ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-29/2016 от 16.09.2016 Кировского областного суда (Кировская область)

Дело № 3а-29/2016

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Киров 16 сентября2016 года

Кировский областной суд в составе:

судьи Костицыной О.М.,

с участием прокурора Чураковой Н.Р.,

при секретаре Шурминой Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Ассоциации саморегулируемой организации «Объединение строителей Кировской области» о признании недействующим решения Кировской городской Думы от 14 октября 2009 года №33/2 «Об утверждении инвестиционной программы «Развитие систем водоснабжения и водоотведения города Кирова на 2009-2018 годы»,

У С Т А Н О В И Л :

Ассоциация саморегулируемая организация «Объединение строителей Кировской области» (далее - СРО «ОСКО», Ассоциация) обратилась в суд с административным исковым заявлением о признании недействующим решения Кировской городской Думы от 14 октября 2009 года №33/2 «Об утверждении инвестиционной программы «Развитие систем водоснабжения и водоотведения города Кирова на 2009-2018 годы» (в редакции решения Кировской городской Думы от 21 декабря 2012 года № 9/21).В обоснование требований указали, что решением Кировской городской Думы от 14 октября 2009 года № 33/2 утверждена инвестиционная программа ОАО «Кировские коммунальные системы» (далее- АО «ККС) «Развитие систем водоснабжения и водоотведения города Кирова на 2009- 2013 годы» (далее- инвестиционная программа). Постановлением администрации города Кирова от 25 ноября 2009 года № 5138-П установлены тарифы на подключение вновь создаваемых (реконструируемых) объектов недвижимости к системам водоснабжения и водоотведения, обслуживаемым АО «ККС», на 2009-2013 годы. Решением Кировской городской Думы от 21 декабря 2012 года № 9/21 внесены изменения и дополнения в инвестиционную программу, в том числе в части срока ее действия с 2009- 2013 годы на срок 2009- 2018 годы, а постановлением администрации города Кирова от 29 декабря 2012 года № 5258-П продлен срок действия тарифов на подключение, установленных постановлением № 5138-П. В действующей редакции текст документа опубликован на официальном портале правовой информации органов местного самоуправления муниципального образования «Город Киров» www.pravo.mo- kirov.ru 26 декабря 2012 года, а также в Бюллетене правовых актов органов местного самоуправления муниципального образования «город Киров» № 62 (часть 2) 22 марта 2013 года. Считают, что решение Кировской городской Думы от 14 октября 2009 года №33/2 (в редакции решения Кировской городской Думы от 21 декабря 2012 года № 9/21) не отвечает установленным требованиям и противоречит Федеральному закону от 07 декабря 2011 года № 416- ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», постановлению Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 года № 406 «О государственном регулировании тарифов на водоснабжение и водоотведение», а также нарушает права и законные интересы строительных организаций - членов Ассоциации, осуществляющих подключение вновь создаваемых (реконструируемых) объектов недвижимости к системам водоснабжения и водоотведения, и производящих плату за указанное подключение по утвержденным на основании инвестиционной программы тарифам. Инвестиционная программа принята неуполномоченным в настоящее время органом, не содержит сроков реализации мероприятий (сроки определены без учета сроков строительства и ввода объектов) и конкретного перечня объектов, вводимых в эксплуатацию на период реализации инвестиционной программы (конкретный перечень объектов, вводимых в эксплуатацию на период реализации инвестиционной программы АО «ККС», не устанавливается в связи с невозможностью определения конкретных адресов объектов, которые будут подключены к системе водоснабжения и канализации), мониторинг за выполнением мероприятий в рамках инвестиционной программы не осуществляется. Наличие отклонений фактических объемов от планируемого объема вводимого жилья, являющихся основанием для пересмотра тарифов на подключение, никем не устанавливается по причине того, что со вступлением в силу с 01 января 2013 года Федерального закона № 416- ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» данные вопросы исключены из круга полномочий органов местного самоуправления и отнесены к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Установленный постановлением № 5138-П и определенный в соответствии с Приложением № 2 к инвестиционной программе тариф на подключение (технологическое присоединение) к системам АО «ККС» является необоснованно завышенным, включающим затраты, не связанные с расходами на создание водопроводных и канализационных сетей от объекта капитального строительства до магистральных сетей. Неверное определение тарифа за подключение ущемляет интересы хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность на строительном рынке. Оспариваемый нормативно- правовой акт может иметь своим результатом ограничение конкуренции.

С учетом последующих уточнений и дополнений просили признать решение Кировской городской Думы от 14 октября 2009 года №33/2 «Об утверждении инвестиционной программы «Развитие систем водоснабжения и водоотведения города Кирова на 2009-2018 годы» (в редакции решения Кировской городской Думы от 21 декабря 2012 года № 9/21) противоречащим закону, а именно части 1 статьи 5, статье 3, части 3 статьи 40 Федерального закона от 07 декабря 2011 года № 416- ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», пунктам 17, 83, 86 Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 года № 406 «О государственном регулировании тарифов на водоснабжение и водоотведение», и недействующим полностью с момента вступления решения суда по настоящему делу в законную силу.

В ходе рассмотрения дела к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Правительство Кировской области.

В судебном заседании представитель административного истца Ассоциации СРО «ОСКО» Шастина Ю.С. заявленные административные исковые требования с учетом уточнений поддержала в полном объеме, подтвердила позицию, изложенную в административном исковом заявлении и последующих дополнениях.

