Дело № 3а-29/16
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Якутск 19 мая 2016 г.
Верховный суд Республики Саха (Якутия) в составе:
судьи Дмитриевой Л.А.
при секретаре Романовой Е.П.
с участием прокурора Шкиндер Г.Л.
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Якутске
административное дело по административному исковому заявлению ФИО1, действующего от имени инициативной группы по проведению республиканского референдума, к административному ответчику Комиссии республиканского референдума о признании незаконным Постановления от 28 апреля 2016 г. № ... об отказе в регистрации инициативной группы,
установил:
Постановлением Комиссии республиканского референдума от 28 апреля 2016 г. № ... отказано в регистрации инициативной группы по выдвижению инициативы республиканского референдума на территории Республики Саха (Якутия) с вопросом «Считаете ли Вы, что проект Федерального закона «Об особенностях предоставления гражданам земельных участков в Дальневосточном федеральном округе и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», при вступлении в законную силу как закон, нарушит Ваши конституционные права, предусмотренные частью 1 статьи 9 Конституции Российской Федерации (Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории)?»
ФИО1 обратился в Верховный суд РС (Я) с указанным административным исковым заявлением, действуя в качестве уполномоченного представителя инициативной группы по проведению республиканского референдума, созданной 15.04.2016 г.
В обоснование доводов административным истцом указано на то, что инициативной группой по проведению референдума представлены в Центральную избирательную комиссию РС (Я) все документы, необходимые для регистрации инициативной группы, что в соответствии с действующим законодательством является основанием для направления таких документов комиссией референдума в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный принимать решение о назначении референдума.
Однако, отказывая в регистрации инициативной группы, комиссия референдума в постановлении от 28.04.2016 г. указала, что предлагаемый для вынесения на референдум вопрос повлечет за собой правовую неопределенность и, кроме того, принятие и изменение федеральных законов находятся в ведении Российской Федерации, что исключает вынесение на референдум субъекта Российской Федерации вопроса о проекте федерального закона.
Административный истец, ссылаясь на статью 12 Закона РС (Я) «О республиканском референдуме», полагает, что обязанность проверить соответствие вопроса, предлагаемого для вынесения на референдум субъекта Российской Федерации, возлагается на Государственное Собрание (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия), как на законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации.
По мнению административного истца, комиссия референдума, указав на несоответствие вопроса референдума требованиям законодательства, превысила свои полномочия и необоснованно отказала в регистрации инициативной группы по выдвижению инициативы республиканского референдума на территории Республики Саха (Якутия).
В судебном заседании ФИО1 требования поддержал в полном объеме, просит признать незаконным Постановление Комиссии республиканского референдума от 28 апреля 2016 г. № ... об отказе в регистрации инициативной группы, а также обязать административного ответчика зарегистрировать соответствующую инициативную группу.
Представители административного ответчика Комиссии республиканского референдума ФИО2, действующая на основании доверенности от 12 мая 2016 г., ФИО3, действующая на основании доверенности от 18.05.2016 г., ФИО4, действующая на основании доверенности от 18.05.2016 г., ФИО5, действующая на основании доверенности от 18.05.2016 г., в судебном заседании с требованиями административного истца не согласились. Суду пояснили, что в соответствии со статьей 12 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и статьей 1 Закона РС (Я) «О республиканском референдуме» на референдум выносятся вопросы, находящиеся в ведении Республики Саха (Якутия) или совместном ведении Российской Федерации и Республики Саха (Якутия), если указанные вопросы не урегулированы Конституцией Российской Федерации, федеральным законом.
Представителями административного ответчика указано на то, что основанием отказа в регистрации инициативной группы явилось несоответствие представленных инициативной группой документов требованиям пунктов 2,6,7 статьи 12 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ, статьи 1 Закона РС (Я) «О республиканском референдуме», при этом сам вопрос референдума на предмет соответствия требованиям законодательства не исследовался, проверялась только законность инициирования проведения референдума. Комиссия референдума исходила из предписаний пункта 53 статьи 2, пункта 1 статьи 73 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ, согласно которым референдум назначается по наиболее важным вопросам государственного и местного значения, а решение, принятое на референдуме, является обязательным и не нуждается в дополнительном утверждении, в связи с чем предложенный инициативной группой вопрос референдума таковым не может быть признан, поскольку направлен не на принятие решения, а выяснение мнения населения в соответствующей сфере правовых отношений.
Кроме того, представителями административного ответчика обращено внимание суда на то, что законопроект, о котором идет речь в вопросе референдума, принят Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации, нормативный правовой акт вступил в силу со дня официального опубликования 02.05.2016 г., при этом федеральное законодательство не допускает возможности вынесения на референдум субъекта Российской Федерации вопроса, относящегося к исключительному ведению Российской Федерации, в том числе вопроса по разработке и принятию федеральных законов.
Просят в удовлетворении административного искового заявления отказать.
