ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-28/2018 от 30.03.2018 Ленинградского областного суда (Ленинградская область)

Дело № 3а-28/2018

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Санкт-Петербург 30 марта 2018 года

Ленинградский областной суд в составе:

председательствующего – судьи Морозковой Е.Е.,

при секретаре Михейкиной М.О.,

с участием прокурора Кичаевой О.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ПАО «Ленэнерго» о признании недействующими приказа комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области от 31.10.2017 №149-п «О внесении изменений в приказ комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области от 30.12.2015 № 535-п «Об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Ленинградской области» и приказа комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области от 30.12.2015 № 535-п (в редакции приказа комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области от 31.10.2017 №149-п) «Об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Ленинградской области»(в части),

установил:

30 декабря 2015 года комитет по тарифам и ценовой политике Ленинградской области издал приказ №535-п «Об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Ленинградской области на 2016 год» (далее приказ ЛенРТК от 30.12.2015 №535-п), которым установлены: единые тарифы на услуги по передаче электрической энергии по сетям Ленинградской области на 2016 год(приложения 1,2);цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии для сетевых организаций, обслуживающих преимущественно одного потребителя (приложение 3); долгосрочные параметры регулирования для территориальных сетевых организаций, в отношении которых тарифы на услуги по передаче электрической энергии устанавливаются на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности территориальных сетевых организаций(приложение 4); необходимая валовая выручка (НВВ) сетевых организаций на долгосрочный период регулирования (без учета оплаты потерь)(приложение 5); индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями (приложение 6).

Приказом ЛенРТК от 30.12.2016 №567-п «О внесении изменений в приказ комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области от 30 декабря 2015 года №535-п «Об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Ленинградской области на 2016 год» (далее приказ ЛенРТК от 30.12.2016 №567-п) внесены следующие изменения в приказ ЛенРТК от 30.12.2015 №535-п: из названия приказа исключены слова «на 2016 год», приказ дополнен приложениями 1.1(единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии по сетям Ленинградской области, поставляемой прочим потребителям, на 2017 год, таблица 1 «размер экономически обоснованных единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Ленинградской области на 2017 год», таблица 2 «показатели для целей расчета единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Ленинградской области на 2017 год), 2.1(единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии по сетям Ленинградской области, поставляемой населению и приравненным к нему категориям потребителей, на 2017 год), 3.1(цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии для сетевых организаций, обслуживающих преимущественно одного потребителя, на 2017 год), 6.2(индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями на 2017 год); приложения 4 и 5 изложены в иной редакции.

Решением Ленинградского областного суда от 17.03.2017 по административному делу №3а-30/2017 признаны недействующими с момента вступления решения суда в законную силу приложение 1 и приложение 5 к приказу комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области от 30.12.2016 N 567-п "О внесении изменений в приказ комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области от 30 декабря 2015 года N 535-п "Об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Ленинградской области на 2016 год" в части указания необходимой валовой выручки для акционерного общества "Ленинградская областная электросетевая компания" на 2017 год в размере <данные изъяты>. руб.

Комитет по тарифам и ценовой политике Правительства Ленинградской области в срок до 01.07.2017 обязан принять новый нормативный правовой акт, заменяющий приложения 1 и приложения 5 к приказу комитета по тарифам и ценовой политике Правительства Ленинградской области от 30.12.2016 N 567-п "О внесении изменений в приказ комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области от 30 декабря 2015 года N 535-п "Об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Ленинградской области на 2016 год" в части указания размера необходимой валовой выручки для акционерного общества "Ленинградская областная электросетевая компания" на 2017 год.

Дополнительным решением Ленинградского областного суда от 28.04.2017 по административному делу №3а-30/2017 комитет по тарифам и ценовой политике Правительства Ленинградской области при принятии в срок до 01.07.2017 нового нормативного правового акта, заменяющего приложения 1 и приложения 5 к приказу комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области от 30.12.2016 N 567-п "О внесении изменений в приказ комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области от 30 декабря 2015 года N 535-п "Об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Ленинградской области на 2016 год" в части указания размера необходимой валовой выручки для акционерного общества "Ленинградская областная электросетевая компания" на 2017 год, обязан учесть в составе необходимой валовой выручки для акционерного общества "Ленинградская областная электросетевая компания" на 2017 год недополученные доходы, подлежащие учету в соответствие с приказом ФСТ России от 08.06.2015 N 1157-д, в размере <данные изъяты>. руб., а также, корректировку неподконтрольных расходов по итогам деятельности за 2015 год по перепрограммированию приборов учета в размере <данные изъяты>. руб.

В удовлетворении остальной части требований отказано.

Апелляционным определением Верховного Суда Российской Федерации от 24 августа 2017 года № 33-АПГ17-7 решение Ленинградского областного суда от 17 марта 2017 г. оставлено без изменения.

Дополнительное решение Ленинградского областного суда от 28 апреля 2017 г. отменено в части отказа в удовлетворении административного искового заявления об обязании комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области при принятии нового нормативного правового акта, заменяющего приложения 1 и 5 к Приказу N 567-п, в части указания размера необходимой валовой выручки для акционерного общества "Ленинградская областная электросетевая компания" на 2017 г., учесть в составе необходимой валовой выручки акционерного общества "Ленинградская областная электросетевая компания" на 2017 г. величину налога на прибыль за последний истекший период на сумму <данные изъяты>. руб.

