Дело № 3А-297/2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
3 августа 2018 года г. Красноярск
Красноярский краевой суд в составе:
председательствующего судьи Андриишина Д.В.,
при секретаре судебного заседания Дорошковой М.В.,
с участием представителей общества с ограниченной ответственностью «Перспектива» ФИО1 и ФИО2, представителя министерства тарифной политики Красноярского края ФИО3, прокурора Моргуна О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3А-297/2018 по административному иску общества с ограниченной ответственностью «Перспектива» о признании недействующими пункты 89, 90 Приложения № 4.1 к Приказу Региональной энергетической комиссии Красноярского края от 27 декабря 2017 года № 644-п «О внесении изменений в Приказ Региональной энергетической комиссии Красноярского края от 19.12.2013 N 445-п «Об установлении (пересмотре) индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями»,
У С Т А Н О В И Л:
Приказом Региональной энергетической комиссии Красноярского края (далее – РЭК Красноярского края) от 19 декабря 2013 года № 445-п «Об установлении (пересмотре) индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями» (далее – Приказ от 19 декабря 2013 года № 445-п) были установлены индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчётов между сетевыми организациями - обществом с ограниченной ответственностью «Перспектива» (далее – ООО «Перспектива») и акционерным обществом «Красноярская региональная энергетическая компания» (далее – АО «КрасЭКо») на период с 01 января 2014 года по 31 декабря 2017 года.
Приказ РЭК Красноярского края от 19 декабря 2013 года № 445-п опубликован 30 января 2014 на официальном интернет-портале правовой информации Красноярского края по адресу: http://www.zakon.krskstate.ru и 05 марта 2014 года - в краевой государственной газете «Наш Красноярский край», № 15.
Приказом РЭК Красноярского края от 27 декабря 2017 года № 644-п «О внесении изменений в Приказ Региональной энергетической комиссии Красноярского края от 19.12.2013 N 445-п «Об установлении (пересмотре) индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями» приложение № 4 к Приказу от 19 декабря 2013 года № 445-п было изложено в новой редакции (Приложение № 4.1 к Приказу от 27 декабря 2017 года № 644-п).
Пунктом 89 Приложения № 4.1 к Приказу от 19 декабря 2013 года № 445-п для АО «КрасЭКо» установлены доходные тарифы, в соответствии с которыми АО «КрасЭКо» является получателем платы за оказываемые услуги по передаче электрической энергии, а ООО «Перспектива» - плательщиком.
На период с 01 января 2018 года по 30 июня 2018 года одноставочный тариф установлен в размере 1,86034 руб./кВт.ч; двухставочный тариф: ставка на содержание электрических сетей – 947870,05 руб./МВт.мес, ставка на оплату технологического расхода (потерь) – 331,72 руб./МВт.ч.
На период с 01 июля 2018 года по 31 декабря 2022 года одноставочный тариф установлен в размере 2,02575 руб./кВт.ч; двухставочный тариф: ставка на содержание электрических сетей – 1046835,03 руб./МВт.мес, ставка на оплату технологического расхода (потерь) – 371,66 руб./МВт.ч.
Пунктом 90 Приложения № 4.1 к Приказу от 27 декабря 2017 года № 644-п для АО «КрасЭКо» и ООО «Перспектива» на периоды с 01 января 2018 года по 30 июня 2018 года и с 01 июля 2018 года по 31 декабря 2022 года установлены нулевые тарифы на услуги ООО «Перспектива» по передаче электрической энергии: одноставочный – 0 руб./кВт.ч; двухставочный: ставка на содержание электрических сетей – 0 руб./МВт.мес, ставка на оплату технологического расхода (потерь) – 0 руб./МВт.ч.
Приказ от 27 декабря 2017 года № 644-п опубликован 18 января 2018 на официальном интернет-портале правовой информации Красноярского края по адресу: http://www.zakon.krskstate.ru и 31 января 2018 года - в краевой государственной газете «Наш Красноярский край», № 7.
