ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-28/2023 от 21.07.2023 Верховного Суда Республики Саха (Якутия) (Республика Саха (Якутия))

Дело №3а-28/2023

Решение

именем Российской Федерации

город Якутск 21 июля 2023 года

Верховный Суд Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Смирниковой В.Г., при ведении протокола помощником судьи Мекумяновой З.П., с участием прокурора Ноговицына А.К.

представителя административного истца общества с ограниченной ответственностью «Ассоциация строителей Амуро-Якутской магистрали» по доверенности Бузова Д.С.,

представителя административного ответчика Государственного комитета по ценовой политике Республики Саха (Якутия) по доверенности Степанова Р.Л.,

рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело по административному иску общества с ограниченной ответственностью «Ассоциация строителей Амуро-Якутской магистрали» о признании не действующими подпунктов 1.1.1, 1.1.2, 1.1.3, 1.1.4, 1.1.5, 1.1.6, 1.1.7, 1.1.8, 1.1.9 пункта 1.1 приложения №1 к постановлению Государственного комитета по ценовой политике Республики Саха (Якутия) от 21 ноября 2022 года №262 «Об установлении долгосрочных тарифов и долгосрочных параметров регулирования на тепловую энергию (мощность), поставляемую ООО «Ассоциация строителей АЯМ» потребителям МР «Алданский район» на 2023-2027 годы»

установил:

Постановлением Государственного комитета по ценовой политике Республики Саха (Якутия) от 21 ноября 2022 года №262 «Об установлении долгосрочных тарифов и долгосрочных параметров регулирования на тепловую энергию (мощность), поставляемую ООО «Ассоциация строителей АЯМ» потребителям МР «Алданский район» на 2023-2027 годы» установлены долгосрочные тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую ООО «Ассоциация строителей АЯМ» потребителям МР «Алданский район» Республики Саха (Якутия) на 2023-2027 годы, согласно приложению №1 к настоящему постановлению.

Подпунктами 1.1.1, 1.1.2, 1.1.3, 1.1.4, 1.1.5, 1.16, 1.1.7, 1.1.8, 1.1.9 пункта 1.1 приложения №1 к постановлению установлены тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую ООО «Ассоциация строителей АЯМ» потребителям муниципального района «Алданский район» Республики Саха (Якутия) с 01.12.2022 по 31.12.2027.

ООО «Ассоциация строителей АЯМ» обратилось в Верховный суд Республики Саха (Якутия) с административным исковым заявлением, в котором просило суд признать недействующими подпункты 1.1.1, 1.1.2, 1.1.3, 1.1.4, 1.1.5, 1.16, 1.1.7, 1.1.8, 1.1.9 пункта 1.1 Приложения № 1 к Постановлению Государственного комитета по ценовой политике Республики Саха (Якутия) от 21 ноября 2022 года №262 «Об установлении долгосрочных тарифов и долгосрочных параметров регулирования на тепловую энергию (мощность), поставляемую ООО «Ассоциация строителей АЯМ» потребителям МР «Алданский район» на 2023-2027 годы».

В обоснование заявленных требований административный истец указал, что указанный нормативный правовой акт в оспариваемой части противоречит требованиям Федерального закона от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее - Федеральный закон 27 июля 2010 года № 190-ФЗ, Закона о теплоснабжении), Основам ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 года №1075 (далее - Основы ценообразования), поскольку размер необходимой валовой выручки рассчитан с нарушением принципов экономической обоснованности и баланса экономических интересов субъектов электроэнергетики. По мнению ООО «Ассоциация строителей АЯМ», Государственный комитет по ценовой политике Республики Саха (Якутия) необоснованно исключил из необходимой валовой выручки общества заявленные экономически обоснованные расходы по поставке сжиженного природного газа.

В судебном заседании представитель административного истца административный иск поддержал по доводам, изложенным в административном иске, и в дополнении к нему, пояснив, что тарифным органом необоснованно не учтены расходы по поставке сжиженного природного газа для котельной №1.

Представитель административного ответчика просил в удовлетворении административного иска отказать, пояснив, что котельная №1 на сжиженном природном газе не введена в эксплуатацию в установленном порядке.

Прокурор в своем заключении просил в удовлетворении административного иска отказать, пояснив, что основания для признания постановления недействующим отсутствуют.