Представитель административного ответчика Кировской городской Думы и заинтересованного лица администрации муниципального образования «Город Киров» Симонова Т.А.заявленные требования не признала, указав, что оспариваемое решение принято компетентным органом в пределах его полномочий в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2004 года № 210- ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса», решением Кировской городской Думы от 29 июня 2005 года № 42/19 (в редакции от 29 декабря 2008 года) «Об Уставе муниципального образования «Город Киров», решением Кировской городской Думы от 31 января 2007 года № 64/2 «Об утверждении Положения о порядке регулирования цен (тарифов) и надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, тарифов на коммунальные услуги, платы за жилое помещение в муниципальном образовании «Город Киров» (вместе с Положением о комиссии по формированию цен, тарифов и надбавок в муниципальном образовании «Город Киров», «Перечнем документов, представляемых организациями коммунального комплекса»). Форма оспариваемого акта соответствует пункту 10 статьи 22 Решения Кировской городской Думы от 29 июня 2005 года № 42/19 «Об Уставе муниципального образования «Город Киров». Процедура принятия оспариваемого акта соблюдена. Обжалуемое решение Кировской городской Думы опубликовано в установленном законом порядке в Бюллетене правовых актов органов местного самоуправления МО «Город Киров» № 48 часть 1 от 16 марта 2010 года. Оспариваемое решение принято Кировской городской Думой в полном соответствии с действующим на период его принятия законодательством, которое не содержало обязательных требований к содержанию инвестиционной программы. Вступивший в силу с 01 января 2013 года Федеральный закон № 416- ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» не предусматривает необходимость внесения изменений и поправок в ранее принятые и действующие инвестиционные программы. Каких- либо прав и законных интересов административного истца решение городской Думы не нарушает. Кроме того, оспариваемое решение не является нормативным правовым актом. Мероприятия, предусмотренные инвестиционной программой, обязательны для исполнения только АО «ККС». Положений, устанавливающих для СРО «ОСКО», ее членов каких- либо обязанностей либо ограничений, оспариваемый акт не содержит. Административным истцом избран ненадлежащий способ защиты нарушенного права.

Представитель заинтересованного лица АО «ККС» Зайков Н.И. в удовлетворении заявленных требований возражал, указав, что административным истцом, выступающим в защиту прав и интересов своих членов, не представлено доказательств нарушения их прав. Инвестиционная программа отвечает всем предъявляемым на момент ее утверждения требованиям законодательства, продолжает действовать и не подлежит пересмотру в связи с вступлением в силу Федерального закона от 07 декабря 2011 года № 416- ФЗ. По существу требования административного истца состоят в пересмотре инвестиционной программы по итогам мониторинга ее исполнения. Несогласие административного истца с инвестиционной программой касается только величины тарифа, который установлен не инвестиционной программой, а постановлением администрации города Кирова от 25 ноября 2009 года № 5138-П. По оспариваемой программе реализованы и продолжают реализовываться права и обязанности участников регулируемых программой отношений. К сетям водоснабжения и водоотведения подключается порядка 60 объектов в год. Нарушений при исполнении инвестиционной программы не выявлено. Отмена инвестиционной программы и тарифа на подключение приведет к возникновению пробела в правовом регулировании данного вопроса, затронет права потребителей коммунальных услуг, повлечет удорожание услуг и существенно увеличит бюджетную нагрузку субъекта Российской Федерации. Также полагает, что Ассоциация СРО «ОСКО» является ненадлежащим административным истцом. Административное исковое заявление подписано неуполномоченным лицом.

Представитель заинтересованного лица Региональной службы по тарифам Кировской области (далее- РСТ Кировской области) Ускирев А.А.полагает, что основания для удовлетворения административного иска отсутствуют, поскольку оспариваемое решение принято органом местного самоуправления в пределах его полномочий в соответствии с требованиями действовавшего на тот момент законодательства. Установленный порядок утверждения инвестиционных программ не нарушен. Требования административного истца фактически сводятся к досрочному пересмотру тарифа. Предоставленный административным истцом алгоритм перерасчета тарифа на подключение не соответствует требованиям действующего законодательства, является недостоверным и экономически необоснованным.

Представитель заинтересованного лица Правительства Кировской области в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещены, имеется заявление о рассмотрении дела в их отсутствие. Ранее представитель Чернобровкина О.Н. с административными исковыми требованиями не согласилась, указав, что инвестиционная программа утверждена решением Кировской городской Думы в соответствии с действующим на тот период Федеральным законом от 30 декабря 2004 года № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса». Федеральный закон от 07 декабря 2011 года № 416- ФЗ вступил в силу с 01 января 2013 года и не содержит положений об его распространении на отношения, возникшие до его введения в действие. Инвестиционная программа содержит мероприятия по увеличению мощности, пропускной способности сетей водоснабжения и водоотведения, сооружений инженерно- технического обеспечения, необходимые для обеспечения подключения новых объектов строительства, и в случае отмены указанной программы может произойти остановка строительства и реконструкции объектов водоснабжения и водоотведения, что негативно скажется на вводе строящихся объектов.

Заслушав объяснения представителей сторон и заинтересованных лиц, а также заключение прокурора Чураковой Н.Р., полагавшей заявленные требования подлежащими удовлетворению, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно требованиям части 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

По смыслу частей 7, 8 статьи 213 и пункта 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд устанавливает такие обстоятельства, как нарушение прав административного истца оспариваемым нормативным актом, отсутствие полномочий у принявших его органов власти либо нарушение формы, процедуры принятия и введения его в действие, наличие которых может являться основанием для вывода суда о несоответствии оспариваемого акта нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Согласно части 9 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 2 и 3 части 8 этой статьи, возлагается на орган, организацию, должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт.

