Дело № 3а-29/2019
МАГАДАНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
9 октября 2019 г. город Магадан
Магаданский областной суд в составе:
председательствующего - судьи Бельмас И.Ю.,
при секретаре Кулаковой А.Н.
с участием:
представителя административного истца – помощника прокурора Магаданской области по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе Зариповой Е.В.;
представителей административного ответчика департамента цен и тарифов Магаданской области - ФИО1, ФИО2, ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Магаданского областного суда административное дело по административному исковому заявлению заместителя прокурора Магаданской области о признании недействующим приложения № 1 к приказу департамента цен и тарифов Магаданской области от 27.08.2014 № 2/2014-Э «Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению на территории муниципальных образований Магаданской области»,
у с т а н о в и л:
департаментом цен и тарифов Магаданской области 27 августа 2014 г. издан приказ № 2/2014-Э «Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению на территории муниципальных образований Магаданской области».
Пунктом 1 приказа утверждены нормативы потребления коммунальной услуги по электроснабжению для населения муниципальных образований Магаданской области, проживающего в многоквартирных домах, многоквартирных домах с коммунальными квартирами, общежитиях и жилых домах, определенные методом аналогов, согласно приложению № 1 к приказу.
В названный приказ неоднократно вносились изменения, в настоящее время приказ (в том числе его единственное приложение № 1) действует в редакции приказа департамента цен и тарифов Магаданской области от 18.05.2017 № 1/2017-Э.
Заместитель прокурора Магаданской области (далее также прокурор) обратился в Магаданский областной суд с административным исковым заявлением в порядке главы 21 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации об оспаривании приложения № 1 к приказу департамента цен и тарифов Магаданской области от 27.08.2014 № 2/2014-Э «Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению на территории муниципальных образований Магаданской области».
В обоснование исковых требований указал, что приложение № 1 к приказу департамента цен и тарифов Магаданской области от 27.08.2014 № 2/2014-Э противоречит статье 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, пунктам 48, 50 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 306, постольку поскольку не устанавливает нормативы потребления коммунальной услуги электроснабжения при использовании земельного участка и надворных построек по всем направлениям использования, а именно: освещение в целях содержания сельскохозяйственных животных; освещение иных надворных построек, в том числе бань, саун, бассейнов, гаражей, теплиц (зимних садов); приготовление пищи и подогрев воды для сельскохозяйственных животных.
Вместе с тем, по информации представленной публичным акционерным обществом энергетики и электрификации «Магаданэнерго» на территории Магаданской области имеются объекты, электроснабжение которых осуществляется по направлениям, перечисленным в пункте 50 Правил № 306.
Неустановление ответчиком нормативов электропотребления при использовании земельного участка и надворных построек по всем направлениям использования, влечет ущемление прав и законных интересов неопределенного круга лиц – потребителей и поставщиков коммунальной услуги по электроснабжению на территории Магаданской области, так как с одной стороны нарушает общеправовые принципы равенства и справедливости, ставя в неравное положение потребителей применительно к исполнению обязанности по оплате электроснабжения, с другой – создает предпосылки для получения недобросовестными потребителями преимуществ за счет ресурсоснабжающей организации.
31 мая 2019 г. прокурором области руководителю департамента цен и тарифов Магаданской области внесено представление об устранении нарушений федерального законодательства в сфере соблюдения прав потребителей коммунальных услуг, по результатам рассмотрения которого департаментом не принято мер к приведению нормативного правового акта в соответствие с федеральным законодательством.
Ссылаясь на приведенные выше и иные законоположения, заместитель прокурора Магаданской области просил суд признать недействующим со дня вступления решения суда в законную силу приложение № 1 к приказу департамента цен и тарифов Магаданской области от 27.08.2014 № 2/2014-Э (в редакции приказа от 18.05.2017) «Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению на территории муниципальных образований Магаданской области» в той мере, в какой оно не устанавливает нормативы потребления коммунальной услуги по электроснабжению при использовании земельного участка и надворных построек, в связи с несоответствием требованиям федерального законодательства.
