.
Истцы полагают, что оспариваемая правовая норма противоречит приведенной выше статье 12 Федерального конституционного закона №6-ФКЗ, нарушаются их права, свободы и законные интересы, с чем нельзя согласиться.
Данная правовая норма принята с целью урегулирования вопросов правомерности применения документов в сфере отношений кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, выданных органом государственной власти Украины - Севастопольской городской государственной администрации, действующим на территории города Севастополя до его принятия в состав Российской Федерации, поскольку по смыслу статьи 12 Федерального конституционного закона № 6-ФКЗ на территории Республики Крым и города Севастополя действуют документы, выданные уполномоченными государственными или иными официальными органами Украины в соответствии с законодательством Украины, действовавшими на момент их выдачи.
При этом, из указанных статей 12 и 12.1 Федерального конституционного закона № 6-ФКЗ следует, что в отношении документов в области перечисленных отношений, город Севастополь вправе осуществлять самостоятельное правовое регулирование, в том числе, поскольку в качестве одного из условий действия этих документов федеральный законодатель указал, если иное не вытекает из самих документов или существа отношения.
Кроме того, Закон №46-ЗС в оспариваемой части не предусматривает прекращение прав на земельные участки и (или) отмену государственной регистрации права в отношении зарегистрированных в соответствии с законодательством Российской Федерации прав.
В силу части 3 статьи 1 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества.
Согласно части 1 статьи 58 данного Федерального закона, права на недвижимое имущество, установленные решением суда, подлежат государственной регистрации в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Таким образом, государственная регистрация прав на землю, возникших на основании актов Севастопольской городской государственной администрации о предоставлении гражданину земельного участка, изданных после 1 января 2002 года и не связанных с заменой сертификатов на право на земельную долю (пай), в связи с принятием оспариваемой нормы не заблокирована и возможна, если такие права будут установлены решением суда.
Рассматривая вопрос о соблюдении процедуры принятия оспариваемой нормы в связи с установленной статей 12.1 Федерального конституционного закона № 6-ФКЗ обязанностью согласовывать такое нормативное правовое регулирование с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере, судом нарушений не установлено.
В части 3 статьи 7 Закона №46-ЗС, до принятия Закона №512-ЗС, содержалась норма о том, что Перечень документов, подтверждающих наличие ранее возникших прав, устанавливается нормативным правовым актом Правительства Севастополя.
Такой Перечень был установлен Постановлением Правительства Севастополя от 07.08.2014 г. №202=ПП (признано утратившим силу Постановлением Правительства Севастополя от 01.07.2019 N 437-ПП).
Согласно пункту 2 протокола совещания у Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации от 18.12.2018 г. об отдельных вопросах регулирования земельных отношений в Республике Крым и городе Севастополе Правительству Севастополя поручено по согласованию Министерством экономического развития Российской Федерации и Государственно – правовым Управлением Президента Российской Федерации внести изменения в постановление Правительства Севастополя от 07.08.2014 г. №202-ПП «Об утверждении перечня документов, подтверждающих наличие ранее возникших прав» в части определения требований к документам, являющимися основанием для государственной регистрации прав на недвижимое имущество, в том числе установив перечень документов, не являющихся основанием для государственной регистрации прав.
Проект изменений в указанное Постановление Правительства Севастополя с приложением Перечня документов, подтверждающих наличие ранее возникших прав, в подпунктах 1, 4, 12 пункта 1 и в пункте 2 которого содержатся положения по смыслу аналогичные оспариваемой норме (л.д. 146), согласован Правительством Севастополя с Министерством экономического развития Российской Федерации (письмо от 16.04.2019 г., л.д.159), являющимся федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно - правового регулирования в сфере земельных отношений, ведения Единого государственного реестра недвижимости, осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества, государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним (Постановление Правительства РФ от 05.06.2008 г. № 437 «О Министерстве экономического развития Российской Федерации»). Также этот проект согласован с Государственно-правовым управлением Президента Российской Федерации (л.д.151).
Однако Правительством Севастополя изменения в Постановление от 07.08.2014 г. №202-ПП не вносились, в связи с тем, что Законодательным Собранием города Севастополя была инициирована разработка законопроекта о внесении изменений в Закон города Севастополя №46-ЗС.
Губернатором города Севастополя предложены и поддержаны постоянным комитетом Законодательного Собрания города Севастополя по строительству и земельным вопросам поправки, в том числе о дополнении Закона №46–ЗС частью 2 статьи 6.1.
Таким образом, оспариваемая административными истцами норма была согласована, как это предусмотрено Федеральным конституционным законом №6-ФКЗ.
Утверждения истцов о необходимости согласования непосредственно законопроекта не соответствуют положениям статьи 12.1 Федерального конституционного закона №6-ФКЗ в которой конкретный порядок согласования не установлен.
Доводы представителей истцов о судебной практике, связанной с оценкой законности издания Севастопольской городской государственной администрацией распоряжений о предоставлении гражданам земельных участков, значения не имеют, как и цели принятия оспариваемой правовой нормы, поскольку законодательные полномочия административного ответчика такими обстоятельствами не ограничены.
В соответствии с частью 8 статьи 213 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление; 2) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу; 3) соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Поскольку судом нарушение указанных обстоятельств при принятии оспариваемой части 2 статьи 6.1 Закона города Севастополя №46-ЗС не установлено, в силу части 2 статьи 215 КАС РФ это является основанием принятия решения об отказе в удовлетворении заявленных требований по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта.
Руководствуясь ст.ст.215, 216 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
административным истцам ФИО31, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО15, ФИО16, ФИО17, ФИО18, ФИО19, ФИО20, ФИО21, Перепел Е.И., ФИО22, ФИО23, ФИО24, ФИО25, ФИО26, ФИО27, ФИО28, ФИО29, ФИО30 в удовлетворении административного иска о признании недействующей части 2 статьи 6.1 Закона города Севастополя от 25.07.2014 г. №46–ЗС «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя», в редакции Закона города Севастополя от 11.06.2019 г. №512-ЗС, отказать.
Сообщение о принятии решения подлежит опубликованию Законодательным Собранием города Севастополя в официальном печатном издании в котором публикуются нормативные правовые акты Законодательного Собрания города Севастополя в течении месяца со дня вступления решения в законную силу.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Третий апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня принятии решения в окончательной форме через Севастопольский городской суд.
Судья В.В. Бабич