ООО «Перспектива» обратилось с административным иском о признании недействующими пунктов 89 и 90 Приложения № 4.1 к Приказу от 27 декабря 2017 года № 644-п; возложении обязанности на РЭК Красноярского края принять новый нормативный правовой акт об установлении индивидуальных тарифов на 2018 год за услуги по передаче электрической энергии для ООО «Перспектива» со смежной сетевой организацией АО «КрасЭКо» в течение 15 дней после вступления решения суда в законную силу.
Требования мотивированы тем, что 28 апреля 2017 года ООО «Перспектива» направило в адрес РЭК Красноярского края расчет расходов и необходимой валовой выручки, тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2018 год. К заявлению были приложены плановое количество электрической энергии и величина потребляемой мощности на период 2015 года, согласованный с АО «КрасЭКо», а также плановое количество электрической энергии и величина потребляемой мощности на период 2018 года, которое не было согласовано с АО «КрасЭКо», по причине уклонения АО «КрасЭКо» от их согласования.
РЭК Красноярского края к расчетному периоду 2018 года применила плановые объемы, согласованные АО «КрасЭКо» с ООО «Перспектива» на 2015 год, а не 2018 год, в результате чего объем выручки ООО «Перспектива», получаемый от публичного акционерного общества «Красноярскэнергосбыт» (далее – ПАО «Красноярскэнергосбыт») оказался меньше чем сумма тарифа, который необходимо уплачивать в адрес АО «КрасЭКо».
ООО «Перспектива» получает денежные средства по котловому тарифу от ПАО «Красноярскэнергосбыт», которое должно было направить в РЭК Красноярского края сведения о фактических (плановых) объемах оказанных услуг по передаче электроэнергии ООО «Перспектива», для расчета котлового тарифа, однако данная информация не была учтена при принятии оспариваемого приказа.
В результате применения оспариваемых пунктов Приложения № 4.1 к Приказу от 27 декабря 2017 года № 644-п размер котловой тарифной выручки ООО «Перспектива» по котловому тарифу стал ниже размера необходимой валовой выручки, в связи с чем за период с января по апрель 2018 года ООО «Перспектива» понесло убытки в сумме 1 500 000 рублей.
Считает, что оспариваемый приказ принят с нарушением Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных Приказом ФСТ РФ от 06 августа 2004 года № 20-э/2.
Определением судьи Красноярского краевого суда от 2 августа 2018 года в порядке процессуального правопреемства произведена замена РЭК Красноярского края на ее правопреемника - министерство тарифной политики Красноярского края (далее - Министерство).
В судебном заседании представители ООО «Перспектива» ФИО1 и ФИО2, действующие на основании доверенности и ордера адвокате соответственно, настаивали на заявленных требованиях по основаниям и доводам, изложенным в административном исковом заявлении, дополнительно указав, что
Представитель Министерства ФИО4, действующая на основании доверенности, просила в удовлетворении административного иска отказать, поддержав доводы, изложенные в письменных возражениях, согласно которым, оспариваемый приказ, по мнению РЭК Красноярского края, полностью соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, принят в пределах установленных полномочий РЭК Красноярского края и не нарушает прав и законных интересов административного истца.
Представитель заинтересованного лица – АО «КрасЭКо» ФИО5, действующая на основании доверенности, давая пояснения в судебном заседании 2 августа 2018 года, просила в удовлетворении административного иска отказать по тем основаниям, что оспариваемый приказ соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, прав и законных интересов административного истца не нарушает.
Прокурор - Моргун О.В. в своем заключении полагал административный иск подлежащим удовлетворению в части требований о признании недействующими пунктов 89 и 90 Приложения № 4.1 к Приказу от 27 декабря 2017 года № 644-п.
Оценив доводы участвующих в деле лиц, заключение прокурора, исследовав материалы дела, суд полагает административный иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, полномочия органов государственной власти на регулирование этих отношений, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики и потребителей электрической энергии устанавливаются Федеральным законом от 26 марта 2003 года № 35-ФЗ «Об электроэнергетике».
Согласно абзацу 7 пункта 4 статьи 23.1 Федерального закона от 26 марта 2003 года № 35-ФЗ «Об электроэнергетике», государственному регулированию на оптовом и (или) на розничных рынках подлежат цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, а также предельные (минимальный и (или) максимальный) уровни таких цен (тарифов).
На основании пункта 3 статьи 24 Федерального закона от 26 марта 2003 года № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации устанавливают цены (тарифы), указанные в ст. 23.1 данного Закона, за исключением цен (тарифов), регулирование которых осуществляется Правительством Российской Федерации или федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов.
При государственном регулировании цен (тарифов) должны соблюдаться следующие основные принципы: определение экономической обоснованности планируемых (расчетных) себестоимости и прибыли при расчете и утверждении цен (тарифов); обеспечение экономической обоснованности затрат коммерческих организаций на производство, передачу и сбыт электрической энергии; учет результатов деятельности организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, по итогам работы за период действия ранее утвержденных цен (тарифов) (абзацы 1-3 пункта 2 статьи 23 Федерального закона от 26 марта 2003 года № 35-ФЗ «Об электроэнергетике»).
В силу пункта 1 статьи 23 Федерального закона от 26 марта 2003 года № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» государственное регулирование цен (тарифов), надбавок осуществляется в порядке, установленном основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике и правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 года № 1178 утверждены Основы ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, определяющие принципы и методы расчета цен (тарифов) в электроэнергетике (далее - Основы ценообразования), а также Правила государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике (далее – Правила регулирования).
Согласно пункту 3 Основ ценообразования, в систему регулируемых цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность) входит, в том числе, индивидуальная цена (тариф) на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между 2 сетевыми организациями за оказываемые друг другу услуги по передаче.
Пунктом 63 Основ ценообразования установлено, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми Федеральной антимонопольной службой, устанавливают на очередной финансовый год на розничном рынке тарифы взаиморасчетов между двумя сетевыми организациями.
.Тариф взаиморасчетов между двумя сетевыми организациями определяется исходя из разности между тарифной выручкой сетевой организации - получателя услуги по передаче электрической энергии, получаемой ею от потребителей электрической энергии на всех уровнях напряжения, и необходимой валовой выручкой (с учетом расходов на оплату потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям и средств, получаемых (оплачиваемых) от других сетевых организаций).
Приказом Федеральной службы по тарифам от 06 августа 2004 года № 20-э/2 утверждены Методические указания по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке (далее - Методические указания, утвержденные Приказом ФСТ от 06 августа 2004 года № 20-э/2).
В соответствии с пунктом 49 Методических указаний, утвержденных Приказом ФСТ от 06 августа 2004 года № 20-э/2, органы регулирования на розничном рынке устанавливают:
единые на территории субъекта Российской Федерации тарифы на услуги по передаче электрической энергии, дифференцированные по уровням напряжения, для потребителей услуг по передаче электрической энергии (кроме сетевых организаций) (далее - котловые тарифы);
индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии, которые территориальные сетевые организации оказывают друг другу, то есть для взаиморасчетов пары сетевых организаций (далее - индивидуальные тарифы).
Индивидуальные тарифы определяются исходя из разности между тарифной выручкой сетевой организации - получателя услуги по передаче электрической энергии, получаемой ею от потребителей электрической энергии на всех уровнях напряжения, то есть выручкой по котловым тарифам, и необходимой валовой выручкой (с учетом расходов на оплату нормативных технологических потерь в сетях и средств, получаемых (оплачиваемых) от других сетевых организаций), то есть выручкой утвержденной регулирующим органом на период регулирования.
Расходы территориальной сетевой организации на оплату предоставляемых ей услуг по передаче электрической энергии прочими сетевыми организациями включаются в экономически обоснованные расходы, учитываемые при установлении тарифа на услуги по передаче электрической энергии электрической энергии для иных потребителей ее услуг, а доходы от предоставления услуги сетевой организации, предоставляющей услугу по передаче электрической энергии, и доходы от услуг по передаче электрической энергии, предоставляемых иным потребителям, должны суммарно обеспечивать необходимую валовую выручку данной организации.