В ходе рассмотрения дела прокурор уточнил заявленные требования и в дополнение к первоначально заявленному требованию просит суд обязать департамент цен и тарифов Магаданской области в течение трех месяцев с момента вступления в законную силу решения суда принять нормативный правовой акт, устанавливающий нормативы потребления коммунальной услуги по электроснабжению при использовании земельного участка и надворных построек (л.д. 127-128).
В письменных возражениях на административное исковое заявление и дополнениях к ним департамент цен и тарифов Магаданской области (далее - Департамент) указывает, что оспариваемый приказ издан Департаментом в пределах предоставленных ему полномочий, с соблюдением формы и вида, требований к его введению в действие.
Полагает, что требования прокурора не подлежат удовлетворению, ссылаясь на невозможность определения нормативов потребления коммунальной услуги по электроснабжению при использовании земельного участка и надворных построек: в части нормативов потребления для освещения в целях содержания сельскохозяйственных животных, а также приготовления пищи и подогрева воды для сельскохозяйственных животных - по причине отсутствия возможности определения годового расхода электрической энергии; в части норматива потребления для иных надворных построек, в том числе бань, саун, бассейнов, гаражей, теплиц (зимних садов) - по причине отсутствия формулы определения.
В судебном заседании представитель административного истца помощник прокурора Магаданской области Зарипова Е.В. поддержала заявленные требования с учетом уточнения, просила их удовлетворить по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении и дополнениях к нему.
Представители административного ответчика ФИО2, ФИО1 и ФИО3, возражали против удовлетворения требований прокурора по доводам, изложенным в отзыве на исковое заявление и дополнениях к нему.
Выслушав объяснения представителей сторон, исследовав и оценив доказательства по делу по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), Магаданский областной суд приходит к следующему.
Из пункта 2 статьи 1, пункта 1 статьи 21 и пункта 3 статьи 22 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» следует, что в рамках реализации надзорных полномочий прокурор имеет право обратиться в суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта в случае, если он принят органом исполнительной власти субъектов Российской Федерации и иными указанными в законе органами и должностными лицами в нарушение законодательства, имеющего большую юридическую силу.
На основании частей 1, 2 статьи 39 КАС РФ заместитель прокурора субъекта Российской Федерации вправе обратиться в областной суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
В соответствии с частью 3 статьи 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части в суд может обратиться прокурор в пределах своей компетенции.
Анализ приказа департамента цен и тарифов Магаданской области от 27.08.2014 № 2/2014-Э позволяет суду сделать вывод о том, что он является нормативным правовым актом, поскольку содержит правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение и направленные на урегулирование общественных отношений, возникающих в сфере предоставления коммунальной услуги по электроснабжению на территории Магаданской области.
Следовательно, приложение № 1 к данному приказу может быть оспорено заместителем прокурора Магаданской области в Магаданском областном суде в порядке главы 21 КАС РФ.
Особенности производства по административным делам об оспаривании нормативных правовых актов регламентированы главой 21 КАС РФ.
В соответствии с частями 7 - 9 статьи 213 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются.
При проверке законности этих положений суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании нормативного правового акта недействующим, и выясняет обстоятельства, указанные в части 8 данной статьи, в полном объеме.
Правомочность органа, принявшего оспариваемый приказ, соблюдение установленной процедуры его принятия, правил введения в действие и опубликования, административным истцом в ходе судебного разбирательства не оспаривались.
Судом при рассмотрении дела установлено, что в соответствии с пунктом «к» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 306 утверждены «Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг» (далее - Правила № 306), которые определяют порядок установления нормативов потребления коммунальных услуг (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление) и требования к их формированию.
