ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-294/2017 от 15.03.2017 Тульского областного суда (Тульская область)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

15 марта 2017 года город Тула

Тульский областной суд в составе:

председательствующего Голомидовой И.В.,

при секретаре Хромовой М.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-294/2017 по административному исковому заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Логистик-центр» к Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Тульской области и Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тульской области о признании незаконным уведомлений о непринятии к рассмотрению заявлений о пересмотре кадастровой стоимости и обязании рассмотреть заявления, поданные ООО «Логистик-центр» в названную комиссию 27 декабря 2016 года,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью «Логистик-центр» обратилось в Тульский областной суд с административным исковым заявлением к Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Тульской области и Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тульской области о признании незаконным уведомлений от "........" года № "........" и № "........" о непринятии к рассмотрению Комиссии заявлений о пересмотре кадастровой стоимости принадлежащих административному истцу на праве собственности земельных участков с кадастровыми номерами "........", "........", "........" и "........" и обязании рассмотреть заявления ООО «Логистик-центр», поданные в Комиссию 27.12.2016 года.

В обоснование заявленных требований административный истец указал на то, что 27.12.2016 года обратился в Комиссию с заявлениями о пересмотре кадастровой стоимости вышеуказанных земельных участков на основании установления в отношении объектов недвижимости их рыночной стоимости, приложив к названным заявлениям все необходимые документы. Однако уведомлениями от "........" года Обществу было отказано в принятии к рассмотрению его заявлений на основании статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности и пункта 15 Порядка создания и работы Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 04.05.2012 года № 263, со ссылкой на то обстоятельство, что 18.12.2016 года в соответствии с Постановлением правительства Тульской области от 30.11.2016 года № 546 в государственный кадастр недвижимости внесены результаты государственной кадастровой оценки, проведенной в 2016 году, в том числе и принадлежащих административному истцу земельных участков, в связи с чем кадастровая стоимость, определенная в рамках предыдущей государственной кадастровой оценки, оспорена быть не может.

Данные уведомления административный истец считает незаконными, полагая установленный законом срок обращения в Комиссию им не пропущенным, поскольку ставшая архивной кадастровая стоимость будет применяться при исчислении Обществу налога на имущество организаций за налоговый период 2016 года.

В судебном заседании представитель административного истца по доверенности и ордеру адвокат Ковалевский В.В. по тем же основаниям поддержал заявленные ООО «Логистик-центр» требования и просил их удовлетворить.

Представитель Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Тульской области и Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тульской области по доверенностям Соловцов С.Э. в судебном заседании с заявленными требованиями не согласился, полагая уведомления о непринятии к рассмотрению заявлений ООО «Логистик-центр» о пересмотре кадастровой стоимости соответствующими законодательству, а срок обращения административного истца в Комиссию пропущенным.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства по делу, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее - комиссия). Комиссия создается органом, осуществляющим функции по государственной кадастровой оценке, на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. Порядок создания и работы Комиссии, формы принимаемых ею документов устанавливаются уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в области оценочной деятельности.

Приказом Минэкономразвития России от 04.05.2012 года № 263 утвержден Порядок создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее – Порядок).

Согласно пункту 1 Порядка комиссия создается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по государственной кадастровой оценке, при его территориальном органе в соответствующем субъекте Российской Федерации.

В соответствии с Положением о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации № 457 от 01.06.2009 года, таким органом является Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр).

На основании приказа Росреестра № П/321 от 25.07.2012 года была создана Комиссия по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Тульской области, утвержден её состав. Полномочия секретаря комиссии возложены на главного специалиста-эксперта отдела землеустройства, мониторинга земель и кадастровой оценки недвижимости Управления Росреестра по Тульской области "........" (приказ Росреестра от 02.11.2015 года № П/569).

Согласно статье 24.18 вышеназванного Федерального закона от 29.07.1998 года № 135-ФЗ (в редакции Федерального закона от 02.06.2016 года № 172-ФЗ) для оспаривания результатов определения кадастровой стоимости в комиссии юридические лица в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, обращаются в комиссию с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости (далее - заявление о пересмотре кадастровой стоимости).

Одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

С заявлением о пересмотре кадастровой стоимости на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость, в комиссию могут обратиться юридические лица в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц.

