УИД 24OS0000-01-2022-000056-34
3а-297/2022
010а
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
17 февраля 2022 г. г. Красноярск
Красноярский краевой суд в составе:
Председательствующего судьи Славкина М.М.
при ведении протокола помощником судьи Привалихиной О.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Прокурора Красноярского края к Идринскому сельскому Совету депутатов Красноярского края об оспаривании Устава Идринского сельского Совета Идринского района, принятого решением Идринского сельского Совета депутатов Идринского района Красноярского края от 15.05.1997 (в редакции от 17.12.2019 №18-188 «О внесении изменений и дополнений в Устав Идринского сельсовета Идринского района Красноярского края»),
установил:
решением Идринского сельсовета Совета депутатов Идринского района Красноярского края от 15.05.1997 принят Устав Идринского сельсовета Идринского района Красноярского края.
В настоящее время Устав действует в редакции решения Идринского сельсовета Совета депутатов от 17.12.2019 № 18-188, зарегистрированного Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Красноярскому краю 13.01.2020 (опубликованного 24.01.2020 в газете «Идринский вестник №4»).
Прокурор Красноярского края, действующий в защиту интересов неопределенного круга лиц муниципального образования Идринского сельсовета Идринского района Красноярского края, обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать недействующими со дня вступления решения суда в законную силу: статью 39 Устава в части, не предусматривающей возможности участия в опросе по вопросу выяснения мнения о поддержке инициативных проектов граждан, достигших шестнадцатилетнего возраста;
пункт 1 части 63 Устава в части слов «в течении семи дней со дня его поступления из Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Красноярскому краю»;
пункт 2 статьи 44 Устава в части, не предусматривающей в качестве исключительного полномочия собрания, конференции граждан, осуществляющих территориальное общественное самоуправление, обсуждение инициативного проекта и принятия решения по вопросу о его одобрении;
статью 45 Устава в части, не предусматривающей право органов территориального общественного самоуправления выдвигать инициативный проект;
пункт 5 статьи 41.1 Устава в части, не предусматривающей право старосты сельского населенного пункта выступить с инициативой о внесении инициативного проекта по вопросам, имеющим приоритетное значение для жителей сельского населенного пункта;
пункт 7.2 статьи 39 Устава в части, не предусматривающей финансирование мероприятий, связанных с подготовкой и проведением опроса граждан, за счет средств местного бюджета при проведении опроса по инициативе жителей муниципального образования;
статью 58.3 Устава в части, не предусматривающей установленных гарантий осуществления депутатами представительного органа муниципального образования для осуществления своих полномочий на непостоянной основе, сохранения места работы (должности) на период от двух до шести рабочих дней в месяц;
статью 34 Устава в части, не устанавливающей срок назначения выборов представительным органом.
Заявленные требования мотивировал тем, что вышеназванные отдельные нормы Устава противоречат действующему законодательству.
Наличие в Уставе норм не соответствующих требованиям действующего законодательства, может повлечь существенное нарушение прав неопределенного круга лиц.
В связи с противоречиями действующему законодательству Устава Идринского сельского Совета Идринского района 25.06.2020 прокуратурой Идринского района принесен протест на Устав, который рассмотрен, однако до настоящего времени представительным органом нормативно правовой акт в соответствие с требованиями законодательства не приведен.
В судебном заседании прокурор Красноярского края Тютюник Р.Н. административные исковые требования поддержал в полном объеме, по изложенным основаниям.
Административный ответчик председатель депутатов Идринского сельского Совета депутатов Идринского сельского Совета Идринского района Красноярского края в судебное заседание не явился о дате, времени и месте рассмотрения дела извещался судом своевременно и надлежащим образом, представил письменное заявление, в котором просил о рассмотрении дела в его отсутствие, а также признании заявленных требований в полном объеме.
Заслушав прокурора Красноярского края, исследовав представленные в материалы доказательства, суд считает, что административные исковые требования подлежат удовлетворению, по следующим основаниям.
В Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление, которое в пределах своих полномочий самостоятельно (статья 12 Конституции Российской Федерации).
Как установлено ст. 130 Конституции Российской Федерации, местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения.
Федеральный законодатель, реализуя возложенные на него Конституцией Российской Федерации полномочия, установил в Федеральном законе от 06.10.2003 г. г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ) общие правовые, территориальные и организационные принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, а также государственные гарантии его осуществления (преамбула).
В соответствии с ч. 1 ст. 7 Федерального закона N 131-ФЗ по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.
Пунктом 1 части 1 статьи 17 Федерального закона N 131-ФЗ установлено, что в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают полномочиями по принятию устава муниципального образования и внесению в него изменений и дополнений, изданию муниципальных правовых актов.
