Дело № 3а-2/2017
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
13 декабря 2017 года г. Майкоп
Верховный суд Республики Адыгея в составе
председательствующего Богатыревой Е.В.
при секретаре судебного заседания Панеш С.А.
с участием прокурора Пешко О.В.,
административного истца ФИО1, представителей административного ответчика Управления государственного регулирования цен и тарифов Республики Адыгея ФИО2, действующей на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО3, действующего на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ, представителя заинтересованного лица АО «Автономная теплоэнергетическая компания» «Майкопские тепловые сети» ФИО4, действующей на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 <данные изъяты> к Управлению государственного регулирования цен и тарифов Республики Адыгея о признании незаконным и недействующим в части Приказ Управления государственного регулирования цен и тарифов Республики Адыгея от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об установлении долгосрочных тарифов на тепловую энергию, горячую воду для филиала ОАО «Автономная теплоэнергетическая компания» «Майкопские тепловые сети» на ДД.ММ.ГГГГ и на период ДД.ММ.ГГГГ и возложении обязанности на Управление государственного регулирования цен и тарифов Республики Адыгея внести соответствующие изменения в оспариваемый нормативный правовой акт органа государственной власти Республики Адыгея,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился в суд административным исковым заявлением к Управлению государственного регулирования цен и тарифов Республики Адыгея при заинтересованном лице АО «Автономная теплоэнергетическая компания» о признании незаконным и недействующим в части Приказ Управления государственного регулирования цен и тарифов Республики Адыгея от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об установлении долгосрочных тарифов на тепловую энергию, горячую воду для филиала ОАО «Автономная теплоэнергетическая компания» «Майкопские тепловые сети» на ДД.ММ.ГГГГ и на период ДД.ММ.ГГГГ» и возложении обязанности на Управление государственного регулирования цен и тарифов Республики Адыгея внести соответствующие изменения в оспариваемый нормативный правовой акт органа государственной власти Республики Адыгея.
Требования мотивировал тем, что утвержденные оспариваемым Приказом с применением метода индексации долгосрочные тарифы на тепловую энергию и горячую воду в закрытой системе горячего водоснабжения не являются обоснованными и установлены с нарушением действующего законодательства.
Предоставление горячей воды регулируемым предприятием - филиалом АО «АТЭК» «Майкопские тепловые сети» осуществляется с использованием закрытой системы горячего водоснабжение, в связи с чем тариф на горячую воду должен устанавливаться в виде двухкомпонентного тарифа, состоящего из компонента на горячую воду и компонента тепловой энергии на нагрев воды, необходимая валовая выручка в целях предоставления ресурсов и услуг для отопления и нагрева холодной воды определена регулятором в целом по предприятию в размере <данные изъяты>
Согласно Протоколу № заседания Коллегии Управления государственного регулирования цен и тарифов Республики Адыгея от ДД.ММ.ГГГГ регулируемым предприятием заявлен расчётный объём производства тепловой энергии на ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты>, управлением принят в размере <данные изъяты>, что выше заявленного на <данные изъяты>
Полагает, что заявленный регулируемой организацией объём производства тепловой энергии также не является обоснованным, поскольку в соответствии с информацией о фактической деятельности предприятия в сфере теплоснабжения и горячего водоснабжения за базовый ДД.ММ.ГГГГ, фактический годовой объём производства тепловой энергии составил <данные изъяты>, в том числе на нужды отопления <данные изъяты>, на нужды <данные изъяты>, что ниже заявленного предприятием на <данные изъяты> и ниже принятого регулятором на <данные изъяты>
Регулятором при расчётах применен объём технологических потерь в сетях в размере <данные изъяты>, что составляет <данные изъяты> от объёма производства и закупки тепловой энергии, однако согласно информации о деятельности в сфере отопления за базовый ДД.ММ.ГГГГ, потери в сетях составили <данные изъяты>, или <данные изъяты> от объема производства и закупки тепла на цели отопления в размере <данные изъяты>. Использованные регулятором нормативы удельного расхода топлива, нормативы технологических потерь тепла в сетях не подтверждены расчетами, выполненными в соответствии с утвержденными Порядком определения нормативов удельного расхода топлива при производстве электрической и тепловой энергии, и Порядком определения нормативов технологических потерь при передаче тепловой энергии, теплоносителя, в связи с чем являются необоснованными.
Необоснованно включенные в состав валовой выручки расходы на топливо только для производства дополнительного, необоснованно включенного в расчеты количества тепловой энергии при указанной в Протоколе № средневзвешенной стоимости топлива, отнесенной к <данные изъяты> тепловой энергии, отпускаемой от источника в размере <данные изъяты>., составляет <данные изъяты>
Истец считает принятые регулятором расчетные объемы приобретаемой электрической и тепловой энергии также необоснованными, поскольку они сформированы с нарушением Правил регулирования, без проведения соответствующего анализа предложения РСО, без оценки фактического приобретения и потребления указанных ресурсов в предыдущие периоды, подтвержденного заключенными договорами с поставщиками и счетами на оплату.