В силу пункта 3 Правил № 306 нормативы потребления коммунальных услуг утверждаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Уполномоченным органом исполнительной власти Магаданской области, осуществляющим государственное регулирование цен и тарифов на продукцию, товары (работы, услуги) и региональный государственный контроль (надзор) за их применением, за исключением регулирования цен и тарифов, относящегося к полномочиям федеральных органов исполнительной власти в соответствии с пунктом 1.1 Положения, утвержденного постановлением Правительства Магаданской области от 09.01.2014 № 3-пп, является департамент цен и тарифов Магаданской области.
В соответствии с пунктами 3.2. 3.4. Положения Департамент на основании федеральных законов, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, законов Магаданской области, нормативных правовых актов губернатора Магаданской области и Правительства Магаданской области самостоятельно принимает нормативные правовые акты в установленных сферах деятельности, в том числе утверждает нормативы потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Таким образом, приказ от 27.08.2014 № 2/2014-Э «Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению на территории муниципальных образований Магаданской области» принят Департаментом в пределах предоставленных ему полномочий и компетенции.
Ни федеральным, ни региональным законодателем не установлено требований к виду и форме, а также к процедуре принятия нормативного правового акта об утверждении нормативов потребления коммунальной услуги электроснабжения.
В соответствии с пунктом 3.1 Инструкции по делопроизводству в департаменте цен и тарифов администрации Магаданской области, утвержденной приказом Департамента от 01.10.2007 № 15 (действовала в период издания оспариваемого приказа), решения по основной деятельности оформляются приказами; приказы по основной деятельности готовят отделы Департамента на основании поручений руководителя, его заместителей, либо в инициативном порядке (л.д. 155).
Порядок опубликования и вступления в силу актов исполнительных органов государственной власти Магаданской области установлен в разделе V Регламента Правительства Магаданской области, утвержденного постановлением губернатора Магаданской области от 25.12.2013 № 183-п (далее – Регламент).
На дату издания оспариваемого приказа Департамента Регламент действовал в редакции от 11.12.2015 г. и предусматривал, что нормативные правовые акты исполнительных органов государственной власти Магаданской области подлежат обязательному официальному опубликованию в течение пятнадцати дней после дня их подписания; официальным опубликованием акта считается первая публикация его полного текста в областной газете «Магаданская правда» или первое размещение (опубликование) на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru); акты органов государственной власти Магаданской области, затрагивающие права и свободы человека и гражданина, вступают в силу не ранее чем через десять дней после их официального опубликования (пункты 61, 62, 64 Регламента).
Пунктом 17 Правил № 306, как в первоначальной редакции, так и в редакции постановлений от 17.12.2014 № 1380, от 26.12.2016 № 1498, предусмотрено, что решения уполномоченных органов об установлении нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, а также утвержденные ими нормативы по формам, предусмотренным приложением № 2 к настоящим Правилам, публикуются в 10-дневный срок после их принятия в официальных печатных средствах массовой информации, в которых публикуются акты органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а также на официальном сайте уполномоченного органа в сети Интернет с указанием даты введения в действие указанных нормативов.
Приказ от 27.08.2014 № 2/2014-Э принят Департаментом с соблюдением установленной формы и опубликован в газете «Магаданская правда» 2 сентября 2014 г. № 70 (20722), в установленном порядке зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации, включен в регистр нормативных правовых актов в Российской Федерации 5 сентября 2014 г. за № RU 49000201400778.
Приказ Департамента от 18.05.2017 № 1/2017-Э, которым утверждена новая редакция оспариваемого прокурором приложения № 1 «Нормативы потребления коммунальной услуги по электроснабжению для населения муниципальных образований Магаданской области, проживающего в многоквартирных домах, многоквартирных домах с коммунальными квартирами, общежитиях и жилых домах, определенные методом аналогов» опубликован в газете «Магаданская правда» 30.05.2017 № 40 (21000).
Таким образом, в судебном заседании установлено, что оспариваемый приказ принят органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в пределах предоставленных ему полномочий и компетенции, с соблюдением требований законодательства, предъявляемых к форме нормативного правового акта, а также введения его в действие.
