Дело № 3а-28/2020
(УИД 37 OS0000-01-2019-000144-76)
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
19 февраля 2020 года город Иваново
Ивановский областной суд в составе
председательствующего судьи Степановой Л.А.
при секретаре Солдатенковой И.Ю.,
с участием прокурора Гурьевой Е.А.
представителя административного истца – ФИО1,
представителя административного ответчика – Совета Шуйского муниципального района Ивановской области Ивановской области и заинтересованного лица – Администрации Шуйского муниципального района Ивановской области ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Акционерного общества «Первая Башенная Компания» к Совету Шуйского муниципального района Ивановской области о признании недействующим в части решения Совета Шуйского муниципального района Ивановской области от 24 декабря 2015 года № 68 «Об утверждении значения корректирующего коэффициента, применяемого при расчете арендной платы за пользование неразграниченными земельными участками, находящимися на территории Шуйского муниципального района» (в редакции от 19 мая 2016 года),
установил:
24 декабря 2015 года Советом Шуйского муниципального района Ивановской области вынесено решение № 68 «Об утверждении значения корректирующего коэффициента, применяемого при расчете арендной платы за пользование неразграниченными земельными участками, находящимися на территории Шуйского муниципального района».
Приложением к решению Совета Шуйского муниципального района Ивановской области от 24 декабря 2015 года № 68 «Об утверждении значения корректирующего коэффициента, применяемого при расчете арендной платы за пользование неразграниченными земельными участками, находящимися на территории Шуйского муниципального района» установлены коэффициенты для определения размера арендной платы для различных видов разрешенного использования земельных участков, где пунктом 13.3 для земельных участков, предназначенных для строительства и размещения объектов сотовой связи: антенно-мачтовых сооружений, башен и опор предусмотрен коэффициент 3,5.
Указанный нормативный правовой акт официально опубликован в печатном издании «Вестник Шуйского муниципального района» № 23 от 30 декабря 2015 года.
В настоящее время постановление действует с учетом изменений, внесенных решением Совета Шуйского муниципального района от 19 мая 2016 года № 25.
Акционерное общество «Первая Башенная Компания» (далее – АО «Первая Башенная Компания») обратилось в Ивановский областной суд с настоящим административным иском, в котором просило признать недействующим и противоречащим федеральному законодательству пункт 13.3 приложения к решению Совета Шуйского муниципального района Ивановской области от 24 декабря 2015 года № 68, ссылаясь на то, что данная норма не основана на принципе экономической обоснованности, сформулированном в постановлении Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года № 582 «Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности», на основании анализа и оценки экономических, природных и иных факторов, влияющих на уровень доходности земельного участка.
При рассмотрении дела судом в качестве заинтересованного лица привлечена Администрация Шуйского муниципального района Ивановской области.
В судебном заседании представитель административного истца ФИО1 поддержала заявленные исковые требования по основаниям, изложенным в административном иске, уточнив, что просит признать недействующим оспариваемое решение в редакции от 19 мая 2016 года.
Представитель административного ответчика и заинтересованного лица ФИО2 решение по заявленным АО «Первая Башенная Компания» требованиям оставил на усмотрение суда. Из устных и письменных пояснений представителя следует, что значение корректирующего коэффициента в размере 3,5 было перенесено из решения Шуйского районного Совета от 26.11.2008г. № 121 «О порядке определения размера арендной платы, порядке, условии и сроках внесения арендной платы за пользование земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, и земельными участками, находящимися в муниципальной собственности Шуйского муниципального района, предоставляемые в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов)», действовавшего до принятия оспариваемого решения. Расчеты, показывающие доходность земельных участков, документы, содержащие многофакторный анализ оценочных характеристик земельных участков, а также документы, подтверждающие проведение данных расчетов как при принятии решения в 2008 году, так и оспариваемого решения, отсутствуют.
