ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-28/2023 от 01.08.2023 Курганского областного суда (Курганская область)

УИД 45OS0000-01-2023-000051-25

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Курганский областной суд в составе

председательствующего судьи Менщиковой М.В.,

при секретаре судебного заседания Губиной С.А.,

с участием прокурора Меньщиковой Т.Н.,

административного истца и представителя административного истца Овчаренко Ю.А. – Овчаренко А.С.,

административного истца Овчаренко Ю.А.,

административного ответчика Правительства Курганской области Ларионовой М.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Кургане 1 августа 2023 г. административное дело № 3а-28/2023 по административному иску Овчаренко Ю.А., Овчаренко А.С. к Правительству Курганской области о признании нормативного правового акта недействующим в части,

установил:

постановлением Правительства Курганской области от <...> «Об организации работы по реализации мероприятий, направленных на оказание государственной социальной помощи на основании социального контракта» (далее – постановление Правительства Курганской области от <...>), в том числе, утверждены Порядок назначения и выплаты материальной поддержки (денежной выплаты) гражданам, заключившим социальные контракты на оказание помощи в поиске работы, на оказание помощи по осуществлению индивидуальной предпринимательской деятельности, на оказание помощи по ведению личного подсобного хозяйства, направленные на преодоление трудной жизненной ситуации (Приложение № 1) (далее – Порядок), а также Социальный контракт на оказание помощи по осуществлению индивидуальной предпринимательской деятельности (Приложение № 6) (далее – Социальный контракт).

Согласно пункту 27 Порядка (здесь и далее положения Порядка приводятся в редакции постановления Правительства Курганской области от 29 декабря 2022 г. № 429, действующей на момент возникновения спорных взаимоотношений, до внесения изменений постановлением Правительства Курганской области от 19 июля 2023 № 213) органом социальной защиты населения совместно с учреждением социального обслуживания населения осуществляется ежемесячный контроль за выполнением гражданином обязательств, предусмотренных социальным контрактом, а также контроль за целевым использованием денежных средств, выплаченных в соответствии с условиями социального контракта.

В соответствии с пунктом 30 Порядка, социальный контракт расторгается органом социальной защиты населения в одностороннем порядке досрочно в следующих случаях:

1) отказ гражданина от двух вариантов подходящей работы, снятие гражданина с регистрационного учета в связи с длительной (более месяца) неявкой в центр занятости без уважительных причин в период последней регистрации гражданина в центре занятости в установленном порядке в качестве ищущего работу или безработного, повторное трудоустройство гражданина к работодателю по последнему месту работу на должность, ранее замещаемую им у данного работодателя, нетрудоустройство гражданина в срок, установленный программой социальной адаптации, – для граждан, заключивших социальный контракт на реализацию мероприятия, указанного в пункте 3 Порядка;

2) расторжение с гражданином трудового договора в период действия социального контракта – для граждан, заключивших социальный контракт на реализацию мероприятия, указанного в пункте 3 Порядка;

3) гражданин не зарегистрирован в установленном законодательством Российской Федерации порядке в качестве индивидуального предпринимателя или налогоплательщика налога на профессиональный доход в срок, установленный программой социальной адаптации, – для граждан, заключивших социальный контракт на реализацию мероприятия, указанного в пункте 4 Порядка;

4) прекращение индивидуальной предпринимательской деятельности (снятие с учета в качестве налогоплательщика налога на профессиональный доход) в период действия социального контракта – для граждан, заключивших социальный контракт на реализацию мероприятия, указанного в пункте 4 Порядка;

5) использование полученной государственной социальной помощи на основании социального контракта на мероприятия, не предусмотренные программой социальной адаптации, – для граждан, заключивших социальный контракт на реализацию мероприятия, указанного в пункте 4 Порядка;

6) гражданин не зарегистрирован в установленном законодательством Российской Федерации порядке в качестве налогоплательщика налога на профессиональный доход в срок, установленный программой социальной адаптации, – для граждан, заключивших социальный контракт на реализацию мероприятия, указанного в пункте 5 Порядка;

