Дело № 3а-3/2024 (№ 3а-299/2023)
73OS0000-01-2023-000229-52
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
12 января 2024 года город Ульяновск
Ульяновский областной суд в составе:
судьи Кинчаровой О.Е.,
при секретаре Трошиной П.И.,
с участием прокурора Холодилиной Ю.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению муниципального унитарного предприятия «Димитровградские коммунальные ресурсы» о признании недействующим в части приказа Министерства развития конкуренции и экономики Ульяновской области № 06-100 от 28 сентября 2017 года «Об установлении нормативов расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению на территории Ульяновской области»,
у с т а н о в и л :
приказом Министерства развития конкуренции и экономики Ульяновской области № 06-100 от 28 сентября 2017 года установлены нормативы расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению на территории Ульяновской области.
Муниципальное унитарное предприятие «Димитровградские коммунальные ресурсы» (далее также МУП «ДКР», предприятие) обратилось в суд с административным исковым заявлением, уточненным в ходе судебного разбирательства, к Агентству по регулированию цен и тарифов Ульяновской области, Министерству жилищно-коммунальному хозяйству Ульяновской области о признании незаконным с момента принятия приказа Министерства развития конкуренции и экономики Ульяновской области № 06-100 от 28 сентября 2017 года «Об установлении нормативов расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению на территории Ульяновской области» в отношении многоквартирных домов с закрытой системой горячего водоснабжения с неизолированными стояками и полотенцесушителями и с неизолированными стояками и отсутствием полотенцесушителей, возложении обязанности установить нормативы на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению с применением метода аналогов.
В обоснование требований указало, что предприятие является теплосетевой организацией, которая реализует тепловую энергию и горячую воду конечному потребителю по установленному для МУП «ДКР» двухкомпонентному тарифу на горячую воду, который рассчитывается, в том числе исходя из стоимости компонента на тепловую энергию, используемую на подогрев холодной воды. Компонент на тепловую энергию определяется по нормативу на подогрев холодной воды, установленному в соответствии с Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном дома, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года № 306 (далее также – Правила № 306).
В нарушение указанных Правил № 306 при установлении нормативов расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды неправомерно применен расчетный метод, так как данный метод не отражает всю картину понесенных предприятием затрат при реализации коммунальной услуги по горячему водоснабжению.
Представитель МУП «ДКР» Татаркина Ю.Н. в судебном заседании настаивала на удовлетворении уточненных требований по доводам, изложенным в административном иске.
Представитель Министерства жилищно-коммунального хозяйства и строительства Ульяновской области Вансовская Т.В. в судебном заседании просила в удовлетворении административного иска отказать, указывая на то, что оспариваемый приказ принят уполномоченным органом с соблюдением установленных процедур принятия и опубликования. Нормативы расхода тепловой энергии на подогрев холодной водя для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению определены расчетным методом в соответствии с требованиями, установленными постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года № 306 «Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном дома». Приказ Министерства развития конкуренции и экономики Ульяновской области № 06-100 от 28 сентября 2017 года является законным и обоснованным. В настоящее время Министерством жилищно-коммунального хозяйства и строительства Ульяновской области разработана и утверждена дорожная карта, согласно которой ведется работа по сбору сведений ресурсоснабжающих и управляющих организаций, необходимых для установления аналоговым методом нормативов расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению в соответствии с Правилами № 306, с учетом внесенных в них постановлением Правительства Российской Федерации от 13 сентября 2022 года № 1598 изменений.
Представитель Агентства по регулированию цен и тарифов Ульяновской области Корноухова П.В. в судебном заседании возражала против удовлетворения административного иска ООО «ДРК», указывая на то, что нормативы расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению законно и обоснованно были определены расчетным методом, поскольку при определении объема выборки по формулам № 1-4, предусмотренным пунктами 1 и 2 приложения № 1 к оспариваемому приказу № 06-100 от 28 сентября 2017 года, на основании полученных от органов местного самоуправления, организаций, оказывающих услуги по горячему водоснабжению, и управляющих компаний сведений по состоянию на 1 августа 2017 года, количество многоквартирных домов, оснащенных общедомовыми приборами учета тепловой энергии на территории Ульяновской области меньше необходимого объема выборки домов, требуемого для применения аналогового метода. Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Холодилиной Ю.О., полагавшей административное исковое заявление не подлежащим удовлетворению, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Согласно части 2 статьи 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается одно из следующих решений: 1) об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты; 2) об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
При этом суд проверяет, нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу; соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу (часть 8 статьи 213 КАС РФ).
