ЗАБАЙКАЛЬСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
Дело № 3а-29/2024
УИД 75OS0000-01-2023-000599-56
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
2 февраля 2024 года г. Чита
Забайкальский краевой суд в составе:
председательствующего судьи Цыдендамбаевой О.Ч.,
при секретаре Дондокове А.З.,
с участием:
прокурора отдела прокуратуры Забайкальского края Выскубовой С.А.,
представителя административного истца Ибрагимова Ю.Н.-А. – Баженова Н.А.,
представителя Законодательного Собрания Забайкальского края Лосевой Н.В.,
представителей Губернатора Забайкальского края Родионовой Е.В., Рабдановой Б.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Мальцева Н.М., Ибрагимова Ю.Н.-А. о признании недействующей части 3 статьи 11 Закона Забайкальского края от 4 мая 2010 года № 360-ЗЗК «О размерах налоговых ставок для отдельных категорий налогоплательщиков при применении упрощенной системы налогообложения»,
установил:
закон Забайкальского края от 4 мая 2010 года № 360-ЗЗК «О размерах налоговых ставок для отдельных категорий налогоплательщиков при применении упрощенной системы налогообложения» (далее – Закон Забайкальского края № 360-ЗЗК) принят Законодательным Собранием Забайкальского края 21 апреля 2010 года, подписан Губернатором Забайкальского края 4 мая 2010 года, опубликован в газете «Забайкальский рабочий» от 6 мая 2010 года № 78 (25536).
Закон действует в редакциях Законов Забайкальского края от 1 ноября 2011 года № 565-ЗЗК, 9 апреля 2014 года № 962-ЗЗК, 18 июля 2017 года № 1495-ЗЗК, 4 декабря 2017 года № 1539-ЗЗК, 30 декабря 2019 года № 1793-ЗЗК, 30 апреля 2020 года №1822-ЗЗК, 27 ноября 2020 года № 1856-ЗЗК, 30 декабря 2020 года № 1901-ЗЗК, 12 апреля 2022 года № 2058-ЗЗК, 4 июля 2022 года № 2086-ЗЗК, 10 октября 2022 года № 2097-ЗЗК, 23 ноября 2022 года № 2121-ЗЗК, 27 ноября 2023 года № 2255-ЗЗК, опубликованных в газете «Забайкальский рабочий» от 8 ноября 2011 года № 220 (25933), 14 апреля 2014 года № 70 (26532), на «Официальном интернет-портале правовой информации» 19 июля 2017 года, 5 декабря 2017 года, 31 декабря 2019 года, 30 апреля 2020 года, 30 ноября 2020 года, 30 декабря 2020 года, 13 апреля 2022 года, 6 июля 2022 года, 11 октября 2022 года, 28 ноября 2022 года, 28 ноября 2023 года (www.pravo.gov.ru).