Таким образом, в состав валовой выручки филиала АО «АТЭК» «Майкопские тепловые сети», принятой Управлением государственного регулирования цен и тарифов Республики Адыгея при формировании тарифов на отопление и горячую воду на ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты> включены необоснованные расходы на приобретение топлива, электрической энергии и тепловой энергии в общем объёме <данные изъяты> что повлекло необоснованное завышение тарифов на отопление и горячую воду в части стоимости ее нагрева на ДД.ММ.ГГГГ на <данные изъяты> Утвержденные оспариваемым Приказом тарифы на отопление и горячую воду на ДД.ММ.ГГГГ также являются завышенными на <данные изъяты>
Завышение затрат по статьям расходов в итоговой валовой выручке составляет <данные изъяты>
Административный истец указывает, что проживает в <адрес> Управляющей компанией дома является <данные изъяты> В доме имеется централизованное отопление. Нагрев горячей воды осуществляется водонагревателем, находящимся в общей собственности собственников многоквартирного дома с использованием тепловой энергии, поставляемой в дом филиалом АО «АТЭК» «Майкопские тепловые сети». Плата за отопление и горячую воду начисляется с применением тарифов, установленных оспариваемым Приказом. В результате начисления платы по завышенным тарифам размер необоснованной переплаты за один расчетный месяц составляет <данные изъяты>
На основании изложенного, уточнив первоначально заявленные требования, ФИО1 просил суд признать Приказ Управления государственного регулирования цен и тарифов Республики Адыгея от ДД.ММ.ГГГГ№Об установлении долгосрочных тарифов на тепловую энергию, горячую воду для филиала ОАО «Автономная теплоэнергетическая компания» «Майкопские тепловые сети» на ДД.ММ.ГГГГ и на период ДД.ММ.ГГГГ» в части указанных в приложении к Приказу № тарифов на отопление на ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты> для населения - <данные изъяты> на ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты>, для населения - <данные изъяты> на ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты>, для населения - <данные изъяты>; в части указанных в приложениях №, № тарифов на горячее водоснабжение на ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты>, для населения - <данные изъяты> на ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты> для населения-<данные изъяты> на ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты> для населения - <данные изъяты> в части указанных в приложении № удельного расхода топлива на производство единицы тепловой энергии, отпускаемой с коллекторов источников тепловой энергии, в размере <данные изъяты>, величины технологических потерь тепловой энергии в размере <данные изъяты>; в части указанного в разделе № Приложения №
удельного расхода тепловой энергии на подогрев воды на период с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ в размерах <данные изъяты>., - не соответствующим федеральному законодательству и недействующим со времени принятия.
Обязать Управление государственного регулирования цен и тарифов Республики Адыгея внести изменения в оспариваемый в части приказ, установив для филиала ОАО «Автономная теплоэнергетическая компания» «Майкопские тепловые сети» на ДД.ММ.ГГГГ и на период ДД.ММ.ГГГГ экономически обоснованные тарифы на отопление и горячую воду, исключив в процессе их определения из состава необходимой валовой выручки регулируемого предприятия на ДД.ММ.ГГГГ - необоснованные расходы на газ, приобретаемую тепловую и электрическую энергию в сумме <данные изъяты> на ДД.ММ.ГГГГ - необоснованные расходы на газ, приобретаемую тепловую и электрическую энергию в сумме <данные изъяты>., необоснованные расходы предыдущих периодов регулирования ДД.ММ.ГГГГ. в сумме <данные изъяты> итого - в сумме <данные изъяты>., на ДД.ММ.ГГГГ - необоснованные расходы на газ, приобретаемую тепловую и электрическую энергию в сумме <данные изъяты>
Также истец просил взыскать с административного ответчика в его пользу расходы по уплате государственной пошлины при подаче иска в размере <данные изъяты>
В возражениях на иск начальник Управления государственного регулирования цен и тарифов Республики Адыгея ФИО5 просил в удовлетворении заявленных ФИО1 исковых требований отказать на том основании, что Приказ Управления государственного регулирования цен и тарифов Республики Адыгея от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об установлении долгосрочных тарифов на тепловую энергию, горячую воду для филиала ОАО «Автономная теплоэнергетическая компания» «Майкопские тепловые сети» на ДД.ММ.ГГГГ и на период ДД.ММ.ГГГГ» соответствует требованиям действующего законодательства, а утвержденные данным Приказом тарифы являются экономически обоснованными.
В возражениях на иск представитель заинтересованного лица филиала АО «Автономная теплоэнергетическая компания» «Майкопские тепловые сети» ФИО4 просила отказать в удовлетворении заявленных ФИО1 исковых требований, также считая утвержденные оспариваемым Приказом тарифы экономически обоснованными.