Комитет по тарифам и ценовой политике Ленинградской области при принятии нового нормативного правового акта, заменяющего приложения 1 и 5 к Приказу N 567-п в части указания размера необходимой валовой выручки для акционерного общества "Ленинградская областная электросетевая компания" на 2017 г., обязан учесть в необходимой валовой выручке акционерного общества "Ленинградская областная электросетевая компания" на 2017 год величину расходов общества на уплату налога на прибыль, определенных на основе бухгалтерского учета за последний истекший период (2015 год).

31 октября 2017 года комитетом по тарифам и ценовой политике Ленинградской области издан приказ №149-п «О внесении изменений в приказ комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области от 30 декабря 2015 года №535-п «Об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Ленинградской области»(далее- приказ ЛенРТК от 31.10.2017 №149-п), которым в приказ ЛенРТК от 30.12.2015 №535-п внесены следующие изменения:

- строка 15 в таблице 1 к приложению 1.1 изложена в следующей редакции:

«1. «Акционерное общество «Ленинградская областная электросетевая компания» <данные изъяты>» (пункт 1.1)

/приведенные цифры, это: НВВ без учета оплаты потерь, учтенная при утверждении (расчете) единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии в Ленинградской области АО «ЛОЭСК» в тыс. руб. и учтенные расходы АО «ЛОЭСК», связанные с осуществлением технологического присоединения к электрическим сетям, не включаемые в плату за технологическое присоединение в тыс.руб./;

-в пункте 1 приложения 5 цифры «<данные изъяты>» заменены на цифры «<данные изъяты>»(пункт1.2);

/НВВ АО «ЛОЭСК» на 2017 год/;

-в пункте 1 приложения 6.2 цифры «<данные изъяты>» заменены на цифры «<данные изъяты>»(пункт 1.3);

/ставка за содержание электрических сетей двухставочного тарифа (индивидуальный тариф) на 2 полугодие 2017 года для АО «ЛОЭСК» для взаиморасчетов с ПАО «Ленэнерго»/;

-в пункте 1 приложения 6.2 цифры «<данные изъяты>» заменены на цифры «<данные изъяты>»(пункт 1.4);

/одноставочный тариф (индивидуальный тариф) на 2 полугодие 2017 года для АО «ЛОЭСК» для взаиморасчетов с ПАО «Ленэнерго»/.

Перечисленные приказы комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области опубликованы путем размещения на официальном интернет-портале Администрации Ленинградской области и являются действующими.

Публичное акционерное общество «Ленэнерго» (ПАО «Ленэнерго») обратилось в Ленинградский областной суд с административными исками (с учетом уточнений требований от 28.03.2018), в которых просило признать недействующими:

-приказ комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области от 31.10.2017 №149-п «О внесении изменений в приказ комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области от 30.12.2015 № 535-п «Об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Ленинградской области»;

-пункт 2 приложения 1.1., пункта 1.2 таблицы 1 к Приложению 1.1, пункт 25 таблицы 1 к Приложению 1.1, совокупный размер НВВ сетевых организаций без учета оплаты потерь, учтенного при утверждении (расчете) единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии в Ленинградской области таблицы 1 к Приложению 1.1 приказа комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области от 30.12.2015 № 535-п (в редакции приказа комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области от 31.10.2017 №149-п) «Об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Ленинградской области».

Административный истец указал, что является «котлодержателем» на территории Ленинградской области, получает денежные средства от гарантирующих поставщиков и сбытовых компаний на основании единого (котлового) тарифа и производит расчеты со смежными сетевыми организациями на основании индивидуальных тарифов.

По мнению административного истца, оспариваемые региональные нормативные правовые акты противоречат Федеральному закону от 26.03.2003 №35-ФЗ «Об электроэнергетике», Основам ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 №1178, Методическим указаниям по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных приказом ФСТ России от 06.08.2004 №20-э/2, Методическим указаниям по регулированию тарифов с применением метода доходности инвестированного капитала, утв. приказом ФСТ России от 30.03.2012 №228-э.

Акты регулирующих органов, принимаемые на основании приведенных федеральных норм, представляют собой единый пакет документов, направленных на установление тарифов на услуги по передаче электрической энергии. Поэтому, акты регулирующих органов об утверждении НВВ, долгосрочных параметров регулирования сетевых организаций, единых (котловых) и индивидуальных тарифов взаимосвязаны.

Несмотря на то, что приказом ЛенРТК от 31.10.2017 №149-п увеличен размер НВВ АО «ЛОЭСК», который с 01.11.2017 составил <данные изъяты>.руб., равно как изменен и размер индивидуальных тарифов для взаиморасчетов АО «ЛОЭСК» с ПАО «Ленэнерго», однако названным приказом не изменен размер НВВ ПАО «Ленэнерго», совокупный размер НВВ сетевых организаций и не пересмотрены единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии, поставляемой прочим потребителям во втором полугодии 2017 года.

Между тем, изменение отдельных параметров тарифно-балансового решения (увеличение НВВ АО «ЛОЭСК», изменение индивидуальных тарифов для взаиморасчетов между АО «ЛОЭСК» и ПАО «Ленэнерго») без внесения изменений в иные взаимосвязанные параметры (размер единых (котловых) тарифов, размер общего (котлового) НВВ Ленинградской области, НВВ ПАО «Ленэнерго») вносит дисбаланс в принятое тарифно-балансовое решение, приводит к перераспределению тарифной выручки не в соответствии с утвержденным тарифным решением, что свидетельствует о нарушении принципа государственного ценового регулирования услуг по передаче электроэнергии и баланса интересов всех сетевых организаций, участвующих в котловой модели расчетов.