11 декабря 2023 года индивидуальный предприниматель Мальцев Н.М. в лице представителя по доверенности Мальцевой Е.Ю. и индивидуальный предприниматель Ибрагимов Ю.Н.-А. обратились в Забайкальский краевой суд с вышеуказанным административным исковым заявлением, уточненным в ходе судебного разбирательства, ссылаясь на то, что часть 3 статьи 11 Закона Забайкальского края № 360-ЗЗК, согласно которой действие частей 1 и 2 статьи 11, устанавливающих налоговую льготу для налогоплательщиков при применении упрощенной системы налогообложения, не распространяется на налогоплательщиков, основным видом деятельности которых в соответствии со сведениями, содержащимися в едином государственном реестре юридических лиц или индивидуальных предпринимателей по состоянию на 1 ноября 2020 года является один из видов экономической деятельности, входящих в группу 47.25 «Торговля розничными напитками в специализированных магазинах» Общероссийского классификатора видов экономической деятельности (ОКВЭД 2), противоречит статьям 2, 23, 49 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), статье 5 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ). Предоставление льготы в зависимости от основного вида экономической деятельности, указанного в едином государственном реестре юридических лиц (далее – ЕГРЮЛ) и в едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей (далее – ЕГРИП), без учета того, что данный вид деятельности фактически не осуществляется индивидуальным предпринимателем, юридическим лицом в период действия единого налога на вмененный доход и не осуществляется после его отмены, ставит субъектов предпринимательской деятельности в неравное положение. Указанная норма не учитывает, что налоговая льгота должна предоставляться тем субъектам предпринимательской деятельности, которые в 2020 году фактически применяли единый налог на вмененный доход от определенных видов деятельности и получаемый ими доход составлял 70 и более процентов. Привязка в оспариваемой норме к дате 1 ноября 2020 года, учитывая, что закон принят 27 ноября 2020 года лишила хозяйствующих субъектов возможности привести свой основной вид экономической деятельности (ОКВЭД) в соответствие с фактически осуществляемым. Решениями налогового органа административным истцам вменено неправомерное применение налоговой льготы и доначислен налог и штрафные санкции, несмотря на то, что по результатам камеральной проверки не был установлен факт розничной реализации напитков в специализированных магазинах и данные лица не зарегистрированы в единой государственной автоматизированной информационной системе учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
На основании изложенного административные истцы просят признать недействующей часть 3 статьи 11 Закона Забайкальского края от 4 мая 2010 года № 360-ЗЗК «О размерах налоговых ставок для отдельных категорий налогоплательщиков при применении упрощенной системы налогообложения» и принять данную часть в иной редакции.
В представленном письменном отзыве и дополнениях к нему представитель Законодательного Собрания Забайкальского края Лосева Н.В. в удовлетворении заявленных требований просила отказать, указав, что Закон Забайкальского края № 360-ЗЗК принят в пределах полномочий субъектов Российской Федерации, с соблюдением порядка и процедуры его принятия. Административными истцами не приведены положения федерального законодательства, которым противоречит оспариваемая норма, принятая в целях реализации положений, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации. Категория налогоплательщиков, в отношении которых законом Забайкальского края установлены налоговые ставки при применении упрощенной системы налогообложения, определены с учетом основного вида деятельности в соответствии со статьей 4 НК РФ. Кроме того, тот факт, что административные истцы фактически не осуществляли деятельность в соответствии с основным видом деятельности, сведения о котором содержатся в ЕГРИП, даже без учета оспариваемого ими положения, не дает основание применять установленную Законом Забайкальского края № 360-ЗЗК налоговую ставку, поскольку одной из характеристик устанавливаемой категории налогоплательщиков является обязательное получение не менее 70 процентов доходов от осуществления основного вида деятельности. Закон Забайкальского края от 27 ноября 2020 года № 1856-ЗЗК, вносящий изменения в основной закон, вступил в силу в сроки, предусмотренные пунктом 1 статьи 5 НК РФ, в условиях отмены с 1 января 2021 года единого налога на вмененный доход. Были учтены бюджетные риски, объем выпадающих доходов бюджета края, которые оценивались на основании официальных данных о количестве налогоплательщиков на дату установления правового регулирования, и имело цель поддержать действующих хозяйствующих субъектов. Определение вида деятельности и регистрация его в качестве основного или дополнительного зависит от воли хозяйствующего субъекта.
Представители Губернатора Забайкальского края Рабданова Б.Д., Туранова Е.В. в письменных возражениях также полагали требования административных истцов не подлежащими удовлетворению по доводам, аналогичным в отзыве Законодательного Собрания Забайкальского края, дополнительно указывая, что установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категории налогоплательщиков относится к исключительной прерогативе законодателя, именно законодатель вправе определять (сужать или расширять) категории налогоплательщиков, для которых устанавливаются налоговые ставки. Положения частей 1-3 статьи 11 Закона Забайкальского края № 360-ЗЗК не содержат неопределенности и позволяют установить предусмотренную для конкретной категории налогоплательщиков налоговую ставку исходя из самостоятельно выбранного ими основного вида экономической деятельности, подлежащего отражению в соответствующем едином государственном реестре. Принятие закона оказало поддержку субъектам малого и среднего предпринимательства, обеспечив плавный поэтапный переход с системы ЕНВД на упрощенную систему налогообложения. При этом учитывались объемы розничной продажи алкогольной продукции.