В судебном заседании административный истец поддержал заявленные требования и настаивал на их удовлетворении.
Представители административного ответчика Управления государственного регулирования цен и тарифов Республики Адыгея в судебном заседании возражали против иска и просили в его удовлетворении отказать за необоснованностью.
Представитель заинтересованного лица филиала АО «Автономная теплоэнергетическая компания» «Майкопские тепловые сети» в судебном заседании также просила суд отказать в удовлетворении заявленных административным истцом требований.
Выслушав доводы административного истца, представителей административного ответчика и заинтересованного лица, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора, указавшего на отсутствие оснований для удовлетворения исковых требований, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении административного иска ввиду следующего.
Правовые основы экономических отношений, возникающих в связи с созданием, функционированием и развитием систем теплоснабжения, полномочия органов государственной власти, органов местного самоуправления поселений, городских округов по регулированию и контролю в сфере теплоснабжения, права и обязанности потребителей тепловой энергии, теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций регулируются Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении), постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 г. N 1075 "О ценообразовании в сфере теплоснабжения", которым в том числе утверждены Основы ценообразования в сфере теплоснабжения (далее - Основы ценообразования) и Правила регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (далее - Правила регулирования цен), Методическими указаниями по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 13 июня 2013 г. N 760-э (далее - Методические указания, приказ ФСТ от 13 июня 2013 г. N 760-э).
Процедуру принятия органами регулирования решений по вопросам, связанных с установлением (пересмотром) регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, определяет Регламент открытия дел об установлении регулируемых цен (тарифов) и отмене регулирования тарифов в сфере теплоснабжения (далее - Регламент), утвержденный приказом Федеральной службы по тарифам от 07.06.2013 N 163.
Тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, в соответствии с установленными федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения предельными (минимальным и (или) максимальным) уровнями указанных тарифов, а также тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями другим теплоснабжающим организациям подлежит государственному регулированию уполномоченным органом государственной власти (подпункт 4 пункта 1 статьи 8 Закона о теплоснабжении).
Деятельность в сфере водоснабжения и водоотведения регулируется Федеральным законом от 7.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водооотведении» (далее - Закон о водоснабжении и водоотведении), Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 № 406 «О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения», которым утверждены Основы ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения и Правила регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, а также Методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 27.12.2013 № 1746-э.
В соответствии с пунктом 3 статьи 7 Закона о теплоснабжении органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) осуществляют полномочия по установлению тарифов, перечень которых приведен в статье 8 настоящего Федерального закона, за исключением предельных (минимального и (или) максимального) уровней тарифов на тепловую энергию (мощность), производимую в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии источниками тепловой энергии с установленной мощностью производства электрической энергии 25 мегаватт и более, предельных (минимальных и (или) максимальных) уровней тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям.
Согласно пунктам части 1 статьи 5 Закона о водоснабжении и водоотведении к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере водоснабжения и водоотведения относятся установление тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, а также утверждение производственных программ и контроль за выполнением производственных программ, в том числе за достижением в результате реализации мероприятий производственных программ плановых значений показателей надежности, качества, энергетической эффективности.
В соответствии с Положением, утвержденным постановлением Кабинета Министров Республики Адыгея от 15.07.2010 № 133 «О некоторых вопросах Управления государственного регулирования цен и тарифов Республики Адыгея», органом по государственному регулированию цен и тарифов Республики Адыгея на территории Республики Адыгея является Управление государственного регулирования цен и тарифов Республики Адыгея.
В рамках исполнения возложенных на Управление полномочий издан Приказ от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об установлении долгосрочных тарифов на тепловую энергию, горячую воду для филиала ОАО «Автономная теплоэнергетическая компания» «Майкопские тепловые сети» на ДД.ММ.ГГГГ и на период ДД.ММ.ГГГГ» в порядке, установленном действующим законодательством Российской Федерации в области регулирования цен и тарифов на тепловую энергию и горячую воду. Данный Приказ Управления опубликован в установленном законом порядке на официальном интернет-сайте исполнительных органов государственной власти Республики Адыгея.
Таким образом, оспариваемый нормативный правовой акт, принятый уполномоченным органом и опубликованный в установленном порядке, является действующим.
В соответствии со статьей 7 Закона о теплоснабжении регулирование цен (тарифов) в сфере теплоснабжения осуществляется в соответствии с принципами обеспечения доступности тепловой энергии (мощности) для потребителей, обеспечения экономической обоснованности расходов теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций на производство, передачу и сбыт тепловой энергии (мощности), теплоносителя, обеспечения открытости и доступности для потребителей, в том числе для населения, процесса регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, осуществления государственного контроля (надзора) в области регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения.