Административный истец, прокурор, органы, организации и граждане, обратившиеся в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц, не обязаны доказывать незаконность оспариваемых ими нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия), но обязаны: указывать, каким нормативным правовым актам, по их мнению, противоречат данные акты, решения, действия (бездействие); подтверждать сведения о том, что оспариваемым нормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) нарушены или могут быть нарушены права, свободы и законные интересы административного истца или неопределенного круга лиц либо возникла реальная угроза их нарушения; подтверждать иные факты, на которые административный истец, прокурор, органы, организации и граждане ссылаются как на основания своих требований (часть 2 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Существенными признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (обязательных правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений. В отдельных случаях о нормативном характере оспариваемого акта могут свидетельствовать различного рода приложения, утвержденные данным актом, в частности, типовые, примерные положения. С учетом этого, отсутствие в самом оспариваемом акте положений нормативного характера не может оцениваться в отрыве от приложений (пункты 9, 10 постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 года № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части»).

Судом установлено, что 14 октября 2009 года Кировской городской Думой принято решение № 33/2 «Об утверждении инвестиционной программы «Развитие систем водоснабжения и водоотведения города Кирова на 2009-2013 годы», которое опубликовано в Бюллетене правовых актов местного самоуправления муниципального образования «Город Киров» № 48 часть 1 от 16 марта 2010 года.

Решением Кировской городской Думы от 21 декабря 2012 года № 9/21 в инвестиционную программу ОАО «Кировские коммунальные системы» «Развитие систем водоснабжения и водоотведения города Кирова на 2009 - 2013 годы», утвержденную решением Кировской городской Думы от 14 октября 2009 года № 33/2, внесены изменения и дополнения, в том числе в части срока действия инвестиционной программы «на 2009 - 2018 годы». Указанное решение опубликовано в Бюллетене правовых актов местного самоуправления муниципального образования «Город Киров» № 62 часть 2 от 22 марта 2013 года.

Оспариваемая инвестиционная программа содержит расчет тарифов на подключение к системам коммунальной инфраструктуры (водоснабжение и водоотведение) муниципального образования «город Киров» вновь создаваемых (реконструируемых) объектов недвижимости (пункт 10.4 и Приложение № 2 инвестиционной программы).

На основании показателей, утвержденных инвестиционной программой, администрация города Кирова постановлением от 25 ноября 2009 года № 5138-П установила тарифы на подключение вновь создаваемых (реконструируемых) объектов недвижимости к системам водоснабжения и водоотведения, обслуживаемым АО «ККС» на 2009-2013 годы, а постановлением от 29 декабря 2012 года № 5258-П продлила срок действия тарифов на подключение, установленных постановлением от 25 ноября 2009 года, до 2018 года.

Ассоциация СРО «ОСКО» является саморегулируемой организацией, которая осуществляет, в том числе, защиту прав и законных интересов индивидуальных предпринимателей и (или) юридических лиц, выполняющих строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, и в силу части 3 статьи 6 Федерального закона от 01 декабря 2007 года № 315- ФЗ «О саморегулируемых организациях» имеет право от своего имени оспаривать в установленном законодательством Российской Федерации порядке любые акты, решения, действия и (или) бездействие органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, нарушающие права и законные интересы саморегулируемой организации, ее члена или членов, либо создающие угрозу такого нарушения.

По мнению заявителя, оспариваемое решение Кировской городской Думы от 14 октября 2009 года № 33/2 противоречит нормам федерального законодательства, имеющим большую юридическую силу, нарушает права и законные интересы членов Ассоциации, осуществляющих подключение строящихся объектов к системе водоснабжения и водоотведения согласно тарифам, сформированным на основании инвестиционной программы ОАО «Кировские коммунальные системы» «Развитие систем водоснабжения и водоотведения города Кирова на 2009-2018 годы», и создает угрозу нарушения прав и законных интересов членов Ассоциации, планирующих осуществить указанное подключение.

В обоснование заявленных требований Ассоциация указывает, что, несмотря на наличие механизма и оснований для пересмотра тарифов на подключение, установленных в рамках инвестиционной программы (пункты 10.3, 10.6), размер тарифа не корректировался и не пересматривался. Мониторинг исполнения инвестиционной программы не осуществляется. Взимание платы за подключение по прежнему тарифу, не скорректированному с учетом объемов фактического ввода жилья в эксплуатацию, приводит к неосновательному обогащению АО «ККС», влечет возникновение убытков лиц, осуществляющих технологическое присоединение, ведет к удорожанию объектов капитального строительства.

В силу части 4 статьи 7 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131- ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным правовым актам Российской Федерации, а также Конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

Оспариваемое решение Кировской городской Думы обладает всеми существенными признаками нормативного правового акта, так как принято представительным органом местного самоуправления муниципального образования «город Киров», то есть уполномоченным на принятие муниципальных правовых актов органом местного самоуправления, содержит правовые нормы, регулирующие правоотношения по созданию системы коммунальной инфраструктуры, необходимой для подключения вновь строящихся объектов к системе водоснабжения и водоотведения, определяющие источником финансирования плату за подключение объектов капитального строительства к сетям инженерно- технического обеспечения на основании заключенных договоров на подключение (технологическое присоединение) с АО «ККС», содержащие расчет тарифов на подключение к системам коммунальной инфраструктуры (водоснабжение и водоотведение) АО «ККС».

