ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-29/20 от 18.03.2020 Томского областного суда (Томская область)

УИД70OS0000-01-2019-000129-72

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

18 марта 2020 года Томский областной суд в составе:

председательствующего Простомолотова О.В.,

при секретаре К.

с участием прокурора Гутова С.С.,

представителя административных истцов ФИО1 и ФИО2 ФИО3, действующей на основании доверенностей от 14.02.2020 сроком действия на 1 год,

представителя административного ответчика Департамента по управлению государственной собственностью Томской области ФИО4,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Томске административное дело № 3а-29/2020 по административному исковому заявлению ФИО1 и ФИО2 к Департаменту управления государственной собственностью Томской области о признании недействующим в части подп. 166, 167, 168 перечня объектов для целей налогообложения на 2018 утвержденного распоряжения Департамента управления государственной собственностью Томской области № 85-О от 29.11.2017 «Об определении перечня объектов для целей налогообложения на 2018 год»,

У С Т А Н О В И Л:

распоряжением Департамента по управлению государственной собственностью Томской области № 85-о от 29 ноября 2017 года «Об утверждении перечня объектов для целей налогообложения на 2018 год» в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации определен перечень объектов недвижимого имущества для целей налогообложения, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.

Указанное распоряжение и приложение к нему опубликованы 30 ноября 2017 года на официальном интернет – портале «Электронная администрация Томской области» http//www.tomsk.gov.ru в разделе нормативно-правовые акты и интернет - портале Департамента по управлению государственной собственностью Томской области в телекоммуникационной сети интернет http://дугс.рф.

Пунктом 1 указанного распоряжения определен перечень объектов для целей налогообложения на 2018 год согласно приложению к настоящему распоряжению.

В соответствии с пунктами 166, 167, 168 приложения к распоряжению Департамента по управлению государственной собственностью Томской области № 85-о от 29 ноября 2017 года «Об утверждении перечня объектов для целей налогообложения на 2018 год» в указанный перечень (далее - Перечень) включены нежилые помещения с кадастровыми номерами /__/; /__/; /__/, расположенные по адресу /__/.

Подпунктом 2 пункта 2 установлено, что указанный перечень подлежит направлению в соответствующие налоговые органы по месту нахождения недвижимого имущества в срок не позднее 1 января 2018года.

ФИО1 и ФИО2 являющиеся собственниками указанных нежилых помещений, обратились в Томский областной суд с административным исковым заявлением об оспаривании распоряжений Департамента по управлению государственной собственностью Томской области № 85-о от 29 ноября 2017 года «Об утверждении перечня объектов для целей налогообложения на 2018 год» в части включения в Перечень принадлежащих им на праве собственности нежилых помещений с кадастровыми номерами с кадастровыми номерами /__/; /__/; /__/, расположенных по адресу /__/.

В обоснование заявленных требований административные истцы указывают, что включение нежилых помещений в Перечень противоречит требованиям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, Порядку определения вида фактического использования объектов недвижимого имущества для целей налогообложения, утвержденному постановлением Администрации Томской области № 454а от 03.12.2014, нарушает их права в сфере экономической деятельности, незаконно обязывает уплачивать налог на имущество исходя из кадастровой стоимости здания, значительно увеличивая налоговую базу по налогу.

Административные истцы ссылаются на то, что нежилые помещения, принадлежащие им на праве собственности, не относятся к видам объектов ( торговым объектам объектов бытового обслуживания), предусмотренных п.4 ч.1 ст. 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку их назначение и фактическое использование не предусматривает размещение торговых объектов. Фактически указанные помещения используются для складирования товара, а не для его реализации покупателям. Обследование помещений в целях установления их фактического использования в целях включения в Перечень на 2018 не проводилось.