Административные истцы Мальцев Н.М., Ибрагимов Ю.Н.-А., представитель административного истца Мальцева Н.М. – Мальцева Е.Ю., надлежаще извещенные о времени и месте судебного заседания, не явились. Административные истцы ходатайствовали о рассмотрении дела в их отсутствие.
Представитель административного истца Ибрагимова Ю.Н.-А. – Баженов Н.А. заявленные требования с учетом уточнений поддержал по доводам, изложенным в административном исковом заявлении и дополнениях к нему.
Представитель административного ответчика Законодательного Собрания Забайкальского края Лосева Н.В. с требованиями административного истца не согласилась, поддержала письменный отзыв, дала пояснения, аналогичные изложенным.
Представители административного ответчика Губернатора Забайкальского края Родионова Е.В., Рабданова Б.Д. с требованиями административного истца также не согласились, поддержали письменные возражения на административное исковое заявление, дали пояснения, аналогичные изложенным.
На основании статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Исследовав материалы дела, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, заключение прокурора, полагавшего требования административных истцов не подлежащими удовлетворению, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 2 статьи 20 КАС РФ административные дела об оспаривании нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации рассматриваются краевым судом в качестве суда первой инстанции.
Порядок и особенности рассмотрения указанной категории административных дел закреплены в главе 21 КАС РФ.
Часть 1 статьи 208 КАС РФ наделяет правом обратиться в суд с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта недействующим лиц, в отношении которых применен этот акт, а также лиц, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Как следует из материалов дела, административные истцы Мальцев Н.М. и Ибрагимов Ю.Н.-А. зарегистрированы в качестве индивидуальных предпринимателей. Решениями Управления Федеральной налоговой службы по Забайкальскому краю от 17 февраля 2023 года и от 8 июня 2023 года Мальцев Н.М. и Ибрагимов Ю.Н.-А. соответственно привлечены к ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 122 НК РФ, выразившегося в том, что при исчислении суммы налога в налоговой декларации по налогу, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения за 2021 год, неправомерно применена ставка 1%, установленная пунктом 2 части 1 статьи 11 Закона Забайкальского края № 360-ЗЗК, поскольку по состоянию на 1 ноября 2020 года налогоплательщиками заявлен основной вид деятельности 47.25.1 «Торговля розничная алкогольными напитками, включая пиво, в специализированных магазинах» ОКВЭД 2 и 47.25.12 «Торговля розничная пивом в специализированных магазинах» ОКВЭД 2, что в силу части 3 статьи 11 Закона Забайкальского края № 360-ЗЗК исключает применение пониженной налоговой ставки.
Таким образом, Закон Забайкальского края от 4 мая 2010 года № 360-ЗЗК «О размерах налоговых ставок для отдельных категорий налогоплательщиков при применении упрощенной системы налогообложения» непосредственно затрагивает права и интересы административных истцов, которые в силу части 1 статьи 208 КАС РФ обладают правом на предъявление в суд административного искового заявления о признании указанного нормативного правового акта недействующим.
В силу статьи 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Согласно пункту «и» части 1 статьи 72, частям 2, 4 статьи 76 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации; по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Вне пределов ведения Российской Федерации, совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации республики, края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа осуществляют собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов.
В соответствии с подпунктом 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (действовавшим на момент принятия оспариваемых норм Закона Забайкальского края № 360-ЗЗК) к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов, а также установления налоговых ставок по федеральным налогам в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Аналогичные по своему содержанию нормы содержатся в действующем в настоящее время Федеральном законе от 21 декабря 2021 года № 414-ФЗ «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации», согласно пункту 67 части 1 статьи 44 которого к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов, определения элементов налогообложения по федеральным налогам в случаях, установленных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Федеральный законодатель, осуществив в разделе VIII НК РФ правовое регулирование конкретных федеральных налогов, в разделе VIII.1 предусмотрел специальные налоговые режимы, относя к таковым наряду с другими упрощенную систему налогообложения (подпункт 2 пункта 2 статьи 18, глава 26.2 НК РФ) и единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности (подпункт 3 пункта 2 статьи 18, глава 26.3 НК РФ, утратившие силу с 1 января 2021 года).