На момент принятия оспариваемого нормативного правового акта основы регулирования тарифов организаций коммунального комплекса, обеспечивающих водоснабжение и водоотведение, были установлены Федеральным законом от 30 декабря 2004 года № 210- ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» (далее- Закон об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса), постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2008 года №520 «Об основах ценообразования и порядке урегулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса».

В соответствии со статьей 5 Закона об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса (в редакции Федерального закона от 26 декабря 2005 года № 184-ФЗ) представительные органы муниципальных образований в рамках полномочий в области регулирования тарифов и надбавок организаций коммунального комплекса утверждали инвестиционные программы организаций коммунального комплекса по развитию систем коммунальной инфраструктуры (пункт 2 части 1), а органы местного самоуправления устанавливали тарифы на подключение к системам коммунальной инфраструктуры, тарифы организаций коммунального комплекса на подключение (пункт 7 части 2); осуществляли мониторинг выполнения инвестиционных программ (пункт 11 части 2).

Полномочия Кировской городской Думы на утверждение инвестиционных программ организаций коммунального комплекса по развитию систем коммунальной инфраструктуры были предусмотрены подпунктом 42 пункта 5 статьи 22 Устава муниципального образования «город Киров», утвержденного решением Кировской городской Думы от 29 июня 2005 года № 42/19 (в редакции от 29 декабря 2008 года), подпунктом 2.2.3 главы 2 Положения о порядке регулирования тарифов на коммунальные услуги, платы за жилое помещение в муниципальном образовании «город Киров», утвержденного решением Кировской городской Думы от 31 января 2007 года № 64/2.

Пунктом 10 статьи 22 Устава муниципального образования «город Киров»было установлено, что городская Дума издает правовые акты в форме решений. Нормативный правовой акт, принятый городской Думой, направляется главе города Кирова для подписания и опубликования (обнародования) в течение 5 дней со дня его принятия.

Федеральным законом от 30 декабря 2012 года № 289-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» полномочия по утверждению инвестиционных программ организаций коммунального комплекса по развитию систем коммунальной инфраструктуры, по установлению тарифов организаций коммунального комплекса на подключение из полномочий органов местного самоуправления в области регулирования тарифов и надбавок организаций коммунального комплекса были исключены.

С 01 января 2013 года вступил в силу Федеральный закон от 07 декабря 2011 года № 416- ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее- Закон о водоснабжении и водоотведении), регулирующий отношения в сфере водоснабжения и водоотведения, статьей 5 которого установление тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения; утверждение инвестиционных программ и контроль за выполнением инвестиционных программ, в том числе за достижением в результате реализации мероприятий инвестиционных программ плановых значений показателей надежности, качества, энергетической эффективности отнесено к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, то есть с 01 января 2013 года полномочия органов местного самоуправления по утверждению инвестиционных программ и контроль за их выполнением, установлению тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения прекратились.

Таким образом, решение Кировской городской Думы от 14 октября 2009 года № 33/2 «Об утверждении инвестиционной программы «Развитие систем водоснабжения и водоотведения города Кирова на 2009-2018 годы» и последующее внесение в него изменений и дополнений (решение Кировской городской Думы от 21 декабря 2012 года № 9/21) приняты Кировской городской Думой в пределах предоставленных полномочий, предусмотренных действовавшим на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта законодательством, до вступления в силу Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении», с соблюдением требований законодательства к форме нормативного правового акта - в форме решения.

На момент принятия оспариваемого решения порядок разработки и утверждения инвестиционных программ организаций коммунального комплекса был установлен статьей 11 Закона об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса, которой предусматривалось, что инвестиционная программа организации коммунального комплекса разрабатывается на основании условий технического задания, утверждаемого главой местной администрацией и разрабатываемого в соответствии с программой комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры (часть 2). Подготовка проекта инвестиционной программы и расчет финансовых потребностей, необходимых для реализации данной программы, производятся организацией коммунального комплекса (часть 3). Подготовленный проект инвестиционной программы и расчет необходимых для ее реализации финансовых потребностей представляются организацией коммунального комплекса в орган регулирования муниципального образования, который проводит проверку соответствия проекта инвестиционной программы условиям утвержденного технического задания на ее формирование и проверку обоснованности расчета необходимых для ее реализации финансовых потребностей (часть 4). При соответствии предоставленного проекта инвестиционной программы условиям утвержденного технического задания на ее разработку и обоснованности расчета необходимых для ее реализации финансовых потребностей орган регулирования муниципального образования подготавливает предложения о размере надбавки к ценам (тарифам) для потребителей и соответствующей надбавке к тарифам на товары и услуги организации коммунального комплекса, а также предложения о размерах тарифа на подключение к системе коммунальной инфраструктуры и тарифа организации коммунального комплекса на подключение (часть 6). Представительный орган муниципального образования рассматривает и утверждает инвестиционную программу организации коммунального комплекса, устанавливает надбавку к ценам (тарифам) для потребителей (часть 11). После утверждения представительным органом муниципального образования инвестиционной программы организации коммунального комплекса, установления надбавки к ценам (тарифам) для потребителей орган регулирования муниципального образования устанавливает надбавку к тарифам на товары и услуги организации коммунального комплекса, тариф на подключение к системам коммунальной инфраструктуры, а также тариф организации коммунального комплекса на подключение (часть 12). После установления всех указанных в настоящей статье тарифов и надбавок органы местного самоуправления заключают с организацией коммунального комплекса договор в целях развития системы коммунальной инфраструктуры, определяющей условия реализации утвержденной инвестиционной программы данной организации (часть 13).

Из материалов дела следует, что решением Кировской городской Думы от 29 февраля 2008 года № 14/5 утверждена программа комплексного развития инженерных сетей муниципального образования «город Киров» на 2008-2010 годы и на период до 2020 года.

Постановлением администрации города Кирова от 13 октября 2009 года № 4361-П утверждено техническое задание на разработку инвестиционной программы развитие системы водоснабжения и водоотведения ОАО «Кировские коммунальные системы» на 2009- 2013 годы.

Проект инвестиционной программы ОАО «ККС» проверен экономическим управлением администрации города на предмет соответствия условиям утвержденного технического задания и обоснованности расчета необходимых для ее реализации финансовых потребностей. Сметы по инвестиционной программе проверены МУП <данные изъяты> Стоимость реконструкции и строительства объектов коммунального комплекса подтверждена письмом ООО <данные изъяты> от <дата>

На заседании согласительной комиссии по рассмотрению инвестиционной программы «Развитие системы водоснабжения и водоотведения ОАО «ККС» на 2009- 2013 годы» 22 сентября 2009 года были одобрены и приняты финансовые показатели инвестиционной программы.

28 сентября 2009 года экономическим управлением администрации города Кирова дано положительное заключение на проект инвестиционной программы. Заключением предложены тарифы на подключение в соответствие с проектом инвестиционной программы.

14 октября 2009 года Кировская городская Дума приняла решение № 33/2 «Об утверждении инвестиционной программы «Развитие систем водоснабжения и водоотведения города Кирова на 2009-2013 годы».

30 октября 2009 года состоялось заседание комиссии по формированию цен, тарифов и надбавок в муниципальном образовании «город Киров», на котором принято решение установить тарифы на подключение вновь создаваемых (реконструируемых) объектов недвижимости к системам водоснабжения и водоотведения ОАО «ККС» на 2009-2013 годы в соответствии с инвестиционной программой. При принятии решения учтено заключение экономического управления администрации города Кирова об обоснованности финансовых потребностей по тарифам на подключение и доступности величины тарифа для потребителей.

Постановлением администрации города Кирова от 25 ноября 2009 года № 5138-П «Об установлении тарифов на подключение вновь создаваемых (реконструируемых) объектов недвижимости к системам водоснабжения и водоотведения, обслуживаемых ОАО «ККС» на 2009- 2013 годы» установлены тарифы на подключение вновь создаваемых (реконструируемых) объектов недвижимости к системам водоснабжения и водоотведения ОАО «ККС» на 2009- 2013 годы.

25 ноября 2009 года между МО «город Киров» и ОАО «ККС» заключен договор о развитии системы коммунальной инфраструктуры .

21 декабря 2012 года Кировской городской Думой принято решение № 9/21 о внесении изменений и дополнений в инвестиционную программу ОАО «ККС» «Развитие систем водоснабжения и водоотведения города Кирова на 2009 - 2013 годы», в том числе в части срока действия инвестиционной программы с 2009 - 2013 годы на 2009- 2018 годы.

Постановлением администрации города Кирова от 29 декабря 2012 года № 5258-П продлен срок действия тарифов на подключение, установленных постановлением от 25 ноября 2009 года № 5138- П, до 2018 года.

Обжалуемое решениеКировской городской Думы от 14 октября 2009 года № 33/2 и решение Кировской городской Думы о внесении в него изменений и дополнений от 21 декабря 2012 года № 9/21 опубликованы в Бюллетене правовых актов местного самоуправления муниципального образования «Город Киров», являющемся источником официального опубликования правовых актов Кировской городской Думы и администрации города Кирова на основании решения Кировской городской Думы от 27 октября 1999 года № 35/13 «Об официальном опубликовании правовых актов органов местного самоуправления в печатном информационном сборнике «Бюллетень правовых актом органов местного самоуправления муниципального образования «город Киров».

Таким образом, установленный законом порядок принятия решения Кировской городской Думы от 14 октября 2009 года № 33/2 «Об утверждении инвестиционной программы «Развитие систем водоснабжения и водоотведения города Кирова на 2009-2018 годы» (в редакции решения от 21 декабря 2012 года № 9/21) и введения его в действие соблюден. Каких- либо нарушений по процедуре принятия оспариваемого нормативного правового акта и внесения в него изменений не допущено. Кроме того, данные обстоятельства не оспариваются ни одной из сторон.

Проверяя соответствие оспариваемого административным истцом нормативного правового акта на соответствие федеральному законодательству и иным нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к следующим выводам.

Как следует из инвестиционной программы, утвержденной решением Кировской городской Думы от 14 октября 2009 года № 33/2 (в редакции решения Кировской городской Думы от 21 декабря 2012 года № 9/21), программа основана на принципе полного обеспечения финансовых потребностей Общества на её реализацию, недопустимости возникновения убытков в ходе реализации, невозможности возмещения затрат из источников, прямо не предусмотренных действующим законодательством.

В инвестиционную программу включены мероприятия по увеличению мощности и пропускной способности сетей, сооружений инженерно-технического обеспечения, необходимого для обеспечения подключения объёмов, указанных в приложении № 1 к техническому заданию, и /или земельный участок, на котором планируется возведение объекта капитального строительства, расположен в пределах территории, указанной в приложении № 3 к техническому заданию.

