ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-29/19 от 04.02.2019 Приморского краевого суда (Приморский край)

Дело № 3а-29/2019

Р Е Ш Е Н И ЕИменем Российской Федерации

город Владивосток 4 февраля 2019 года

Приморский краевой суд в составе:

председательствующего судьи Зайцевой О.А.

при секретаре Сылко Н.А.,

с участием прокурора Рогалева А.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Нетреба Ирины Артуровны к Думе Артемовского городского округа, заинтересованное лицо администрация Артемовского городского округа о признании Правил создания, содержания и охраны зеленых насаждений на территории Артемовского городского округа, утвержденных решением Думы Артемовского городского округа от 30 июля 2015 года № 507, недействующими в части,

установил:

решением Думы Артемовского городского округа от 30 июля 2015 года № 507 утверждены Правила создания, содержания и охраны зеленых насаждений на территории Артемовского городского округа (далее – Правила) и Расчет компенсационной стоимости, определяемой в результате уничтожения и (или) повреждения зеленых насаждений, которые опубликованы в печатном издании «Выбор» от 5 августа 2015 года № 58(11925).

Пунктом 2.1. Правил установлено, что защите подлежат все зеленые насаждения, расположенные на территории Артемовского городского округа, независимо от форм собственности на земельные участки, где эти насаждения расположены.

Пунктом 2.2. Правил предусмотрено, что граждане, должностные лица и юридические лица обязаны осуществлять меры по сохранению зеленых насаждений, не допускать незаконных действий или бездействия, способных привести к повреждению или уничтожению зеленых насаждений.

Пунктом 4.1. Правил определено, что на озелененных территориях запрещается, в частности: самовольно вырубать деревья и кустарники, в том числе сухостойные, больные и аварийные; самовольно обрезать кроны деревьев и кустарников.

Нетреба И.А. обратилась в суд с административным исковым заявлением, уточненным представителем ФИО11 в ходе слушания дела, о признании не действующими со дня принятия: пункта 2.1., пункта 2.2., пункта 4.1. Правил создания, содержания и охраны зеленых насаждений на территории Артемовского городского округа, утвержденных решением Думы Артемовского городского округа от 30 июля 2015 года № 507, в части устанавливающей обязанность пользователей земельных участков, предназначенных для ведения садоводства, получать разрешение на вырубку деревьев и кустарников, в том числе сухостойных, больных и аварийных, а также получать разрешение на самовольное обрезание кроны деревьев и кустарников; возложении на Думу Артемовского городского округа обязанности опубликовать официальное сообщение о принятом решении по делу. В обоснование своих требований указала, что она является членом ТСН ФИО12 и ей на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером из земель сельскохозяйственного назначения с видом разрешенного использования «для ведения садово-огородного хозяйства», расположенного по адресу: <адрес>. Постановлением административной комиссии Артемовского городского округа от 16 мая 2018 года она (административный истец) привлечена к административной ответственности за самовольную вырубку (спил) деревьев на основании оспариваемых Правил. Наличие запрета на самовольную вырубку деревьев и кустарников, в том числе сухостойных, установленного Правилами, противоречит: обязанности по соблюдению агротехнических требований, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных; праву самостоятельно хозяйствовать на своем земельном участке в соответствии с его разрешенным использованием; праву проводить в соответствии с разрешенным использованием оросительные, осушительные, культуртехнические и другие мелиоративные работы, которые составляют расчистку мелиорируемых земель от древесной и травянистой растительности, кочек, пней и мха. Следовательно, Правилами в оспариваемой части на собственников земельных участков, предоставленных для ведения садоводства, возложены дополнительные обязанности. Кроме этого, плодовые деревья относятся к сельскохозяйственным культурам, которые являются собственностью пользователя земельного участка. Таким образом, оспариваемые пункты Правил противоречат статье 19 Федерального закона от 15 апреля 1998 года № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан», статье 8 Федерального закона от 10 января 1996 года № 4-ФЗ «О мелиорации земель», подпункту 3 пункта 2 статьи 13, подпункту 1 пункта 2 статьи 40, статье 42 Земельного кодекса РФ.

В судебном заседании представитель административного истца ФИО11 поддержал заявленные требования в полном объеме, по основаниям и доводам, изложенным в административном иске. Уточнил, что административным истцом оспаривается приложение № 1 к решению Думы Артемовского городского округа от 30 июля 2015 года № 507, а именно Правила создания, содержания и охраны зеленых насаждений на территории Артемовского городского округа, п. 2.1., 2.2. и 4.1. в части слов «На озелененных территориях запрещается: самовольно вырубать деревья и кустарники, в том числе сухостойные, больные и аварийные; самовольно обрезать кроны деревьев и кустарников.