Выслушав пояснения представителей административного истца, административного ответчика и заинтересованного лица, исследовав письменные материалы дела, выслушав заключение прокурора, полагавшего заявленные требования административного истца подлежащими удовлетворению, суд приходит к следующему выводу.
Порядок производства по административным делам об оспаривании нормативных правовых актов регулируется Главой 21 КАС РФ.
В силу положений части 8 статьи 213 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу; соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Как установлено пунктами «в», «г», «к» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся вопросы владения, пользования и распоряжения землей, разграничение государственной собственности, земельное законодательство.
Согласно пункту 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 3 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом или другими федеральными законами, порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные в аренду без торгов, устанавливается органом государственной власти субъекта Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.
В силу статьи 1 Закона Ивановской области от 2 марта 2015 года № 10-ОЗ «Об арендной плате за предоставленные в аренду без торгов земельные участки, находящиеся в собственности Ивановской области, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена» с 1 марта 2015 года порядок определения размера арендной платы за предоставленные в аренду без торгов земельные участки, находящиеся в собственности Ивановской области, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, устанавливается Правительством Ивановской области, если иное не установлено Земельным кодексом Российской Федерации или другими федеральными законами.
Постановлением Правительства Ивановской области N 225-п от 25 августа 2008 года утвержден Порядок определения размера арендной платы за предоставленные в аренду без торгов земельные участки, находящиеся в собственности Ивановской области, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена (далее – Порядок определения размера арендной платы), абзацем 1 пункта 2 которого установлено, что размер арендной платы за пользование земельными участками, указанными в пункте 1 настоящего Порядка определения размера арендной платы, устанавливается на основе Методики расчета арендной платы за пользование земельными участками, являющейся приложением 1 (далее - Методика), с учетом пунктов 5, 6, 7, 8, 10, 11 настоящего Порядка.
В соответствии с пунктом 1 Методики арендная плата за год за пользование земельным участком рассчитывается ежегодно по формуле:
АП = КСЗУ x Ккор. x К, где:
АП - арендная плата за год, руб.;
КСЗУ - кадастровая стоимость земельного участка, руб.;
Ккор. - корректирующий коэффициент, устанавливаемый и дифференцируемый в зависимости от категории и разрешенного использования земельного участка;
К - коэффициент, соответствующий произведению годовых индексов потребительских цен (тарифов) на товары и платные услуги по Ивановской области по официальным данным территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Ивановской области (по состоянию на декабрь предыдущего года) за период, начинающийся с года, следующего за годом введения в действие результатов государственной кадастровой оценки земель.
Абзацем 3 пункта 2 вышеупомянутого Порядка определения арендной платы предусмотрено, что значения корректирующих коэффициентов, применяемых при расчете арендной платы в соответствии с приложением 1 за пользование земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, устанавливаются органами местного самоуправления городских округов и муниципальных районов Ивановской области, на территории которых расположены указанные земельные участки.
В соответствии с положениями статей 35, 43 Федерального закона
«Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ представительный орган по вопросам отнесенным к его компетенции федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований, принимает нормативные правовые акты, в частности решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования.
Шуйский муниципальный район является муниципальным образованием, наделен статусом муниципального района (статья 3 Устава Палехского муниципального района).
Согласно положениям статей 2,8,10,20,21 Устава Шуйского муниципального района, принятого решением Шуйского районного Совета от 14 июля 2010 года № 38 Совет Шуйского муниципального района является представительным органом муниципального образования, наделенным собственными полномочиями по принятию муниципальных правовых актов, действующих на территории района. Совет принимает решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории Шуйского муниципального района.
В силу статьи 8 Устава органы местного самоуправления Шуйского муниципального района по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными законами и законами Ивановской области, могут приниматься муниципальные правовые акты на основании и во исполнение положений, установленных соответствующими федеральными законами и (или) законами Ивановской области.
Судом установлено и из материалов дела следует, что оспариваемый нормативный правовой акт утвержден решением Совета Шуйского муниципального района Ивановской области от 24 декабря 2015 года № 68; в указанный акт вносились изменения; с 24 декабря 2015 года и до настоящего времени с учетом изменений, внесенных решением Совета Шуйского муниципального района от 19 мая 2016 года № 25, им регулируются отношения и в части установления корректирующих коэффициентов, применяемых при расчете арендной платы за земельные участки, на которые государственная собственность не разграничена, расположенных на территории Шуйского муниципального района.
Упомянутый нормативный правовой акт в соответствии с требованиями статьи 9 Устава Шуйского муниципального района официально опубликован в официальном издании «Вестник Шуйского муниципального района».
Правомочность органа, принявшего оспариваемое решение, порядок введения в действие и опубликования рассматриваемого нормативного правового акта административным истцом в ходе судебного разбирательства не оспаривались.
С учетом изложенного, суд полагает, что оспариваемый нормативный правовой акт принят Советом Шуйского муниципального района в пределах своих полномочий с соблюдением требований законодательства к его форме, порядку принятия и введения в действие.
В соответствии с требованиями части 1 статьи 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Из правовой позиции, изложенной в пункте 5 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 50
«О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснении законодательства и обладающих нормативными свойствами» с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что оспариваемым актом нарушены, нарушаются или могут быть нарушены их права, свободы и законные интересы, в том числе лица, в отношении которых применен этот акт, а также иные лица, чьи права, свободы, законные интересы затрагиваются данным актом (пункт 3 части 1 статьи 128, часть 1 статьи 208 КАС РФ).
Как следует из материалов административного дела и установлено судом, 01 апреля 2009 года между Администрацией Шуйского муниципального района Ивановской области (арендодатель) и ЗАО «Мобиком-Центр» (арендатор) заключен договор № 191 о предоставлении земельного участка в пользование на условиях аренды, согласно которому арендодатель передал в пользование арендатора земельный участок с кадастровым номером № для размещения, эксплуатации и технического обслуживания антенно-мачтового сооружения базовой станции сотовой связи стандарта GSM 900/1800 «Ив-Пустошь».
01 апреля 2009 года между сторонами упомянутого договора был подписан протокол разногласий.
В судебном заседании установлено и не оспаривается лицами, участвующими в деле, что вышеупомянутый земельный участок относится к землям государственной неразграниченной собственности, правообладатель которого не установлен.
С 01 июля 2009 года ЗАО «Мобиком-Центр» прекратило свою деятельность путем реорганизации посредством присоединения к ОАО «Мегафон», о чем в выписке из Единого государственного реестра юридических лиц сделана соответствующая запись.
Согласно выписке из передаточного акта от 19 сентября 2016 года права и обязанности по договору аренды земельного участка от 01 апреля 2009 года № 191, а также антенно-мачтовое сооружение, расположенное на данном земельном участке, в результате реорганизации ПАО «Мегафон» в форме выделения перешли АО «Первая Башенная Компания» с момента его государственной регистрации.
В соответствии с выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц создание АО «Первая Башенная Компания» зарегистрировано 03 июля 2017 года.
В соответствии с пунктом 3.1 договора аренды, с учетом протокола разногласий, размер и расчет арендной платы определяется в прилагаемом к настоящему договору расчете арендной платы.
В соответствии с расчетом арендной платы на 2019 год к договору аренды Администрацией Шуйского муниципального района начислена арендная плата в размере 203936 рубля 58 копеек, исчисляемая из кадастровой стоимости земельного участка с применением оспариваемого коэффициента – «3,5».Обоснованием базового размера арендной платы является Постановление Правительства Ивановской области от 25 августа 2008 года № 225-п «Об утверждении порядка определения размера арендной платы за предоставленные в аренду без торгов земельные участки, находящиеся в собственности Ивановской области, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена»; обоснованием корректирующего коэффициента является решение Совета Шуйского муниципального района Ивановской области от 24 декабря 2015 года № 68 «Об утверждении значения корректирующего коэффициента, применяемого при расчете арендной платы за пользование неразграниченными земельными участками, находящимися на территории Шуйского муниципального района», который установлен в размере 3,5.
Таким образом, оспариваемый корректирующий коэффициент непосредственно влияет на права и обязанности административного истца.
С учетом изложенных обстоятельств, вышеприведенных положений закона и правовых позиций, суд приходит к выводу, что АО «Первая Башенная Компания», являющееся субъектом арендных отношений и полагающее нарушенным его право как арендатора земельного участка неправомерным установлением оспариваемого корректирующего коэффициента, вправе обратиться в суд с настоящим административным исковым заявлением.
Проверяя соответствие оспариваемого в части нормативного правового акта нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.7 Земельного кодекса РФ размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, определяется в соответствии с основными принципами определения арендной платы, установленными Правительством Российской Федерации.
Основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года № 582 «Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации».
К числу таких принципов относится, в том числе принцип экономической обоснованности, в соответствии с которым арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель, к которой отнесен такой земельный участок, и его разрешенного использования, а также с учетом государственного регулирования тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность на таком земельном участке, и субсидий, предоставляемых организациям, осуществляющим деятельность на таком земельном участке.
Соблюдение принципа экономической обоснованности компетентным государственным или муниципальным органом должно быть доказано путем представления соответствующих расчетов, показывающих доходность земельных участков, а также документов, содержащих многофакторный анализ оценочных характеристик земельных участков.
Однако ни административным ответчиком, ни заинтересованным лицом в материалы дела не представлено экономического обоснования коэффициента в размере 3,5, определенного исходя из доходности земельного участка с учетом категории земель, к которой отнесен спорный земельный участок, и его разрешенного использования. Нормативный правовой акт каких-либо ссылок на наличие финансово-экономического обоснования значений корректирующих коэффициентов не содержит.
Отсутствие экономического обоснования не оспаривал и представитель административного ответчика и заинтересованного лица.
При таких обстоятельствах оспариваемое значение корректирующего коэффициента является произвольным, не связанным с многофакторным анализом доходности земельного участка, что противоречит основным принципам определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и нарушает права, свободы и законные интересы административного истца.
С учетом положений пункта 1 части 2 статьи 215 КАС РФ, поскольку оспариваемый в части нормативный правовой акт не соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, и нарушает права, свободы и законные интересы административного истца, суд считает необходимым удовлетворить заявленные АО «Первая Башенная Компания» административные исковые требования и признать недействующим пункт 13.3 приложения к решению Совета Шуйского муниципального района Ивановской области от 24 декабря 2015 года № 68 «Об утверждении значения корректирующего коэффициента, применяемого при расчете арендной платы за пользование неразграниченными земельными участками, находящимися на территории Шуйского муниципального района».
Исходя из разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации, содержащихся в абзаце третьем пункта 38 постановления от 25 декабря 2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», принимая во внимание, что оспариваемый в части нормативный правовой акт до принятия настоящего решения суда применялся длительное время и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд считает, что пункт 13.3 приложения к решению Совета Шуйского муниципального района Ивановской области от 24 декабря 2015 года № 68, подлежит признанию недействующим с момента вступления решения суда в законную силу.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
решил:
Административное исковое заявление акционерного общества «Первая Башенная Компания» удовлетворить.
Признать недействующим со дня вступления настоящего решения суда в законную силу п.13.3 Приложения к решению Совета Шуйского муниципального района Ивановской области от 24 декабря 2015 года № 68 «Об утверждении значения корректирующего коэффициента, применяемого при расчете арендной платы за пользование неразграниченными земельными участками, находящимися на территории Шуйского муниципального района» (в редакции от 19 мая 2016 года).
Сообщение о принятии данного судебного решения подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу в официальном печатном издании «Вестник Шуйского муниципального района».
Решение может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Ивановский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Л.А. Степанова