Дело № 3а–294/2022
УИД 26 ОS0000-04-2022-000139-70
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
город Ставрополь 17 июня 2022 года
Ставропольский краевой суд в составе:
председательствующего судьи Товчигречко М.М.,
при секретаре судебного заседания Стасенко О.В.,
с участием: представителя административного истца С.А.Е., прокурора отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе прокуратуры Ставропольского края Л.Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску С.А.Г. к Министерству имущественных отношений Ставропольского края о признании недействующими со дня принятия пункта 6451 Перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год, утвержденного приказом от 28 декабря 2020 года № 1462, пункта 6350 Перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год, утвержденного приказом от 27 декабря 2019 года № 1317, пункта 2876 Перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год, утвержденного приказом от 28 декабря 2018 года № 985,
установил:
С.А.Г., действуя через представителя по доверенности С.А.Е., обратился в Ставропольский краевой суд с административным иском к Министерству имущественных отношений Ставропольского края о признании недействующими со дня принятия пункта 6451 Перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год, утвержденного приказом от 28 декабря 2020 года № 1462, пункта 6350 Перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год, утвержденного приказом от 27 декабря 2019 года № 1317, пункта 2876 Перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год, утвержденного приказом от 28 декабря 2018 года № 985 в части включения в указанные пункты объекта недвижимого имущества с кадастровым номером …., расположенного по адресу: …..
В обоснование административных исковых требований указано, что С.А.Г. является собственником объекта недвижимости с кадастровым номером …, расположенного по адресу: …..
28 декабря 2018 года Министерством имущественных отношений Ставропольского края принят приказ № 985 «Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год». Пунктом 2876 названного Перечня в качестве объекта недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база определяется как его кадастровая стоимость на 2019 год, включен объект недвижимости с кадастровым номером 26:12:012102:6028, расположенного по адресу: <...>.
27 декабря 2019 года Министерством имущественных отношений Ставропольского края принят приказ № 1317 «Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год». Пунктом 6350 названного Перечня в качестве объекта недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база определяется как его кадастровая стоимость на 2020 год, включен объект недвижимости с кадастровым номером …., расположенного по адресу: …..
28 декабря 2020 года Министерством имущественных отношений Ставропольского края принят приказ № 1462 «Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год». Пунктом 6451 названного Перечня в качестве объекта недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база определяется как его кадастровая стоимость на 2021 год, включен объект недвижимости с кадастровым номером …., расположенного по адресу: …...
По мнению административного истца, вышеуказанное помещение не обладает признаками объекта налогообложения, определенными статьей 378.2 НК РФ.
В Едином государственном реестре недвижимости, документах технического учета (инвентаризации) не содержится сведений, позволяющих однозначно отнести принадлежащее административному истцу помещение к объектам, предназначенным для использования в целях, предусмотренных ст. 378.2 НК РФ.
Объект недвижимости с кадастровым номером …. имеет наименование «нежилое помещение», назначение «нежилое» и по своему наименованию, назначению и фактическому использованию не соответствует критериям, установленным федеральным и региональным законодательством для включения в Перечни. Данное помещение фактически используется как склад для хранения мебели и тканей, что подтверждается договорами аренды.
Согласно технического паспорта помещения, в нем не имеется площадей, предназначенных для размещения объектов общественного питания, торгового или делового назначения.
Вид разрешенного использования земельного участка под спорным объектом «многоквартирный жилой дом со встроенными помещениями».
Имевшиеся сведения не позволяли административному ответчику с достоверностью определить здание, как объект коммерческого или делового назначения. В связи с чем, оснований для включения его в оспариваемые Перечни не имелось.
В связи с вышеизложенным, включение объекта недвижимости в Перечни, по мнению административного истца, является незаконным и нарушает права и законные интересы административного истца в сфере экономической деятельности, поскольку незаконно возлагает на него обязанность по уплате налога на имущество в большем размере.
В судебном заседании представитель административного истца С.А.Е. поддержала требования в полном объеме по основаниям, изложенным в административном иске.
Представитель административного ответчика – Министерства имущественных отношений Ставропольского края Г.С.Н. в предыдущем судебном заседании требования административного иска не признала, поддержала письменные возражения на административный иск, пояснила, что оспариваемые приказы приняты в рамках компетенции Министерства имущественных отношений Ставропольского края, не противоречит федеральным законам и другим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу. Указанный объект недвижимости включен в оспариваемый Перечень в соответствии с пп. 2 п. 4 и п. 5 ст. 378.2 НК РФ.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом о дате, времени и месте судебного заседания.
В соответствии с частью 5 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд, с учетом мнения лиц, участвующих в деле, полагает возможным рассмотреть дело в отсутствии неявившихся в судебное заседание вышеуказанных лиц, извещенных о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства по административному делу, проверив приказы в оспариваемой части на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора Л.Н.В., полагавшей требования не обоснованными и не подлежащими удовлетворению, суд приходит к следующим выводам.
Производство по административным делам об оспаривании нормативных правовых актов осуществляется на основании положений главы 21 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта недействующим полностью либо в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Из материалов административного дела следует, что спорный объект недвижимого имущества с кадастровым номером …., назначение: нежилое, наименование: нежилое помещение, площадью 637.8 кв.м., номер, тип этажа, на котором расположено помещение, машино-место: этаж № 2, виды разрешенного использования: нежилое (нежилое), расположенного по адресу: ….., в квартале …., находится в собственности административного истца С.А.Г. (свидетельство о государственной регистрации права от 15 ноября 2013 года, …..).
Таким образом, административный истец, являясь собственником нежилого здания, вправе обжаловать данное постановление, затрагивающие его законные права в части установления размера налоговых платежей за недвижимое имущество.
В соответствии с пунктами 2 и 3 части 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет, соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу; соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Проверяя соблюдение приведенных нормативных положений при издании оспариваемых приказов Министерства имущественных отношений Ставропольского края, суд установил следующее.
28 декабря 2018 года министерством имущественных отношений Ставропольского края принят приказ № 985 «Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год».
27 декабря 2019 года Министерством имущественных отношений Ставропольского края принят приказ № 1317 «Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год».
28 декабря 2020 года Министерством имущественных отношений Ставропольского края принят приказ № 1462 «Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год».
В утвержденные данными приказами Перечни объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, включен объект недвижимого имущества с кадастровым номером …, расположенный по адресу: …..
Закон Ставропольского края от 18 июня 2012 года № 56-кз «О порядке официального опубликования и вступления в силу правовых актов Ставропольского края» в статье 1 установил, что официальным опубликованием правового акта Ставропольского края является размещение полного текста в газете «Ставропольская правда» с пометкой «Официальное опубликование», и (или) на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru), и (или) «Официальном интернет-портале правовой информации Ставропольского края» (www.pravo.stavregion.ru).
Вышеуказанные оспариваемые приказы Министерства имущественных отношений Ставропольского края опубликованы в сетевом издании «Официальный интернет портал правовой информации Ставропольского края» - www/pravo.stavregion.ru, что является надлежащим опубликованием.
При таких обстоятельствах, оспариваемые в части нормативные акты опубликованы и введены в действие в соответствии с требованиями закона Ставропольского края от 18 июня 2012 года № 56-кз «О порядке официального опубликования и вступления в силу правовых актов Ставропольского края», пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Состав сведений, включенных в данные Перечни объектов недвижимого имущества, соответствует требованиям, определенным приказом Федеральной Налоговой Службы России от 28 ноября 2014 года №ММВ-7-11/604@ «Об определении состава сведений, подлежащих включению в перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, и об утверждении формата их представления в электронной форме» (окончание действия редакции 08 августа 2020 года) и Приказом ФНС России от 30.06.2020 N ЕД-7-21/409@ «Об утверждении состава сведений, подлежащих включению в перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, формата представления и порядка направления указанных сведений в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации и о признании утратившим силу приказа Федеральной налоговой службы от 28.11.2014 N ММВ-7-11/604@» (начало действия редакции - 09 августа 2020 года).
