ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-28/2022 от 24.02.2022 Верховного Суда Республики Марий Эл (Республика Марий Эл)

дело <№>а-28/2022

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

город Йошкар-Ола 24 февраля 2022 года

Верховный Суд Республики Марий Эл в составе:

председательствующего судьи Алимгуловой К.В.,

при секретаре Медведеве Э.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Марий Эл о ликвидации Региональной спортивной общественной организации «Стрелковый клуб «Волжский стрелок» по Республике Марий Эл

УСТАНОВИЛ:

Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Марий Эл (далее - Управление) обратилось в суд с административным иском о ликвидации Региональной спортивной общественной организации «Стрелковый клуб «Волжский стрелок» по Республике Марий Эл (далее также – Организация, РСОО «Стрелковый клуб «Волжский стрелок» по РМЭ), учетный номер <№>, основной государственный регистрационный номер (ОГРН) <...>, с исключением сведений о ней из Единого государственного реестра юридических лиц.

В обоснование административных исковых требований указано, что в период с 16 августа 2021 года по 3 сентября 2021 года Управлением была проведена плановая документарная проверка соответствия деятельности Организации, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества, целям, предусмотренным его учредительными документами (уставным целям), в результате которой выявлены нарушения законодательства, допущенные Организацией в своей деятельности, составлен акт проверки.

За указанные нарушения Совету Организации 6 сентября 2021 года внесено представление <№> об устранении выявленных нарушений в срок до 10 ноября 2021 года, а также указано, что в случае неустранения нарушений в установленный срок, Управление своим решением вправе приостановить деятельность общественного объединения на срок до шести месяцев. Акт проверки от 3 сентября 2021 года и представление от 6 сентября 2021 года <№> были получены 15 сентября 2021 года лично Председателем Организации - С.А.Е. В установленном порядке представление не обжаловалось. В связи с тем, что Организацией в срок до 10 ноября 2021 года нарушения не были устранены, Управлением было принято решение о приостановлении деятельности Организации до 11 января 2022 года (распоряжение <№> от 12 ноября 2021 года). Копия распоряжения получена Организацией 22 ноября 2021 года.

На момент подачи в суд административного искового заявления о ликвидации Организации (16 января 2022 года) нарушения административным ответчиком не устранены, информация, свидетельствующая о принятых мерах по устранению нарушений, в Управление не поступала.

Организация намеренно уклоняется от исполнения законных требований Управления об устранении нарушений законодательства, меры по добровольному устранению нарушений законодательства, меры по добровольному устранению нарушений законодательства не предпринимает, деятельность, предусмотренную учредительными документами, Организация не осуществляет.

Таким образом, со стороны Организации имеется неустранение в срок, установленный федеральным органом государственной регистрации или его территориальным органом, нарушений, послуживших основанием для приостановления деятельности общественного объединения, что в соответствии с абзацем 4 части 1 статьи 44 Федерального закона от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» (далее – Федеральный закон «Об общественных объединениях») является основанием для обращения органа, принявшего решение о государственной регистрации общественного объединения, в суд с заявлением о ликвидации данного объединения.

В судебном заседании представитель Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Марий Эл Катерухина О.С. административный иск поддержала.

Представитель административного ответчика РСОО «Стрелковый клуб «Волжский стрелок» по РМЭ в судебное заседание не явился. Ее руководитель – председатель С.А.Е. извещен о месте и времени судебного заседания надлежащим образом.

Заинтересованное лицо – Управление Федеральной налоговой службы по Республике Марий Эл своего представителя для участия в судебном заседании не направило, отзыв не представило, извещено надлежащим образом.

С учетом изложенного суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся представителей административного ответчика и заинтересованного лица.

Выслушав объяснения представителя административного истца, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Как следует из материалов дела, Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Марий Эл 30 июня 2016 года принято решение о регистрации Региональной спортивной общественной организации «Стрелковый клуб «Волжский стрелок» по Республике Марий Эл при ее создании (л.д.22).

Сведения об Организации внесены в Единый государственный реестр юридических лиц 6 июля 2016 года за основным государственным регистрационным номером <...> (л.д. 21-оборот).

В соответствии с частью 2 статьи 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

Статьей 29 Федерального закона «Об общественных объединениях» закреплены обязанности общественного объединения. В частности, общественное объединение обязано соблюдать законодательство Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, касающиеся сферы его деятельности, а также нормы, предусмотренные его уставом и иными учредительными документами (абзац второй части 1).