К заявлению о пересмотре кадастровой стоимости по данному основанию прилагаются:

кадастровая справка о кадастровой стоимости объекта недвижимости, содержащая сведения об оспариваемых результатах определения кадастровой стоимости;

нотариально заверенная копия правоустанавливающего или правоудостоверяющего документа на объект недвижимости в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается лицом, обладающим правом на объект недвижимости;

отчет, составленный на бумажном носителе и в форме электронного документа, в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости.

Заявление о пересмотре кадастровой стоимости без приложения указанных документов к рассмотрению не принимается.

К заявлению о пересмотре кадастровой стоимости также могут прилагаться иные документы.

Приведенные выше положения Федерального закона продублированы в пункте 13 Порядка.

Судом установлено, что ООО «Логистик-центр» является собственником земельных участков с кадастровыми номерами "........", "........", "........" и "........".

В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.

В силу статьи 390 Налогового кодекса Российской Федерации для целей налогообложения налоговая база по уплате земельного налога определяется как кадастровая стоимость земельных участков, которая, в свою очередь, определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.

Исходя из положений статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации административный истец, как собственник вышеупомянутых земельных участков, относится к числу налогоплательщиков земельного налога.

Следовательно, результаты определения кадастровой стоимости принадлежащих ООО «Логистик-центр» земельных участков затрагивают права и обязанности административного истца как плательщика налога.

27 декабря 2016 года ООО «Логистик-центр» обратилось в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Тульской области с заявлениями о пересмотре кадастровой стоимости принадлежащих ему вышеуказанных земельных участков на основании установления в отношении данных объектов недвижимости их рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена кадастровая стоимость.

Пунктом 14 Порядка предусмотрено, что при поступлении заявления о пересмотре кадастровой стоимости секретарь комиссии проверяет наличие прилагаемых документов и срок подачи заявления.

Пункт 15 Порядка предусматривает, что если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подано без приложения документов, указанных в пункте 13 настоящего Порядка, или с нарушением сроков, или величина кадастровой стоимости объекта недвижимости, указанная в кадастровом паспорте, приложенном к такому заявлению, ранее установлена в размере его рыночной стоимости, оно не принимается к рассмотрению, о чем секретарь комиссии в течение семи рабочих дней с даты поступления такого заявления уведомляет заявителя. Уведомление содержит перечень оснований, по которым заявление не принято к рассмотрению, с приложением самого заявления и приложенных к нему документов (в случае их наличия).

Аналогичные полномочия секретаря Комиссии предусмотрены пунктами 2.4, 2.5 Инструкции по делопроизводству в комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тульской области, утвержденной председателем комиссии 30.06.2014 года (далее – Инструкция).

Как усматривается из вышеназванных заявлений ООО «Логистик-центр» от 27.12.2016 года, уведомлений о непринятии их к рассмотрению, и представителем административных ответчиков в ходе судебного разбирательства не оспаривалось, к заявлениям были приложены все необходимые документы, перечисленные в статье 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 года № 135-ФЗ.

Между тем, уведомлениями от "........" года № "........" и № "........", подписанными секретарем комиссии, главным специалистом-экспертом отдела землеустройства, мониторинга земель и кадастровой оценки недвижимости Управления Росреестра по Тульской области "........"., Обществу с ограниченной ответственностью «Логистик-центр» было отказано в принятии к рассмотрению его заявлений о пересмотре кадастровой стоимости земельных участков на основании пункта 15 Порядка ввиду пропуска срока обращения в Комиссию, установленного статьей 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности», что следует из содержания данных уведомлений, и подтверждено в судебном заседании представителем административных ответчиков.

Положения абзаца 10 статьи 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», приведенные в оспариваемых уведомлениях в качестве основания, по которому заявления ООО «Логистик-центр» не приняты к рассмотрению, предусматривают, что заявление о пересмотре кадастровой стоимости может быть подано в комиссию в период с даты внесения в государственный кадастр недвижимости результатов определения кадастровой стоимости по дату внесения в государственный кадастр недвижимости результатов определения кадастровой стоимости, полученных при проведении очередной государственной кадастровой оценки или в соответствии со статьей 24.19 настоящего Федерального закона, но не позднее чем в течение пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости.

Оспариваемые административным истцом результаты определения кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами "........", "........", определенной по состоянию на 03.06.2014 года в размерах соответственно "........" рублей и "........" рублей, а земельных участков с кадастровыми номерами "........" и "........", определенной по состоянию на 06.05.2014 года в размерах "........" рублей и "........" рублей, рассчитаны в соответствии с Методическими указаниями по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденными Приказом Минэкономразвития РФ от 12.08.2006 года № 222, путем умножения удельного показателя кадастровой стоимости земель соответствующей группы видов разрешенного использования для соответствующего кадастрового квартала, утвержденного Постановлением правительства Тульской области от 09.12.2013 года № 740 по состоянию на 01.01.2013 года (приложение № 2), на площадь земельных участков; утверждены актами филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Тульской области и внесены в Государственный кадастр недвижимости.

Последующим Постановлением правительства Тульской области от 30.11.2016 года № 546 утверждены результаты кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Тульской области, определенные по состоянию на 01.01.2016 года. Кадастровая стоимость принадлежащих административному истцу земельных участков данным Постановлением установлена в размерах: "........" рублей для земельного участка с кадастровым номером "........" (№ п/п "........" приложения № 1 к данному Постановлению), "........" рублей для земельного участка с кадастровым номером "........" (№ п/п "........" приложения № 1 к данному Постановлению), "........" рублей для земельного участка с кадастровым номером "........" (№ п/п "........" приложения № 1 к данному Постановлению), "........" рублей для земельного участка с кадастровым номером "........" (№ п/п "........" приложения № 1 к данному Постановлению).

Сведения о данной кадастровой стоимости объектов недвижимости внесены в Единый государственный реестр недвижимости 18.12.2016 года, что подтверждается сведениями из Единого государственного реестра недвижимости.

С заявлениями о пересмотре кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами "........", "........", определенной по состоянию на 03.06.2014 года, а земельных участков с кадастровыми номерами "........" и "........", определенной по состоянию на 06.05.2014 года, административный истец обратился в Комиссию 27.12.2016 года.

Однако суд не может согласиться с утверждением административных ответчиков о том, что после даты внесения в государственный кадастр недвижимости результатов определения кадастровой стоимости, полученных при проведении очередной государственной кадастровой оценки, кадастровая стоимость, полученная в рамках предыдущей государственной кадастровой оценки, оспорена быть не может, поскольку данное утверждение основано на ошибочном толковании положений абзаца 10 статьи 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», примененных без учета других положений Закона.

Так, положения абзацев 1, 9 и 15 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» предусматривают право юридических лиц на оспаривание результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц.

Положениями абзацев 3 и 5 статьи 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ установлено, что сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с даты их внесения в государственный кадастр недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей. В случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.

В соответствии с пунктом 7 статьи 4 Федерального закона от 24.07.2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (в редакции, действовавшей до 01.01.2017 года), частью 6 статьи 7 Федерального закона от 13.07.2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» в случае изменения кадастровых сведений ранее внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения сохраняются (далее – архивные сведения).

Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», требование о пересмотре кадастровой стоимости, ставшей архивной, может быть рассмотрено по существу, если на дату обращения в комиссию или в суд сохраняется право на применение результатов такого пересмотра для целей, установленных законодательством (абзац пятый статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности).

Из приведенных выше взаимосвязанных правовых норм при их системном толковании и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации следует, что ООО «Логистик-центр» вправе оспаривать результаты определения кадастровой стоимости земельных участков, ставшей архивной, в комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности Общества.

В пунктах 25, 28 названного Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 года № 28 также разъяснено, что установленная судом кадастровая стоимость используется для исчисления налоговой базы за налоговый период, в котором подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости, и применяется до вступления в силу в порядке, определенном статьей 5 Налогового кодекса Российской Федерации, нормативного правового акта, утвердившего результаты очередной кадастровой оценки, при условии внесения сведений о новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости; при этом датой подачи заявления для юридических лиц, с учетом установленного для них обязательного досудебного порядка урегулирования спора, является день обращения в Комиссию.

В силу положений статьи 379 Налогового кодекса Российской Федерации налоговым периодом при исчислении налога на имущество организаций признается календарный год.

Согласно пункту 1 статьи 397 Налогового кодекса Российской Федерации налог и авансовые платежи по налогу подлежат уплате налогоплательщиками-организациями в порядке и сроки, которые установлены нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.

При этом срок уплаты налога для налогоплательщиков-организаций не может быть установлен ранее срока, предусмотренного пунктом 3 статьи 398 настоящего Кодекса. Пунктом 3 статьи 398 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что налоговые декларации по налогу представляются налогоплательщиками не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Как следует из содержания пунктов 4.1, 4.2 Решения Тульской городской Думы от 13.07.2005 года № 68/1311 (в ред. от 25.02.2016 года) «О земельном налоге», отчетными периодами для налогоплательщиков-организаций признаются первый квартал, второй квартал и третий квартал календарного года.

Налогоплательщики-организации уплачивают авансовые платежи в размере 1/4 соответствующей налоговой ставки процентной доли кадастровой стоимости земельного участка по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом, не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом.

Сумма налога, подлежащая уплате по истечении налогового периода, уплачивается не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

В судебном заседании представитель административного истца ссылался на то, что земельный налог за 2016 год, определяемый из оспариваемой кадастровой стоимости объектов недвижимости, ООО «Логистик-центр» не уплачен.

Таким образом, несмотря на то, что на момент обращения в Комиссию 27.12.2016 года оспариваемая кадастровая стоимость земельных участков с кадастровыми номерами "........", "........", "........" и "........" применительно к положениям пункта 7 статьи 4 Федерального закона от 24.07.2007 года № 221-ФЗ (в редакции, действовавшей до 01.01.2017 года), то есть для целей кадастрового учета, с 18.12.2016 года стала «архивной», она не перестала быть актуальной для целей уплаты административным истцом земельного налога, поскольку подлежит применению при его исчислении за 2016 год, а учитывая, что заявления о пересмотре кадастровой стоимости поданы ООО «Логистик-центр» в Комиссию в течение налогового периода 2016 года, у административного истца сохраняется право на применение результатов пересмотра оспариваемой кадастровой стоимости в целях налогообложения за налоговый период с 01.01.2016 года по 31.12.2016 года и соответственно на рассмотрение Комиссией, равно как и судом, заявленных им требований по существу.

Вышеизложенное позволяет суду сделать вывод о том, что срок подачи в Комиссию заявлений о пересмотре кадастровой стоимости земельных участков Обществом с ограниченной ответственностью «Логистик-центр» не пропущен, в связи с чем уведомления от "........" года № "........" и № "........" о непринятии к рассмотрению Комиссии названных заявлений административного истца являются незаконными и нарушают права и законные интересы ООО «Логистик-центр» и, в частности, его право на пересмотр кадастровой стоимости, установление ее в размере рыночной стоимости и исчисление из такой стоимости земельного налога за 2016 год.

В соответствии с частью 1 статьи 219 КАС РФ решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, могут быть оспорены в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Представителем ООО «Логистик-центр» оспариваемые уведомления были получены "........" года. В Тульский областной суд Общество обратилось с административным исковым заявлением "........" года, то есть с соблюдением установленного трехмесячного срока.

При таких обстоятельствах, когда оспариваемые уведомления являются незаконными и нарушают права и законные интересы ООО «Логистик-центр», срок обращения в суд административным истцом соблюден, заявленные им административные исковые требования подлежат удовлетворению.

Руководствуясь статьей 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административные исковые требования ООО «Логистик-центр» удовлетворить.

Признать уведомления Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Тульской области от "........" года №№ "........" и "........" о непринятии к рассмотрению заявлений о пересмотре кадастровой стоимости объектов недвижимости незаконными и нарушающим права и законные интересы ООО «Логистик-центр».

Обязать Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Тульской области рассмотреть заявления ООО «Логистик-центр» от 27 декабря 2016 года о пересмотре кадастровой стоимости объектов недвижимости с кадастровыми номерами "........", "........", "........" и "........".

Об исполнении настоящего решения сообщить в Тульский областной суд и ООО «Логистик-центр» в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Тульского областного суда в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий