дело № 3а-294/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Верховный Суд Республики Коми в составе:
председательствующего судьи Кондратюка А.В.,
при секретаре Розовой А.Г.,
с участием прокурора Юдина А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 16 декабря 2020 года в г. Сыктывкаре Республики Коми административное дело по административному исковому заявлению Наконечного Александра Николаевича о признании недействующими пункта 1180 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, утвержденного приказом Министерства финансов Республики Коми от 28 декабря 2017 года № 274 «Об определении на 2018 год перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость», пункта 134 Перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год, утвержденного приказом Министерства Республики Коми имущественных и земельных отношений от 27 декабря 2018 года № 345Д «Об определении на 2019 год Перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость»,
установил:
приказом Министерства финансов Республики Коми от 28 декабря 2017 года № 274 «Об определении на 2018 год перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость», определен на 2018 год перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость. Данный приказ опубликован в сетевом издании «Перечень правовых актов, принятых органами государственной власти Республики Коми, иной официальной информации» law.rkomi.ru, 28 декабря 2017 года, на официальном интернет-портале правовой информации pravo.gov.ru, 28 декабря 2017 года.
В пункт 1180 названного Перечня включено нежилое помещение с кадастровым номером <Номер обезличен>, расположенное по адресу: <Адрес обезличен>.
Приказом Министерства Республики Коми имущественных и земельных отношений от 27 декабря 2018 года № 345Д «Об определении на 2019 год Перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость», определен на 2019 год перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость. Данный приказ размещен в сетевом издании «Перечень правовых актов, принятых органами государственной власти Республики Коми, иной официальной информации» http://www.law.rkomi.ru, 28 декабря 2018 года.
В пункт 134 названного Перечня включено нежилое помещение с кадастровым номером <Номер обезличен>, расположенное по адресу: <Адрес обезличен>.
Наконечный А.Н. обратился в суд с административным исковым заявлением о признании недействующими пункта 1180 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, утвержденного приказом Министерства финансов Республики Коми от 28 декабря 2017 года № 274 «Об определении на 2018 год перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость», пункта 134 Перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год, утвержденного приказом Министерства Республики Коми имущественных и земельных отношений от 27 декабря 2018 года № 345Д «Об определении на 2019 год Перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость», которыми в названные Перечни включено нежилое помещение с кадастровым номером <Номер обезличен>, расположенное по адресу: <Адрес обезличен>. В обоснование заявленных требований указано, что истец является собственником нежилого помещения с кадастровым номером <Номер обезличен>, расположенного по адресу: <Адрес обезличен>, которое было внесено в пункты 1180 и 134 оспариваемых в части Перечней объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2018 год и 2019 год соответственно. Между тем указанное нежилое помещение не обладает признаками объекта налогообложения, в отношении которого налоговая база определяется как его кадастровая стоимость, включение его в Перечень на 2018 год и Перечень на 2019 год противоречит статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и нарушает права административного истца, незаконно возлагая на него обязанность по уплате налога на имущество в завышенном размере.
В соответствии с Указом Главы Республики Коми от 20 октября 2020 года № 115 «О структуре органов в системе исполнительной власти Республики Коми» Министерство Республики Коми имущественных и земельных отношений переименовано в Комитет Республики Коми имущественных и земельных отношений.
Административный истец Наконечный А.Н. в судебном заседании не присутствовал, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просил о рассмотрении дела в его отсутствие, о чем представил суду письменное заявление. Представитель административного истца Наконечного А.Н. – адвокат Юркин А.С. в судебном заседании заявленные требования поддержал в полном объеме.
Представитель административного ответчика Министерства финансов Республики Коми Гусейнова Г.И.г. в судебном заседании против удовлетворения заявленных требований возражала, указав, что оспариваемый в части приказ Министерства финансов Республики Коми от 28 декабря 2017 года № 274 «Об определении на 2018 год перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость» принят уполномоченным органом, опубликован в установленном законом порядке и не противоречит федеральным законам и другим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Представитель административного ответчика Комитета Республики Коми имущественных и земельных отношений Некрасова Г.Н. в судебном заседании против удовлетворения заявленных требований возражала, просила в удовлетворении административного иска отказать, поддержав доводы, изложенные в письменных возражениях, согласно которым, оспариваемый в части приказ Министерства Республики Коми имущественных и земельных отношений от 27 декабря 2018 года № 345Д «Об определении на 2019 год Перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость», полностью соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, принят в пределах установленных полномочий Министерства, опубликован в установленном законом порядке, и не нарушает прав и законных интересов административного истца.
