Дело № 3а-28/2019
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Тюмень |
Тюменский областной суд в составе:
председательствующего судьи Левиной Н.В.,
при секретаре Константиновой Е.С.,
с участием представителя административного истца общества с ограниченной ответственностью «Карат» Щ.В.В., представителя административного ответчика Департамента имущественных отношений Тюменской области Г.И.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Карат» к Департаменту имущественных отношений Тюменской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тюменской области об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости,
у с т а н о в и л:
Общество с ограниченной ответственностью «Карат» (далее также – ООО «Карат») обратилось в суд с административным исковым заявлением (с учетом уточнений) к Департаменту имущественных отношений Тюменской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тюменской области (далее также – Управление Росреестра по Тюменской области, Управление) об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером <.......> равной его рыночной стоимости в размере 13 278 150 рублей по состоянию на 01 января 2016 года.
Требования мотивированы тем, что административный истец является собственником земельного участка с кадастровым номером <.......>, общей площадью <.......> кв.м, расположенного по адресу: <.......>. Кадастровая стоимость земельного участка по состоянию на 01 января 2016 года определена в размере 22 069 683 рубля. Установленная кадастровая стоимость значительно превышает рыночную, которая по состоянию на ту же дату согласно отчету члена Общероссийской общественной организации Оценочная компания «Легион-Эксперт» № 0708201824 от 07 августа 2018 года составляет 10 824 410 рублей. Сообщает, что с целью соблюдения досудебного порядка урегулирования спора, 04 сентября 2018 года ООО «Карат» обратилось в комиссию по рассмотрению споров при Управлении Росреестра по Тюменской области с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости вышеназванного земельного участка, однако, решением комиссии от 25 сентября 2018 года заявление отклонено. Указывает, что завышенный размер кадастровой стоимости земельного участка по отношению к его рыночной стоимости влечет за собой увеличение размера земельного налога.
На административное исковое заявление поступили возражения административного ответчика Управления Росреестра по Тюменской области, административного ответчика Департамента имущественных отношений Тюменской области, заинтересованного лица Администрации г. Тюмени, отзыв заинтересованного лица Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Тюменской области (далее также – ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала по Тюменской области).
В возражениях на административное исковое заявление Управление Росреестра по Тюменской области в лице представителя К.Н.Н. просит решение по заявленным требованиям принять на усмотрение суда, признать Управление Росреестра ненадлежащим ответчиком.
В возражениях на административное исковое заявление Департамент имущественных отношений Тюменской области в лице директора К.А.В., Администрация г. Тюмени в лице представителя Т.В.А. просят в удовлетворении административного искового заявления отказать.
В отзыве на административное исковое заявление ФГБУ «ФКП Росреестра» по Тюменской области в лице директора филиала В.С.Н. просит принять решение на усмотрение суда.
Представитель административного истца ООО «Карат» в судебном заседании заявленные требования с учетом уточнений поддержал по доводам, изложенным в административном иске.
Представитель административного ответчика Департамента имущественных отношений Тюменской области с учетом представленных уточнений считала возможным принять решение на усмотрение суда.
Представители административного ответчика Управления Росреестра по Тюменской области, заинтересованных лиц ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала по Тюменской области, администрации г. Тюмени в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, доказательств уважительности причин неявки в суд не представили, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявили.
Суд в соответствии со статьями 150, 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации считает возможным рассмотреть административное дело в отсутствие указанных лиц.
Заслушав объяснения представителей административного истца и административного ответчика, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд находит административный иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 1 Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 01 июня 2009 года № 457 «О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии», к функциям Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) относятся, в том, числе функции по государственной кадастровой оценке.
Как разъяснено в пункте 7 постановления Пленума Верховного Суда РФ № 28 от 30 июня 2015 года «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», административными ответчиками по делам об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной являются государственный орган или орган местного самоуправления, утвердившие результаты определения кадастровой стоимости, и государственный орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке.
С учетом изложенного доводы представителя Управления Росреестра по Тюменской области, изложенные в письменных возражениях, что Управление не является надлежащим административным ответчиком по делу, суд находит несостоятельными и не принимает в обоснование исключения Управления из состава административных ответчиков.
