ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-2/16 от 24.03.2016 Верховного Суда Республики Саха (Якутия) (Республика Саха (Якутия))

Дело № 3а – 2/16

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Якутск 24 марта 2016 года

Верховный суд Республики Саха (Якутия) в составе

судьи Дмитриевой Л.А.,

при секретаре Романовой Е.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Открытого акционерного общества «Саханефтегазсбыт» к федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Республике Саха (Якутия), Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Саха (Якутия), Правительству Республики Саха (Якутия) об установлении кадастровой стоимости земельных участков в размере, равном рыночной стоимости объектов недвижимости,

установил:

Административный истец ОАО «Саханефтегазсбыт» обратился с административным иском к административным ответчикам ФБГУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Республике Саха (Якутия) (далее - Филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по РС (Я)), Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Саха (Якутия) (далее - Управление Росреестра по РС (Я)), Правительству Республики Саха (Якутия) об установлении кадастровой стоимости земельных участков:

с кадастровым № ... (далее - земельный участок № ...), площадью .......... кв.м, расположенного по адресу: .........., кадастровой стоимостью .......... руб. .......... коп., в размере рыночной стоимости этого земельного участка, равной .......... руб.;

с кадастровым № ... (далее - земельный участок № ...), площадью .......... кв.м, расположенного по адресу: .........., кадастровой стоимостью .......... руб. .......... коп., в размере рыночной стоимости этого земельного участка, равной .......... руб.;

с кадастровым № ... (далее - земельный участок № ...), площадью .......... кв.м, расположенного по адресу: .........., кадастровой стоимостью .......... руб. .......... коп., в размере рыночной стоимости этого земельного участка, равной .......... руб.;

с кадастровым № ... (далее - земельный участок № ...), площадью .......... кв.м, расположенного по адресу: .........., кадастровой стоимостью .......... руб. .......... коп., в размере рыночной стоимости этого земельного участка, равной .......... руб.

В обоснование требований указано на то, что административный истец является собственником данных земельных участков, при этом кадастровая стоимость объектов недвижимости утверждена Постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 15 ноября 2013 года № 374. Между тем, рыночная стоимость указанных объектов недвижимого имущества значительно ниже установленной кадастровой стоимости, что подтверждается:

отчетом об оценке № ... от 21 апреля 2014 г. и положительным экспертным заключением от 05 августа 2014 г. № ... в отношении указанного отчета (для земельного участка № ...);

отчетом об оценке № ... от 21 апреля 2014 г. и положительным экспертным заключением от 05 августа 2014 г. № ... в отношении указанного отчета (для земельного участка № ...);

отчетом об оценке № ... от 21 апреля 2014 г. и положительным экспертным заключением от 05 августа 2014 г. № ... в отношении указанного отчета (для земельного участка № ...);

отчетом об оценке № ... от 21 апреля 2014 г. и положительным экспертным заключением от 05 августа 2014 г. № ... в отношении указанного отчета (для земельного участка № ...).

Не согласившись с результатами оценки кадастровой стоимости, административный истец обратился в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по РС (Я) с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости указанных объектов в размере их рыночной стоимости.

Решениями названной комиссии от 28 октября 2014 года №№ ... в заявлении о пересмотре кадастровой стоимости земельных участков № № ... соответственно было отказано.

Не согласившись с указанными решениями, полагая их необоснованными, административный истец обратился в суд об установлении кадастровой стоимости земельных участков в размере рыночной стоимости.

В судебном заседании представитель административного истца ОАО «Саханефтегазсбыт» ФИО1, действующий на основании доверенности от 13.01.2016 г. № ..., заявленные требования поддержал в полном объеме, уточнил при этом, что просит заявление удовлетворить и установить кадастровую стоимость указанных земельных участков в размере рыночной стоимости объектов недвижимости, определенной экспертом в рамках назначенной определением суда экспертизы, по состоянию на 01.01.2012 г. При этом указал, что оспариваемые результаты определения кадастровой стоимости земельных участков нарушают право административного истца по действительной налоговой обязанности и ведут к уплате земельного налога в завышенном размере.

Представитель административного ответчика – ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице Филиала по РС (Я) ФИО2, действующая на основании доверенности от 21.09.2015 № ..., просит разрешить требования административного истца на усмотрение суда.

