КАЛИНИНГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Дело № 3а-293/2021
УИД: 39ОS0000-01-2021-002064-84
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
16 декабря 2021 года г. Калининград
Калининградский областной суд в составе:
председательствующего судьи Шубина Д.В.,
при помощнике судьи Волковой А.А.,
с участием прокурора Маркеловой Г.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО1 об оспаривании нормативных актов Генерального плана городского округа «Город Калининград», Правил землепользования и застройки городского округа «Город Калининград»,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратилась с административным иском в суд, указав, что является собственником земельный участок площадью 651 кв.м, с №, из категории земель - земли населенных пунктов, с разрешенным использованием: ведение садоводства, земельные участки(территории) общего пользования, для иных видов использования, характерных для населенных пунктов, расположенный по адресу: <адрес> Ранее ей принадлежал земельный участок из категории земель: земли населенных пунктов - для ведения садоводства, площадью 388 кв.м., №, находящийся по адресу: <адрес>. Соглашением об определении земельных участков от 30 августа 2020 года перераспределила земельный участок № и зарегистрировала право собственности на земельный участок №. 28 сентября 2020 года она обратилась в Управление Росреестра по Калининградской области с заявлением о смене вида разрешенного использования земельного участка с «ведение садоводства, земельные участки (территории) общего пользования» на «ведение садоводства». 05 октября 2020 года ей было получено уведомление о приостановлении государственного кадастрового учета, из которого следует, что земельный участок № отнесен к территориальной зоне ПК - производственно-коммерческой зоне. В Правилах землепользования и застройки городского округа «Город Калининград» отсутствует вид разрешенного использования «ведение садоводства». 28 октября 2020 года ФИО1 обратилась в администрацию ГО «г. Калининград», с просьбой внести изменения в Правила землепользования и застройки ГО «Город Калининград», изменив территориальную зону ПК - производственно-коммерческая, на Ж-5 - зона садоводства, где предусмотрено разрешенное использование - ведение садоводства. 26 ноября 2020 года за исх. №и-КТРиС-9729 администрацией ГО «г. Калининград» дан ответ, согласно которому ее земельный участок не должен находится в территориальной зоне ПК. Также указано, что строительство садового домика на земельном участке нецелесообразно, а полномочиями по утверждению документов территориального планирования обладает Правительство Калининградской области. 18 декабря 2020 года она обратилась в Агентство по архитектуре, градостроению и перспективному развитию Калининградской области с заявлением о внесении изменений в Генеральный план городского округа «Город Калининград» (утвержден решением городского Совета депутатов Калининграда от 06.07.2016 г. №225), карту градостроительного зонирования Правил землепользования и застройки городского округа «Город Калининград» (утверждены решением городского Совета депутатов Калининграда от 25.12.2017г. №339), изменив территориальную зону ПК – производственно-коммерческая, на Ж-5 - зона садоводства, где предусмотрено разрешенное использование - ведение садоводства. 30 декабря 2020 г. Агентством дан письменный ответ, в котором указано, что правовых оснований по внесению изменений в Генеральный план и Правила землепользования и застройки ГО г. Калининград в части установления в отношении земельного участка зоны садоводства не имеется. Полагает отказ в изменении функциональной и территориальной зон в границах земельного участка № незаконным. Более 30 лет ее земельный участок находится на территории СНТ <адрес>" и используется для ведения садоводства. Рядом расположены такие же земельные участки, для ведения садоводства, на которых расположены садовые домики, которые зарегистрированы в соответствии с действующем законодательством. Согласно схеме, рядом с СНТ <адрес>» расположены земельные участки, которые отнесены к Ж-5 - зона садоводства, где предусмотрено разрешенное использование - ведение садоводства. Истец так же планирует в дальнейшем построить садовый домик (жилой дом), и использовать свой участок по его разрешенному использованию - ведение садоводства. Согласно градостроительному регламенту ПЗЗ ГО «г. Калининград», утвержденных решением городского совета депутатов Калининграда от 25.12.2017г., №339, зона садоводства (Ж-5) установлена для обеспечения правовых условий строительства, реконструкции и эксплуатации объектов капитального строительства на территории садоводств, обслуживания населения, находящихся на садовых участках. Возведение строений и сооружений в садоводческом, огородническом или дачном некоммерческом объединении осуществляется в соответствии с проектом планировки территории и (или) проектом межевания территории, а также настоящим градостроительным регламентом. Производственно- коммерческая зона (ПК) установлена для обеспечения правовых условий строительства, реконструкции и эксплуатации преимущественно объектов производственного, коммунально-складского назначения с размером санитарно-защитной зоны не более 100 метров, части объектов общественно-делового назначения, а также сопутствующей инфраструктуры. Применительно к зоне «ПК» вида разрешенного использования «для ведения садоводства» нет. Согласно п. 4 ст. 85 ЗК РФ земельные участки и прочно связанные с ними объекты недвижимости могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если их использование опасно для жизни и здоровья людей, окружающей среды, памятников истории и культуры. Согласно уточненным требованиям, просит признать недействующими с момента вступления решения суда в законную силу Генеральный план городского округа «Город Калининград», утв. решением городского Совета депутатов Калининграда от 6 июля 2016 года №225, в части отображения функциональной зоны «коммунально-складская»; Правила землепользования и застройки городского округа «Город Калининград», утв. решением городского Совета депутатов Калининграда от 25 декабря 2017 года №339 в части отображения территориальной зоны ПК – «производственно-коммерческая» в границах земельного участка №
Представитель административного истца ФИО1 ФИО2 заявленные требования поддержала по изложенным в административном исковом заявлении основаниям. Как следует из данных ей в ходе рассмотрения дела пояснений, наличие оспариваемых зон препятствует регистрации в ЕГРН вида разрешенного использования земельного участка № – ведение садоводства, который позволил бы административному истцу возвести на нем впоследствии садовый домик (индивидуальный жилой дом).
