ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-29/2016 от 08.07.2016 Верховного Суда Республики Дагестан (Республика Дагестан)

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 8 июля 2016 года по делу № 3а-29/2016г.

Верховный Суд Республики Дагестан в составе:

судьи Верховного Суда Республики Дагестан Абдулхалимова М.М.,

с участием представителей административного истца - акционерного общества «Дагестанская сетевая компания» по доверенностям Алигаджиевой Д.И. и Алиевой З.М.,

представителя административного ответчика - Республиканской службы по тарифам Республики Дагестан по доверенности Омарова Э.О.,

с участием прокурора Гаджимагомедова М.Г.,

при секретаре судебного заседания Магомедове Э.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению акционерного общества «Дагестанская сетевая компания» (далее - АО «ДСК») о признании недействующим постановления Республиканской службы по тарифам Республики Дагестан от 29 декабря 2015 года № 135 «О внесении изменений в Постановление Республиканской службы по тарифам Республики Дагестан от 26 декабря 2014 г. № 140 «Об утверждении долгосрочных параметров регулирования для территориальных сетевых организаций, в отношении которых тарифы на услуги по передаче электрической энергии устанавливаются на основе долгосрочных параметров деятельности территориальных сетевых организаций, и необходимой валовой выручки сетевых организаций на долгосрочный период регулирования (без учета оплаты потерь)»,

установил:

Согласно пункту 1 приложения № 1 к указанному постановлению утверждены долгосрочные параметры регулирования для АО «ДСК», как для территориальной сетевой организации, в отношении которой тарифы на услуги по передаче электрической энергии устанавливаются на основе долгосрочных параметров деятельности, на 2016, 2017 и 2018 годы, в том числе:

- базовый уровень подконтрольных расходов – 1603,32 млн. руб.;

- индекс эффективности подконтрольных расходов – 1 %;

- коэффициент эластичности подконтрольных расходов по количеству активов – 75 %;

- величина технологического расхода (потерь) электрической энергии – 1252,09 млн. кВтч;

- уровень надёжности реализуемых товаров (услуг) – 0,00746 (в 2016г.), 0,00734 (2017г.), 0,00723 (2018г.);

- показатель уровня качества осуществляемого технологического присоединения к сети – 1,0000;

- показатель уровня обслуживания потребителей услуг – 0,8975.

Согласно пункту 1 приложения № 2 к Постановлению № 135 от 28 декабря 2015 года утверждена необходимая валовая выручка АО «ДСК» на долгосрочный период регулирования (без учёта потерь), в том числе: на 2016 год – 3275930,87 млн. руб., на 2017 год – 3402383,65 млн. руб. и на 2018 год – 3526537,29 млн. руб.

АО «ДСК» обратилось в Верховный Суд Республики Дагестан с административным иском к РСТ РД, в котором, с учётом последующего уточнения исковых требований, просило признать недействующим и отменить Постановление № 135 от 29 декабря 2015 года в части установления долгосрочных параметров регулирования и необходимой валовой выручки для АО «ДСК».

Заявленные требования мотивированы тем, что в нарушение положений пункта 7 статьи 23.1. Федерального закона от 26 марта 2003 года № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» и пункта 4 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 года № 1178, единые (котловые) тарифы на 2016 год утверждены административным ответчиком на уровне ниже минимального уровня тарифов на услуги по передаче электрической энергии, оказываемые потребителям, не относящимся к населению и приравненным к нему категориям потребителей, утвержденных приказом Федеральной антимонопольной службы от 29 декабря 2015 года № 1342/15, без согласования с ФАС России. Кроме того, в нарушение пункта 38 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике (далее – Основы ценообразования), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 года № 1178, долгосрочные параметры регулирования АО «ДСК» определены без применения метода сравнения аналогов, поскольку ни в экспертном предложении, ни в выписке из протокола не указаны параметры расчёта, используемые при расчёте базового уровня операционных расходов или индекса эффективности операционных расходов с применением метода сравнения аналогов.

В судебном заседании представители АО «ДСК» по доверенностям Алигаджиева Д.И. и Алиева З.М. просили административное исковое заявление удовлетворить по изложенным в нём основаниям.

Представитель административного ответчика – РСТ РД по доверенности Омаров Э.О. в судебном заседании просил в удовлетворении исковых требований АО «ДСК» отказать, поддержав доводы представленных письменных возражений и дополнений к ним, согласно которым долгосрочные параметры регулирования и необходимая валовая выручка для АО «ДСК» рассчитаны в соответствии с установленным порядком на основании представленных административным истцом обосновывающих материалов. Поскольку в указанных материалах отсутствовали расчёты индекса эффективности операционных, подконтрольных расходов и величины базового уровня операционных, подконтрольных расходов с применением метода сравнения аналогов, осуществлённые на основании распределения территориальных сетевых организаций (далее – ТСО) по группе эффективности по итогам рейтинга эффективности ТСО, РСТ РД была лишена возможности осуществить расчёт базового уровня подконтрольных расходов на 2016 года в отношении АО «ДСК» методом сравнения аналогов.