Опубликование приказа Департамента от 18.05.2017 № 1/2017-Э, с нарушением предусмотренного пунктом 17 Правил № 306 10-дневного срока не опровергает факт доведения его надлежащим образом до всеобщего сведения и само по себе не является в силу статей 213, 215 КАС РФ правовым основанием для признания оспариваемого акта недействующим.
Проверяя соответствие оспариваемого прокурором приложения № 1 к приказу департамента цен и тарифов Магаданской области от 27.08.2014 № 2/2014-Э положениям нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу, суд приходит к следующим выводам.
На основании части 1 статьи 157 ЖК РФ постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее - Правила № 354).
Пунктом 2 Правил № 354 определено, что коммунальные услуги - это осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме в случаях, установленных настоящими Правилами, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов (домовладений); к коммунальным ресурсам отнесена в том числе электрическая энергия; норматив потребления коммунальной услуги это количественный показатель объема потребления коммунального ресурса, утверждаемый в установленном порядке органами государственной власти субъектов Российской Федерации и применяемый для расчета размера платы за коммунальную услугу при отсутствии приборов учета и в иных случаях, предусмотренных данными Правилами.
В соответствии с пунктом 49 Правил № 354, если домовладение не оборудовано индивидуальным прибором учета соответствующего вида коммунального ресурса, то потребитель дополнительно к рассчитанной в соответствии с пунктом 42 данных Правил плате за коммунальную услугу, предоставленную в жилом помещении, оплачивает коммунальную услугу, предоставленную ему при использовании земельного участка и расположенных на нем надворных построек.
Размер платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю при использовании земельного участка и расположенных на нем надворных построек, рассчитывается в соответствии с формулой 22 приложения № 2 к настоящим Правилам с применением нормативов потребления коммунальной услуги при использовании земельного участка и расположенных на нем надворных построек.
Расчет размера платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю при использовании земельного участка и расположенных на нем надворных построек, осуществляется начиная:
с даты, указанной в договоре, содержащем положения о предоставлении коммунальных услуг, или в заявлении потребителя, поданном исполнителю в соответствии с подпунктом «к» пункта 34 настоящих Правил, о начале потребления предоставляемой исполнителем коммунальной услуги при использовании земельного участка и расположенных на нем надворных построек в случае отсутствия у потребителя индивидуального прибора учета;
с даты, указанной в акте о выявлении факта отсутствия у потребителя индивидуального прибора учета и о потреблении им предоставляемой исполнителем коммунальной услуги при использовании земельного участка и расположенных на нем надворных построек.
Пунктом 5 постановления Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 органам государственной власти субъектов Российской Федерации рекомендовано утвердить нормативы потребления коммунальных услуг при использовании земельного участка и надворных построек не позднее 2 месяцев со дня вступления в силу изменений, которые вносятся в Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, указанных в абзаце четвертом подпункта «б» пункта 4 данного Постановления.
Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 306 определен порядок установления нормативов потребления коммунальных услуг (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление) и требования к их формированию.
К таким нормативам относится, в частности норматив потребления коммунальной услуги при использовании земельного участка и надворных построек - норматив потребления, применяемый для расчета размера платы за коммунальную услугу, предоставленную при использовании земельного участка и расположенных на нем надворных построек (пункт 2 Правил № 306).
Согласно пункту 9 Правил № 306 установление нормативов потребления коммунальных услуг производится по инициативе уполномоченных органов, ресурсоснабжающих организаций, а также управляющих организаций, товариществ собственников жилья, жилищных, жилищно-строительных или иных специализированных потребительских кооперативов либо их объединений (далее - управляющие организации).
