30
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
дело № 3а-28/2019
30 января 2019 года г. Улан-Удэ
Верховный суд Республики Бурятия в составе председательствующего судьи Казанцевой Т.Б., при секретаре Черепановой О.А., с участием прокурора Бадмацыреновой Ю.С., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Зарбаева Бато Сырен-Жаповича к Территориальной избирательной комиссии «МО «Тункинский район», Совету депутатов МО СП «Хужиры», Избирательной комиссии Республики Бурятия об определении срока назначения выборов Главы муниципального образования сельское поселение «Хужиры»,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 С-Ж., являющийся избирателем на муниципакльных выборах муниципального образования сельского поселения «Хужиры» (далее – МО СП «Хужиры»), обратился с иском к Территориальной избирательной комиссии МО «Тункинский район», в котором просил возложить на Совет депутатов МО СП «Хужиры» обязанность назначить выборы Главы муниципального образования сельского поселения «Хужиры» с сокращением сроков назначения выборов и сроков осуществления иных избирательных прав на 1/3; возложить на Избирательную комиссию Республики Бурятия обязанность сформировать временную избирательную комиссию для проведения выборов главы муниципального образования в количестве не менее 15 членов комиссии.
В обоснование исковых требований административный истец указал, что в результате бездействия представительного органа нарушается его активное и пассивное избирательное право. Срок полномочий Главы поселения закончился 09.09.2018г. после избрания нового состава Совета депутатов поселения, однако назначенные на указанную дату выборы Главы поселения проведены не были. Территориальной избирательной комиссией дата выборов была перенесена на 09.12.2018г., однако в указанный срок выборы вновь не состоялись в связи с отменой избирательной комиссией своего постановления о назначении выборов. Поскольку выборы в установленные сроки не состоялись, Совет депутатов МО СП «Хужиры» обязан назначить новую дату выборов в кратчайшие сроки. Поскольку Территориальная избирательная комиссия не обеспечила должным образом проведение выборов должностного лица органа местного самоуправления, выборы должны быть проведены временной избирательной комиссией.
В судебное заседание административный истец ФИО1 С-Ж., будучи надлежащим образом о нем извещенным, не явился, направив заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.
Представитель привлеченного судом к участию в деле в качестве административного соответчика Совета депутатов МО СП «Хужиры» ФИО2 исковые требования не признал, ссылаясь на то, что срок полномочий Главы МО СП «Хужиры» истек 07.11.2018г., когда вступило в законную силу решение Тункинского районного суда РБ от 04.09.2018г., которым было признано незаконным и отменено решение Совета депутатов МО СП «Хужиры» от 05.02.2016г. о назначении ФИО3 Главой МО СП «Хужиры». Поскольку полномочия Главы были прекращены досрочно, выборы должны быть назначены не позднее 6 месяцев с указанной даты, указанный срок для назначении выборов не истек. На 12.02.2019г. назначена внеочередная сессия Совета депутатов, на которой будет решен вопрос о назначении выборов Главы поселения на 05.05.2019г.
Представитель привлеченной к участию в деле в качестве административного соответчика Избирательной комиссии Республики Бурятия ФИО4, действующий на основании доверенности, исковые требования не признал, приведя аналогичные доводы, указав также, что установленных законом оснований для назначения временной избирательной комиссии не имеется.
Представитель административного ответчика - Территориальной избирательной комиссии Тункинского района Республики Бурятия в судебное заседание не явился, направив заявление о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Судом дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц.
Изучив материалы дела, выслушав представителей ответчиков, заключение прокурора Бадмацыреновой Ю.С., указавшей о необходимости удовлетворить иск в части назначения выборов, суд приходит к выводу, что требования ФИО1 С-Ж. подлежат удовлетворению в части по следующим основаниям.
В соответствии с п.5 ст.3 Федерального закона от 26 ноября 1996 года №138-ФЗ "Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления" (далее - Федеральный закон от 26 ноября 1996 года №138-ФЗ) в случаях установления нарушений конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления по основаниям, перечисленным в пункте 1 статьи 1 настоящего Федерального закона, порядок назначения выборов депутатов представительных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления определяется решением суда общей юрисдикции в соответствии с Федеральным законом от 12 июня 2002 года №67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее Федеральный закон от 12 июня 2002 года №67-ФЗ).
