РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 28 августа 2020 г. по делу № 3а-29/2020
Севастопольский городской суд в составе:
председательствующего судьи – Дудкиной Т.Н.
секретаре – Дубровой А.В.
при участии:
представителя административного истца – ФИО2,
представителя административного ответчика – ФИО3,
прокурора – Ведмидь А.И.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Публичного акционерного общества по газоснабжению и газификации «Севастопольгаз» к Департаменту городского хозяйства города Севастополя, заинтересованные лица - ФАС России, УФАС по Республике Крым и городу Севастополю о признании не действующим Приказа Департамента городского хозяйства города Севастополя № 653-ОД от 25.12.2019 г. «Об установлении стандартизированных тарифных ставок, определяющих величину платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к сетям газораспределения Публичного акционерного общества по газоснабжению и газификации «Севастопольгаз» на территории города Севастополя, на 2020 год» в части определения размера стандартизированной тарифной ставки С2 и С3 с 01.01.2020 г., -
установил:
Публичное акционерное общество по газоснабжению и газификации «Севастопольгаз» обратилось в Севастопольский городской суд с административным исковым заявлением, в котором просит признать не действующим Приказ Департамента городского хозяйства города Севастополя № 653-ОД от 25.12.2019 г. «Об установлении стандартизированных тарифных ставок, определяющих величину платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к сетям газораспределения Публичного акционерного общества по газоснабжению и газификации «Севастопольгаз» на территории города Севастополя, на 2020 год» в части определения размера стандартизированной тарифной ставки С2 и С3 с 01.01.2020 г.; возложении на административного ответчика обязанности принять новый нормативный правовой акт.
В обоснование иска административный истец указывает, что является субъектом отношений, регулируемых оспариваемым приказом, который, по мнению истца, принят в нарушение норм действующего законодательства и нарушает его права и законные интересы как коммерческой организации, связанные с принятием экономически необоснованного тарифа по технологическому присоединению, что в свою очередь, приведет к убыткам для ПАО «Севастопольгаз».
В судебном заседании представитель административного истца поддержала заявленные требования по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении. Ссылалась на положения статьи 23.2 ФЗ №69-ФЗ и пункты 4, 20 Методических указаний.
Представитель административного ответчика возражал в удовлетворении заявленных административных исковых требований по основаниям, приведенным в устных и письменных возражениях на иск.
Заинтересованные лица явку своего представителя в судебное заседание не обеспечили, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, о причинах неявки не сообщили, а потому, в силу статьи 150 КАС РФ, суд рассматривает дело в его отсутствие.
Прокурор, давая заключение по делу, полагал заявленные требования подлежащими удовлетворению.
Выслушав лиц, представителей сторон, специалистов, прокурора, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему.
Согласно положениям статьи 23.2 Федерального закона от 31.03.1999 N 69-ФЗ (ред. от 26.07.2019) "О газоснабжении в Российской Федерации" Государственному регулированию подлежат плата за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям (далее - технологическое присоединение) и (или) стандартизированные тарифные ставки, определяющие ее величину (абз.1).
Размер платы за технологическое присоединение и (или) стандартизированные тарифные ставки, определяющие ее величину, устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и в соответствии с методическими указаниями по расчету размера данной платы и (или) размеров данных стандартизированных тарифных ставок, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов (абз.2).
...Состав расходов газораспределительных организаций, включаемых в состав платы за технологическое присоединение и (или) стандартизированных тарифных ставок, определяющих ее величину, определяется федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов (абз.3).
В пункте 26(18) Постановления Правительства РФ от 29.12.2000 № 1021 (ред. от 19.03.2020) "О государственном регулировании цен на газ, тарифов на услуги по его транспортировке и платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям на территории Российской Федерации" (вместе с "Основными положениями формирования и государственного регулирования цен на газ, тарифов на услуги по его транспортировке и платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям на территории Российской Федерации") (далее - Постановление № 1021) указано, что при определении платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям учитываются средства для компенсации расходов газораспределительной организации на строительство объектов газораспределительных сетей от существующих объектов газораспределительных сетей до присоединяемых объектов.
Согласно пункту 26(20) Постановления № 1021 состав расходов, включаемых в плату за технологическое присоединение, определяется Федеральной антимонопольной службой.