Регулируемая организация до 1 мая года, предшествующего очередному расчетному периоду регулирования, представляет в орган регулирования предложение об установлении цен (тарифов) и заявление о выборе метода регулирования тарифов (п. 13 Правил). Согласно п. 15 Правил предложение об установлении цен (тарифов) состоит из заявления регулируемой организации об установлении цен (тарифов) и необходимых материалов. Документы и материалы, которые необходимо приобщить к заявлению об установлении цен (тарифов), указаны в п. 16 Правил.
Аналогичное правовое регулирование установлено в отношении порядка открытия и рассмотрения дела об установлении тарифов на горячую воду пунктами 13, 14, 15, 16, 17, 20 Правил регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения и пунктом 4 Регламента установления регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденного приказом ФСТ России от 16.07.2014 № 1154-э. Согласно пункту 26 Правил регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения выбор метода регулирования тарифов осуществляется органом регулирования в соответствии с Основами ценообразования в сфере водоснабжения с учетом предложения регулируемой организации.
В соответствии с пунктом 28 Правил регулирования цен орган регулирования проводит экспертизу предложений об установлении цен (тарифов), которое наряду с заключением, представленным по инициативе регулируемых организаций, потребителей и (или) иных заинтересованных организаций, приобщается к делу об открытии и рассмотрении дела об установлении цен (тарифов). Указанное экспертное заключение органа регулирования должно соответствовать требованиям, установленным п. 29 Правил.
Как следует из материалов дела, до принятия органом государственного регулирования решения об установлении тарифов на тепловую энергию, горячую воду для филиала ОАО «АТЭК» «Майкопские тепловые сети» экспертной группой Управления государственного регулирования цен и тарифов Республики Адыгея проведен анализ результатов экономического обоснования тарифов на тепловую энергию и составлено экспертное заключение № от ДД.ММ.ГГГГ
Экспертизой дана оценка достоверности данных, приведенных в предложениях об установлении тарифов, оценка финансового состояния организации, анализ основных технико-экономических показателей за предшествующий год, текущий год и расчетный период регулирования. Результаты исследования предложения по установлению тарифов отражены в экспертном заключении, которое соответствует требованиям Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения.
При анализе планируемы расходов, включенных Управлением государственного регулирования цен и тарифов Республики Адыгея, при установлении цен (тарифов) на тепловую энергию на ДД.ММ.ГГГГ в необходимую валовую выручку филиала АО «АТЭК» «Майкопские тепловые сети», с регулируемой деятельностью организации, эксперты исходили из оценки соответствия фактического содержания данных расходов особенностям технологического процесса теплоснабжающей организации, с учетом положений законодательства в сфере бухгалтерского учета и налогообложения, включая обязательные указания на состав экономически обоснованных расходов, подлежащих учету при установлении цен на услуги по отоплению и горячему водоснабжению, содержащиеся в законодательстве о ценообразовании.
Согласно пункту 2 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения «необходимая валовая выручка» - это экономически обоснованный объем финансовых средств, необходимый регулируемой организации для осуществления регулируемого вида деятельности в течение расчетного периода регулирования.
В силу пункта 24 Основ ценообразования в сфере водоснабжения необходимая валовая выручка регулируемых организаций определяется исходя из экономически обоснованных расходов, необходимых им для осуществления регулируемого вида деятельности в течение периода регулирования и обеспечения достижения плановых значений показателей надежности, качества и энергетической эффективности объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения, установленных на соответствующий период регулирования в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере водоснабжения и водоотведения.
В соответствии со статьей 32 Закона о водоснабжении и водоотведении расчет тарифов на водоснабжение и водоотведение осуществляется исходя из объема поставленных товаров, оказанных услуг и величины необходимой валовой выручки, рассчитанной, в том числе, методом индексации (затрат).
Пунктом 33 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения предусмотрено, что расходы, связанные с производством и реализацией продукции (услуг) по регулируемым видам деятельности, включаемые в необходимую валовую выручку, состоят из следующих групп расходов:
1) топливо;
2) прочие покупаемые энергетические ресурсы, холодная вода,
поноситель;
3) оплата услуг, оказываемых организациями, осуществляющими
регулируемые виды деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации;
4 )сырье и материалы;
5) ремонт основных средств;
6) оплата труда и отчисления на социальные нужды;
7) амортизация основных средств и нематериальных активов;
8) прочие расходы в соответствии с пунктом 44 настоящего документа.
Согласно пункту 38 Основ ценообразования, расходы регулируемой организации на приобретаемые энергетические ресурсы, холодную воду и теплоноситель определяются как сумма произведений расчетных объемов приобретаемых энергетических ресурсов, холодной воды и теплоносителя, включающих потери при производстве и передаче тепловой энергии и теплоносителя, на соответствующие плановые (расчетные) цены.