Выслушав объяснения представителей сторон, исследовав письменные доказательства, заслушав заключение прокурора Гаджимагомедова М.Г., полагавшего исковые требования подлежащими отклонению, суд приходит к следующему.

Правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, полномочия органов государственной власти на регулирование этих отношений, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики и потребителей электрической энергии установлены Федеральным законом от 26 марта 2003 года № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее – Закон об электроэнергетике).

В силу пункта 3 статьи 24 Закона об электроэнергетике органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов устанавливают цены (тарифы), указанные встатье 23.1данного Федерального закона, за исключением цен (тарифов), регулирование которых осуществляется Правительством Российской Федерации или федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов.

В соответствие с п. 2, подп. 1 п. 4 Положения о Республиканской службе по тарифам Республики Дагестан, утверждённого постановлением Правительства Республики Дагестан от 30 мая 2011 года № 165, РСТ РД является органом исполнительной власти Республики Дагестан в области государственного регулирования тарифов, устанавливающим цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, в рамках установленных федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов предельных (минимального и (или) максимального) уровней таких цен (тарифов).

На основании изложенного суд приходит к выводу о том, что оспариваемый нормативный правовой акт принят РСТ РД в рамках предоставленных ему полномочий.

Доводов о нарушении РСТ РД порядка принятия оспариваемого нормативного правового акта и правил введения его в действие, административным истцом по делу не выдвигалось, судом такие нарушения при рассмотрении дела не установлены.

В соответствии с пунктом 4 статьи 23.1 Закона об электроэнергетике государственному регулированию на оптовом и (или) розничных рынках подлежат цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, а также предельные (минимальный и (или) максимальный) уровни таких цен (тарифов).

Согласно статьи 23 Закона об электроэнергетике государственное регулирование цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии, оказываемые территориальными сетевыми организациями, осуществляется в форме установления долгосрочных тарифов на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности таких организаций.

Выбор и применение методов государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике осуществляются в порядке, установленномосновамиценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике иправиламигосударственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденными Правительством Российской Федерации (абзац 8 пункта 4 статьи 23 Закона об электроэнергетике).

Основные принципы и методы регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике определяют Основы ценообразования.

Согласно пункту 12 Основ ценообразования при регулировании цен (тарифов) применяются метод экономически обоснованных расходов (затрат), метод индексации тарифов, метод сравнения аналогов, метод доходности инвестированного капитала и метод долгосрочной индексации необходимой валовой выручки.

Выбор метода регулирования в отношении каждой организации, осуществляющей регулируемую деятельность, производится регулирующим органом с учетом положений Основ ценообразования.

Как следует из материалов административного дела АО «ДСК» письмом от 6 октября 2015 года № 05-03/2959 обратилось в РСТ РД с заявлением об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2016 год, с приложением соответствующих материалов, представленных в качестве обоснования заявленных расходов.

Необходимая валовая выручка (далее – НВВ) на услуги по передаче электрической энергии для АО «ДСК» рассчитана с применением метода экономически обоснованных расходов на 2016 год согласно Методическим указаниям по расчёту регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном рынке, утверждённым приказом ФСТ России от 6 августа 2004 года № 20-э/2. С 2017 по 2018 годы НВВ для АО «ДСК» рассчитана по долгосрочным параметрам регулирования - в соответствии с требованиями Методических указаний по расчёту регулируемых тарифов по услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утверждённых приказом ФСТ России от 17 февраля 2012 года № 98-э.

Согласно пункту 38 Основ ценообразования тарифы на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемые с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, регулирующими органами определяются в соответствии сметодическими указаниями, утверждаемыми Федеральной антимонопольной службой, на основании следующих долгосрочных параметров регулирования:

- базовый уровень подконтрольных расходов, устанавливаемый регулирующими органами;

- индекс эффективности подконтрольных расходов определяется регулирующими органами с использованием метода сравнения аналогов в соответствии сметодическими указаниямипо определению базового уровня операционных, подконтрольных расходов территориальных сетевых организаций, необходимых для осуществления регулируемой деятельности, и индекса эффективности операционных, подконтрольных расходов с применением метода сравнения аналогов, утверждаемыми Федеральной антимонопольной службой;

- коэффициент эластичности подконтрольных расходов по количеству активов, определяемый в соответствии сметодическими указаниямипо расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утверждаемыми Федеральной антимонопольной службой;

- величина технологического расхода (потерь) электрической энергии (начиная с 2014года для первого и (или) последующих долгосрочных периодов регулирования - уровень потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям);

- уровень надежности и качества реализуемых товаров (услуг), устанавливаемый в соответствии спунктом8Основ ценообразования и применяемый при регулировании тарифов с даты вступления в силу методических указаний по расчету уровня надежности и качества реализуемых товаров (услуг).

