ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-293/18 от 07.12.2018 Приморского краевого суда (Приморский край)

Дело № 3а-293/18Р Е Ш Е Н И ЕИменем Российской Федерации

7 декабря 2018 года город Владивосток

Приморский краевой суд в составе:

председательствующего судьи Римского Я.А.,

при секретаре Петровой Е.В.,

с участием прокурора Кольцовой М.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Общественной организации охотников и рыболовов Приморского края «Эдельвейс» к Администрации Приморского края, заинтересованные лица департамент земельных и имущественных отношений Приморского края, администрация Краскинского городского поселения Хасанского муниципального района Приморского края и администрация Хасанского муниципального района Приморского края о признании недействующим со дня принятия постановление Администрации Приморского края от 18 марта 2015 года № 87-па «О порядке определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Приморского края и предоставленные в аренду без торгов» (в редакции постановления Администрации Приморского края от 15 августа 2016 года № 380-па «О внесении изменений в постановление Администрации Приморского края от 18 марта 2015 года № 87-па «О Порядке определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Приморского края и предоставленные в аренду без торгов») в части,

у с т а н о в и л:

Постановлением Администрации Приморского края от 18 марта 2015 года № 87-па «О порядке определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Приморского края и предоставленные в аренду без торгов» (далее - постановление Администрации Приморского края от 18 марта 2015 года № 87-па) утверждён порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Приморского края и предоставленные в аренду без торгов. Указанное постановление официально опубликовано в изданиях Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 18 марта 2015 года, «Приморская газета», № 27(1045), 20 марта 2015 года.

Постановлением Администрации Приморского края от 15 августа 2016 года № 380-па «О внесении изменений в постановление Администрации Приморского края от 18 марта 2015 года № 87-па «О Порядке определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Приморского края и предоставленные в аренду без торгов» (далее - постановление Администрации Приморского края от 15 августа 2016 года № 380-па) внесены изменения в Постановление Администрации Приморского края от 18 марта 2015 года № 87-па, порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Приморского края и предоставленные в аренду без торгов, изложен в новой редакции согласно приложению к настоящему постановлению. Постановление официально опубликовано в изданиях Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 16 августа 2016 года, «Приморская газета», спецвыпуск, № 102(1273), 17 августа 2016 года.

Пунктом 6 порядка определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Приморского края и предоставленные в аренду без торгов определено, что арендная плата за земельный участок, предоставленный в аренду из земель особо охраняемых природных территорий и объектов, определяется в размере 50% от кадастровой стоимости земельного участка.

Общественная организация охотников и рыболовов Приморского края «Эдельвейс» (далее – ОООР «Эдельвейс») обратилась в Приморский краевой суд с административным исковым заявлением о признании недействующим со дня принятия 6 порядка определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Приморского края и предоставленные в аренду без торгов, утверждённого постановлением Администрации Приморского края от 18 марта 2015 года № 87-па (в редакции постановления Администрации Приморского края от 15 августа 2016 года № 380-па). В обоснование заявленных требований представитель юридического лица указал, что между ОООР «Эдельвейс» на основании договора аренды от 15 апреля 2015 года № 47 является арендатором земельного участка с кадастровым номером , площадью 14508 кв.м; категория земель: Земли особо охраняемых территорий и объектов; разрешённого использование: Размещение базы. Местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир дом. Участок находится примерно в 5320 м от ориентира по направлению на юго-запад; Почтовый адрес ориентира: <адрес>. Срок аренды установлен с 1 апреля 2015 года по 1 апреля 2025 года. Согласно пункту 3.1 договора аренды размер арендной платы в квартал составляет сумму – .... Пунктом 3.6 договора аренды предусмотрено, что размер арендной платы может быть изменён арендодателем в случае изменения действующего законодательства, а также в связи с изменением рыночной стоимости арендуемого имущества в одностороннем порядке без изменений в договор, но не чаще одного раза в год. Постановлением Администрации Приморского края от 18 марта 2015 года № 87-па «О порядке определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Приморского края и предоставленные в аренду без торгов» (далее – постановлением Администрации Приморского края от 18 марта 2015 года № 87-па) утверждён Порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Приморского края и предоставленные в аренду без торгов. Постановлением Администрации Приморского края от 15 августа 2016 года № 380-па «О внесении изменений в постановление Администрации Приморского края от 18 марта 2015 года № 87-па «О Порядке определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Приморского края и предоставленные в аренду без торгов» (далее – постановление Администрации Приморского края от 15 августа 2016 года № 380-па) внесены изменение в постановление Администрации Приморского края от 18 марта 2015 года № 87-па, Порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Приморского края и предоставленные в аренду без торгов в изложен в новой редакции. В соответствии с пунктом 6 Порядка определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Приморского края и предоставленные в аренду без торгов (в редакции постановления Администрации Приморского края от 15 августа 2016 года № 380-па) арендная плата за земельный участок, предоставленный в аренду из земель особо охраняемых природных территорий и объектов, определяется в размере 50 % от кадастровой стоимости земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером составляла ..., размер арендной платы в год составлял ..., что превышает предыдущий размер арендной платы в 25 раз. Считает, что пункт 6 Порядка определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Приморского края и предоставленные в аренду без торгов (в редакции постановления Администрации Приморского края от 15 августа 2016 года № 380-па) не соответствует основным принципам определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной, муниципальной собственности, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года № 582 «Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации» (далее - Постановление Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года № 582), так как без учета принципа экономической обоснованности предусматривает возможность установления арендной платы в 25 раз выше, предусмотренной договором аренды. Просит признать недействующими со дня принятия пункт 6 Порядка определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Приморского края и предоставленные в аренду без торгов утверждённого постановление Администрации Приморского края от 18 марта 2015 года № 87-па (в редакции постановления Администрации Приморского края от 15 августа 2016 года № 380-па).