В ходе судебного заседания представитель административных истцов ФИО3 заявленные требования поддержала, в своих объяснениях суду подтвердила, что административным истцам на праве собственности принадлежат указанные нежилые помещения. В помещениях расположены склады для хранения товара. Свободный доступ в помещения отсутствует. По мере необходимости из помещений товар доставляется в магазины «Золушка». Согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности ОК 029-2014, принятому приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 31 января 2014 года № 14-ст, деятельность по складированию имеет код 52.10 и включает в себя деятельность инфраструктуры для хранения и складирования всех видов грузов, деятельность зернохранилищ, элеваторов, складов для генеральных грузов, складов-рефрижераторов (холодильных складов) бункеров и т.д.; - хранение товаров в зонах свободной торговли; - замораживание продуктов; - хранение ядерных материалов и радиоактивных веществ, и не подпадает под понятие деловой, административной или коммерческой деятельности. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 ноября 2016 года № 2496-р в целях применения Налогового кодекса Российской Федерации определены коды видов деятельности в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности, относящихся к бытовым услугам, и коды услуг в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности, относящихся к бытовым услугам. Деятельность с кодом 52.10 Распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 ноября 2016 года № 2496-р к бытовым услугам не отнесена. С учетом изложенного с учетом того, что обследование нежилых помещений в 2017 не проводилось, включение спорных нежилых помещений в перечень не основано на законе.

Представитель административного ответчика Департамента по управлению государственной собственностью Томской области ФИО4 в ходе судебного заседания возражал против заявленных административных исковых требований, полагал, что процедура определения вида фактического использования, а также включения в перечень объектов недвижимости для целей налогообложения и принятия оспариваемого акта была соблюдена. Актом обследования уполномоченной организации от 30.09.2015 установлено, что 70,8% площади нежилых помещений используется для размещения объектов бытового обслуживания, офисов и торговых объектов. Следовательно, спорные объекты недвижимости включены в перечень правомерно.

Выслушав объяснения представителя административных истцов, представителя административного ответчика, допросив свидетеля, исследовав письменные материалы дела и представленные в них доказательства, проанализировав оспариваемые административным истцом отдельные положения нормативного правового акта на его соответствие федеральным законам и иным нормативным актам, имеющим большую юридическую силу, проверив порядок принятия нормативного правового акта, а также заслушав заключение прокурора Гутова С.С., полагавшего требования подлежащими удовлетворению, суд приходит к следующим выводам.

В силу статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.

В соответствии с частью 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть не соответствуют иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.

При рассмотрении дела судом установлено, что оспариваемый административными истцами нормативный правовой акт регулирует отношения в сфере налогообложения.

Согласно пункту «и» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).

Подпунктом 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, отнесено решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.

Налоговым кодексом Российской Федерации также разграничены полномочия федерального законодателя и законодателей субъектов Российской Федерации в сфере налогообложения.

В соответствии со статьей 399 Налогового кодекса РФ налог на имущество физических лиц устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований (часть 1).

Согласно статье 400 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.

В силу статьи 401 Налогового кодекса РФ объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество: 1) жилой дом; 2) жилое помещение (квартира, комната); 3) гараж, машино-место; 4) единый недвижимый комплекс; 5) объект незавершенного строительства; 6) иные здание, строение, сооружение, помещение (часть 1).

Пунктом 3 статьи 402 Налогового кодекса РФ предусмотрено, что налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 настоящего Кодекса, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 настоящего Кодекса, определяется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения.

В соответствии с пунктом 1 и подпунктом 2 пункта 2 статьи 406 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые ставки по налогу на имущество физических лиц устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований. В случае определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объекта налогообложения налоговые ставки устанавливаются в размерах, не превышающих 2 процентов в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 382.2 настоящего Кодекса, в отношении объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 настоящего Кодекса, а также в отношении объектов налогообложения, кадастровая стоимость каждого из которых превышает 300 миллионов рублей.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 данной статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.

Согласно подпунктам 1, 2 пункта 1 ст. 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения: административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них; нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.

Таким образом, формирование перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется исходя из их кадастровой стоимости, в том числе и для целей исчисления и уплаты налога на имущество физических лиц, регламентируется пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и конкретизирующими его положения актами.

Постановлением Администрации Томской области № 454а от 3 декабря 2014 года «Об утверждении Порядка определения вида фактического использования объектов недвижимого имущества для целей налогообложения» (вместе с «Положением о Комиссии по определению вида фактического использования объектов недвижимого имущества для целей налогообложения») утвержден указанный порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений).