Такое решение суда принимается в том числе случае если выборы депутатов представительных органов местного самоуправления или выборных должностных лиц местного самоуправления, в том числе повторные или досрочные выборы, не назначены уполномоченным органом или должностным лицом в установленные сроки (п.6 ст.3 Федерального закона от 26 ноября 1996 года №138-ФЗ).
Срок полномочий органов государственной власти и органов местного самоуправления устанавливается статьей 8 Федерального закона от 12 июня 2002 года №67-ФЗ, в соответствии с п.1 которой срок, на который избираются органы местного самоуправления, депутаты указанных органов, и срок полномочий указанных органов и депутатов устанавливаются соответственно уставами муниципальных образований, при этом устанавливаемый срок не может составлять менее двух и более пяти лет. Днем окончания срока, на который избираются органы местного самоуправления, депутаты указанных органов, является второе воскресенье сентября года, в котором истекает срок полномочий указанных органов или депутатов.
В соответствии с п.1 ст.10 Федерального закона от 12 июня 2002 года №67-ФЗ выборы указанных в п.1 ст.8 настоящего Федерального закона органов или депутатов назначает уполномоченный на то орган или должностное лицо.
Днем голосования на выборах в органы местного самоуправления, как установлено п.3 ст.10 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ, является второе воскресенье сентября года, в котором истекают сроки полномочий указанных органов или депутатов указанных органов, а если сроки полномочий истекают в год проведения выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации очередного созыва, - день голосования на указанных выборах, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 4 - 6 настоящей статьи.
Пунктом 7 ст.10 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ установлено, что решение о назначении выборов в орган местного самоуправления должно быть принято не ранее чем за 90 дней и не позднее чем за 80 дней до дня голосования.
Если уполномоченный на то орган или должностное лицо не назначит выборы в сроки, предусмотренные пунктом 7 настоящей статьи, а также если уполномоченный на то орган или должностное лицо отсутствует, выборы назначаются: в органы местного самоуправления - соответствующей избирательной комиссией не позднее чем за 70 дней до дня голосования (п.8 ст.10 Федерального закона от 12 июня 2002 года №67-ФЗ).
Если соответствующая избирательная комиссия не назначит в установленный п.8 ст.10 Федерального закона от 12 июня 2002 года №67-ФЗ срок выборы указанных органов или депутатов либо если такая избирательная комиссия отсутствует и не может быть сформирована в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, то на основании п.9 ст.10 Федерального закона от 12 июня 2002 года №67-ФЗ соответствующий суд общей юрисдикции по заявлениям избирателей, избирательных объединений, органов государственной власти, органов местного самоуправления, прокурора может определить срок, не позднее которого уполномоченный на то орган или должностное лицо, а в случае их отсутствия - соответствующая избирательная комиссия должны назначить выборы.
В силу пунктов 1 и 3 ч.2 ст.36 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ глава муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации и уставом муниципального образования избирается на муниципальных выборах, либо представительным органом муниципального образования из своего состава, либо представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса. В случае избрания представительным органом муниципального образования из своего состава исполняет полномочия его председателя либо возглавляет местную администрацию.
Порядок подготовки и проведения выборов главы муниципального образования на территории Республики Бурятия определяется Законом Республики Бурятия от 17.09.2003г. №417-III "О выборах главы муниципального образования в Республике Бурятия" (далее - Закон Республики Бурятия от 17.09.2003г. №417-III), статьей 7 которого предусмотрены положения, аналогичные перечисленным нормам Федерального закона от 26 ноября 1996 года №138-ФЗ и Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ.
Согласно п.1 ст.7 Закона Республики Бурятия от 17.09.2003г. №417-III выборы главы муниципального образования назначаются представительным органом муниципального образования.
Частью 2 ст.9 Устава муниципального образования сельского поселения «Хужиры», утвержденного Советом депутатов МО СП «Хужиры» 12.04.2018г., предусмотрено, что муниципальные выборы назначаются Советом депутатов поселения.
