Дело № 3а-297/2022
УИД 27OS0000-01-2022-000292-27
ХАБАРОВСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
17 октября 2022 года город Хабаровск
Хабаровский краевой суд в составе председательствующего судьи Казариковой О.В.,
при секретаре Иорданашвили Д.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 о признании недействующими Правил землепользования и застройки Тополевского сельского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края, утвержденных решением Совета депутатов Тополевского сельского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края от 29.07.2011 № 176-72, в редакции от 29.04.2022 № 63-435; от 20.09.2022 № 69-466 в части включения земельного участка с кадастровым номером № в территориальную зону Р-1 с категорией земель «земли населенных пунктов»,
УСТАНОВИЛ:
Решением Совета депутатов Тополевского сельского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края от 20 мая 2011 года № 157-57 утвержден генеральный план Тополевского сельского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края (далее – Генеральный план). Нормативный правовой акт опубликован в информационном бюллетене Тополевского сельского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края № 16 от 20.05.2011г.
Решением Совета депутатов Тополевского сельского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края от 29 июля 2011 года № 176-62, в соответствии с генеральным планом утверждены правила землепользования и застройки Тополевского сельского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края (далее – Правила землепользования и застройки). Нормативный правовой акт опубликован в информационном бюллетене Тополевского сельского поселения Хабаровского муниципального район Хабаровского края № 27 от 29.07.2011г.
Правилами землепользования и застройки Тополевского сельского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края установлены границы территориальных зон в соответствии с прилагаемой схемой.
ФИО1 обратилась в суд с административным исковым заявлением, в котором просила признать недействующим решение Собрания депутатов Хабаровского муниципального района Хабаровского края от 29.04.2022 № 63-435 «О внесении изменений в правила землепользования и застройки Тополевского сельского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края, утвержденные решением Совета депутатов Тополевского сельского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края от 29.07.2011 № 176-62» в части утверждения местоположения координат характерных точек границ территориальных зон, согласно которым земельный участок с кадастровым номером № изменил категорию на земли населенных пунктов, установления в отношении земельного участка с кадастровым номером № двух территориальных зон: «Р-1» (зона рекреационного назначения и «СХ-2» (зона занятая объектами сельскохозяйственного назначения и предназначенная для ведения сельского хозяйства).
В обоснование доводов административного иска ФИО1 указала, что 27.12.2016 между администрацией Тополевского сельского поселения Хабаровского муниципального района и главой крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО1 заключен договор №192/16-Т аренды земельного участка с кадастровым номером №. Согласно Правилам землепользования и застройки Тополевского сельского поселения, утвержденным решением Совета депутатов Тополевского сельского поселения 29.07.2011 № 176-62, в редакции решений Собрания депутатов Хабаровского муниципального района от 15.12.2020 № 37-256, от 29.04.2022 № 63-435, спорный земельный участок расположен в двух территориальных зонах «Р-1» (зона рекреационного назначения) и зона «СХ-2» (зона, занятая объектами сельскохозяйственного назначения и предназначенная для ведения сельского хозяйства). Установление территориальной зоны Р, а также расположение земельного участка в двух территориальных зонах делает невозможным эффективное использование земельного участка, а также препятствует его выкупу без торгов в порядке, предусмотренном пп.9 п.2 ст. 39.3 Земельного кодекса РФ, чем нарушаются права заявителя. Также считает, что при переводе земельного участка в другую категорию был нарушен порядок, предусмотренный Федеральным законом от 21.12.2004 № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую».
В процессе рассмотрения административного дела, административный истец уточнила административные исковые требования, просила признать недействующими Правила землепользования и застройки Тополевского сельского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края, утвержденные решением Совета депутатов Тополевского сельского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края от 29.07.2011 № 176-72, в редакции решений Собрания депутатов Хабаровского муниципального района от 29.04.2022 № 63-435; от 20.09.2022 № 69-466 в части включения земельного участка с кадастровым номером № в территориальную зону Р-1 с категорией земель «земли населенных пунктов».
Определением от 05.09.2022 к участию в деле в качестве заинтересованных лиц на стороне ответчика привлечены администрация Хабаровского муниципального района Хабаровского края, администрация Тополевского сельского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края.