Базовый уровень подконтрольных расходов определяется регулирующими органами с использованием метода экономически обоснованных расходов (затрат) и метода сравнения аналогов. Базовый уровень подконтрольных расходов устанавливается как сумма доли базового уровня подконтрольных расходов, рассчитанного с применением метода экономически обоснованных расходов (затрат) в соответствии с методическими указаниями по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, и доли базового уровня подконтрольных расходов, рассчитанного с использованием метода сравнения аналогов в соответствии сметодическими указаниямипо определению базового уровня операционных, подконтрольных расходов территориальных сетевых организаций, необходимых для осуществления регулируемой деятельности, и индекса эффективности операционных, подконтрольных расходов с применением метода сравнения аналогов, утверждаемыми Федеральной антимонопольной службой.

Указанные в настоящем пункте доли определяются в соответствии с методическими указаниями по определению базового уровня операционных, подконтрольных расходов территориальных сетевых организаций, необходимых для осуществления регулируемой деятельности, и индекса эффективности операционных, подконтрольных расходов с применением метода сравнения аналогов, утверждаемыми Федеральной антимонопольной службой.

Для расчета долгосрочных параметров регулирования с применением метода сравнения аналогов в отношении территориальных сетевых организаций, регулирование деятельности которых осуществляется с применением долгосрочных методов регулирования, приказом ФСТ России от 18.03.2015г. № 421-э утверждены Методические указания по определению базового уровня операционных, подконтрольных расходов территориальных сетевых организаций, необходимых для осуществления регулируемой деятельности, и индекса эффективности операционных, подконтрольных расходов с применением метода сравнения аналогов (далее - Методические указания).

Согласно пункту 7 Методических указаний расчет индекса эффективности операционных, подконтрольных расходов и величины базового уровня операционных, подконтрольных расходов с применением метода сравнения аналогов осуществляется на основании распределения территориальных сетевых организаций (ТСО) по группам ТСО, показатель рейтинга эффективности которых находится в заданном интервале фиксированных значений в соответствии с приложением № 3 к Методическим указаниям (далее - группа эффективности) по итогам расчета рейтинга эффективности ТСО, с учетом:

1) уровня цен и климатических условий в регионе, в котором
осуществляется деятельность ТСО;

2) натуральных показателей ТСО, предусмотренных приложением № 1 к Методическим указаниям.

Расчет индекса эффективности операционных, подконтрольных расходов (далее - ИЭОПР) и величины базового уровня операционных, подконтрольных расходов (далее - величина БУОПР) должен осуществляться непосредственно сетевой организацией, осуществляющей регулируемую деятельность.

В соответствии с Правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.12.2011г. № 1178, организации, осуществляющие регулируемую деятельность представляют в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов заявление об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или на ином законном основании ТСО, с прилагаемыми обосновывающими материалами.

Согласно подп. 8 п. 17 Правил к заявлению прилагается, в том числе, расчет расходов и необходимой валовой выручки от осуществления регулируемой деятельности с приложением экономического обоснования исходных данных (с указанием применяемых норм и нормативов расчета), разработанного в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми Федеральной антимонопольной службой.

Как установлено судом, и не оспаривалось в судебном заседании представителями административного истца, в заявлении и обосновывающих материалах АО «ДСК», представленных в РСТ РД, отсутствовали расчёты ИЭОПР и величины БУОПР с применением метода сравнения аналогов, осуществленные на основании распределения ТСО по группе эффективности по итогам расчета рейтинга эффективности ТСО, в связи с чем, РСТ по РД была лишена возможности использовать метод сравнения аналогов при расчёте ИЭОПР и величины БУОПР.

Доводы представителей административного истца о том, что РСТ РД должно было запросить у АО «ДСК» расчёты в рамках применения метода сравнения аналогов, также как оно это делало ранее в отношении ОАО «Дагэнергосеть», являются необоснованными.

При этом суд учитывает, что АО «ДСК» представляет собой вновь образованную территориальную сетевую организацию, обслуживающую на праве аренды весь электросетевой комплекс, ранее закрепленный за ОАО «Дагэнергосеть», правопреемником которого АО «ДСК» не является.