Суд, изучив материалы дела, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, заключение прокурора, полагавшего заявление подлежащим удовлетворению в части признания незаконным оспариваемого решения, приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 2 статьи 11 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" законодательство Российской Федерации о референдумах составляют Конституция Российской Федерации, Федеральный конституционный закон "О референдуме Российской Федерации", настоящий Федеральный закон, иные федеральные законы, конституции (уставы), законы субъектов Российской Федерации, иные нормативные правовые акты о референдумах, принимаемые в Российской Федерации.
В соответствии с частью 2 статьи 239 Кодекса административного судопроизводства РФ кандидаты и их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, политические партии, их региональные отделения и иные структурные подразделения, другие общественные объединения, инициативные группы по проведению референдума и их уполномоченные представители, иные группы участников референдума и их уполномоченные представители вправе оспаривать в суде решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, общественного объединения, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица, нарушающие их права, свободы и законные интересы.
По правилам пунктов 1, 10 статьи 75 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц, а также решения и действия (бездействие) комиссий и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме, могут быть обжалованы в суд. С жалобами на решения и действия (бездействие), нарушающие избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме, могут обратиться избиратели, участники референдума, кандидаты, их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, иные общественные объединения, инициативная группа по проведению референдума и ее уполномоченные представители, наблюдатели, а также комиссии.
В судебном разбирательстве установлено, что 15.04.2016 г. в г.Якутске Республики Саха (Якутия) образована инициативная группа по выдвижению инициативы проведения республиканского референдума, которая в порядке пунктов 2-4 статьи 36 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ, статьи 12 Закона РС (Я) «О республиканском референдуме» обратилась в Центральную избирательную комиссию РС (Я) с ходатайством о регистрации инициативной группы.
Постановлением Комиссии республиканского референдума от 28 апреля 2016 г. № ... отказано в регистрации инициативной группы по выдвижению инициативы республиканского референдума на территории Республики Саха (Якутия) с вопросом: «Считаете ли Вы, что проект Федерального закона «Об особенностях предоставления гражданам земельных участков в Дальневосточном федеральном округе и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», при вступлении в законную силу как закон, нарушит Ваши конституционные права, предусмотренные частью 1 статьи 9 Конституции Российской Федерации (Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории)?»
Из содержания названного постановления следует, что основанием отказа в регистрации инициативной группы является правовая неопределенность, которую повлечет за собой предлагаемый для вынесения на референдум вопрос, а также отнесение компетенции по принятию и изменению федеральных законов к ведению Российской Федерации, что исключает вынесение на референдум субъекта Российской Федерации вопроса о проекте федерального закона.
При этом комиссия референдума руководствовалась, в частности, статьей 12 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ и статьей 1 Закона РС (Я) «О республиканском референдуме», согласно которым на референдум выносятся вопросы, находящиеся в ведении Республики Саха (Якутия) или совместном ведении Российской Федерации и Республики Саха (Якутия), если указанные вопросы не урегулированы Конституцией Российской Федерации, федеральным законом.
Как указано в оспариваемом постановлении, в отношении соответствия ходатайства и документов инициативной группы требованиям федерального и республиканского законодательства изучению и оценке подлежит и предмет референдума, который формируется из содержания вопроса референдума.
Тем самым опровергаются доводы административного ответчика о том, что вопрос референдума на предмет соответствия требованиям законодательства комиссией референдума при рассмотрении ходатайства инициативной группы не исследовался.
Между тем, по смыслу пунктов 3 и 5 статьи 36 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ избирательная комиссия обязана рассмотреть ходатайство инициативной группы и приложенные к нему документы на соответствие федеральному закону, закону субъекта Российской Федерации, а именно: содержится ли в ходатайстве вопрос (вопросы), предлагаемый (предлагаемые) инициативной группой для вынесения на референдум, указаны ли фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, с указанием наименования или кода выдавшего его органа, а также адрес места жительства каждого члена инициативной группы и лиц, уполномоченных действовать от ее имени на территории, где предполагается провести референдум, подписано ли ходатайство инициативной группы всеми членами указанной группы, либо руководящим органом, если в качестве инициативной группы выступает избирательное объединение, а также приложены ли документы, подтверждающие принятие решения о выдвижении инициативы проведения референдума.
В случае соответствия ходатайства и документов предъявляемым требованиям избирательная комиссия направляет их в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный принимать решение о назначении референдума.
Пунктом 6 статьи 36 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ обязанность проверить соответствие вопроса, предлагаемого для вынесения на референдум субъекта Российской Федерации, требованиям статьи 12 данного федерального закона (вопросы референдума), возлагается на законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации.
В том случае если законодательный (представительный) орган государственной власти признает, что выносимый на референдум вопрос не отвечает требованиям статьи 12 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ, избирательная комиссия отказывает инициативной группе в регистрации.
Анализ указанных норм Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ позволяет сделать вывод о том, что проверка соответствия вопроса, предлагаемого для вынесения на референдум субъекта Российской Федерации, требованиям статьи 12 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ, а также статьи 1 Закона РС (Я) «О республиканском референдуме» не входит в компетенцию избирательной комиссии.
Как следует из материалов дела, ходатайство инициативной группы, представленное в Комиссию республиканского референдума, отвечало вышеперечисленным требованиям пунктов 3 и 5 статьи 36 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ, содержало необходимые сведения о вопросе референдума, участниках инициативной группы, к ходатайству был приложены документы (протокол собрания), подтверждающие принятие решения о выдвижении инициативы проведения референдума.
Пунктом 13 статьи 36 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ предусмотрено, что основанием отказа инициативной группе по проведению референдума в регистрации может быть только нарушение инициативной группой Конституции Российской Федерации, федеральных законов, конституции (устава), законов субъекта Российской Федерации, устава муниципального образования.
Из изложенных положений действующего федерального законодательства следует, что основанием к отказу в регистрации инициативной группы по проведению референдума со стороны избирательной комиссии может являться несоответствие представленных такой группой ходатайства и документов требованиям закона, при этом в данном случае такие требования инициативной группой при обращении в избирательную комиссию были полностью соблюдены.
При таких обстоятельствах решение Комиссии республиканского референдума об отказе в регистрации инициативной группы по выдвижению инициативы республиканского референдума на территории Республики Саха (Якутия) не может быть признано законным.
Согласно части 1 статьи 244 Кодекса административного судопроизводства РФ суд, установив наличие нарушений законодательства о выборах и референдумах при принятии оспариваемого решения комиссией референдума удовлетворяет административный иск о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации полностью или в части, признает указанное решение незаконным, определяет способ и сроки восстановления нарушенных прав, свобод и реализации законных интересов и (или) устранения последствий допущенных нарушений, а также указывает на необходимость сообщения об исполнении решения в суд и лицу, предъявившему административное исковое заявление, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
В связи с этим суд полагает подлежащим удовлетворению административное исковое заявление ФИО1 в части признании незаконным оспариваемого решения комиссии референдума.
Вместе с тем суд учитывает содержание статьи 36 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ, статьи 12 Закона РС (Я) "О республиканском референдуме", по смыслу которых решение вопроса о регистрации инициативной группы по проведению референдума относится к исключительной компетенции избирательной комиссии, при этом данное решение в обязательном порядке должно быть основано на результатах признания законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации вопроса референдума соответствующим требованиям законодательства о выборах и референдумах.
Таким образом, суд не вправе возложить на административного ответчика обязанность по безусловному осуществлению регистрации инициативной группы в качестве способа восстановления нарушенных прав, как того требует административный истец.
В данном случае суд считает необходимым обязать административного ответчика в сроки, установленные пунктом 5 статьи 36 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ, статьи 12 Закона РС (Я) "О республиканском референдуме", рассмотреть ходатайство инициативной группы и приложенные к нему документы и в случае соответствия указанных ходатайства и документов требованиям федерального и регионального законодательства, принять решение о направлении их в Государственное Собрание (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия), если к тому нет иных установленных законом препятствий.
Следовательно, административное исковое заявление ФИО1 подлежит частичному удовлетворению.
На основании вышеизложенного и руководствуясь статьями 179, 180, 244 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
Р Е Ш И Л:
административное исковое заявление ФИО1, действующего от имени инициативной группы по проведению республиканского референдума, к административному ответчику Комиссии республиканского референдума о признании незаконным Постановления от 28 апреля 2016 г. № ... об отказе в регистрации инициативной группы, удовлетворить частично.
Признать незаконным Постановление Комиссии республиканского референдума от 28 апреля 2016 г. № ... об отказе в регистрации инициативной группы по выдвижению инициативы республиканского референдума на территории Республики Саха (Якутия) с вопросом: «Считаете ли Вы, что проект Федерального закона «Об особенностях предоставления гражданам земельных участков в Дальневосточном федеральном округе и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», при вступлении в законную силу как закон, нарушит Ваши конституционные права, предусмотренные частью 1 статьи 9 Конституции Российской Федерации (Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории)?»
Обязать Комиссию республиканского референдума в течение 15 дней со дня вступления в законную силу решения суда рассмотреть ходатайство инициативной группы и приложенные к нему документы и в случае соответствия указанных ходатайства и документов требованиям Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", Закона РС (Я) "О республиканском референдуме", принять решение о направлении их в Государственное Собрание (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия).
В течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу Комиссия республиканского референдума обязана сообщить об исполнении решения в Верховный суд Республики Саха (Якутия) и административному истцу ФИО1.
На решение могут быть поданы апелляционная жалоба, апелляционное представление прокурора в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Л.А.Дмитриева
Решение суда принято в окончательной форме 20.05.2016 г.