В соответствии с положениями части 5 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) дело рассмотрено в отсутствие административного истца ФИО1, представителя заинтересованного лица администрации Тополевского сельского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края, которые в судебное заседание не явились, о месте и времени судебного разбирательства извещены заблаговременно и надлежащим образом, ходатайства об отложении судебного заседания не заявляли.
В судебном заседании представитель административного истца ФИО2 уточненные административные исковые требования поддержала.
В письменных возражениях на административное исковое заявление Собрание депутатов администрации Хабаровского муниципального района, администрация Хабаровского муниципального района просили в удовлетворении административных исковых требований отказать. Указав, что в соответствии с Правилами землепользования и застройки Тополевского сельского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края, утвержденными решением Совета депутатов Тополевского сельского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края от 29.07.2011 № 176-62 и решением Собрания депутатов Хабаровского муниципального района Хабаровского края от 29.04.2022 № 63-435, спорный земельный участок расположен в границах территориальной зоны рекреационного назначения (Р-1) и территориальной зоны - зоны, занятые объектами сельскохозяйственного назначения и предназначенные для ведения сельского хозяйства, садоводства и огородничества, личного подсобного хозяйства, развития объектов сельскохозяйственного назначения СХ-2. Поскольку были установлены несоответствия в указанной части Генеральному плану, в Правила землепользования и застройки Тополевского сельского поселения 20.09.2022 решением Собрания депутатов Хабаровского муниципального района № 69-466 внесены изменения в статью 7 графическое изображение карты градостроительного зонирования Тополевского сельского поселения, в результате чего земельный участок с кадастровым номером № отнесен к территориальной зоне рекреационного назначения Р-1, как это предусмотрено Генеральным планом в 2011 году, при этом границы земельного участка не изменились. Администрация Хабаровского муниципального района не переводила земельный участок в иную категорию, а лишь привела в соответствие Правила землепользования и застройки Тополевского сельского поселения Генеральному плану.
Исследовав материалы дела, выслушав объяснения представителя Собрания депутатов администрации Хабаровского муниципального района, администрации Хабаровского муниципального района ФИО3, поддержавшей доводы, изложенные в письменном отзыве на исковые требования, заключение прокурора Сырчиной Л.Н., полагавшей административные исковые требования не подлежащими удовлетворению, суд приходит к следующим выводам.
В силу статьи 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельно решают вопросы местного значения.
В соответствии с частью 1 статьи 7 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.
Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, Федеральным конституционным законам, Федеральному закону от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам и иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации (часть 4 статьи 7 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ).
Статьей 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ) предусмотрено, что законодательство о градостроительной деятельности состоит из Кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить ГрК РФ.
Генеральный план поселения утверждается муниципальным правовым актом соответствующего представительного органа местного самоуправления.
Правила землепользования и застройки - документ градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений.
В соответствии со статьей 2 Закона Хабаровского края от 28 июля 2004г. № 208 «О наделении поселковых, сельских муниципальных образований статусом городского, сельского поселения и об установлении их границ» Тополевское сельское муниципальное образование Хабаровского муниципального района наделено статусом сельского поселения.
Согласно статье 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон № 131-ФЗ) в редакции, действующей на дату утверждения ПЗЗ и Генерального плана, утверждение генерального плана, правил землепользования и застройки относится к вопросам местного значения поселения. Генеральный план и правила землепользования и застройки поселения утверждаются муниципальным правовым актом представительного органа местного самоуправления поселения.
Генеральный план Тополевского сельского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края утвержден решением Совета депутатов Тополевского сельского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края 20.05.2011 № 157-57.
Решением Совета депутатов Тополевского сельского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края 29.09.2011 № 176-62, утверждены Правила землепользования и застройки территории Тополевского сельского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края, которые включают карту правового зонирования, устанавливающую границы территориальных зон в Тополевском сельском поселении.
Федеральным законом от 27.05.2014 № 136-ФЗ в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» внесены изменения, в соответствии с которыми с 01.01.2015 вопросы по утверждению генерального плана и правил землепользования и застройки сельского поселения решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов.