Изучив материалы дела, заслушав объяснения участников процесса, заключение прокурора, суд приходит к следующему.

Пунктом 2 части 1 статьи 20 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что верховный суд республики, краевой, областной суд, суд города федерального значения, суд автономной области и суд автономного округа рассматривают в качестве суда первой инстанции административные дела, в том числе об оспаривании нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, представительных органов муниципальных образований.

Оспаривание нормативного правового акта, а также акта, содержащего разъяснения законодательства и обладающего нормативными свойствами (далее также - акт, обладающий нормативными свойствами), является самостоятельным способом защиты прав и свобод граждан и организаций и осуществляется в соответствии с правилами, предусмотренными главой 21 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Регулирование отношений в сфере теплоснабжения осуществляется на основе Федерального закона от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении», Основ ценообразования, Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (далее - Правила регулирования № 1075), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 года № 1075, и Методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, (далее - Методические указания № 760-э), утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 13 июня 2013 года № 760-э.

Как указано в статье 2 Закона о теплоснабжении регулируемый вид деятельности в сфере теплоснабжения - вид деятельности в сфере теплоснабжения, при осуществлении которого расчеты за товары, услуги в сфере теплоснабжения осуществляются по ценам (тарифам), подлежащим в соответствии с настоящим Федеральным законом государственному регулированию, а именно: а) реализация тепловой энергии (мощности), теплоносителя, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, при которых допускается установление цены реализации по соглашению сторон договора, в том числе установление по соглашению сторон договора цены на тепловую энергию (мощность) не выше предельного уровня цены на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям единой теплоснабжающей организацией в ценовых зонах теплоснабжения; б) оказание услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, при которых допускается установление цены на указанные услуги по соглашению сторон договора; в) оказание услуг по поддержанию резервной тепловой мощности, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, при которых допускается установление цены услуг по соглашению сторон договора.

Согласно пункту 4 части 1 статьи 8 Закона о теплоснабжении тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, в соответствии с установленными федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения предельными (минимальным и (или) максимальным) уровнями указанных тарифов, а также тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями другим теплоснабжающим организациям подлежат государственному регулированию.

В соответствии с частью 3 статьи 7 Закона о теплоснабжении органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) устанавливают тарифы, перечень которых приведен в статье 8 настоящего Федерального закона, за исключением предельных (минимального и (или) максимального) уровней тарифов на тепловую энергию (мощность), производимую в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии источниками тепловой энергии с установленной мощностью производства электрической энергии 25 мегаватт и более, предельных (минимальных и (или) максимальных) уровней тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям.

В соответствии с пунктом 1.1 Положения о Государственном комитете по ценовой политике Республики Саха (Якутия), утвержденным постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 22 ноября 2007 года № 468 (далее Положение № 468), государственный комитет по ценовой политике Республики Саха (Якутия) является органом, осуществляющим государственное регулирование цен и тарифов на территории Республики Саха (Якутия).

Оспариваемое постановление принято уполномоченным органом с соблюдением формы и вида, в установленном порядке опубликовано на официальном интернет-портале правовой информации и в информационно-аналитической системе «тарифные решения» http:tdb.regional-tariff.ru и по этим основаниям не обжалуется.

ООО «Ассоциация строителей АЯМ» обратилось с заявлением о регулировании экономически обоснованных тарифов на тепловую энергию, горячую воду, холодную воду на долгосрочный период 2023-2027 годы по МО г. Алдан, г. Томмот, п. Нижний Куранах (с. Якокит).

На основании приказа Государственного комитета по ценовой Республики Саха (Якутия) от 06 мая 2022 года № 69/од «Об открытии дел по установлению одноставочных тарифов на тепловую энергию и выборе метода регулирования на период 2023-2027 годы» открыты дела об установлении одноставочных тарифов на тепловую энергию на долгосрочный период 2023-2027 годы методом долгосрочной индексации в отношении регулируемых организаций в соответствии с реестром согласно Приложению, в том числе ООО «Ассоциация строителей АЯМ».

Из протокола заседания правления Государственного комитета по ценовой политике Республики Саха (Якутия) от 21 ноября 2022 года №165-пр следует, что тарифным органом выбран метод долгосрочной индексации установленных тарифов.