7) прекращение ведения личного подсобного хозяйства (снятие с учета в качестве налогоплательщика налога на профессиональный доход) в период действия социального контракта – для граждан, заключивших социальный контракт на реализацию мероприятия, указанного в пункте 5 Порядка;

8) гражданин не приступил к прохождению профессионального обучения или дополнительного профессионального образования в срок, установленный программой социальной адаптации, – для граждан, заключивших социальный контракт на реализацию мероприятий, указанных в пунктах 3-5 Порядка;

9) невыполнение гражданином (членами его семьи) мероприятий программы социальной адаптации без уважительных причин, указанных в пункте 28 Порядка, – для граждан, заключивших социальный контракт на реализацию мероприятия, указанного в пункте 6 Порядка;

10) непредставление гражданином документов, подтверждающих факт выполнения мероприятий программы социальной адаптации, в соответствии с подпунктом 1 пункта 7 Порядка без уважительных причин, указанных в пункте 28 данного Порядка;

11) по заявлению гражданина;

12) смерти гражданина;

13) в случае невозможности исполнения мобилизованным военнослужащим мероприятий программы социальной адаптации. Денежные средства, выплаченные органом социальной защиты населения до расторжения социального контракта, не подлежат взысканию с мобилизованного военнослужащего.

Пункт 5.2. Социального контракта (здесь и далее в редакции постановления Правительства Курганской области от 29 декабря 2022 г. № 429, действующей на момент возникновения спорных взаимоотношений, до внесения изменений постановлением Правительства Курганской области от 19 июля 2023 № 213) предусматривает, что данный социальный контракт может быть расторгнут органом социальной защиты населения в одностороннем порядке в следующих случаях: невыполнения заявителем мероприятий, предусмотренных программой; выезда заявителя на постоянное место жительства за пределы Курганской области; предоставления заявителем недостоверной информации (сведений) о ходе выполнения мероприятий, предусмотренных программой; потери трудоспособности заявителя; потери дееспособности заявителя; стихийного бедствия; смерти заявителя.

На момент рассмотрения настоящего административного дела постановление Правительства Курганской области от 12 февраля 2020 г. № 11 действует в редакции постановлений Правительства Курганской области от 18 мая 2020 г. № 145, от 12 марта 2021 г. № 48, от 24 сентября 2021 г. № 272, от 7 апреля 2022 г. № 94, от 14 июля 2022 г. № 234, от 15 сентября 2022 г. № 287, от 3 ноября 2022 г. № 333, от 29 декабря 2022 г. № 429, от 19 июля 2023 № 213.

Овчаренко Ю.А. и Овчаренко А.С. обратились в суд с административным исковым заявлением к Правительству Курганской области, после уточнения иска в окончательном варианте просили признать пункты 27 и 30 Порядка и пункт 5.2 формы Социального контракта, утвержденных постановлением Правительства Курганской области от 12 февраля 2020 г. № 11, недействующими со дня вступления в силу данных пунктов до внесения в них изменений постановлением Правительства Курганской области от 19 июля 2023 г. № 213, а также взыскать судебные расходы по оплате государственной пошлины.

В обоснование заявленных требований указали, что перечисленные нормы не соответствуют федеральному законодательству, имеющему большую юридическую силу, а именно: пункту 2 статьи 8.1, пункту 2.1 статьи 10 Федерального закона от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», пункту 11 Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию мероприятий, направленных на оказание государственной социальной помощи на основании социального контракта – Приложения № 8 (6) к государственной программе Российской Федерации «Социальная поддержка граждан», утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 296 (далее Правила предоставления и распределения субсидий).

Ссылались на то, что на основании статьи 8.1 Федерального закона от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» заключили социальные контракты. По результатам проверки учреждение социальной защиты населения направило им уведомления о досрочном расторжении социальных контрактов, ссылаясь на подпункты 5, 10 пункта 30 Порядка. Считали, что пункт 2.1 статьи 10 Федерального закона от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» предусматривает только возможность органа социальной защиты населения прекратить оказание государственной социальной помощи на основании социального контракта в случае невыполнения ее получателями мероприятий, предусмотренных программой социальной адаптации, или в иных случаях, установленных нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации. Случаев досрочного расторжения социального контракта в одностороннем порядке данная норма не содержит. Положения федерального законодательства не делегируют органу социальной защиты населения право на досрочное расторжение контракта или установление таких случаев нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.