Согласно части 1 статьи 33 Градостроительного кодекса Российской Федерации внесение изменений в правила землепользования и застройки осуществляется в порядке, предусмотренном статьями 31 и 32 настоящего Кодекса.
В силу положений частей 3, 9 статьи 31 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка проекта правил землепользования и застройки осуществляется с учетом положений о территориальном планировании, содержащихся в документах территориального планирования, с учетом требований технических регламентов, результатов публичных слушаний и предложений заинтересованных лиц. Орган местного самоуправления осуществляет проверку проекта правил землепользования и застройки, представленного комиссией, на соответствие требованиям технических регламентов, генеральному плану поселения, генеральному плану городского округа, схемам территориального планирования муниципальных районов, схемам территориального планирования субъектов Российской Федерации, схемам территориального планирования Российской Федерации.
Следовательно, проверка соответствия изменений Правил землепользования и застройки генеральному плану поселения осуществляется в обязательном порядке при разработке такого нормативного правового акта и является элементом процедуры их принятия.
Решением Собрания депутатов Хабаровского муниципального района Хабаровского края от 29.04.2022 № 63-435 внесены изменения в Правила землепользования и застройки Тополевского сельского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края.
Решением Собрания депутатов Хабаровского муниципального района Хабаровского края от 20.09.2022 № 69-466 внесены изменения в Правила землепользования и застройки Тополевского сельского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края, утвержденные решением Совета депутатов Тополевского сельского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края от 29.07.2011 № 176-72. Решение 20.09.2022 размещено на официальном сайте Хабаровского муниципального района www.khabrayon.khabkrai.ru, вступило в силу со дня его официального опубликования.
В судебном заседании установлено, что решения о внесении изменений в Правила землепользования и застройки Тополевского сельского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края от 29.04.2022 № 63-435, от 20.09.2022 № 69-466 приняты уполномоченным органом, с соблюдением требований законодательства к их форме, принятию и введению в действие, в том числе опубликованию (ч.1 ст. 7, п. 26 ч.1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ, ст.ст. 30-33 ГрК РФ).
Нарушений процедуры при их принятии судом не установлено, нормативно-правовой акт по порядку его принятия и вступления в действие административным истцом не оспаривается.
Судом установлено и из материалов дела следует, что 27.12.2016 между администрацией Тополевского сельского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края (арендодатель) и ФИО4 (арендатор) заключен договор аренды земельного участка № 192/16-Т. Как следует из договора аренды, арендодатель предоставляет во временное владение и пользование арендатору из земель категории «земли сельскохозяйственного назначения» земельный участок площадью 60289 кв.м. с кадастровым номером №, расположенный по адресу (местоположение): в 2550 м на северо-запад от земельного участка по адресу: <адрес>, с разрешенным использованием – питомники (пункт 1.1. договора). Срок действия договора определен с 27.12.2016 по 26.12.2023 (пункт 1.2. договора).
Как следует из ответа Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Хабаровского муниципального района от 17.06.2021 на обращение административного истца, правовые основания для предоставления земельного участка в собственность за плату, с видом разрешенного использования – питомник, отсутствуют, на основании подпункта 9 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса РФ.
В соответствии с Генеральным планом Тополевского сельского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края, утвержденным решением Совета депутатов Тополевского сельского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края от 20.05.2011 № 157-57, земельный участок с кадастровым номером № расположен в границах земель населенных пунктов, в функциональной зоне – «рекреационная зона».
Земельный участок с кадастровым номером № расположен в границах населенного пункта с. Матвеевка.
Установленные Генеральным планом границы спорного земельного участка утверждены до предоставления этого земельного участка в аренду административному истцу.
Решением Собрания депутатов Хабаровского муниципального района Хабаровского края от 29.04.2022 № 63-435 внесены изменения в Правила землепользования и застройки Тополевского сельского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края. Правила дополнены приложением.
В результате внесения изменений от 29.04.2022 земельный участок с кадастровым номером № расположен в границах двух территориальных зон Р-1 (зона рекреационного назначения) и СХ-2 (зоны, занятые объектами сельскохозяйственного назначения и предназначенные для ведения сельского хозяйства, садоводства и огородничества, личного подсобного хозяйства, развития объектов сельскохозяйственного назначения).