В силу статьи 70 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 1 января 2017 года) государственный кадастровый учет земельных участков осуществлялся в порядке, установленном Федеральным законом от 2 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее по тексту - Закон о кадастре).
В действующей с 1 января 2017 года редакции статья 70 Земельного кодекса Российской Федерации устанавливает, что государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости».
В части 1 статьи 16 Закона о кадастре, утратившей силу с 1 января 2017 года, было установлено, что кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, прекращением его существования либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 10 - 21 части 2 статьи 7 Закона о кадастре сведений об объекте недвижимости. В пункте 11 части 2 статьи 7 Закона о кадастре в качестве таких сведений были указаны сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости.
С 01 января 2017 года вступил в законную силу Федеральный закон от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее также - Федеральный закон «О государственной регистрации недвижимости»), согласно части 2 статьи 7 которого реестр объектов недвижимости (кадастр недвижимости) является составной частью Единого государственного реестра недвижимости.
В силу пункта 1 части 5 статьи 8 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости подлежат внесению в кадастр недвижимости.
В соответствии с частью 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Статьей 66 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 данной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
В соответствии с пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
В силу части 6 статьи 24 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке», вступившего в силу с 01 января 2017 года, положения данного закона не применяются к государственной кадастровой оценке и оспариванию результатов государственной кадастровой оценки, проведение которой начато до дня вступления в силу указанного Федерального закона.
Таким образом, к рассматриваемым правоотношениям об оспаривании результатов кадастровой стоимости подлежат применению нормы Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».
В силу положений статьи 24.18 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии. В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость. Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости являются: недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости; установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Аналогичные основания для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости установлены также статьей 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, ООО «Карат» на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером <.......>, категория земель: земли населенных пунктов, общей площадью <.......> кв.м, расположенный по адресу: <.......>.
По состоянию на 01 января 2016 года определена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером <.......> в размере 22 069 683 рубля. Результаты определения кадастровой стоимости земельного участка утверждены Распоряжением Департамента имущественных отношений Тюменской области от 08 ноября 2016 года № 0111/16. Дата внесения сведений 13 ноября 2016 года, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости (т.1, л.д.142).
Согласно пункту 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
В силу части 1 статьи 388 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 названного Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено указанным пунктом.
Согласно части 1 статьи 390 Налогового кодекса РФ налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 названного Кодекса.
В обоснование требований об установлении кадастровой стоимости земельного участка, принадлежащего на праве собственности административному истцу, в размере рыночной стоимости, в материалы дела представлен отчет об оценке рыночной стоимости земельного участка от 07 августа 2018 года, выполненный обществом с ограниченной ответственностью Оценочная компания «Легион-Эксперт».
Согласно указанному отчету рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером <.......>, категория земель: земли населенных пунктов, общей площадью <.......> кв.м, расположенного по адресу: <.......>, составляет 10 824 410 рублей (т. 1, л.д. 41-118).
С учетом того, что при определении рыночной стоимости объектов недвижимости требуются специальные познания, принимая во внимание ходатайство Департамента имущественных отношений Тюменской области, по делу была назначена судебная экспертиза.
Согласно заключению эксперта ООО «Аллегра» Н.И.В. от <.......>, рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером <.......>, категория земель: земли населенных пунктов, общей площадью <.......> кв.м, расположенного по адресу: <.......>, по состоянию на 01 января 2016 года составляет 13 278 150 рублей (т.2, л.д.2-114).
Статьями 60, 61, 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности.
Таким образом, оценка относимости, допустимости, достоверности каждого доказательства в отдельности, а также оценка достаточности и взаимной связи доказательств в их совокупности является исключительной прерогативой суда.
Проведенная на основании определения суда экспертиза по определению рыночной стоимости принадлежащего на праве собственности административному истцу земельного участка касалась конкретного объекта недвижимости и была проведена с учетом индивидуальных особенностей данного объекта недвижимости.
Доказательств несоответствия вышеназванного заключения эксперта требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, не представлено.