Пунктом 52 Методических указаний, утвержденных Приказом ФСТ от 06 августа 2004 года № 20-э/2, определено, что индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии устанавливаются одновременно в двух вариантах: двухставочный и одноставочный.
Расчет двухставочного индивидуального тарифа предусматривает определение двух ставок:
ставки на содержание электрических сетей в расчете на МВА (МВт) суммарной присоединенной (заявленной) мощности без разбивки по напряжениям;
ставки на оплату технологического расхода (потерь)электрической энергии на ее передачу в расчете на МВт-ч без разбивки по напряжениям.
В случае, если сетевая организация по заключенным договорам получает плату от нескольких сетевых организаций, ее избыток/недостаток должен учитывать совокупные платежи от всех таких организаций. При этом необходимая валовая выручка (НВВ) любой сетевой организации региона должна суммарно обеспечиваться за счет платежей от потребителей, а также от сетевых организаций.
Базой для расчета ставок двухставочного индивидуального тарифа являются присоединенная (заявленная) мощность сетевой организации и плановый сальдированный переток электроэнергии между сетевыми организациями, который определяется как суммарный сальдированный переток электроэнергии из сети сетевой организации - получателя платежа в сеть сетевой организации - плательщика во всех точках присоединения на всех уровнях напряжения.
Вышеуказанные ставки определяются по формулам 15.23 и 15.24 Методических указаний, утвержденных Приказом ФСТ от 06 августа 2004 года № 20-э/2, которые предусматривают две величины, характеризующие объем услуг по передаче электрической энергии: величина отпуска (планового сальдированного перетока) электроэнергии из сетей вышестоящей смежной сетевой организации (получателя платы) в сети нижестоящей (плательщика), а также величина полезного отпуска электрической энергии из сетей последней потребителям.
Ставка на оплату технологического расхода (потерь) электрической энергии определяется как отношение потерь электроэнергии к суммарному сальдированному перетоку электроэнергии из сети сетевой организации - получателя платежа в сеть сетевой организации-плательщика во всех точках присоединения на всех уровнях напряжения, МВт.ч.
Согласно пункту 42 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 года № 861 (далее - Правила недискриминационного доступа, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 года № 861), при установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии ставки тарифов определяются с учетом необходимости обеспечения равенства единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии для всех потребителей услуг, расположенных на территории соответствующего субъекта Российской Федерации и принадлежащих к одной группе (категории) из числа тех, по которым законодательством Российской Федерации предусмотрена дифференциация тарифов на электрическую энергию (мощность). Расчеты по заключаемому территориальными сетевыми организациями договору осуществляются по тарифу на услуги по передаче электрической энергии, который определяется в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов, в отношении каждой из сторон такого договора и носит индивидуальный характер. При этом расходы территориальной сетевой организации на оплату предоставляемых в соответствии с указанным договором услуг включаются в экономически обоснованные расходы, учитываемые при установлении тарифа на услуги по передаче электрической энергии для иных потребителей ее услуг, а доходы другой стороны указанного договора от предоставляемых ею по этому договору услуг и доходы от услуг по передаче электрической энергии, предоставляемых иным потребителям, должны в сумме обеспечивать необходимую валовую выручку данной организации.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1.1 Положения о Региональной энергетической комиссии Красноярского края, утвержденного постановлением Правительства Красноярского края от 08 декабря 2008 года № 216-п, действовавшего на момент принятия оспариваемого Приказа от 27 декабря 2017 года № 644-п, РЭК являлась органом исполнительной власти Красноярского края, осуществляющим нормативное правовое регулирование в сфере электроэнергетике в части государственного регулирования цен (тарифов).
Пунктом 3.5 указанного Положения к компетенции РЭК было отнесено установление цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, в рамках установленных федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов предельных (минимального и (или) максимального) уровней таких цен (тарифов).
Частью 1 статьи 138 Устава Красноярского края от 05 июня 2008 года № 5-1777 определено, что органы исполнительной власти края по вопросам своей компетенции издают приказы, а также иные правовые акты, предусмотренные федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 27 Правил регулирования решение органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов принимается по форме, утверждаемой Федеральной службой по тарифам, и включает: величину цен (тарифов) и (или) их предельных уровней с разбивкой по категориям (группам) потребителей; даты введения в действие цен (тарифов) и (или) их предельных уровней, в том числе с календарной разбивкой.