Административные истцы считали, что в силу пункта 1 статьи 310 Гражданского кодекса Российской Федерации односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных данным Кодексом, другим законами или иными правовыми актами. Порядок изменения и расторжения договора предусмотрены статьей 450 Гражданского кодекса Российской Федерации. Федеральный закон от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» не предусматривает односторонний отказ от исполнения социального контракта, а только основания для досрочного прекращения социального контракта по решению суда, что также содержится и в пунктах 6.1 социальных контрактов.

Указали, что по их жалобам прокуратурой Курганской области в адрес заместителя Губернатора Курганской области направлена информация по внесению изменений в областное законодательство. 19 июля 2023 г. Правительством Курганской области принято постановление , которым в оспариваемые нормы внесены изменения, после чего положения постановления Правительства Курганской области от <...> стали соответствовать федеральному законодательству.

В судебном заседании административный истец Овчаренко А.С., являющийся также на основании доверенности представителем административного истца Овчаренко Ю.А., административный истец Овчаренко Ю.А. заявленные требования поддержали по доводам, изложенным в административном исковом заявлении.

Представитель административного ответчика Правительства Курганской области Ларионова М.С., действующая на основании доверенности, с заявленными требованиями не согласилась по доводам, изложенным в возражениях на административное исковое заявление. Пояснила, что оспариваемый нормативный правовой акт принят в пределах полномочий, с соблюдением требований законодательства к форме и виду нормативного правового акта, процедуре принятия, введения его в действие и опубликования. Указала, что оспариваемый пункт 27 Порядка в полной мере соответствует федеральному законодательству и практически дословно дублирует пункт 11 Правил предоставления и распределения субсидий. Ссылалась на то, что оспариваемый пункт 30 Порядка и пункт 5.2 Социального контракта, утвержденных постановлением Правительства Курганской области от <...>, содержащие основания досрочного расторжения органом социальной защиты населения социального контракта в одностороннем порядке соответствуют, как, в целом, федеральному законодательству, так и статьям 8, 10 Федерального закона от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», Правилам предоставления и распределения субсидий. В данных нормативных правовых актах федеральный законодатель наделил субъекты Российской Федерации правом предусмотреть случаи, не установленные Федеральным законом от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», для одностороннего прекращения оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта. Считала ссылки административных истцов на нормы гражданского законодательства, регулирующие договорные обязательства, несостоятельными, поскольку данные нормы не распространяют свое действие на правоотношения по оказанию государственной социальной помощи, возникающие на основании актов государственных органов, а не из договоров.

Заслушав объяснения сторон, исследовав письменные материалы дела, оценив оспариваемые административными истцами положения нормативного правового акта на соответствие федеральным законам и иным нормативным актам, имеющим большую юридическую силу, выслушав заключение прокурора, полагавшего заявленные административные исковые требования подлежащими удовлетворению, суд приходит к следующим выводам.

Частью 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Согласно пункту 5 части 1 статьи 128, пункту 1 части 1 статьи 194, части 1 статьи 210 и части 1 статьи 214 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд прекращает производство по административному делу об оспаривании нормативного правового акта в случае, если на момент подачи административного искового заявления о признании нормативного правового акта недействующим оспариваемый нормативный правовой акт или его оспариваемые положения прекратили свое действие.

Несмотря на то, что оспариваемый административными истцами в части нормативный правовой акт на момент рассмотрения административного дела действует в новой редакции постановления Правительства Курганской области от <...>, суд не находит оснований для прекращения производства по рассматриваемому административному делу.

На основании указанного нормативного правового акта Правительства Курганской области с Овчаренко (до заключения и расторжения браков – Шестаковой, Панфиловой) Ю.А. и Овчаренко А.С. <...> и <...> соответственно заключены социальные контракты на оказание помощи по осуществлению индивидуальной предпринимательской деятельности.