Уставом также установлено, что Глава поселения избирается на муниципальных выборах по единому избирательному округу сроком на 5 лет.
Как следует из материалов дела, решением Совета депутатов МО СП «Хужиры» от 11 июня 2015 года №9 (на основании подп.3 п.2 ст.36 Федерального закона №131-ФЗ, ст.23 ранее утвержденного Устава МО СП «Хужиры») ФИО3 был избран главой муниципального образования сельское поселение «Хужиры» из состава данного представительного органа муниципального образования.
В соответствии со ст.23 Устава МО СП «Хужиры» в редакции, действовавшей на момент принятия указанного решения, глава поселения избирается Советом депутатов поселения из своего состава на срок полномочий Совета депутатов поселения.
Решением Совета депутатов МО СП «Хужиры» от 05.02.2016 года №1 С. был назначен на должность главы администрации МО СП «Хужиры» по контракту, заключенному по результатам конкурса на замещение указанной должности на срок полномочий, определяемый уставом муниципального образования (5 лет).
Решением Тункинского районного суда Республики Бурятия от 04.09.2018г., вступившим в законную силу после апелляционного рассмотрения 07.11.2018г., указанное решение о назначении главой администрации МО СП «Хужиры» С. было признано незаконным, поскольку на момент назначения С. на должность главы администрации сельского поселения по результатам конкурса на замещение указанной должности срок его полномочий в качестве главы МО СП «Хужиры» не истек, полномочия его досрочно прекращены не были.
09.09.2018г. на муниципальных выборах МО СП «Хужиры» был избран новый состав Совета депутатов МО СП «Хужиры», следовательно, в связи с истечением срока полномочий представительного органа местного самоуправления в соответствии с положениями Устава истек также срок полномочий Главы поселения.
Постановлением Избирательной Комиссии Республики Бурятия от 01.06.2018г. №77/917-6 полномочия избирательной комиссии МО СП «Хужиры» возложены на Территориальную избирательную комиссию МО «Тункинский район».
Постановлением Территориальной избирательной комиссии МО «Тункинский район» от 30.06.2018г. №13 на 09.09.2018г. были назначены выборы главы ММО СП «Хужиры».
Решением Тункинского районного суда РБ от 27.07.2018г., принятым по иску главы МО СП «Хужиры», данное постановление о назначении выборов было отменено. Апелляционным определением судебной коллегия по административным делам Верховного суда Республики Бурятия от 11.09.2018г. решение Тункинского районного суда РБ от 27.07.2018г. было отменено в связи с отказом от иска, производство по делу прекращено.
Фактически выборы главы МО СП «Хужиры» 09.09.2018г. не состоялись.
Постановлением Территориальной избирательной комиссии МО «Тункинский район» от 14.09.2018г. №372 выборы главы МО СП «Хужиры» были назначены на 25.11.2018г.
Постановлением Территориальной избирательной комиссии МО «Тункинский район» от 18.10.2018г. №381 в указанное постановление внесены изменения: дата выборов перенесена на 09.12.2018г.
Решением Тункинского районного суда Республики Бурятия от 27.11.2018г. был удовлетворен административный иск С.: признано незаконным и отменено постановление Территориальной избирательной комиссии МО «Тункинский район» от 14.09.2018г. №372 в редакции постановления от 18.10.2018г., которыми была определена дата выборов главы МО СП «Хужиры». На момент рассмотрения настоящего дела указанное решение суда в законную силу не вступило в связи с подачей апелляционной жалобы.
Постановлением Территориальной избирательной комиссии МО «Тункинский район» от 30.11.2018г. №396 все названные постановления, которыми были назначены выборы главы МО СП «Хужиры», были отменены.
Таким образом, с момента истечения срока полномочий главы МО СП «Хужиры» 09.09.2018г. выборы указанного выборного должностного лица проведены не были, вопрос о назначении даты выборов не был разрешен представительным органом местного самоуправления поселения и избирательной комиссией и после признания в судебном порядке незаконным решения Совета депутатов МО СП «Хужиры» от 05.02.2016г. №1, которым С. был назначен на должность главы администрации МО СП «Хужиры» по контракту.