На основании части 1 статьи 6 Закона Красноярского края от 18 декабря 2008 года № 7-2627 «О порядке опубликования и вступления в силу нормативных правовых актов Красноярского края» официальным опубликованием закона края, иного нормативного правового акта края считается публикация его полного текста в краевой государственной газете «Наш Красноярский край» или «Ведомостях высших органов государственной власти Красноярского края» или размещение его полного текста на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru) или на краевом портале правовой информации.
Решение об установлении индивидуальных тарифов для осуществления взаиморасчетов между сетевыми организациями АО «КрасЭКо» и ООО «Перспектива», оформленное Приказом РЭК Красноярского края от 27 декабря 2017 года № 644-п, принято посредством открытого голосования единогласно коллегиальным органом - правлением РЭК по итогам заседания 27 декабря 2017 года, о чем составлен протокол от вышеуказанной даты и что согласуется с положениями пунктов 25, 26 Правил регулирования.
Полномочия правления РЭК подтверждаются Положением о Региональной энергетической комиссии Красноярского края, утвержденным постановлением Правительства Красноярского края от 08 декабря 2008 года № 216-п, приказом РЭК от 15 июня 2017 года № 29-о, действовавшими на момент принятия оспариваемого Приказа от 27 декабря 2017 года № 644-п.
Таким образом, оспариваемый нормативный акт принят в пределах полномочий органа государственной власти субъекта Российской Федерации, с соблюдением требований законодательства к его форме и виду, процедуре принятия, введения в действие, в том числе порядка опубликования и вступления в силу.
Как следует из материалов дела, при принятии Приказа от 27 декабря 2017 года № 644-п, регулирующим органом в соответствии с пунктом 49 Методических указаний, утвержденных Приказом ФСТ от 06 августа 2004 года № 20-э/2 (абзац 6), определена выручка по котловым тарифам каждой сетевой организации, то есть тарифная выручка каждой сетевой организации - получателя услуги по передаче электрической энергии, получаемой ею от потребителей электрической энергии на всех уровнях напряжения, которая (выручка) рассчитана с применением тарифов, утвержденных приказом РЭК Красноярского края от 19 декабря 2013 года № 430-п «Об установлении (пересмотре) единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии на территории Красноярского края за исключением тарифной группы потребителей «население и приравненные к нему категории потребителей» в редакции от 27 декабря 2017 года, приказом РЭК Красноярского края от 19 декабря 2013 года № 406-п «Об установлении (пересмотре) единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии на территории Красноярского края для тарифной группы потребителей «население и приравненные к нему категории потребителей» в редакции от 27 декабря 2017 года. Необходимая валовая выручка ООО «Перспектива» и иных смежных организаций была определена с применением величин, утвержденных приказом РЭК Красноярского края от 19 декабря 2011 года № 565-п «Об утверждении необходимой валовой выручки сетевых организаций, оказывающих услуги по передаче электрической энергии на территории Красноярского края» в редакции от 27 декабря 2017 года.
После этого определена разность между выручкой по котловым тарифам и необходимой валовой выручкой от реализации услуг по передаче (транзита) электрической энергии (с учетом расходов на оплату нормативных технологических потерь в сетях и средств, получаемых (оплачиваемых) от других сетевых организаций).
Согласно Расчету индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями на 2018 год, органом регулирования в соответствии с положениями пункта 52 Методических указаний, утвержденных Приказом ФСТ от 06 августа 2004 года № 20-э/2, в качестве базы для расчета ставки индивидуальных тарифов на содержание электрических сетей принята присоединенная (заявленная) мощность каждой сетевой организации (абзац 3 пункта 52). В качестве базы для расчета ставки индивидуальных тарифов на оплату технологического расхода (потерь) электрической энергии принят плановый сальдированный переток электроэнергии между сетевыми организациями (абзац 4 пункта 52). Определен избыток/недостаток средств, относимый на содержание электрических сетей и на потери электроэнергии, который должна получить сетевая организация (абзац 5 пункта 52). После этого органом регулирования определены ставки индивидуальных тарифов на содержание электрических сетей и на оплату технологического расхода (потерь) электрической энергии (абзацы 8, 9 пункта 52).
Так, по результатам проведенных расчетов органом регулирования у ООО «Перспектива» установлена положительная разница между тарифной выручкой и необходимой валовой выручкой на содержание электрических сетей и оплату технологического расхода (потерь) в электрических сетях - избыток денежных средств в размере 10 075,96 тыс.руб. и 3 685,56 тыс.руб. соответственно (пункты 4.1, 4.2 графы 3 расчета разности между тарифной выручкой и НВВ ООО «Перспектива»). Выявленные излишки средств распределены РЭК Красноярского края в пользу смежной сетевой организации АО «КрасЭКо» посредством установленных индивидуальных тарифов.
При расчете указанных тарифов сальдированный переток электрической энергии из сетей АО «КрасЭКо» в сеть ООО «Перспектива» принят органом регулирования в объеме 6 018,1 тыс. кВт.ч на основании данных о заявленной мощности и плановом объеме передачи (перетока) электрической энергии (мощности), согласованных ООО «КрасЭКо» и ООО «Перспектива» на 2015 год.
Величина полезного отпуска электрической энергии потребителям из сетей ООО «Перспектива» принята в объеме 11 269,135 тыс. кВт.ч на основании информации ПАО «Красноярскэнергосбыт» (гарантирующего поставщика) от 24 декабря 2017 года № 168814.
Из материалов дела следует, что ООО «Перспектива», обращаясь в РЭК с заявлением о корректировке необходимой валовой выручки и тарифов на услуги по передаче электрической энергии от 28 апреля 2017 года исх. № 53, одновременно предоставило органу регулирования согласованные с АО «КрасЭКо» сведения о плановом объеме электрической энергии и величине потребляемой мощности за 2015 год в размере 6 018,1 тыс. кВт.ч, а также сведения о плановом объеме электрической энергии и величине потребляемой мощности на период 2018 год в размере 8 225,621 тыс. кВт.ч, не подписанные со стороны АО «КрасЭКо», указав в пояснительной записке к заявлению, что плановые объемы перетока электрической энергии на 2018 год были направлены на согласование АО «КрасЭКо», однако сетевой организации не подписаны по неизвестным причинам. В подтверждение было приложено письмо в адрес АО «КрасЭКо» от 04 апреля 2017 года исх. № 32.
ООО «Перспектива» письмом от 25 мая 2017 года исх. № 54 дополнительно направило в адрес РЭК сведения по взаиморасчетам со смежными сетевыми организациями, из которых следует, что фактический объем переданной электрической энергии из сетей АО «КрасЭКо» составил 8 152,972 тыс. кВт.ч, что в целом согласуется с ранее представленным в РЭК плановым объемом перетока электроэнергии между указанными организациями на 2018 год и указывает на объективное увеличение объемов по сравнению с 2015 годом.
Письмом от 13 октября 2017 года исх. № 108 ООО «Перспектива» дополнительно направило в РЭК предложения о плановых объемах перетока электрической энергии на 2018 год, несогласованные с АО «КрасЭКо», а также сведения об их направлении на согласования в указанную сетевую организацию.
Из содержания электронного письма от 24 декабря 2017 года специалиста отдела технико-экономических показателей РЭК Красноярского края следует, что ООО «Перспектива» было уведомлено о необходимости срочно подписать с АО «КрасЭКо» «более свежую заявку» на объемы перетока электроэнергии, поскольку величина полезного отпуска электрической энергии потребителям из сетей ООО «Перспектива», запланированная гарантирующим поставщиком ПАО «Красноярскэнергосбыт» (11,27 млн кВт.ч), значительно больше согласованных объемов перетока с АО «КрасЭКо», что может повлечет для ООО «Перспектива» в 2018 году значительные убытки (т. 2 л.д. 209).
26 декабря 2017 года (за день до принятия тарифного решения) ООО «Перспектива» передало в приемную РЭК Красноярского края письмо (исх. № 143), в котором указывая на злоупотребления со стороны АО «КрасЭКо» в части уклонения от предусмотренной договором на взаимное оказание услуг по передаче электрической энергии № 686-16/14 от 25 декабря 2014 года обязанности по согласованию плановых годовых объемов потребления электрической энергии и заявленной мощности на следующий календарный год, просило орган регулирования принять для расчета индивидуальных тарифов одностороннее предложение по плановому перетоку на 2018 год, которое соответствовало фактическому потреблению электрической энергии из сетей АО «КрасЭКо» в 2017 году и подтверждалось помесячными сводными актами учета перетоков электрической энергии, подписанными между указанными сетевыми организациями (т. 2 л.д. 207-208, 216-238).
19 января 2018 года ООО «Перспектива» обралось к Уполномоченному по защите прав предпринимателей в Красноярском крае с просьбой оказать содействие в разрешении ситуации, возникшей в связи с не подписанием со стороны АО «КрасЭКо» плановых объемов перетока электроэнергии на 2018 года.
После вышеуказанного обращения, смежными сетевыми организациями был согласован плановый объем передачи электрической энергии из сетей АО «КрасЭКо» в сети ООО «Перспектива» на 2018 год в размере 11 971,321 тыс. кВт.ч в год, который в целом соответствует фактическим объемам перетока, представленным в РЭК Красноярского края 26 декабря 2017 года, и в два раза превышает величину планового перетока на 2015 год, учтенную органом регулирования при принятии оспариваемого Приказа от 27 декабря 2017 года № 644-п (т. 2 л.д. 215).
При государственном регулировании тарифов в электроэнергетике должен достигаться баланс экономических интересов поставщиков и потребителей электрической энергии. Основой формирования тарифов является их экономическая обоснованность.
Формирование экономически обоснованных тарифов в соответствии с принципами государственного регулирования, закрепленными в статье 23 Федерального закона от 26 марта 2003 года № 35-ФЗ «Об электроэнергетике», является нормативно установленной обязанностью органов регулирования.
Между тем, по настоящему делу существенное занижение планируемого объема сальдированного перетока электрической энергии по сравнению с величиной её полезного отпуска из сетей ООО «Перспектива» потребителям повлекло за собой установление регулируемой организации «отрицательного» индивидуального тарифа, который не только фактически не обеспечивает получение необходимой валовой выручки в соответствии с требованиями пункта 49 Методических указаний, но и влечет значительные убытки, не покрываемые за счет выручки от котлового тарифа.
Пунктом 24 Правил регулирования предусмотрено, что в случае непредставления организациями, осуществляющими регулируемую деятельность, материалов, предусмотренных данными Правилами, регулирующий орган рассматривает вопрос об установлении цен (тарифов) в отношении указанных организаций на основании результатов проверки их хозяйственной деятельности, а также исходя из имеющихся данных за предшествующие периоды регулирования, использованных в том числе для установления действующих цен (тарифов).
Из материалов тарифного дела видно, что ООО «Перспектива» принимало все возможные меры для того, чтобы уведомить орган регулирования об увеличении плановых объемов перетока электрической энергии в 2018 году и представить соответствующие подтверждающие документы.
Само по себе не подписание плановых объемов перетока электрической энергии на 2018 год со стороны АО «КрасЭКо» не могло явиться поводом для расчета индивидуальных тарифов на основе ранее согласованных объемов за 2015 год, которые объективно значительно увеличились, учитывая при этом, что пункт 17 Правил регулирования не содержит положений, обязывающих предусмотрено регулируемую организацию предоставлять сведения о плановом сальдированном перетоке, согласованном между смежными сетевыми организациями.
Осуществляя полномочия в сфере государственного регулирования тарифов, РЭК Красноярского края, в целях достижения баланса экономических интересов смежных сетевых организаций и формирования экономически обоснованных тарифов, могла принять для определения планового сальдированного перетока электрической энергии на 2018 год результаты фактической деятельности регулируемой организации предыдущие периоды, в том числе за 2017 год.