Оценив заключение эксперта ООО «Аллегра» Н.И.В. от 27 июня 2019 года об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости, копии документов, подтверждающих квалификацию эксперта, суд признает указанное заключение допустимым доказательством размера рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером <.......> по состоянию на 01 января 2016 года – 13 278 150 рублей, поскольку порядок проведения экспертизы и содержание заключения соответствуют общим требованиям Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации». Заключение составлено с учетом положений федеральных стандартов оценки; эксперт предупрежден об уголовной ответственности по статье 307 Уголовного кодекса Российской Федерации за дачу заведомо ложного заключения (т.2, л.д. 1-114).
Принимая во внимание установленные обстоятельства, суд признает заключение эксперта ООО «Аллегра» Н.И.В. от 27 июня 2019 года, надлежащим доказательством, с достоверностью подтверждающим рыночную стоимость земельного участка по состоянию на 01 января 2016 года.
Суд учитывает, что кадастровая стоимость, внесенная в государственный кадастр недвижимости на основании средних удельных показателей, утвержденных Распоряжением Департамента имущественных отношений Тюменской области от 08 ноября 2016 года № 0111/16, определена методом массовой оценки, полученной без учета уникальных характеристик конкретного объекта, в то время как экспертом ООО «Аллегра» производилась оценка конкретного земельного участка, принадлежащего административному истцу, с учетом его индивидуальных характеристик.
В связи с изложенным, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения заявленных ООО «Карат» требований об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером <.......> в размере его рыночной стоимости 13 278 150 рублей по состоянию на 01 января 2016 года.
В силу статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 указанного Закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Как разъяснено в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», установленная судом кадастровая стоимость используется для исчисления налоговой базы за налоговый период, в котором подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости, и применяется до вступления в силу в порядке, определенном статьей 5 НК РФ, нормативного правового акта, утвердившего результаты очередной кадастровой оценки, при условии внесения сведений о новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости (пункт 28).
Ввиду того, что сведения о дате подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости и применяются для целей налогообложения и иных установленных законодательством целей, в резолютивной части решения указывается дата подачи соответствующего заявления. Законом об оценочной деятельности для юридических лиц, органов государственной власти и органов местного самоуправления установлен обязательный досудебный порядок урегулирования спора, в связи с этим датой подачи заявления для указанных лиц является дата обращения в Комиссию (пункт 25).
Решением Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Тюменской области № 187 от 25 сентября 2018 года, поданное 04 сентября 2018 года заявление ООО «Карат» о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельного участка отклонено (т. 1, л.д. 27-29).
Поскольку из обстоятельств дела следует, что у административного истца имеется правовой интерес в оспаривании кадастровой стоимости земельного участка для целей налогообложения, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных административным истцом требований путем установления кадастровой стоимости указанного земельного участка в размере его рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2016 года, с указанием времени подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости - даты обращения административного истца в комиссию 04 сентября 2018 года.
Кадастровая стоимость подлежит установлению на период с 01 января 2016 года и до даты внесения в государственный кадастр недвижимости сведений об определенной по результатам проведения очередной государственной кадастровой оценки кадастровой стоимости земельного участка, применяемой для целей налогообложения в порядке, предусмотренном статьей 5 Налогового кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175- 180, 245-249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
р е ш и л:
административное исковое заявление Общества с ограниченной ответственностью «Карат» удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером <.......>, категория земель: земли населенных пунктов, общей площадью <.......> кв.м, расположенного по адресу: Тюменская область, <.......>, в размере его рыночной стоимости 13 278 150 (тринадцать миллионов двести семьдесят восемь тысяч сто пятьдесят) рублей по состоянию на 01 января 2016 года, на период с 01 января 2016 года и до даты внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельного участка, определенной по результатам проведения очередной государственной кадастровой оценки.
Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка считать 04 сентября 2018 года.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме в Судебную коллегию по административным делам Тюменского областного суда путем подачи апелляционной жалобы через Тюменский областной суд.
Мотивированное решение составлено 19 июля 2019 года.
Судья Тюменского областного суда | Н.В. Левина |