До рассмотрения дела по существу суд привлёк к участию в деле в качестве заинтересованных лиц администрацию Краскинского городского поселения и администрацию Хасанского муниципального района Приморского края.

В судебном заседании представитель административного истца – Королев А.Н. заявленные требования поддержал в полном объёме по основаниям и доводам, изложенным в административном исковом заявлении.

Представитель административного ответчика Администрации Приморского края - Пастухов П.Р. в судебном заседании против удовлетворения заявленных требований возражал по основаниям и доводам, изложенным в ранее представленных возражениях на административное исковое заявление. По существу пояснила, что оспариваемый нормативный правовой акт принят в пределах полномочий Администрации Приморского края, установленных действующим законодательством, с соблюдением процедуры принятия, формы а также опубликования. Земельный участок с кадастровым номером 25:20:0000000:3616, арендуемый административным истцом относится к землям особо охраняемых территорий. Учитывая особый статус земель особо охраняемых природных территорий и объектов, размещение на спорном земельном участке базы отдыха, увеличение размера арендной платы за земельные участки, предоставленные в аренду из земель данной категории, и установление размера арендной платы 50 % от кадастровой стоимости земельного участка не нарушает права и законные интересы административного истца. Оспариваемый в части нормативный правовой акт не противоречит действующему законодательству, а именно постановлению Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 № 582.

Представитель заинтересованного лица департамента земельных и имущественных отношений Приморского края - Ким С.В. в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований, представила письменные возражения. По существу указала, на территории Приморского края размер арендной определяется на основании постановления Администрации Приморского края от 18 марта 2015 года № 87-па, согласно которого размер арендной платы за земельный участок у административного истца составляла ... в год (... в квартал), при том условии, что земельный участок используется для предпринимательской деятельности – размещение базы отдыха. Поскольку, Постановление Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года № 582 содержит принцип запрета необоснованных предпочтений, в соответствии с которым порядок расчёта размера арендной платы за земельные участки, принадлежащие соответствующему публично-правовому образованию и отнесённые к одной категории земель, используемые или предназначенные для одних и тех же видов деятельности и тех же видов деятельности и предоставляемые по одним и тем же основаниям должен различаться, Постановлением Администрации Приморского края от 15 августа 2016 года № 380-па были внесены изменения, после которых арендная плата увеличилась незначительно. Таким образом, оспариваемый нормативный правовой акт полностью соответствует принципу экономической обоснованности.

Представитель заинтересованного лица администрации Краскинского городского поселения Хасанского муниципального района Приморского края в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения административного дела был извещён надлежащим образом, суду представил заявление, в котором просит рассмотреть административное дело в его отсутствие.

В судебное заседание не явился представитель заинтересованного лица Хасанского муниципального района Приморского края о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, причины неявки суду не сообщил.

Выслушав объяснения представителя Общественной организации охотников и рыболовов Приморского края «Эдельвейс» - Королева А.Н., возражения представителя Администрации Приморского края - Пастухова П.Р. и представителя департамента земельных и имущественных отношений Приморского края - Ким С.В., а также заключение прокурора Кольцовой М.Ю., полагавшей, что имеются основания для частичного признания оспариваемого нормативного правового акта не действующим с момента вступления решения суда в законную силу, суд приходит к выводу о необходимости частичного удовлетворения заявленных административных исковых требований по следующим основаниям.