Представитель административного ответчика городского Совета депутатов Калининграда ФИО3 относительно заявленных административных исковых требований возражал, пояснил, что в настоящее время принятие и внесение изменений в документы территориального планирования и градостроительного зонирования в полномочия представляемого им публичного образования не входят.
Представитель заинтересованного лица Агентства по архитектуре, градостроению и перспективному развитию Калининградской области ФИО4 возражала против удовлетворения административного иска.
В судебное заседание не явился представитель административного ответчика Правительства Калининградской области. Как следует из его отзыва, Правительство Калининградской области возражает против удовлетворения заявленных административных исковых требований. Земельный участок № расположен в границах зон с особыми условиями использования территории: санитарно-защитной зоны железной дороги, шумовой зоны аэропорта (зона запрещения жилищного строительства). Жилая застройка в санитарно-защитных зонах запрещена. Постановлением администрации ГО «Город Калининград» от 15 июня 2011 года №992 утвержден Проект планировки территории пос. Чкаловск Центрального района г. Калининграда, которым с учетом существующих ограничений принято проектное решение - территорию вдоль линии железной дороги развивать как преимущественно производственную и коммунальную зону (территория перспективного освоения). При этом в соответствии со ст. 36 ГрК РФ земельные участки или объекты капитального строительства, виды разрешенного использования, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры и предельные параметры которых не соответствуют градостроительному регламенту, могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если использование таких земельных участков и объектов капитального строительства опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия.
С учётом положений части 4 статьи 247 КС РФ суд определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав пояснения представителя административного истца, представителей Совета депутатов Калининграда, Агентства по архитектуре, градостроению и перспективному развитию Калининградской области, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора о необходимости отказать в удовлетворении административного иска, суд приходит к следующему.
Законодательство о градостроительной деятельности состоит из настоящего Кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить настоящему Кодексу (статья 3 ГрК РФ).
В соответствии с п. 26 ч. 1 ст. 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления Российской Федерации», ч. 3 ст. 8, ч. 1 ст. 24 ГрК РФ утверждение генерального плана городского округа, правил землепользования и застройки относится к вопросам местного значения городского округа, по которым представительных орган муниципального образования принимает муниципальные правовые акты.
Статьей 8.2 ГрК РФ установлена возможность перераспределения полномочий органов местного самоуправления и органов государственной власти субъекта РФ в области градостроительной деятельности в порядке, предусмотренном ч. 1.2 ст. 17 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления Российской Федерации».
С 1 января 2017 года в соответствии с п.п. 2, 3 п. 1 ст. 1 Закона Калининградской области от 30 ноября 2016 года №19 полномочия по утверждению документов территориального планирования муниципальных образований Калининградской области, правил землепользования и застройки, внесению изменений в такие документы переданы Правительству Калининградской области.
Установлено, что ФИО1 является собственником земельного участка площадью 651 кв.м, с №, из категории земель - земли населенных пунктов, с разрешенным использованием: ведение садоводства, земельные участки(территории) общего пользования, для иных видов использования, характерных для населенных пунктов, расположенный по адресу: <адрес>
Земельный участок № образован путем перераспределения принадлежавшего ФИО1 земельного участка № из категории земель: земли населенных пунктов - для ведения садоводства, площадью 388 кв.м., находящийся по адресу: <адрес> а также земельных участков № площадью 301 кв.м., № площадью 432 кв.м., № площадью 420 кв.м. в соответствии с соглашением о перераспределении земельных участков от 30 августа 2020 года.