Изложенное свидетельствует о существенном нарушении конституционных прав административного истца и неопределенного круга лиц избирать и быть избранными в органы местного самоуправления.
В связи с изложенным в силу императивных предписаний пунктов 5 и 6 ст.3 Федерального закона от 26 ноября 1996 года № 138-ФЗ, п.8 ст.10 Федерального закона от 12 июня 2002 года №67-ФЗ, суд приходит к выводу о том, что имеются основания для принятия решения об обязании представительного органа поселения назначить выборы главы муниципального образования.
При этом судом не принимаются доводы административных ответчиков об отсутствии оснований для принятия судом решения о назначении выборов в связи с тем, что полномочия С. были прекращены досрочно решением суда, вступившим в законную силу 07.11.2018г., в связи с чем выборы в соответствии с ч.4 ст.10 Федерального закона должны быть проведены не позднее чем через шесть месяцев со дня такого досрочного прекращения полномочий.
Исчерпывающий перечень оснований досрочного прекращения полномочий главы муниципального образования установлены пунктами 6 и 6.1 ст.36 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ. Судебный акт, которым признано незаконным соответствующее решение представительного органа местного самоуправления о назначении на должность главы администрации МО СП «Хужиры» по контракту, в число указанных оснований не входит, следовательно, установленные пунктом 4 ст.10 Федерального закона от 12 июня 2002 года №67-ФЗ сроки назначения выборов в случае досрочного прекращения полномочий применению в рассматриваемом случае не подлежат, соответственно, меры к назначению выборов главы поселения должны были быть приняты уполномоченными органами незамедлительно после вступления в силу решения суда.
Определяя срок, в течение которого Совет депутатов МО СП «Хужиры» должен принять решение о назначении выборов, суд учитывает необходимость соблюдения сроков, установленных положениями п.п. 7, 8 ст.9 Федерального закона от 12 июня 2002 года №67-ФЗ, а также информацию о том, что на 12 февраля 2019 года назначена внеочередная сессия Совета депутатов МО СП «Хужиры», в связи с чем приходит к выводу, что права граждан избирать и быть избранными в органы местного самоуправления будут реализованы в случае назначения даты выборов на 5 мая 2019 года. С учетом установленных законом сроков проведения избирательных действий решение о назначении выборов главы муниципального образования сельского поселения «Хужиры» должно быть принято Советом депутатов МО СП «Хужиры» в срок не позднее 12 февраля 2019 года.
На основании ст.188 КАС РФ с целью недопущения нарушения избирательных прав граждан суд приходит к выводу о необходимости обратить решение к немедленному исполнению.
При этом суд не усматривает установленных пунктом 9 ст.ю10 Федерального закона от 12 июня 2002 года №67-ФЗ оснований для удовлетворения иска ФИО1 С-Ж. о возложении на Избирательную комиссию Республики Бурятия обязанности сформировать временную избирательную комиссию, поскольку Постановлением Избирательной Комиссии Республики Бурятия от 01.06.2018г. №77/917-6 полномочия избирательной комиссии МО СП «Хужиры» возложены на Территориальную избирательную комиссию МО «Тункинский район».
На основании изложенного руководствуясь ст.ст.175 – 180, 188, 298 КАС РФ суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Зарбаева Бато Сырен-Жаповича удовлетворить частично.
Возложить на Совет депутатов МО СП «Хужиры» Тункинского района Республики Бурятия обязанность в срок не позднее 12 февраля 2019 года назначить выборы главы муниципального образования сельского поселения «Хужиры» со сроком полномочий 5 лет, которые подлежат проведению на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании в порядке, установленном Федеральным законом от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", Законом Республики Бурятия от 17 сентября 2003 года № 417-III "О выборах главы муниципального образования в Республике Бурятия", Уставом муниципального образования сельского поселения Хужиры Тункинского района Республики Бурятия.
Решение в части назначения выборов Главы МО СП «Хужиры» обратить к немедленному исполнению.
Исковые требования о возложении на Избирательную комиссию РБ обязанности сформировать временную избирательную комиссию оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации через Верховный суд Республики Бурятия в течение 5 дней со дня принятия судом решения.
Председательствующий: Т.Б. Казанцева