Все мероприятия инвестиционной программы направлены на обеспечение возможности подключения вновь строящихся объектов жилого и социально-культурного значения. Их осуществление предполагается за счёт установления тарифов на подключение и введение платы за подключение объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения. Использование для финансирования мероприятия таких источников как надбавка к тарифу, а также бюджетных средств, в инвестиционной программе не предусмотрено.

Вопреки доводам административного истца, утвержденная оспариваемым решением от 14 октября 2009 года № 33/2 инвестиционная программа полностью соответствует действующему на момент её утверждения Федеральному закону от 30 декабря 2004 года № 210- ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса», который не предусматривал перечня обязательных требований к содержанию инвестиционной программы, разработана с учетом Методических рекомендаций по разработке инвестиционных программ организаций коммунального комплекса, утвержденных Приказом Минрегиона Российской Федерации от 10 октября 2007 года № 99.

В разделе 10 инвестиционной программы установлены плановые сроки реализации мероприятий (утверждены начальный и конечный срок реализации проекта 2009 - 2018 годы), указан перечень объектов, которые должны быть построены в рамках реализации инвестиционной программы, утвержден финансовый план реализации инвестиционной программы с разбивкой по объектам и годам. Приложением № 3 к решению установлена территория возможного расположения объектов капитального строительства и мероприятия по обеспечению подключения к сетям инженерной инфраструктуры, которые включены в инвестиционную программу.

Согласно расчету тарифов на подключение к системам коммунальной инфраструктуры, представленному в пункте 10.4 инвестиционной программы и приложении № 2 к решению, размер тарифа организации коммунального комплекса на подключение определяется как отношение финансовых потребностей, финансируемых за счет тарифов организации коммунального комплекса на подключение, к присоединяемой нагрузке, что соответствует порядку установления тарифов на подключение к системам водоснабжения и водоотведения, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2008 года № 520 «Об основах ценообразования и порядке регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса», действовавшим на момент принятия оспариваемого решения.

Расчет тарифа на подключение объектов недвижимости к сетям водоснабжения и водоотведения основан на том, что размер платы за подключение должен компенсировать все расходы, связанные с выполнением указанных работ по подключению. При этом включение данных расходов в состав оплаты услуг водоснабжения и водоотведения по установленным тарифам недопустимо. Плата за подключение вновь создаваемых и реконструированных объектов недвижимости вносится лицами, заинтересованными в подключении создаваемых ими объектов к сетям инженерной инфраструктуры.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 14 постановления Правительства Российской Федерации от 09 июня 2007 года № 360 «Об утверждении Правил заключения и исполнения публичных договоров о подключении к системам коммунальной инфраструктуры» (в редакции от 16 июля 2009 года) размер платы за подключение определен как произведение размера заявленной потребляемой нагрузки объекта капитального строительства (увеличения потребляемой нагрузки для реконструируемого объекта капитального строительства) и тарифа на подключение.

Как указывалось выше, со вступлением в силу с 01 января 2013 года Закона о водоснабжении и водоотведении полномочия по утверждению инвестиционных программ и контроль за их выполнением, в том числе за достижением в результате реализации мероприятий инвестиционных программ плановых значений показателей надежности, качества, энергетической эффективности, по установлению тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения отнесены к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере водоснабжения и водоотведения (статья 5 Закона).

Частью 3 статьи 40 Закона о водоснабжении и водоотведении установлены обязательные требования к инвестиционной программе, которая должна содержать: плановые значения показателей надежности, качества, энергетической эффективности; перечень мероприятий по строительству новых, реконструкции и (или) модернизации существующих объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения, включая мероприятия, необходимые для подключения (технологического присоединения) новых абонентов; объем финансовых потребностей, необходимых для реализации инвестиционной программы, с указанием источников финансирования; график реализации мероприятий инвестиционной программы; расчет эффективности инвестирования средств; предварительный расчет тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения; иные сведения.

Во исполнение Федерального закона от 07 декабря 2011 года № 416- ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» Правительством Российской Федерации принято постановление от 13 мая 2013 года № 406, которым утверждены «Основы ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения», «Правила регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения».

Пунктами 83, 86 Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения предусмотрено, что тариф на подключение (технологическое присоединение) включает в себя ставку тарифа за подключаемую (технологически присоединяемую) нагрузку и ставку тарифа за расстояние от точки подключения (технологического присоединения) объекта заявителя до точки подключения водопроводных и (или) канализационных сетей к объектам централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения (далее - ставка за протяженность сети). Размер ставки за протяженность сети дифференцируется в соответствии с методическими указаниями, в том числе в соответствии с типом прокладки сетей, и рассчитывается исходя из необходимости компенсации регулируемой организации следующих видов расходов: а) расходы на прокладку (перекладку) сетей водоснабжения и (или) водоотведения в соответствии со сметной стоимостью прокладываемых (перекладываемых) сетей; б) налог на прибыль.

При расчете размера тарифов на подключение (технологическое присоединение) расходы на строительство водопроводных и (или) канализационных сетей, иных объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения должны учитываться в размере, не превышающем величину, рассчитанную на основе укрупненных сметных нормативов для объектов непроизводственного назначения и инженерной инфраструктуры, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, а в случае, если такие нормативы не установлены, - в размере, определенном органом регулирования тарифов с учетом представленной регулируемой организацией сметной стоимости таких работ.

В силу статьи 4 Гражданского кодекса Российской Федерации акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона может распространяться на отношения, возникшие до введения его в действие, если это прямо предусмотрено законом.