В соответствии с частью 1 статьи 3, частью 1 статьи 7 Закона о теплоснабжении общими принципами организации отношений в сфере теплоснабжения являются, в том числе, соблюдение экономических интересов теплоснабжающих организаций и интересов потребителей, обеспечение экономически обоснованной доходности текущей деятельности теплоснабжающих организаций и используемого при осуществлении регулируемых видов деятельности в сфере теплоснабжения инвестированного капитала, обеспечение экономической обоснованности расходов теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций на производство, передачу и сбыт тепловой энергии (мощности), теплоносителя.

В силу статьи 9 Закона о теплоснабжении при регулировании тарифов в сфере теплоснабжения применяются метод экономически обоснованных расходов (затрат); метод индексации установленных тарифов; метод обеспечения доходности инвестированного капитала; метод сравнения аналогов.

Порядок применения методов регулирования тарифов в сфере теплоснабжения устанавливается Основами ценообразования в сфере теплоснабжения и Правилами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 года № 1075.

Решение о выборе метода регулирования тарифов в сфере теплоснабжения принимается органом регулирования с учетом предложения организации, осуществляющей регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения (пункт 19 Основ ценообразования).

Из положений пунктов 15, 16, 28 Правила регулирования № 1075 следует, что установление тарифов производится органом регулирования посредством анализа, проверки и экспертизы предложений регулируемой организации об установлении цен (тарифов) и материалов, представленных данной организацией в обоснование этих предложений, в том числе расчета расходов и необходимой валовой выручки от регулируемой деятельности в сфере теплоснабжения с приложением экономического обоснования исходных данных.

Во исполнение Федерального закона «О теплоснабжении», постановления Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 года № 1075 «О ценообразовании в сфере теплоснабжения», Приказом ФСТ России от 07 июня 2013 года № 163 утвержден Регламент открытия дел об установлении регулируемых цен (тарифов) и отмене регулирования тарифов в сфере теплоснабжения (далее - Регламент), согласно пункту 2 которого открытие дел об установлении цен (тарифов) осуществляется органами регулирования, в том числе, по предложению регулируемой организации.

В соответствии с частью 1 статьи 9 и статьей 10 Закона о теплоснабжении тарифы в сфере теплоснабжения рассчитываются на основании необходимой валовой выручки регулируемой организации, определенной для соответствующего регулируемого вида деятельности, и расчетного объема полезного отпуска соответствующего вида продукции (услуг) на расчетный период регулирования.

В силу пункта 33 Правил регулирования цен (тарифов) орган регулирования отказывает регулируемой организации во включении в цены (тарифы) отдельных расходов, предложенных регулируемой организацией, в случае экономической необоснованности таких расходов в соответствии с Основами ценообразования и методическими указаниями.

Согласно положениям пунктов 13, 15, 16, 17, 20 и 28 Правил установление тарифов производится органом регулирования посредством анализа, проверки и экспертизы предложений регулируемой организации об установлении цен (тарифов) и материалов, представленных в обоснование этих предложений, в срок до 1 мая года, предшествующего очередному расчетному периоду регулирования. К числу обосновывающих документов относится расчет расходов и необходимой валовой выручки от регулируемой деятельности в сфере теплоснабжения с приложением экономического обоснования исходных данных, разработанного в соответствии с Методическими указаниями.

При расчете тарифов с применением метода индексации установленных тарифов необходимая валовая выручка регулируемой организации включает в себя текущие расходы, амортизацию основных средств и нематериальных активов с учетом особенностей, предусмотренных пунктом 43 настоящего документа, и нормативную прибыль регулируемой организации, а также расчетную предпринимательскую прибыль регулируемой организации (пункт 71 Основ ценообразования).

В соответствии с пунктом 73 Основ ценообразования величина текущих расходов регулируемой организации определяется в соответствии с пунктами 57 - 66 настоящего документа с учетом особенностей, установленных настоящим пунктом.

Согласно пункту 2 Основ ценообразования под необходимой валовой выручкой понимается экономически обоснованный объем финансовых средств, необходимый регулируемой организации для осуществления регулируемого вида деятельности в течение расчетного периода регулирования.