В пункте 7 статьи 12 НК РФ предусмотрено, что законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации в случаях, порядке и пределах, которые предусмотрены данным Кодексом, вправе устанавливать по специальным налоговым режимам, в том числе налоговые ставки в зависимости от категорий налогоплательщиков и видов предпринимательской деятельности.
Налоговые ставки при упрощенной системе налогообложения определены статьей 346.20 НК РФ, которой также закреплено право субъектов Российской Федерации законами устанавливать налоговую ставку в зависимости от категорий налогоплательщиков.
Законодательное Собрание Забайкальского края, действуя в пределах своих полномочий, приняло Закон Забайкальского края от 4 мая 2010 года № 360-ЗЗК «О размере налоговой ставки для отдельных категорий налогоплательщиков при применении упрощенной системы налогообложения в случае, если объектом налогообложения являются доходы, уменьшенные на величину расходов».
Названный закон был принят на заседании законодательного органа в двух чтениях при наличии кворума (33 депутатов) большинством голосов от установленного числа депутатов (33 из 50) с соблюдением положений, закрепленных в статьях 25, 26, 30, 50 Устава Забайкальского края, статьях 3, 9, 10, 26 Закона Забайкальского края от 18 декабря 2009 года № 321-ЗЗК «О нормативных правовых актах Забайкальского края», что подтверждается протоколом № 19 от 21 апреля 2010 года, подписан Губернатором Забайкальского края 4 мая 2010 года и опубликован в печатном издании газете «Забайкальский рабочий» № 78 (25536) от 6 мая 2010 года, вступил в силу со дня его официального опубликования.
Законом Забайкальского края от 27 ноября 2020 года № 1856-ЗЗК «О внесении изменений в Закон Забайкальского края «О размерах налоговых ставок для отдельных категорий налогоплательщиков при применении упрощенной системы налогообложения» Закон Забайкальского края № 360-ЗЗК дополнен статьей 11.
Данный закон принят Законодательным Собранием Забайкальского края 27 ноября 2020 года (выписка из протокола № 29 от 27 ноября 2020 года), подписан Губернатором Забайкальского края 27 ноября 2020 года, опубликован на официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru) 30 ноября 2020 года, вступил в силу с 1 января 2021 года, но не ранее чем по истечении одного месяца со дня его официального опубликования и не ранее первого числа очередного налогового периода при применении упрощенной системы налогообложения.
При таком положении, суд находит установленным соблюдение административными ответчиками порядка принятия и опубликования оспариваемого нормативного правового акта.
Налоговым кодексом Российской Федерации закреплены основные начала законодательства о налогах и сборах, согласно которым оно должно основываться на признании всеобщности и равенства налогообложения; налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев; не допускается установление дифференцированных ставок налогов и сборов, налоговых льгот в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала; налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными; недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав (пункты 1, 2, 3 статьи 3).
Согласно пункту 1 статьи 346.20 НК РФ в случае, если объектом налогообложения являются доходы, налоговая ставка устанавливается в размере 6 процентов. Законами субъектов Российской Федерации могут быть установлены налоговые ставки в пределах от 1 до 6 процентов в зависимости от категорий налогоплательщиков.
Согласно пункту 2 статьи 346.20 НК РФ в случае, если объектом налогообложения являются доходы, уменьшенные на величину расходов, налоговая ставка устанавливается в размере 15 процентов. Законами субъектов Российской Федерации могут быть установлены налоговые ставки в пределах от 5 до 15 процентов в зависимости от категорий налогоплательщиков.
Федеральный законодатель, дискрецией которого является установление порядка применения упрощенной системы налогообложения, предусмотрел возможность устанавливать, кроме видов деятельности, на которые распространяется такое налогообложение, возможность установления законом субъектов Российской Федерации дифференцированных налоговых ставок в пределах от 1 до 6 процентов для объекта налогообложения в виде доходов и в пределах от 5 до 15 процентов для объекта налогообложения в виде доходов, уменьшенных на величину расходов, в зависимости от категорий налогоплательщиков.
Понятие «категория налогоплательщиков» в налоговом законодательстве не закреплено. Исходя из сущности этого понятия, категории налогоплательщиков могут быть определены с учетом общих признаков и существенных свойств, к которым можно отнести виды экономической деятельности, продукции, услуг, размеры предприятий, места расположения, виды заказчиков работ (услуг).
Законом Забайкальского края от 27 ноября 2020 года № 1856-ЗЗК «О внесении изменений в Закон Забайкальского края «О размерах налоговых ставок для отдельных категорий налогоплательщиков при применении упрощенной системы налогообложения» Закон Забайкальского края № 360-ЗЗК дополнен статьей 11.
В соответствии с частью 1 статьи 11 Закона Забайкальского края № 360-ЗЗК установлены налоговые ставки при применении упрощенной системы налогообложения для налогоплательщиков, применявших в 2020 году в отношении осуществляемых ими видов предпринимательской деятельности систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, в том числе одновременно с упрощенной системой налогообложения, в следующих размерах: 1) 5 процентов в 2021 - 2023 годах в случае, если объектом налогообложения являются доходы, уменьшенные на величину расходов; 2) 1 процент в 2021 - 2023 годах в случае, если объектом налогообложения являются доходы.
Налоговые ставки, указанные в пунктах 1 и 2 части 1 настоящей статьи, применяются налогоплательщиками при одновременном соблюдении следующих условий:
1) основным видом деятельности налогоплательщика в соответствии со сведениями, содержащимися в едином государственном реестре юридических лиц или едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей по состоянию на 1 ноября 2020 года, является вид экономической деятельности, в отношении которого налогоплательщиком в 2020 году применялась система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности;
2) за соответствующий налоговый период не менее 70 процентов доходов, определяемых в порядке, установленном статьей 346.15 главы 26.2 Налогового кодекса Российской Федерации, составили доходы от основного вида предпринимательской деятельности, указанного в пункте 1 настоящей части (часть 2 статьи 11).
При этом частью 3 статьи 11 предусмотрено, что действие частей 1 и 2 настоящей статьи не распространяется на налогоплательщиков, основным видом деятельности которых в соответствии со сведениями, содержащимися в едином государственном реестре юридических лиц или едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей по состоянию на 1 ноября 2020 года, является один из видов экономической деятельности, входящих в группу 47.25 «Торговля розничная напитками в специализированных магазинах» Общероссийского классификатора видов экономической деятельности ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2), утвержденного приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 31 января 2014 года № 14-ст.
Таким образом, законом Забайкальского края для определенной категории налогоплательщиков предусматривается пониженная налоговая ставка в размере 1 процента в 2021 - 2023 годах при применении упрощенной системы налогообложения для налогоплательщиков, применявших в 2020 году в отношении осуществляемых ими видов предпринимательской деятельности систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, в том числе одновременно с упрощенной системой налогообложения, в случае, если объектом налогообложения являются доходы.
Из содержания статьи 11 Закона Забайкальского края № 360-ЗЗК усматривается, что категория налогоплательщиков, для которых предусмотрена пониженная налоговая ставка при применении упрощенной системы налогообложения, определена исходя из вида экономической деятельности, ранее применяемого специального налогового режима и размера дохода по основному виду деятельности.