Представители Думы Артемовского городского округа ФИО14 и ФИО15 в судебном заседании возражали против удовлетворения заявленных исковых требований, ранее представили письменные возражения на административный иск. По существу указали, что согласно Федеральному закону от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ, пункту 25 статьи 5 Устава Артемовского городского округа, к вопросам местного значения Артемовского городского округа относится, в том числе утверждение правил благоустройства территории городского округа, осуществление контроля за их соблюдением, организация благоустройства территории городского округа в соответствии с указанными правилами, а также организация использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах городского округа. Оспариваемые положения пунктов 2.1., 2.2., 4.1. Правил разработаны в соответствии с Правилами создания, охраны и содержания зеленых насаждений в городах Российской Федерации, утвержденными приказом Госстроя России от 15 декабря 1999 года № 153, пунктом 1.4.1. которых предусмотрено, что работы на участке не могут начаться без получения согласований в установленном порядке вырубки и пересадки от специально на то уполномоченного местными органами самоуправления органа, и пунктом 6.1. определено, что пользователи озелененных территорий обязаны во всех случаях осуществлять снос и пересадку деревьев и кустарников, производимые в процессе содержания и ремонта, осуществлять в соответствии с технологическим регламентом, ущерб возмещается по установленным расценкам. Вместе с этим, пунктом 6.4. данных Правил, запрещается юридическим и физическим лицам самовольная вырубка и посадка деревьев и кустарников. В тоже время не требуется выплата компенсации в случаях, предусмотренных пунктом 2.7. оспариваемых Правил. Однако получение разрешения на работы по сносу, вырубке зеленых насаждений, в том числе в случаях, указанных в пункте 2.7. Правил, является обязательным. Получение специального разрешения не налагает на заявителя дополнительной обязанности, а только предусматривает соблюдение указанного порядка.

Представитель администрации Артемовского городского округа ФИО16 в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований, ранее представила письменный отзыв на административный иск. По существу поддержала позицию представителей Думы Артемовского городского округа.

Нетреба И.А. в судебное заседание не явилась, о месте и времени судебного заседания извещена надлежащим образом, направила в суд ходатайство о рассмотрении дела в ее отсутствие.

Выслушав объяснения представителя административного истца ФИО11, возражения представителей Думы Артемовского городского округа ФИО14 и ФИО15, представителя администрации Артемовского городского округа ФИО16, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурораРогалева А.Е., полагавшего, что исковые требования подлежат удовлетворению, давая оценку всем добытым по делу доказательствам в их совокупности, Приморский краевой суд приходит к следующему.

В соответствии с положениями статьи 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

В судебном заседании установлено, что Нетреба И.А. является членом Товарищества собственников недвижимости (ТСН) ФИО12 и ей на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером , расположенный на территории ТСН, что подтверждается справкой ТСН ФИО12 от 5 декабря 2018 года.

Из выписки из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости, выданной Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю 20 ноября 2017 года, следует, что земельный участок с кадастровым номером , площадью 1000 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>, поставлен на кадастровый учет 10 марта 1995 года, отнесен к землям сельскохозяйственного назначения с определением вида разрешенного использования «для ведения садово-огородного хозяйства».

Постановлением по делу об административном правонарушении от 16 мая 2018 года Нетреба И.А. признана виновной в совершении административного правонарушения, выразившегося в самовольной рубке деревьев на земельном участке с кадастровым номером (нарушение пункта 4.1 Правил создания, содержания и охраны зеленых насаждений на территории Артемовского городского округа).

В силу частей 1, 4 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ) по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты. Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

В силу положений статьи 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельно решают вопросы местного значения, к которым федеральным законодательством отнесено утверждение правил благоустройства территории городского округа.

Общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, государственные гарантии его осуществления определены Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ.

К вопросам местного значения городского округа относится, в частности, организация благоустройства территории городского округа (включая освещение улиц, озеленение территории, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм), использование, охрана, защита, воспроизводство городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах городского округа, а также охрана окружающей среды (пункт 25 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ, пункт 2 статьи 7 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Федеральный закон от 10 января 2002 года № 7-ФЗ)).

Иные полномочия органа местного самоуправления городского округа в области организации благоустройства и охраны окружающей среды федеральные законы от 10 января 2002 года № 7-ФЗ и от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ не предусматривают.

Как следует из преамбулы решения Думы Артемовского городского округа от 30 июля 2015 года № 507, утвердившего Правила создания, содержания и охраны зеленых насаждений на территории Артемовского городского округа, оно принято в соответствии с федеральными законами от 6 октября 2003 года № 131 и от 10 января 2002 года № 7-ФЗ, а также приказом Госстроя России от 15 декабря 1999 года № 153 «Об утверждении Правил создания, охраны и содержания зеленых насаждений в городах Российской Федерации», решением Думы Артемовского городского округа от 20 октября 2005 года № 203 «Положение об организации благоустройства территории Артемовского городского округа, включая освещение улиц, озеленение территории, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм».

Пунктом 25 статьи 5 Устава Артемовского городского округа, принятого решением Артемовской городской Думы от 25 декабря 1998 года № 175 (в редакции от 26 апреля 2018 года № 83) установлено, что к вопросам местного значения Артемовского городского округа относится утверждение правил благоустройства территории городского округа, осуществление контроля за их соблюдением, организация благоустройства территории городского округа в соответствии с указанными правилами, а также организация использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах городского округа. Утверждение правил благоустройства территории Артемовского городского округа находится в исключительной компетенции Думы Артемовского городского округа (пункт 20 статьи 22 Устава).

В соответствии со статьей 61 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ зеленый фонд городских поселений представляет собой совокупность территорий, на которых расположены лесные и иные насаждения. Охрана зеленого фонда городских поселений предусматривает систему мероприятий, обеспечивающих сохранение и развитие зеленого фонда и необходимых для нормализации экологической обстановки и создания благоприятной окружающей среды. На территориях, находящихся в составе зеленого фонда, запрещается хозяйственная и иная деятельность, оказывающая негативное воздействие на указанные территории и препятствующая осуществлению ими функций экологического, санитарно-гигиенического и рекреационного назначения. Государственное регулирование в области охраны зеленого фонда городских поселений осуществляется в соответствии с законодательством.

Пунктом 3 статьи 44 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ установлено, что в целях охраны окружающей среды городских поселений создаются защитные и охранные зоны, в том числе санитарно-защитные зоны, озелененные территории, зеленые зоны, лесопарковые зоны и иные изъятые из интенсивного хозяйственного использования защитные и охранные зоны с ограниченным режимом природопользования, а также лесопарковые зеленые пояса.

Исходя из положений статьи 102 Лесного кодекса РФ зеленые зоны можно определить как леса, выполняющие функции защиты природных и иных объектов, где запрещается осуществление деятельности, несовместимой с их целевым назначением и полезными функциями. В составе зеленых зон, в свою очередь, выделяются лесопарковые зоны, выполняющие те же функции, но признаваемые таковыми в установленном порядке.

По смыслу данных норм ограничения на осуществление деятельности в границах территории, занятой деревьями и кустарниками, могут применяться только в том случае, если данная территория включена в состав зеленого фонда. В связи с этим право регулирования правоотношений по сносу зеленых насаждений вне указанной зоны органам местного самоуправления федеральным законодательством не предоставлено.

Вместе с тем, в материалах дела отсутствуют данные о том, что зеленые насаждения, находящиеся на земельном участке с кадастровым номером , принадлежащем административному истцу Нетреба И.А., относятся к зеленому фонду Артемовского городского округа.

Кроме этого, согласно представленных административным истцом документов, что не оспаривается представителями Думы Артемовского городского округа и администрации Артемовского городского округа, земельный участок с кадастровым номером отнесен к землям сельскохозяйственного назначения с определением вида разрешенного использования «для ведения садово-огородного хозяйства».

В соответствии с подпунктом 3 пункта 2 статьи 13, статьей 42 Земельного кодекса РФ собственники земельных участков и лица, не являющихся собственниками земельных участков, обязаны осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; проводить мероприятия по защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, сохранять достигнутый уровень мелиорации.

Согласно статье 19 Федерального закона от 15 апреля 1998 года № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» (действовавшего на момент принятия оспариваемых Правил) член садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения имеет право самостоятельно хозяйствовать на своем земельном участке в соответствии с его разрешенным использованием, и обязан соблюдать агротехнические требования, экологические, санитарно-гигиенические, противопожарные и иные требования (нормы, правила и нормативы).

Кроме этого, в силу требований статьи 261 Гражданского кодекса РФ, если иное не установлено законом, право собственности на земельный участок распространяется на находящиеся в границах этого участка поверхностный (почвенный) слой и водные объекты, находящиеся на нем растения. Собственник земельного участка вправе использовать по своему усмотрению все, что находится над и под поверхностью этого участка, если иное не предусмотрено законами о недрах, об использовании воздушного пространства, иными законами и не нарушает права других лиц.