В результате, единые (котловые) тарифы на 2017 год, установленные приказом ЛенРТК от 30.12.2015 №535-п(в редакции приказа ЛенРТК от 31.10.2017 №149-п) в оспариваемой части не обеспечивают возможности оплаты ПАО «Ленэнерго» в пользу АО «ЛОЭСК» услуг по передаче электрической энергии по установленным в редакции приказа ЛенРТК от 31.10.2017 №149-п индивидуальным тарифам.

То есть, ПАО «Ленэнерго» оплатит услуги АО «ЛОЭСК» из собственного НВВ, установленного на 2017 год, что свидетельствует о несправедливом и убыточном для административного истца распределении котловой выручки между сетевыми организациями. Следовательно, ЛенРТК создало дискриминационные условия по отношению к ПАО «Ленэнерго».

Так как административный истец оплатит услуги АО «ЛОЭСК» из собственного НВВ, установленного на 2017 год, то его размер составит <данные изъяты>. руб., что свидетельствует о фактическом изменении величины применяемого сглаживания в отношении ПАО «Ленэнерго» более чем на 12%.

При внесении изменений приказом ЛенРТК от 30.10.2017 №149-п в приказ ЛенРТК от 30.12.2015 №535-п(в редакции приказа ЛенРТК от 30.12.2016 №567-п) административный ответчик нарушил требования приведенного федерального законодательства и не учел изменение доходов одной организации (АО «Ленэнерго»), а также не произвел корректировку расходов другой (ПАО «Ленэнерго»), однако был обязан пересмотреть в сторону увеличения единые (котловые) тарифы по категории «прочие» на 2017 год, обеспечив таким образом сбор необходимой валовой выручки, как смежных сетевых организаций, так и ПАО «Ленэнерго».

Определением суда от 29 марта 2018 года административные дела по указанным административным искам объединены в одно производство.

В судебном заседании представитель административного истца ПАО «Ленэнерго» Целиков Д.В. требования поддержал по вышеизложенным основаниям, отметив, что решением суда не были признаны недействительными индивидуальные тарифы, установленные приказом ЛенРТК от 30.12.2016 №567-п. Изменяя размер индивидуальных тарифов, административный ответчик должен был также пересмотреть единые (котловые) тарифы в целях соблюдения баланса сторон. В результате принятия оспариваемых актов административный ответчик поставил АО «ЛОЭСК» в более выгодное положение, допустив дискриминационные нарушения в отношении административного истца. Из расчета роста тарифов, представленного административным ответчиком, следует, что у ЛенРТК была возможность урегулировать тарифное решение без согласования с ФАС; ссылка на то, что превышение тарифов негативно сказалось бы на регионе, необоснованна.

В письменных возражениях представитель административного ответчика ЛенРТК Рожен Ю.А. просит в удовлетворении заявленных требований отказать, указав, что приказ от 31.10.2017 №149-п принят уполномоченным органом в соответствии с действующим законодательством во исполнение апелляционного определения Верховного Суда Российской Федерации от 24.08.2017 №33-АПГ17-7. Пересмотр необходимой валовой выручки сетевой организации обуславливает пересмотр органом тарифного регулирования индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями в силу п.7 Правил государственного регулирования, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 №1178.

Обязанность по пересмотру экономически обоснованных единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электроэнергии по сетям Ленинградской области на 2017 год названным апелляционным определением не предусмотрена (данные величины не являлись предметом спора); законодательство в сфере электроэнергетики не содержит обязанности по пересмотру единых (котловых) тарифов в случае изменения одного из индивидуальных тарифов. При этом, если фактически ПАО «Ленэнерго» оплатит большие (меньшие) объемы передачи электрической энергии, то в силу действующего законодательства ЛенРТК будут учтены фактические значения параметров расчета тарифов от планировавшихся значений параметров расчета тарифов, а также изменение плановых показателей на следующие периоды. Так как величина распределяемых в целях сглаживания изменения тарифов расходов определяется из НВВ ПАО «Ленэнерго» без учета сетевых организаций, то ссылка на превышение максимального процента сглаживания роста тарифов-12% является необоснованной. Пересмотр же единых (котловых) тарифов с учетом включения дополнительных расходов мог привести к превышению предельных уровней тарифов на второе полугодие 2017 года, установленных приказом ФАС России от 27.12.2016 №1893/16.

В судебном заседании представитель административного ответчика ЛенРТК Рожен Ю.А. просит в удовлетворении требований отказать по доводам, приведенным в возражениях, отметив, что обжалуемые акты приняты ЛенРТК в соответствии с действующим законодательством, ссылаясь на отсутствие нарушения прав административного истца.