Как следует из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 22 апреля 2014 года № 12-П, статья 4 Гражданского кодекса Российской Федерации закрепляет общий (основной) принцип действия закона во времени, который имеет целью обеспечение правовой определенности и стабильности законодательного регулирования в России как правовом государстве (часть 1 статьи 1 Конституции Российской Федерации) и означает, что действие закона распространяется на отношения, права и обязанности, возникшие после введения его в действие, и только законодатель вправе распространить новые нормы на факты и порожденные ими правовые последствия, возникшие до введения соответствующих норм в действие, т.е. придать закону обратную силу, либо, напротив, допустить в определенных случаях возможность применения утративших силу норм.

Федеральный закон от 07 декабря 2011 года № 416 - ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» не содержит положений о его распространении на отношения, возникшие до введение его в действие, и не содержит норм, обязывающих уполномоченные органы вносить изменения в ранее принятые инвестиционные программы для приведения их в соответствие с новыми требованиями.

Принятые в развитие вышеназванного Федерального закона подзаконные акты также не содержат норм, устанавливающих обязанность пересмотреть инвестиционные программы, установленные до его принятия.

Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу о том, что оспариваемое решение Кировской городской Думы от 14 октября 2009 года № 33/2 (в редакции решения Кировской городской Думы от 21 декабря 2012 года № 9/21) не противоречит и соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

То обстоятельство, что Федеральным законом от 07 декабря 2011 года № 416- ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», вступившим в силу 01 января 2013 года, утверждение инвестиционных программ и контроль за их выполнением, установление тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения отнесено к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере водоснабжения и водоотведения (статья 5 указанного Закона), существенного значения в данном случае не имеет.

Полномочия органов местного самоуправления в части утверждения инвестиционных программ организаций коммунального комплекса по развитию систем коммунальной инфраструктуры, установления тарифов организаций коммунального комплекса на подключение на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта были предусмотрены статьей 5 Закона об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса и исключены только Федеральным законом от 30 декабря 2012 года № 289-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Указание на то, что с 01 января 2013 года указанные полномочия отнесены к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, не свидетельствует о том, что с названной даты решение Кировской городской Думы от 14 октября 2009 года № 33/2 «Об утверждении инвестиционной программы «Развитие систем водоснабжения и водоотведения города Кирова на 2009-2018 годы» вступило в противоречие с нормативным правовым актом, имеющим большую юридическую силу. В данном случае изменен порядок и полномочия органов в области регулирования тарифов и надбавок организаций коммунального комплекса, которые подлежат применению при утверждении инвестиционных программ и установлении тарифов после 01 января 2013 года.

Ссылаясь на нарушение прав и законных интересов членов Ассоциации, осуществляющих подключение строящихся объектов к системе водоснабжения и водоотведения согласно тарифам, сформированным на основании инвестиционной программы, административный истец указывает на то, что мониторинг выполнения инвестиционной программы не осуществляется, тарифы на подключение не корректируются и не пересматриваются, предоставляет свой расчет «справедливого» тарифа с 2014 года.

Как следует из пункта 10.5 инвестиционной программы, в соответствии со статьей 16 Закона об основах государственного регулирования тарифов организаций коммунального комплекса мониторинг выполнения инвестиционной программы организаций коммунального комплекса проводится соответствующими органами регулирования в целях обеспечения водоснабжения, водоотведения и своевременного принятия решения о развитии систем коммунальной инфраструктуры.

Порядок и условия проведения мониторинга выполнения показателей инвестиционной программы установлены Методикой проведения мониторинга выполнения производственных и инвестиционных программ организаций коммунального комплекса, утвержденной приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 14 апреля 2008 года № 48. Органами, осуществляющими мониторинг инвестиционных программ организаций коммунального комплекса, являются органы регулирования муниципальных образований, представительные органы местного самоуправления, которые утвердили инвестиционную программу организаций коммунального комплекса в соответствии с законодательством о регулировании тарифов организаций коммунального комплекса. Результаты мониторинга могут являться основанием для досрочного пересмотра инвестиционных программ, а также тарифов и надбавок организаций коммунального комплекса.

Пунктом 10.3 инвестиционной программы в целях снижения рисков предусмотрен механизм ежегодной корректировки тарифов на подключение. Установлено, что для обеспечения финансовых потребностей АО «ККС» на реализацию инвестиционной программы комплексного развития в порядке, предусмотренном статьей 14 Закона об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса, ежегодно, при наличии такой необходимости осуществляется пересмотр тарифа организации коммунального комплекса на подключение. Под основаниями ежегодной корректировки тарифа в частности, но не исключительно понимается: количество объектов, подключившихся в течение периода меньше, чем принятое для расчета при разработке инвестиционной программы; невозможность взыскания платы за подключение с лица, осуществляющего строительство объекта капитального строительства, подключение которого планировалось при расчете инвестиционной программы, по причине банкротства или ликвидации данного юридического лица; изменение размера затрат на реализацию программы вследствие увеличения темпа инфляции по составляющим затрат в сравнении с расчетным; значительное отклонение размера затрат на реализацию мероприятий программы, полученное в результате уточнения сметной стоимости, посредством разработки технической документации; увеличение ставки банковского кредита в сравнении с расчетной для инвестиционной программы.

