ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-295/20 от 08.09.2020 Костромского областного суда (Костромская область)

44OS0000-01-2020-000215-92

дело № 3а-295/2020

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

08 сентября 2020 года г. Кострома

Костромской областной суд в составе

председательствующего судьи Лукоянова А.Н.,

при секретаре Пономаревой Ю.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению индивидуального предпринимателя ФИО1 к администрации Костромской области и Управлению Росреестра по Костромской области об установлении в отношении объектов недвижимости рыночной стоимости,

У С Т А Н О В И Л:

ФИО1, действуя через представителя ФИО3, обратился в суд с названным административным иском, указывая в обоснование, что является собственником следующих объектов недвижимости:

- земельного участка с кадастровым номером , площадью 3221 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: под магазин товаров первой необходимости, расположенного по адресу: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, <адрес> почтовый адрес ориентира: <адрес>, кадастровая стоимость которого утверждена по состоянию на 01 января 2013 года в размере 8 608 490,62 руб.;

- нежилого здания (магазин товаров первой необходимости «Пятерочка») с кадастровым номером площадью 719,3 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровая стоимость которого утверждена по состоянию на 01 марта 2016 года в размере 15 349 344,1 руб.

Между тем, согласно отчетам и , составленным <данные изъяты> (оценщик ФИО2), рыночная стоимость земельного участка составляет 3 624 000 руб., рыночная стоимость нежилого здания составляет 5 964 000 руб.

Размер кадастровой стоимости объектов недвижимости влияет на объём налоговых обязательств административного истца.

Административный истец просит установить кадастровую стоимость объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости.

Судом исключен из участвующих в деле лиц Департамент имущественных и земельных отношений <адрес>, изменен процессуальный статус ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» в лице филиала по <адрес> с заинтересованного лица на административного ответчика, к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено ЗАО «ИКС 5 Недвижимость» (бывший собственник объектов недвижимости).

В судебное заседание административный истец ФИО1 и его представитель ФИО3 не явились, ходатайствовали о рассмотрении дела в их отсутствие.

Представители административных ответчиков – администрации Костромской области, Управления Росреестра по Костромской области и ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» в лице филиала по Костромской области, представители заинтересованных лиц администрации городского округа город Галич Костромской области и ЗАО «ИКС 5 Недвижимость», надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, возражений относительно административных исковых требований не представили.

Изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Как видно из материалов дела, ФИО1 с 23 ноября 2018 года на праве собственности принадлежат следующие объекты недвижимости:

- земельный участок с кадастровым номером , площадью 3221 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: под магазин товаров первой необходимости, расположенный по адресу: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, <адрес> почтовый адрес ориентира: <адрес> /л.д. 11-16/;

- нежилое здание (магазин товаров первой необходимости «Пятерочка») с кадастровым номером площадью 719,3 кв.м, расположенное по адресу: <адрес> /л.д. 17-20/.

Собственником земельного участка в период с 29 июня 2012 года по 23 ноября 2018 года и собственником здания в период 08 октября 2015 года по 23 ноября 2018 года являлось закрытое акционерное общество «ИКС 5 Недвижимость».

Согласно выпискам из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объектов недвижимости кадастровая стоимость земельного участка по состоянию на 01 января 2013 года утверждена в размере 8 608 490,62 руб. /л.д. 21/, кадастровая стоимость нежилого здания по состоянию на 01 марта 2016 года утверждена в размере 15 349 344,1 руб. /л.д. 22/.

В силу положений статей 400 и 401 Налогового кодекса Российской Федерации административный истец является плательщиком налога на имущество физических лиц.

В соответствии со статьёй 402 Налогового кодекса Российской Федерации и нормами Закона Костромской области от 29.10.2015 г. № 18-6-ЗКО «Об установлении единой даты начала применения на территории Костромской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения» налоговая база в отношении объектов налогообложения по налогу на имущество физических лиц с 01 января 2016 года определяется исходя из их кадастровой стоимости.

В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса РФ (далее также – ЗК РФ) использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.

Согласно пункту 5 статьи 65 ЗК РФ для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.

Пунктом 2 статьи 66 ЗК РФ предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных п. 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).

Таким образом, результаты определения кадастровой стоимости вышеуказанных объектов недвижимости влияют на объём налоговых обязательств ФИО1, а, следовательно, затрагивают его права.

Согласно статье 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон «Об оценочной деятельности») результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее - комиссия).

Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является, в том числе, установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Согласно частям 1 и 3 статьи 11 Закона «Об оценочной деятельности» итоговым документом, составленным по результатам определения стоимости объекта оценки независимо от вида определенной стоимости, является отчет об оценке объекта оценки (далее - отчет).

Отчет не должен допускать неоднозначное толкование или вводить в заблуждение. В отчете в обязательном порядке указываются дата проведения оценки объекта оценки, используемые стандарты оценки, цели и задачи проведения оценки объекта оценки, а также иные сведения, необходимые для полного и недвусмысленного толкования результатов проведения оценки объекта оценки, отраженных в отчете.

В подтверждение заявленных требований административный истец представил отчеты и , составленные <данные изъяты> (оценщик ФИО2), согласно которым рыночная стоимость земельного участка по состоянию на 01 января 2013 года определена в размере 3 624 000 руб. /л.д. 23-90/, рыночная стоимость нежилого здания по состоянию на 01 марта 2016 года определена в размере 5 964 000 руб. /л.д. 91-211/.

Отчеты подготовлены лицом, обладающим правом на проведение подобного рода исследований, имеющим необходимое образование и являющимся членом саморегулируемой организации оценщиков. Содержащиеся в отчетах выводы в соответствии с требованиями статьи 11 Федерального закона «Об оценочной деятельности» не допускают неоднозначного толкования, содержат сведения, необходимые для полного и недвусмысленного толкования результатов проведения оценки.

Частью 1 статьи 12 Закона «Об оценочной деятельности» предусмотрено, что итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данным федеральным законом, признается достоверной, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.

Учитывая, что каких-либо доказательств, которые опровергали бы заявленную рыночную стоимость и свидетельствовали бы о рыночной стоимости в ином размере, в материалы административного дела не представлено; административными ответчиками и заинтересованными лицами результаты оценки под сомнение не ставились и не оспаривались, ходатайств о назначении судебной экспертизы с целью установления иной рыночной стоимости объектов недвижимости не заявлено, суд приходит к выводу о законности и обоснованности требования об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной стоимости.

Административное исковое заявление поступило в суд 21 июля 2020 года.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175, 249 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером , площадью 3221 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: под магазин товаров первой необходимости, расположенного по адресу: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, <адрес> почтовый адрес ориентира: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2013 года в размере 3 624 000 (три миллиона шестьсот двадцать четыре тысячи) рублей.

Установить кадастровую стоимость нежилого здания (магазин товаров первой необходимости «Пятерочка») с кадастровым номером , площадью 719,3 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01 марта 2016 года в размере 5 964 000 (пять миллионов девятьсот шестьдесят четыре тысячи) рублей.

Датой подачи заявления считать 21 июля 2020 года.

Решение может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Костромской областной суд в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Председательствующий А.Н. Лукоянов

Мотивированное решение суда составлено 08 сентября 2020 года.