Таким образом, расходы АО «АТЭК» (филиала АО «АТЭК» «Майкопские тепловые сети») на покупаемые по договорам энергетические ресурсы, в том числе на газ и теплоноситель, используемые при производстве тепловой энергии, обоснованно включены в тарифы на тепловую энергию, горячую воду.
В соответствии с подпунктом «в» пункта 16 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения одним из методов регулирования тарифов в сфере теплоснабжения является метод индексации установленных тарифов (затрат).
На основании п. 17 Основ ценообразования Управлением принято решение об установлении тарифов на тепловую энергию методом экономически обоснованных расходов.
Согласно пункту 11 приказа Федеральной службы по тарифам России от 13.06.2013 № 760-Э «Об утверждении Методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения» необходимая валовая выручка регулируемой организации должна возмещать ей экономически обоснованные расходы и обеспечивать экономически обоснованную прибыль по каждому регулируемому виду деятельности.
В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона о теплоснабжении общими принципами организации отношений в сфере теплоснабжения являются обеспечение надежности теплоснабжения в соответствии с требованиями технических регламентов; обеспечение энергетической эффективности теплоснабжения и потребления тепловой энергии с учетом требований, установленных федеральными законами; обеспечение приоритетного использования комбинированной выработки электрической и тепловой энергии для организации теплоснабжения; развитие систем централизованного теплоснабжения; соблюдение баланса экономических интересов теплоснабжающих организаций и интересов потребителей; влечение экономически обоснованной доходности текущей деятельности теплоснабжающих организаций и используемого при осуществлении регулируемых видов деятельности в сфере теплоснабжения инвестированного капитала; обеспечение недискриминационных и стабильных условий осуществления предпринимательской деятельности в сфере теплоснабжения; обеспечение экологической безопасности теплоснабжения.
Государственная политика в сфере теплоснабжения направлена на обеспечение соблюдения общих принципов организации отношений в сфере теплоснабжения.
В силу части 1 статьи 10 Закона о теплоснабжении государственное регулирование цен (тарифов) на тепловую энергию (мощность) осуществляется на основе принципов, установленных данным федеральным законом, в соответствии с основами ценообразования в сфере теплоснабжения, правилами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами и методическими указаниями, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения.
Тарифы в сфере теплоснабжения рассчитываются на основании необходимой валовой выручки регулируемой организации, определенной для соответствующего регулируемого вида деятельности, и расчетного объема полезного отпуска соответствующего вида продукции (услуг) на расчетный период регулирования.
В соответствии с частью 1 статьи 9 Закона о теплоснабжении одним из методов регулирования тарифов является метод индексации установленных тарифов.
При применении метода индексации установленных тарифов необходимая валовая выручка регулируемой организации определяется как сумма планируемых на расчетный период регулирования расходов, уменьшающих налоговую базу налога на прибыль организаций (расходы, связанные с производством и реализацией продукции (услуг), и внереализационные расходы), расходов, не учитываемых при определении налоговой базы налога на прибыль (расходы, относимые на прибыль после налогообложения), величины расчетной предпринимательской прибыли регулируемой организации, величины налога на прибыль, а также экономически обоснованных расходов регулируемой организации (пункт 32 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения).
Согласно пункту 11 приказа Федеральной службы по тарифам России от 13 июня 2013 г. N 760-Э "Об утверждении Методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения" необходимая валовая выручка регулируемой организации должна возмещать ей экономически обоснованные расходы и обеспечивать экономически обоснованную прибыль по каждому регулируемому виду деятельности.
Расходы регулируемой организации на ДД.ММ.ГГГГ, связанные с производством и реализацией тепловой энергии, включены в необходимую валовую выручку, где необходимая валовая выручка составляет <данные изъяты>., что на <данные изъяты>. меньше заявленного филиалом ОАО «АТЭК» «Майкопские тепловые сети».
Из экспертного заключения органа государственного регулирования усматривается, что при установлении оспариваемых тарифов применялись, в том числе, заявленные филиалом АО «АТЭК» «Майкопские тепловые сети» предложения, имеющие данные за предшествующие периоды регулирования, использованные для установления действующих цен (тарифов) филиалом ОАО «АТЭК» «Майкопские тепловые сети» на ДД.ММ.ГГГГ, и по объектам теплоэнергетического комплекса в городе Майкопе.
Объем реализации тепловой энергии на отопление принят регулирующим органом на основании расчета нагрузок потребителей тепловой энергии в муниципальном образовании «Город Майкоп» по укрупненным показателям с учетом средней фактической температуры наружного воздуха отопительного периода за последние ДД.ММ.ГГГГ, горячее водоснабжение - с учетом количества потребителей и норматива расхода горячей воды на каждого потребителя (средневзвешенного для потребителей имеющих приборы учета по факту базового периода и норматива, установленного для населения, не имеющего приборов учета), а также на основании других документов, соответствующих нормативным правовым актам.
Доводы административного истца о включении в тарифы на тепловую энергию необоснованных расходов, в частности, связанных с технологическими потерями в размере <данные изъяты>, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Порядок определения нормативов технологических потерь при передаче тепловой энергии, теплоносителя утвержден приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 30 декабря 2008 N 325 (зарегистрировано в Минюсте России 16 марта 2009г. № 13513).
Согласно пункту 1 Приказа N 325 нормативы технологических потерь при передаче тепловой энергии, теплоносителя определяются для каждой организации, эксплуатирующей тепловые сети для передачи тепловой энергии, теплоносителя потребителям. Определение нормативов технологических потерь осуществляется выполнением расчетов нормативов для тепловой сети каждой системы теплоснабжения независимо от присоединенной к ней расчетной часовой тепловой нагрузки.
В силу пункта 16 Приказа N 325 срок действия энергетических характеристик устанавливается в зависимости от степени их проработки и достоверности исходных материалов, но не превышает пяти лет. Внеочередной пересмотр характеристик осуществляется в соответствии с пунктом 17 Приказа N 325.
Согласно пункту 37 Постановления Правительства РФ от 16.05.2014 N 452 "Об утверждении Правил определения плановых и расчета фактических значений показателей надежности и энергетической эффективности объектов теплоснабжения, а также определения достижения организацией, осуществляющей регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, указанных плановых значений и о внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 15 мая 2010 г. N 340" фактическое значение показателя величины технологических потерь при передаче тепловой энергии (Гкал/год), теплоносителя (тонн/год) по тепловым сетям рассчитывается в соответствии с порядком определения нормативов технологических потерь при передаче тепловой энергии, теплоносителя, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку и реализацию государственной политики в сфере топливно-энергетического комплекса.
Кроме этого, согласно пунктам 12, 23, 24 Правил определения плановых и расчета фактических значений показателей надежности и энергетической эффективности объектов теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 мая 2014 г. N 452, решение о корректировке плановых значений показателей энергетической эффективности объектов теплоснабжения, к которым в соответствии с пунктом 6 данных Правил относится и показатель величины технологических потерь при передаче тепловой энергии, орган регулирования осуществляет на основании анализа совокупности информации, использует, среди прочего, отчетные данные, представляемые теплоснабжающей организацией уполномоченному органу, в частности, график реализации мероприятий инвестиционной программы, финансовые отчеты о выполнении мероприятий инвестиционной программы, отчет о достижении плановых значений показателей надежности и энергетической эффективности, а также фактические значения показателей деятельности теплоснабжающей организации за предыдущий период действия инвестиционной программы.
При установлении тарифов на тепловую энергию для филиала АО «АТЭК» «Майкопские тепловые сети», утвержденных Приказом Управления государственного регулирования цен и тарифов Республики Адыгея от ДД.ММ.ГГГГ№, величина тепловых потерь рассчитана исходя из протяженности тепловых сетей, находящихся на балансе и обслуживании теплоснабжающей организации, нормы удельных тепловых потерь, определяемой в соответствии с диаметром трубопроводов, типа прокладки трубопроводов, среднегодовых значений температур окружающего воздуха и грунта на глубине прокладки трубопровода в количестве <данные изъяты>
В исковом заявлении истец ссылается на то, что при расчете тепловых потерь в сетях в расчет были включены повторяющиеся участки трубопроводов.
Между тем, судом установлено, что участок трубопровода (сетей) от котельной № фактически состоит из трех участков с различными диаметрами трубопровода, строительство и замена сетей осуществлялась в разные периоды. Исходя из этого, расчеты потерь выполнены по каждому из участков данного трубопровода. Аналогичным образом произведен расчет потерь в сети от котельных <данные изъяты>
Расчет удельного расхода топлива на производство тепловой энергии выполнен в соответствии с п. 41 Порядка определения нормативов удельного расхода топлива при производстве электрической и тепловой энергии, на основе результатов расчетов по каждой котельной предприятия.
Согласно п. 45, подпункта 2 п. 47 главы 5 Порядка определения нормативов удельного расхода топлива при производстве электрической и тепловой энергии, утвержденного приказом Министерства энергетики РФ от 30.12. 2008 г. № 323 «Об утверждении порядка определения нормативов удельного расхода топлива при производстве электрической и тепловой энергии», при расчетах норматива удельного расхода топлива учтены режимные карты, составленные по результатам режимно-наладочных испытаний. В расчет принята средневзвешенная величина удельного расхода топлива, с учетом удельных расходов условного топлива по каждому котлоагрегату и времени его работы, исходя из принципов снижения объемов топлива, необходимого для производства тепловой энергии в целом по предприятию.