Расходы, связанные с производством и реализацией продукции (услуг) по регулируемым видам деятельности, включаемые в необходимую валовую выручку, состоят из следующих групп расходов: 1) топливо; 2) прочие покупаемые энергетические ресурсы, холодная вода, теплоноситель; 3) оплата услуг, оказываемых организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации; 4) сырье и материалы; 5) ремонт основных средств; 6) оплата труда и отчисления на социальные нужды; 7) амортизация основных средств и нематериальных активов; 8) прочие расходы в соответствии с пунктом 44 данного документа (пункт 33 Основ ценообразования).

В соответствии с пунктом 28 Основ ценообразования при определении плановых (расчетных) значений расходов (цен) орган регулирования использует источники информации о ценах (тарифах) и расходах в следующем порядке: а) установленные на очередной период регулирования цены (тарифы) для соответствующей категории потребителей - если цены (тарифы) на соответствующие товары (услуги) подлежат государственному регулированию; б) цены, установленные в договорах, заключенных в результате проведения торгов; в) прогнозные показатели и основные параметры, определенные в прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, одобренном Правительством Российской Федерации (базовый вариант).

В соответствии с пунктом 24 Методических указаний № 760-э в необходимую валовую выручку регулируемой организации, учитываемую при расчете тарифа на услуги по производству и передаче тепловой энергии, включаются расходы на топливо.

Подавая заявление о регулировании экономически обоснованных тарифов на тепловую энергию на долгосрочный период 2023-2027 годы по МО г. Алдан, ООО «Ассоциация строителей Амуро-Якутской магистрали» заявлены расходы по поставке сжиженного природного газа, в том числе для котельной №1 города Алдана в размере 4 424,11 тыс. руб., комитетом приняты только расходы по поставке сжиженного газа в размере 270,92 тыс. руб.

При этом, в экспертом заключении не указано, по каким причинам не приняты расходы общества по поставке сжиженного газа в заявленном размере.

В судебном заседании представитель административного ответчика пояснил, что тарифным органом при регулировании тарифов включены расходы по поставке сжиженного природного газа для котельной №7.

Представитель административного ответчика пояснил, что основанием не включения расходов по поставке сжиженного природного газа для котельной №1 явилось, что реконструированная котельная не введена в установленном порядке в эксплуатацию, без разрешения Ростехнадзора.

Согласно приказу ООО «Ассоциация строителей АЯМ» от 11 мая 2021 года №55 в соответствии с решением собрания учредителей ООО «Ассоциация строителей АЯМ» №12 от 30 декабря 2020 года постановлено произвести переход котельного оборудования котельной №1 г. Алдан на газовое топливо в III квартале 2021 года.

Из пояснительной записки, представленной при регулировании тарифов, следует, что с 3 квартала 2021 года котельная №1 переведена на сжиженный природный газ. В состав котельной входят: 2 котла отопления марки «ЗИОСАБ-3000» и 1 котел отопления марки «ЗИОСАБ-2000», 2 котла ГВС марки «К1.1 STEEL.1.5. Установленная мощность котельной -11,0Гкал/час. Переход связан с низким качеством местного и привозного угля.

Из письма администрации городского поселения «Город Алдан» муниципального района «Алданский район» Республика Саха (Якутия) от 13 июля 2023 года №1276 следует, что с 01 января 2022 года по настоящее время котельная №1 (г. Алдан, ул. Космачева, д. 5Б) эксплуатируется на газовом топливе (СПГ) согласно утвержденных паспортов готовности котельной к прохождению отопительных периодов 2021-2022 годы, 2022-2023 годы.

Паспорта готовности котельных к прохождению отопительных периодов 2021-2022 годы, 2022-2023 годы подписаны главой МО «город Алдан».

Из паспортов котлов следует, что котел отопления марки «ЗИОСАБ-3000», котел отопления марки «ЗИОСАБ-2000», котел ГВС марки «К1.1 STEEL.1.5. работают на природном газе.

Указанные расходы на топливо для котельной №1 не были учтены тарифным органом.

Ввод в эксплуатацию с 01 января 2022 года котельной №1 на сжиженном газе в отсутствие акта о введении объекта в эксплуатацию не свидетельствует об экономической необоснованности расходов по поставке сжиженного газа для котельной, в которой котлы согласно паспортам работают на газе.