В соответствии со статьями 150, 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав представителя административного истца Наконечного А.Н. – адвоката Юркина А.С., представителя административного ответчика Министерства финансов Республики Коми Гусейнову Г.И.г., представителя административного ответчика Комитета Республики Коми имущественных и земельных отношений Некрасову Г.Н., исследовав и оценив материалы дела, заслушав заключение прокурора Юдина А.В., полагавшего, что административное исковое заявление не подлежит удовлетворению, суд приходит к следующему.
В соответствии с пунктом «и» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В силу положений частей 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги, которые должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Налог на имущество физических лиц является местным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований (статья 3, подпункт 2 статьи 15, абзац первый пункта 1 статьи 399 Налогового кодекса Российской Федерации).
Согласно статье 400 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 этого же Кодекса, подпунктом 6 пункта 1 которой предусмотрены иные здание, строение, сооружение, помещение.
Пунктом 3 статьи 402 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 названного Кодекса, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 этого же Кодекса, определяется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения.
Абзацем третьим пункта 1 названной статьи на законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации (за исключением городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) возложена обязанность установить в срок до 1 января 2020 года единую дату начала применения на территории субъекта Российской Федерации порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения.
Законом Республики Коми от 27 октября 2014 года № 123-РЗ «О единой дате начала применения на территории Республики Коми порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения» такой датой определено 1 января 2015 года (статья 1).
В соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 данной статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость; направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации; размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Распоряжением Правительства Республики Коми от 26.11.2014 № 398-р «Об уполномоченном органе исполнительной власти Республики Коми по определению перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость», Министерство экономического развития Республики Коми было определено в качестве уполномоченного органа исполнительной власти Республики Коми по определению на очередной налоговый период перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
Указом Главы Республики Коми от 03.11.2015 № 115 «Об органах в системе исполнительной власти Республики Коми» Министерство экономического развития Республики Коми переименовано в Министерство экономики Республики Коми.
Распоряжением Правительства Республики Коми от 27.07.2017 № 356-р внесены изменения в распоряжение Правительства Республики Коми от 26.11.2014 № 398-р, согласно которым Министерство финансов Республики Коми с 27.07.2017 определено уполномоченным органом исполнительной власти Республики Коми по определению на очередной налоговый период перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
К полномочиям Министерства финансов Республики Коми в силу пунктов 2 и 3 части 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, распоряжения Правительства Республики Коми от 26.11.2014 № 398-р «Об уполномоченном органе исполнительной власти Республики Коми по определению перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость» также были отнесены функции по направлению перечня в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации и размещение указанного перечня на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
На основании распоряжения Правительства Республики Коми от 24.05.2018 № 258-р «О признании утратившими силу некоторых распоряжений Правительства Республики Коми» распоряжения Правительства Республики Коми от 26.11.2014 № 398-р и от 27.07.2017 № 356-р признаны утратившими силу.
Постановлением Правительства Республики Коми от 19.06.2018 № 278 «О внесении изменений в постановление Правительства Республики Коми от 8 декабря 2015 г. № 496 «О Министерстве Республики Коми имущественных и земельных отношений» в Положение о Министерстве Республики Коми имущественных и земельных отношений внесены изменения, а именно оно дополнено пунктами 16-1 – 16-4, в соответствии с которыми Минимущества Республики Коми определяет на очередной налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость (далее - перечень), и утверждает указанный перечень; направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по Республике Коми; размещает перечень на официальном сайте Министерства в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»; устанавливает вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений, расположенных на территории Республики Коми, для целей налогообложения.
Как отмечено выше, согласно Указу Главы Республики Коми от 20 октября 2020 года № 115 «О структуре органов в системе исполнительной власти Республики Коми» Министерство Республики Коми имущественных и земельных отношений переименовано в Комитет Республики Коми имущественных и земельных отношений.
Постановлением Правительства Республики Коми от 2 ноября 2020 года № 537 «О Комитете Республики Коми имущественных и земельных отношений» утверждено Положение о Комитете Республики Коми имущественных и земельных отношений, согласно которому Комитет является правопреемником Министерства Республики Коми имущественных и земельных отношений (пункт 8); определяет на очередной налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость (далее - перечень), и утверждает указанный перечень; направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по Республике Коми; размещает перечень на официальном сайте Комитета в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»; устанавливает вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений, расположенных на территории Республики Коми, для целей налогообложения (подпункты 20 – 23 пункта 11).
В соответствии со статьей 5 Закона Республики Коми от 04.11.2002 № 101-РЗ «О порядке опубликования и вступления в силу законов Республики Коми и иных правовых актов, принимаемых в Республике Коми, а также о порядке опубликования материалов, подлежащих официальному опубликованию» нормативные правовые акты органов исполнительной власти Республики Коми, государственных органов Республики Коми подлежат обязательному официальному опубликованию, кроме актов или отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера.
Согласно части 3 статьи 8 Закона Республики Коми от 04.11.2002 № 101-РЗ «О порядке опубликования и вступления в силу законов Республики Коми и иных правовых актов, принимаемых в Республике Коми, а также о порядке опубликования материалов, подлежащих официальному опубликованию» (в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого Перечня на 2018 год) официальным опубликованием нормативных правовых актов органов исполнительной власти Республики Коми, государственных органов Республики Коми считается первая публикация полного текста этих актов в газетах «Республика», «Коми му», в журнале «Бюллетень органов государственной власти Республики Коми» либо первое размещение (опубликование) в сетевом издании в порядке, установленном Правительством Республики Коми.
В силу части 1-1 статьи 8 Закона Республики Коми от 04.11.2002 № 101-РЗ «О порядке опубликования и вступления в силу законов Республики Коми и иных правовых актов, принимаемых в Республике Коми, а также о порядке опубликования материалов, подлежащих официальному опубликованию» (в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого Перечня на 2018 год) официальным опубликованием законов и иных правовых актов Республики Коми, указанных в частях 1 и 3 данной статьи, является их опубликование в течение 10 дней со дня их подписания также на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru) в порядке, установленном федеральным законодательством.
Сетевое издание «Перечень правовых актов, принятых органами государственной власти Республики Коми, иной официальной информации» (http://law.rkomi.ru/) является официальным сайтом в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», на котором в соответствии с Законом Республики Коми «О порядке опубликования и вступления в силу законов Республики Коми и иных правовых актов, принимаемых в Республике Коми, а также о порядке опубликования материалов, подлежащих официальному опубликованию» размещаются (публикуются) на русском языке законы Республики Коми, нормативные правовые акты Государственного Совета Республики Коми, нормативные правовые акты Главы Республики Коми, нормативные правовые акты Правительства Республики Коми, решения Конституционного Суда Республики Коми, договоры Республики Коми, соглашения органов государственной власти Республики Коми, нормативные правовые акты министерств и иных органов исполнительной власти Республики Коми, государственных органов Республики Коми, образованных Главой Республики Коми и наделенных правом нормативного правового регулирования в соответствующей области, а также иные правовые акты, документы, сведения, информация, подлежащие официальному опубликованию в соответствии с федеральным законодательством и (или) законодательством Республики Коми (Постановление Правительства Республики Коми от 27.03.2014 № 124 «О сетевом издании для обнародования (официального опубликования) правовых актов органов государственной власти Республики Коми, иной официальной информации»).
Согласно части 4 статьи 8 Закона Республики Коми от 04.11.2002 № 101-РЗ «О порядке опубликования и вступления в силу законов Республики Коми и иных правовых актов, принимаемых в Республике Коми, а также о порядке опубликования материалов, подлежащих официальному опубликованию» (в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого Перечня на 2019 год) официальным опубликованием нормативных правовых актов органов исполнительной власти Республики Коми считается первая публикация (первое размещение (опубликование) полного текста этих актов в одном из следующих источников официального опубликования: газета «Республика»; газета «Коми му»; журнал «Бюллетень органов государственной власти Республики Коми»; сетевое издание «Перечень правовых актов, принятых органами государственной власти Республики Коми, иной официальной информации» (http://law.rkomi.ru); «Официальный интернет-портал правовой информации» (www.pravo.gov.ru).
Таким образом, оспариваемые в части нормативные правовые акты приняты уполномоченными органами в установленной форме, официально опубликованы для всеобщего сведения и по этим основаниям не оспариваются.