В настоящее время действует Генеральный план ГО «Город Калининград», утв. решением городского Совета депутатов Калининграда от 6 июля 2016 года. Согласно Карте функциональных зон городского округа, являющейся составной частью этого генерального плана, земельный участок № полностью относится к функциональной зоне коммунально-складская зона (планир.). Эта функциональная зона в границах данного земельного участка установлена в первоначальной редакции данного нормативного акта, и в последующем не изменялась.
Согласно Правилам землепользования и застройки городского округа «Город Калининград», утв. решением городского Совета депутатов Калининграда от 25 декабря 2017 года №339 в части отображения территориальной зоны ПК – «производственно-коммерческая», а именно Карте градостроительного зонирования, земельный участок № располагается в территориальной зоне ПК -производственно-коммерческая, которая также установлена с момента принятия этого документа градостроительного зонирования.
Порядок принятия и опубликования Генерального плана ГО «Город Калининград», утв. решением городского Совета депутатов Калининграда от 6 июля 2016 года, и Правил землепользования и застройки городского округа «Город Калининград», утв. решением городского Совета депутатов Калининграда от 25 декабря 2017 года №339, являлись предметами судебной проверки по делам от 18.03.2021 N 3а-95/2021, от 29.09.2020 N 3а-225/2020, от 09.10.202 N 3а-229/2020, от 13.10.2020 N 3а-234/2020, от 16.11.2020 N 3а-252/2020, от 01.12.2020 N 3а-264/2020, N 3а-134/2020, от 29.09.2020 по делу N 3а-225/2020, от 09.10.2020 по делу N 3а-229/2020, от 13.10.2020 по делу N 3а-234/2020, рассмотренным Калининградским областным судом.
Из ответа Комитета территориального развития и строительства Администрации ГО «Город Калининград» от исх. №И-КТРиС-0729 от 26 ноября 2020 года на обращение ФИО1 следует, что в соответствии с картой градостроительного зонирования Правил землепользования и застройки с учетом решений Генерального плана земельный участок № отнесен к производственно-коммерческой зоне, установленной для обеспечения правовых условий строительства, реконструкции и эксплуатации преимущественно объектов производственного, коммунально-складского назначения с размером санитарно-защитной зоны не более 100 м, части объектов общественно-делового назначения, а также сопутствующей инфраструктуры. Постановлением администрации ГО «Город Калининград» утвержден Проект планировки территории пос. Чкаловск Центрального района г. Калининграда, которым с учетом существующих ограничений принято проектное решение территорию вдоль линии железной дороги развивать как преимущественно производственную и коммунальную зону (территория перспективного освоения). Согласно карте зон с особыми условиями территории, земельный участок № входит в следующие зоны: водоохранные зоны водных объектов (Н-5) полностью; прибрежные защитные полосы водных объектов (Н-6) частично; санитарные разрывы железных дорог (Н-12) полностью; шумовая зона аэродрома (Н-13), зона запрещения жилищного строительства полностью, зона ограничения жилищного строительства полностью.
В силу части 3 статьи 9 ГрК РФ документы территориального планирования, к которым отнесен генеральный план городского округа (статья 18 ГрК РФ), являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений.
Территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований (часть 1 этой же статьи).
Генеральным планом муниципального образования определяется стратегия градостроительного развития, планирование территории направлено не на фиксацию существующего положения, а на развитие территории, то есть на ее возможное изменение в будущем, при этом территориальное планирование должно обеспечивать не только права и законные интересы собственников и обладателей иных прав на земельные участки, но и защищаемые законом права и интересы иных физических и юридических лиц, а также публичные интересы, связанные, в частности, с устойчивым развитием территории муниципальных образований, сохранением окружающей среды и объектов культурного наследия, улучшением инвестиционной привлекательности соответствующих территорий и т.п., которые могут вступать в объективное противоречие с интересами собственников и обладателей иных прав на земельные участки, что согласуется с положениями статей 2, 9 и 23 ГрК РФ.
С учетом необходимости гармоничного развития территорий задача органов муниципальных образований при разработке документов территориального планирования состоит в необходимости обеспечения справедливого баланса между общественными интересами и правами частных лиц путем согласования этих прав и интересов.
Земельный участок № расположен в санитарном разрыве железной дороги, вблизи железнодорожных путей. В соответствии с п. 2.6 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов" для линий железнодорожного транспорта, а также вдоль стандартных маршрутов полета в зоне взлета и посадки воздушных судов устанавливается расстояние от источника химического, биологического и/или физического воздействия, уменьшающее эти воздействия до значений гигиенических нормативов (далее - санитарные разрывы). Величина разрыва устанавливается в каждом конкретном случае на основании расчетов рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физических факторов (шума, вибрации, электромагнитных полей и др.) с последующим проведением натурных исследований и измерений. Согласно пункту п. 5.1 этих СанПиН В санитарно-защитной зоне не допускается размещать жилую застройку, включая отдельные жилые дома.