Пункт 26 Правил регулирования тарифов требует обязательного приведения в экспертном заключении органа регулирования анализа экономической обоснованности расходов по отдельным статьям (группам) расходов и обоснованности расчета объема отпуска товаров, работ, услуг; обоснования причин и ссылок на правовые нормы, на основании которых орган регулирования тарифов принимает решение об исключении из расчета тарифов экономически не обоснованных расходов, учтенных регулируемой организацией в предложении об установлении тарифов.

При этом в экспертном заключении регулирующего органа отсутствуют сведения о том, что тарифный орган проводил анализ имеющихся в тарифном деле документов, обосновывающих фактические затраты по указанной статье расходов, а именно первичных документов – договоров на приобретение топлива.

Отклонив предложение общества по его расходам по поставке топлива –сжиженного природного газа для котельной №1, тарифный орган не указал в экспертном заключении причины этого.

При совокупности изложенных обстоятельств суд приходит к выводу об обоснованности доводов истца о неправомерном снижении затрат общества на топливо и его транспортировку.

Таким образом, поскольку при установке тарифов на тепловую энергию (мощность) для ООО «Ассоциация строителей АЯМ» регулирующим органом для его расчета необоснованно была занижена необходимая валовая выручка общества, административные исковые требования подлежат удовлетворению.

Из разъяснений, изложенных в пункте 38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», следует, что суд, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречат нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, руководствуясь пунктом 1 части 2, пунктом 1 части 4 статьи 215 КАС РФ, признает этот нормативный правовой акт не действующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.

В данном случае суд, в целях восстановления нарушенных прав и законных интересов административного истца, приходит к выводу о признании подпунктов оспариваемого нормативного акта не действующими с момента его принятия.

Пленум Верховного Суда Российской Федерации в Постановлении от 27 декабря 2016 года № 63 «О рассмотрении судами споров об оплате энергии в случае признания недействующим нормативного правового акта, которым установлена регулируемая цена» указал (пункт 2), что в случае признания судом недействующим нормативного правового акта об установлении регулируемой цены, подлежащей применению в расчетах неопределенного круга лиц с ресурсоснабжающими организациями за поставленный ресурс, с целью надлежащего урегулирования данных отношений соответствующий орган в силу его компетенции, закрепленной законом и иными правовыми актами, и в связи с принятием соответствующего решения суда обязан в установленный судом срок принять нормативный правовой акт, заменяющий нормативный правовой акт, признанный судом недействующим.

В связи с указанным суд считает необходимым возложить на ответчика обязанность принять нормативный правовой акт, заменяющий постановление Государственного комитета по ценовой политике Республики Саха (Якутия) от 21 ноября 2022 года № 262 в части подпунктов 1.1.1, 1.1.2, 1.1.3, 1.1.4, 1.1.5, 1.1.6, 1.1.7, 1.1.8, 1.1.9 пункта 1.1 приложения №1.

В соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации сообщение о принятии настоящего решения должно быть опубликовано на официальном интернет-портале правовой информации.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Республики Саха (Якутия)

решил:

Признать недействующими с момента принятия подпункты 1.1.1, 1.1.2, 1.1.3, 1.1.4, 1.1.5, 1.1.6, 1.1.7, 1.1.8, 1.1.9 пункта 1.1 приложения №1 к постановлению Государственного комитета по ценовой политике Республики Саха (Якутия) от 21 ноября 2022 года №262 «Об установлении долгосрочных тарифов и долгосрочных параметров регулирования на тепловую энергию (мощность), поставляемую ООО «Ассоциация строителей АЯМ» потребителям МР «Алданский район» на 2023-2027 годы».

Возложить на Государственный комитет по ценовой политике Республики Саха (Якутия) обязанность в течение 1 месяца после вступления решения суда в законную силу принять новый нормативный правовой акт, заменяющий признанный не действующим в части.

Возложить на Государственный комитет по ценовой политике Республике Саха (Якутия) обязанность опубликовать сообщение о принятом решении в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу на официальном интернет-портале правовой информации.

На решение может быть подана апелляционная жалоба, представление прокурора в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья В.Г. Смирникова

Решение суда изготовлено в окончательной форме 25 июля 2023 г.