Дело № 3а-295/2016
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
Кемеровский областной суд
в составе председательствующего Бегуновича В.Н.
при секретаре Шандрамайло Ю.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Кемерово 08 июня 2016 года административное дело по административному иску Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Кемеровской области к Кемеровской региональной общественной организации Узбекский национальный культурный центр «Туран» о ликвидации общественного объединения,
У С Т А Н О В И Л:
Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Кемеровской области обратилось в Кемеровский областной суд с административным иском к Кемеровской региональной общественной организации Узбекский национальный культурный центр «Туран» о ликвидации общественного объединения и об исключении из Единого государственного реестра юридических лиц.
Требования мотивированы тем, что Кемеровская региональная общественная организация Узбекский национальный культурный центр «Туран» (далее - Организация) зарегистрирована 20.03.2012 года Управлением Федеральной налоговой службы по Кемеровской области (распоряжение от 13.03.2012 года №212). Сведения об Организации внесены в Единый государственный реестр юридических лиц 20.03.2012 года, ОГРН <***>, ИНН <***>, учетный номер 4212011692.
В соответствии с п. 1 ст. 18 Федерального закона «О некоммерческих организациях» некоммерческая организация может быть ликвидирована на основании и в порядке, которые предусмотрены Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом «О некоммерческих организациях» и другими федеральными законами.
Заявление в суд о ликвидации некоммерческой организации вносится уполномоченным органом или его территориальным органом (в настоящее время уполномоченным органом по отношению к Организации является Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Кемеровской области (далее - Управление).
Согласно абз. 3 ст. 44 Федерального закона «Об общественных объединениях» основаниями для ликвидации общественного объединения являются неоднократные или грубые нарушения общественным объединением Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов или иных нормативных правовых актов, либо систематическое осуществление общественным объединением деятельности, противоречащей его уставным целям.
В период с 04 апреля 2016 года по 29 апреля 2016 года Управлением проводилась плановая проверка соответствия деятельности Организации, в том числе расходованию денежных средств и использованию иного имущества, уставным целям, законодательству Российской Федерации, по итогам которой 29 апреля 2016 года составлен акт проверки.
В результате проверки выявлены неоднократные грубые нарушения законодательства Российской Федерации. Устав Организации в части противоречит положениям Федеральных законов «Об общественных объединениях», «О некоммерческих организациях». Организация не имеет собственного имущества. Не проводятся с надлежащей периодичностью общие собрания Организации. Правление Организации не осуществляет деятельности. Организацией не размещен отчет о деятельности в информационно-телекоммуникационной сети Интернет. В установленный срок не представлен отчет по форме № ОН003. Решение вопросов об утверждении бухгалтерской (финансовой) отчетности, о создании филиалов и открытии представительств не отнесено к компетенции какого-либо органа управления Организации. Организация осуществляет деятельность, не предусмотренную уставом.
В судебном заседании представители Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Кемеровской области ФИО1 и ФИО2, действующие на основании доверенностей, поддержали заявленные требования.
Председатель Правления Кемеровской региональной общественной организации Узбекский национальный культурный центр «Туран» ФИО3 с исковыми требованиями согласился, не оспаривал наличие выявленных в ходе проверки нарушений законодательства, полагал, что имеющиеся нарушения возможно устранить в течение шести месяцев.
Управление Федеральной налоговой службы по Кемеровской области извещено надлежащим образом о месте и времени судебного заседания, представителя не направило. Суд определил рассмотреть дело в отсутствие представителя заинтересованного лица.
Выслушав представителей истца, ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению.
В соответствии с п.1 ст.18 Федерального закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" некоммерческая организация может быть ликвидирована на основании и в порядке, которые предусмотрены Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.
Согласно абз. 3 ст.44 Федерального закона от 19.05.1995 N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" основаниями ликвидации общественного объединения или запрета его деятельности являются неоднократные или грубые нарушения общественным объединением Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов или иных нормативных правовых актов либо систематическое осуществление общественным объединением деятельности, противоречащей его уставным целям.
Судом установлено, что Кемеровская региональная общественная организация Узбекский национальный культурный центр «Туран» зарегистрирована 20.03.2012 года Управлением Федеральной налоговой службы по Кемеровской области (распоряжение от 13.03.2012 года №212). Сведения об Организации внесены в Единый государственный реестр юридических лиц 20.03.2012 года, ОГРН <***>, ИНН <***>, учетный номер 4212011692.
В период с 04 по 29 апреля 2016 года Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Кемеровской области была проведена плановая проверка деятельности Организации. В результате проверки были выявлены следующие нарушения законодательства.
Пункт 1.6 устава Организации противоречит п.4 ст.3 Федерального закона
«О некоммерческих организациях», согласно которому некоммерческая организация имеет печать с полным наименованием этой некоммерческой организации на русском языке, тогда как в указанном пункте устава закреплена возможность иметь печать без указания на соблюдение указанных ограничений.
В нарушении абз. 1 ст. 20 Федерального закона «Об общественных объединениях» в уставе отсутствуют сведения об организационно-правовой форме Организации.