Суд признаёт обоснованным довод письменных возражений РСТ РД о том, что АО «ДСК», зная о необходимости проведения соответствующих расчетов с применением метода сравнения аналогов и их представления в регулирующий орган, таких расчётов в нарушение требований подп. 8 п. 17 Правил в РСТ РД не представило. Об осведомлённости АО «ДСК» о необходимости представления таких расчётов свидетельствует ссылка в обоснование своих требований на реквизиты письма, направленного ОАО «Дагэнергосеть» в РСТ Дагестана с расчётами в соответствии с методом сравнения аналогов.

При этом, в силу существующего порядка государственного регулирования тарифов непредставление какой-либо информации в регулирующий орган не влечет возникновения у последнего обязанности по запросу такой информации. Территориальная сетевая организация, являясь коммерческой организацией и профессиональным участником рынка электроэнергетики, должна быть заинтересована в проявлении собственной инициативы по представлению обосновывающих материалов для установления на очередной год уровня тарифа, выгодного для осуществления деятельности по оказанию услуг по передаче электрической энергии. Неисполнение данной обязанности имеет своим последствием неблагоприятные последствия в виде риска принятия регулирующим органом решения без учета всех, возможно и объективно существующих, обстоятельств.

Кроме того, согласно п. 8 Методических указаний расчет рейтинга эффективности, ранжирование уровней эффективности ТСО, проводится с использованием нормализованных (преобразованных в значения в диапазоне от О до 1) удельных показателей, определенных по соответствующей формуле.

Одними из составляющих указанной формулы являются коэффициенты нормализации, определяемые в соответствии с приложением № 2 к Методическим указаниям.

Вместе с тем, в приложении № 2 к Методическим указаниям, приведены значения только на 2012 и 2013 годы, в то время как для расчета ИЭОПР и величины БУОПР на 2016 год необходимы значения за 2014 год.

Для обоснованного расчета по указанной формуле необходимо применение коэффициента приведения затрат по уровню цен для ТСО п в году i, в соответствии с приложением № 4 к Методическим указаниям. Однако и в приложении № 4 к Методическим указаниям «стоимости фиксированного набора потребительских товаров и услуг» приведены только за декабрь 2012 г. и декабрь 2013 г., что также не позволяет рассчитать ИЭОПР и величину БУОПР на 2016 год методом сравнения аналогов.

На основании изложенного суд приходит к выводу о том, что для расчета базового уровня подконтрольных расходов на 2016 год в отношении АО «ДСК» методом сравнения аналогов у РСТ Дагестана отсутствовали следующие данные:

- произведённые АО «ДСК» расчеты ИЭОПР и величины БУОПР с
применением метода сравнения аналогов, осуществленные на основании
распределения ТСО по группе эффективности по итогам расчета рейтинга
эффективности ТСО;

- необходимые для расчета по формуле коэффициенты нормализации, определяемые согласно приложения № 2 Методических указаний на 2014 год;

- необходимые для расчета по формуле коэффициенты приведения затрат по уровню цен для ТСО п в году i, определяемые в соответствии с приложением № 4 к Методическим указаниям на 2014 год.

В связи с отсутствием в РСТ РД вышеуказанных данных расчет всего базового уровня подконтрольных расходов АО «ДСК» на 2016 год обоснованно произведён административным ответчиком с использованием метода экономически обоснованных расходов (затрат).

Также необоснованными суд считает доводы административного искового заявления, согласно которым оспариваемый нормативный правовой акт подлежит признанию недействующим ввиду того, что единые (котловые) тарифы на 2016 год утверждены административным ответчиком на уровне ниже минимального уровня тарифов на услуги по передаче электрической энергии, оказываемые потребителям, не относящимся к населению и приравненным к нему категориям потребителей, утвержденных приказом Федеральной антимонопольной службы от 29 декабря 2015 года № 1342/15, без согласования с ФАС России, поскольку единые (котловые) тарифы по передаче электрической энергии по электрическим сетям не входят в предмет регулирования оспариваемого нормативного правового акта.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Республики Дагестан

решил:

в удовлетворении административного искового заявления акционерного общества «Дагестанская сетевая компания» о признании недействующим постановления Республиканской службы по тарифам Республики Дагестан от 29 декабря 2015 года № 135 «О внесении изменений в Постановление Республиканской службы по тарифам Республики Дагестан от 26 декабря 2014 г. № 140 «Об утверждении долгосрочных параметров регулирования для территориальных сетевых организаций, в отношении которых тарифы на услуги по передаче электрической энергии устанавливаются на основе долгосрочных параметров деятельности территориальных сетевых организаций, и необходимой валовой выручки сетевых организаций на долгосрочный период регулирования (без учета оплаты потерь)», отказать.

На решение могут быть поданы апелляционные жалобы, представление прокурора в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Верховный Суд Республики Дагестан в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

В окончательной форме решение суда принято 13 июля 2016 года.

Судья Верховного Суда

Республики Дагестан М.М. Абдулхалимов