Как следует из положений ч.4 ст.7, п.1 ч.1 ст.43 Федерального закона N 131-ФЗ устав муниципального образования входит в систему муниципальных правовых актов, которые не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, данному Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
В ст. 44 Федерального закона N 131-ФЗ закреплены положения о том, что устав муниципального образования принимается представительным органом муниципального образования (часть 3); уставом муниципального образования должны определяться в числе прочего: перечень вопросов местного значения; формы, порядок и гарантии участия населения в решении вопросов местного значения; виды, порядок принятия (издания), официального опубликования (обнародования) и вступления в силу муниципальных правовых актов; срок полномочий представительного органа муниципального образования, избираемого на муниципальных выборах, депутатов, членов иных выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, а также основания и порядок прекращения полномочий указанных органов и лиц; порядок внесения изменений и дополнений в устав муниципального образования (часть 1); уставом муниципального образования регулируются иные вопросы организации местного самоуправления в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (часть 2).
Как следует из материалов дела, решением Идринского сельсовета Совета депутатов Идринского района Красноярского края от 15.05.1997 принят Устав Идринского сельсовета Идринского района Красноярского края.
В настоящее время Устав действует в редакции решения Идринского сельсовета Совета депутатов от 17.12.2019 № 18-188, зарегистрированного Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Красноярскому краю 13.01.2020 (опубликованного 24.01.2020 в газете «Идринский вестник №4»).
Разрешая вопрос о соответствии оспариваемого акта актам, имеющим большую юридическую силу в рамках заявленных требований, суд исходит из следующего.
Согласно ст. 39 Устава предусмотрено, что для выявления мнения населения и его учета при принятии решений органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления, а также органами государственной власти может проводиться опрос граждан на всей территории сельсовета либо его части. Результаты опроса носят рекомендательный характер.
Опрос граждан проводится по инициативе: Совета депутатов сельсовета или главы поселения - по вопросам местного значения; органов государственной власти Красноярского края - для учета мнения граждан при принятии решений об изменении целевого назначения земель муниципального образования для объектов регионального и межрегионального значения; жителей муниципального образования или его части, в которых предлагается реализовать инициативный проект, достигших шестнадцатилетнего возраста, - для выявления мнения граждан о поддержке данного инициативного проекта.
Решение о назначении опроса граждан принимается Советом депутатов сельсовета. В решении о назначении опроса граждан устанавливаются: дата и сроки проведения опроса; формулировка вопроса (вопросов), предлагаемого (предлагаемых) при проведении опроса; методика проведения опроса; форма опросного листа; минимальная численность жителей поселения, участвующих в опросе; порядок идентификации участников опроса в случае проведения опроса граждан с использованием официального сайта муниципального образования в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
В опросе граждан имеют право участвовать жители сельсовета, обладающие активным избирательным правом.
В опросе граждан по вопросу выявления мнения граждан о поддержке инициативного проекта вправе участвовать жители муниципального образования или его части, в которых предлагается реализовать инициативный проект, достигшие шестнадцатилетнего возраста.
Жители сельсовета должны быть проинформированы о проведении опроса граждан не менее чем за 10 дней до его проведения. При этом сообщение о проведении опроса граждан должно содержать информацию о дате и сроках проведения опроса, предлагаемых вопросах, методике проведения опроса.
Результаты опроса подлежат обязательному опубликованию (обнародованию) в срок не позднее 10 дней с момента проведения опроса.
Финансирование мероприятий, связанных с подготовкой и. проведением опроса граждан, осуществляется: за счет средств бюджета поселения - при проведении опроса по инициативе органов местного самоуправления сельсовета или жителей муниципального образования; за счет средств бюджета Красноярского края - при проведении опроса по инициативе органов государственной власти Красноярского края.
Согласно статье 31 Федерального закона N 131-ФЗ опрос граждан проводится на всей территории муниципального образования или на части его территории для выявления мнения населения и его учета при принятии решений органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления, а также органами государственной власти. Результаты опроса носят рекомендательный характер (часть 1).
В опросе граждан имеют право участвовать жители муниципального образования, обладающие избирательным правом (часть 2).
Опрос граждан проводится в частности по инициативе представительного органа муниципального образования или главы муниципального образования - по вопросам местного значения (часть 3).
Порядок назначения и проведения опроса граждан определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации (часть 4).
В силу части 5 указанной статьи закона, решение о назначении опроса граждан принимается представительным органом муниципального образования. В нормативном правовом акте представительного органа муниципального образования о назначении опроса граждан устанавливаются: дата и сроки проведения опроса; формулировка вопроса (вопросов), предлагаемого (предлагаемых) при проведении опроса; методика проведения опроса; форма опросного листа; минимальная численность жителей муниципального образования, участвующих в опросе.