Пункт 2.3 устава, согласно которому Организация вправе заниматься предпринимательской и внешнеэкономической деятельностью лишь постольку, поскольку это служит достижению ее уставных целей и соответствует им, противоречит п. 2 ст.24 Федерального закона «О некоммерческих организациях», предоставляющему возможность некоммерческой организации осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана, соответствует указанным целям, при условии ее указания в уставе.
Организация на сайте и бланках использует символику (птица «Хумо» древний символ узбекского народа, аналог птицы «Феникс»), описание которой в нарушение п. 5 ст. 3 Федерального закона «О некоммерческих организациях» отсутствует в уставе.
Согласно п. 3 ст. 29 Федерального закона «О некоммерческих организациях» к компетенции высшего органа управления некоммерческой организацией относится также решение вопросов об утверждении бухгалтерской (финансовой) отчетности, о создании филиалов и об открытии представительств организации. Решение указанных вопросов может быть отнесено к компетенции постоянно действующего коллегиального органа управления.
Однако, в нарушение п. 3 ст. 29 Федерального закона «О некоммерческих организациях» вышеуказанные вопросы не отнесены к компетенции ни одного из органов управления Организации.
В нарушение абз. 2 ст. 29 Федерального закона «Об общественных объединениях», в соответствии с которым общественное объединение обязано соблюдать нормы, предусмотренные его уставом, Организацией не соблюдаются следующие нормы устава.
Деятельность в соответствии с п. 2.2 устава (в области культуры) с 2015 года не осуществлялась, что подтверждается информацией, представленной для проведения проверки.
В нарушение п. 4.1 устава Организацией не соблюдается установленная
периодичность проведения заседаний Общего собрания (не реже одного раза в 6 месяцев). Организацией за последние годы проводилось только 2 заседания Общего собрания членов, о чем свидетельствуют представленные для проверки протоколы собраний от 07.05.2014 года и от 02.04.2016 года.
В нарушение п. 4.3 устава Общим собранием Организации не рассматриваются вопросы, относящиеся к его компетенции: об утверждении годового плана и бюджета Организации и ее годового отчета, об определении приоритетных направлений деятельности Организации, принципов формирования и использования его имущества, что подтверждается протоколами Общих собраний от 07.05.2014 года, от 02.04.2016 года, на заседании которых не рассматривались указанные вопросы.
В нарушение п. 4.4 устава не осуществляется деятельность Правления Организации, что подтверждается отсутствием документов (протоколов) Правления.
В нарушение п. 4.7 устава Организации не соблюдается установленная
периодичность проведения заседаний Правления (не реже одного раза в месяц), что подтверждается непредставлением протоколов заседаний данного коллегиального органа управления.
В нарушение п. 4.7 устава Правлением Организации не рассматриваются вопросы, относящиеся к его компетенции: о рассмотрении и утверждении сметы расходов, о подготовке вопросов для обсуждения на Общем собрании, о ежегодном информировании Управления о продолжении деятельности, что подтверждается непредставлением протоколов заседаний Правления.
В нарушение п. 1.11 устава Организацией на сайте используется наименование, не закрепленное в уставе, которое не соответствует ни полному, ни сокращенному наименованиям Организации («Узбекская диаспора Кемеровской области»), что подтверждается скриншотом с сайта.
В нарушение п. 6.2 устава, согласно которому имущество Организации
формируется на основе вступительных и членских взносов, Организацией принято решение не взимать членские и вступительные взносы, что подтверждается предоставленной для проверки информацией Организации.
В нарушение абз. 2 ст. 29 Федерального закона «Об общественных объединениях», согласно которому общественное объединение обязано соблюдать действующее законодательство, Организацией не соблюдаются следующие положения закона.
В нарушение абз. 4 ст. 29 Федерального закона «Об общественных объединениях» информация о продолжении деятельности Организации с указанием действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа, его названия и данных о руководителях общественного объединения в объеме сведений, включаемых в Единый государственный реестр юридических лиц, в Управление не представлялась более двух лет (последний раз представлялась 16.04.2014).
В соответствии с абз. 8 ст. 29 Федерального закона «Об общественных объединениях» общественное объединение обязано ежегодно информировать (в срок до 15 апреля) федеральный орган государственной регистрации об объеме получаемых общественным объединением от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства денежных средств и иного имущества, о целях их расходования или использования и об их фактическом расходовании или использовании по форме №ОН0003, утвержденной приказом Министерства юстиции РФ от 29.03.2010 года №72.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2006 № 212 «О мерах по реализации отдельных положений федеральных законов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций» установлен срок представления общественными объединениями отчетов (до 15 апреля года, следующего за отчетным).
В нарушение абз. 8 ст. 29 Федерального закона «Об общественных объединениях» Организацией отчет по форме № ФИО4 за 2015 год в установленный срок и до настоящего времени в Управление не представлен, что подтверждается выпиской с информационного портала Минюста России о деятельности некоммерческих организаций.
