ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-28/21 от 13.08.2021 Верховного Суда Республики Калмыкия (Республика Калмыкия)

Дело № 3а-28/21

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

13 августа 2021 г. г. Элиста

Верховный Суд Республики Калмыкия в составе:

председательствующего судьи Сангаджиевой Б.Т.

при секретаре Пичко С.Н.

с участием:

административного истца Эрдниевой В.В.,

представителя административного ответчика - Избирательной комиссии Республики Калмыкия Шовуновой М.Н., действующей на основании доверенности от 12 августа 2021 года,

прокурора - Лиджиевой В.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Эрдниевой Валентины Владимировны к Избирательной комиссии Республики Калмыкия об оспаривании решения об отказе в регистрации кандидата,

у с т а н о в и л:

Эрдниева В.В. обратилась в суд с иском, ссылаясь на то, что 12 июля 2021 года она уведомила Избирательную комиссию Республики Калмыкия о самовыдвижении кандидатом в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва по одномандатному избирательному округу "Республика Калмыкия - Калмыцкий одномандатный избирательный округ N 15", а 2 августа 2021 года представила в избирательную комиссию необходимые для регистрации документы, в том числе 657 подписей избирателей в поддержку своего выдвижения.

Постановлением Избирательной комиссии Республики Калмыкия от 11 августа 2021 года № *** ей отказано в регистрации в качестве кандидата ввиду недостаточного количества подписей избирателей, собранных в поддержку ее выдвижения.

Считает, что отказ в регистрации кандидатом по указанному основанию нарушает ее пассивное избирательное право, гарантированное нормами международного права и федерального законодательства, и свидетельствует о дискриминации по сравнению с кандидатами, выдвинутыми политическими партиями, которые освобождены от необходимости сбора подписей в свою поддержку в условиях пандемии, вызванной коронавирусной инфекцией. Полагает, что получение необходимого количества подписей избирателей было невозможно по независящим от нее причинам – наличие ограничений, связанных с мерами по недопущению распространения COVID-19, а также неблагоприятные погодные условия (аномальная жара, составляющая более 40 градусов С). При таких обстоятельствах, по ее мнению, собранное количество подписей (657) дает ей право на участие в выборах в порядке самовыдвижения и административный ответчик должен был принять решение о ее регистрации в качестве кандидата в депутаты.

В связи с этим просит суд признать решение Избирательной комиссии Республики Калмыкия от 11 августа 2021 года № 173/816-6 незаконным, отменить его и обязать Избирательную комиссию Республики Калмыкия зарегистрировать ее кандидатом в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва по Калмыцкому одномандатному избирательному N 15.

В судебном заседании Эрдниева В.В. поддержала заявленные требования по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Представитель Избирательной комиссии Республики Калмыкия Шовунова М.Н. иск не признала, указав, что оспариваемое решение принято Избирательной комиссией с соблюдением требований избирательного законодательства.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав представленные письменные доказательства, заслушав заключение прокурора Лиджиевой В.П. об отсутствии оснований для удовлетворения иска, суд признает заявленные административным истцом требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Указом Президента Российской Федерации от 17 июня 2021 года N 367 (опубликован на официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru. 17 июня 2021 года) на 19 сентября 2021 года назначены выборы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации нового созыва.

Постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 27 апреля 2021 года N 5/36-7 полномочия окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ восьмого созыва по избирательному округу "Республика Калмыкия - Калмыцкий одномандатный избирательный округ N 15" возложены на Избирательную комиссию Республики Калмыкия.

Постановлением Избирательной комиссии РК от 11 августа 2021 года № 173/816-6 Эрдниевой В.В. отказано в регистрации в качестве кандидата в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания РФ восьмого созыва по Калмыцкому одномандатному избирательному округу N 15 на основании пункта 7 части 7 статьи 51 Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ» ввиду недостаточного количества подписей избирателей, собранных в поддержку ее выдвижения.

В силу пункта 6 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ" указанное решение избирательной комиссии может быть отменено судом по заявлению кандидата, в отношении которого оно вынесено, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 данного Федерального закона, иных требований, предусмотренных законом.

Таких нарушений закона Избирательной комиссией Республики Калмыкия при вынесении оспариваемого Эрдниевой В.В. решения не допущено.

В соответствии с частями 1, 3 статьи 41 Федерального закона от 22.02.2014 г. N 20-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" гражданин Российской Федерации, обладающий пассивным избирательным правом, вправе выдвинуть свою кандидатуру в качестве кандидата по одномандатному избирательному округу на выборах депутатов Государственной Думы.

Самовыдвижение кандидата по одномандатному избирательному округу осуществляется в течение 25 дней после дня официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов депутатов Государственной Думы.

Необходимым условием регистрации такого кандидата в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания РФ в силу части 1 статьи 44 названного Федерального закона и пункта 1 статьи 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ" является поддержка его выдвижения избирателями, наличие которой подтверждается необходимым числом подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения, которое в соответствии с частью 5 статьи 44 Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ" и пунктом 1.2 статьи 37 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ" должно составлять не менее 3 процентов от указанного в федеральном законе об утверждении схемы одномандатных избирательных округов общего числа избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего избирательного округа.