В обоснование расходов, филиалом АО «АТЭК» «Майкопские тепловые сети» регулирующему органу были предоставлены расчеты нормативных потерь тепловой энергии и технологических затрат теплоносителя в тепловых сетях по всем тепловым сетям каждой системы теплоснабжения, выполненные в соответствии с Порядком определения нормативов технологических потерь при передаче тепловой энергии, теплоносителя, утвержденных приказом Министерства энергетики РФ от 30.12.2008 № 325 «Об утверждении порядка определения нормативов технологических потерь при передаче тепловой энергии, теплоносителя». В расчетах объема потерь использованы сведения о фактической протяженности тепловых сетей, диаметре используемых трубопроводов.
Согласно п. 90 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения утв. постановлением Правительства РФ от 22.10.2012 № 1075 при установлении тарифов на услуги по передаче тепловой энергии расходы на приобретение тепловой энергии в целях компенсации потерь при передаче тепловой энергии учитываются только в объеме нормативных технологических потерь, за исключением случаев, когда более 75 процентов фактического объема отпуска тепловой энергии из эксплуатируемых ею тепловых сетей определялось по показаниям приборов учета в предыдущий отчетный период, то в необходимую валовую выручку такой регулируемой организации на 3 последующих года включаются расходы на оплату фактического объема потерь, рассчитанного по данным за предыдущий отчетный период.
При установлении оспариваемых административным истцом тарифов, расход электроэнергии учтен в полном объеме, заявленном АО «АТЭК» «Майкопские тепловые сети», на основании выполненных расчетов, с учетом мощности оборудования, коэффициента использования и времени работы оборудования в размере <данные изъяты>. Затраты на электроэнергию рассчитаны по прогнозному среднегодовому тарифу (с учётом свободных цен) за ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты> - заявленный организацией) и составляют <данные изъяты> Расчет расходов на покупную электроэнергию произведен согласно установленной мощности электрооборудования в котельных и ЦТП предприятия, времени работы и коэффициента использования оборудования.
Объем покупной тепловой энергии определен Управлением исходя из представленных теплоснабжающей организацией документов, а также договора, заключенного между АО «Автономная теплоэнергетическая компания» (ОАО «Автономная теплоэнергетическая компания») и <данные изъяты>
Расчет плановых объемов выработки тепловой энергии котельными выполнен согласно Методике определения потребности в топливе, электрической энергии и воде при производстве и передаче тепловой энергии и теплоносителей в системах коммунального теплоснабжения <данные изъяты> Методическим указаниям по определению расходов топлива, электроэнергии и воды на выработку теплоты отопительными котельными коммунальных теплоэнергетических предприятий, <данные изъяты> и Приказа Министерства энергетики РФ от 30 декабря 2008 г. N 323 «Об утверждении порядка определения нормативов удельного расхода топлива при производстве электрической и тепловой энергии». В расчет приняты показатели по каждой котельной предприятия, с учетом протяженности тепловых сетей в 2-трубном исчислении, установленной тепловой мощности источника тепловой энергии, Гкал/ч, подключенной мощности (Гкал/час), удельного расхода топлива, кг.у.т./Гкал.
В соответствии с п. 1 ст. 77 КАС РФ в случае возникновения в ходе рассмотрения административного дела вопросов, требующих специальных знаний, суд назначает экспертизу, которая может быть поручена эксперту или нескольким экспертам.
В рамках рассмотрения настоящего административного дела по инициативе суда по делу была проведена судебная финансово-экономическая экспертиза, в соответствии с выводами которой тарифы на отопление и горячее водоснабжение, установленные Приказом Управления государственного регулирования цен и тарифов Республики Адыгея от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об установлении долгосрочных тарифов на тепловую энергию, горячую воду для филиала ОАО «Автономная теплоэнергетическая компания» «Майкопские тепловые сети» на ДД.ММ.ГГГГ и на период ДД.ММ.ГГГГ» (с изменениями в редакции Приказа от ДД.ММ.ГГГГ№ являются экономически обоснованными (<данные изъяты>
В дополнительной судебной финансово-экономической экспертизе, проведенной в соответствии с определением Верховного суда Республики Адыгея от ДД.ММ.ГГГГ, приведены подробные экономические расчеты, сделаны ссылки на нормативные акты и первичные документы, на основании которых эксперт пришел к изложенным в заключении выводам.
В заключении эксперт указал, что расчет расходов на приобретение энергетических ресурсов на долгосрочный период регулирования осуществлен в соответствии со сценарными условиями функционирования экономики РФ и основными параметрами прогноза социально-экономического развития РФ на ДД.ММ.ГГГГ, а также в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Расходы топлива приняты по расчетам с учетом индексов роста цен на каждый энергетический ресурс и холодную воду, потребляемые предприятием при осуществлении регулируемой деятельности, индексов роста цен на их доставку, определяемую на основании информации об основных макроэкономических показателях социально-экономического развития РФ.
