ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-29/2016 от 13.09.2016 Севастопольского городского суда (город Севастополь)

Дело № 3а-29/2016

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Севастопольский городской суд в составе: председательствующего судьи Бабича В.В., при секретаре ФИО2,

с участием прокурора ФИО3, представителя административного истца – ФИО6, представителя Правительства ФИО4,

рассмотрел в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению индивидуального предпринимателя ФИО1 о признании недействующим постановления Правительства Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ-ПП «Об утверждении схемы размещения рекламных конструкций на земельных участках независимо от форм собственности на территории города Севастополя»,

УСТАНОВИЛ:

Индивидуальный предприниматель ФИО1 обратилась в суд с административным иском о признании недействующим постановления Правительства Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ-ПП «Об утверждении схемы размещения рекламных конструкций на земельных участках независимо от форм собственности на территории города Севастополя».

В обоснование иска указала, что основным видом ее предпринимательской деятельности является распространение наружной рекламы на рекламных конструкциях. Истцом размещены в Севастополе рекламные конструкции на основании выданных разрешений. Оспариваемым постановлением Правительства Севастополя нарушено ее право на занятие предпринимательской деятельностью, поскольку в утвержденной Схеме предусмотрено существенно меньшее количество рекламных конструкций по сравнению с ранее выданными разрешениями. Считает, что оспариваемое постановление принято с нарушением компетенции административного ответчика и Федерального закона «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов», не соответствует ч.5.8 ст.19 Федерального закона «О рекламе» в части не включения в схему видов рекламных конструкций, площади информационных полей и технических характеристик рекламных конструкций.

В письменных возражениях на административное исковое заявление Правительство Севастополя с иском не согласилось. Указало, что оспариваемое постановление принято в пределах полномочий Правительства Севастополя, предусмотренных как нормами федерального, так и регионального законодательства, а также с соблюдением норм действующего законодательства. По вопросу наружной рекламы Правительством Севастополя также принято постановление ДД.ММ.ГГГГ. «Об утверждении Правил установки и эксплуатации объектов наружной рекламы и информации на территории города Севастополя».

Административный истец в суд не явилась. О времени и месте рассмотрения дела уведомлена.

В судебном заседании представитель административного истца и представитель административного ответчика настаивали соответственно на доводах административного иска и возражений на иск.

Прокурор в заключении по делу полагала, что административный иск не подлежит удовлетворению.

Изучив материалы дела, суд пришел к следующему.

Согласно ст.19 Федерального закона "О рекламе" установка и эксплуатация рекламной конструкции осуществляются ее владельцем по договору с собственником земельного участка, здания или иного недвижимого имущества, к которому присоединяется рекламная конструкция, либо с лицом, управомоченным собственником такого имущества, в том числе с арендатором (ч.5).

Заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, находящемся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основе торгов (в форме аукциона или конкурса), проводимых органами государственной власти, органами местного самоуправления или уполномоченными ими организациями в соответствии с законодательством Российской Федерации. Форма проведения торгов (аукцион или конкурс) устанавливается органами государственной власти или представительными органами муниципальных образований. Торги на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, который находится в государственной собственности, муниципальной собственности или государственная собственность на который не разграничена, а также на здании или ином недвижимом имуществе, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, после утверждения в соответствии с частью 5.8 настоящей статьи схем размещения рекламных конструкций проводятся органом государственной власти, органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа либо уполномоченной ими организацией только в отношении рекламных конструкций, указанных в данных схемах (ч.5.1).

Органы местного самоуправления муниципальных районов или городских округов утверждают схемы размещения рекламных конструкций на земельных участках независимо от форм собственности, а также на зданиях или ином недвижимом имуществе, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности. Схема размещения рекламных конструкций является документом, определяющим места размещения рекламных конструкций, типы и виды рекламных конструкций, установка которых допускается на данных местах. Схема размещения рекламных конструкций должна соответствовать документам территориального планирования и обеспечивать соблюдение внешнего архитектурного облика сложившейся застройки, градостроительных норм и правил, требований безопасности и содержать карты размещения рекламных конструкций с указанием типов и видов рекламных конструкций, площади информационных полей и технических характеристик рекламных конструкций. Схема размещения рекламных конструкций и вносимые в нее изменения подлежат предварительному согласованию с уполномоченным органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти данного субъекта Российской Федерации. Схема размещения рекламных конструкций и вносимые в нее изменения подлежат опубликованию (обнародованию) в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов, и размещению на официальном сайте органа местного самоуправления муниципального района или органа местного самоуправления городского округа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". Для целей настоящей статьи под информационным полем рекламной конструкции понимается часть рекламной конструкции, предназначенная для распространения рекламы (ч.5.8).

В соответствии с пп.15.1 п.1 ст.15, пп.26.1 п.1 ст.16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального района и вопросам местного значения городского округа относятся утверждение схемы размещения рекламных конструкций, выдача разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, аннулирование таких разрешений, выдача предписаний о демонтаже самовольно установленных рекламных конструкций, осуществляемые в соответствии с Федеральным законом "О рекламе".

Статьей 79 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" установлены особенности организации местного самоуправления в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения.

Согласно ч.3 этой статьи перечень вопросов местного значения, источники доходов местных бюджетов внутригородских муниципальных образований городов федерального значения определяются законами субъектов Российской Федерации - городов федерального значения исходя из необходимости сохранения единства городского хозяйства. Предусмотренные федеральными законами полномочия органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения осуществляются органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований городов федерального значения в том случае, если соответствующие вопросы определены как вопросы местного значения законами субъектов Российской Федерации - городов федерального значения.