Таким образом, исходя из расположения земельного участка № (ранее земельного участка №) относительно железнодорожных путей, расположения участка в границах зон с особыми условиями использования территории, нельзя признать необоснованным решение публичного образования об отнесении его к функциональной зоне коммунально-складская и в целом избрания стратегии развития территорий, расположенных вдоль линии железной дороги, как производственно-складских.
Частью 3 ст. 9, чч. 9, 10 ст. 31, п. 1 ч. 2 ст. 33, п. 2 ч. 1 ст. 34, ч. 15 ст. 35 ГрК РФ установлен принцип первичности генерального плана перед правилами землепользования и застройки. Установление оспариваемыми Правилами землепользования и застройки городского округа «Город Калининград», утв. решением городского Совета депутатов Калининграда от 25 декабря 2017 года №339 территориальной зоны ПК – «производственно-коммерческая» в границах земельного участка № соответствующим положениям Генерального плана, относящим этот земельный участок к функциональной зоне коммунально-складская, не противоречит. Кроме того, из материалов дела усматривается, что территориальная зона ОП – зона объектов обслуживания населения и производственной деятельности, которая также не предусматривала жилищного строительства, была установлена в отношении части кадастрового квартала №, на котором расположен ЗУ:299, не позднее июня 2009 года ранее действовавшими Правилами землепользования и застройки ГО «Город Калининград», утв. решением окружного Совета депутатов Калининграда от 29 июня 2009 года №146, что опровергает довод административного истца о недавнем изменении градостроительного регламента этой территории.
Следовательно, оснований к отмене Генерального плана городского округа «Город Калининград», утв. решением городского Совета депутатов Калининграда от 6 июля 2016 года №225, в части отображения функциональной зоны «коммунально-складская» в границах земельного участка №; Правил землепользования и застройки городского округа «Город Калининград», утв. решением городского Совета депутатов Калининграда от 25 декабря 2017 года №339 в части отображения территориальной зоны ПК – «производственно-коммерческая» в границах земельного участка № не имеется, эти документы в оспариваемой части не противоречат нормативным актам, имеющим большую юридическую силу.
Необходимо также отметить следующее.
«Ведение садоводства» как вид разрешенного использования земельного участка предусмотрен Классификатором видов разрешенного использования земельных участков, утв. Приказом Росреестра от 10.11.2020 N П/0412 (позиция 13.2).
После перераспределения вид разрешенного использования земельного участка № учтен в ЕГРН как «ведение садоводства, земельные участки (территории) общего пользования, для иных видов использования, характерных для населенных пунктов».
Таким образом, после перераспределения вид разрешенного использования прежнего земельного участка № – ведение садоводства, был сохранен.
Согласно ч. 8 ст. 36 ГрК РФ и п. 4 ст. 85 ЗК РФ земельные участки, виды разрешенного использования, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры и предельные параметры которых не соответствуют градостроительному регламенту, могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если использование таких земельных участков опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия.
При таких условиях следует прийти к выводу о том, что оспариваемые положения Генерального плана городского округа «Город Калининград» в части отображения функциональной зоны «коммунально-складская» и Правила землепользования и застройки городского округа «Город Калининград» в части отображения территориальной зоны ПК – «производственно-коммерческая» в границах земельного участка № не препятствует административному истцу использовать земельный участок в соответствии с существующим видом его разрешенного использования.
В том числе, по этой же причине наличие на смежных земельных участках садовых домиков, индивидуальных жилых домов не может быть принято в качестве аргумента в пользу довода об ошибочности установления оспариваемыми нормативными актами действующих функциональной и территориальной зон.
Учитывая изложенное и руководствуясь ст.ст. 175-180, 215 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административных исковых требований ФИО1 о признании недействующими Генерального плана городского округа «Город Калининград», утв. решением городского Совета депутатов Калининграда от 6 июля 2016 года №225, в части отображения функциональной зоны «коммунально-складская» в границах земельного участка КН №; Правила землепользования и застройки городского округа «Город Калининград», утв. решением городского Совета депутатов Калининграда от 25 декабря 2017 года №339 в части отображения территориальной зоны ПК – «производственно-коммерческая» в границах земельного участка № – отказать.
Решение может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца с даты составления мотивированного решения.
Мотивированное решение изготовлено 20 декабря 2021 года.
Судья Д.В. Шубин