Количество газа и угля рассчитаны на выработку тепла по средневзвешенным удельным нормам, определенным по режимным картам с учетом планируемой нагрузки. Расчетная объемная теплота сгорания газа принята в размере <данные изъяты> в соответствии с Приказом ФСТ России № от ДД.ММ.ГГГГ., для угля - в соответствии с низшей теплотой сгорания <данные изъяты> указанной в документе Продукция <данные изъяты> нормы показателей качества.
Таким образом, доводы административного истца о необоснованном включении в состав экономически обоснованных расходов филиала АО «АТЭК» «Майкопские тепловые сети» на приобретаемую тепловую и электрическую энергию технологических потерь, являются неубедительными ввиду их противоречия нормам материального права и фактическим обстоятельствам дела.
Каких-либо доказательств, свидетельствующих об обоснованности заявленных исковых требований и подтверждающих правильность приведенных в исковом заявлении расчетов, суду представлено не было.
Судебные экспертизы, проведенные в рамках настоящего административного дела, выполненные экспертом ООО «Экспертный центр «Регион Консалтинг», предупрежденном об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, суд принимает в качестве допустимого доказательства по делу, поскольку они в полной мере отвечают требованиям, предъявляемым к экспертным заключениям, соответствуют критериям относимости и допустимости доказательств, содержат исчерпывающие ответы на поставленные судом вопросы.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что основания для признания незаконным и недействующим в части Приказ Управления государственного регулирования цен и тарифов Республики Адыгея от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об установлении долгосрочных тарифов на тепловую энергию, горячую воду для филиала ОАО «Автономная теплоэнергетическая компания» «Майкопские тепловые сети» на ДД.ММ.ГГГГ и на период ДД.ММ.ГГГГ и возложения обязанности на Управление государственного регулирования цен и тарифов Республики Адыгея по внесению соответствующих изменений в оспариваемый нормативный правовой акт органа государственной власти Республики Адыгея, - отсутствуют.
С учетом изложенного, руководствуясь ст.ст. 175 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный суд Республики Адыгея
Р Е Ш И Л :
в удовлетворении административного искового заявления ФИО1 <данные изъяты> к Управлению государственного регулирования цен и тарифов Республики Адыгея о признании Приказа Управления государственного регулирования цен и тарифов Республики Адыгея от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об установлении долгосрочных тарифов на тепловую энергию, горячую воду для филиала ОАО «Автономная теплоэнергетическая компания» «Майкопские тепловые сети» на ДД.ММ.ГГГГ и на период ДД.ММ.ГГГГ» в части указанных в приложении к Приказу № тарифов на отопление на ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты>, для населения - <данные изъяты> на ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты>, для населения - <данные изъяты> на ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты>, для населения - <данные изъяты>; в части указанных в приложениях №, № тарифов на горячее водоснабжение на ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты>, для населения - <данные изъяты>, на ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты>, для населения-<данные изъяты> на ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты>, для населения - <данные изъяты> в части указанных в приложении № удельного расхода топлива на производство единицы тепловой энергии, отпускаемой с коллекторов источников тепловой энергии в размере <данные изъяты> величины технологических потерь тепловой энергии в размере <данные изъяты> в части указанного в разделе № Приложения № удельного расхода тепловой энергии на подогрев воды на период с ДД.ММ.ГГГГ. до ДД.ММ.ГГГГ в размерах <данные изъяты>. не соответствующим федеральному законодательству и недействующим со времени принятия; возложении обязанности на Управление государственного регулирования цен и тарифов Республики Адыгея внести изменения в оспариваемый в части приказ, установив для филиала ОАО «Автономная теплоэнергетическая компания» «Майкопские тепловые сети» на ДД.ММ.ГГГГ и на период ДД.ММ.ГГГГ экономически обоснованные тарифы на отопление и горячую воду, исключив в процессе их определения из состава необходимой валовой выручки регулируемого предприятия на ДД.ММ.ГГГГ - необоснованные расходы на газ, приобретаемую тепловую и электрическую энергию в сумме <данные изъяты>., на ДД.ММ.ГГГГ - необоснованные расходы на газ, приобретаемую тепловую и электрическую энергию в сумме <данные изъяты>, необоснованные расходы предыдущих периодов регулирования ДД.ММ.ГГГГ. в сумме <данные изъяты> итого - в сумме <данные изъяты> на ДД.ММ.ГГГГ - необоснованные расходы на газ, приобретаемую тепловую и электрическую энергию в сумме <данные изъяты> взыскании расходов по уплате государственной пошлины при подаче иска в размере <данные изъяты>, - отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации через Верховный суд Республики Адыгея в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 15 декабря 2017 г.
Копия верна:
Судья Верховного суда
Республики Адыгея Е.В. Богатырева