Со ссылкой на положения оспариваемого в части постановления Правительства Курганской области от <...>, действующие в редакции постановления Правительства Курганской области от <...>, органом социальной защиты населения <...> и <...> приняты решения о прекращении государственной социальной помощи административным истцам и расторжении заключенных с ними социальных контрактов.

С учетом изложенного, исходя из положений статей 208, 214 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд приходит к выводу, что оснований для прекращения производства по данному делу об оспаривании в части Порядка и Социального контракта, действовавших на день подачи Овчаренко А.С. и Овчаренко Ю.А. административного иска в редакции постановления Правительства Курганской области от <...>, до внесения в Порядок и Социальный контракт изменений постановлением Правительства Курганской области от <...>, не имеется, поскольку именно в оспариваемой редакции (в редакции постановления Правительства Курганской области от <...>) анализируемый нормативный правовой акт был применен в отношении административных истцов, и повлек, по их мнению, нарушение их прав, свобод и законных интересов.

Выясняя в порядке пункта 2 части 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, соблюдены ли при принятии постановления Правительства Курганской области от <...>, которым утверждены оспариваемые в части Порядок и Социальный контракт, требования нормативных правовых актов, предъявляемых к порядку его принятия, суд исходит из следующего.

Согласно пункту «ж» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).

Специальным законом, который устанавливает правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи, является Федеральный закон от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи».

Согласно статье 2 Федерального закона от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», законодательство о государственной социальной помощи состоит из Федерального закона «О прожиточном минимуме в Российской Федерации», данного Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

Статьи 4 и 5 Федерального закона от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» распределяют полномочия по оказанию социальной помощи между различными уровнями государственной власти.

Так, в силу статьи 4 Федерального закона от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», к ведению Российской Федерации в области оказания государственной социальной помощи относятся:

- принятие федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации по вопросам установления основ правового регулирования в области оказания государственной социальной помощи;

- разработка и реализация федеральных программ оказания гражданам на территории Российской Федерации государственной социальной помощи путем предоставления субсидий на оплату оказываемых гражданам социальных услуг;

- установление видов государственной социальной помощи, оказание которых обязательно на территории Российской Федерации, в том числе установление федеральной социальной доплаты к пенсии в соответствии с данным Федеральным законом.

Согласно части 1 статьи 5 Федерального закона от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают законы и иные нормативные правовые акты, определяющие размеры, условия и порядок назначения и выплаты государственной социальной помощи, в том числе на основании социального контракта, малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, и иным категориям граждан, предусмотренным данным Федеральным законом, в соответствии с целями, установленными данным Федеральным законом, а также разрабатывают и реализуют государственные региональные программы оказания гражданам, проживающим на территории субъекта Российской Федерации, государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, социальных пособий и субсидий.

Частью 2 статьи 5 Федерального закона от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», закреплено, что оказание (предоставление) государственной социальной помощи, в том числе на основании социального контракта, в соответствии с нормативными правовыми актами и региональными программами субъектов Российской Федерации, предусматривающими также предоставление гражданам социальных пособий в виде набора социальных услуг и субсидий, является расходным обязательством субъектов Российской Федерации.

Таким образом, полномочия по оказанию социальной помощи на основании социального контракта в виде оказания помощи по осуществлению индивидуальной предпринимательской деятельности предоставлены субъектам Российской Федерации в части, не урегулированной федеральным законом.

В соответствии со статьями 97-1, 107 Закона Курганской области от 16 декабря 1994 г. № 1 «Устав Курганской области», Правительство Курганской области является коллегиальным, постоянно действующим высшим исполнительным органом государственной власти Курганской области. Правительство Курганской области обеспечивает в соответствии с действующим законодательством исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, данного Устава, законов и иных нормативных правовых актов Курганской области на территории Курганской области и согласованную деятельность органов исполнительной власти Курганской области.