В пункте 10.6 инвестиционной программы содержатся основания для досрочного пересмотра тарифов на подключение, из которого следует, что АО «ККС» в ходе реализации мероприятий, предусмотренных инвестиционной программой, выполнит проектирование и государственную экспертизу проектно- сметной документации. Превышение сметной стоимости строительства объектов над стоимостью, указанной в разделе 10 программы, является основанием для досрочного пересмотра тарифов на подключение. В случае отклонения фактических объемов от планируемого объема вводимого жилья, указанного в абзаце 4 приложения 2, тарифы на подключение подлежат пересмотру.

Аналогичные положения относительно порядка и условий внесения изменений в инвестиционную программу, пересмотра установленных тарифов на подключение содержатся в договоре о развитии системы коммунальной инфраструктуры, заключенном между муниципальным образованием «город Киров» и АО «ККС».

Как следует из представленных в материалы дела документов, реализация мероприятий, предусмотренных инвестиционной программой, продолжается по настоящее время. Осуществляется возведение (реконструкция) объектов водоснабжения и водоотведения, подключение строящихся объектов. По информации АО «ККС» окончено строительство двух низконапорных коллекторов КНС №5, окончена установка комплектной канализационной насосной станции рядом с существующей КНС <данные изъяты> объекты введены в эксплуатацию. К сетям водоснабжения и водоотведения подключается порядка 60 объектов в год.

АО «ККС» регулярно представляет в региональную службу по тарифам и администрацию города Кирова информацию о выполнении инвестиционной программы, о подключении объектов капитального строительства к централизованной системе водоснабжения (водоотведения) в муниципальном образовании «город Киров», что подтверждается представленными письмами. В свою очередь, РСТ Кировской области в 2014 году и в 2015 году проводила плановые выездные проверки АО «ККС», в ходе которых осуществлялась сплошная проверка договоров на подключение к системе водоснабжения и водоотведения, актов выполненных работ, и каких- либо нарушений при реализации инвестиционной программы обнаружено не было, о чем свидетельствуют соответствующие акты проверки.

В связи с указанным доводы административного истца об отсутствии мониторинга инвестиционной программы не состоятельны и опровергаются материалами дела.

Допустимых, достоверных и достаточных доказательств, свидетельствующих о наступлении обстоятельств, являющихся основанием для пересмотра тарифов на подключение, административным истцом не приведено.

Предоставленный административным истцом предполагаемый алгоритм перерасчёта тарифа на подключение к системам водоснабжения и водоотведения, а также сам тариф, не основан на нормах законодательства, и является недостоверным, так как используемые при расчёте тарифа сведения, надлежащим образом не подтверждены. За основу расчета «справедливого» тарифа принята величина выручки, которую должно было получить за подключение жилых и нежилых помещений АО «ККС», в то время как в отчетах и актах проверки РСТ Кировской области отражена подробная информация о размере фактической выручки от подключения и темпах ее освоения с разбивкой по годам, в целом по проектам и за весь период действия программы, полностью опровергающая доводы административного истца о переполучении АО «ККС» необходимой и достаточной для реализации инвестиционных мероприятий выручки. Кроме того, не нашли своего подтверждения представленные сведения о площади введенного в эксплуатацию жилья. Перерасчет тарифа выполнен административным истцом только за период с 2014 по 2018 годы, а не за весь спорный период.

Таким образом, оценив представленные доказательства в их совокупности, и учитывая, в том числе позицию РСТ Кировской области, суд приходит к выводу о том, что предложенный административным истцом алгоритм пересчета тарифа невозможно рассматривать в качестве доказательства нарушения либо угрозы нарушения прав и законных интересов участников Ассоциации. Каких- либо иных доказательств того, что оспариваемое решение нарушает права и свободы административного истца, последним не представлено.

При этом суд обращает внимание на то, что методику расчета тарифа на подключение, содержащуюся в инвестиционной программе (пункт 10.4 и приложение №2 к инвестиционной программе), административный истец не оспаривает. Указанный расчет тарифа сам по себе не нарушает прав и законных интересов административного истца, в том числе, исходя из его позиции.

Доводы административного истца, которые сводятся к несогласию относительно размера применяемого в настоящее время тарифа на подключение, направлены на оценку исполнимости нормативного правового акта и не свидетельствуют о его недействительности.

При таких обстоятельствах, учитывая отсутствие достоверных и достаточных доказательств нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца, соответствие оспариваемого решения нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, а также соблюдение процедуры принятия, опубликования и вступления в силу оспариваемого решения, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении требований Ассоциации СРО «ОСКО» о признании недействующим решения Кировской городской Думы от 14 октября 2009 года №33/2 «Об утверждении инвестиционной программы «Развитие систем водоснабжения и водоотведения города Кирова на 2009-2018 годы» (в редакции решения Кировской городской Думы от 21 декабря 2012 года № 9/21).

В силу требований пункта 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации сообщение о принятии указанного решения в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу подлежит опубликованию в официальном печатном издании Кировской городской Думы.

Руководствуясь статьями 175, 176, 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении административных исковых требований Ассоциации саморегулируемой организации «Объединение строителей Кировской области» о признании недействующим решения Кировской городской Думы от 14 октября 2009 года № 33/2 «Об утверждении инвестиционной программы «Развитие систем водоснабжения и водоотведения города Кирова на 2009 - 2018 годы» (в редакции решения Кировской городской Думы от 21 декабря 2012 года № 9/21) отказать.

Сообщение о принятии указанного решения подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании Кировской городской Думы.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд Российской Федерации в течение одного месяца с момента изготовления решения в окончательной форме - 21 сентября 2016 года.

Судья О.М. Костицына