В нарушение п. 3.2 ст. 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях», абз. 3 ст. 29 Федерального закона «Об общественных объединениях», в соответствии с которыми некоммерческие организации, обязаны ежегодно размещать в информационно-телекоммуникационной сети Интернет или предоставлять средствам массовой информации для опубликования отчет о своей деятельности (для общественных объединений отчет по форме ФИО4), Организацией до настоящего времени не исполнена обязанность по размещению в информационно-телекоммуникационной сети Интернет отчета по форме ФИО4 за 2015 год, что подтверждается выпиской с информационного портала Минюста России о деятельности некоммерческих организаций.
Официальное наименование общественного объединения должно содержать указание на его организационно-правовую форму, территориальную сферу и характер деятельности. Проделанная в 2015 году работа Организации, исходя из представленной Организацией информации для проверки, не соответствовала характеру ее деятельности, содержащемуся в официальном наименовании Организации («..национальный культурный центр..»), что является нарушением ст.28 Федерального закона «Об общественных объединениях».
В соответствии с п. 1 ст. 48 Гражданского кодекса РФ юридическим лицом признается организация, которая имеет обособленное имущество, отвечает им по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять гражданские права и нести гражданские обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
Однако, согласно информации, полученной от АО «Кемсоцинбанк», Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Кемеровской области, Организация в нарушение п. 1 ст. 48 Гражданского кодекса РФ, являясь юридическим лицом, не имеет имущества и не намерена его формировать, о чем свидетельствует письмо Организации о принятии решения не взимать членские и вступительные взносы, при том, что членские взносы являются основным источником денежных средств для корпоративных юридических лиц.
В нарушение абз. 4 ст. 8 Федерального закона «Об общественных объединениях», согласно которому постоянно действующий руководящий орган общественной организации осуществляет права юридического лица от имени общественной организации и исполняет обязанности в соответствии с уставом, постоянно действующий руководящий орган Организации - Правление не осуществляет деятельности, что подтверждается отсутствием протоколов заседания данного органа управления.
Согласно п. 1 ст. 24 Федерального закона «О некоммерческих организациях» некоммерческая организация может осуществлять один вид деятельности или несколько видов деятельности, не запрещенных законодательством Российской Федерации и соответствующих целям деятельности некоммерческой организации, которые предусмотрены ее учредительными документами.
Однако, деятельность Организации по консультированию граждан, по оформлению документов, помощь «в возврате на родину» и тому подобная деятельность, осуществляемая с 2015 года, не предусмотрена уставом, что следует из положений устава и предоставленной Организацией информации.
В соответствии с п. 2 ст. 29 Федерального закона «О некоммерческих организациях» основная функция высшего органа управления некоммерческой организацией - обеспечение соблюдения некоммерческой организацией целей, в интересах которых она была создана.
Однако, в нарушение указанной нормы закона, высшим органом управления не осуществлялась деятельность, необходимая для использования указанных функций, а именно: не проводились заседания с установленной уставом периодичностью и не рассматривались вопросы, необходимые для обеспечения задач Организации с учетом характера деятельности в наименовании (культурный цент), не принимались решения об утверждении отчетов, об определении приоритетных направлений деятельности Организации, принципов формирования и использования ее имущества (для проведения проверки предоставлены протоколы Общего собрания от 07.05.2014 года, от 02.04.2016 года, на этих заседаниях указанные вопросы не рассматривались).
В нарушение ч. 4 ст. 181.2 Гражданского кодекса Российской Федерации, протокол заседания Общего собрания от 02.04.2016. не соответствует требованиям действующего законодательства Российской Федерации (отсутствуют время и точное место проведения собрания, сведения о лицах, проводивших подсчет голосов).
Приведенные выше факты нарушений Организацией законодательства Российской Федерации председатель Правления Организации ФИО3 не оспаривал, доказательств устранения допущенных Организацией нарушений не представил.
Кроме того, установлено, что 22.04.2015 года и 11.06.2015 года Управлением Министерства юстиции РФ по Кемеровской области в адрес Организации направлялись предупреждения об устранении нарушений законодательства. Однако перечисленные в предупреждениях нарушения были выявлены проведенной в апреле 2016 года проверкой, что свидетельствует об отсутствии у ответчика намерений привести деятельность Организации в соответствие с законодательством Российской Федерации.
Таким образом, ввиду неоднократных нарушений Организацией федеральных законов в соответствии с абз. 3 ст.44 Федерального закона «Об общественных объединениях» имеются основания для удовлетворения требований административного истца о ликвидации Организации с исключением сведений о ней из Единого государственного реестра юридических лиц.
В соответствии со ст.114 КАС РФ с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в доход федерального бюджета в размере 6000 рублей.
Руководствуясь ст.ст.175-179 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Ликвидировать Кемеровскую региональную общественную организацию Узбекский национальный культурный центр «Туран» с исключением сведений о ней из Единого государственного реестра юридических лиц.
Взыскать с Кемеровской региональной общественной организации Узбекский национальный культурный центр «Туран» государственную пошлину в доход федерального бюджета в размере 6000 рублей.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи жалобы через Кемеровский областной суд.
В окончательной форме решение суда принято 14.06.2016 года.
Председательствующий: