ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-298/2021 от 01.03.2021 Ставропольского краевого суда (Ставропольский край)

Дело № 3а-298/2021

УИД 26 ОS0000-04-2019-000301-21

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Ставрополь 01 марта 2021 года

Ставропольский краевой суд в составе:

председательствующего судьи Товчигречко М.М.,

при секретаре судебного заседания Гапот Н.А.,

с участием: представителей административных ответчиков Правительства Ставропольского края, Губернатора Ставропольского края - К.И.И., Ч.Е.В.;

представителя административного ответчика Думы Ставропольского края – П.Н.Я.;

представителя заинтересованного лица – Министерства строительства и архитектуры Ставропольского края – А.Т.А.;

прокурора отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском, арбитражном процессе прокуратуры Ставропольского края – Л.Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Х.Г.А. к Правительству Ставропольского края, Думе Ставропольского края, Губернатору Ставропольского края об оспаривании нормативных правовых актов,

установил:

Х.Г.А. обратился в Ставропольский краевой суд с административным иском к Правительству Ставропольского края, в котором просил: признать часть 1 статьи 61 Закона Ставропольского края «О некоторых вопросах в области жилищных отношений в Ставропольском крае» от 16 марта 2006 года № 13-кз противоречащей части 2 статьи 19 Конституции Российской Федерации и подпункту «а» пункта 1 статьи 1 Федерального закона от 06 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и недействующей со дня его принятия в части признания органами местного самоуправления поселений и городских округов Ставропольского края граждан, проживающих исключительно на территории Ставропольского края, нуждающимися в жилых помещениях в целях реализации права на получение жилищных субсидий на приобретение (строительство) жилья;

признать пункты 4, 5 Порядка предоставления за счет средств бюджета Ставропольского края социальной выплаты на приобретение или строительство жилья – гражданам-участникам долевого строительства жилья, пострадавшим вследствие неисполнения застройщиками обязательств по строительству жилья на территории Ставропольского края, утвержденного постановлением Правительства Ставропольского края от 21 апреля 2010 года № 120-п, противоречащим части 2 статьи 19 Конституции Российской Федерации и подпункту «а» пункта 1 статьи 1 Федерального закона от 06 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и недействующей со дня его принятия в части предоставления социальной выплаты исключительно гражданам, которые проживают на территории Ставропольского края.

В обоснование заявленных требований указано, что 27 апреля 1995 года между Х.Г.А. и застройщиком АОЗТ «К.» заключен договор долевого участия в строительстве жилья №133, трехкомнатной квартиры, общей площадью 67,93 кв.м, в шестидесяти квартирном жилом доме, в квартале ……, стоимостью 83 400 рублей.

Оплата строительства квартиры произведена административным истцом полностью, что подтверждается квитанциями к приходным кассовым ордерам, и актом сверки расчетов с ЗАО «К.» по состоянию на 23 апреля 2001года. Застройщик свои обязательства по договору о передаче квартиры в собственность Х.Г.А. в установленный договором срок - в 4 квартале 1995 года, не выполнил.

В соответствии с актом передачи от 21 января 2000 года № 6, квартиры №…. в жилом доме по ул. ….. (строительная позиция №2) застройщик ЗАО «К.» гарантировал выполнение своих обязательств по договору долевого участия в строительстве жилья во втором полугодии 2001 года.

В 2001 году в отношении застройщика ЗАО «К.» Арбитражным судом Ставропольского края возбуждено производство по банкротству юридического лица.

Заявление Х.Г.А. о признании за ним права на квартиру №….. в жилом доме по адресу: ….., и включении его в реестр кредиторов, направленное в адрес временного управляющего ЗАО «К.», удовлетворено, что подтверждается уведомлением временного управляющего от 17 сентября 2001 года за № 57.

При проведении процедуры банкротства ЗАО «К.», общим собранием кредиторов общества принято решение о передаче объектов незавершенных строительством по ул. …. от ЗАО К.» ООО «Мегастрой» по соглашению о переводе долга.

Согласно справке ПТИ г. Ставрополя, строение по адресу: ….., не числится. ООО «Мегастрой», нарушив проектную документацию, изменив проект строительства дома, осуществило строительство жилого дома по ул. …., который фактически объединил жилые дома под номерами ….. и ….. по ул. …...

Определением Арбитражного суда Ставропольского края от 25 октября 2013 года застройщик ЗАО «К.» признан банкротом, согласно выписке из ЕГРЮЛ от 17 мая 2016 года внесена запись о прекращении деятельности этого юридического лица в соответствии с определением Арбитражного суда от 25 октября 2013 года о завершении конкурсного производства.

В государственной регистрации права собственности квартиры административному истцу отказано, поскольку согласно сообщению ГУП Ставропольского края «Ставрополькрайимущество» от 10 августа 2015 года № 04-496 и материалов инвентарного дела в отношении объекта, расположенного по адресу: ……., в его состав входят три жилых дома под литерами: А, А1 и А2. Государственный технический учет квартир в жилом доме под литером А производился по адресу: ул. ….., в жилом доме под литером А1 по ул. ….. и в жилом доме под литером А2 по ул. …….. Нумерация квартир при первичной инвентаризации объекта производилась 18 марта 2004 года в присутствии представителя застройщика строительства. Квартиры под № ….. и № …… расположены в жилом доме под литером А по ……. В жилом доме под литером А1 по ул. ….., квартиры под № …. и №….. отсутствуют.

Из уведомления Филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Республике Северная Осетия-Алания от 16 мая 2016 года № ….., следует, что в ЕГРП отсутствует запрошенная им информация в отношении жилого помещения, расположенного по адресу: …….

После получения этой информации административный истец неоднократно обращался в прокуратуру г. Ставрополя с заявлением о возбуждении уголовного дела, в удовлетворении которого отказано.

Из сообщения прокуратуры Ленинского района г. Ставрополя от 03 ноября 2015 года № 442 ж-15, Х.Г.А. стало известно о ликвидации ООО «М.» по определению Арбитражного суда Ставропольского края от 25 октября 2013 года, и завершении строительства объекта, расположенного в ….., силами самих дольщиков, объединившихся в ЖСК «Б.».

Из сообщения Комитета градостроительства администрации г. Ставрополя от 03 июля 2017 года № 986-0617-14/3-2119 следует, что разрешение на ввод в эксплуатацию многоквартирного жилого дома, расположенного в …… выдано ТСЖ «Дружба» 16 марта 2011года № КИ ….».

По вопросам строительства квартиры, получения социальной выплаты Х.Г.А. обращался в Министерство строительства и архитектуры Ставропольского края, Управление Ставропольского края по строительству и жилищному надзору, Комитет градостроительства администрации г. Ставрополя.

Управление Ставропольского края по строительному и жилищному надзору, осуществлявшее контроль и надзор в области долевого строительства жилья, предоставление мер социальной поддержки гражданам-участникам долевого строительства жилья, пострадавшим вследствие неисполнения застройщиками обязательств по договорам участия в долевом строительстве жилья на территории Ставропольского края на обращение Х.Г.А. относительно социальной выплаты, в письме от 11 марта 2015года №01-13/2121 разъяснило, что социальная выплата предоставляется гражданам, признанным органами местного самоуправления нуждающимися в жилых помещениях, проживающим (зарегистрированным) на территории Ставропольского края.

Администрацией города Ставрополя отказано в признании Х.Г.А. нуждающимся в жилом помещении и разъяснено, что социальная выплата предоставляется гражданам, проживающим (зарегистрированным) на территории Ставропольского края.

Решением Ленинского районного суда г. Ставрополя от 28 января 2019 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегией по административным делам Ставропольского краевого суда от 23 апреля 2019 года, Х.Г.А. отказано в иске к Управлению Ставропольского края по строительному и жилищному надзору, администрации города Ставрополя, Комитету городского хозяйства администрации города Ставрополя, Комитету по управлению муниципальным имуществом города Ставрополя об установлении факта включения в реестр кредиторов-граждан, чьи денежные средства были привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены; о признании незаконным отказа Управления Ставропольского края по строительному и жилищному надзору № 01-13/2121 от 11 марта 2015 года в предоставлении социальной выплаты за счет средств бюджета на приобретение или строительство жилья как участнику долевого строительства, пострадавшему вследствие неисполнения застройщиком обязательств по строительству жилья; в возложении на администрацию города Ставрополя обязанности признания нуждающимся в жилом помещении с целью получения социальной выплаты на приобретение или строительство жилья; в возложении на Управление Ставропольского края по строительному и жилищному надзору обязанности принятия решения о предоставлении социальной выплаты за счет средств бюджета на приобретение или строительство жилья как участнику долевого строительства жилья, пострадавшему вследствие неисполнения застройщиком обязательств по строительству жилья.

По мнению Х.Г.А., положения Закона Ставропольского края от 13 ноября 2009 года № 75-кз, устанавливающие меры социальной поддержки гражданам-участникам долевого строительства жилья, пострадавшим вследствие неисполнения застройщиками обязательств по строительству жилья на территории Ставропольского края, распространяются на правоотношения, связанные с привлечением денежных средств граждан-участников долевого строительства жилья для строительства (создания) многоквартирных домов, возникшие до вступления в силу Федерального закона от 18 июля 2006 года «О внесении изменений в Федеральный закон «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» №111-ФЗ (далее Федеральный закон от 18 июля 2006 года №111-ФЗ), в части передачи органам исполнительной власти полномочий по контролю и надзору в области долевого строительства многоквартирных домов и (иных) объектов недвижимости.

Правоотношения у Х.Г.А. с застройщиком возникли в 1995 году, учитывая факт признания застройщиком его имущественных требований на квартиру, подтвержденный уведомлением временного управляющего ЗАО «К.» от 17 сентября 2001года №57, право на получение квартиры либо меры социальной поддержки у административного истца возникло до принятия нормативных актов Ставропольского края, ограничивающих круг лиц, получателей социальной выплаты, гражданами-участниками долевого строительства жилья, пострадавшими вследствие неисполнения застройщиками обязательств, проживающих (зарегистрированных) исключительно на территории Ставропольского края.

Административный истец считает отказ во включении его в реестр граждан, участников долевого строительства, как пострадавшего вследствие неисполнения застройщиком обязательств по строительству жилья и отказ администрации местного самоуправления в признании его нуждающимся в жилом помещении с целью получения социальной выплаты на приобретение или строительство жилья, неправомерным.

В настоящее время в состав семьи Х.Г.А. входит 4 человека, что подтверждается справкой № 4650 от 19 сентября 2017 года, выданной Левобережной администрацией (префектурой) г. Владикавказа. На основании договора купли-продажи от 18 июля 1985года, жилая площадь, принадлежащая ему и членам его семьи, составляет 13,6 кв.м.

Оспариваемые нормативные правовые акты, по мнению административного истца, противоречат части 2 статьи 19 Конституции Российской Федерации, гарантирующей равенство прав и свобод человека и гражданина независимо, в том числе, и от места их жительства, а также подпункту «а» пункта 1 статьи 1 Федерального закона от 06 октября 1999 года № 184-ФЗ об осуществлении деятельности органов государственной власти субъекта Российской Федерации исходя из принципа государственной и территориальной целостности Российской Федерации.

Судом к участию в деле в качестве административных ответчиков привлечены Губернатор Ставропольского края, Дума Ставропольского края, в качестве заинтересованных лиц Министерство финансов Ставропольского края и администрация г.Ставрополя.

В судебное заседание административный истец Х.Г.А., представители Министерства финансов Ставропольского края, Управления Ставропольского края – государственная жилищная инспекция, администрации города Ставрополя, извещенные о слушании дела надлежащим образом, не явились, сведений о причинах неявки суду не представили, об отложении слушания дела не ходатайствовали.

При таких обстоятельствах суд, с учетом мнения участвующих в деле лиц, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие надлежащим образом извещенных и не явившихся в судебное заседание лиц, в соответствии с положениями статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

В судебном заседании представители административных ответчиков Правительства Ставропольского края, Губернатора Ставропольского края К.И.И., Ч.Е.В.; представитель административного ответчика Думы Ставропольского края П.Н.Я.; представитель заинтересованного лица – Министерства строительства и архитектуры Ставропольского края А.Т.А. просили прекратить производство по делу, поскольку оспариваемый нормативно-правовой акт утратил силу и перестал затрагивать права, свободы и законные интересы административного истца, прокурор отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском, арбитражном процессе прокуратуры Ставропольского края Л.Н.В. просила в удовлетворении требований отказать.

В представленных в материалы дела письменных возражениях на административное исковое заявление представители административного ответчика Губернатора Ставропольского края, Правительства Ставропольского края К.А.В., К.И.И. указывают, что Закон Ставропольского края «О некоторых вопросах в области жилищных отношений в Ставропольском крае» от 16 марта 2006 года №13-кз, положения которого оспариваются административным истцом, принят высшим органом законодательной власти Ставропольского края Думой Ставропольского края в соответствии с положениями подпункта «ж» части 1 статьи 72, частей 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации, статьи 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 года № 184-ФЗ, в пределах полномочий органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (подп. 24 ч. 2).

Согласно части 2.1 приведенной статьи Федерального закона от 06 октября 1999 года № 184-ФЗ органы государственной власти субъекта Российской Федерации в пределах своих полномочий при решении вопросов социальной поддержки отдельных категорий граждан вправе устанавливать законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации критерии нуждаемости.

Органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе устанавливать за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением финансовых средств, передаваемых из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на осуществление целевых расходов) дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан, в том числе исходя из установленных законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации критериев нуждаемости, вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право (ч. 3 ст. 26.3-1. Федерального закона от 06 октября 1999 года № 184-ФЗ).

При этом, финансирование полномочий, предусмотренных данной статьей, не является обязанностью субъекта Российской Федерации, осуществляется при наличии такой возможности (ч. 4 ст. 26.3-1. Федерального закона от 06 октября 1999 года № 184-ФЗ).

Руководствуясь приведенными законоположениями, Думой Ставропольского края принят Закон № 75-кз от 13 ноября 2009 года, которым предусмотрена дополнительная мера социальной поддержки граждан, пострадавших вследствие неисполнения застройщиками обязательств по договорам участия в долевом строительстве жилья на территории Ставропольского края и не удовлетворивших свои требования иным способом, которые либо заключили договоры участия в долевом строительстве жилья на объекты долевого строительства жилья, в отношении которых на момент заключения указанных договоров застройщиками были заключены договоры участия в долевом строительстве жилья с другими участниками долевого строительства жилья, либо (и) выполнили свои обязательства по договорам участия в долевом строительстве жилья частично в связи с виновными действиями (бездействием) застройщиков по неисполнению обязательств по таким договорам, либо (и) расторгли в установленном порядке договоры участия в долевом строительстве жилья, в отношении которых застройщиком не выполнены обязательства по возврату денежных средств полностью или частично.

Действие данного Закона Ставропольского края распространяется на отношения, связанные с привлечением денежных средств граждан - участников долевого строительства жилья для строительства (создания) многоквартирных домов, возникшие до вступления в силу Федерального закона от 18 июля 2006 года № 111-ФЗ в части передачи органам исполнительной власти Ставропольского края полномочий по контролю и надзору в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости (ч.2 ст. 1 Закона СК от 13 ноября 2009 года № 75-кз).

Социальная поддержка, установленная названным Законом Ставропольского края является дополнительной мерой социальной поддержки, не предусмотренной на федеральном уровне.

Статьей 5 Закона СК от 13 ноября 2009 года № 75-кз определено, что социальная поддержка предоставляется в виде социальной выплаты гражданам - участникам долевого строительства жилья, принятым на учет в порядке, установленном статьей 1 данного Закона, и признанным в установленном порядке органами местного самоуправления муниципальных образований Ставропольского края нуждающимися в жилых помещениях. Реализация права на установленные данным Законом меры социальной поддержки граждан - участников долевого строительства жилья осуществляется в заявительном порядке, определяемом нормативным правовым актом Правительства Ставропольского края.

Статьей 4 этого Закона, к компетенции Правительства Ставропольского края отнесено установление порядка финансирования мер социальной поддержки граждан - участников долевого строительства жилья.

Порядок предоставления за счет средств бюджета Ставропольского края социальной выплаты на приобретение или строительство жилья, гражданам-участникам долевого строительства жилья, пострадавшим вследствие неисполнения застройщиками обязательств по строительству жилья на территории Ставропольского края утвержден постановлением Правительства Ставропольского края от 21 апреля 2010 года № 120-п.

Пунктом 4 Порядка, обжалуемого административным истцом, определено, что социальная выплата предоставляется гражданам - участникам долевого строительства жилья, принятым на учет в соответствии с постановлением Правительства Ставропольского края «О порядке учета граждан - участников долевого строительства жилья, пострадавших вследствие неисполнения застройщиками обязательств по строительству жилья на территории Ставропольского края, в отношении которых законодательством Ставропольского края предусмотрены меры социальной поддержки в виде предоставления социальных выплат на приобретение или строительство жилья» от 19 декабря 2014 года № 519-п и признанным в соответствии со статьей 61 Закона Ставропольского края «О некоторых вопросах в области жилищных отношений в Ставропольском крае» от 16 марта 2006 года № 13-кз, органами местного самоуправления поселений и городских округов Ставропольского края нуждающимися в жилых помещениях в целях реализации нрава на получение социальной выплаты.

Данные положения полностью корреспондируются с положениям части 1 статьи 5 Закона Ставропольского края от 13 ноября 2009 года № 75-кз о мерах социальной поддержки граждан-участников долевого строительства, которыми предусмотрено, что социальная поддержка предоставляется в виде социальной выплаты гражданам - участникам долевого строительства жилья, принятым на учет в порядке, установленном статьей 1 настоящего Закона, и признанными в установленном порядке органами местного самоуправления муниципальных образований Ставропольского края нуждающимися в жилых помещениях.

Пунктом 5 Порядка обжалуемой истцом части установлено, что решение о признании гражданина - участника долевого строительства жилья нуждающимся в жилом помещении в целях реализации права на получение социальной выплаты или об отказе в признании его таковым принимается органом местного самоуправления по месту жительства гражданина - участника долевого строительства жилья.

Данные положения корреспондируются с положениями: статьи 61 Закона Ставропольского края № 13-кз от 16 марта 2006 года, которой установлено, что признание органами местного самоуправления поселений и городских округов Ставропольского края граждан нуждающимися в жилых помещениях в целях реализации права на получение жилищных субсидий на приобретение (строительство) жилья осуществляется в соответствии со статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации в случае, если законодательством Ставропольского края не установлен иной порядок признания граждан нуждающимися в жилых помещениях в целях реализации права на получение жилищных субсидий на приобретение (строительство) жилья; а также частью 3 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации, регулирующей схожие правоотношения, которыми установлено, что принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий принятие на учет) на основании заявлений данных граждан (далее - заявления о принятии на учет), поданных ими в указанный орган по месту своего жительства.

Таким образом, положения пунктов 4 и 5 Порядка соответствуют правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

В соответствии с пунктом 1 Порядка предоставления за счет средств бюджета Ставропольского края социальной выплаты на приобретение или строительство жилья гражданам - участникам долевого строительства жилья, пострадавшим вследствие неисполнения застройщиками обязательств по строительству жилья на территории Ставропольского края, утвержденного постановлением Правительства Ставропольского края от 21 апреля 2010 года №120-п, социальная выплата на приобретение или строительство жилья за счет средств бюджета Ставропольского края предоставляется гражданам - участникам долевого строительства жилья, пострадавшим вследствие неисполнения застройщиками обязательств по строительству жилья на территории Ставропольского края, указанным в части 1 статьи 1 Закона Ставропольского края от 13 ноября 2009 года № 75-кз.

Часть 1 статьи 1 приведенного Закона определяет данную категорию граждан, как граждан, пострадавших вследствие неисполнения застройщиками обязательств по договорам участия в долевом строительстве жилья на территории Ставропольского края и не удовлетворивших свои требования иным способом, которые либо заключили договоры участия в долевом строительстве жилья на объекты долевого строительства жилья, в отношении которых на момент заключения указанных договоров застройщиками были заключены договоры участия в долевом строительстве жилья с другими участниками долевого строительства жилья, либо (и) выполнили свои обязательства по договорам участия в долевом строительстве жилья частично в связи с виновными действиями (бездействием) застройщиков по неисполнению обязательств по таким договорам, либо (и) расторгли в установленном порядке договоры участия в долевом строительстве жилья, в отношении которых застройщиком не выполнены обязательства по возврату денежных средств полностью или частично (далее - граждане - участники долевого строительства жилья).

При этом, положения Закона в части, регулирующей отношения по предоставлению мер социальной поддержки граждан - участников долевого строительства жилья, распространяются исключительно на отношения с участием физических лиц в долевом строительстве жилых помещений в многоквартирных домах.

На момент принятия названного Закона и до настоящего времени регулирование отношений, связанных с привлечением денежных средств граждан для долевого строительства многоквартирных домов и иных объектов недвижимости, осуществляется Федеральным законом «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» от 30 декабря 2004 года № 214-ФЗ, вступившим в силу 1 апреля 2005 года.

В связи этим, применение Закона Ставропольского края должно осуществляться с учетом и в контексте Федерального закона.

В силу требований Федерального закона от 30 декабря 2004 года № (часть 2 статьи 1) привлечение денежных средств граждан допускается только при соблюдении определенных условий. Одним из таких условий является заключение договора участия в долевом строительстве, который согласно статье 4 Федерального закона подлежит государственной регистрации (статья 48 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости») и должен соответствовать также условиям определенным данной нормой Федерального закона.

Согласно части 2 статьи 1 Федерального закона от 30 декабря 2004 № 214-ФЗ привлечение денежных средств граждан, связанное с возникающим у граждан правом собственности на помещения в многоквартирных домах и (или) иных объектах недвижимости, которые на момент привлечения таких денежных средств граждан не введены в эксплуатацию в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, допускается только:

на основании договора участия в долевом строительстве;

жилищно-строительными кооперативами, которые осуществляют строительство на земельных участках, предоставленных им в безвозмездное срочное пользование из муниципальной собственности или государственной собственности, в том числе в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2008 года № 161-ФЗ «О содействии развитию жилищного строительства», или созданы в соответствии с Федеральным законом от 26 октября 2002 года № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».

Кроме того, частью 2.1 статьи 1 Федерального закона от 30 декабря 2004 № 214-ФЗ установлен запрет на привлечение денежных средств граждан для строительства в нарушение приведенных требований части 2 данной статьи.

В соответствии с частью 2.2 этой же статьи лица, привлекающие денежные средства граждан для строительства в нарушение требований, установленных настоящей статьей, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно части 2 статьи 27 Федерального закона от 30 декабря 2004 № 214-ФЗ, его действие распространяется только на отношения, связанные с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, разрешения на строительство которых получены после его вступления в силу, то есть, начиная с 1 апреля 2005 года.

К отношениям, возникшим в связи с участием граждан в долевом строительстве многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, разрешения на строительство которых получены до вступления в силу Федерального закона, в целях приобретения в собственность жилого или нежилого помещения исключительно для личных, семейных, домашних, бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, применяются положения не Федерального закона, а общие положения гражданского законодательства об обязательствах, возникающих из договора, положения об отдельных видах обязательств, а также законодательство Российской Федерации о защите прав потребителей.

Даже в случае, если разрешение на строительство многоквартирного дома (иного объекта недвижимости) выдавалось неоднократно, вопрос о возможности применения Федерального закона разрешается с учетом даты выдачи первоначального разрешения на строительство.

Из административного искового заявления Х.Г.А. следует, что договор долевого участия в строительстве жилья между ним и АОЗТ «К.» заключен 27 апреля 1995 года, тогда как Федеральный закон № 214-ФЗ вступил в силу 01 апреля 2005 года и поэтому он не может применяться к правоотношениям, возникшим до его принятия.

Исходя из сути правоотношений, регулируемых, в том числе, постановлением Правительства Ставропольского края 21 апреля 2010 года №120-п, меры социальной поддержки предоставляются гражданам - участникам долевого строительства жилья, пострадавшим вследствие неисполнения застройщиками обязательств по строительству жилья в рамках названного Федерального закона, то есть застройщиками, которые нарушили условия договора участия в долевом строительстве, требования к заключению которого установлены Федеральным законом.

Таким образом, административный истец не является субъектом правоотношений, регулируемых Законами Ставропольского края от 13 ноября 2009 года № 75-кз, от 16 марта 2006 года №13-кз, постановлением Правительства Ставропольского края 21 апреля 2010 года N120-п. Оспариваемые им правовые акты Ставропольского края не нарушают его прав, свободы и законных интересов и не создают реальную угрозу их нарушения.

В возражениях на административный иск представители административного ответчика Думы Ставропольского края П.Н.Я., В.И.И. просили отказать в удовлетворении требований в полном объеме.

Указывают, что на основании Федерального закона от 06.10.1999 года №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (далее - Закон № 184-ФЗ) и в соответствии с Законом Ставропольского края от 14.08.2002 года № 38-кз «О Думе Ставропольского края» (далее - Закон края № 38-кз) Дума Ставропольского края является высшим и единственным органом законодательной власти Ставропольского края и осуществляет свою деятельность на основе Конституции Российской Федерации, федеральных законов, Устава (Основного Закона) Ставропольского края, законов Ставропольского края и правовых актов Думы Ставропольского края.

В соответствии с Законом края № 38-кз по предметам ведения Ставропольского края и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, установленным Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, Дума Ставропольского края в пределах своих полномочий принимает Устав (Основной Закон) Ставропольского края, законы Ставропольского края и постановления Думы Ставропольского края.

До принятия федеральных законов по вопросам, отнесенным к предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, Дума Ставропольского края вправе принимать по указанным вопросам законы Ставропольского края.

По наиболее значимым вопросам государственного, экономического и социального развития Ставропольского края Дума Ставропольского края принимает законы Ставропольского края, составляющие основу правовой системы Ставропольского края, на основании Устава (Основного Закона) Ставропольского края и федерального законодательства.

По вопросам, не требующим правового регулирования в форме закона, принимаются постановления Думы Ставропольского края.

Законы Ставропольского края принимаются большинством голосов от установленного числа депутатов, если иное не предусмотрено федеральным законом и настоящим Законом. Проект закона Ставропольского края рассматривается Думой Ставропольского края не менее чем в двух чтениях. Решение о принятии либо отклонении проекта закона Ставропольского края, а также о принятии закона Ставропольского края оформляется постановлением Думы Ставропольского края.

Законы Ставропольского края, принятые Думой Ставропольского края, направляются для подписания и обнародования Губернатору Ставропольского края в семидневный срок.

Законы Ставропольского края и постановления Думы Ставропольского края о принятии законов Ставропольского края подлежат обязательному официальному опубликованию в газете «Ставропольская правда».

Законы Ставропольского края вступают в силу после их официального опубликования.

Закон Ставропольского края от 16.03.2006 года № 13-кз «О некоторых вопросах в области жилищных отношений в Ставропольском крае» в первоначальной редакции принят постановлением Государственной Думы Ставропольского края от 02.03.2006 года № 1581-III ГДСК, подписан Губернатором Ставропольского края 16 марта 2006 года, зарегистрирован под №13-кз, официально опубликован в следующих источниках официального опубликования нормативных правовых актов Ставропольского края: «Ставропольская правда», № 60, 21.03.2006, «Сборник законов и других правовых актов Ставропольского края», 30.04.2006, № 11, ст. 5419.

В соответствии с Законом Ставропольского края от 08.06.2009 года № 35-кз «О внесении изменений в Закон Ставропольского края «О некоторых вопросах в области жилищных отношений в Ставропольском крае» (источник официального опубликования: «Ставропольская правда», № 124-125, 11.06.2009, «Сборник законов и других правовых актов Ставропольского края», 30.07.2009, №18, ст. 8383) Закон Ставропольского края № 13-кз дополнен статьей 61, редакция части 1 которой оспаривается административным истцом.

Закон Ставропольского края от 08.06.2009 года № 35-кз «О внесении изменений в Закон Ставропольского края «О некоторых вопросах в области жилищных отношений в Ставропольском крае» принят постановлением Государственной Думы Ставропольского края от 28.05.2009 № 1017-IV ГДСК.

Указанные Законы Ставропольского края приняты с соблюдением требований и процедуры принятия законов Ставропольского края, предусмотренных Законом Ставропольского края от 24.06.2002 года № 24-кз «О порядке принятия законов Ставропольского края», большинством голосов от установленного числа депутатов Государственной Думы Ставропольского края.

Закон Ставропольского края № 13-кз регулирует правоотношения в сфере жилищного законодательства, которые в соответствии с пунктом «к» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Жилищное законодательство состоит из Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), принятых в соответствии с данным кодексом других федеральных законов, а также изданных в соответствии с ними указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, принятых законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления (часть 2 статьи 5 ЖК РФ).

Пунктами 5, 7 статьи 13 ЖК РФ к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области жилищных отношений относится определение порядка ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Что касается порядка ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, то в силу части 7 статьи 52 ЖК РФ он устанавливается законом соответствующего субъекта Российской Федерации.

Как следует из преамбулы Закона Ставропольского края 13-кз настоящий Закон в соответствии с ЖК РФ определяет порядок ведения органами местного самоуправления поселений и городских округов Ставропольского края учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, и порядок признания граждан малоимущими в целях предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда, а также определяет порядок признания органами местного самоуправления поселений и городских округов Ставропольского края граждан нуждающимися в жилых помещениях в целях реализации права на получение жилищных субсидий на приобретение (строительство) жилья и регулирует отдельные вопросы формирования жилищного фонда Ставропольского края.

С учетом изложенного, Закон Ставропольского края № 13-кз принят в пределах компетенции Ставропольского края по вопросам совместного ведения с Российской Федерацией, в рамках полномочий, установленных Конституцией Российской Федерации, вышеназванными федеральными законам, а также в надлежащей форме.

Согласно Конституции Российской Федерации в России, как социальном государстве, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (статья 7, часть 1), каждый имеет право на жилище, а органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления данного права (статья 40, части 1 и 2). В силу этого взаимосвязанные вопросы социальной защиты, жилищного законодательства, установления общих принципов организации системы органов местного самоуправления статьей 72 (часть 1) Конституции Российской Федерации отнесены к предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (пункты "ж", "к", "н"), по которым издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (статья 76, часть 2).

В свою очередь, согласно пункту 2 статьи 2 ЖК РФ, также основанного на приведенных положениях Конституции Российской Федерации и имеющего характер специального правового регулирования по вопросам жилищных правоотношений, органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе используют бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений.

Часть 1 статьи 61 Закона Ставропольского края № 13-кз предусматривает, что признание органами местного самоуправления поселений и городских округов Ставропольского края граждан нуждающимися в жилых помещениях в целях реализации права на получение жилищных субсидий на приобретение (строительство) жилья осуществляется в соответствии со статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации в случае, если законодательством Ставропольского края не установлен иной порядок признания граждан нуждающимися в жилых помещениях в целях реализации права на получение жилищных субсидий на приобретение (строительство) жилья. Данная норма была введена Законом Ставропольского края от 08.06.2009 года №35-кз «О внесении изменений в Закон Ставропольского края «О некоторых вопросах в области жилищных отношений в Ставропольском крае» в целях устранения пробела в действующем законодательстве в области жилищных отношений в части признания органами местного самоуправления поселений и городских округов Ставропольского края граждан нуждающимися в жилых помещениях в целях реализации ими права на получение жилищных субсидий на приобретение (строительство) жилья. Отсутствие данной нормы препятствовало реализации гражданином права на получение жилищной субсидии, установленного федеральным законодательством и законодательством Ставропольского края. В соответствии с частью 1 статьи 7 ЖК РФ в случаях, если жилищные отношения не урегулированы жилищным законодательством или соглашением участников таких отношений, и при отсутствии норм гражданского или иного законодательства, прямо регулирующих такие отношения, к ним, если это не противоречит их существу, применяется жилищное законодательство, регулирующее сходные отношения (аналогия закона). В этой связи правоотношения по признанию граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма являются сходными с правоотношениями по признанию граждан нуждающимися в жилых помещения в целях реализации права на получение жилищных субсидий на приобретение (строительство) жилья.

В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в ряде его решений, конституционное право на жилище предполагает обязанность создания органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для его осуществления с целью предоставления жилья бесплатно или за доступную плату из государственных и других жилищных фондов малоимущим и иным указанным в законе гражданам Российской Федерации, нуждающимся в жилище (статья 40 Конституции Российской Федерации); реализация этого права может быть обусловлена определенными требованиями, закрепленными в нормативных актах жилищного законодательства. Жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов (пункт "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации) (определения от 09 апреля 2002 года № 123-О, от 04 марта 2004 года № 80-0, от 15 июля 2010 года № 955-О-О, от 25 ноября 2010 года № 1543-О-О и др.).

Исходя из этого и была введена оспариваемая норма Закона 13-кз. Норма статьи 61 Закона 13-кз введена с целью устранения препятствия для реализации гражданином права на получение жилищной субсидии, установленного федеральным законодательством и законодательством Ставропольского края. Норма статьи 61, в том числе и в оспариваемой части, согласуется с положениями статей 51 и 52 ЖК РФ.

В части требований административного истца о признании оспариваемой нормы (часть 1 статьи 61 Закона Ставропольского края № 13-кз) несоответствующей части 2 статьи 19 Конституции Российской Федерации, полагаем, что судебное производство подлежит прекращению в силу положений части 1 статьи 214, части 1 статьи 194 КАС РФ, поскольку данные требования не могут быть рассмотрены в порядке административного судопроизводства, а именно подпунктом "б" пункта 1 статьи 3 Федерального конституционного закона от 21 июля 1994 года № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» разрешение дел о соответствии Конституции Российской Федерации законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти Российской Федерации и совместному ведению органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации, отнесено к компетенции Конституционного Суда Российской Федерации.

Что касается довода административного истца о противоречии оспариваемой нормы подпункту "а" пункта 1 статьи 1 Закона № 184-ФЗ, устанавливающей одним из принципов деятельности органов государственной власти субъекта Российской Федерации государственную и территориальную целостность Российской Федерации, то следует отметить, что такие принципы, как «государственная и территориальная целостность России» (подп. "а"), единство системы государственной власти (подп. "г"), "разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ" (подп. "е") и "самостоятельное осуществление органами государственной власти субъектов РФ принадлежащих им полномочий" (подп. "ж"), следуют из нормы части 3 статьи 5 Конституции РФ, устанавливающей, что федеративное устройство России основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, равноправии и самоопределении народов в России.

Как отметил Конституционный суд РФ в своем определении от 27.06.2017 года №1227-0 Конституция Российской Федерации, провозглашая Российскую Федерацию социальным государством (статья 7, часть 1), относит установление гарантий социальной защиты к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (статья 72, пункт "ж" части 1) и при этом не определяет конкретные способы, условия и объемы предоставления такой защиты тем или иным категориям граждан. Так, часть третья статьи 26.3-1 Закона № 184-ФЗ предусматривает наличие дискреции законодательных (представительных) органов государственной власти субъекта Российской Федерации при реализации ими права адресно устанавливать дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации. Такие меры по своей правовой природе являются дополнительными наряду с предоставляемыми на основании норм соответствующих федеральных законов мерами социальной поддержки и социальной помощи. Соответственно, субъект Российской Федерации вправе устанавливать, а также изменять условия и порядок предоставления таких мер, определять категории лиц, на которых они распространяются, на основе выбранных им объективных критериев и исходя из его финансовых возможностей.

Действуя в рамках предоставленных полномочий Законом Ставропольского края от 13.11.2009 года № 75-кз «О мерах социальной поддержки граждан-участников долевого строительства жилья, пострадавших вследствие неисполнения застройщиками обязательств по строительству жилья на территории Ставропольского края» определена категория граждан, на которых распространяется действие закона, установлены меры социальной поддержки указанной категории, а также условия их предоставления, в частности, такой гражданин должен стоять на учете граждан - участников долевого строительства жилья и быть признанным в установленном порядке органами местного самоуправления муниципальных образований Ставропольского края нуждающимися в жилых помещениях.

В целях реализации вышеназванного Закона постановлением Правительства Ставропольского края от 21.04.2010 № 120-п «Об утверждении порядка предоставления за счет средств бюджета Ставропольского края социальной выплаты на приобретение или строительство жилья гражданам - участникам долевого строительства жилья, пострадавшим вследствие неисполнения застройщиками обязательств по строительству жилья на территории Ставропольского края» определены условия, в том числе оспариваемыми пунктами 4 и 5, при соблюдении которых гражданину-участнику долевого строительства жилья предоставляется мера социальной поддержки за счет средств бюджета Ставропольского края - социальная выплата на приобретение или строительство жилья.

Как отметил в своем определении Конституционный Суд РФ от 09 апреля 2002 года № 123-О законодатель, регламентируя условия реализации конституционного права на жилище, включая порядок признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий, в целях исключения злоупотребления правом может предусмотреть в нормативных правовых актах определенные организационно - учетные правила. Введение условия о наличии у гражданина регистрации по месту жительства - поскольку оно направлено на обеспечение справедливого распределения жилья, на предотвращение возможных злоупотреблений со стороны граждан, обращающихся с заявлениями о постановке на учет по улучшению жилищных условий, и органов управления муниципальным жильем, а также на защиту прав и законных интересов собственников жилого фонда, иных граждан - не может рассматриваться как не согласующееся с предписаниями статей 17, 19, 27 и 40 Конституции Российской Федерации.

Таким образом, оспариваемые части 1 статьи 61 Закона Ставропольского края от 16.03.2006 года № 13-кз «О некоторых вопросах в области жилищных отношений в Ставропольском крае», а также пункты 4, 5 Порядка предоставления за счет средств бюджета Ставропольского края социальной выплаты на приобретение или строительство жилья гражданам - участникам долевого строительства жилья, пострадавшим вследствие неисполнения застройщиками обязательств по строительству жилья на территории Ставропольского края, утвержденного постановлением Правительства Ставропольского края от 21.04.2010 года № 120-п, приняты в пределах предоставленных полномочий, не нарушает права, свободы и законные интересы административного истца и соответствуют нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

В отзыве на административное исковое заявление представитель заинтересованного лица Министерства строительства и архитектуры Ставропольского края П.Е.Л. просит отказать в полном объеме в удовлетворении заявленных требований.

Считает, что оспариваемые административным истцом нормативные правовые акты Ставропольского края приняты с соблюдением принципов деятельности органов государственной власти субъекта Российской Федерации, закрепленных в Конституции Российской Федерации, Федеральном законе № 184-ФЗ от 06 октября 1999 года и в пределах предоставленных субъекту Российской Федерации полномочий и сами по себе не могут рассматриваться, как нарушающие права административного истца.

Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства по делу, суд находит заявленные административные исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

13 ноября 2009 года Думой Ставропольского края принят закон «О мерах социальной поддержки граждан - участников долевого строительства жилья, пострадавших вследствие неисполнения застройщиками обязательств по строительству жилья на территории Ставропольского края» № 75-кз (далее Закон СК от 13 ноября 2009 года № 75-кз).

Предметом правового регулирования настоящего Закона является установление в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом от 06 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (далее Федеральный закон № 184-ФЗ от 06 октября 1999года) мер социальной поддержки граждан, пострадавших вследствие неисполнения застройщиками обязательств по договорам участия в долевом строительстве жилья на территории Ставропольского края и не удовлетворивших свои требования иным способом, которые либо заключили договоры участия в долевом строительстве жилья на объекты долевого строительства жилья, в отношении которых на момент заключения указанных договоров застройщиками были заключены договоры участия в долевом строительстве жилья с другими участниками долевого строительства жилья, либо (и) выполнили свои обязательства по договорам участия в долевом строительстве жилья частично в связи с виновными действиями (бездействием) застройщиков по неисполнению обязательств по таким договорам, либо (и) расторгли в установленном порядке договоры участия в долевом строительстве жилья, в отношении которых застройщиком не выполнены обязательства по возврату денежных средств полностью или частично (далее - граждане - участники долевого строительства жилья).

Учет граждан - участников долевого строительства жилья осуществляется в порядке, устанавливаемом Правительством Ставропольского края (ч.1 ст.1 Закона СК от 13 ноября 2009 года № 75-кз).

Положения настоящего Закона в части, регулирующей отношения по предоставлению мер социальной поддержки граждан - участников долевого строительства жилья, распространяются исключительно на отношения с участием физических лиц в долевом строительстве жилых помещений в многоквартирных домах (ч.2 ст. 1 Закон СК 13 ноября 2009 года № 75-кз).

Действие настоящего Закона распространяется на отношения, связанные с привлечением денежных средств граждан - участников долевого строительства жилья для строительства (создания) многоквартирных домов, возникшие до вступления в силу Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 18 июля 2006 года № 111-ФЗ в части передачи органам исполнительной власти Ставропольского края полномочий по контролю и надзору в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости (ч.3 ст.1 Закон СК от 13 ноября 2009 года №75-кз).

Социальная поддержка граждан - участников долевого строительства жилья осуществляется в целях обеспечения указанных граждан жилыми помещениями путем предоставления им социальной выплаты на приобретение или строительство жилья (далее - социальная выплата) (ст. 3 Закона СК от 13 ноября 2009 года № 75-кз).

Предоставление мер социальной поддержки граждан - участников долевого строительства жилья, установленных настоящим Законом, является расходным обязательством Ставропольского края, для исполнения которого в бюджете Ставропольского края на очередной финансовый год предусматриваются необходимые средства.

Финансирование мер социальной поддержки граждан - участников долевого строительства жилья производится в порядке, устанавливаемом нормативным правовым актом Правительства Ставропольского края (ст.4 Закона СК от 13 ноября 2009 года № 75-кз).

Социальная поддержка предоставляется в виде социальной выплаты гражданам - участникам долевого строительства жилья, принятым на учет в порядке, установленном статьей 1 настоящего Закона, и признанным в установленном порядке органами местного самоуправления муниципальных образований Ставропольского края нуждающимися в жилых помещениях.

Реализация права на установленные настоящим Законом меры социальной поддержки граждан - участников долевого строительства жилья осуществляется в заявительном порядке, определяемом нормативным правовым актом Правительства Ставропольского края (ст.5 Закона от 13 ноября 2009 года СК № 75-кз).

Статьей 7 Закона СК от 13 ноября 2009 года № 75-кз (действующей в ред. Закона Ставропольского края от 13.10.2010 № 84-кз) определен порядок и вступление настоящего Закона в силу, через 10 дней после дня его официального опубликования (официально опубликован 17 ноября 2009 года в газете «Ставропольская правда») и распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2010 года.

В целях реализации Закона СК от 13 ноября 2009 года № 75-кз, постановлением Правительства Ставропольского края «Об утверждении порядка предоставления за счет средств бюджета Ставропольского края социальной выплаты на приобретение или строительства жилья, пострадавшим вследствие неисполнения застройщиками обязательств по строительству жилья на территории Ставропольского края» от 21 апреля 2010 года № 120-п утвержден Порядок предоставления за счет средств бюджета Ставропольского края социальной выплаты на приобретение или строительство жилья гражданам-участникам долевого строительства жилья, пострадавшим вследствие неисполнения застройщиками обязательств по строительству жилья на территории Ставропольского края (далее постановление Правительства СК от 21 апреля 2010года № 120-п).

Настоящий Порядок определяет механизм предоставления и финансирования за счет средств бюджета Ставропольского края социальной выплаты на приобретение или строительство жилья гражданам - участникам долевого строительства жилья гражданам-участникам долевого строительства жилья, пострадавшим вследствие неисполнения застройщиками обязательств по строительству жилья на территории Ставропольского края, указанным в части 1 статьи 1 Закон СК от 13 ноября 2009 года № 75-кз (пункт 1 постановления Правительства СК от 21 апреля 2010года № 120-п).

Социальная выплата предоставляется в пределах средств краевого бюджета, предусмотренных законом Ставропольского края о бюджете Ставропольского края на соответствующий финансовый год и плановый период на реализацию Закона Ставропольского края (пункт 2 постановления Правительства СК от 21апреля 2010года № 120-п).

Социальная выплата предоставляется управлением Ставропольского края по строительному и жилищному надзору (далее - управление) гражданам - участникам долевого строительства жилья на приобретение или строительство жилья, которое подлежит оформлению в их собственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (пункт 3 постановления Правительства СК от 21апреля 2010года № 120-п).

Социальная выплата предоставляется гражданам - участникам долевого строительства жилья, принятым на учет в соответствии с постановлением Правительства Ставропольского края «О порядке учета граждан - участников долевого строительства жилья, пострадавших вследствие неисполнения застройщиками обязательств по строительству жилья на территории Ставропольского края, в отношении которых законодательством Ставропольского края предусмотрены меры социальной поддержки в виде предоставления социальных выплат на приобретение или строительство жилья» от 19 декабря 2014 года № 519-п и признанным в соответствии со статьей 61 Закона Ставропольского края «О некоторых вопросах в области жилищных отношений в Ставропольском крае» органами местного самоуправления поселений и городских округов Ставропольского края (далее - органы местного самоуправления) нуждающимися в жилых помещениях в целях реализации права на получение социальной выплаты (пункт 4 постановления Правительства СК от 21 апреля 2010года № 120-п в редакции постановления Правительства Ставропольского края от 12 января 2015года № 5-п).

Решение о признании гражданина - участника долевого строительства жилья нуждающимся в жилом помещении в целях реализации права на получение социальной выплаты или об отказе в признании его таковым принимается органом местного самоуправления по месту жительства гражданина - участника долевого строительства жилья по результатам рассмотрения заявления.

Для принятия решения о признании гражданина - участника долевого строительства жилья нуждающимся в жилом помещении в целях реализации права на получение социальной выплаты необходимы следующие документы (либо их надлежаще заверенные копии):

1) документы, удостоверяющие личность гражданина - участника долевого строительства жилья и членов его семьи:

паспорт гражданина Российской Федерации;

свидетельство о рождении (для лиц, не достигших 14-летнего возраста);

документ, заменяющий паспорт (документ, удостоверяющий личность гражданина, выданный уполномоченным государственным органом);

2) документы, подтверждающие гражданское состояние и состав семьи гражданина - участника долевого строительства жилья:

свидетельство о заключении брака;

свидетельства о рождении детей;

решение об усыновлении (удочерении);

решение суда об определении состава семьи (при необходимости);

3) документы, подтверждающие право гражданина - участника долевого строительства жилья быть признанным нуждающимся в жилом помещении в целях реализации права на получение социальной выплаты:

копия финансового лицевого счета по месту(ам) жительства гражданина - участника долевого строительства жилья и членов его семьи за пять лет, предшествующих подаче заявления о признании нуждающимся в жилом помещении;

выписка из домовой книги (поквартирной карточки, похозяйственной книги) по месту(ам) жительства гражданина - участника долевого строительства жилья и членов его семьи за пять лет, предшествующих подаче заявления о признании нуждающимся в жилом помещении;

документы, подтверждающие право пользования жилым помещением, занимаемым гражданином - участником долевого строительства жилья и членами его семьи (договор найма жилого помещения, ордер, решение о предоставлении жилого помещения и иные);

выписка из технического паспорта предприятия технической инвентаризации с поэтажным планом (при наличии) и экспликацией;

справки органа, осуществляющего государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, о наличии или отсутствии у гражданина - участника долевого строительства жилья и членов его семьи жилого помещения и (или) земельного участка, выделенного для строительства жилого дома, на праве собственности и о сделках с данным имуществом за пять лет, предшествующих подаче заявления о признании нуждающимся в жилом помещении;

свидетельства о государственной регистрации права собственности гражданина - участника долевого строительства жилья и членов его семьи на жилое помещение и (или) земельный участок, выделенный для строительства жилого дома;

4) акт обследования жилищных условий гражданина - участника долевого строительства жилья, составленный органом местного самоуправления;

5) выписка из реестра граждан - участников долевого строительства жилья, пострадавших вследствие неисполнения застройщиками обязательств по строительству жилья на территории Ставропольского края, о включении в реестр, ведение которого осуществлялось в порядке, определенном постановлением Правительства Ставропольского края «О некоторых мерах по защите прав и законных интересов граждан - участников долевого строительства жилья, пострадавших вследствие неисполнения застройщиками обязательств по строительству жилья на территории Ставропольского края» от 25 августа 2008 года № 137-п, или выписка из реестра граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, о включении в реестр, ведение которого осуществляется в соответствии с правилами ведения реестра граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, утвержденными приказом Министерства регионального развития Российской Федерации «Об утверждении критериев отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших и правил ведения реестра граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены» от 20 сентября 2013 года № 403 (пункт 5 в редакции постановлений Правительства Ставропольского края от 23 марта 2012 года № 112-п и от 12 января 2015 года № 5-п).

Закон Ставропольского края «О некоторых вопросах в области жилищных отношений в Ставропольском крае» от 16 марта 2006 года №13-кз (далее Закон СК от 16 марта 2006 года №13-кз), названного в пункте 4 постановления Правительства СК от 21апреля 2010 года № 120-п, согласно его преамбуле, принят Думой Ставропольского края в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации. Закон определяет порядок ведения органами местного самоуправления поселений и городских округов Ставропольского края учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, и порядок признания граждан малоимущими в целях предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда, а также порядок признания органами местного самоуправления поселений и городских округов Ставропольского края граждан нуждающимися в жилых помещениях в целях реализации права на получение жилищных субсидий на приобретение (строительство) жилья и регулирует отдельные вопросы формирования жилищного фонда Ставропольского края.

Статьей 61 приведенного Закона, (введенной Законом СК «О внесении изменений в Закон Ставропольского края «О некоторых вопросах в области жилищных отношений в Ставропольском крае» от 08 июня 2009 года № 35-кз) регламентирован порядок признания органами местного самоуправления поселений и городских округов Ставропольского края граждан нуждающимися в жилых помещениях в целях реализации права на получение жилищных субсидий на приобретение (строительство) жилья.

Согласно части 1 статьи 61 названного Закона СК, признание органами местного самоуправления поселений и городских округов Ставропольского края граждан нуждающимися в жилых помещениях в целях реализации права на получение жилищных субсидий на приобретение (строительство) жилья осуществляется в соответствии со статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации в случае, если законодательством Ставропольского края не установлен иной порядок признания граждан нуждающимися в жилых помещениях в целях реализации права на получение жилищных субсидий на приобретение (строительство) жилья.

Как следует из материалов дела, административный истец Х.Г.А. является жителем г. Владикавказа РСО-Алания.

В обоснование заявленных требований об оспаривании нормативных правовых актов Ставропольского края ссылается на неисполнение застройщиком АОЗТ «К.» обязательств, установленных договором долевого участия №133 от 27 апреля 1995 года, заключенным с ним по строительству жилья, трехкомнатной квартиры, общей площадью 67,93 кв.м, в шестидесяти квартирном жилом доме, в квартале ……, стоимостью 83 400 рублей, которые им полностью оплачены к установленному договором сроку. Застройщик свои обязательства по договору долевого участия о строительстве и сдаче жилья в эксплуатацию в четвертом квартале 1995 года, а затем во втором полугодии 2001 года, установленные актом от 21 января 2000 года, не исполнил. Указанные обязательства не исполнены и к настоящему времени, денежные средства, переданные Х.Г.А. застройщику по договору долевого участия ему не возвращены.

Х.Г.А., считая себя участником долевого строительства жилья, пострадавшим вследствие неисполнения застройщиком обязательств по строительству жилья на территории Ставропольского края, полагает, что имеет право на получение социальной поддержки в виде социальной выплаты гражданам-участникам долевого строительства жилья, установленной статьей 5 Закона Ставропольского края от 13 ноября 2009 года № 75-кз, в соответствии с которой социальная поддержка предоставляется в виде социальной выплаты гражданам - участникам долевого строительства жилья, принятым на учет в порядке, установленном статьей 1 настоящего Закона, и признанным в установленном порядке органами местного самоуправления муниципальных образований Ставропольского края нуждающимися в жилых помещениях. Полагает, что оспариваемые им нормативные правовые акты Ставропольского края: пункты 4-5 Порядка предоставления за счет средств бюджета Ставропольского края социальной выплаты на приобретение или строительство жилья гражданам-участникам долевого строительства жилья, пострадавшим вследствие неисполнения застройщиками обязательств по строительству жилья на территории Ставропольского края, утвержденного постановлением Правительства Ставропольского края от 21 апреля 2010 года № 120-п, регламентирующего механизм предоставления и финансирования за счет средств бюджета Ставропольского края социальной выплаты на приобретение или строительство жилья гражданам - участникам долевого строительства жилья, пострадавшим вследствие неисполнения застройщиками обязательств по строительству жилья на территории Ставропольского края, указанным в части 1 статьи 1 Закон СК от 13 ноября 2009 года № 75-кз; положения части 1 статьи 61 Закона СК от 16 марта 2006 года №13-кз, устанавливающие право на получение социальной выплаты гражданам, признанным в установленном порядке органами местного самоуправления муниципальных образований Ставропольского края нуждающимися в жилых помещениях - противоречат части 2 статьи 19 Конституции Российской Федерации, подпункту «а» пункта 1 статьи 1 Федерального закона от 06 октября 1999 года № 184-ФЗ, лишают его права, как участника долевого строительства жилья, пострадавшего вследствие неисполнения застройщиком обязательств по строительству жилья на территории Ставропольского края, на получение социальной выплаты, установленной законом субъекта Российской Федерации.

Федеральным законом «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» от 30 декабря 2004 года № 214-ФЗ (далее – Федеральный закон от 30 декабря 2004 года № 214) урегулированы отношения, связанные с привлечением денежных средств граждан и юридических лиц для долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости (далее - участники долевого строительства), для возмещения затрат на такое строительство и возникновением у участников долевого строительства права собственности на объекты долевого строительства и права общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме и (или) ином объекте недвижимости, а также установлены гарантии защиты прав, законных интересов и имущества участников долевого строительства (ч.1 ст.1 ФЗ №214-ФЗ).

В соответствии с частью 2 статьи 27 Федерального закона № 214 от 30 декабря 2004 года его действие распространяется на отношения, связанные с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, разрешения на строительство которых получены после его вступления в силу – начиная с 01 апреля 2005 года. Данный Федеральный закон не распространяет свое действия на правоотношения, возникшие до введения его в действие.

Частью 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2004 года № 214 от установлена обязательная государственная регистрация договора участия в долевом строительстве, он считается заключенным с момента такой регистрации, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.

К отношениям, возникшим в связи с участием граждан в долевом строительстве многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, разрешения на строительство которых получены до указанной даты, в целях приобретения в собственность жилого или нежилого помещения исключительно для личных, домашних, бытовых нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, применяются общие положения гражданского законодательства об обязательствах, возникающих из договора, положения об отдельных видах обязательств, а также законодательство Российской Федерации о защите прав потребителей.