Вместе с тем предусмотрено исключение для применения пониженной налоговой ставки для налогоплательщиков, основным видом деятельности которых по состоянию на 1 ноября 2020 года является один из видов экономической деятельности, входящих в группу 47.25 «Торговля розничная напитками в специализированных магазинах» ОКВЭД 2. На данную категорию налогоплательщиков действие налоговой ставки в размере 1 процента в соответствии с частью 1 статьи 11 Закона Забайкальского края № 360-ЗЗК не распространяется.
Принимая во внимание, что установление видов деятельности, в отношении которых при соблюдении установленных статьей 346.20 НК РФ условий применяется налоговая ставка в размере от 1 до 6 процентов, - прерогатива регионального законодателя, суд не усматривает несоответствия части 3 статьи 11 Закона Забайкальского края № 360-ЗЗК, определяющей виды предпринимательской деятельности исходя из ОКВЭД ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2), требованиям налогового законодательства, прямо предусматривающим право субъектов Российской Федерации устанавливать по специальным налоговым режимам налоговые ставки в зависимости от категории налогоплательщиков и видов предпринимательской деятельности.
При определении категории налогоплательщиков, региональным законодателем учитывалось установление оптимальной налоговой нагрузки для налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения. Признаки (свойства), по которым определены категории налогоплательщиков, применяющих пониженную налоговую ставку (вид экономической деятельности, размер дохода по виду экономической деятельности), сформулированы в Законе Забайкальского края № 360-ЗЗК четко и ясно, со ссылками на действующий ОКВЭД 2, не допуская произвольное толкование, что подтверждается, в том числе представленными в материалы дела решениями Управления Федеральной налоговой службы по Забайкальскому краю о привлечении административных истцов к налоговой ответственности, принятыми с учетом проверки на предмет соответствия налогоплательщика установленной законом края категории.
В статье 34 Конституции Российской Федерации закреплено, что каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности.
Согласно абзацу третьему пункта 1 статьи 2, пунктам 1, 3 статьи 23 ГК РФ предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг; лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность, должны быть зарегистрированы в этом качестве в установленном законом порядке, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом; гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя; к предпринимательской деятельности граждан, осуществляемой без образования юридического лица, соответственно применяются правила настоящего Кодекса, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, если иное не вытекает из закона, иных правовых актов или существа правоотношения.
В абзаце втором пункта 1 статьи 49 ГК РФ установлено, что коммерческие организации, за исключением унитарных предприятий и иных видов организаций, предусмотренных законом, могут иметь гражданские права и нести гражданские обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных законом.
Таким образом, законодатель связывает необходимость регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя с осуществлением им предпринимательской деятельности.
Отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей, урегулированы Федеральным законом от 8 августа 2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее – Федеральный закон № 129-ФЗ).
Государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей - акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иных сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствии с настоящим Федеральным законом (часть 2 статьи 1 Федерального закона № 129-ФЗ).
Федеральный закон № 129-ФЗ предусматривает ведение единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, в котором содержатся сведения об индивидуальном предпринимателе, включая коды по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности (подпункт «о» пункта 2 статьи 5).
Для определения основного и дополнительных видов экономической деятельности, осуществляемых хозяйствующими субъектами, используется Общероссийской классификатор видов экономической деятельности, утвержденный приказом Росстандарта от 31 января 2014 года № 14-ст.
Как на момент внесения указанных изменений в Закон Забайкальского края № 360-ЗЗК, так и на 1 ноября 2020 года имел юридическую силу ОКВЭД ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2) (ОКВЭД 2).
Группировка по коду 47.25 «Торговля розничная напитками в специализированных магазинах» включает розничную торговлю напитками (не для употребления на месте продажи), включая алкогольные напитки и безалкогольные напитки, в специализированных магазинах: 47.25.1 «Торговля розничная алкогольными напитками, включая пиво, в специализированных магазинах», 47.25.11 «Торговля розничная алкогольными напитками, кроме пива, в специализированных магазинах», 47.25.12 «Торговля розничная пивом в специализированных магазинах», 47.25.2 «Торговля розничная безалкогольными напитками в специализированных магазинах».