В соответствии со статьей 157 Жилищного кодекса Российской Федерации постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года № 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее – Правил предоставления коммунальных услуг).
В соответствии с пунктом 42 Правил предоставления коммунальных услуг в случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную потребителю за расчетный период в жилом помещении, определяется в соответствии с формулой 23 приложения № 2 к Правилам исходя из показаний приборов учета горячей воды. При этом из пункта 26 приложения № 2 к Правилам следует, что для применения формулы 23 необходимо использовать утвержденный норматив расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.
МУП «ДКР» является теплосетей организацией г. Димитровграда и в соответствии с Уставом осуществляет в установленном законодательством Российской Федерации порядке, в том числе, деятельность по передаче и распределению пара и горячей воды (тепловой энергии) конечному потребителю.
Таким образом, в отношении административного истца, осуществляющего указанный вид деятельности, применяется в оспариваемой части приказ Министерства развития конкуренции и экономики Ульяновской области № 06-100 от 28 сентября 2017 года, которым установлены нормативы расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению на территории Ульяновской области, что дает ему право оспорить его в судебном порядке.
Согласно пункту «к» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации жилищное законодательство отнесено к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акту субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Отношения по оплате гражданами жилого помещения и коммунальных услуг регулируются положениями Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ), федеральными законами и федеральными нормативными правовыми актами, изданными в соответствии с ними. С учётом положений пункта 9 статьи 13 и пункта 10 части 1 статьи 14 ЖК РФ отношения по оплате жилого помещения и коммунальных услуг могут регулироваться также нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
В соответствии с пунктом 16 статьи 12 ЖК РФ к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области жилищных отношений относится установление структуры платы за жилое помещение и коммунальные услуги, порядка расчета и внесения такой платы.
Согласно части 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Порядок установления нормативов потребления коммунальных услуг (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление), нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме и требования к их формированию определён постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года № 306 «Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном дома» (далее также Правила № 306).
Пунктом 3 названных Правил № 306 установлено, что нормативы потребления коммунальных услуг утверждаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
28 сентября 2017 года Министерством развития конкуренции и экономики Ульяновской области был принят приказ № 06-100 «Об установлении нормативов расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению на территории Ульяновской области», которым установлены нормативы расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению на территории Ульяновской области, в том числе и в отношении многоквартирных и жилых домов с закрытой системой горячего водоснабжения с неизолированными стояками и полотенцесушителями и в отношении многоквартирных и жилых домов с закрытой системой горячего водоснабжения с неизолированными стояками и отсутствием полотенцесушителей.
Согласно пункту 2 указанного приказа нормативы расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению определены с применением расчётного метода.
Пунктом 3 приказа № 06-100 от 28 сентября 2017 года предусмотрено, что он вступает в силу на следующий день после официального опубликования.
В соответствии со статьей 5 Закона Ульяновской области от 29 ноября 2005 года № 136-ЗО «О порядке опубликования и вступления в силу нормативных правовых актов Ульяновской области» официальным опубликованием нормативных правовых актов Ульяновской области считается первая публикация полного текста в газетах «Народная газета», «Ульяновская правда» или первое размещение (опубликование) на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru).
Согласно пункту 1.3 Порядка подготовки и издания правовых актов исполнительных органов государственной власти Ульяновской области, утвержденного постановлением Правительства Ульяновской области от 12 июля 2013 года № 288-П, правовые акты исполнительных органов, имеющие нормативный характер, издаются в форме приказов.
Приказ № 06-100 от 28 сентября 2017 года был официально опубликован в газете «Ульяновская правда» от 24 октября 2017 года № 78 (24.052).