Мотивы отклонения предложения ООО «Перспектива» о величине сальдированного перетока электрической энергии в представленных органом регулирования материалах тарифного дела не приводятся.
Как следует из материалов административного дела, АО «КрасЭКо» при обращении в РЭК Красноярского края с заявлением о корректировки тарифов вообще не представило каких-либо данных о планируемом перетоке электрической энергии на 2018 год в сети ООО «Перспектива».
При изложенных обстоятельствах, оспариваемые индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии между ООО «Перспектива» и ООО «КрасЭКо», установленные пунктами 89, 90 Приложения № 4.1 к Приказу от 27 декабря 2017 года № 644-п, не являются экономически обоснованными и нарушают права и законные интересы ООО «Перспектива» в сфере предпринимательской деятельности.
В соответствии с частью 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
Учитывая изложенное пункты 89, 90 Приложения № 4.1 к Приказу от 27 декабря 2017 года № 644-п, как противоречащие пунктам 49 и 52 Методических указаний, утвержденных Приказом ФСТ от 06 августа 2004 года № 20-э/2, и статье 23 Федерального закона от 26 марта 2003 года № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» следует признать не действующими и не подлежащим применению со дня вступления в силу решения суда.
Частью 4 статьи 216 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации определено, что в случае, если в связи с признанием судом нормативного правового акта не действующим полностью или в части выявлена недостаточная правовая урегулированность административных и иных публичных правоотношений, которая может повлечь за собой нарушение прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, суд вправе возложить на орган государственной власти, орган местного самоуправления, иной орган, уполномоченную организацию или должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт, обязанность принять новый нормативный правовой акт, заменяющий нормативный правовой акт, признанный не действующим полностью или в части.
Принимая во внимания вышеприведенные положения процессуального законодательства, а также разъяснения, содержащиеся в пункте 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 декабря 2016 года № 63 «О рассмотрении судами споров об оплате энергии в случае признания недействующим нормативного правового акта, которым установлена регулируемая цена», суд полагает необходимым удовлетворить требования административного истца о возложении на Министерство обязанности принять нормативный правовой акт, заменяющий недействующие пункты 89, 90 Приложения № 4.1 к Приказу от 27 декабря 2017 года № 644-п, установив срок для принятия такого акта в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Поскольку решение состоялось в пользу ООО «Перспектива», его судебные расходы на оплату государственной пошлины в сумме 4 500 рублей на основании статьи 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации подлежат взысканию с Министерства, как с правопреемника РЭК Красноярского края.
На основании изложенного и руководствуясь статьей 170-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
Р Е Ш И Л:
Административный иск общества с ограниченной ответственностью «Перспектива» - удовлетворить.
Признать недействующими и не подлежащими применению с момента вступления решения суда в законную силу пункты 89, 90 Приложения № 4.1 к Приказу Региональной энергетической комиссии Красноярского края от 27 декабря 2017 года № 644-п «О внесении изменений в Приказ Региональной энергетической комиссии Красноярского края от 19.12.2013 N 445-п «Об установлении (пересмотре) индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями».
Обязать министерство тарифной политики Красноярского края в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу принять нормативный правовой акт, заменяющий недействующие пункты 89, 90 Приложения № 4.1 к Приказу Региональной энергетической комиссии Красноярского края от 27 декабря 2017 года № 644-п «О внесении изменений в Приказ Региональной энергетической комиссии Красноярского края от 19.12.2013 N 445-п «Об установлении (пересмотре) индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями».
Обязать министерство тарифной политики Красноярского края опубликовать сообщение о принятии настоящего решения в краевой государственной газете «Наш Красноярский край» в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу.
Взыскать с министерства тарифной политики Красноярского в пользу общества с ограниченной ответственностью «Перспектива» судебные расходы на оплату государственной пошлины в размере 4 500 рублей.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Красноярский краевой суд путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Красноярского краевого суда Д.В. Андриишин
Решение в окончательной форме принято 08 августа 2018 года