Федеральный законодатель указал в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, что налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества в отношении такого вида недвижимого имущества, как административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них (подпункт 1 пункта 1) и нежилые помещения (подпункт 2 пункта 1), предусмотрев в абзаце втором пункта 2 статьи 372 этого же кодекса право субъектов Российской Федерации законами устанавливать особенности определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества.
При этом полномочием по ограничению видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения, поименованного в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, субъект Российской Федерации не наделен.
Законом Республики Коми от 24 ноября 2003 года № 67-РЗ «О налоге на имущество организаций на территории Республики Коми» (в редакциях, действовавших на момент определения перечней объектов недвижимого имущества на 2018 год и 2019 год) такая особенность (по площади) установлена только в отношении административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них, следовательно, в отношении иных видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения, применяются положения статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации без особенностей.
Нежилое помещение, как это предписано подпунктом 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, признается недвижимым имуществом, налоговая база которого определяется исходя из кадастровой стоимости, если его назначение, разрешенное использование или наименование в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которое фактически используется для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
При этом фактическим использованием нежилого помещения для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания (пункт 5 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации).
По смыслу пунктов 3 и 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации административно-деловым и торговым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
- здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания (подпункты 1 названных пунктов соответственно);
- здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения или в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом: здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения или в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения или в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), либо торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания (подпункты 2 указанных пунктов соответственно).
Таким образом, из приведенных правовых норм следует, что нежилое помещение признается объектом налогообложения, налоговая база которого исчисляется из его кадастровой стоимости, если входит в состав здания, обладающего признаками административно-делового или торгового центра, или является самостоятельным видом недвижимого имущества, указанного в подпункте 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, и находится в здании, не относящемся ни к административно-деловому, ни к торговому центру.
Из материалов дела следует, что Наконечный А.Н. является собственником объекта недвижимости – нежилого помещения с кадастровым номером <Номер обезличен>, площадью ... кв.м, расположенного по адресу: <Адрес обезличен>.
Судом установлено и подтверждается техническим паспортом, составленным филиалом ГУП РК «Республиканское бюро технической инвентаризации» по состоянию на 22 февраля 2006 года, и экспликацией к поэтажному плану <Адрес обезличен>, что нежилое помещение с кадастровым номером <Номер обезличен>, площадью ... кв.м, расположено на 1 этаже многоквартирного жилого дома с кадастровым номером <Номер обезличен> по адресу: <Адрес обезличен>, имело назначение «нежилые помещения», наименование – «нежилые помещения «Салон красоты», включало в себя: основные помещения, санузлы, помещения уборочного инвентаря, холлы, подсобные помещения, душевые, коридоры, кабинеты, зал ожидания.
Согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости на момент формирования Перечней (декабрь 2017 года и декабрь 2018 года) и вступления в силу оспариваемых нормативных правовых актов (1 января 2018 года и 1 января 2019 года) нежилое помещение с кадастровым номером <Номер обезличен> имело наименование - «нежилые помещения «Салон красоты».
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 ноября 2016 года № 2496-р в целях применения Налогового кодекса Российской Федерации определены коды видов деятельности в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности, относящихся к бытовым услугам, и коды услуг в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности, относящихся к бытовым услугам.
Приказом Федерального агентства по техническому регулировании и метрологии от 31 января 2014 года № 14-ст принят «Общероссийский классификатор видов экономической деятельности (ОКВЭД) ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2)», которым предоставление услуг салонами красоты относится к подпункту 96.0 «Деятельность по предоставлению прочих персональных услуг», коду 96.02 «Предоставление услуг парикмахерскими и салонами красоты», который включает в себя: мытье волос, подравнивание и стрижку, укладку, окрашивание, мелирование, завивку, выпрямление волос и подобные работы, выполняемые для мужчин и женщин; бритье и подравнивание бороды; маникюр, педикюр, макияж, массаж лица и т.п.
Данный код видов деятельности, также как и коды услуг салонов красоты (96.02.11; 96.02.12; 96.02.13.111; 96.02.13.112; 96.02.13.113; 96.02.13.114; 96.02.13.115; 96.02.13.116; 96.02.13.117; 96.02.13.120; 96.02.13.130; 96.02.19.110; 96.02.19.111; 96.02.19.112 в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности), согласно распоряжению Правительства Российской Федерации от 24 ноября 2016 года № 2496-р относятся к бытовым услугам в целях применения Налогового кодекса Российской Федерации.