Правительство Курганской области в соответствии с компетенцией Курганской области и в пределах своих полномочий, установленных Уставом Курганской области, законом Курганской области, участвует в проведении единой государственной политики в сфере социального обеспечения, осуществляет меры по обеспечению государственных гарантий социальной защиты населения, включая социальное обеспечение, адресной социальной поддержки граждан (статья 115 Закона Курганской области от 16 декабря 1994 г. № 1 «Устав Курганской области»).

Частью 3 статьи 116-2 Закона Курганской области от 16 декабря 1994 г. № 1 «Устав Курганской области» предусмотрено, что нормативные правовые акты Правительства Курганской области подлежат официальному опубликованию и размещению на официальном сайте Правительства Курганской области в соответствии с законом Курганской области и нормативным правовым актом Губернатора Курганской области. Официальным опубликованием нормативного правового акта Правительства Курганской области, органов исполнительной власти Курганской области считается первая публикация его полного текста в периодическом печатном издании в соответствии с законом Курганской области либо на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru).

Согласно пункту 2 статьи 4, пункту 1 статьи 9 Закона Курганской области от 8 октября 2004 г. № 444 «О нормативных правовых актах Курганской области» Правительство Курганской области по вопросам, входящим в его компетенцию, принимает нормативные правовые акты в форме постановлений.

В силу пункта 3 статьи 46 Закона Курганской области от 8 октября 2004 г. № 444 «О нормативных правовых актах Курганской области», официальным опубликованием нормативного правового акта Курганской области является публикация его полного текста в Курганской областной общественно-политической газете «Новый мир» (в основном номере и (или) в приложении к нему) либо размещение (опубликование) нормативных правовых актов Курганской области на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru).

В ходе рассмотрения административного дела установлено и сторонами не оспаривалось, что оспариваемое в части постановление Правительства Курганской области от <...> официально опубликовано <...> на «Официальном интернет-портале правовой информации».

Следовательно, Правительством Курганской области при принятии оспариваемого постановления соблюдены требования к процедуре принятия, порядку опубликования, форме и виду, в которых орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации вправе принимать нормативные правовые акты.

Не могут быть приняты во внимание доводы административных истцов о том, что оспариваемое в части постановление принято не в пределах компетенции субъекта Российской Федерации по предмету совместного ведения с Российской Федерацией, как и том, что содержание оспариваемого акта в части не соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, ввиду следующего.

Из существа административного искового заявления, с учетом представленных к нему уточнений, следует, что административные истцы полагают несоответствующими федеральному законодательству пункты 27 и 30 Порядка и пункт 5.2 Социального контракта, утвержденных постановлением Правительства Курганской области от <...>, утверждая о том, что Правительству Курганской области не было делегировано право установления своим нормативным правовым актом случаев одностороннего досрочного расторжения социального контракта, которое, в силу действующего гражданского законодательства, возможно только в судебном порядке.

Оспариваемый пункт 27 Порядка, согласно доводам административного иска, не соответствует пункту 11 Правил предоставления и распределения субсидий, согласно которому органом социальной защиты населения осуществляется ежемесячный контроль за выполнением гражданином обязательств, предусмотренных социальным контрактом, а также контроль за целевым использованием денежных средств, выплаченных в соответствии с условиями социального контракта.

Административные истцы полагали, что возложение Правительством Курганской области функций по указанным видам контроля не только на органы социальной защиты, но и на учреждения социального обслуживания, свидетельствует о несоответствии оспариваемой части нормативного правового акта нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

Законодательством не определено понятие органа социальной защиты, используемое в нормативно-правовых актах и правоприменительной практике. Чаще всего этим термином обозначают организации, которые оказывают гражданам социальные услуги, в том числе, учреждения социального обслуживания.

Государственная социальная помощь, как следует из статьи 1 Федерального закона от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», это предоставление малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, а также иным категориям граждан, указанным в данном Федеральном законе, социальных пособий, социальных доплат к пенсии, субсидий, социальных услуг и жизненно необходимых товаров.

Статьей 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» определено, что социальная услуга – это действие или действия в сфере социального обслуживания по оказанию постоянной, периодической, разовой помощи, в том числе срочной помощи, гражданину в целях улучшения условий его жизнедеятельности и (или) расширения его возможностей самостоятельно обеспечивать свои основные жизненные потребности.

Этой же нормой установлено, что социальным обслуживанием граждан является деятельность по предоставлению им социальных услуг.

Исходя из содержания вышеуказанных правовых актов, социальная защита населения является базовым понятием права социального обеспечения, включающим в себя понятие социального обслуживания.

Систему органов, осуществляющих социальную защиту населения, возглавляет Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации, осуществляющее функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального обслуживания, в сфере труда и социальной защиты населения (статья 6.6 Федерального закона от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», статья 5 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации»).

Из государственной программы Курганской области в сфере социальной защиты населения, утвержденной постановлением Правительства Курганской области от 27 декабря 2021 г. № 450, следует, что система социальной защиты населения Курганской области включает Главное управление социальной защиты населения Курганской области, а также 40 подведомственных учреждений: нестационарного социального обслуживания, стационарного социального обслуживания, управлений социальной защиты населения.

Таким образом, множественность лиц на стороне органов социальной защиты населения, исходя из специфики осуществляемых ими функций по контролю в ходе исполнения социального контракта, в отсутствие такого запрета в Федеральном законе от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», не позволяет сделать вывод о том, что оспариваемый пункт 27 Порядка противоречит действующему пункту 11 Правил предоставления и распределения субсидий.

Также не соглашается суд с доводами административных истцов о том, что оспариваемые пункт 30 Порядка и пункт 5.2 формы Социального контракта противоречат пункту 2 статьи 8.1, пункту 2.1 статьи 10 Федерального закона от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», по следующим основаниям.

В действовавшую систему адресной государственной социальной помощи в 2012 году в качестве одной из форм оказания системной государственной поддержки гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации, введен социальный контракт.

В связи с этим Федеральным законом от 25 декабря 2012 г. № 258-ФЗ в Федеральный закон от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» включена статья 8.1 «Государственная социальная помощь на основании социального контракта».

В соответствии с пунктом 2 статьи 8.1 Федерального закона от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», в социальном контракте должны быть установлены: 1) предмет социального контракта; 2) права и обязанности граждан и органа социальной защиты населения при оказании государственной социальной помощи; 3) виды и размер государственной социальной помощи; 4) порядок оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта; 5) срок действия социального контракта; 6) порядок изменения и основания прекращения социального контракта.

В связи с включением в указанный Федеральный закон от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», статьи 8.1, текст статьи 10 этого же закона был дополнен пунктом 2.1, согласно которому орган социальной защиты населения в одностороннем порядке может прекратить оказание государственной социальной помощи на основании социального контракта в случае невыполнения ее получателями мероприятий, предусмотренных программой социальной адаптации, или в иных случаях, установленных нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.

Вопреки доводам административных истцов федеральный законодатель прямо делегировал субъектам Российской Федерации право устанавливать дополнительные основания прекращения оказания государственной социальной помощи и расторжения социального контракта до истечения срока, указанного в данном контракте, что отвечает принципу адресного подхода, при котором такая помощь должна оказываться действительно нуждающимся в ней гражданам.

Так, пункт 5 Правил предоставления и распределения субсидий, установил, что правовым актом субъекта Российской Федерации, указанным в подпункте «а» пункта 4 данных Правил (то есть которым утвержден перечень мероприятий, при реализации которых возникают расходные обязательства субъекта Российской Федерации, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия, в соответствии с требованиями нормативных правовых актов Российской Федерации), утверждаются форма социального контракта с прилагаемой к нему программой социальной адаптации и перечень возможных оснований для досрочного расторжения социального контракта (потеря трудоспособности гражданина, потеря дееспособности гражданина, стихийные бедствия и иные основания), перечень типовых трудных жизненных ситуаций (часто встречающиеся обстоятельства, которые ухудшают условия жизнедеятельности гражданина, в том числе негативно влияют на уровень дохода гражданина (семьи гражданина), и последствия которых он не может преодолеть самостоятельно), разработанные с учетом методических рекомендаций по оказанию государственной социальной помощи на основании социального контракта, утверждаемых Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.

В соответствии с данным пунктом 5 Правил предоставления и распределения субсидий приказом Минтруда России от 3 августа 2021 г. № 536 утверждены Методические рекомендации по оказанию государственной социальной помощи на основании социального контракта.

Пунктом 10 указанных Методических рекомендаций прямо предусмотрено, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации при установлении порядка назначения государственной социальной помощи на основании социального контракта утверждают, в том числе, перечень оснований для досрочного расторжения социального контракта.

Ссылки стороны административных истцов на то, что орган государственной власти субъекта Российской Федерации не уполномочен регулировать вопросы досрочного расторжения социального контракта именно в одностороннем порядке, признаются несостоятельными, поскольку досрочно контракт может быть расторгнут как по обоюдной договоренности сторон контракта, так и по инициативе одной из сторон, что прямо следует из примеров видов оснований расторжения, приведенных в пункте 5 Правил предоставления и распределения субсидий.

Доводы административных истцов о том, что по требованию одной из сторон социального контракта, он может быть расторгнут только в судебном порядке, как это предусмотрено статьями 310 и 450 Гражданского кодекса Российской Федерации, признаются основанными на неправильном толковании норм материального права.

Социальный контракт, несмотря на его договорную форму, сохраняет преимущественно публичный характер и регулируется специальным социально-обеспечительным законодательством и подзаконными актами субъектов Российской Федерации в этой сфере. Общие положения гражданского законодательства об обязательствах в данном случае применению не подлежат.

Из материалов дела следует, что в настоящее время к административным истцам органом социальной защиты в Кетовский районный суд Курганской области предъявлены иски о взыскании денежных средств, полученных по социальному контракту, целевое использование которых документально подтверждено не было, и в связи неисполнением Овчаренко Ю.А. и Овчаренко А.С., по утверждению государственного казенного учреждения «Управление социальной защиты населения », обязательств по заключенным социальным контрактам.

С учетом этого, положения гражданского законодательства, на которые ссылаются административные истцы, будут иметь значение при разрешении гражданско-правового спора между сторонами социального контракта.

Таким образом, суд не усматривает противоречий в установлении Правительством Курганской области в пункте 30 Порядка и пункте 5.2 Социального контракта права одностороннего досрочного расторжения социального контракта в определенных случаях нормам Федерального закона от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», в связи с чем правовых оснований для удовлетворения административного искового заявления не имеется.

Поскольку в иске административным истцам отказано, на основании положений статьи 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, не подлежат и удовлетворению заявленные требования о взыскании в их пользу понесенных судебных расходов по оплате государственной пошлины.

В силу части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, сообщение о принятом решении суда подлежит опубликованию в приложении «Документы» к Курганской областной общественно-политической газете «Новый мир» в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу.

Руководствуясь статьями 175-179, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административный иск Овчаренко Юлии Андреевны, Овчаренко Александра Сергеевича к Правительству Курганской области о признании пунктов 27 и 30 Порядка назначения и выплаты материальной поддержки (денежной выплаты) гражданам, заключившим социальные контракты на оказание помощи в поиске работы, на оказание помощи по осуществлению индивидуальной предпринимательской деятельности, на оказание помощи по ведению личного подсобного хозяйства, направленные на преодоление трудной жизненной ситуации, утвержденного постановлением Правительства Курганской области от <...> «Об организации работы по реализации мероприятий, направленных на оказание государственной социальной помощи на основании социального контракта»; пункта 5.2 формы Социального контракта на оказание помощи по осуществлению индивидуальной предпринимательской деятельности – Приложения 6 к постановлению Правительства Курганской области от <...> «Об организации работы по реализации мероприятий, направленных на оказание государственной социальной помощи на основании социального контракта», недействующими со дня вступления в силу до внесения изменений постановлением Правительства Курганской области от <...>, оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке во Второй апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Курганский областной суд.

Судья М.В. Менщикова

Мотивированное решение составлено 14 августа 2023 г.