В силу пункта 10 Правил № 306 нормативы потребления устанавливаются:
в отношении коммунальных услуг, предоставляемых в жилых помещениях, - по каждому виду предоставляемых коммунальных услуг, которые определяются степенью благоустройства многоквартирного дома или жилого дома;
в отношении коммунальных ресурсов, потребляемых в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, - по каждому виду потребляемых коммунальных ресурсов (за исключением тепловой энергии), которые определяются степенью благоустройства многоквартирного дома, а также наличием ресурсопотребляющего оборудования и устройств, включенных в состав общего имущества;
в отношении коммунальных услуг, предоставляемых при использовании земельного участка и надворных построек, - применительно к коммунальным услугам по холодному водоснабжению, электроснабжению и отоплению с учетом направлений их использования.
Нормативы потребления коммунальных услуг определяются с применением метода аналогов либо расчетного метода с использованием формул согласно приложению № 1 к данным Правилам (пункт 13).
В силу пункта 50 Правил № 306 в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 17.12.2014 № 1380 норматив потребления коммунальной услуги по электроснабжению при использовании земельного участка и надворных построек определяется отдельно по каждому из следующих направлений использования:
освещение в целях содержания сельскохозяйственных животных;
освещение иных надворных построек, в том числе бань, саун, бассейнов, гаражей, теплиц (зимних садов);
приготовление пищи и подогрев воды для сельскохозяйственных животных.
Приложением № 2 к Правилам № 306 в таблице 11 утверждена Форма для установления нормативов потребления коммунальной услуги по электроснабжению при использовании надворных построек, расположенных на земельном участке, в которой предусмотрены указанные направления использования коммунального ресурса, выраженные в следующих единицах измерения: освещение в целях содержания сельскохозяйственных животных, кВт*ч. в месяц на кв. м; освещение иных надворных построек, в том числе бань, саун, бассейнов, гаражей, теплиц (зимних садов), кВт*ч. в месяц на кв. м; приготовление пищи и подогрев воды для сельскохозяйственных животных, кВт*ч. в месяц на голову животного.
Пунктом 51 Правил № 306 установлено, что в случае использования земельного участка и надворных построек по направлениям использования, не предусмотренным настоящими Правилами, по решению уполномоченного органа могут быть установлены нормативы потребления коммунальных услуг по иным направлениям использования коммунального ресурса.
Из приведенных выше нормативных положений Жилищного кодекса Российской Федерации и Правил № 306, 354 в их взаимосвязи следует императивная обязанность уполномоченных органов государственной власти субъектов Российской Федерации (в данном деле департамента цен и тарифов Магаданской области) установить нормативы потребления коммунальной услуги по электроснабжению при использовании земельного участка и надворных построек по каждому из направлений, предусмотренных пунктом 50 Правил № 306.
Между тем, как установлено судом и не оспаривалось административным ответчиком приказ Департамента от 27.08.2014 № 2/2014-Э «Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению на территории муниципальных образований Магаданской области», имеет единственное приложение № 1, которым установлены нормативы потребления электрической энергии для многоквартирных домов, жилых домов, общежитий квартирного типа.
Нормативы потребления коммунальной услуги по электроснабжению при использовании земельного участка и надворных построек не установлены Департаментом, что противоречит требованиям пунктов 10, 50 Правил № 306.
При рассмотрении дела судом установлено и никем не оспаривалось, что на территории Магаданской области имеются домовладения с земельными участками, на которых возведены надворные постройки и содержатся домашние животные.
Департамент не оспаривая наличие у него обязанности по установлению нормативов потребления коммунальной услуги по электроснабжению при использовании земельного участка и надворных построек, ссылается на то, что данные нормативы установить невозможно.
В обоснование данного довода Департамент указывал, что в части нормативов потребления для освещения в целях содержания сельскохозяйственных животных, а также приготовления пищи и подогрев воды для сельскохозяйственных животных установить норматив не представляется возможным по причине отсутствия у Департамента возможности определения годового расхода электрической энергии. В части норматива потребления для иных надворных построек, в том числе бань, саун, бассейнов, гаражей, теплиц (зимних садов) по причине отсутствия формулы определения.
Эти доводы суд признает несостоятельными по следующим причинам.