В силу пункта 26(21) Постановления №1021 газораспределительные организации ежегодно, не позднее 1 октября, представляют в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) прогнозные сведения о планируемых расходах на технологическое присоединение на очередной календарный год в соответствии с методическими указаниями по определению платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям и (или) стандартизированных тарифных ставок, определяющих ее величину, утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования цен (тарифов).
Стандартизированные тарифные ставки, определяющие величину платы за технологическое присоединение, дифференцируются исходя из состава мероприятий по технологическому присоединению, обусловленных диапазонами диаметров строящихся газопроводов, протяженностью и типами их прокладки, материалами труб, техническими характеристиками объектов сети газораспределения.
Приказом ФАС России от 16.08.2018 N 1151/18 утверждены Методические указания по расчету размера платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям и (или) размеров стандартизированных тарифных ставок, определяющих ее величину (далее Методические указания), которые, согласно пункту 2, определяют процедуру и порядок расчета размера платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям и размеров стандартизированных тарифных ставок, определяющих ее величину (стандартизированные тарифные ставки).
Методические указания предназначены для использования органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, газораспределительными организациями (ГРО), владеющими на праве собственности или на ином законном основании газораспределительной сетью, непосредственно к которой или опосредованно через сеть газораспределения и (или) газопотребления иного владельца, который не оказывает услуги по транспортировке газа, бесхозяйную газораспределительную сеть, планируется подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства, а также юридическими или физическими лицами, являющимися правообладателями земельных участков, намеренными осуществить или осуществляющими на них строительство (реконструкцию) объекта капитального строительства с последующим его подключением (технологическим присоединением) к газораспределительной сети или подключение (технологическое присоединение) построенного на своем земельном участке объекта капитального строительства к газораспределительной сети (п.2).
Регулирующими органами на очередной календарный год устанавливаются размер, в частности, стандартизированных тарифных ставок, используемых для определения платы за технологическое присоединение, для случаев технологического присоединения газоиспользующего оборудования с максимальным расходом газа 500 м3/час и менее и (или) проектным рабочим давлением в присоединяемом газопроводе 0,6 МПа и менее, кроме случаев, указанных в подпунктах "а" и "б" настоящего пункта, и установления размера платы за технологическое присоединение по индивидуальному проекту (подпункт «в» пункта 4).
Расчет размеров стандартизированных тарифных ставок, определяющих величину платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям предусмотрен разделом IV Методических указаний.
Пунктом 19 Методических указаний, утверждены размеры стандартизированных тарифных ставок для расчета размера платы за технологическое присоединение в случаях, предусмотренных подпунктом "в" пункта 4 настоящих Методических указаний.
Согласно пункту 20 Методических указаний размеры стандартизированных тарифных ставок устанавливаются в зависимости от характеристики газораспределительной сети и способа прокладки.
Размеры стандартизированных тарифных ставок на покрытие расходов ГРО на проектирование газораспределительных сетей дифференцируются:
- по протяженности строящейся газораспределительной сети: до 100 м; 101 - 500 м; 501 - 1000 м; 1001 - 2000 м; 2001 - 3000 м; 3001 - 4000 м; 4001 - 5000 м; 5001 м и более;
- по диапазонам наружных диаметров строящихся газопроводов: менее 100 мм; 100 мм и выше;
- по типу прокладки: надземная и подземная.
Размеры стандартизированных тарифных ставок на покрытие расходов ГРО на строительство стальных газопроводов дифференцируются:
- по диапазонам наружных диаметров строящихся газопроводов;
- по типу прокладки: подземная или надземная, наземная.
Размеры стандартизированных тарифных ставок на покрытие расходов ГРО на строительство полиэтиленовых газопроводов дифференцируются по диапазонам наружных диаметров строящихся газопроводов:
Согласно пункту 22 Методических указаний для расчета платы за подключение (технологическое присоединение) посредством применения размеров стандартизированных тарифных ставок утверждается следующий перечень стандартизированных тарифных ставок, в частности,
- С2 - размер стандартизированной тарифной ставки на покрытие расходов ГРО, связанных со строительством стальных газопроводов i-того диапазона диаметров и k-того типа прокладки, в расчете на 1 км (руб./км);
- С3 - размер стандартизированной тарифной ставки на покрытие расходов ГРО, связанных со строительством полиэтиленового газопровода j-того диапазона диаметров, в расчете на 1 км (руб./км).
Судом установлено, что согласно п.1.6.,1.7. Устава Публичного Акционерного общества по газоснабжению и газификации «СЕВАСТОПОЛЬГАЗ» данное Общество является коммерческой организацией, основной целью деятельности которой является извлечение прибыли, а целями деятельности, помимо прочих, является обеспечение безаварийного и стабильного функционирования системы газоснабжения города Севастополя, стабильное снабжение потребителей города природным и сжиженным газом с использованием современных методов управления (л.д.16 оборот, т.1).
Следовательно, административный истец является субъектом правоотношений, регулируемых Федеральным законом №69-ФЗ и подзаконными актами, указанными выше.
24 декабря 2019 года состоялось заседание правления при Департаменте городского хозяйства города Севастополя на котором, помимо прочих, рассматривался вопрос «об установлении стандартизированных тарифных ставок, определяющих величину платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям ПАО «Севастопольгаз» на 2020 год (внутри границ земельного участка Заявителя, до границ земельного участка Заявителя).
Согласно данному протоколу (л.д.55 т.1) экспертом представлен анализ расчета стандартизированной тарифной ставки С2 проведен экспертом исходя из представленных фактических расходов ГРО, связанных со строительством стальных газопроводов по диапазону диаметров, по протяженности и по типу прокладки, понесенных за 2017,2018 годы.
Анализ расчета стандартизированной тарифной ставки С3 проведен экспертом исходя из фактических расходов ГРО, связанных со строительством полиэтиленовых газопроводов по диапазону диаметров, по протяженности и по типу прокладки, понесенных за 2017 и 2018 годы.
Законный представитель ПАО «Севастопольгаз» представил особое мнение к проекту приказа об установлении стандартизированной тарифной ставки, которое Правлением не принято.
Предложение эксперта по расчету указанных стандартизированных тарифных ставок поддержано всеми членами Правления.
25 декабря 2019 года Департаментом городского хозяйства города Севастополя принят оспариваемый приказ №653-ОД на основании, в том числе, и протокола заседания коллегиального органа-Правления при Департаменте городского хозяйства города Севастополя от 24.12.2019 года.
Как следует из экспертного заключения стандартизированные тарифные ставки С2 и С3 рассчитывались в соответствии с п.24 Методических указаний по формулам для соответствующей ставки, указанной в этом же пункте. Для ставки С2 анализ расчета проведен экспертом, исходя из представленных ГРО расходов, связанных со строительством наземных стальных газопроводов (л.д.102, т.1). В то же время для ставки С2 административным истцом предложены затраты на строительство стальных газопроводов с надземной и подземной типами прокладки.
Учитывая, что Методические указания (п.20) не содержат такого типа прокладки как наземная, суд полагает, что в экспертном заключении допущена описка и эксперт исходил из надземного типа прокладки.
Для ставки С3 анализ расчета проведен экспертом, исходя из представленных ГРО расходов, связанных со строительством подземных полиэтиленовых газопроводов (л.д.103, т.1).
Для расчета стандартизированных тарифных ставок административным истцом (ГРО), исходя из дифференциации предложены затраты как на строительство стальных газопроводов так и полиэтиленовых, с указанием сумм затрат.
Расчет таких затрат представлен административным истцом в материалы дела, и согласно пояснениям представителя административного истца, для установления ставок, расчет предоставлялся регулирующему органу.
Между тем, в экспертном заключении расчет оспариваемых ставок по формулам, определенным п.24,25 Методических указаний не приведен.
В судебное заседание административным ответчиком представлен экспертный расчет стандартизированных тарифных ставок С2 и С3, составленный главным специалистом-экспертом отдела тарифного регулирования и контроля в электрической и газовой отрасли ФИО1, которые, согласно ее пояснениям, послужили основанием для экспертного заключения в этой части.
В своих пояснениях суду, специалист ФИО1 пояснила, что при расчете ставки С2 эксперт исходила из представленных ГРО расходов, связанных со строительством только надземных стальных газопроводов, избрав при этом подход в расчете по преобладающей длине как диаметра трубопровода, так и типа прокладки, то есть, если на одном газопроводе предусмотрены различные диаметры трубопровода, а также различные виды прокладки газопровода, экспертом избирался тот тип, который преобладал. В данном случае экспертом избран надземный тип прокладки, а подземный не учитывался, поскольку преобладал надземный. При этом, специалист-эксперт не отрицала, что стоимость строительства газопровода одного и того же диаметра и протяженности будет существенно отличаться при прокладке надземного типа от подземного и смешанного типа строительства.
