Адм.дело №3а-36/2021
УИД 21OS0000-01-2020-000232-34
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
9 апреля 2021 года г.Чебоксары
Верховный Суд Чувашской Республики в составе председательствующего судьи Агеева О.В., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Плотниковым Д.Л., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному исковому заявлению индивидуального предпринимателя ФИО1 к Кабинету Министров Чувашской Республики, Министерству экономического развития и имущественных отношений Чувашской Республики, Бюджетному учреждению Чувашской Республики «Чуваштехинвентаризация» Министерства экономического развития и имущественных отношений Чувашской Республики об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости, равной его рыночной стоимости,
у с т а н о в и л:
Индивидуальный предприниматель ФИО1 15 декабря 2020 года обратился в Верховный Суд Чувашской Республики с административным исковым заявлением и просил установить на 1 января 2019 года кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером №, общей площадью 1498 +/- 13 кв.метров, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для эксплуатации нежилых помещений для производственной деятельности, расположенного по адресу: <адрес>, в размере 4210580 руб.
В обоснование заявленного требования административный истец указал, что кадастровая стоимость названного объекта недвижимости, принадлежащего ему на праве собственности, по состоянию на 1 января 2019 года была определена в размере 7150822,84 руб., тогда как согласно отчету об оценке рыночная стоимость объекта недвижимости значительно меньше его кадастровой стоимости и составляет по состоянию на 1 января 2019 года 4210580 руб. и что результаты определения кадастровой стоимости затрагивают его права и обязанности как плательщика земельного налога.
В судебном заседании представитель административного истца ИП ФИО1 – ФИО2 требование поддержал.
Представитель административного ответчика Бюджетного учреждения Чувашской Республики «Чуваштехинвентаризация» Министерства экономического развития и имущественных отношений Чувашской Республики ФИО3 в судебном заседании не возражала против удовлетворения требования административного истца.
Ответчики Кабинет Министров Чувашской Республики, Министерство экономического развития и имущественных отношений Чувашской Республики, заинтересованные лица Управление Росреестра по Чувашской Республике, Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии в лице филиала по Чувашской Республике, администрация г.Чебоксары Чувашской Республики, Открытое акционерное общество «Производственно – коммерческо-техническая фирма «Чувашбыттехсервис», Открытое акционерное общество «Предприятие по изготовлению металлических изделий и оказанию ритуальных услуг «Базальт», ФИО4, ФИО5 извещены о времени и месте судебного заседания, представители ответчиков и заинтересованных лиц – организаций, ФИО4, ФИО5 в суд не явились, причины неявки не сообщили. Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
Рассмотрев дело, суд приходит к следующему.
Согласно пункту 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
В соответствии с пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
В силу пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Порядок проведения государственной кадастровой оценки регламентирован Федеральным законом от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 135-ФЗ).
В силу статьи 3 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ под кадастровой стоимостью понимается стоимость, установленная в результате проведения государственной кадастровой оценки или в результате рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости.
Согласно статье 24.18 Федерального закона № 135-ФЗ результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии. Для оспаривания физическими лицами результатов определения кадастровой стоимости в суде предварительное обращение в комиссию не является обязательным.
Положением о вопросах налогового регулирования в городе Чебоксары, отнесенных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах к ведению органов местного самоуправления, утвержденным решением Чебоксарского городского Собрания депутатов Чувашской Республики от 10 июня 2004 года № 1287, установлена обязанность собственников земельных участков в г.Чебоксары Чувашской Республики уплачивать земельный налог (глава X, статьи 10.1 – 10.4).
Административному истцу ИП ФИО1 принадлежит на праве собственности земельный участок с кадастровым номером №, общей площадью 1498 +/- 13 кв.метров, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для эксплуатации нежилых помещений для производственной деятельности, расположенного по адресу: <адрес>, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости.
Поскольку административный истец ИП ФИО1 является собственником земельного участка на территории г.Чебоксары Чувашской Республики, и размер земельного налога рассчитывается исходя из кадастровой стоимости, то результаты кадастровой оценки затрагивают права и обязанности административного истца по уплате указанного налога, в связи с чем он имеет право на обращение в суд с заявленными требованиями.
Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 14 ноября 2018 года № 457 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости на территории Чувашской Республики» утверждены результаты определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения на территории Чувашской Республики, согласно приложению №2.
По сведениям Единого государственного реестра недвижимости в соответствии с постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 14 ноября 2018 года № 457 оспариваемая административным истцом кадастровая стоимость объекта с кадастровым номером № по состоянию на 1 января 2019 года установлена в размере 7150822,84 руб., что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости.
В силу статьи 24.18 Федерального закона № 135-ФЗ в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость (часть 4).
По заданию административного истца ИП ФИО1 оценщик ФИО6 произвел оценку рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером №, составил отчет от 27 октября 2020 года № Ч-0057/2020 по определению рыночной стоимости земельного участка, согласно которому рыночная стоимость земельного участка на 1 января 2019 года составляет 4210580 руб.
В отчете оценщика ФИО6, состоящего в членстве в Ассоциации «Саморегулируемая организация оценщиков «Экспертный совет» и гражданская ответственность которого застрахована ООО «Страховая компания «Гранта», от 27 октября 2020 года № Ч-0057/2020 имеются основные факты и выводы; допущения и ограничительные условия, использованные экспертом при проведении оценки; применяемые стандарты оценочной деятельности; описание объекта оценки с приведением ссылок на документы, устанавливающие количественные и качественные характеристики объекта оценки; анализ рынка объекта оценки, а также анализ других внешних факторов, не относящихся непосредственно к объекту оценки, но влияющих на его стоимость; описание процесса оценки объекта оценки в части применения подходов к оценке; согласование результатов оценки. Данный отчет является допустимым доказательством, подтверждающим рыночную стоимость земельного участка с кадастровым номером № по состоянию на 1 января 2019 года в размере 4210580 руб.
В силу статьи 24.18 Федерального закона № 135-ФЗ в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Согласно положениям Федерального стандарта оценки «Определение кадастровой стоимости объектов недвижимости» (ФСО №4 утвержден приказом Минэкономразвития России от 22 октября 2010 года № 508) массовая оценка недвижимости – это определение стоимости при группировании объектов оценки, имеющих схожие характеристики, в рамках которого используются математические и иные методы моделирования стоимости на основе подходов к оценке. Обязательным элементом массовой оценки является группировка, классификация объектов недвижимости, то есть разделение рассматриваемой совокупности объектов на однородные группы.
В отличие от работ по массовой оценке при проведении индивидуальной оценки оценщик выявляет отличительные особенности объекта оценки, влияющие на формирование стоимости, поэтому кадастровая и рыночная стоимости могут не совпадать. С указанным обстоятельством и связано право заинтересованных лиц по установлению кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости.
Оценив представленные в материалы дела доказательства, суд приходит к выводу о несоответствии кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером № его рыночной стоимости, в связи с чем удовлетворяет административный иск указанием на его стоимость в размере 4210580 (четыре миллиона двести десять тысяч пятьсот восемьдесят) руб., указывает дату обращения в суд о пересмотре кадастровой стоимости– 15 декабря 2020 года.
Руководствуясь статьями 177 - 180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
р е ш и л:
Установить кадастровую стоимость по состоянию на 1 января 2019 года земельного участка с кадастровым номером №, общей площадью 1498 +/- 13 кв.метров, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для эксплуатации нежилых помещений для производственной деятельности, расположенного по адресу: <адрес>, в размере 4210580 (четыре миллиона двести десять тысяч пятьсот восемьдесят) рублей (дата обращения в суд о пересмотре кадастровой стоимости – 15 декабря 2020 года).
Решение может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции через Верховный Суд Чувашской Республики в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено 14 апреля 2021 года
Судья: Агеев О.В.
Решение02.07.2021