дело № 3а-29/17
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
гор.Брянск 29 марта 2017 года
Брянский областной суд в составе:
судьи областного суда Банного И.И.
при секретаре Денисовой К.А.
с участием прокурора Богдановой Н.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску общества с ограниченной ответственностью «Жилсервис» о признании недействующим в части Постановления Управления государственного регулирования тарифов Брянской области от 19 июня 2013 года № 20/3-нэ «О нормативах потребления коммунальной услуги по электроснабжению, применяемых для расчета размера платы за коммунальную услугу при отсутствии приборов учета, для граждан, проживающих на территории Брянской области»,
У С Т А Н О В И Л :
19 июня 2013 года Управлением государственного регулирования тарифов Брянской области принято Постановление № 20/3-нэ «О нормативах потребления коммунальной услуги по электроснабжению, применяемых для расчета размера платы за коммунальную услугу при отсутствии приборов учета, для граждан, проживающих на территории Брянской области».
Первоначальный текст документа опубликован в издании «Брянская учительская газета», № 24, 21 июня 2013 года.
Пунктом 2 данного Постановления установлены с 1 июля 2013 года нормативы потребления коммунальной услуги по электроснабжению на общедомовые нужды многоквартирных жилых домов, применяемые для расчета платы за коммунальную услугу при отсутствии приборов учета, для потребителей Брянской области, согласно приложению 2 к настоящему Постановлению.
Согласно пункту 4 этого же Постановления нормативы потребления коммунальных услуг, установленные пунктами 1, 2, 3 настоящего Постановления, определены расчетным методом.
Общество с ограниченной ответственностью «Жилсервис», осуществляющее деятельность по управлению многоквартирными домами, обратилось в Брянский областной суд с административным исковым заявлением о признании недействующим Постановления Управления государственного регулирования тарифов Брянской области от 19 июня 2013 года № 20/3-нэ «О нормативах потребления коммунальной услуги по электроснабжению, применяемых для расчета размера платы за коммунальную услугу при отсутствии приборов учета, для граждан, проживающих на территории Брянской области» в части установления нормативов потребления коммунальной услуги по электроснабжению на общедомовые нужды многоквартирных жилых домов, без включения в состав общей площади помещений, входящих в состав общего имущества многоквартирного дома, площадей технических этажей, чердаков, подвалов; просит обязать административного ответчика внести изменения в Постановление Управления государственного регулирования тарифов Брянской области от 19 июня 2013 года № 20/3-нэ, норматив потребления коммунальной услуги по электроснабжению на общедомовые нужды установить с учетом помещений, определенных статьей 36 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В обоснование своих требований административный истец сослался на то, что оспариваемый им нормативный правовой акт противоречит требованиям федерального законодательства:
- в ввиду его неопределенности, поскольку в нем не указан состав помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, при расчете норматива кВт/ч, в месяц на квадратный метр общей площади помещений, входящих в состав общего имущества многоквартирного дома, что приводит к его неоднозначному толкованию, вместе с тем, согласно разъяснениям, данным в пункте 25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 года № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части», неоднозначное толкование оспариваемого акта является основанием для его признания недействующим полностью или в части;
- неправильного применения расчетного метода, выразившегося в установлении нормативов без включения в состав общего имущества в многоквартирном доме площадей технических этажей, чердаков, подвалов, что противоречит требованиям статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Указывает, что оплата «сверхнормативного» расхода коммунальных ресурсов на общедомовые нужды возлагается на управляющую организацию как на исполнителя коммунальных услуг, следовательно, управляющая организация будет вынуждена оплачивать за счет собственных средств электроэнергию, фактически потребленную на общедомовые нужды в местах общего пользования, не учтенных оспариваемым нормативным правовым актом.
Считает, что невключение административным ответчиком при утверждении нормативов потребления по электроснабжению на общедомовые нужды на территории Брянской области в состав общей пощади помещений, входящих в состав общего имущества многоквартирного дома, площадей подвалов и чердаков (технических этажей), нарушает права и законные интересы Общества, как управляющей компании.
Административный истец просит с учетом уточнений требований, сделанных в ходе рассмотрения дела, признать недействующим с момента его принятия Постановление Управления государственного регулирования тарифов Брянской области от 19 июня 2013 года № 20/3-нэ «О нормативах потребления коммунальной услуги по электроснабжению, применяемых для расчета размера платы за коммунальную услугу при отсутствии приборов учета, для граждан, проживающих на территории Брянской области» в части установления нормативов потребления коммунальной услуги по электроснабжению на общедомовые нужды многоквартирных жилых домов, применяемых для расчета платы за коммунальную услугу при отсутствии приборов учета, для потребителей Брянской области (приложение №2), и обязать административного ответчика внести изменения в Постановление Управления государственного регулирования тарифов Брянской области от 19 июня 2013 года № 20/3-нэ, включить для расчета норматива потребления коммунальной услуги по электроснабжению на общедомовые нужды в состав общей площади помещения, определенные статьей 36 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представитель административного истца по доверенности ФИО1 поддержал заявленные требования об оспаривании приложения № 2 к Постановлению Управления государственного регулирования тарифов Брянской области от 19 июня 2013 года № 20/3-нэ по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении, пояснил, что административным ответчиком не представлено каких-либо доказательств, подтверждающих, что при определении нормативов не мог быть применен метод аналогов. Указал, что невключение административным ответчиком в состав общей площади помещений, входящих в состав общего имущества многоквартирного дома, площадей подвалов и чердаков приводит к неправильному определению кВт/ч в месяц на 1 кв.м общей площади помещений, входящих в состав общего имущества, поскольку при расчетах между Обществом и ресурсоснабжающей организацией общая площадь рассчитывается по формуле № 15 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года № 354, согласно которой объем коммунального ресурса определяется с учетом площади помещений в качестве множителя, что влияет на права и интересы управляющей компании. В результате неопределенности оспариваемого нормативного правового акта и неоднозначного его толкования административный истец, производящий взимание платы за электроснабжение на общедомовые нужды с учетом площадей подвальных помещений, привлекался, в том числе, к административной ответственности.
Представитель Управления государственного регулирования тарифов Брянской области по доверенности ФИО2 с заявленными требованиями не согласился, полагая их необоснованными, указал, что оспариваемое Постановление принято в пределах предоставленных административному ответчику полномочий, с соблюдением установленной процедуры, федеральному законодательству не противоречит и права административного истца не нарушает, в связи с чем просил в удовлетворении административного искового заявления отказать. Пояснил, что нормативы потребления коммунальной услуги по электроснабжению на общедомовые нужды, утвержденные оспариваемым Постановлением, определялись расчетным методом из-за невозможности применения метода аналогов ввиду недостаточности данных приборного учета потребления коммунальных услуг в многоквартирных домах, отвечающих условиям представительности выборки для проведения необходимых измерений. В состав общего имущества не включались площади подвалов и чердаков, в которых имеются инженерные коммуникации, в оспариваемом Постановлении перечень помещений, являющихся общим имуществом в многоквартирном доме, площади которых учтены при установлении нормативов потребления коммунальных услуг действительно не определен, что не препятствовало административному истцу обратиться за соответствующими разъяснениями. Документов, подтверждающих невозможность применения метода аналогов административный ответчик представить не может, ввиду отсутствия таковых.
Выслушав объяснения участвующих в деле лиц, исследовав письменные доказательства по делу, заслушав заключение прокурора Богдановой Н.С., полагавшей административное исковое заявление подлежащим удовлетворению, суд приходит к следующему.
В силу пункта 7 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются. При проверке законности этих положений суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании нормативного правового акта недействующим, и выясняет обстоятельства, указанные в части 8 этой статьи, в полном объеме.
В соответствии с пунктом «к» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации жилищное законодательство отнесено к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Согласно части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года № 306 утверждены Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг (далее - Правила № 306), которые определяют порядок установления нормативов потребления коммунальных услуг (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление) и требования к их формированию.
В соответствии с пунктом 3 Правил № 306 нормативы потребления коммунальных услуг утверждаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Согласно Положению об Управлении государственного регулирования тарифов Брянской области, утвержденному Указом Губернатора Брянской области от 28 января 2013 года № 45, Управление государственного регулирования тарифов Брянской области (далее - Управление) является органом исполнительной государственной власти Брянской области, уполномоченным осуществлять государственное регулирование тарифов (п.1.1); утверждает нормативы потребления коммунальных услуг в отношении холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, отопления, электроснабжения, газоснабжения в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (пункт 3.30).
В соответствии со статьей 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года № 306 «Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг», Положением об Управлении государственного регулирования тарифов Брянской области, утвержденным Указом Губернатора Брянской области от 28 января 2013 года № 45 «О переименовании комитета государственного регулирования тарифов Брянской области», Управлением государственного регулирования тарифов Брянской области 19 июня 2013 года принято Постановление № 20/3-нэ «О нормативах потребления коммунальной услуги по электроснабжению, применяемых для расчета размера платы за коммунальную услугу при отсутствии приборов учета, для граждан, проживающих на территории Брянской области».
В соответствии с пунктом 17 Правил № 306 (в редакции, действовавшей на момент издания оспариваемого Постановления) решение уполномоченных органов об установлении нормативов потребления коммунальных услуг и утвержденные ими нормативы публикуются в 10-дневный срок после его принятия в официальных печатных средствах массовой информации, в которых публикуются акты органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а также на официальном сайте уполномоченного органа в сети «Интернет» с указанием даты введения в действие указанных нормативов.
С учетом указанных положений и требований части 1 статьи 29 Закона Брянской области от 03 ноября 1997 года № 28-З «О законах и иных нормативных правовых актах Брянской области» текст оспариваемого Постановления официально опубликован в издании «Брянская учительская газета», № 24, 21 июня 2013 года и в соответствии с пунктом 5 Постановления вступил в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования.
Таким образом, оспариваемое Постановление издано уполномоченным органом в пределах его компетенции, с соблюдением требований, предъявляемых к форме издаваемых им нормативных правовых актов, порядка принятия, правил введения в действие и опубликования и в соответствии с его пунктом 3 вступил в силу с 1 июля 2013 года.
Правомочность органа, принявшего оспариваемое Постановление, соблюдение установленной процедуры его принятия, правил введения в действие и опубликования, административным истцом в ходе судебного разбирательства не оспаривались.
Вышеуказанное Постановление действует в редакции Приказов Управления государственного регулирования тарифов Брянской области от 05 декабря 2013 года № 41/3-нэ, от 24 апреля 2014 года № 15/1-нэ, опубликованных в информационном бюллетене «Официальная Брянщина», № 35, 11 декабря 2013 года, № 11, 25 апреля 2014 года.
В приложении № 2 к вышеназванному Постановлению от 19 июня 2013 года № 20/3-нэ (в редакции от 05 декабря 2013 года №41/3-нэ, от 24 апреля 2014 года № 15/1-нэ) установлены нормативы потребления коммунальной услуги по электроснабжению на общедомовые нужды многоквартирных жилых домов, применяемые для расчета платы за коммунальную услугу при отсутствии прибора учета, для потребителей Брянской области, определенные расчетным методом.
Административный истец является организацией, осуществляющей деятельность по управлению эксплуатацией жилого фонда(л.д.20-26).
Оспариваемые нормативы применяются для расчетов размера платы за коммунальную услугу по электроснабжению, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме.
Следовательно, постановление в оспариваемой части затрагивает права и законные интересы административного истца.
Проверяя оспариваемое положение нормативного правового акта на соответствие его требованиям федерального законодательства, суд приходит к следующему.
Согласно пунктам 2, 7 Правил № 306 под нормативом потребления коммунальных услуг понимается определяемый в соответствии с настоящими Правилами количественный показатель объема потребления коммунального ресурса (в частности, электрической энергии), применяемый для расчета размера платы за коммунальную услугу при отсутствии приборов учета; таковым показателем в отношении электроснабжения на общедомовые нужды является кВт.ч на 1 кв. метр общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме.
В соответствии с пунктом 11 Правил № 306 (здесь и далее по тексту в редакции, действовавшей на дату принятия оспариваемого Постановления) нормативы потребления коммунальных услуг в жилых помещениях и нормативы потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды устанавливаются едиными для многоквартирных домов и жилых домов, имеющих аналогичные конструктивные и технические параметры, степень благоустройства, а также расположенных в аналогичных климатических условиях. При различиях в конструктивных и технических параметрах, степени благоустройства, а также климатических условиях, в которых расположены многоквартирные дома или жилые дома, нормативы потребления коммунальных услуг дифференцируются в соответствии с категориями многоквартирных домов и жилых домов, предусмотренными приложением № 2 к настоящим Правилам.
Согласно пунктам 13, 19 Правил № 306 нормативы потребления коммунальных услуг в жилых помещениях и на общедомовые нужды устанавливаются с применением метода аналогов или расчетного метода с использованием формул согласно приложению к данным правилам.
Метод аналогов применяется при наличии сведений, полученных в результате измерений объема (количества) потребления коммунальных услуг приборами учета, установленными в многоквартирных домах или жилых домах с аналогичными конструктивными и техническими параметрами, степенью благоустройства многоквартирного дома или жилого дома и климатическими условиями. Количество измерений должно отвечать условиям представительности выборки. Представительность выборки определяется необходимым количеством многоквартирных домов или жилых домов, на основании данных о расходах коммунальных ресурсов по приборам учета в которых можно определять нормативы потребления коммунальных услуг в жилых помещениях и нормативы потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды в отношении всех многоквартирных домов или жилых домов с аналогичными конструктивными и техническими параметрами, степенью благоустройства многоквартирного дома или жилого дома и климатическими условиями. Указанный метод применяется, если в выбранных многоквартирных домах или жилых домах техническая эксплуатация внутридомовых инженерных систем соответствует правилам пользования жилыми помещениями и содержания общего имущества в многоквартирном доме, которые утверждаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 22 Правил № 306 расчетный метод применяется в случае невозможности применения метода аналогов по причине отсутствия или недостаточности данных приборного учета потребления коммунальных услуг в многоквартирных домах или жилых домах, отвечающих условиям представительности выборки для проведения необходимых измерений.
Из совокупности перечисленных норм права следует, что субъект Российской Федерации при определении нормативов потребления коммунальных услуг вправе выбрать расчетный метод только в том случае, если невозможно применить метод аналогов по причине отсутствия или недостаточности данных приборного учета потребления коммунальных услуг в многоквартирных домах или жилых домах, отвечающих условиям представительности выборки для проведения необходимых измерений.
Порядок определения нормативов потребления коммунальных услуг в жилых помещениях и на общедомовые нужды с применением метода аналогов предусматривает последовательность действий на основе выборочного наблюдения потребления коммунальных услуг в многоквартирных домах или жилых домах, изложенных в пунктах 32 - 42 Правил № 306.
В обоснование невозможности использования метода аналогов административный ответчик сослался на отсутствие данных приборного учета потребления коммунальных услуг в многоквартирных домах, отвечающих условиям представительности выборки для проведения необходимых измерений.
Суд приходит к выводу о том, что Управление государственного регулирования тарифов Брянской области не представило доказательств того, что при установлении нормативов потребления коммунальной услуги по электроснабжению на общедомовые нужды в многоквартирных домах рассматривался вопрос о применении метода аналогов, а переход к расчетному методу был осуществлен при наличии причин, которые делают невозможным использование метода аналогов.
Судом предлагалось административному ответчику представить документы, подтверждающие невозможность применения метода аналогов.
Из объяснений представителя административного ответчика следует, что документы, подтверждающие невозможность применения метода аналогов для расчета нормативов потребления коммунальных услуг, отсутствуют.
Таким образом, принимая во внимание, что Управлением государственного регулирования тарифов Брянской области не представлено доказательств, подтверждающих, что при выборе метода установления нормативов было проведено соответствующее исследование, в результате которого и было установлено отсутствие или недостаточность данных приборного учета и, соответственно, невозможность применения метода аналогов, установление норматива, определенного расчетным методом, противоречит пунктам 19, 21, 22 Правил № 306.
Суд считает, что при использовании расчетного метода установления оспариваемых нормативов также были нарушены требования федерального законодательства.
Требования и особенности определения нормативов потребления коммунальных услуг с применением расчетного метода установлены в разделе VI Правил № 306. В соответствии с пунктом 43 Правил № 306 нормативы потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды с применением расчетного метода определяются по формулам, предусмотренным разделом II приложения № 1 к настоящим Правилам. Согласно пункту 37 приложения № 1 к Правилам № 306 величина норматива потребления коммунальной услуги по электроснабжению на общедомовые нужды (кВт.ч в месяц на 1 кв. м общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме) определяется по формуле 34, приведенной в указанном пункте, включающей показатель Sои - общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирных домах (кв. м).
При этом, составляющая данной формулы Sои - общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирных домах (кв. м) - в формуле 34 не раскрыта.
В соответствии с пунктом 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года № 306 разъяснения по применению утвержденных им Правил дает Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.
Согласно разъяснениям Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 29 декабря 2015 года № 42868-ОД/04 для расчета норматива потребления коммунальной услуги по электроснабжению на общедомовые нужды необходимо учитывать общую площадь помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, отвечающих критериям, установленным статьей 36 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно статье 36 Жилищного кодекса Российской Федерации к общему имуществу в многоквартирном доме относятся помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы), иные помещения в данном доме, не принадлежащие отдельным собственникам и предназначенные для удовлетворения социально-бытовых потребностей собственников помещений в данном доме, включая помещения, предназначенные для организации их досуга, культурного развития, детского творчества, занятий физической культурой и спортом и подобных мероприятий.
Аналогичное положение содержится и в пункте 2 раздела I Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года № 491.
Вместе с тем, в оспариваемых нормативах единицей измерения норматива является кВт.ч в месяц на квадратный метр общей площади помещений, входящих в состав общего имущества многоквартирного дома, к числу которых не отнесены площади подвалов и чердаков.
Таким образом, невключение административным ответчиком при расчете норматива потребления коммунальной услуги по электроснабжению на общедомовые нужды в многоквартирном доме в состав общей площади помещений, входящих в состав общего имущества многоквартирного дома, площадей технических этажей, чердаков, подвалов приводит к неправильному определению кВт.ч в месяц на 1 кв. м общей площади помещений, входящих в состав общего имущества и противоречит вышеприведенным положениям федерального законодательства.
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлениях от 25 апреля 1995 года № 3-П, от 15 июля 1999 года № 11-П, от 11 ноября 2003 года № 16-П и от 21 января 2010 года № 1-П, правовая норма должна отвечать общеправовому критерию формальной определенности, вытекающему из принципа равенства всех перед законом и судом, поскольку такое равенство может быть обеспечено лишь при условии ясности, недвусмысленности нормы, ее единообразного понимания и применения всеми правоприменителями; напротив, неопределенность правовой нормы ведет к ее неоднозначному пониманию и, следовательно, к возможности ее произвольного применения, а значит - к нарушению принципа равенства всех перед законом и судом.
Согласно разъяснению, данному в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 г. № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части», проверяя содержание оспариваемого акта или его части, необходимо также выяснять, является ли оно определенным. Если оспариваемый акт или его часть вызывает неоднозначное толкование, суд не вправе устранять эту неопределенность путем обязания в решении органа или должностного лица внести в акт изменения или дополнения, поскольку такие действия суда будут являться нарушением компетенции органа или должностного лица, принявших данный нормативный правовой акт. В этом случае оспариваемый акт в такой редакции признается недействующим полностью или в части с указанием мотивов принятого решения (пункт 25).
Суд полагает, что оспариваемая норма указанным критериям не отвечает, поскольку не отражает состав помещений, являющихся общим имуществом в многоквартирном доме, площади которых учтены при установлении норматива потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды, допускает неоднозначное толкование содержания этой нормы, множественность в ее толковании и носит неопределенный характер.
О неоднозначном толковании данной нормы свидетельствуют представленные административным истцом копии предписаний отдела муниципального контроля Брянской городской администрации в отношении ООО «Жилсервис» о необходимости произвести перерасчет по статье электроэнергия на общедомовые нужды без учета подвальных помещений, а также копии судебных актов, которыми ООО «Жилсервис» привлечено к административной ответственности за неисполнение указанных предписаний.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
При таких обстоятельствах, оспариваемое Постановление Управления государственного регулирования тарифов Брянской области № 20/3-нэ «О нормативах потребления коммунальной услуги по электроснабжению, применяемых для расчета размера платы за коммунальную услугу при отсутствии приборов учета, для граждан, проживающих на территории Брянской области» в части установления нормативов потребления коммунальной услуги по электроснабжению на общедомовые нужды многоквартирных жилых домов, применяемых для расчета платы за коммунальную услугу при отсутствии приборов учета, для потребителей Брянской области (приложение № 2) противоречит федеральному законодательству, в связи с чем суд приходит к выводу о наличии правовых оснований, предусмотренных пунктом 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, для признания оспариваемого Постановления в указанной части недействующим.
Исходя из разъяснений, изложенных в абзаце 3 пункта 28 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 года № 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части", если нормативный правовой акт до вынесения решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его недействующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу.
Поскольку оспариваемые нормативы применялись при расчетах за коммунальные услуги с потребителями Брянской области, то они не могут быть признаны недействующими с момента принятия, как просит административный истец. Суд считает необходимым признать их недействующими со дня вступления настоящего решения в законную силу.
Частью 4 статьи 216 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что в случае, если в связи с признанием судом нормативного правового акта не действующим полностью или в части выявлена недостаточная правовая урегулированность административных и иных публичных правоотношений, которая может повлечь за собой нарушение прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, суд вправе возложить на орган государственной власти, орган местного самоуправления, иной орган, уполномоченную организацию или должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт, обязанность принять новый нормативный правовой акт, заменяющий нормативный правовой акт, признанный не действующим полностью или в части.
Признание оспариваемых нормативов недействующими требует со стороны Управления государственного регулирования тарифов Брянской области совершения соответствующих его полномочиям действий по принятию новых нормативов взамен признанных недействующими.
В связи с этим суд не находит оснований для возложения на административного ответчика обязанности внести изменения в Постановление Управления государственного регулирования тарифов Брянской области от 19 июня 2013 года № 20/3-нэ.
С учетом положений пункта 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации сообщение о принятии решения суда подлежит опубликованию в официальном печатном издании органа государственной власти, в котором был опубликован оспоренный нормативный правовой акт, или в ином печатном издании, в котором подлежат опубликованию нормативные правовые акты исполнительного органа государственной власти Брянской области, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 213,215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
административный иск общества с ограниченной ответственностью «Жилсервис» удовлетворить частично.
Признать недействующим со дня вступления решения суда в законную силу Постановление Управления государственного регулирования тарифов Брянской области от 19 июня 2013 года № 20/3-нэ «О нормативах потребления коммунальной услуги по электроснабжению, применяемых для расчета размера платы за коммунальную услугу при отсутствии приборов учета, для граждан, проживающих на территории Брянской области» (в редакции Приказов управления государственного регулирования тарифов Брянской области от 05 декабря 2013 года №41/3-нэ, от 24 апреля 2014 года № 15/1-нэ) в части установления нормативов потребления коммунальной услуги по электроснабжению на общедомовые нужды многоквартирных жилых домов, применяемых для расчета платы за коммунальную услугу при отсутствии приборов учета, для потребителей Брянской области, определенных с применение расчетного метода (приложение № 2).
Решение суда или сообщение о его принятии подлежит опубликованию в официальном печатном издании органа государственной власти, в котором был опубликован оспоренный нормативный правовой акт, или в ином печатном издании, в котором подлежат опубликованию нормативные правовые акты исполнительного органа государственной власти Брянской области, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение суда может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Брянского областного суда Банный И.И