Согласно п.16 постановления Администрации Томской области № 454а от 3 декабря 2014 года «Об утверждении Порядка определения вида фактического использования объектов недвижимого имущества для целей налогообложения» (далее - Порядок) в срок не позднее 20-го числа месяца, предшествующего очередному налоговому периоду по налогу на имущество организаций, Департамент по управлению государственной собственностью Томской области осуществляет подготовку распоряжения Департамента по управлению государственной собственностью Томской области об определении перечня объектов для целей налогообложения.

Из положения о Департаменте по управлению государственной собственностью Томской области, утвержденного постановлением Администрации Томской области № 68 от 11.06.2013, следует, что Департамент является уполномоченным органом на определение перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, для целей налогообложения налогом на имущество, направление указанного перечня в электронной форме в налоговые органы по месту нахождения соответствующих объектов недвижимого имущества и размещение перечня на официальном сайте Департамента по управлению государственной собственностью Томской области в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (подп.8.1 п.10 положения).

При таких обстоятельствах суд полагает, что Департамент по управлению государственной собственностью Томской области наделен достаточной компетенцией и полномочиями для принятия оспариваемого административным истцом в части нормативного правового акта.

Пунктом 3 Порядка определено, что обследование объектов недвижимого имущества в целях определения вида фактического использования объектов недвижимого имущества для целей налогообложения проводится (далее - Мероприятие) уполномоченной организацией на основании плана по определению вида фактического использования объектов недвижимого имущества для целей налогообложения в Томской области.

Согласно пункту 6 Порядка перед осуществлением Мероприятия Уполномоченная организация информирует собственников (владельцев) объектов недвижимого имущества не позднее чем за 7 дней о предстоящем Мероприятии любыми доступными способами (устно, письменно, в том числе с использованием средств факсимильной и электронной связи).

В соответствии с пунктом 10 Порядка по результатам проведенного Мероприятия представителями Уполномоченной организации составляется акт о фактическом использовании зданий (строений, сооружений, нежилых помещений) для целей налогообложения.

Уполномоченной организацией на территории Томской области является ОГБСУ «Областное имущественное казначейство», целями деятельности которого в соответствии с подпунктом 3 пункта 2.2 Устава данного учреждения является определение вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений в целях налогообложения налогом на имущество по правилам, установленным статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

Как установлено в судебном заседании распоряжением директора ОГБСУ «Областное имущественное казначейство» № 138 от 30.06.2015 утвержден план мероприятий по определению вида фактического использования объектов недвижимого имущества для целей налогообложения на 3 квартал 2015 года (л.д. 111).

В соответствии с пунктом 30 приложения к распоряжению ОГБСУ «Областное имущественное казначейство» нежилое здание по адресу: /__/ было включено в План проведения мероприятий по определению вида фактического использования объектов недвижимого имущества для целей налогообложения в Томской области на 3 квартал 2015 года и проведение указанных мероприятий запланировано в период с 18 по 25 сентября 2015.

Распоряжением директора ОГБСУ «Областное имущественное казначейство» № 241 от 22.09.2015 утвержден состав комиссии по определению вида фактического использования объекта недвижимости нежилого здания по адресу: /__/, обследование назначено на 23.09.03.2015 (л.д. 113).

По результатам обследования нежилых помещений 30.09.2019 комиссией был составлен акт № 01-28/2015-52/01 от 30.09.2015 о фактическом использовании зданий (строений, сооружений, нежилых помещений) для целей налогообложения, согласно которому 70, 8 % площади помещений используются для целей размещения офисов, объекта общественного питания и торговых объектов (л.д. 134-137).

Указанные результаты обследования послужили основанием для включения спорных помещений в перечень объектов для целей налогообложения на 2016 год.

Как следует из пояснений представителя административного ответчика и показаний свидетеля З. после 2015, в том числе в 2016 и 2017 году обследование указанных нежилых помещений с целью определения их фактического использования не проводилось.

Исходя из положений раздела 4 Порядка комиссия по определению вида фактического использования объектов недвижимого имущества для целей налогообложения (далее - Комиссия) рассматривает поступившие от Уполномоченной организации перечни объектов недвижимого имущества, в отношении которых проведено соответствующее обследование, а также утверждает сводный перечень объектов недвижимого имущества, которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, который носит рекомендательный характер, и направляет его в Департамент. В свою очередь, Департамент на основании полученных сведений определяет перечень объектов для целей налогообложения на соответствующий налоговый период.