В соответствии с Положением о Министерстве развития конкуренции и экономики Ульяновской области, утвержденным постановлением Правительства Ульяновской области от 14 апреля 2014 года № 8/125-П, предусмотрено такое полномочие, как утверждение нормативов потребления коммунальных услуг в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (пункт 2.2.8).
В силу вышеизложенного суд приходит к выводу о том, что оспариваемый в части приказ принят уполномоченным органом в установленной форме, опубликован в официальном источнике публикации нормативных правовых актов.
Проверяя правомерность доводов административного истца о несоответствии приказа № 06-100 от 28 сентября 2017 года требованиям постановления Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года № 306 в части применения при установлении оспариваемых нормативов расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению расчетного метода, суд исходит из следующего.
В соответствии с пунктом 11 Правил № 306 (в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта) нормативы потребления коммунальных услуг в жилых помещениях и нормативы потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются едиными для многоквартирных домов и жилых домов, имеющих аналогичные конструктивные и технические параметры, степень благоустройства, а также расположенных в аналогичных климатических условиях. При различиях в конструктивных и технических параметрах, степени благоустройства, а также климатических условиях, в которых расположены многоквартирные дома или жилые дома, указанные нормативы потребления коммунальных услуг дифференцируются в соответствии с категориями многоквартирных домов и жилых домов, предусмотренными приложением № 2 к настоящим Правилам.
Согласно пунктам 13, 19 Правил № 306 нормативы потребления коммунальных услуг определяются с применением метода аналогов либо расчетного метода с использованием формул согласно приложению № 1 к настоящим Правилам.
Метод аналогов применяется при наличии сведений, полученных в результате измерений объема (количества) потребления коммунальных услуг приборами учета, установленными в многоквартирных домах или жилых домах с аналогичными конструктивными и техническими параметрами, степенью благоустройства многоквартирного дома или жилого дома и климатическими условиями. Количество измерений должно отвечать условиям представительности выборки. Представительность выборки определяется необходимым количеством многоквартирных домов или жилых домов, на основании данных о расходах коммунальных ресурсов по приборам учета в которых можно определять нормативы потребления коммунальных услуг в жилых помещениях в отношении всех многоквартирных домов или жилых домов с аналогичными конструктивными и техническими параметрами, степенью благоустройства многоквартирного дома или жилого дома и климатическими условиями.
Указанный метод применяется, если в выбранных многоквартирных домах или жилых домах техническая эксплуатация внутридомовых инженерных систем соответствует Правилам пользования жилыми помещениями, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 21 января 2006 г. № 25 «Об утверждении Правил пользования жилыми помещениями», и Правилам содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. № 491 «Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и Правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность» (пункт 21 Правил № 306).
В соответствии с пунктом 22 Правил № 306 расчетный метод применяется в случае невозможности применения метода аналогов по причине отсутствия или недостаточности данных приборного учета потребления коммунальных услуг в многоквартирных домах или жилых домах, отвечающих условиям представительности выборки для проведения необходимых измерений.
Таким образом, при определении нормативов потребления коммунальных услуг метод аналогов имеет приоритет над расчетным методом, и последний применяется только в том случае, если нельзя применить метод аналогов по причине отсутствия или недостаточности данных приборного учета потребления коммунальных услуг в многоквартирных домах или жилых домах, отвечающих условиям представительности выборки для проведения необходимых измерений.
Согласно пункту 2 приказа № 06-100 от 28 сентября 2017 года нормативы расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению определены с применением расчетного метода.
В соответствии с пунктом 31 Правил № 306 определение нормативов потребления коммунальных услуг в жилых помещениях с применением метода аналогов производится на основе выборочного наблюдения потребления коммунальных услуг в многоквартирных домах или жилых домах.
Порядок определения нормативов потребления коммунальных услуг в жилых помещениях и на общедомовые нужды с применением метода аналогов предусматривает последовательность действий на основе выборочного наблюдения потребления коммунальных услуг в многоквартирных домах или жилых домах, изложенных в пунктах 32-42 Правил № 306.
В силу пункта 32 Правил № 306 уполномоченный орган дифференцирует нормативы потребления коммунальных услуг по группам многоквартирных домов или жилых домов, имеющих аналогичные конструктивные и технические параметры, степень благоустройства многоквартирного дома или жилого дома и расположенных в аналогичных климатических условиях, в соответствии с установленными данными Правилами требованиями.
Уполномоченный орган устанавливает норматив расхода тепловой энергии, используемой на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, с учетом вида системы горячего водоснабжения (открытая, закрытая) внутри многоквартирного дома или жилого дома, а также следующих конструктивных особенностей таких домов:
а) неизолированные стояки и полотенцесушители;
б) изолированные стояки и полотенцесушители;
в) неизолированные стояки и отсутствие полотенцесушителей;
г) изолированные стояки и отсутствие полотенцесушителей (п. 32 (1) Правил № 306.
Представительность выборки определяется для каждой из групп многоквартирных домов и жилых домов количеством домов, имеющих аналогичные конструктивные и технические параметры, степень благоустройства многоквартирного дома или жилого дома и расположенных в аналогичных климатических условиях.
В представительную выборку не включаются многоквартирные дома, в которых имеются нежилые помещения, подключенные к общему вводу внутридомовых инженерных систем многоквартирного дома и не оборудованные индивидуальными приборами учета (пункт 33 Правил № 306).
Пунктом 34 Правил № 306 предусмотрено, что количество многоквартирных домов или жилых домов в выборке по каждой группе домов определяется в соответствии с пунктами 1 и 2 приложения № 1 к Правилам № 306.
Указанные пункты 1 и 2 приложения № 1 содержат следующие формулы расчета объема выборки:
1. Объем выборки определяется по следующей формуле:
(формула 1)
,
где:
N - объем генеральной совокупности (количество многоквартирных домов или жилых домов с аналогичными конструктивными и техническими параметрами, степенью благоустройства многоквартирного дома или жилого дома по каждой группе домов);
t - величина, определяемая уровнем надежности (заданной вероятностью P) того, что отклонение выборочной средней не превзойдет по абсолютной величине предельной ошибки выборки . Величина t принимается в зависимости от заданной вероятности в соответствии с таблицей 1;
- предельная ошибка выборки (допустимая абсолютная величина отклонения выборочной средней от генеральной средней). Предельную ошибку выборки рекомендуется принимать равной 10 процентам выборочной средней. Предельная ошибка выборки является ошибкой репрезентативности (представительности) выборки и показывает предел, который не превосходит действительная ошибка выборки;
- дисперсия генеральной совокупности, рассчитываемая как среднее арифметическое квадратов отклонений отдельных элементов генеральной совокупности от их средней арифметической.
Значение заданной вероятности P принимается уполномоченным органом в соответствии с таблицей 1.
2. Объем выборки определяется на основе предварительной выборки в 2 этапа:
а) на первом этапе производится предварительный отбор многоквартирных домов или жилых домов, в отношении которых дисперсия выборочной совокупности определяется по следующей формуле:
(формула 2)
,
где:
n' - количество предварительно отобранных многоквартирных домов или жилых домов. Объем предварительной выборки должен быть не менее 10 домов;
- месячный (среднемесячный) расход коммунальных ресурсов в отдельном i-м многоквартирном доме или жилом доме за наблюдаемый период в расчете на единицу измерения, определенный по показаниям коллективных (общедомовых) приборов учета в многоквартирных домах или индивидуальных приборов учета в жилых домах;
- среднее арифметическое предварительной выборки;
б) среднее арифметическое предварительной выборки рассчитывается по следующей формуле:
(формула 3)
,
где:
- месячный (среднемесячный) расход коммунальных ресурсов в отдельном i-м многоквартирном доме или жилом доме за наблюдаемый период в расчете на единицу измерения, определенный по показаниям коллективных (общедомовых) приборов учета в многоквартирных домах или индивидуальных приборов учета в жилых домах;
n' - количество предварительно отобранных многоквартирных домов или жилых домов. Объем предварительной выборки должен быть не менее 10 домов;
в) на втором этапе определяется дисперсия генеральной совокупности по следующей формуле:
(формула 4)
,
где:
- дисперсия выборочной совокупности;
N - объем генеральной совокупности (количество многоквартирных домов или жилых домов с аналогичными конструктивными и техническими параметрами, степенью благоустройства многоквартирного дома или жилого дома по каждой группе домов);
n' - количество предварительно отобранных многоквартирных домов или жилых домов. Объем предварительной выборки должен быть не менее 10 домов.