В письменных возражениях представитель заинтересованного лица АО «ЛОЭСК» Пчитская Т.Ю. просит в удовлетворении требований отказать. Проанализировав нормы действующего законодательства, представитель считает, что довод административного истца о необходимости увеличения НВВ «котлодержателя» и необходимости согласования сглаживания с ФАС России основан на неверном толковании федеральных норм. Оспариваемый приказ ЛенРТК от 31.10.2017 №149-п принят во исполнение апелляционного определения Верховного Суда Российской Федерации по делу №33-АПГ17-7. Установление индивидуального тарифа на оказание услуг по передаче электрической энергии относится к полномочиям ЛенРТК. При этом, при изменении НВВ сетевой организации подлежит изменению индивидуальный тариф для расчетов между смежными сетевыми организациями. В случае возникновения дополнительных расходов (из-за увеличения НВВ АО «ЛОЭСК») ПАО «Ленэнерго» вправе заявить о недополученном доходе в составе неподконтрольных доходов в следующем периоде регулирования. Кроме этого, административный истец не обращался в ЛенРТК с заявлением о пересмотре собственного НВВ, равно как и не указал в тарифной заявке на 2018 год данные требования. Доводы о необеспечении сбора выручки ПАО «Ленэнерго» в 2017 году из-за увеличения НВВ АО «ЛОЭСК» не являются основаниями для признания недействующими оспариваемых нормативных правовых актов, так как в соответствии с п.20 Методических указаний №20-э/2, понесенные экономически обоснованные расходы учитываются регулирующими органами при установлении тарифов (цен) на последующий расчетный период регулирования. Утверждение о том, что измененное апелляционным определением Верховного Суда Российской Федерации НВВ АО «ЛОЭСК» могло быть учтено в течении 5 лет, не соответствует ст.16 КАС РФ и абз. 13 п.7 Основ ценообразования.

В судебном заседании представитель заинтересованного лица АО «ЛОЭСК» Пчитская Т.Ю. просит в удовлетворении требований отказать по доводам, приведенным в возражениях, отметив, что изменение тарифа относится к компетенции тарифного органа, а не суда. Суд не имел возможности определить индивидуальный тариф. Оспариваемыми актами права административного истца не нарушены.

В заключении прокурор Кичаева О.А. полагала, что заявленные требования надлежит удовлетворить в части. Проанализировав положения действующего законодательства в сфере электроэнергетике, прокурор отметила, что размер суммарной НВВ всех сетевых организаций и размер единых (котловых) тарифов на передачу электрической энергии на 2017 год в оспариваемых актах определен неверно. Утверждение же о необоснованном размере НВВ ПАО «Ленэнерго», а именно о необоснованном неизменении размера данного параметра в связи с изменением НВВ АО «ЛОЭСК» считала неосновательным, так как из материалов дела, из показаний свидетелей следовало, что необходимая валовая выручка ПАО «Ленэнерго» рассчитана без учета оплаты услуг сетевых организаций.

Изучив материалы дела, заслушав явившихся лиц, заключение прокурора, исследовав и оценив собранные по делу доказательства, в том числе показания свидетелей ФИО9, ФИО8 согласно ст.84 КАС РФ в их совокупности, обозрев материалы административного дела №3а-30/2017, суд приходит к следующему.

Частью 4 статьи 216 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (КАС РФ) предусмотрено, что в случае, если в связи с признанием судом нормативного правового акта не действующим полностью или в части выявлена недостаточная правовая урегулированность административных и иных публичных правоотношений, которая может повлечь за собой нарушение прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, суд вправе возложить на орган государственной власти, орган местного самоуправления, иной орган, уполномоченную организацию или должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт, обязанность принять новый нормативный правовой акт, заменяющий нормативный правовой акт, признанный не действующим полностью или в части.

Согласно ч.1 ст.16 КАС РФ вступившие в законную силу судебные акты (решения, определения, постановления) по административным делам, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления, избирательных комиссий, комиссий референдума, организаций, объединений, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.

Государственное регулирование цен в электроэнергетике осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 26 марта 2003 г. N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике) и Основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике (далее - Основы ценообразования), Правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике (далее - Правила), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 г. N 1178, и Методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 6 августа 2004 г. N 20-э/2 (далее - Методические указания).

Пунктом 7 Основ ценообразования предусмотрено, что цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии могут быть изменены решением регулирующего органа во исполнение вступившего в законную силу решения суда, а также в целях приведения решений об установлении указанных цен (тарифов) и (или) их предельных уровней в соответствие с законодательством Российской Федерации в месячный срок со дня вступления в силу решения суда или решения (предписания) Федеральной антимонопольной службы (далее - ФАС России), если иной срок не установлен соответствующим решением (предписанием) (пункт 7 Основ ценообразования).

Как показывает анализ приведенного федерального законодательства, акты, принимаемые регулирующими органами в соответствии с положениями пункта 4 статьи 23 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", пункта 64 Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 N 109, пункта 42 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861, пунктов 14, 49 - 52 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 06.08.2004 N 20-э/2, по форме, предусмотренной приказом ФСТ России от 08.04.2005 N 130-э, представляют собой единый пакет документов, направленных на установление тарифов на услуги по передаче электрической энергии.

Поэтому, акты регулирующих органов об утверждении НВВ, долгосрочных параметров регулирования сетевых организаций, единых и индивидуальных тарифов взаимосвязаны и не могут рассматриваться в отрыве друг от друга.

Необходимо учитывать, что общими принципами организации экономических отношений в сфере электроэнергетики помимо прочих являются соблюдение баланса экономических интересов поставщиков и потребителей электрической энергии; обеспечение недискриминационных и стабильных условий для осуществления предпринимательской деятельности в сфере электроэнергетики, обеспечение государственного регулирования деятельности субъектов электроэнергетики, необходимого для реализации принципов, установленных статьей 6 Закона об электроэнергетике.

В частности, принцип недискриминационного доступа к услугам по передаче электроэнергии предусматривает обеспечение равных условий предоставления указанных услуг их потребителям независимо от организационно-правовой формы и правовых отношений с лицом, оказывающим эти услуги. Для всех потребителей услуг, расположенных на территории соответствующего субъекта Российской Федерации и принадлежащих к одной группе (категории), законодательством гарантируется равенство тарифов на услуги по передаче электрической энергии (пункты 3, 42 Правил N 861).