Согласно п. 1 ст. 63 Устава решение о внесении изменений и дополнений в настоящий Устав подлежат официальному опубликованию (обнародованию) после их государственной регистрации и вступают в силу со дня, следующего за днем официального опубликования (обнародования).
Глава сельсовета обязан опубликовать (обнародовать) зарегистрированные Устав сельсовета, решение о внесении изменений и дополнений в Устав сельсовета, в течении семи дней со дня поступления из Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Красноярскому краю уведомления о включении сведений об уставе муниципального образования, решении о внесении изменений в устав муниципального образования в государственный реестр уставов муниципальных образований Красноярского края.
Вместе с тем, согласно ч. 8 ст. 44 Федерального закона N 131-ФЗ Устав муниципального образования, муниципальный правовой акт о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования подлежат официальному опубликованию (обнародованию) после их государственной регистрации и вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).
Как следует из положений п. 2 ст. 44 Устава к исключительным полномочиям собрания, конференции граждан, осуществляющих территориальное общественное самоуправление, относятся: установление структуры органов ТОС; принятие устава ТОС, внесение в него изменений и дополнений; избрание органов территориального самоуправления; определение основных направлений деятельности территориального общественного самоуправления; утверждение сметы доходов и расходов ТОС и отчета об ее исполнении; рассмотрение и утверждение отчетов о деятельности органов территориального общественного самоуправления; обсуждение инициативного проекта и принятие решения по вопросу о его одобрении.
Тогда как согласно п.7 ч.7 ст. 27 Федерального закона N 131-ФЗ к исключительным полномочиям собрания, конференции граждан, осуществляющих территориальное общественное самоуправление, относятся, в том числе обсуждение инициативного проекта и принятие решения по вопросу о его одобрении.
Также в нарушение ч. 8.1 ст. 27 Федерального закона N 131-ФЗ, из которого следует, что органы территориального общественного самоуправления могут выдвигать инициативный проект в качестве инициаторов проекта, в ст. 45 Устава, регламентирующей полномочия органов территориального общественного самоуправления, приведенные положения отсутствуют.
Кроме того, как верно указано в административном исковом заявлении п.5 ст. 41.1 Устава не закреплено право старосты сельского населенного пункта выступить с инициативой о внесении инициативного проекта по вопросам, имеющим приоритетное значение для жителей сельского населенного пункта, тогда как данное право предусмотрено п.4.1 ч.6 ст. 27.1 Федерального закона N 131-ФЗ.
Статьей 58.3 регламентируются гарантии осуществления полномочий лицом, замещающим муниципальную должность на непостоянной основе. Лицу, замещающему муниципальную должность на непостоянной основе, за счет средств местного бюджета гарантируется: условия работы, обеспечивающие исполнение должностных полномочий в соответствии с муниципальными правовыми актами органов местного самоуправления; компенсация расходов, связанных с осуществлением полномочий; возмещение расходов, связанных со служебной командировкой, а также с дополнительным профессиональным образованием; получение в установленном порядке информации и материалов, необходимых для исполнения полномочий; дополнительное профессиональное образование с сохранением на этот период замещаемой должности.
Тогда как, как следует из абз.3 ч.5 ст.40 Федерального закона N 131-ФЗ депутату представительного органа муниципального образования для осуществления своих полномочий на непостоянной основе гарантируется сохранение места работы (должности) на период, продолжительность которого устанавливается уставом муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации и не может составлять в совокупности менее двух и более шести рабочих дней в месяц, таким образом ст. 58.3 Устава не соответствует указанной норме.
Более того, как установлено судом и следует из представленных в материалы дела документов ст. 34 Устава не соответствует требованиям ч. 2 ст. 23 Федерального закона N 131-ФЗ, в соответствии с которыми муниципальные выборы назначаются представительным органом муниципального образования в сроки, предусмотренные уставом муниципального образования, то есть органами, правомочными на назначение основных (общих, очередных) выборов, определены: законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации и, соответственно, представительный орган муниципального образования.
Таким образом, принимая во внимание положения Федерального закона № 6-ФЗ, суд признает обоснованными, доводы административного истца о несоответствии вышеуказанных норм Устава требованиям Федерального закона.
Принимая во внимание, что в соответствии со статьей 7 Федерального закона N 131-ФЗ муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам Российской Федерации, тогда как приведенные в Уставе положения, не соответствуют приведенным нормам и подлежат признанию недействующими.