При этом суд также учитывает положения Правил бытового обслуживания в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 августа 1997 года № 1025, в соответствии с которыми правоотношения в сфере бытового обслуживания направлены на выполнение лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность, работы и (или) оказание услуг, предназначенных для удовлетворения бытовых или личных потребностей и иных нужд гражданина, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
Потребителем в соответствии с абзацем третьим преамбулы Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей» является гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
Таким образом, сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, и документы технического учета (инвентаризации) в отношении принадлежащего административному истцу помещения, безусловно свидетельствуют о том, что спорное нежилое помещение с кадастровым номером <Номер обезличен>, расположенное по адресу: <Адрес обезличен>, на момент принятия оспариваемых нормативных правовых актов, исходя из назначения и наименования предусматривало размещение объекта бытового обслуживания.
Доказательств того, что на момент включения в оспариваемые Перечни указанного объекта, Министерство финансов Республики Коми и Министерство Республики Коми имущественных и земельных отношений имели в наличии иные документы технического учета (инвентаризации), содержащие в себе другую информацию, чем приведенные выше технический паспорт и экспликация к поэтажному плану жилого дома, составленные специалистами уполномоченных на то учреждений, материалы административного дела не содержат.
При этом внесение по заявлению собственника объекта недвижимости с кадастровым номером <Номер обезличен> в декабре 2019 года, то есть после утверждения оспариваемых Перечней, изменений в сведения Единого государственного реестра недвижимости и технический паспорт, в части наименования указанного нежилого помещения - с «нежилые помещения «Салон красоты» на «нежилое помещение», не имеет правового значения по настоящему административному делу, поскольку каких-либо изменений относительно наименования указанного нежилого помещения в сведения ЕГРН и техническую документацию об этом объекте недвижимости в юридически значимые периоды не вносилось, указанные обстоятельства возникли после издания оспариваемых в части нормативных правовых актов.
В силу изложенного выше, суд приходит к выводу о том, что нежилое помещение с кадастровым номером <Номер обезличен>, расположенное по адресу: <Адрес обезличен>, подлежало включению в оспариваемые Перечень на 2018 год и Перечень на 2019 год, поскольку наименование названного объекта недвижимости в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, и документами технического учета (инвентаризации), предусматривало в юридически значимые периоды размещение объекта бытового обслуживания, что является самостоятельным основанием для включения указанного помещения в оспариваемые Перечень на 2018 год и Перечень на 2019 год.
Доводы административного иска о непроведении обследования на предмет установления вида фактического использования названного выше помещения, а также о том, что помещение фактически не используется в целях, предусмотренных статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, не имеют правового значения, поскольку для признания нежилого помещения объектом недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база определяется как кадастровая стоимость, и включения его в оспариваемые Перечни на 2018 и 2019 годы, необходимо установление в отношении этого объекта одного из условий, перечисленных в подпункте 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации. В данном случае помещение включено в перечни по предназначению и наименованию (сведения ЕГРН и документация технического учета (инвентаризации) в отношении объекта недвижимости предусматривают размещение объекта бытового обслуживания), а не по фактическому использованию.
При таких обстоятельствах, принимая во внимание приведенные выше нормы закона, суд считает, что оспариваемые в части нормативные правовые акты приняты уполномоченными органами с соблюдением формы (вида), процедуры принятия, правил введения в действие, в том числе порядка опубликования и вступления в силу, и не противоречат законодательству, регулирующему спорные правоотношения, имеющему большую юридическую силу, не нарушают права и законные интересы административного истца, в связи с чем в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в удовлетворении заявленных административных исковых требований следует отказать.
Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
в удовлетворении административного искового заявления Наконечного А.Н. о признании недействующими пункта 1180 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, утвержденного приказом Министерства финансов Республики Коми от 28 декабря 2017 года № 274 «Об определении на 2018 год перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость», пункта 134 Перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год, утвержденного приказом Министерства Республики Коми имущественных и земельных отношений от 27 декабря 2018 года № 345Д «Об определении на 2019 год Перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость», отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке во Второй апелляционный суд общей юрисдикции через Верховный Суд Республики Коми в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья - А.В. Кондратюк
В окончательной форме решение изготовлено 24 декабря 2020 года.
Судья - А.В. Кондратюк
...