Реализация этого принципа осуществляется через котловую экономическую модель, в рамках которой денежные средства, оплаченные потребителями по единому (котловому) тарифу, впоследствии распределяются между участвовавшими в оказании услуг сетевыми организациями по индивидуальным тарифам, установленным для пар смежных сетевых организаций (далее - индивидуальные тарифы) (пункт 42 Правил N 861, пункт 49 Методических указаний N 20-э/2).

В соответствии с пунктом 42 Правил N 861, пунктом 63 Основ ценообразования N 1178, пунктом 49 Методических указаний N 20-э/2 расчет единых (котловых) тарифов в регионе производится на основе необходимой валовой выручки (далее - НВВ), определяемой исходя из расходов по осуществлению деятельности по передаче электрической энергии и суммы прибыли, отнесенной на передачу электрической энергии. Для расчета единых (котловых) тарифов в регионе суммируются НВВ всех сетевых организаций по соответствующему уровню напряжения. Индивидуальные тарифы для взаиморасчетов пары сетевых организаций определяются исходя из разности между тарифной выручкой сетевой организации - получателя услуги по передаче электрической энергии, получаемой ею от потребителей электрической энергии на всех уровнях напряжения, и НВВ.

Порядок расчета и исходные данные, на основании которых устанавливаются котловые и индивидуальные тарифы, указаны в разделе VIII и таблице N П1.30 Методических указаний 20-э/2. Размер тарифа рассчитывается в виде экономически обоснованной ставки как соотношение между валовой выручкой, необходимой для качественного и бесперебойного оказания услуг по передаче электроэнергии, и объема этих услуг.

По общему правилу тарифные решения принимаются исходя из предложений регулируемых организаций о плановых (прогнозных) величинах. В качестве базы для расчета тарифов используются объем отпуска электроэнергии потребителям, величина мощности и величина технологического расхода (пункты 12, 17, 18 Правил N 1178, пункт 81 Основ ценообразования N 1178).

Тариф устанавливается на принципах стабильности и необратимости (пункт 2 статьи 23, статья 23.2 Закона об электроэнергетике, пункт 64 Основ ценообразования N 1178, пункты 7, 22, 23, 31 Правил N 1178, разделы IV, V Методических указаний N 20-э/2).

Тарифным решением, включающим котловой и индивидуальные тарифы и обосновывающие их данные, по существу утверждаются параметры экономического функционирования электросетевого комплекса региона на период регулирования. Участие в регулируемой деятельности всех сетевых организаций и учет их интересов при принятии тарифного решения определяют обязанность сетевых организаций придерживаться в своей деятельности установленных параметров. Следование этим величинам должно обеспечивать как формирование котловой валовой выручки, так и ее справедливое и безубыточное распределение между сетевыми организациями.

При этом, законодательство гарантирует субъектам электроэнергетики соблюдение их экономических интересов. В то же время, изменение без объективных причин заложенных при формировании тарифа параметров, влекущие такие последствия, как дисбаланс тарифного решения, убытки одних сетевых организаций и неосновательные доходы других, необоснованное перераспределение тарифной выручки не согласуется ни с интересами субъектов электроэнергетики, ни с общими принципами организации экономических отношений и основами государственной политики в сфере электроэнергетики.

В соответствии со ст.ст.3, 40 Закона Ленинградской области от 27.10.1994 №6-оз «Устав Ленинградской области», п.1.1 Положения о комитете по тарифам и ценовой политике Ленинградской области, утвержденном постановлением правительства Ленинградской области от 28.08.2013 №274(далее-Положение), комитет по тарифам и ценовой политике Ленинградской области(ЛенРТК) является органом исполнительной власти Ленинградской области в области государственного регулирования тарифов и уполномочен на осуществление регионального государственного контроля (надзора) на территории Ленинградской области в пределах своей компетенции.

Согласно п.2.1 Положения ЛенРТК осуществляет тарифное регулирования в области электроэнергетики.

В пункте 2.11.2 Положения определено, что комитет по тарифам и ценовой политике Ленинградской области принимает нормативные правовые акты в форме приказов ЛенРТК.

Как следует из представленной в суд справки основанием для внесения изменений в приказ ЛенРТК от 30.12.2015 №535-п (в редакции от 30.12.2016) «Об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Ленинградской области» явилось апелляционное определение Судебное коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 24.08.2017 №33-АПГ17-7.

Для внесения соответствующих изменений дело об установлении тарифов согласно п.8 Правил не открывалось.

Как отражено в справке во исполнение названного апелляционного определения Верховного Суда Российской Федерации в состав НВВ АО «ЛОЭСК» необходимо включить: недополученные доходы, подлежащие учету в соответствии с приказом ФСТ России от 08.06.2015 №1157-д в размере <данные изъяты>. руб.; корректировку неподконтрольных расходов по итогам деятельности за 2015 год по перепрограммированию приборов учета в размере <данные изъяты>. руб.; величину расходов общества на уплату налога на прибыль, определенных на основе данных бухгалтерского учета за последний истекший период (2015 год)(<данные изъяты>.руб.).

В целом, дополнительному учету в составе НВВ АО «ЛОЭСК» подлежали расходы в размере <данные изъяты>.руб. Соответственно НВВ АО «ЛОЭСК» на 2017 год составляет <данные изъяты>.руб.

Кроме этого, в целях расчета индивидуального тарифа на услуги по передаче электрической энергии по сетям АО «ЛОЭСК» для взаиморасчетов с ПАО «Ленэнерго» на период с 01 ноября по 31 декабря 2017 года были приняты показатели баланса электрической энергии и мощности, учтенные ЛенРТК при установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2017 год, определенные с учетом данных прогнозного баланса, утвержденных ФАС России от 17.11.2016 №1601/16-ДСП «Об утверждении сводного прогнозного баланса электрической энергии (мощности) в рамках Единой энергетической системы России по субъектам Российской Федерации на 2017 год» ( с учетом последующих изменений и дополнений), без учета объемов передачи электрической энергии АО «ЛОЭСК», реализуемых компанией с применением единых котловых тарифов на услуги по передаче электрической энергии.

НВВ на содержание электрических сетей АО «ЛОЭСК» на период с 01 ноября по 31 декабря 2017 года определена ЛенРТК в размере <данные изъяты>.руб.

В результате приведенного в справке расчета величина ставки на содержание электрических сетей АО «ЛОЭСК» на период с 01 ноября 2017 года по 31 декабря 2017 года установлена в <данные изъяты> руб/квт.мес.

Ставка на оплату технологического расхода (потерь) принята без изменений на уровне ставки, введенной в действие приказом №567-п.

Одноставочный тариф на услуги по передаче электрической энергии по сетям АО «ЛОЭСК» на период с 01 ноября 2017 года по 31 декабря 2017 года предусмотрен в размере <данные изъяты> руб./квт.ч с учетом рассчитанной ставки на содержание электрических сетей, ставки на оплату потерь электрической энергии и показатели баланса электрической энергии и мощности на соответствующий период.

Из выписки №37 из протокола заседания правления ЛенРТК от 31.10.2017 следует, что на указанном заседании были утверждены поименованные выше изменения, оформленные приказом ЛенРТК от 31.10.2017 №149-п.

В преамбуле приказа ЛенРТК от 31.10.2017 №149-п отражено, что изменения вносятся в приказ ЛенРТК от 30.12.2015 №535-п в соответствии с Федеральным законом от 26.03.2003 №35-ФЗ «Об электроэнергетике», Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 №1178 «О ценообразовании в области регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике», приказом ФСТ России от 06.08.2004 №20-э\2 «Об утверждении Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке», приказом ФСТ России от 28.03.2013 №313-э «Об утверждении Регламента установления цен (тарифов) и (или) их предельных уровней, предусматривающего порядок регистрации, принятия к рассмотрению и выдачи отказов в рассмотрении заявлений об установлении цен (тарифов) и (или) их предельных уровней и формы принятия решения органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов», Положением о комитете по тарифам и ценовой политике Ленинградской области, утвержденным постановлением правительства Ленинградской области от 29.08.2013 №274 и на основании протокола заседания правления ЛенРТК от 31.10.2017 №37.

В судебном заседании свидетель ФИО8 показала, что при получении апелляционного определения Верховного Суда Российской Федерации №33-АПГ17-7 ею была подготовлена справка об основаниях для внесения изменений в приказ ЛенРТК от 30.12.2015 №535-п (в ред. Приказа ЛенРТК от 30.12.2016 №567-п), вопрос о внесении изменений рассматривался на заседании правления ЛенРТК 31.10.2017, экспертное заключение не готовилось. На основании п.63 Основ ценообразования, п.7 Правил в целях приведения ранее принятого решения об установлении тарифов в соответствие с действующим законодательством об электроэнергетике также был пересмотрен индивидуальный тариф на передачу электрической энергии по сетям АО «ЛОЭСК» с учетом балансовых показателей на оставшийся период 2017 года и включением оспариваемой суммы в необходимую валовую выручку данного периода с учетом действующей схемы взаиморасчетов с ПАО «Ленэнерго». Обязанность ЛенРТК по пересмотру величины «котловой» необходимой валовой выручки ПАО «Ленэнерго» на 2017 год апелляционным определением Верховного Суда Российской Федерации не была предусмотрена. Предписание же суда об обязании ЛенРТК пересмотреть индивидуальный тариф, единые (котловые) тарифы явилось бы вмешательством в компетенцию ЛенРТК, как органа тарифного регулирования. Устанавливая (пересматривая) оспариваемым приказом индивидуальные тарифы взаиморасчетов между АО «ЛОЭСК» и ПАО «Ленэнерго» на оставшийся период 2017 года ЛенРТК реализованы исключительные и дискреционные полномочия ЛенРТК как органа тарифного регулирования. Пересмотр единых (котловых) тарифов с учетом включения дополнительных расходов мог привести к росту тарифов и к превышению предельных уровней тарифов на второе полугодие 2017 года, установленных приказом ФАС России от 27.12.2016 №1893/16. Внесенные приказом ЛенРТК от 31.10.2017 №149-п изменения не повлекли нарушения прав административного истца.