В силу пункта 36 Правил № 306 после формирования объема выборки многоквартирных домов или жилых домов составляется план проведения измерений и снятия показаний приборов учета.
В отношении горячего водоснабжения показания приборов учета снимаются первого и последнего числа отопительного периода (пункт 37 Правил № 306).
Из совокупности перечисленных норм права следует, что деятельность по определению нормативов потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды с применением метода аналогов производится на основе выборочного наблюдения потребления коммунальных услуг в многоквартирных домах, которое состоит из нескольких этапов, в том числе: уполномоченный орган должен дифференцировать нормативы потребления коммунальных услуг по группам многоквартирных домов; произвести предварительную выборку по каждой группе с аналогичными конструктивными и техническими параметрами.
Для расчета нормативов расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды в целях горячего водоснабжения на территории Ульяновской области Министерством развития конкуренции и экономики Ульяновской области 18 июля 2017 года были запрошены в органах местного самоуправления, ресурсоснабжающих организациях, управляющих компаниях, ТСЖ, ЖСК Ульяновской области перечень обслуживаемых многоквартирных домов и жилых домов, оборудованных и не оборудованных общедомовыми приборами учета горячей воды и тепловой энергии, содержащий следующую информацию: адрес; год постройки; наличие централизованного горячего водоснабжения, системы теплоснабжения и горячего водоснабжения, площадь жилых помещений; площадь помещений, входящих в состав общего имущества многоквартирного дома согласно техническому паспорту; площадь нежилых помещений; наличие нежилых помещений, подключенных к общедомовому вводу внутридомовых инженерных сетей многоквартирного дома и оборудованных индивидуальными приборами учета; осуществление бесперебойного предоставления коммунальной услуги горячего водоснабжения; непрерывный период работы прибора учета в течение всего срока снятия показаний (ГВС); тип и марка общедомового прибора учета (отопление); дата поверки общедомового прибора учета (отопление); дата следующей поверки (отопление); показания прибора учета горячего водоснабжения без учета потребления нежилых помещений, подключенных к общедомовому вводу инженерных систем многоквартирного дома и оборудованных индивидуальными приборами учета, Гкал, на начало и на конец отопительного периода; показания прибора учета горячего водоснабжения без учета потребления нежилых помещений, подключенных к общедомовому вводу инженерных систем многоквартирного дома и оборудованных индивидуальными приборами учета, куб.м., на начало и на конец отопительного периода; показания прибора учета отопления без учета потребления нежилых помещений, подключенных к общедомовому вводу инженерных систем многоквартирного дома и оборудованных индивидуальными приборами учета, Гкал, на начало отопительного периода и на конец отопительного периода. Указанные перечни предусматривали предоставление информации по многоквартирным и индивидуальным жилым домам отдельно по видам систем теплоснабжения – открытая, закрытая, по конструктивным особенностям – изолированные, неизолированные стояки, с полотенцесущителями, без полотенцесушителей.
На основании полученных от органов местного самоуправления и исполнителей коммунальных услуг на указанные запросы перечней Министерством развития конкуренции и экономики Ульяновской области были составлены перечни по группам многоквартирных домов с учетом вида системы горячего водоснабжения (открытая, закрытая), а также перечисленных в пункте № 31 (1) Правил № 306 конструктивных особенностей таких домов, и затем был произведен расчет объема выборки в соответствии с пунктами 33, 34 и вышеприведенными формулами №1, 2, 3, 4, предусмотренными в приложении № 1 к Правилам № 306.
На основании представленного расчета сделан вывод о недостаточности представительности выборки, то есть необходимого количества многоквартирных домов, на основании данных о расходах коммунальных ресурсов по приборам учета в которых можно определять нормативы расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению аналоговым методом.