Приведенная норма по указанным в ней вопросам организации местного самоуправления является специальной, в связи с чем ее положения имеют приоритет перед другими нормами Федеральных законов, устанавливающими такие вопросы.

Перечень вопросов местного значения муниципальных образований Севастополя установлен ст.9 Закон города Севастополя от 30.12.2014г. N 102-ЗС "О местном самоуправлении в городе Севастополе".

В данной статье полномочие муниципальных образований Севастополя по утверждению схемы размещения рекламных конструкций не предусмотрено.

В силу п.2, 3 указанной статьи, установленный настоящей статьей перечень вопросов местного значения внутригородских муниципальных образований является исчерпывающим и не может быть изменен иначе как путем внесения изменений и (или) дополнений в настоящий Закон города Севастополя. Предусмотренные федеральным законодательством полномочия органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения осуществляются органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований в том случае, если вопросы местного значения определены настоящей статьей.

Согласно п. «з» ч.2 ст.21 высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации осуществляет полномочия, установленные федеральными законами, конституцией (уставом) и законами субъекта Российской Федерации, а также соглашениями с федеральными органами исполнительной власти, предусмотренными статьей 78 Конституции Российской Федерации.

Таким образом, утверждение схемы размещения рекламных конструкций в Севастополе не входит в компетенцию муниципальных образований города, а является полномочием Правительства Севастополя.

Постановлением Правительства Севастополя от 10.05.2016г. N 430-ППутверждена Схема размещения рекламных конструкций на земельных участках независимо от форм собственности на территории города Севастополя.

Постановление опубликовано на официальном сайте Правительства Севастополя http://sevastopol.gov.ru 11.05.2016г.

Доводы административного иска о том, что данное постановление принято Правительством Севастополя с нарушением полномочий опровергаются указанным выше.

Между тем, в соответствии с ч.8 ст.213 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд должен выяснить, в том числе, соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Как указано, нормой ч.5.8 ст.19 Федерального закона «О рекламе» установлены обязательные требования к содержанию Схемы размещения рекламных конструкций. В частности предусмотрено, что должна содержать карты размещения рекламных конструкций с указанием типов и видов рекламных конструкций, площади информационных полей и технических характеристик рекламных конструкций.

Схема размещения рекламных конструкций, утвержденная оспариваемым Постановлением Правительства Севастополя от 10.05.2016г. N 430-ПП, содержит карты размещения рекламных конструкций с указанием типов рекламных конструкций. Однако в ней отсутствуют сведения о площади информационных полей и технические характеристики рекламных конструкций.

Таким образом, являются обоснованными доводы административного иска о том, что утвержденная Схема размещения рекламных конструкций не соответствует требованиям ч.5.8 ст.19 Федерального закона «О рекламе».

Доводы возражений на иск, что сведения о площади информационных полей и технические характеристики рекламных конструкций приведены в Правилах установки и эксплуатации объектов наружной рекламы и информации на территории города Севастополя, утвержденных постановлением Правительства Севастополя от 05.08.2014г. N 192 (в ред. постановлений Правительства Севастополя от 24.09.2014г. N 319, от 26.06.2015г. N 560-ПП, от 14.08.2015г. N 767-ПП, от 25.02.2016г. N 102-ПП, от 11.04.2016г. N 292-ПП) (далее –Правила) не могут быть приняты во внимание.

Оспариваемой Схемой размещения рекламных конструкций предусмотрены следующие типы наружной рекламы без указания сведений о площади информационных полей и технических характеристик рекламных конструкций: билборд (опора сбоку, опора в центре, V-образный), ситилайт, ситиборд, суперсайт.

Указанными Правилами типы не предусмотрены, а предусмотрены следующие виды наружной рекламы и информации: афишные стенды, рекламные конструкции на остановочных павильонах, пиллар, сити-форматы, светодиодный экран на опоре, светодиодный экран на здании (строении, сооружении), стела, щиты, крышная рекламная конструкция в виде отдельных букв и логотипов, настенное панно (брандмауэр), строительная сетка, панель-кронштейн, вывеска (рекламная), вывеска (информационная).

Таким образом, поскольку Схемой размещения рекламных конструкций и Правилами предусмотрены разные рекламные конструкции, нормы последнего нормативного правого акта о видах наружной рекламы и информации не устраняют не соответствие оспариваемого нормативного правового акта Федеральному закону «О рекламе».

При этом значение используемых в Схеме размещения рекламных конструкций наименований типов рекламных конструкций, их базовые характеристики, в федеральном законодательстве и в законодательстве Севастополя не приведено. В связи с чем участники отношений в сфере рекламы, в том числе административный истец, лишены информации, имеющей существенное значение, на установку и эксплуатацию каких конкретно рекламных конструкций они вправе рассчитывать, участвуя в торгах на заключение соответствующего договора.

В соответствии с ч.2 ст.215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.

Таким образом административный иск подлежит удовлетворению.

В соответствии с пунктом 28 Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части", если нормативный правовой акт до вынесения решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его недействующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу.

Руководствуясь статьей 215 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административный иск ИП ФИО1 – удовлетворить.

Признать недействующим постановление Правительства Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ-ПП «Об утверждении схемы размещения рекламных конструкций на земельных участках независимо от форм собственности на территории города Севастополя, со дня вступления решения суда в законную силу.

Сообщение о принятии решения подлежит опубликованию Правительством Севастополя в печатном издании в котором публикуются нормативные правовые акты Правительства Севастополя в течении месяца со дня вступления решения в законную силу.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня принятии решения в окончательной форме через Севастопольский городской суд.

Судья В.В.Бабич

Решение в окончательной форме принято 21.09.2016г.