Допрошенная в качестве свидетеля ФИО9 показала, что основанием для внесения изменений в приказ ЛенРТК от 30.12.2015 №535-п (в ред.приказа ЛенРТК от 30.12.2016 №567-п) явилось апелляционное определение Верховного Суда Российской Федерации от 24.08.2017 №33-АПГ17-7. В соответствии с п.2, абз.2 п.4 ст.7 областного закона от 11.12.2007 №174-оз «О правовых актах Ленинградской области» изменения, вносимые оспариваемым приказом, распространяются на период после его принятия. Ссылаясь на действующее законодательство, указала, что суд был не вправе обязать ЛенРТК пересмотреть индивидуальные тариф. ЛенРТК самостоятелен в принятии тарифных решений. Принимая оспариваемый приказ, №149-п ЛенРТК действовало во исполнение судебного решения в рамках своих полномочий. Величина единой (котловой) выручки не была предметом судебного спора, на ее изменение не указано в судебном решении. Кроме этого, пересмотр единых (котловых) тарифов с учетом включения дополнительных расходов мог привести к росту тарифов и к превышению предельных уровней тарифов на второе полугодие 2017 года, установленных приказом ФАС России от 27.12.2016 №1893/16. С учетом официальной информации о размере выручки ПАО «Ленэнерго» от передачи электроэнергии за 12 месяцев 2017 года, размещенной в сети-интернет, нельзя признать обоснованным утверждение административного истца о наличии недополученных доходов за 2017 год.

С учетом установленных по делу обстоятельств, руководствуясь ст.23 Федерального закона от 26.03.2003 №35-ФЗ «Об электроэнергетике», ст.ст.3, 40 Закона Ленинградской области от 27.10.1994 №6-оз «Устав Ленинградской области», п.п.1.1, 2.1, 2.11.2 Положения о комитете по тарифам и ценовой политике Ленинградской области, утвержденного постановлением правительства Ленинградской области от 28.08.2013 №274, суд приходит к выводу о том, что оспариваемый приказ ЛенРТК от 31.12.2017 №149-п приказ, которым внесены изменения в приказ ЛенРТК от 30.12.2015 №535-п (в ред. от 30.12.2016) принят уполномоченным органом в рамках предоставленных полномочий.

Суд также считает обоснованным, соответствующим п.7 Основ ценообразования утверждение административного ответчика о том, что основанием для внесения изменений в тарифное решение и принятия приказа ЛенРТК от 31.10.2017 149-п явились судебные постановления по административному делу (решение и дополнительное решение Ленинградского областного суда, апелляционное определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 24.08.2017 №33-АПГ17-7), которыми органу тарифного регулирования было предписано принять новый нормативный правовой акт.

Однако, суд не может согласиться с тем, что при принятии нового нормативного правового акта во исполнение названного судебного решения органом тарифного регулирования были в полном мере соблюдены требования п.7 Основ ценообразования о том, что изменение тарифного решения производится в целях приведения регулирования в соответствии с действующим законодательством.

Иначе говоря, из п.7 Основ ценообразования следует, что исполнение решения суда о признании недействующим нормативного правового акта об установлении тарифного решения и об обязании органа тарифного регулирования принять новый нормативный правовой акт должно производиться в полном соответствии с действующим законодательством в области электроэнергетики.

Как следует из материалов настоящего дела, материалов административного дела №3а-30/2017 судебными актами по административному делу №3а-30/2017 Ленинградского областного суда признан недействующим приказ ЛенРТК от 30.12.2016 №567-п в части установления размера НВВ АО «ЛОЭСК». При этом, орган тарифного регулирования был обязан принять новый нормативный правовой акт, в котором надлежало включить определенные расходы в состав НВВ АО «ЛОЭСК» (по существу, суд не только воспользовался правом, предусмотренным ст.216 КАС РФ, но и фактически определил способ исполнения судебных актов).

Однако, оспариваемым приказом от 31.10.2017 №149-п внесены изменения не только в размер НВВ АО «ЛОЭСК», но и изменены индивидуальные тарифы для взаиморасчетов АО «ЛОЭСК» с ПАО «Ленэнерго» (строка 15 в таблице 1 к приложению 1.1, п.1 приложения 5, пункт 1 приложения 6.2 приказа ЛенРТК от 30.12.2015(в ред.от 30.12.2016).

В связи с чем надлежит отметить, что размер индивидуальных тарифов для взаиморасчетов АО «ЛОЭСК» с ПАО «Ленэнерго», установленных приказом ЛенРТК от 30.12.2016 №567-п, не был предметом судебного разбирательства по административному делу №3а-30/2017 и в указанной части приказ не призвался недействующим в рамках рассмотрения административного дела.

При этом, приказом ЛенРТК от 31.10.2017 №149-п не внесены изменения в приказ ЛенРТК от 30.12.2015 №535-п(в редакции от 30.12.2016), а именно не внесены изменения, в том числе в следующие пункты:

-в п.2 приложения 1.1, содержащий единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии по сетям Ленинградской области. поставляемой прочим потребителям на второе полугодие 2017 года;

-в пункт 1.2 таблицы 1 к Приложению 1.1, содержащий экономические обоснованные единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии (без учета НДС) на второе полугодие 2017 года;

-в пункт «всего» таблицы 1 к Приложению 1.1, содержащий, в том числе, суммарный размер НВВ сетевых организаций без учета оплаты потерь, учтенного при утверждении (расчете) единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии в Ленинградской области на 2017 год.

Так как акты регулирующих органов об утверждении НВВ, долгосрочных параметров регулирования сетевых организаций, единых и индивидуальных тарифов по существу взаимосвязаны, являются единым пакетом документов, то изменение во исполнение судебного решения лишь ряда параметров(НВВ АО «ЛОЭКС» и индивидуальных тарифов АО «ЛОЭСК») без изменения единого (котлового) НВВ и единых (котловых) тарифов основного тарифного решения в части регулировании на 2017 год(приказа ЛенРТК от 30.12.2015 №535-п) оспариваемым приказом ЛенРТК от 31.10.2017 №149-п не может быть признано правомерным и соответствующим вышеуказанному действующему законодательству в области установления тарифов на услуги по передаче электрической энергии в его системном единстве.