Суд соглашается с указанным выводом Министерства развития конкуренции и экономики Ульяновской области, поскольку он основан на исследованных в судебном заседании доказательствах.
Министерством развития конкуренции и экономики Ульяновской области представлены расчеты объема выборки, в том числе в формате Excel на CD-диске, которые были проверены судом.
Как следует из перечня многоквартирных и индивидуальных жилых домов с закрытой системой теплоснабжения с неизолированными стояками и без полотенцесушителей и содержащегося в нем расчета объема выборки по указанной группе домов, общее количество многоквартирных и индивидуальных жилых домов данной группы составляет 89, количество домов в предварительной выборке, соответствующих требованиям Правил № 306, равно 28, по результатам расчета при приведенным формулам необходимое количество многоквартирных и индивидуальных жилых домов, относящихся к данной группе, на основании данных о тепловой энергии на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению которых можно определить нормативы расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды аналоговым методом, существенно превышает количество 28.
Из перечня многоквартирных и индивидуальных жилых домов с закрытой системой теплоснабжения с неизолированными стояками и полотенцесушителями усматривается, что общее количество многоквартирных и индивидуальных жилых домов данной группы составляет 906, количество домов в предварительной выборке, соответствующих требованиям Правил № 306, равно 352, по результатам расчета по вышеуказанным формулам необходимое количества многоквартирных и индивидуальных жилых домов, относящихся к данной группе, на основании данных о тепловой энергии на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению которых можно определить нормативы расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды аналоговым методом, существенно превышает количество 352.
При проверке данных расчетов объема выборки судом установлено, что в количество многоквартирных и индивидуальных жилых домов в предварительной выборке, соответствующих требованиям Правил № 306, включены дома, в отношении которых не представлены показания приборов учета. Однако данное обстоятельство не опровергает вывода о недостаточности представительности выборки, что следует из проведенного судом расчета без учета указанных домов (расчет приложен в формате Excel на CD-диске).
Таким образом, при установлении норматива расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды по группам домов с закрытой системой теплоснабжения с неизолированными стояками и без полотенцесушителей и с закрытой системой теплоснабжения с неизолированными стояками и полотенцесушителями уполномоченным органом обоснованно применен расчетный метод ввиду недостаточности представительности выборки для применения аналогового метода.
Правильность установления оспариваемых нормативов расчетным методом подтверждается проведенным уполномоченным органом расчетом.
С учетом изложенного нормативный правовой акт в оспариваемой части принят с соблюдением требований нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу.
Представителем административного истца в ходе судебного разбирательства не приведены доводы, опровергающие указанный вывод. Его ссылки на то, что применение оспариваемых нормативов повлекло убытки для предприятия, не свидетельствуют о незаконности оспариваемого нормативного правового акта и о нарушении прав МУП «ДКР».
При изложенных обстоятельствах приказ Министерства развития конкуренции и экономики Ульяновской области № 06-100 от 28 сентября 2017 года «Об установлении нормативов расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению на территории Ульяновской области» в части установления нормативов расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению в отношении многоквартирных и жилых домов с закрытой системой горячего водоснабжения с неизолированными стояками и полотенцесушителями и в отношении многоквартирных и жилых домов с закрытой системой горячего водоснабжения с неизолированными стояками и отсутствием полотенцесушителей действующему законодательству не противоречит, прав и законных интересов административного истца не нарушает, что влечет отказ в удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении административного искового заявления муниципального унитарного предприятия «Димитровградские коммунальные ресурсы» о признании недействующим с момента принятия приказа Министерства развития конкуренции и экономики Ульяновской области № 06-100 от 28 сентября 2017 года «Об установлении нормативов расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению на территории Ульяновской области» в части установления нормативов расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению в отношении многоквартирных домов с закрытой системой горячего водоснабжения с неизолированными стояками и полотенцесушителями и в отношении многоквартирных домов с закрытой системой горячего водоснабжения с неизолированными стояками и отсутствием полотенцесушителей отказать.
Решение может быть обжаловано в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции через Ульяновский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья О.Е.Кинчарова
Решение изготовлено 26 января 2024 года.