Норматив потребления коммунальной услуги по электроснабжению при использовании земельного участка и надворных построек для освещения в целях содержания соответствующего сельскохозяйственного животного (кВт*ч в месяц на 1 голову животного) определяется по формуле 35 (пункт 38 приложения № 1 к Правилам № 306):
где: Qосв. - расход электрической энергии на освещение в целях содержания сельскохозяйственного животного соответствующего вида (кВт·ч в год на 1 голову животного), определяемый уполномоченным органом; 12 - количество месяцев в году.
Аналогичная формула установлена в целях расчета норматива потребления коммунальной услуги по электроснабжению при использовании земельного участка и надворных построек для приготовления пищи и подогрева воды для сельскохозяйственного животного соответствующего вида (формула № 36, пункт 39 Приложения № 1 к Правилам № 306).
Формулу для расчета норматива потребления коммунальной услуги по электроснабжению для освещения иных надворных построек, в том числе бань, саун, бассейнов, гаражей, теплиц (зимних садов) Правила № 306 (приложение № 1) не устанавливают.
Департамент при рассмотрении дела ссылался на то, что приказом от 26.04.2012 № 43 он возложил на организации, предоставляющие коммунальные услуги электроснабжения обязанность произвести расчет нормативов потребления коммунальных услуг при использовании участка и надворных построек, однако такие расчеты Департаменту не были представлены, что явилось препятствием для установления соответствующих нормативов потребления.
Эти доводы неубедительны по следующим причинам.
В соответствии с пунктом 2.23 Положения Департамент с целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности вправе: запрашивать и получать у органов местного самоуправления, организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, информацию и необходимые материалы по вопросам установления, изменения и применения цен (тарифов), регулируемых в соответствии с законодательством, в формате и в сроки, которые определяются Департаментом (подпункт 3.23.1); привлекать в установленном порядке для рассмотрения вопросов в установленной сфере деятельности научные и иные организации, ученых и специалистов (3.28.8); выступать заказчиком и принимать результаты научно-методических и исследовательских разработок, представлять в установленном порядке интересы Магаданской области в данном направлении в пределах полномочий Департамента (3.23.9).
При рассмотрении дела Департаментом не представлено каких-либо доказательств тому, что при подготовке проекта оспариваемого приказа № 2-2014/Э от 27.08.2014, также как и при подготовке приказов, принятых во изменение данного приказа, Департаментом были приняты действенные меры к получению необходимых сведений. Сторонние организации для расчета норматива потребления коммунальной услуги по электроснабжению при использовании земельного участка и надворных построек Департаментом не привлекались, соответствующий государственный заказ на выполнение таких работ не планировался и не размещался.
Доводы об отсутствии в Правилах № 306 порядка расчета и соответствующих формул для расчета норматива потребления коммунальной услуги по электроснабжению при использовании земельного участка и надворных построек по направлению освещение иных надворных построек не состоятельны, поскольку в отсутствие прямого запрета на это в Правилах № 306 регулирующий орган вправе использовать по аналогии иные формулы, содержащие расчет нормативов потребления коммунальных услуг.
Кроме того, пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 306 установлено, что разъяснения по применению Правил, утвержденных данным Постановлением, дает Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации и административный ответчик не лишен возможности обратиться в указанный орган по вопросу порядка определения норматива потребления коммунальной услуги электроснабжения по направлению освещение иных надворных построек.
По этим же причинам суд считает неубедительными доводы административного ответчика со ссылкой на наличие противоречий в установлении единицы измерения для норматива потребления коммунальных услуг на освещение в целях содержания сельскохозяйственных животных в пункте 7 Правил № 306 (кВт*ч на 1 голову животного) и в Форме для установления нормативов потребления коммунальной услуги по электроснабжению при использовании надворных построек, расположенных на земельном участке (таблица № 11 приложения 2 к Правилам № 306).