Кроме того, в материалах административного дела имеется протест прокурора Идринского района Красноярского края от 25.06.2020 на Устав Идринского сельсовета в редакции от 17.12.2019 № 18-188, где содержится требование привести содержание Устава в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Шестимесячный срок, установленный ч. 9 ст. 44 Федерального закона № 131-ФЗ для приведения оспариваемых норм в соответствие с федеральным законом, законом субъекта Российской Федерации истек.
Сведения об удовлетворении данного протеста в материалах настоящего административного дела отсутствуют, и не оспаривается и стороной административного ответчика.
В соответствии с ч. 2 ст. 215 КАС РФ, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
С учетом изложенного, суд полагает необходимым административный иск удовлетворить, признав ст.. 39 Устава в части, не предусматривающей возможности участия в опросе по вопросу выяснения мнения о поддержке инициативных проектов граждан, достигших шестнадцатилетнего возраста; п. 1 ч. 63 Устава в части слов «в течении семи дней со дня его поступления из Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Красноярскому краю»; п. 2 ст. 44 Устава в части, не предусматривающей в качестве исключительного полномочия собрания, конференции граждан, осуществляющих территориальное общественное самоуправление, обсуждение инициативного проекта и принятия решения по вопросу о его одобрении; ст. 45 Устава в части, не предусматривающей право органов территориального общественного самоуправления выдвигать инициативный проект; п. 5 ст. 41.1 Устава в части, не предусматривающей право старосты сельского населенного пункта выступить с инициативой о внесении инициативного проекта по вопросам, имеющим приоритетное значение для жителей сельского населенного пункта; п. 7.2 ст. 39 Устава в части, не предусматривающей финансирование мероприятий, связанных с подготовкой и проведением опроса граждан, за счет средств местного бюджета при проведении опроса по инициативе жителей муниципального образования; ст. 58.3 Устава в части, не предусматривающей установленных гарантий осуществления депутатами представительного органа муниципального образования для осуществления своих полномочий на непостоянной основе, сохранения места работы (должности) на период от двух до шести рабочих дней в месяц; ст. 34 Устава в части, не устанавливающей срок назначения выборов представительным органом, не действующими со дня вступления решения суда в законную силу.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175 – 180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление Прокурора Красноярского края к Идринскому сельскому Совету депутатов Красноярского края об оспаривании Устава Идринского сельского Совета Идринского района, принятого решением Идринского сельского Совета депутатов Идринского района Красноярского края от 15.05.1997 (в редакции от 17.12.2019 №18-188 «О внесении изменений и дополнений в Устав Идринского сельсовета Идринского района Красноярского края») - удовлетворить.
Признать недействующими со дня вступления в законную силу решения суда, следующие положения Устава Идринского сельского Совета Идринского района Красноярского края принятого решением Идринского сельского Совета депутатов Идринского района Красноярского края от 15.05.1997 (в редакции от 17.12.2019 №18-188 «О внесении изменений и дополнений в Устав Идринского сельсовета Идринского района Красноярского края»):
1) статью 39 Устава в части, не предусматривающей возможности участия в опросе по вопросу выяснения мнения о поддержке инициативных проектов граждан, достигших шестнадцатилетнего возраста;
2) пункт 1 части 63 Устава в части слов «в течении семи дней со дня его поступления из Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Красноярскому краю»;
3) пункт 2 статьи 44 Устава в части, не предусматривающей в качестве исключительного полномочия собрания, конференции граждан, осуществляющих территориальное общественное самоуправление, обсуждение инициативного проекта и принятия решения по вопросу о его одобрении;
4) статью 45 Устава в части, не предусматривающей право органов территориального общественного самоуправления выдвигать инициативный проект;
5) пункт 5 статьи 41.1 Устава в части, не предусматривающей право старосты сельского населенного пункта выступить с инициативой о внесении инициативного проекта по вопросам, имеющим приоритетное значение для жителей сельского населенного пункта;
6) пункт 7.2 статьи 39 Устава в части, не предусматривающей финансирование мероприятий, связанных с подготовкой и проведением опроса граждан, за счет средств местного бюджета при проведении опроса по инициативе жителей муниципального образования;
7) статью 58.3 Устава в части, не предусматривающей установленных гарантий осуществления депутатами представительного органа муниципального образования для осуществления своих полномочий на непостоянной основе, сохранения места работы (должности) на период от двух до шести рабочих дней в месяц;
8) статью 34 Устава в части, не устанавливающей срок назначения выборов представительным органом.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции путем подачи апелляционной жалобы через Красноярский краевой суд.
Председательствующий М.М. Славкин
Дата изготовления решения в окончательной форме: 28.02.2022.