Согласно пункту 15 Положения о Комиссии, утвержденного постановлением Администрации Томской области от 03.12.2014 № 454а (далее - Положение), решения Комиссии оформляются протоколом заседания Комиссии, который подписывается председателем Комиссии, а в его отсутствие - председательствующим на заседании заместителем председателя Комиссии.

При этом в силу п. 11 Положения заседание Комиссии считается правомочным, если в нем участвует не менее половины от общего числа членов Комиссии.

Согласно протоколу № 6 от 15 ноября 2017 года в заседании Комиссии принимали участие более половины ее членов (л.д. 143-149).

Протоколом Комиссии № 6 от 15.11.2017 был утвержден:

1) перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых было проведено обследование фактического использования в четвертом квартале 2016, 1,2,3 кварталах 2017 года для включения объектов в перечень объектов недвижимого имущества на 2018 год, налоговая база которых определяется как кадастровая стоимость.

2) сводный перечень объектов недвижимости на 2018 год, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.

Также комиссия решила: включить в перечень объектов на 218 год, объекты недвижимости, включенные в перечень на 2017 согласно приложению № 5 (в том числе и спорные нежилые помещения).

Распоряжением от 29.11.2017 № 85-о Департамент определил перечень объектов для целей налогообложения на 2018 год, включив в его состав, в том числе нежилые помещения с кадастровыми номерами 70:21:0100023:965; 70:21:0100023:1046; 70:21:0100023:1080, расположенные по адресу /__/.

Указанное распоряжение было опубликовано 30 ноября 2017 года на официальном интернет – портале «Электронная администрация Томской области» http//www.tomsk.gov.ru в разделе нормативно-правовые акты и интернет - портале Департамента по управлению государственной собственностью Томской области в телекоммуникационной сети интернет http://дугс.рф.

Таким образом, установленная процедура принятия оспариваемого нормативного правового акта и его введения в действие (опубликования) была соблюдена.

Проверив распоряжение № 85-о от 29 ноября 2017 года в оспариваемой части на предмет его соответствия нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к следующему.

В силу подп. 1, 2 п.1 ст. 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения: административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них; нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.

В силу подп. 1 п.4 ст. 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания.

Согласно подп. 2 п.4 ст. 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если: разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания; либо фактически используется для размещения таких объектов. При этом, фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

Как установлено судом ФИО2 и ФИО1 на праве общей совместной собственности принадлежат нежилые помещения с кадастровыми номерами: /__/, /__/ расположенные в здании по адресу /__/ площадью /__/ кв.м. ФИО2, кроме того, принадлежат нежилые помещения с кадастровым номером /__/, расположенные в здании по указанному выше адресу, площадью /__/ кв.м. (л.д. 114, 115, 48-52).

Согласно ответов Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Томской области и Филиала по Томской области ФГБУ «ФКП Росреестра» нежилые помещения с кадастровыми номерами /__/, /__/ и /__/ расположены в пределах нежилого здания общей площадью /__/ кв.м с кадастровым номером /__/, расположенного по адресу/__/ Информация о том, в пределах какого земельного участка расположено указанное нежилое здание в государственном кадастре недвижимости отсутствует.

Из исследованных в судебном заседании кадастровых, реестровых дел и технических паспортов объектов недвижимости: нежилых помещений с кадастровыми номерами /__/, /__/, /__/ также не следует, что назначение помещений позволяло отнести их к офисным, помещениям, предназначенным для размещения торговых объектов, объектов бытового обслуживания или общественного питания.

Из положений п. 4.1 ст. 378. 2 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам, признается одновременно как административно-деловой центр, так и торговый центр (комплекс), если такое здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания; фактическим использованием здания (строения, сооружения) одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

Из объяснений представителя административного ответчика и свидетеля З. следует, что здание по /__/ и помещения в нем в целях включения его в перечень объектов для целей налогообложения на 2018 год не обследовалось, включено в Перечень на 2018 год по критерию фактическое использование для размещения торговых объектов, объектов общественного питания, офисов на основании акта обследования от 30.09.2015.