Обязательность установления норматива потребления коммунальной услуги по электроснабжению при использовании земельного участка и надворных построек на территории Магаданской области по всем направлениям использования, предусмотренным в пункте № 306 Правил, обусловлена прямым указанием на это в данном нормативном правовом акте.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что объективные причины, препятствующие установить нормативы по направлениям использования коммунальной услуги по электроснабжению, предусмотренным пунктом 50 Правил № 306, вопреки позиции Департамента, отсутствуют.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что оспариваемое прокурором приложение № 1 к приказу от 27.08.2014 № 2/2014-Э не соответствует части 1 статьи 157 ЖК РФ, пунктам 10, 50 Правил № 306, в той мере, в какой не устанавливает нормативы потребления коммунальной услуги по электроснабжению при использовании земельного участка и надворных построек на территории муниципальных образований Магаданской области.
Доводы административного ответчика о том, что оспариваемое прокурором приложение № 1 к приказу от 27.08.2014 № 2/2014-Э не противоречит федеральному законодательству со ссылкой на то, что действующее законодательство не содержит требований, устанавливающих обязательность утверждения нормативов по соответствующим направлениям потребления коммунальных услуг в рамках одного нормативного правового акта несостоятельны.
Как пояснили представители ответчика в судебном заседании, Департаментом издавался один нормативный акт, устанавливающий нормативы потребления коммунальных услуг по электроснабжению, по всем направлениям. При этом с даты вступления в силу изменений, внесенных в Правила № 306 постановлением Правительства Российской Федерации от 28.03.2012 № 258 (введен пункт 50), Департаментом ни разу не утверждались нормативы потребления названной коммунальной услуги при использовании земельных участков и надворных построек.
В настоящее время на территории Магаданской области также действует единственный приказ Департамента – от 27 августа 2014 № 2/2014-Э с единственным приложением, определяющий нормативы потребления коммунальной услуги по электроснабжению во исполнение требований части 1 статьи 157 ЖК РФ и Правил № 306, который, как установлено в судебном заседании, в нарушение требований пунктов 10, 50 Правил № 306 не содержит в себе нормативов по всем предусмотренным направлениям использования названной коммунальной услуги.
При наличии нормативного правового акта, установившего нормативы потребления коммунальной услуги только по части направлений использования коммунального ресурса прокурором избран правильный способ защиты прав и законных интересов неопределенного круга лиц направленный на оспаривание такого нормативного правового акта и на понуждение к устранению недостаточной урегулированности правоотношений в области предоставления и оплаты коммунальных услуг потребляемых при использовании земельных участков и надворных построек.
Неустановление нормативов потребления коммунальной услуги по электроснабжению при использовании земельного участка и надворных построек недопустимо в силу того, что это ставит потребителей коммунальной услуги в неравное положение применительно к исполнению обязанности по оплате электроснабжения, что не согласуется с общеправовыми принципами равенства и справедливости. При этом отсутствие нормативов для потребителей, имеющих надворные постройки, а также сельскохозяйственных животных, фактически приводит к получению такими потребителями преимуществ за счет ресурсоснабжающей организации.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
При рассмотрении административного дела судом установлено несоответствие оспариваемого приложения № 1 к приказу Департамента от 27.08.2014 № 2/2014-Э нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, что является основанием для признания нормативного правового акта в оспариваемой части недействующим.
При таких обстоятельствах требование первого заместителя прокурора Магаданской области о признании недействующим приложения № 1 «Нормативы потребления коммунальной услуги по электроснабжению в жилых помещениях многоквартирных домов и жилых домах, в том числе многоквартирных домах с коммунальными квартирами и общежитиях квартирного типа» к приказу департамента цен и тарифов Магаданской области от 27.08.2014 № 2/2014-Э «Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению на территории муниципальных образований Магаданской области» в той мере, в какой оно не устанавливает нормативы потребления коммунальной услуги по электроснабжению при использовании земельного участка и надворных построек, подлежит удовлетворению.