Суд считает, что в данном случае допущено нарушение общих принципов организации экономических отношений в сфере электроэнергетики, принципов установления тарифов, а именно: обеспечение недискриминационных и стабильных условий для осуществления предпринимательской деятельности в сфере электроэнергетики, сохранения баланса интересов всех сетевых организаций и потребителей услуг(ст.ст.6, 23 Федерального закона от 26.03.2003 №35-ФЗ «Об электроэнергетике»).

С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что внесение изменений приказом ЛенРТК от 31.10.2017 №149-п в приказ ЛенРТК от 30.12.2015 №535-п в ряд параметров решения об установлении тарифов в области электроэнергетики на 2017 год фактически привело к необоснованному перераспределению тарифной выручки, к дисбалансу тарифного решения, к увеличению доходов одной организации – АО «ЛОЭСК» (в связи с увеличением размера индивидуальных тарифов по взаиморасчетам с ПАО «Ленэнерго») и к увеличению расходов иной организации-ПАО «Ленэнерго»(в связи с неизменением размера единых котловых тарифов при увеличении индивидуальных тарифов АО «ЛОЭСК» для взаиморасчетов с ПАО «Ленэнерго»), что не согласует с указанными общими принципами организации экономических отношений и основами государственной политики в сфере электроэнергетики и нарушает права ПАО «Ленэнерго».

В связи с изложенным, суд также считает правильной позицию административного истца о том, что в результате принятия оспариваемого приказа ЛенРТК от 31.10.2017 №149-п, которым изменена редакции приказа ЛенРТК от 30.12.2015 №535-п(в ред. от 30.12.2016) созданы дискриминационные условия по отношению к ПАО «Ленэнерго».

Следовательно, приказ ЛенРТК от 31.10.2017 №149-п, а также пункт 2 приложения 1.1., пункта 1.2 таблицы 1 к Приложению 1.1 и графа «всего» в части указания совокупного размера НВВ сетевых организаций без учета оплаты потерь, учтенного при утверждении (расчете) единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии в Ленинградской области в размере <данные изъяты>. руб.) таблицы 1 к Приложению 1.1 приказа комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области от 30.12.2015 № 535-п (в редакции приказа комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области от 31.10.2017 №149-п) «Об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Ленинградской области» подлежат признанию недействующими как противоречащие приведенному федеральному законодательству и нарушающие права административного истца ПАО «Ленэнерго».

В соответствии с п.1 ч.4 ст.215 КАС РФ и с учетом того обстоятельства, что оспариваемые нормативные правовые акты применялось, то суд считает, что оспариваемые региональные акты в оспариваемой части подлежат признанию недействующими со дня вступления решения суда в законную силу.

Иные доводы административного истца не являются правовыми основаниями для признания оспариваемых нормативных правовых актов недействующими.

Так, в ходе судебного разбирательства не нашли своего подтверждения суждения административного истца о том, что при изменении тарифного решения в части увеличения НВВ АО «ЛОЭСК» надлежало увеличит НВВ ПАО «Ленэнерго», равно как не основана на приведенных положениях федерального законодательства позиция о превышении в результате принятия приказа ЛенРТК от 31.10.2017 №149-п и изменении соответствующим образом редакции приказа ЛенРТК от 30.12.2015 №53-п(в ред. от 30.12.2016) максимального отрицательного процента сглаживания (12%) НВВ ПАО «Ленэнерго» без согласования с Федеральной антимонопольной службой, так как величина распределяемых в целях сглаживания изменения тарифов расходов определяется исходя из необходимой валовой выручки ПАО «Ленэнерго» без учета НВВ сетевых организаций.

Оценивая возражения административного ответчика, заинтересованного лица, а также показания свидетелей, суд считает названные пояснения противоречивыми, основанными на неверном толковании федерального законодательства в указанной сфере правового регулирования и не подтверждающих правомерность внесения оспариваемых изменений приказом ЛенРТК от 31.10.2017 №149-п в приказ ЛенРТК от 30.12.2015 №535-п (в ред. от 30.12.2016).

С учетом изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

решил:

административное исковое заявление ПАО «Ленэнерго» о признании недействующими приказа комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области от 31.10.2017 №149-п «О внесении изменений в приказ комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области от 30.12.2015 № 535-п «Об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Ленинградской области» и приказа комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области от 30.12.2015 № 535-п (в редакции приказа комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области от 31.10.2017 №149-п) «Об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Ленинградской области» (в части) удовлетворить частично.

Признать недействующими с момента вступления решения суда в законную силу:

-приказ комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области от 31.10.2017 №149-п «О внесении изменений в приказ комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области от 30.12.2015 № 535-п «Об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Ленинградской области»;

-пункт 2 приложения 1.1., пункта 1.2 таблицы 1 к Приложению 1.1 и графу «всего» в части указания совокупного размера НВВ сетевых организаций без учета оплаты потерь, учтенного при утверждении (расчете) единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии в Ленинградской области в размере <данные изъяты>. руб.) таблицы 1 к Приложению 1.1 приказа комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области от 30.12.2015 № 535-п (в редакции приказа комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области от 31.10.2017 №149-п) «Об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Ленинградской области».

В удовлетворении остальной части заявленных требований ПАО «Ленэнерго» отказать.

Решение суда или сообщение о его принятии подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области.

Решение может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы, представления через Ленинградский областной суд в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья Е.Е.Морозкова

Решение суда в окончательной форме изготовлено 23 апреля 2018 года.