В соответствии со статьей 85 Земельного кодекса РФ, в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к следующим территориальным зонам: жилым; общественно-деловым; производственным; инженерных и транспортных инфраструктур; рекреационным; сельскохозяйственного использования; специального назначения; военных объектов; иным территориальным зонам. Границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне. Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).
Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент. Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, сооружений.
Нахождение земельного участка в двух территориальных зонах в рамках действующего правового регулирования означает сохранение неопределенности его правового режима, что ограничит право административного истца на использование по назначению такого земельного участка, в случае приобретения его в собственность.
Между тем, в целях устранения названных противоречий 20.09.2022 решением Собрания депутатов Хабаровского муниципального района № 69-466 внесены изменения в статью 7 графическое изображение карты градостроительного зонирования Тополевского сельского поселения, в результате чего земельный участок с кадастровым номером № отнесен и расположен в границах территориальной зоны рекреационного назначения Р-1, при этом границы земельного участка не изменились.
В соответствии со статьей 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации задачами административного судопроизводства, в том числе являются защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений.
В силу положений части 1 статьи 4 названного Кодекса каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность.
Согласно части 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Пунктом 2 части 2 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что по таким административным делам административный истец, прокурор, органы, организации и граждане, обратившиеся в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц, не обязаны доказывать незаконность оспариваемых ими нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия), но должны подтверждать сведения о том, что оспариваемым нормативным правовым актом, актом, содержащим разъяснения законодательства и обладающим нормативными свойствами, решением, действием (бездействием) нарушены или могут быть нарушены права, свободы и законные интересы административного истца или неопределенного круга лиц либо возникла реальная угроза их нарушения.
Обращаясь в суд с настоящим административным иском, ФИО4 указала о том, что установление территориальной зоны Р, а также расположение земельного участка в двух территориальных зонах делает невозможным эффективное использование земельного участка, а также препятствует его выкупу без торгов в порядке, предусмотренном подпунктом 9 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса РФ, чем нарушаются права заявителя.
Между тем, судом установлено, что в результате внесенных решением Собрания депутатов Хабаровского муниципального района от 20.09.2022 № 69-466 изменений, спорный земельный участок расположен в территориальной зоне «Р-1» (зона рекреационного назначения) с видом разрешенного использования – питомники.
На момент предоставления земельного участка во временное владение и пользование (27.12.2016) спорный земельный участок находился в территориальной зоне «Р-1», разрешенное использование – питомники, земельный участок находился в границах населенного пункта с. Матвеевка, в соответствии с Генеральным планом Тополевского сельского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края, утвержденным решением Совета депутатов Тополевского сельского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края от 20.05.2011 № 157-57, положения которого административным истцом не оспариваются.
На момент рассмотрения настоящего дела спорный земельный участок в соответствии с Правилами землепользования и застройки Тополевского сельского поселения в редакции решения Собрания депутатов Хабаровского муниципального района от 20.09.2022 № 69-466, расположен в территориальной зоне «Р-1» (зона рекреационного назначения), где основным видом разрешенного использования предусмотрен вид – питомники.
Доказательств того, что оспариваемыми Правилами землепользования и застройки Тополевского сельского поселения созданы препятствия административному истцу, повлекшие отказ в выкупе земельного участка, не представлены, как отсутствуют доказательства того, что ФИО1 имеет право или может претендовать на законных основаниях на выкуп без торгов в порядке, предусмотренном подпунктом 9 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса РФ.
Доводы административного истца о нарушении требований Федерального закона от 21.12.2004 № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» признаются судом несостоятельными, поскольку из материалов дела не следует, что земельный участок с кадастровым номером № переводился из одной категории в другую, утверждения представителя истца о таком переводе носят предположительный характер, опровергаются имеющимися в деле доказательствами.
Руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
административное исковое заявление ФИО1 оставить без удовлетворения
Решение может быть обжаловано в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции через Хабаровский краевой суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Хабаровского краевого суда