Представители административных ответчиков - Управления Росреестра по РС (Я) и Правительства РС (Я) - при надлежащем извещении о месте и времени рассмотрения дела в судебное заседание не явились. По правилам части 2 статьи 150 КАС РФ суд находит возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Ранее в материалы дела со стороны административного ответчика - Правительства РС (Я) был представлен отзыв, в котором выражено несогласие с требованиями административного истца. При этом административным ответчиком указано на то, что при составлении отчетов об оценке стоимости объектов недвижимости неправильно определена дата оценки по состоянию на 01.01.2012 г. Административный ответчик считает, что датой определения кадастровой стоимости земельных участков является дата утверждения результатов определения кадастровой стоимости, т.е. вынесения Постановления Правительства Республики Саха (Якутия) от 15 ноября 2013 года № 374.

Кроме того, по мнению административного ответчика в представленных отчетах об оценке, выполненных с применением сравнительного подхода к оценке рыночной стоимости объектов недвижимости, сравниваются несопоставимые и не аналогичные объекты, что ставит под сомнение правильность приведенных в отчете выводов.

Изучив материалы дела, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, суд приходит к следующему.

В силу ч. ч. 2, 5 ст. 1, ч. 5 ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" кадастровый учет земельных участков осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом. Государственный кадастр недвижимости является федеральным государственным информационным ресурсом. Сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном настоящим Федеральным законом порядке документов.

Пунктами 11, 14 ч. 2 ст. 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" установлено, что в государственный кадастр недвижимости вносятся, в том числе, сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости и разрешенном использовании земельного участка.

На основании пункта 5 статьи 65 Земельного кодекса РФ кадастровая стоимость земельного участка устанавливается для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Кодексом, федеральными законами. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.

В соответствии с пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 данной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.

Как следует из материалов дела, административному истцу ОАО «Саханефтегазсбыт» на праве собственности принадлежат:

земельный участок № ... с кадастровым № ..., что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права собственности в отношении указанного объекта недвижимости от 05.05.2012 г., выданным Управлением Росреестра по РС (Я) (согласно сведениям, изложенным в кадастровом паспорте земельного участка, постановка объекта на учет в государственный кадастр недвижимости осуществлена 08.07.2005 г.);

земельный участок № ... с кадастровым № ..., что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права собственности в отношении указанного объекта недвижимости от 10.04.2012 г., выданным Управлением Росреестра по РС (Я) (согласно сведениям, изложенным в кадастровом паспорте земельного участка, постановка объекта на учет в государственный кадастр недвижимости осуществлена 28.01.2003 г.);

земельный участок № ... с кадастровым № ..., что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права собственности в отношении указанного объекта недвижимости от 21.12.2011 г., выданным Управлением Росреестра по РС (Я) (согласно сведениям, изложенным в кадастровом паспорте земельного участка, постановка объекта на учет в государственный кадастр недвижимости осуществлена 14.04.2004 г.);

земельный участок № ... с кадастровым № ..., что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права собственности в отношении указанного объекта недвижимости от 24.03.2014 г., выданным Управлением Росреестра по РС (Я) (согласно сведениям, изложенным в кадастровом паспорте земельного участка, постановка объекта на учет в государственный кадастр недвижимости осуществлена 14.01.2004 г.).

Из содержания кадастровых справок о кадастровой стоимости объектов недвижимости от 12.12.2014г., 24.12.2014 г., 24.12.2015 г., 23.12.2015 г., выданных Филиалом ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по РС (Я) усматривается, что кадастровая стоимость:

земельного участка № ... составляет .......... руб. .......... коп.;

земельного участка № ... составляет .......... руб. .......... коп.;

земельного участка № ... составляет .......... руб. .......... коп.;

земельного участка № ... составляет .......... руб. .......... коп.

Согласно представленным суду налоговым декларациям сумма земельного налога по указанным объектам недвижимости исчисляется исходя из кадастровой стоимости земельных участков.

Как следует из имеющихся в материалах дела решений комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по РС (Я) от 28 октября 2014 года №№ ... кадастровая стоимость спорных земельных участков определена по состоянию на 01.01.2012 года на основании отчета об определении кадастровой стоимости от 18 октября 2013 г. № ....

Аналогичная информация изложена на официальном информационном портале Республики Саха (Якутия) http://www.sakha.gov.ru, где приведены сведения о реквизитах государственного контракта № ... от 30.04.2012 г.. объектах оценки в виде 211946 земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории РС (Я), сведения о которых содержатся в государственном кадастре по состоянию на 01.01.2012 г.