В тоже время, из содержания оспариваемых положений нормативного правового акта следует, что Правила распространяют свое действие на всю территорию Артемовского городского округа, независимо от форм собственности и принадлежности земельных участков, и обязательны для исполнения всеми гражданами, должностными лицами и юридическими лицами.

Таким образом, пункты 2.1., 2.2., 4.1. Правил в той мере, в которой их предписания распространяются на собственников земельных участков, не относящихся к зеленому фонду и не находящихся в муниципальной собственности, и обязывают их согласовывать с органом местного самоуправления снос зеленых насаждений, расположенных на принадлежащим им земельных участках, противоречат федеральному законодательству, приняты с превышением полномочий, и ограничивают право Нетреба И.А. как собственника земельного участка, предназначенного для ведения садово-огородного хозяйства, использовать по своему усмотрению расположенные на нем деревья и иные растения.

При указанных обстоятельствах, требования о признании недействующими: пункта 2.1., пункта 2.2., пункта 4.1. Правил создания, содержания и охраны зеленых насаждений на территории Артемовского городского округа, утвержденных решением Думы Артемовского городского округа от 30 июля 2015 года № 507, в части устанавливающей обязанность пользователей земельных участков, предназначенных для ведения садоводства, получать разрешение на вырубку деревьев и кустарников, в том числе сухостойных, больных и аварийных; на самовольное обрезание кроны деревьев и кустарников,подлежат удовлетворению.

При этом, суд признает несостоятельной ссылку представителей Думы Артемовского городского округа и администрации Артемовского городского округа на Правила создания, охраны и содержания зеленых насаждений в городах Российской Федерации, утвержденные приказом Госстроя России от 15 декабря 1999 года № 153, пунктом 6.1. которых предусмотрено, что пользователи озелененных территорий обязаны во всех случаях осуществлять снос и пересадку деревьев и кустарников, производимую в процессе содержания и ремонта, в соответствии с технологическим регламентом, возмещать ущерб по установленным расценкам, а пунктом 6.4. запрещено юридическим и физическим лицам осуществлять самовольную вырубку деревьев и кустарников.

Названный федеральный нормативный правовой акт, как указано в его преамбуле, является рекомендательным документом и предназначен для предприятий, занимающихся вопросами создания, охраны и содержания озелененных территорий, независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности, не содержит норм о праве органа местного самоуправления осуществлять правовое регулирование в данной сфере общественных отношений.

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.

По смыслу правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, в случае, если нормативный правовой акт впоследствии может быть проверен в процедуре конституционного судопроизводства на соответствие положениям Конституции Российской Федерации, суд общей юрисдикции признает его недействующим с момента вступления решения суда в законную силу (постановления от 16 июня 1998 года № 19-П, от 11 апреля 2000 года № 6-П, от 18 июля 2003 года № 13-П, от 27 января 2004 года № 1-П).

Кроме этого, согласно разъяснениям, содержащимся в абзацах третьем и четвертом пункта 38 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25 декабря 2018 года № 50, если нормативный правовой акт до принятия решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его не действующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу.

В связи с тем, что оспариваемый нормативный правовой акт до вынесения решения суда применялся, это является основанием для признания его недействующим в части со дня вступления решения суда в законную силу.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 178, 180, 215-217 Кодекса административного судопроизводства РФ, Приморский краевой суд

решил:

административное исковое заявление Нетреба Ирины Артуровны к Думе Артемовского городского округа, заинтересованное лицо администрация Артемовского городского округа о признании Правил создания, содержания и охраны зеленых насаждений на территории Артемовского городского округа, утвержденных решением Думы Артемовского городского округа от 30 июля 2015 года № 507, недействующими в части – удовлетворить.

Признать недействующими со дня вступления в законную силу решения суда: пункт 2.1., пункт 2.2., пункт 4.1. Правил создания, содержания и охраны зеленых насаждений на территории Артемовского городского округа, утвержденных решением Думы Артемовского городского округа от 30 июля 2015 года № 507, в части устанавливающей обязанность пользователей земельных участков, предназначенных для ведения садоводства, получать разрешение на вырубку деревьев и кустарников, в том числе сухостойных, больных и аварийных; получать разрешение на самовольное обрезание кроны деревьев и кустарников.

Сообщение о данном решении суда подлежит опубликованию Думой Артемовского городского округав течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу в официальном печатном издании представительного органа.

На решение может быть подана апелляционная жалоба или принесено апелляционное представление в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Приморский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Приморского краевого суда О.А.Зайцева