ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-28/2022 от 03.02.2022 Калининградского областного суда (Калининградская область)

КАЛИНИНГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Дело № 3а-28/2022

УИД: 39ОS0000-01-2021-000382-23

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

3 февраля 2022 года г. Калининград

Калининградский областной суд в составе:

председательствующего судьи Шубина Д.В.,

при секретаре Макаревской А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Азарян К.М. об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости,

УСТАНОВИЛ:

Азарян К.М. 23 октября 2021 года обратилась в суд с административным исковым заявлением, указав, что является собственником земельного участка , площадью 39410 кв.м., расположенного по адресу: Калининградская область, МО «Мамоновский городской округ», <адрес>, разрешенное использование – под производственную базу. Постановлением Правительства Калининградской области №788 от 22 ноября 2019 года по состоянию на 1 января 2019 года установлена кадастровая стоимость данного земельного участка в сумме 18830098 рублей. Полагая, что кадастровая стоимость земельного участка не соответствует его рыночной стоимости, административный истец назначил проведение оценки его рыночной стоимости. Согласно Отчёту об оценке №195-08/21 от 18 августа 2021 года, изготовленному оценщиком ФИО5 (ООО «Декорум»), рыночная стоимость указанного земельного участка по состоянию на 1 января 2019 года составляет 3350000 рублей. Значительное превышение кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости ведёт к нарушению прав административного истца как собственника при уплате земельного налога, размер которого исчисляется исходя из кадастровой стоимости земельных участков. Просит установить кадастровую стоимость земельного участка в размере его рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2019 года 3350000 рублей.

Административный истец Азарян К.М., будучи надлежаще извещена о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась. Ее представитель Кипербанд И.В. заявленные требования поддержал по изложенным в административном исковом заявлении обстоятельствам, настаивая на установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости, определенной отчетом об оценке №195-08/21 от 18 августа 2021 года, изготовленным оценщиком ФИО5, с учетом письма оценочной организации.

В судебное заседание не явились представители административных ответчиков Правительства Калининградской области, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Калининградской области, заинтересованных лиц ГБУ КО «Центр кадастровой оценки и мониторинга недвижимости», администрации МО «Мамоновский городской округ», ФГБУ «Федеральная кадастровая палата» Управления Росреестра по Калининградской области о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, ходатайства об отложении разбирательства дела не заявили.

Представитель ГБУ КО «Центр кадастровой оценки и мониторинга недвижимости» Панфилова А.С. в судебном заседании относительно заявленных административных исковых требований возражала. Согласно письменному отзыву, установленный Отчётом об оценке №195-08/21 от 18 августа 2021 года УПКС 179,22 руб./кв.м. не входит в диапазон рыночных цен. Оценщиком подобраны объекты-аналоги, отличающиеся по местоположению. Так, объект-аналог №1 находится в пос. Низовье Гурьевского района, к нему должна быть применена корректировка 11% как к объекту в окрестностях Калининграда. Объект-аналог №2 находится в прочих населенных пунктах, корректировка должна составить 41%. Объект-аналог №2 выставлен на торги, на момент оценки установленная цена не являлась окончательной. В среднем цены с торгов существенно ниже рыночных.

С учётом положений части 4 статьи 247 КАС РФ суд определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Заслушав представителя административного истца, представителя заинтересованного лица, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Установлено, что Азарян К.М. является собственником земельного участка , площадью 39410 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> разрешенное использование – под производственную базу, что подтверждается выпиской из ЕГРН об основных характеристиках объекта недвижимого имущества.

Согласно пункту 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определённых пунктом 3 названной статьи; государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.

На основании Постановления Правительства Калининградской области от 22.11.2019 №788 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Калининградской области" утверждены результаты государственной кадастровой оценки, в том числе в отношении земельного участка , согласно которому его кадастровая стоимость на 1 января 2019 года составляет 18830098 рублей.

Административный истец, являясь собственником вышеуказанного земельного участка, согласно пункту 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации признается плательщиком земельного налога в отношении них. При этом в силу статьи 390 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьёй 389 Налогового кодекса Российской Федерации.

Пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что в случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

Согласно статье 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.

Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Азарян К.М. представлен отчет об оценке рыночной стоимости земельного участка №195-08/21 от 18 августа 2021 года, изготовленный оценщиком ФИО5 (ООО «Декорум»), согласно которому рыночная стоимость указанного земельного участка по состоянию на 1 января 2019 года составляет 3350000 рублей.

Оценка производилась в рамках сравнительного подхода, методом сравнения продаж. В качестве аналогов отобраны 4 земельных участка, расположенных в небольших населенных пунктах Калининградской области, имеющих назначение для строительства и эксплуатации производственных и складских объектов. Применены корректировки на условия продажи, на физические характеристики.

Азарян К.М. обращалась в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости на территории Калининградской области. Решением комиссии от 30 сентября 2021 года №19 в удовлетворении заявления отказано по основаниям, идентичным изложенным в отзыве ГБУ КО «Центр кадастровой оценки и мониторинга недвижимости».

Как следует из письма-разъяснения ООО «Декорум», на стр. 23-34 отчета №195-08/21 приведен анализ рынка земельных участков промышленного назначения, по результатам его сделан вывод о том, что этот рынок является неактивным, так как объект оценки расположен в небольшом населенном пункте, удаленном от административного центра региона, только 14,3% от общего количества аналогичных объектов расположены в подобных населенных пунктах, минимальна инвестиционная активность, ограничено число покупателей. Местоположение объекта оценки и объектов – аналогов сопоставимо, все объекты находятся в небольших населенных пунктах западной части региона, на удалении 10 и более км от центра, рядом с основными транспортными магистралями. Собственник был готов продать объект оценки за цену меньшую рыночной, установленной отчетом.

Допрошенный в качестве свидетеля оценщик ФИО5 пояснил, что при составлении отчета об оценке №195-08/21 им были подобраны объекты-аналоги, соответствующие по местоположению объекту оценки. Город Мамоново, хотя формально и относится к районным центрам, представляет собой небольшой населенный пункт, не имеющий существенного промышленного значения. Земельный участок выставлен на продажу уже в течение 5 лет, за цену, существенно более низкую, чем та, которая определена им в качестве рыночной, что подтверждает вывод о неактивности рынка и неликвидности объекта.

С учетом вышеизложенного письма, показаний оценщика, суд признает, что отчет об оценке №195-08/21 не содержит недостатков столь существенных, которые позволили бы признать его недопустимым доказательством и недостоверным результат оценки.

Таким образом, по состоянию на 1 января 2019 года рыночная стоимость земельного участка составляет 3350000 рублей.

Несоответствие оспариваемой кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости влечёт нарушение прав административного истца, которые могут быть защищены лишь посредством внесения изменений в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости этого земельного участка равной его рыночной стоимости.

Руководствуясь статьями 175-180, 248-249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление Азарян К.М. удовлетворить.

Установить кадастровую стоимость земельного участка , площадью 39410 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> по состоянию на 1 января 2019 года в размере его рыночной стоимости 3350000 (три миллиона триста пятьдесят тысяч) рублей.

Датой подачи Азарян К.М. заявления об установлении кадастровой стоимости указанного земельного участка в размере его рыночной стоимости считать дату обращения ее с заявлением в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости на территории Калининградской области – 30 сентября 2021 года.

Решение суда об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимого имущества в размере его рыночной стоимости после его вступления в законную силу является основанием для ее внесения в качестве таковой в единый государственный реестр недвижимости.

Решение может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца с даты составления мотивированного решения.

Мотивированное решение изготовлено 7 февраля 2022 года.

Судья Д.В. Шубин