В соответствии с пунктами 16.1 – 16.3 Положения о Министерстве имущественных отношений Ставропольского края, утвержденным постановлением Губернатора Ставропольского края от 06 марта 2012 года №137, Министерство имущественных отношений является уполномоченным органом исполнительной власти Ставропольского края по реализации статьи 378 Налогового кодекса Российской Федерации об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
На основании изложенного суд приходит к выводу о соблюдении Министерством имущественных отношений Ставропольского края порядка принятия оспариваемых нормативных правовых актов, в том числе требований, устанавливающих полномочия органа на принятие нормативного правового акта, к форме нормативного правового акта, к процедуре его принятия, правил введения нормативного правового акта в действие, порядка его опубликования и вступления в силу, что не оспаривается административными истцами.
Проверяя соблюдение приведенных нормативных положений при принятии оспариваемого приказа Министерства имущественных отношений Ставропольского края, которым урегулированы общественные отношений в сфере налогообложения, суд пришел к следующему выводу.
Согласно пункту «и» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
Конституция Российской Федерации в статье 57 устанавливает, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Аналогичное положение содержится в пункте 1 статьи 3 Налогового Кодекса Российской Федерации.
Подпунктом 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, отнесено решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.
Особенности определения налоговой базы установлены федеральным законодателем в статье 378.2 Налогового Кодекса Российской Федерации.
Налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных в Перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового Кодекса Российской Федерации, определяется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 7 статьи 378.2 Налогового Кодекса Российской Федерации уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период Перечень объектов недвижимого имущества, указанный в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
На основании приведенных норм права субъектам Российской Федерации предоставлено право устанавливать особенности определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества. К полномочиям органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации отнесено определение не позднее 1-го числа очередного налогового периода перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций и физических лиц определяется как кадастровая стоимость.
Абзацами 1, 2 пункта 1 и пунктом 3 статьи 402 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции НК РФ на день принятия оспариваемых Перечней) регламентировано, что налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 статьи 402 данного кодекса.
Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации устанавливает в срок до 1 января 2020 года единую дату начала применения на территории этого субъекта Российской Федерации порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения с учетом положений статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации.
Налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, определяется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения.
Статьей 402 Налогового Кодекса Российской Федерации (в редакции НК РФ на день принятия оспариваемых Перечней) законодательным (представительным) органам государственной власти субъекта Российской Федерации предписано в срок до 1 января 2020 года определить единую дату начала применения на территории субъекта порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения.
Законом Ставропольского края от 5 ноября 2015 года № 109-кз «Об установлении единой даты начала применения на территории Ставропольского края порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения» такая дата определена – с 1 января 2016 года.
Налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, перечень которых устанавливается Министерством имущественных отношений Ставропольского края.
Законом Ставропольского края от 28 ноября 2014 года № 104-кз «О внесении изменений в Закон Ставропольского края «О налоге на имущество организаций», вступившим в законную силу с 1 января 2015 года, внесены дополнения в статью 1.1 Закона Ставропольского края от 26 ноября 2003 года №44-кз, в соответствии с которой налоговая база как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, определяется в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
1) торговые центры (комплексы) общей площадью свыше 250 квадратных метров и помещения в них;
2) нежилые помещения общей площадью свыше 250 квадратных метров, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов либо которые фактически используются для размещения торговых объектов.
Налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, перечень которых устанавливается Министерством имущественных отношений Ставропольского края.
Согласно подпунктам 1, 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо, которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Торговым центром (комплексом), согласно пункту 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
При этом: здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
На основании приведенных выше норм федерального закона и законов Ставропольского края, как субъекта Российской Федерации, налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении торговых центров (комплексов), нежилых помещений площадью свыше 250 кв.м., предусматривающих размещение торговых объектов в них, либо фактически использующихся для размещения торговых объектов, которые отвечают хотя бы одному из следующих условий:
- здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
- нежилое помещение площадью свыше 250 кв.м. предназначено для размещения торговых объектов или фактически используется для размещения торговых объектов.
Таким образом, отнесение недвижимого имущества к торговому центру (комплексу) и (или) нежилому помещению, предназначенному для размещения торговых объектов или фактически использующихся для размещения торговых объектов на территории Ставропольского края, осуществляется в зависимости от вида разрешенного использования земельного участка, на котором расположен торговый центр (комплекс) и (или) предназначения нежилого помещения для размещения торговых объектов или фактически использующихся для размещения торговых объектов.
Из объяснений представителя административного ответчика следует, что указанное здание включено в Перечни на 2019-2021 годы по критерию, предусмотренному подпунктом 2 пункта 4 и 5 статьи 378.2 Налогового Кодекса Российской Федерации.
В ходе судебного разбирательства установлено, что 15 ноября 2013 года в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сделана запись о праве собственности С.А.Г. на объект недвижимости с кадастровым номером кадастровым номером …., наименование: нежилое помещение, назначение: нежилое, общая площадь 648.1 кв.м., номера на поэтажном плане 130-137, 141, этаж 2, расположенный по адресу: ….
Спорный объект недвижимости расположен на земельном участке с кадастровым номером …., площадью 6 347+/-28 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: многоквартирный жилой дом со встроенно-пристроенными помещениями, адрес: …...
В соответствии с постановлением Правительства Ставропольского края от 16 февраля 2015 года № 54-п «Об утверждении порядка определения вида фактического использования отдельно стоящих нежилых зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений, расположенных на территории Ставропольского края, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость» и в целях выполнения работ по государственному заданию №000001 в части разделов 10, 11 «Определение вида фактического использования объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Ставропольского края» утвержден прилагаемый перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых необходимо определить вид их фактического использования, на 2018 год, согласно приложению 1 к настоящему приказу, государственное бюджетное учреждение Ставропольского края «Ставкрайимущество» наделено полномочиями на проведение мероприятий по определению вида фактического использования объектов недвижимого имущества (Приказ Министерства имущественных отношений Ставропольского края от 08 августа 2018 года № 563).
Спорное нежилое помещение включено в Перечень объектов, в отношении которых проводятся мероприятия по определению вида их фактического использования под пунктом 7069 (введен приказом Министерства имущественных отношений Ставропольского края от 15 августа 2018 года № 571 «О внесении изменений в приказ Министерства имущественных отношений Ставропольского края от 08 августа 2018 года №563»).
Согласно представленному ГБУ СК «Ставкрайимущество» акту обследования объекта недвижимого имущества от 29 августа 2018 года № 12-0400 с 15 августа 2018 года по 29 августа 2018 года бюджетным учреждением проведены мероприятия по определению вида фактического использования помещений объекта недвижимости с кадастровым номером ….., наименование, назначение: нежилое помещение, общей площадью 648.1 кв.м., по итогам которых составлен соответствующий акт.
На дату составления акта обследования объект используется для размещения торговых объектов. Соотношение площади нежилых помещений, объекта недвижимого имущества, фактически используемых для размещения торговых объектов, к общей площади объекта недвижимого имущества - 31.6%.
Акт составлен на основе обследования торговых площадей техником 2 категории Т.И.В., инженером Б.Л.В. и данных учетно-технической документации.
П. 5.1 акта установлены дополнительные сведения об объекте: нежилое помещение используется, как магазин и подсобное. При обследовании нежилого помещения выявлена площадь торгового использования – магазин.