Доводы административных истцов о нарушении оспариваемой нормой прав равенства прав налогоплательщиков, являются несостоятельными.
В силу статьи 19 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее статьей 57 налоги и сборы не могут носить дискриминационный характер и различно применяться в зависимости, в частности, от имущественного положения, а также от других обстоятельств.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации, принцип равенства всех перед законом гарантирует одинаковые права и обязанности для субъектов, относящихся к одной категории, и не исключает возможность установления различных условий для различных категорий субъектов права; такие различия, однако, не могут носить произвольный характер, они должны основываться на объективных характеристиках соответствующих категорий субъектов. В налогообложении равенство понимается прежде всего как равномерность, нейтральность и справедливость налогообложения. Это означает, что одинаковые экономические результаты деятельности налогоплательщиков должны влечь одинаковое налоговое бремя и что принцип равенства налогового бремени нарушается в тех случаях, когда определенная категория налогоплательщиков попадает в иные по сравнению с другими налогоплательщиками условия, хотя между ними нет существенных различий, которые оправдывали бы неравное правовое регулирование (Постановление от 13 марта 2008 года № 5-П).
По общим правилам, закрепленным в Федеральном законе от 8 августа 2001 года № 129-ФЗ, определение кодов, непосредственно относящихся к сфере деятельности той или иной организации, индивидуального предпринимателя осуществляется ими самостоятельно. В заявительном порядке соответствующая информация о кодах вносится в единый государственный реестр юридических лиц и единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей. При этом в силу пункта 5 статьи 5 названного закона юридическое лицо и индивидуальный предприниматель обязаны сообщить в регистрирующий орган по месту своего соответственно нахождения или жительства об изменении видов экономической деятельности, сведения о кодах которых включены в государственный реестр, в течение семи рабочих дней со дня такого изменения.
Учитывая вышеизложенное, индивидуальные предприниматели самостоятельно в заявительном порядке указывают вид деятельности и соответствующий ему ОКВЭД и отражают эти данные в ЕГРИП.
Осуществление деятельности, отличной от указанной в ЕГРИП индивидуальным предпринимателем, либо неосуществление фактической деятельности, сведения о которой имеются в ЕГРИП, не может свидетельствовать о нарушении равенства налогоплательщиков, поскольку, как указано выше, индивидуальные предприниматели осуществляют такую деятельность самостоятельно и на свой риск. Кроме того, данное обстоятельство не входит в предмет обсуждения при проверке нормативного правового акта в порядке абстрактного нормоконтроля.
При этом статья 11 Закона Забайкальского края № 360-ЗЗК исходя из изложенного выше устанавливает пониженные налоговые ставки при применении упрощенной системы налогообложения согласно пункту 1 статьи 346.20 НК РФ, следовательно, относится к актам законодательства о налогах, снижающим налоговые ставки.
В соответствии со статьей 5 НК РФ акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей. Акты законодательства о налогах и сборах, указанные в пунктах 3 и 4 настоящей статьи, могут вступать в силу в сроки, прямо предусмотренные этими актами, но не ранее даты их официального опубликования (пункт 1).
Акты законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые налоги, сборы и (или) страховые взносы, повышающие налоговые ставки, размеры сборов и (или) тарифы страховых взносов, устанавливающие или отягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков, плательщиков сборов и (или) плательщиков страховых взносов, а также иных участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, обратной силы не имеют (пункт 2).
Акты законодательства о налогах и сборах, отменяющие налоги, сборы и (или) страховые взносы, снижающие налоговые ставки, размеры сборов и (или) тарифы страховых взносов, устраняющие обязанности налогоплательщиков, плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов, налоговых агентов, их представителей или иным образом улучшающие их положение, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это (пункт 4).
Статья 11 Закона Забайкальского края № 360-ЗЗК вступила в силу с 1 января 2021 года, но не ранее чем по истечении одного месяца со дня ее официального опубликования и не ранее первого числа очередного налогового периода при применении упрощенной системы налогообложения (статья 2 Закона Забайкальского края от 27 ноября 2020 года № 1856-ЗЗК).