Как усматривается из материалов дела, кадастровая стоимость указанных земельных участков установлена на основании постановления Правительства Республики Саха (Якутия) от 15 ноября 2013 года № 374 «О кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Республики Саха (Якутия)».

В соответствии со статьей 24.15 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" датой определения кадастровой стоимости объектов недвижимости в рамках проведения государственной кадастровой оценки является дата, по состоянию на которую сформирован перечень объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке.

Согласно статье 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Таким образом, заявляя требование о пересмотре кадастровой стоимости и установлении ее в размере рыночной, административный истец должен подтвердить рыночную стоимость объекта недвижимости на дату, на которую была определена кадастровая стоимость, в данном случае – по состоянию на 01.01.2012 г.

В подтверждение своих доводов, административным истцом представлены отчеты об оценке, выполненные ООО «********» (оценщик А.), от 21.04.2014 г. К отчетам приложены документы, подтверждающие обязательное страхование гражданской ответственности оценщика (страховой полис сроком действия с 02.02.2014 г. по 01.02.2015 г.), а также профессиональную квалификацию оценщика, и указывающие на членство оценщика в Некоммерческом партнерстве Саморегулируемой организации оценщиков - «Деловой союз оценщиков».

Согласно указанным отчетам определена рыночная стоимость:

земельного участка № ... (в отчете - № ...) в размере .......... руб.;

земельного участка № ... (в отчете -№ ...) в размере .......... руб.;

земельного участка № ... (в отчете - № ...) в размере .......... руб.;

земельного участка № ... (в отчете - № ...) в размере .......... руб.

Из данных отчетов следует, что датой оценки, то есть определения стоимости объектов оценки, является 01.01.2012г.

Истцом также представлены положительные экспертные заключения от 05 августа 2014 г., выполненные членом Экспертного совета Саморегулируемой организации оценщиков - Некоммерческое партнерство «********» в отношении вышеперечисленных отчетов от 21.04.2015 года об оценке рыночной стоимости земельных участков. При этом заключение содержит сведения о регистрационном номере реестра членов № ..., квалификационном аттестате эксперта № ... (выдан на основании протокола «********» о сдаче ЕКЭ от 07.10.2013 г.).

Как следует из выводов по итогам проведения экспертизы, отчеты об оценке № № ... от 21.04.2014 года соответствуют требованиям законодательства РФ об оценочной деятельности, в том числе требованиям Федерального закона «Об оценочной деятельности в РФ» № 135-ФЗ от 29 июля 1998 года, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, а также стандартам и правилам оценочной деятельности Некоммерческого партнерства Саморегулируемой организации оценщиков «Деловой союз оценщиков».

Согласно части 1 статьи 77 КАС РФ в случае возникновения в ходе рассмотрения административного дела вопросов, требующих специальных знаний, суд назначает экспертизу, которая может быть поручена экспертному учреждению, конкретному эксперту или нескольким экспертам.

По настоящему делу такая экспертиза проведена по ходатайству административного истца на основании определения Верховного суда РС (Я) от 05 февраля 2016 г.

При этом согласно заключению эксперта автономной некоммерческой организации «Центр досудебных и судебных экспертиз» М. от 10 марта 2016 г. № ... рыночная стоимость спорных земельных участков составляет:

в отношении земельного участка № ............. руб.;

в отношении земельного участка № ............. руб.;

в отношении земельного участка № ............. руб.;

в отношении земельного участка № ............. руб.

В данном экспертном заключении также содержатся выводы о соответствии отчетов от 21.04.2014 г. в отношении оценки спорных объектов недвижимости требованиям законодательства РФ об оценочной деятельности, в том числе требованиям Федерального закона «Об оценочной деятельности в РФ» № 135-ФЗ от 29 июля 1998 года, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, а также стандартам и правилам оценочной деятельности Некоммерческого партнерства Саморегулируемой организации оценщиков «Деловой союз оценщиков».

В силу ст. 12 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" отчет независимого оценщика, составленный по основаниям и в порядке, которые предусмотрены названным Законом, признается допустимым доказательством, а итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в таком отчете – достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если законодательством Российской Федерации не определено или в судебном порядке не установлено иное.

На основании п. 3 ст. 66 Земельного кодекса РФ в случаях определения рыночной стоимости земельного участка, кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости. Доказательством определения рыночной стоимости земельного участка является отчет независимого оценщика.

При таких обстоятельствах оснований ставить под сомнение представленное экспертом заключение об оценке рыночной стоимости земельных участков у суда не имеется. Порядок проведения оценки и содержание отчета об оценке соответствуют общим требованиям Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и, в частности, положениям статьи 11 названного закона, устанавливающей основные требования к содержанию отчета.

Таким образом, материалами дела объективно подтверждается рыночная стоимость объектов на ту же дату, которой определена кадастровая стоимость земельных участков – 01.01.2012г., что следует из отчетов об оценке и экспертных заключений.

В связи с этим суд считает подлежащими отклонению доводы административного ответчика о принятии комиссией по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости решений об отказе в заявлении о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости на основании нарушения требований законодательства и методологии оценочной деятельности, которые привели к занижению рыночной стоимости оцениваемых земельных участков.

Исходя из разъяснений, содержащихся в пункте 24 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", суд на основании имеющихся в деле доказательств вправе установить рыночную стоимость в ином размере, чем указано в заявлении об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости.

Оценив представленные в материалы дела доказательства, в том числе отчеты об оценке рыночной стоимости указанных участков от 21 апреля 2014 г., положительные экспертные заключения от 05 августа 2014 г., а также выполненное по определению суда заключение эксперта от 10 марта 2016 г., суд приходит к выводу об установлении действительной рыночной стоимости спорных земельных участков по состоянию на дату определения их кадастровой стоимости в размере, указанном в заключении эксперта автономной некоммерческой организации «Центр досудебных и судебных экспертиз» М. от 10 марта 2016 г. № ....

При этом суд принимает во внимание, что указанное экспертное заключение подготовлено лицом, обладающим правом на проведение подобного рода исследования, предупрежденным об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости спорного участка, и соответствует требованиям Закона об оценочной деятельности, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативному правовому регулированию оценочной деятельности, стандартов и правил оценочной деятельности, в связи с чем ставить указанное экспертное заключение под сомнение оснований не имеется.

Доказательств, опровергающих достоверность рыночной стоимости, определенной экспертом в рамках судебной экспертизы, суду не представлено.

Принимая во внимание существенное расхождение между кадастровой стоимостью, внесенной в государственный кадастр недвижимости по результатам государственной оценки земель, и рыночной стоимостью земельного участка, определенной в заключении эксперта на ту же дату, суд полагает, что требования административного истца подлежат удовлетворению.

Согласно статье 24.20 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.

Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости в соответствии с пунктом 11 части 2 статьи 7 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 25 названного выше постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, поскольку Законом об оценочной деятельности для юридических лиц установлен обязательный досудебный порядок урегулирования спора, датой подачи заявления для указанных лиц является дата обращения в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.

По настоящему делу заявление подано в суд 22 декабря 2015 г., а в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, как это следует из решений названной комиссии, - 13 октября 2014 г. (в отношении земельных участков №№ ...), следовательно, установленная кадастровая стоимость подлежит применению с 1 января 2014 г.

При таких обстоятельствах требование ОАО «Саханефтегазсбыт» об установлении кадастровой стоимости земельных участков в размере рыночной стоимости объектов подлежит частичному удовлетворению.

Руководствуясь статьями 179-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

Административное исковое заявление Открытого акционерного общества «Саханефтегазсбыт» к административным ответчикам ФБГУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Республике Саха (Якутия), Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Саха (Якутия), Правительству Республики Саха (Якутия) об установлении кадастровой стоимости земельных участков удовлетворить.

Установить на период с 01 января 2014 года и до даты внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, определенной в рамках проведения очередной государственной кадастровой оценки, кадастровую стоимость по состоянию на 01 января 2012 года земельных участков из земель населенных пунктов в размере рыночной стоимости в отношении следующих объектов недвижимости:

земельного участка с кадастровым № ..., площадью .......... кв.м, расположенного по адресу: .........., в размере .......... руб.;

земельного участка с кадастровым № ..., площадью .......... кв.м, расположенного по адресу: .........., в размере .......... руб.;

земельного участка с кадастровым № ..., площадью .......... кв.м, расположенного по адресу: .........., в размере .......... руб.;

земельного участка с кадастровым № ..., площадью .......... кв.м, расположенного по адресу: .........., в размере .......... руб.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в апелляционную инстанцию Верховного суда Республики Саха (Якутия) в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Верховного Суда РС (Я) Л.А. Дмитриева

Решение суда принято в окончательной форме 25 марта 2016 года