Согласно протоколу № 6 от 15.11.2017 заседания комиссии по определению вида фактического использования объектов недвижимого имущества для целей налогообложения спорные нежилые помещения включены в перечень на 2018 год в связи с тем, что они были включено в перечень объектов для целей налогообложения на 2017 год (л.д. 148-149).

С указанной позицией ответчика суд согласиться не может поскольку нормативный правой акт - перечень объектов для целей налогообложения является нормативным актом с огранённым сроком действия и применяется в течении определенного налогового периода, соответственно и юридически значимые обстоятельства позволяющие включить тот или иной объект недвижимости в Перечень должны быть подтверждены в установленном законом порядке применительно к каждому налоговому периоду.

Доказательств нахождения спорных нежилых помещений или здания в пределах которого они расположены на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания суду не представлено

Из доказательств исследованных судом не следует, что назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

С учетом изложенного оценив доводы административного истца и административного ответчика во взаимосвязи с представленными в материалы настоящего административного дела доказательствами по правилам ст. 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд приходит к выводу о том, что объекты недвижимости нежилые помещения с кадастровыми номерами /__/; /__/; /__/, расположенных по адресу /__/, не относится к видам недвижимого имущества, признаваемым объектами налогообложения, предусмотренным подп. 1, 2 п.4, п.4.1 ст. 378.2 Налогового кодекса Российской федерации и, следовательно, не подлежали включению в Перечень объектов для целей налогообложения на 2018 год, утвержденный распоряжением Департамента по управлению государственной собственностью Томской области № 85-о от 29 ноября 2017 года.

Доказательств обратного, в том числе наличия правовых оснований для включения спорного объекта недвижимости в Перечень, административным ответчиком, обязанным в силу ч. 9 ст. 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации доказывать обстоятельства соответствия оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суду не представлено и в материалах настоящего административного дела не имеется.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что пункты 166, 167, 168 Перечня объектов для целей налогообложения на 2019 год, утвержденный распоряжением Департамента по управлению государственной собственностью Томской области № 85-о от 29 ноября 2017 года, не соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, - статье 378.2 Налогового кодекса РФ, а также нарушает права и законные интересы административных истцов в той мере, в которой на его основании налог на имущество подлежит исчислению исходя из кадастровой стоимости принадлежащих административным истцам объектов недвижимости с кадастровыми номерами /__/; /__/; /__/..

Учитывая изложенное, заявленные ФИО1 и ФИО2 требования подлежат удовлетворению, а пункты 166, 167, 168 Перечня объектов для целей налогообложения на 2018 год - признанию не действующими.

Согласно статье 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации одной из задач административного судопроизводства является защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений.

Поскольку оспариваемый нормативный акт имеет ограниченный срок действия (на 2018 год), признание недействующими отдельных его положений с момента принятия нормативного акта будет способствовать восстановлению нарушенных прав и законных интересов административного истца в полном объеме.

С учетом требований пункта 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации сообщение о принятии данного решения подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу на официальном интернет - портале Администрации Томской области и сайте Департамента по управлению государственной собственностью Томской области (https://tomsk.gov.ru и http://дугс.рф), предусматривающих официальное опубликование нормативных правовых актов.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 175, 176, 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

административное исковое заявление ФИО1 и ФИО2 удовлетворить.

Признать не действующими со дня принятия пункты 166, 167, 168 Перечня объектов для целей налогообложения на 2018 год, утвержденного распоряжением Департамента по управлению государственной собственностью Томской области № 85-о от 29 ноября 2017 года «Об утверждении перечня объектов для целей налогообложения на 2018 год», в части включения в перечень нежилых помещений с кадастровыми номерами /__//__/; /__/, расположенных по адресу /__/

Сообщение о принятии настоящего решения подлежит публикации в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу на официальном интернет-портале Администрации Томской области и сайте Департамента по управлению государственной собственностью Томской области (https://tomsk.gov.ru и http://дугс.рф).

На решение может быть подана апелляционная жалоба, а прокурором принесено апелляционное представление в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции через Томский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Председательствующий