Положения статьи 11 Закона Забайкальского края № 360-ЗЗК, принятого 27 ноября 2020 года, направлены на поддержание налогоплательщиков, применявших в 2020 году в отношении осуществляемых ими видов предпринимательской деятельности систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, в том числе одновременно с упрощенной системой налогообложения.
Соответственно, часть 3 статьи 11 Закона Забайкальского края № 360-ЗЗК, содержащая исключение для применения пониженных налоговых ставок в отношении налогоплательщиков, у которых по состоянию на 1 ноября 2020 года в ЕГРЮЛ или ЕГРИП был указан один из видов экономической деятельности, входящих в группу 47.25 «Торговля розничная напитками в специализированных магазинах» ОКВЭД 2, сформулирована с учетом положений частей 1 и 2 статьи 11, распространяющих свое действие так же в отношении лиц, применявших систему ЕНВД в 2020 году.
Кроме того, следует отметить, что в соответствии со статьей 346.28 НК РФ (утратила силу с 1 января 2021 года) применение системы ЕНВД являлось добровольным и обязанность по уплате налога возникала у налогоплательщика с даты постановки на учет в качестве плательщика ЕНВД и прекращалась в момент снятия с такого учета.
Таким образом, нарушений статьи 5 НК РФ при введении в действие статьи 11 Закона Забайкальского края № 360-ЗЗК суд не усматривает.
Иные доводы административных истцов, в том числе о том, что они фактически не осуществляли виды экономической деятельности, входящих в группу 47.25 «Торговля розничная напитками в специализированных магазинах» ОКВЭД 2, связаны с применением оспариваемого нормативного правового акта и привлечением к налоговой ответственности, юридическая оценка которых выходит за рамки судебной проверки в рамках абстрактного нормоконтроля.
Таким образом, Закон Забайкальского края № 360-ЗЗК в оспариваемой части не противоречит требованиям Гражданского кодекса Российской Федерации, Налогового кодекса Российской Федерации, другим федеральным законам или иным нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу. Категории налогоплательщиков, имеющих право на применение пониженной налоговой ставки при применении упрощенной системы налогообложения, определены, в том числе исходя из видов предпринимательской деятельности в соответствии с ОКВЭД 2, что прямо предусмотрено налоговым законодательством и отнесено к компетенции субъектов Российской Федерации.
Кроме того, следует отметить, что исходя из конституционного принципа разделения властей вопросы о принятии нормативных правовых актов, внесения в них изменений и дополнений относятся к исключительной компетенции соответствующих органов государственной власти и суд не вправе возлагать на них обязанность по осуществлению нормативно-правового регулирования.
Как разъяснил Верховный Суд Российской Федерации в подпункте «а» пункта 28 постановления Пленума от 25 декабря 2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», суды не вправе обсуждать вопрос о целесообразности принятия органом или должностным лицом оспариваемого акта, поскольку это относится к исключительной компетенции органов государственной власти Российской Федерации, ее субъектов, органов местного самоуправления и их должностных лиц.
Закон Забайкальского края № 360-ЗЗК в оспариваемой части не нарушает и не ограничивает прав Мальцева Н.М., Ибрагимова Ю.Н.-А. в указанных ими аспектах, соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, что по результатам рассмотрения административного искового заявления влечет принятие решения об отказе в удовлетворении заявленного требования согласно пункту 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
в удовлетворении административного искового заявления Мальцева Н.М., Ибрагимова Ю.Н.-А. о признании недействующей части 3 статьи 11 Закона Забайкальского края от 4 мая 2010 года № 360-ЗЗК «О размерах налоговых ставок для отдельных категорий налогоплательщиков при применении упрощенной системы налогообложения» отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы (апелляционного представления) в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции через Забайкальский краевой суд.
Судья О.Ч. Цыдендамбаева
Мотивированное решение составлено 9 февраля 2024 года.