В приложении к акту указаны: выписки из ЕГНР об объекте недвижимости от 19 июля 2018 года № 99/2018/134844377, от 03 августа 2018 года № 99/2018/143872409, фрагмент технического паспорта, фотоматериалы.
Кроме того, из экспликации к поэтажному плану строения технического паспорта на нежилое здание, изготовленного ГУП СК «Краевая техническая инвентаризация» по состоянию на 11 декабря 2012 года, на втором этаже расположены, в частности, торговые залы – номер по плану строения, комнаты и т.п. - 114, площадью 443.4 кв.м и №130 площадью 580.3 кв.м., торговые помещения - № 127, площадью 8.1 кв.м., № 141, площадью 7.5 кв.м.
Итого площадь по внутреннему обмеру: торговая основная – 1 039.3 кв.м., торговая вспомогательная (подсобная) – 315.2 кв.м., административная основная – 331 кв.м., административная вспомогательная (подсобная) – 121.7 кв.м., прочее вспомогательная (подсобная) – 2.5 кв.м., места общего пользования вспомогательная (подсобная) – 49.9 кв.м. Итого общеполезной площади: 1 859.6 кв.м.
Таким образом, площадь, фактически используемая в торговых целях, составляет более 20 % общей площади здания, что соответствует критериям, установленным статьей 378.2 НК РФ.
Доказательств фактического использования спорного объекта недвижимости не в торговых целях в материалах дела не имеется.
Таким образом, министерство включило нежилое помещение в оспариваемые Перечни на 2019-2021 г.г. на основании данных, содержащихся в технической документации и данных акта фактического обследования по критериям, предусмотренным п.п. 2 п. 4 и п. 5 ст. 378.2 НК РФ.
Административным истцом в обоснование заявленных требований представлен технический паспорт на незавершенный объект долевого строительства, в котором располагается спорное нежилое помещение, изготовленный ГУП СК «Крайтехинвентаризация» по состоянию на 19 ноября 2009 года, содержащий информацию о степени готовности объекта на 27 %.
Вместе с тем, данный документ не отражает технические характеристики нежилого помещения на даты включения его в оспариваемые Перечни на 2019-2021 г.г.
Доводы истца о не использовании нежилого помещения в торговых целях в связи со сдачей его в аренду не имеют правового значения при рассмотрении данного дела, поскольку в соответствии со ст. 209 ГК РФ собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
Предоставленными в материалы дела документами на объект недвижимости, включенный в оспариваемые пункты Перечней, подтверждается наличие оснований, по которым возможно отнесение здания к имуществу, налоговая база в отношении которого определяется в размере кадастровой стоимости.
Исходя из вышеизложенных обстоятельств, суд пришел к выводу о том, что объект недвижимости с кадастровым номером ….. отвечает условиям, предусмотренным статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в связи с чем, оно подлежало включению в оспариваемые Перечни объектов недвижимого имущества.
Оспариваемые нормативные правовые акты в части включения указанного объекта недвижимости в Перечни приняты уполномоченным органом государственной власти Ставропольского края в пределах предоставленных полномочий, с соблюдением установленных требований к форме, порядку принятия, опубликования, введения в действие и не противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
Таким образом, требования административного истца удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь статьями 175-180, 208, 215, 217 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
в удовлетворении административных исковых требований С.А.Г. к Министерству имущественных отношений Ставропольского края о признании недействующими со дня принятия пункта 6451 Перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год, утвержденного приказом от 28 декабря 2020 года № 1462, пункта 6350 Перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год, утвержденного приказом от 27 декабря 2019 года № 1317, пункта 2876 Перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год, утвержденного приказом от 28 декабря 2018 года № 985 – отказать.
Решение суда может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции в течение одного месяца со дня изготовления решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Ставропольский краевой суд.
Решение суда в окончательной форме изготовлено 17.06.2022 года.
Председательствующий судья М.М. Товчигречко