Согласно части 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых примёнен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Исходя из положений части 7 статьи 213 КАС РФ, при рассмотрении настоящего административного дела суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются, в полном объёме и не связан основаниями и доводами, непосредственно содержащимися в административном исковом заявлении Общественной организации охотников и рыболовов Приморского края «Эдельвейс».

Пунктом «к» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установлено, что земельное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

В силу части 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

Законы и нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (часть 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации, пункт 1 статьи 3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»).

В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации (далее – ЗК РФ) является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата.

Исходя из положений подпункта 2 пункта 3 статьи 39.7 ЗК РФ, порядок определения размера арендной платы в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, устанавливается органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Согласно статье 43 Устава Приморского края от 6 октября 1995 года № 14-КЗ, принятого Думой Приморского края 12 сентября 1995 года, соответствующими полномочиями наделена Администрация Приморского края.

Как установлено в суде и подтверждается материалами административного дела,

18 марта 2015 года Администрацией Приморского края принято постановление № 87-па «О Порядке определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Приморского края и предоставленные в аренду без торгов» (в настоящее время действует в редакции от 10 сентября 2018 года № 430-па), которое официально опубликовано в издании «Приморская газета», 20 марта 2015 года № 27(1045), на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 18 марта 2015 года.

Таким образом, постановление Администрации Приморского края от 18 марта 2015 года № 87-па принято уполномоченным органом в пределах его компетенции, опубликовано в установленном законом порядке и по эти основанием не обжалуется.

15 апреля 2015 года между департаментом земельных и имущественных отношений Приморского края и Общественной организацией охотников и рыболовов Приморского края «Эдельвейс» заключен договор № 47 аренды земельного участка с кадастровым номером , площадью 1 4508 кв.м., из земель особо охраняемых территорий и объектов, из собственности Приморского края; местоположение: Установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир дом. Участок находится примерно в 5320 м от ориентира по направлению на юго-запад; Почтовый адрес ориентира: Приморский край, Хасанский район, село Камышовое, улица Новоселов, 2, для размещения базы отдыха, в границах указанных в кадастровом паспорте участка. Срок аренды с 1 апреля 2015 года по 1 апреля 2025 года.

Пунктом 3.1 договора аренды установлен размер арендной платы – ... в квартал или ... в год, что составляет 2 % от кадастровой стоимости земельного участка.

Согласно пункту 3.6 договора аренды № 47 размер арендной платы может быть изменён арендодателем в случае изменения действующего законодательства, а также в связи с изменением рыночной стоимости арендуемого имущества в одностороннем порядке без внесения изменений в договор, но не чаще одного раза в год.

При заключении договора аренды от 15 апреля 2015 года № 47 стороны руководствовались постановлением Администрации Приморского края от 18 марта 2015 года № 87-па.

Постановлением Администрации Приморского края от 15 августа 2016 года № 380-па внесены изменения в Порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Приморского края и предоставленные в аренду без торгов.

Пунктом 6 Порядка определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Приморского края и предоставленные в аренду без торгов (в редакции Постановления Администрации Приморского края от 15 августа 2016 года № 380-па) определено, что арендная плата за земельный участок, предоставленный в аренду из земель особо охраняемых природных территорий и объектов, определяется в размере 50% от кадастровой стоимости земельного участка.

Основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июля 2009 № 582.

К числу таких принципов относится установленный в Постановлении Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года № 582 принцип экономической обоснованности, согласно которому арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель, к которой отнесен такой земельный участок, и его разрешенного использования, а также с учетом государственного регулирования тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность на таком земельном участке, и субсидий, предоставляемых организациям, осуществляющим деятельность на таком земельном участке.

Постановление Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года № 582 в части установления Основных принципов определения арендной платы является общеобязательным при использовании всех земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в случаях, когда в соответствии с законом размер платы подлежит установлению соответствующими компетентными органами.

В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определениях от 11 мая 2004 года № 209-О и от 28 февраля 2017 года № 424-О, орган местного самоуправления обязан осуществлять дифференциацию ставок земельного налога, который имеет сходную с арендной платой правовую природу в силу положений статьи 65 ЗК РФ, не произвольно, а в соответствии с экономической оценкой территории и генеральным планом города, то есть, основываясь на анализе и оценке экономических, природных и иных факторов, влияющих, в том числе на уровень доходности земельного участка по местоположению и зонам различной градостроительной ценности территории. Данная позиция применяется и к вопросам установления базовых ставок арендной платы за землю, находящуюся в муниципальной, государственной собственности или в отношении которой государственная собственность не разграничена.

Ставки арендной платы должны устанавливаться в целях определения экономически обоснованной платы за аренду земельных участков, соответствующей определённому уровню коммерческой привлекательности, потребительскому спросу на землю, развитию инфраструктуры, и призваны обеспечить максимальное поступление в бюджет арендных платежей при одновременном соблюдении экономически справедливого баланса интересов арендодателя и арендаторов земельных участков.

Таким образом, при принятии нормативного правового акта, устанавливающего ставки арендной платы, применяемых при расчёте величины арендной платы, должны производиться оценка местоположения и градостроительной ценности земельных участков, а также анализ и оценка экономических факторов, влияющих на уровень их доходности.

В свою очередь, соблюдение принципа экономической обоснованности при установлении перечисленных ставок арендной платы должно быть доказано путём представления со стороны административного ответчика соответствующих документов.

Представленная в материалы настоящего административного дела со стороны административного ответчика пояснительная записка к проекту постановления Администрации Приморского каря «О внесении изменений в постановление Администрации Приморского края от 18 марта 2015 года № 87-па», не содержит доказательств того, что Администрацией Приморского края, производились какие-либо расчёты в целях экономического обоснования установления арендной платы по категории земель «земли особо охраняемых природных территорий и объектов» в размере 50 % от кадастровой стоимости земельного участка.

Довод представителя Администрации Приморского края о том что, поскольку земельный участок, арендуемый административным истцом относится к категории земель особо охраняемых природных территорий и используется для размещения на земельном участке базы отдыха, которая подразумевает получение доходов, увеличение арендной платы было необходимо, является не обоснованным.

Таким образом, установление арендной платы в размере – 50 % от кадастровой стоимости земельного участка, для определённой категории арендаторов произведено не исходя из анализа и оценки экономических, природных и иных факторов, влияющих на уровень доходности земельных участков, а исходя из необходимости применения мер экономического воздействия.

Ввиду таких обстоятельств, суд приходит к выводу, что пункт 6 Порядка определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Приморского края и предоставленные в аренду без торгов, утверждённого постановлением Администрации Приморского края от 18 марта 2015 года № 87-па (в редакции постановления Администрации Приморского каря от 15 августа 2016 года № 380-па) в оспариваемой части не соответствует положениям Постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года № 582, утвердившего основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности и имеющего большую юридическую силу.

Согласно пункту 1 части 2 статьи 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признаётся не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и о признании оспариваемого нормативного правового акта не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определённой судом даты.

Исходя из разъяснений, приведённых в пункте 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 года № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части», учитывая, что оспариваемая правовая норма применялась и на её основании были реализованы права граждан и организаций, суд приходит к выводу о необходимости признания пункта 6 Порядка определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Приморского края и предоставленные в аренду без торгов, утверждённого постановлением Администрации Приморского края от 15 марта 2015 года 87-па (в редакции постановления Администрации Приморского края от 15 августа 2016 года № 380-па) не действующим со дня вступления решения суда в законную силу.

Принимая решение о частичном удовлетворении административного искового заявления, суд, с учётом положений пункта 2 части 4 статьи 215 КАС РФ, считает необходимым обязать Администрацию Приморского края опубликовать сообщение о принятом судом решении в официальном печатном издании указанного органа исполнительной власти администрации Приморского края в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175, 178, 179, 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

р е ш и л:

административное исковое заявление Общественной организации охотников и рыболовов Приморского края «Эдельвейс» удовлетворить в части.

Признать недействующим с момента вступления в законную силу решения суда пункт 6 Порядка определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Приморского края и предоставленные в аренду без торгов утверждённого постановлением Администрации Приморского края от 18 марта 2015 года № 87-па «О порядке определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Приморского края и предоставленные в аренду без торгов» (в редакции постановления Администрации Приморского края от 15 августа 2016 года № 380-па «О внесении изменений в постановление Администрации Приморского края от 18 марта 2015 года № 87-па «О Порядке определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Приморского края и предоставленные в аренду без торгов»).

Обязать Администрацию Приморского края, опубликовать настоящее решение в официальном печатном издании данного органа исполнительной власти Приморского края, в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Приморский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Я.А. Римский