На основании распоряжения начальника Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Марий Эл от 24 июня 2021 года <№> Управлением в период с 16 августа 2021 года по 3 сентября 2021 года проведена плановая документарная проверка соответствия деятельности Организации, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества, целям, предусмотренным его учредительными документами (уставным целям) (л.д. 24-25).

По итогам проверки Управлением составлен акт от 3 сентября 2021 года, в котором отражены выявленные нарушения норм законодательства, регулирующего деятельность общественных объединений, и устава Организации (л.д.30-31).

Возражения относительно акта проверки, полученного 15 сентября 2021 года Председателем Организации - С.А.Е., не поступили.

Согласно статье 42 Федерального закона «Об общественных объединениях» в случае нарушения общественным объединением Конституции Российской Федерации, законодательства Российской Федерации и совершения действий, противоречащих уставным целям, федеральный орган государственной регистрации или его соответствующий территориальный орган либо Генеральный прокурор Российской Федерации или подчиненный ему соответствующий прокурор вносит в руководящий орган данного объединения представление об указанных нарушениях и устанавливает срок их устранения.

В соответствии с установленным порядком Управлением в адрес Правления Организации в связи с выявленными в ходе проверки нарушениями законодательства 6 сентября 2021 года внесено представление <№> об устранении выявленных нарушений в срок до 10 ноября 2021 года (л.д. 33-34).

Представление было получено лично Председателем Организации – С.А.Е.., в установленном порядке обжаловано не было.

В связи с тем, что Организацией в срок о 10 ноября 2021 года нарушения законодательства небыли устранены, Управлением принято решение о приостановлении деятельности Организации до 11 января 2022 года, выраженное в распоряжении <№> от 12 ноября 2021 года. Копия распоряжения <№> от 12 ноября 2021 года направлена в адрес Организации 15 ноября 2021 года и получена Организацией 22 ноября 2021 года.

Таким образом, нарушения законодательства Российской Федерации, допущенные Организацией в своей деятельности не были устранены, а именно:

1. В нарушение требований части 3 статьи 20 и части 1 статьи 29 Федерального закона «Об общественных объединениях» устав Организации не соответствует требованиям законодательства, а именно:

- положение пункта 2.2 устава Организации в части «...и иных спортивных мероприятий», «...и иных просветительских мероприятий», «…и других культурных мероприятий» противоречит требованиям пунктов 1, 2 статьи 24 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»;

- в нарушение требований пункта 1 статьи 123.6 Гражданского кодекса Российской Федерации пункт 4.5 устава Организации не содержит право членов Организации на равных началах с другими членами безвозмездно пользоваться оказываемыми Организацией услугами;

- в нарушение требований статьи 8 Федерального закона «Об общественных объединениях» уставом Организации не определен статус Совета Организации.

2. В нарушение требований части 2 статьи 20 Федерального закона «Об общественных объединениях», пункта 5 статьи 3 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» описание символики, которую Организация использует на печати, не содержится в уставе Организации.

3. Согласно пояснительному письму Председателя Организации С.А.Е. от 16 августа 2021 года количественный состав членов Организации – 1 человек, что делает невозможным осуществление деятельности некоммерческой организации в организационно-правовой форме общественного объединения, а также отсутствует возможность по формированию руководящих и контрольно-ревизионных органов. Организацией нарушены требования статьи 18 Федерального закона «Об общественных объединениях», пункта 1 статьи 123.4 Гражданского кодекса Российской Федерации.

4. В нарушение требований части 1 статьи 29 Федерального закона «Об общественных объединениях» Организация:

1) за 2018, 2019, 2020 годы не представила документы, свидетельствующие о том, что опубликованы отчеты об использовании имущества или обеспечена доступность ознакомления с ними;

2) не соблюдает нормы, предусмотренные ее уставом:

- положения пунктов 2.1 и 2.2 устава Организации, Организация деятельность, предусмотренную учредительными документами, не осуществляет. Документов, свидетельствующих об осуществлении уставной деятельности в проверяемый период, к проверке не представлено;

- положения пунктов 5.2, 5.3, 5.4 и 5.5 устава Организации, Общее собрание членов Организации деятельности не осуществляет. Документы, подтверждающие деятельность Общего собрания Организации, к проверке не представлены;

- положения пунктов 5.6, 5.7 и 5.8 устава Организации, Совет Организации деятельности не осуществляет. Документы, подтверждающие деятельность Совета Организации, к проверке не представлены. Срок полномочий Совета Организации истек 15 июня 2021 года;

- положение пунктов 5.9, 5.10 устава Организации, Председатель Организации деятельности не осуществляет. Документы, подтверждающие деятельность Председателя Организации, к проверке не представлены. Срок полномочий Председателя Организации истек 15 июня 2021 года;

- положения пунктов 5.11, 5.12, 5.13 и 5.14 устава Организации, Ревизор деятельности не осуществляет. Документы, подтверждающие деятельность Ревизора Организации, к проверке не представлены. Срок полномочий Ревизора Организации истек 15 июня 2021 года.