Согласно экспертному расчету при расчете стандартизированной ставки С3 по формуле из п.25 Методических указаний экспертом получен результат
- для полиэтиленовых газопроводов диаметром 109 мм и менее, ставка составила 10421834,02 руб./км;
- для полиэтиленовых газопроводов диаметром 110-159 мм, ставка составила 5 313 920 руб./км.
Тут же, специалист-эксперт указывает, что ввиду резкого повышения стоимости было принято решение в расчет принять утвержденную тарифную ставку на 2019 год и показатели 2018 года, в результате чего ставка для полиэтиленовых газопроводов диаметром 109 мм и менее составила 2 327580,58 руб./км; а ставка для полиэтиленовых газопроводов диаметром 110-159 мм составила 2 448350,00 руб./км.
Согласно пункту 32 Методических указаний фактические экономически обоснованные расходы, используемые для расчета размера стандартизированных тарифных ставок, определяются на очередной календарный год исходя из фактических данных:
за календарный год, предшествующий текущему году, при установлении ставок на 2019 год;
за два календарных года, предшествующих текущему году, при установлении ставок на 2020 год.
Таким образом, расходы, используемые для расчета размера стандартизированных тарифных ставок должны быть экономически обоснованными.
Следовательно, экспертный расчет регулирующего органа должен быть произведен в соответствии с положениями пунктов 24,25 Методических указаний, а также экономически обоснованным.
Между тем, экспертный расчет требованиям пунктов 24,25 Методических указаний не соответствует, а также содержит арифметические ошибки при суммировании составляющих.
Так, при расчете ставки С2, исходя из системного анализа выше приведенных пунктов постановления Правительства РФ №1021 и Методических указаний прямо следует, что размер стандартизированной тарифной ставки дифференцируется по диапазонам диаметров трубопровода и по типу прокладки, а согласно пункту 4 Приложения №3 Методических указаний, в случае если проектной документацией предусматривается строительство газопроводов наземным и подземным способом прокладки, то фактические расходы определяются исходя из протяженности проектируемых газопроводов соответствующего способа прокладки.
Следовательно, применять при расчете ставки С2 преобладающую длину диаметра трубопровода и типа прокладки, как это сделал специалист-эксперт, оснований не имелось, а равно осуществлять расчет ставки С3 в нарушение формулы, предусмотренной пунктом 25 Методических указаний ввиду резкого повышения стоимости.
Ссылка специалиста-эксперта на пункты 31,33 Методических указаний несостоятельна, ввиду неприменения в данном споре.
Таким образом, требования административного истца нашли свое подтверждение судебным разбирательством.
Разрешая вопрос о признании правого акта недействующим, суд полагает, что таковым он должен быть признан с момента принятия, поскольку нарушение прав истца имеет место с 01 января 2020 г. и с этого времени нарушенное право подлежит защите, ввиду имеющих доходов.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 215, 216 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
Признать не действующим с момента принятия Приказ Департамента городского хозяйства города Севастополя № 653-ОД от 25.12.2019 г. «Об установлении стандартизированных тарифных ставок, определяющих величину платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к сетям газораспределения Публичного акционерного общества по газоснабжению и газификации «Севастопольгаз» на территории города Севастополя, на 2020 год» в части определения размера стандартизированной тарифной ставки С2 и С3 с 01.01.2020 г.
Возложить на Департамент городского хозяйства города Севастополя обязанность принять новый экономически обоснованный нормативный правовой акт, заменяющий Приказ Департамента городского хозяйства города Севастополя 653-ОД от 25.12.2019 г. «Об установлении стандартизированных тарифных ставок, определяющих величину платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к сетям газораспределения Публичного акционерного общества по газоснабжению и газификации «Севастопольгаз» на территории города Севастополя, на 2020 год» в части определения размера стандартизированной тарифной ставки С2 и С3.
Взыскать с Департамента городского хозяйства города Севастополя в пользу Публичного акционерного общества по газоснабжению и газификации «Севастопольгаз» судебные расходы, связанные с оплатой государственной пошлины в сумме 4500 рублей.
Решение суда может быть обжаловано в Третий апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через суд, вынесший решение.
В окончательной форме решение изготовлено 07 сентября 2020 г.
Судья Севастопольского
городского суда Дудкина Т.Н.