Согласно строке 15 Приложения N 3 к постановлению Центральной избирательной комиссии РФ от 9 июня 2021 года N 9/74-8 "О вопросах, связанных с оформлением, приемом и проверкой окружной избирательной комиссией подписных листов с подписями избирателей, собранными в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидата в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания РФ восьмого созыва" в Калмыцком одномандатном избирательном округе N 15 зарегистрировано 213 717 избирателей. Количество подписей избирателей, собираемых в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидата, необходимое для его регистрации по данному одномандатному избирательному округу на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ восьмого созыва составляет 6 412. Максимальное количество подписей избирателей, представляемых в избирательную комиссию - 6 732.

Частью 1 статьи 49 Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ" установлено, что проверка соблюдения требований закона при самовыдвижении кандидатов и представлении ими документов, в том числе требований к сбору подписей избирателей и оформлению подписных листов, достоверности сведений об избирателях и подписей избирателей, содержащихся в подписных листах, осуществляется окружной избирательной комиссией, которая не регистрирует кандидата, если количества представленных им подписей избирателей, недостаточно для регистрации (часть 20 статьи 49 названного закона)

В силу пункта 7 части 7 статьи 51 этого же Федерального закона и подпункту "д" пункта 24 статьи 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, представившего подписные листы с подписями избирателей, собранными в поддержку его выдвижения (самовыдвижения), является основанием для отказа в регистрации этого кандидата.

Как следует из представленных суду доказательств, 12 июля 2021 года Эрдниева В.В. официально уведомила Избирательную комиссию Республики Калмыкия о самовыдвижении кандидатом в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва по Калмыцкому одномандатному избирательному округу N 15, а 2 августа 2021 года представила в указанную избирательную комиссию документы для регистрации в качестве кандидата в депутаты, в том числе подписные листы с подписями избирателей, собранными в поддержку ее самовыдвижения, в количестве 657 штук.

Принимая во внимание, что представленное административным истцом в избирательную комиссию количество подписей избирателей (657) в силу приведенных норм избирательного закона является недостаточным для ее регистрации (менее необходимых 6 412), Избирательная комиссия Республики Калмыкия приняла законное и обоснованное постановление об отказе Эрдниевой В.В. в регистрации кандидатом в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва.

Указанное решение принято уполномоченным органом в соответствии с установленной федеральным законом компетенцией и с соблюдением порядка его принятия, который административным истцом под сомнение не ставился.

Мнение административного истца о том, что собранное количество подписей (657) дает ей право на участие в выборах в порядке самовыдвижения, а оспариваемое постановление противоречит принципам права, основаны на неправильном толковании приведенных норм Федеральных законов "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" и "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, устанавливающим четкие критерии и порядок реализации гражданами Российской Федерации пассивного избирательного права в ходе выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.

Ссылки Эрдниевой В.В. на то, что с учетом объективных причин (ограничительные меры, связанные с предупреждением распространения коронавирусной инфекции, и неблагоприятные климатические условия), не позволивших ей собрать необходимое количество подписей, Избирательная комиссия Республики Калмыкия должна была принять решение о регистрации ее в качестве кандидата, также не основаны на законе, который не наделяет избирательную комиссию полномочиями по принятию желаемого административным истцом решения при наличии приведенных им обстоятельств.

Доводы административного истца, основанные на несогласии с установленным избирательным законодательством количеством подписей избирателей в поддержку выдвижения лица в качестве кандидата в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, которые ставят кандидатов-самовыдвиженцев в неравное положение с кандидатами, выдвинутыми политическими партиями, являются несостоятельными, поскольку законодательное определение соответствующего уровня предварительной электоральной поддержки кандидата направлено на исключение из избирательного процесса лиц, такой поддержкой не обладающих, что, согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 24 декабря 2012 года N 32-П, не может рассматриваться как ограничение избирательных прав граждан.

Иных оснований для отмены оспариваемого решения Избирательной комиссии РК, административным истцом не приведено и судом не установлено.

С учетом изложенного постановление Избирательной комиссии Республики Калмыкия от 11 августа 2021 года № 173/816-6 признается судом законным, что в силу части 2 статьи 244 КАС РФ является основанием для отказа в удовлетворении административного иска Эрдниевой В.В.

Руководствуясь статьями 175-180, 244, частью 3 статьи 298 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

р е ш и л:

В удовлетворении административного искового заявления Эрдниевой Валентины Владимировны об оспаривании решения Избирательной комиссии Республики Калмыкия от 11 августа 2021 года № 173/816-6 об отказе в регистрации кандидата в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания РФ восьмого созыва по Калмыцкому одномандатному избирательному округу N 15 отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Третий апелляционный суд общей юрисдикции через Верховный Суд Республики Калмыкия в течение пяти дней со дня его вынесения.

Председательствующий Б.Т. Сангаджиева