5. В нарушение требований пункта 1 статьи 3 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», в Организации отсутствует самостоятельный баланс и (или) смета.

Каких-либо мер по устранению выявленных нарушений законодательства Российской Федерации Организация не предпринимала и до настоящего времени их не устранила. Сведения о причинах, по которым нарушения законодательства не были устранены, либо о наличии объективных обстоятельств, препятствовавших их устранению, ни административному истцу, ни суду не представлены.

Таким образом, фактические обстоятельства дела свидетельствуют о нежелании административного ответчика исполнять требования закона, осуществлять деятельность, предусмотренную учредительными документами, об отсутствии намерения привести деятельность Организации в соответствие с законодательством Российской Федерации.

Согласно статье 30 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов. Свобода деятельности общественных объединений гарантируется.

В соответствии с частью 2 статьи 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

Общественные отношения, возникающие в связи с реализацией гражданами права на объединение, созданием, деятельностью, реорганизацией и (или) ликвидацией общественных объединений, регламентированы Федеральным законом «Об общественных объединениях». Одной из организационно-правовых форм общественного объединения является общественная организация (статья 7 названного Федерального закона).

Согласно статье 8 Федерального закона «Об общественных объединениях» общественной организацией является основанное на членстве общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан.

Обязанность соблюдать законодательство Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, касающиеся сферы деятельности общественного объединения, а также нормы, предусмотренные его уставом и иными учредительными документами, возложена на общественные объединения статьей 29 Федерального закона «Об общественных объединениях».

Частью 1 статьи 26 Федерального закона «Об общественных объединениях» предусмотрено, что ликвидация общественного объединения осуществляется по решению съезда (конференции) или общего собрания в соответствии с уставом данного общественного объединения либо по решению суда по основаниям и в порядке, которые предусмотрены статьей 44 названного Федерального закона.

В части 1 статьи 44 Федерального закона «Об общественных объединениях» в качестве оснований ликвидации указаны:

нарушение общественным объединением прав и свобод человека и гражданина;

неоднократные или грубые нарушения общественным объединением Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов или иных нормативных правовых актов либо систематическое осуществление общественным объединением деятельности, противоречащей его уставным целям;

неустранение в срок, установленный федеральным органом государственной регистрации или его территориальным органом, нарушений, послуживших основанием для приостановления деятельности общественного объединения.

Оценивая в совокупности собранные по делу доказательства, суд приходит к выводу о наличии по настоящему делу обстоятельств, которые закон признает основанием для ликвидации общественного объединения. Совокупность нарушений требований действующего законодательства, допущенных общественным объединением, неустранение в срок, установленный Управлением, нарушений, послуживших основанием для приостановления деятельности Организации, свидетельствует об игнорировании общественным объединением законных требований органа, осуществляющего государственный контроль.

Требование о ликвидации Организации предъявлено в суд территориальным органом федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области государственной регистрации общественных объединений.

При изложенных обстоятельствах административное исковое заявление о ликвидации Организации подлежит удовлетворению.

Ликвидация общественного объединения по решению суда означает запрет на его деятельность независимо от факта его государственной регистрации (часть 4 статьи 44 Федерального закона «Об общественных объединениях»).

Поскольку наличие нарушений в деятельности РСОО «Стрелковый клуб «Волжский стрелок» по РМЭ установлено в ходе судебного разбирательства, никаких мер к устранению названных нарушений принято не было, уставную деятельность Организация фактически не осуществляет, суд считает, что имеются правовые основания для удовлетворения административных исковых требований.

Руководствуясь статьями 175-180, 264 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

административные исковые требования Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Марий Эл удовлетворить.

Ликвидировать Региональную спортивную общественную организацию «Стрелковый клуб «Волжский стрелок» по Республике Марий Эл (основной государственный регистрационный номер <...>) с исключением сведений о ней из Единого государственного реестра юридических лиц.

Решение может быть обжаловано в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции через Верховный Суд Республики Марий Эл в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья К.В. Алимгулова

Мотивированное решение составлено 3 марта 2022 года

Решение16.03.2022