Предметом правового регулирования Закона Ставропольского края от 13 ноября 2009 года № 75-кз является установление мер социальной поддержки граждан, пострадавших вследствие неисполнения застройщиками обязательств по договорам участия в долевом строительстве жилья на территории Ставропольского края и не удовлетворивших свои требования иным способом, которые либо заключили договоры участия в долевом строительстве жилья на объекты долевого строительства жилья, в отношении которых на момент заключения указанных договоров застройщиками были заключены договоры участия в долевом строительстве жилья с другими участниками долевого строительства жилья, либо (и) выполнили свои обязательства по договорам участия в долевом строительстве жилья частично в связи с виновными действиями (бездействием) застройщиков по неисполнению обязательств по таким договорам, либо (и) расторгли в установленном порядке договоры участия в долевом строительстве жилья, в отношении которых застройщиком не выполнены обязательства по возврату денежных средств полностью или частично.

Исходя из смысла положений статей 1, 2, 3, 5, 6 приведенного Закона края следует, что данный закон принят субъектом Российской Федерации в развитие правового регулирования в Ставропольском крае отношений, связанных с привлечением денежных средств граждан - участников долевого строительства жилья для строительства (создания) многоквартирных домов, возникших до вступления в силу Федерального закона от 18 июля 2006 года № 111-ФЗ в части передачи органам исполнительной власти Ставропольского края полномочий по контролю и надзору в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, в целях оказания социальной поддержки гражданам - участникам долевого строительства жилья, принятым на учет в порядке, установленном статьей 1 настоящего Закона, и признанным в установленном порядке органами местного самоуправления муниципальных образований Ставропольского края нуждающимися в жилых помещениях.

Предоставление меры социальной поддержки гражданам, пострадавшим вследствие неисполнения застройщиками обязательств по договорам участия в долевом строительстве жилья на территории Ставропольского края в виде социальной выплаты на приобретение или строительство жилья является дополнительной мерой социальной поддержки граждан - расходным обязательством Ставропольского края, для исполнения которой в бюджете Ставропольского края на очередной финансовый год предусматриваются необходимые средства.

Статья 5 Закона Ставропольского края от 13 ноября 2009 года № 75-кз, устанавливающая меры социальной поддержки граждан-участников долевого строительства жилья в виде социальной выплаты, содержит основания и условия этой выплаты. Она предоставляется участникам долевого строительства жилья, принятым на учет в порядке, установленном статьей 1 настоящего Закона и признанным в установленном порядке органами местного самоуправления муниципальных образований Ставропольского края нуждающимися в жилых помещениях.

Реализация этого права, механизм предоставления и финансирования за счет средств бюджета Ставропольского края социальной выплаты на приобретение или строительство жилья гражданам-участникам долевого строительства жилья, пострадавшим вследствие неисполнения застройщиками обязательств по строительству жилья на территории Ставропольского края установлен Порядком предоставления за счет средств бюджета Ставропольского края социальной выплаты на приобретение или строительство жилья гражданам-участникам долевого строительства жилья, пострадавшим вследствие неисполнения застройщиками обязательств по строительству жилья на территории Ставропольского края, утвержденным постановлением Правительства Ставропольского края от 21 апреля 2010 года № 120-п.

В пунктах 4-5 названного Порядка установлены условия признания граждан - участников долевого строительства жилья, принятым на учет в соответствии с постановлением Правительства Ставропольского края от 19 декабря 2014 года № 519-п «О порядке учета граждан-участников долевого строительства жилья, пострадавших вследствие неисполнения застройщиками обязательств по строительству жилья на территории Ставропольского края, в отношении которых законодательством Ставропольского края предусмотрены меры социальной поддержки в виде предоставления социальных выплат на приобретение или строительство жилья», нуждающихся в жилом помещении в соответствии со статьей 61 Закона Ставропольского края от 16 марта 2006 года №13-кз, в целях реализации права на получение социальной выплаты.

Статьей 61 Закона Ставропольского края от 16 марта 2006 года №13-кз, введенной в действие Законом Ставропольского края от 08 июня 2009 года № 35-кз, установлен порядок признания органами местного самоуправления поселений и городских округов Ставропольского края граждан нуждающимися в жилых помещениях в целях реализации права на получение жилищных субсидий на приобретение (строительство) жилья.

Частью 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Пленум Верховного Суда Российской Федерации в абзаце первом пункта 5 Постановления от 25 декабря 2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» разъяснил, что с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что оспариваемым актом нарушены, нарушаются или могут быть нарушены их права, свободы и законные интересы, в том числе лица, в отношении которых применен этот акт, а также иные лица, чьи права, свободы, законные интересы затрагиваются данным актом.

Договор долевого участия в строительстве жилья заключен Х.Г.А. 27 апреля 1995 год более, чем за 9 лет до принятия Федерального закона от 30 декабря 2004 года № 214-ФЗ и более чем за 10 лет до принятия Федерального закона от 18 июля 2006 года № 111-ФЗ.

Доказательств, подтверждающих выдачу после 01 апреля 2005 года разрешения на строительство жилого дома, в котором в соответствии с договором долевого строительства квартиры, заключенным с Х.Г.А., должна быть расположена его квартира, административным истцом не представлено.

В установленном законом порядке договор долевого участия в строительстве жилья, заключенный с Х.Г.А., не зарегистрирован.

Доводы административного истца о том, что имело место применение в отношении него положений оспариваемых им нормативных правовых актов, представленными по делу доказательствами не подтверждаются.

Ссылка на решение Ленинского районного суда г. Ставрополя от 28 января 2019 года, приведенная в обоснование административного иска,

несостоятельна, поскольку из содержания данного судебного акта следует, что Х.Г.А. с заявлением о постановке его на учет, о социальной выплате в установленном порядке не обращался.

Таким образом, Х.Г.А. не является субъектом правоотношений, возникающих вследствие неисполнения застройщиками обязательств по договорам участия в долевом строительстве жилья, соответственно оспариваемые им нормативные правовые акты Ставропольского края безусловно не затрагивают его права, свободы и законные интересы.

С учетом изложенного, по мнению суда, в удовлетворении заявленных исковых требований Х.Г.А. надлежит отказать.

Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил :

в удовлетворении административных исковых требований Х.Г.А. к Губернатору Ставропольского края ФИО1, Думе Ставропольского края, Правительству Ставропольского края о признании части 1 статьи 61 Закона Ставропольского края «О некоторых вопросах в области жилищных отношений в Ставропольском крае» от 16 марта 2006 года № 13-кз противоречащей части 2 статьи 19 Конституции Российской Федерации, подпункту «а» пункта 1 статьи 1 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» от 06 октября 1999 года № 184-ФЗ и недействующей со дня ее принятия в части признания органами местного самоуправления поселений и городских округов Ставропольского края граждан, проживающих исключительно на территории Ставропольского края, нуждающимися в жилых помещениях в целях реализации права на получение жилищных субсидий на приобретение (строительства) жилья;

о признании пунктов 4, 5 Порядка предоставления за счет средств бюджета Ставропольского края социальной выплаты на приобретение или строительства жилья гражданам-участникам долевого строительства жилья, пострадавшим вследствие неисполнения застройщиками обязательств по строительству жилья на территории Ставропольского края, утвержденного постановлением Правительства Ставропольского края «Об утверждении порядка предоставления за счет средств бюджета Ставропольского края социальной выплаты на приобретение или строительства жилья, пострадавшим вследствие неисполнения застройщиками обязательств по строительству жилья на территории Ставропольского края» от 21 апреля 2010 года № 120-п противоречащими части 2 статьи 19 Конституции Российской Федерации, подпункту «а» пункта 1 статьи 1 Федерального «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» закона от 06 октября 1999 года № 184-ФЗ и недействующими со дня их принятия в части предоставления социальной выплаты исключительно гражданам, которые проживают на территории Ставропольского края, - отказать.

Решение суда может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции в течение одного месяца со дня изготовления решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Ставропольский краевой суд.

Решение в окончательной форме изготовлено 01 марта 2021 года.

Председательствующий судья М.М. Товчигречко