Учитывая, что нормативный правовой акт до вынесения решения суда применялся, суд признает его не действующим в оспариваемой части со дня вступления решения суда в законную силу.
В силу части 4 статьи 216 КАС РФ в случае, если в связи с признанием судом нормативного правового акта не действующим полностью или в части выявлена недостаточная правовая урегулированность административных и иных публичных правоотношений, которая может повлечь за собой нарушение прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, суд вправе возложить на орган государственной власти, орган местного самоуправления, иной орган, уполномоченную организацию или должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт, обязанность принять новый нормативный правовой акт, заменяющий нормативный правовой акт, признанный не действующим полностью или в части.
Поскольку обязанность уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в данном деле Департамента, по установлению норматива потребления коммунальной услуги по электроснабжению при использовании земельного участка и надворных построек прямо предусмотрена частью 1 статьи 157 ЖК РФ во взаимосвязи с пунктами 10, 50 Правил № 306, то есть нормативными правовыми актами, имеющими большую юридическую силу и при рассмотрении дела установлено, что на территории Магаданской области фактически отсутствует нормативный правовой акт, которым бы названные нормативы были установлены, что свидетельствует о недостаточной урегулированности правоотношений по предоставлению и оплате коммунальной услуги электроснабжения при использовании земельного участка и надворных построек, то суд, соглашаясь с правовой позицией прокурора, полагает необходимым возложить на административного ответчика обязанность принять нормативный правовой акт, устанавливающий нормативы потребления коммунальной услуги по электроснабжению при использовании земельного участка и надворных построек в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Срок исполнения решения суда в этой части, предложенный прокурором, 3 месяца, суд полагает обоснованным и разумным.
При этом суд учитывает то обстоятельство, что Правительство Российской Федерации рекомендовало органам государственной власти субъектов Российской Федерации утвердить нормативы потребления коммунальных услуг при использовании земельного участка и надворных построек не позднее 2 месяцев со дня вступления в силу изменений в Правила № 306 и то, что доводы административного ответчика о недостаточности трех месяцев для принятия нормативного акта ничем не подтверждены, каких-либо доказательств объективной необходимости установления более длительного срока административным ответчиком суду не представлено.
На основании пункта 2 части 4 статьи 215 КАС РФ в резолютивной части решения суда по административному делу об оспаривании нормативного правового акта должно содержаться указание на опубликование решения суда или сообщения о его принятии в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, уполномоченной организации или должностного лица, в котором были опубликованы или должны были быть опубликованы оспоренный нормативный правовой акт или его отдельные положения.
Вопрос о распределении судебных расходов в данном деле не требует разрешения, поскольку обе стороны освобождены от уплаты государственной пошлины, доказательств несения сторонами судебных издержек, в деле не имеется.
Руководствуясь статьями 175-180, 215 КАС РФ, суд
р е ш и л :
административное исковое заявление заместителя прокурора Магаданской области удовлетворить.
Признать недействующим со дня вступления решения суда в законную силу приложение № 1 «Нормативы потребления коммунальной услуги по электроснабжению в жилых помещениях многоквартирных домов и жилых домах, в том числе многоквартирных домах с коммунальными квартирами и общежитиях квартирного типа» к приказу департамента цен и тарифов Магаданской области от 27 августа 2014 г. № 2/2014-Э «Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению на территории муниципальных образований Магаданской области» в той мере, в какой оно не устанавливает нормативы потребления коммунальной услуги по электроснабжению при использовании земельного участка и надворных построек.
Возложить на департамент цен и тарифов Магаданской области обязанность принять нормативный правовой акт, устанавливающий нормативы потребления коммунальной услуги по электроснабжению при использовании земельного участка и надворных построек в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Сообщение о принятом решении суда подлежит опубликованию в газете «Магаданская правда» в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Апелляционные жалоба, представление могут быть поданы в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции через Магаданский областной суд.
Судья Магаданского областного суда И. Ю. Бельмас
В окончательной форме решение изготовлено 15 октября 2019 г.