РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 25 января 2019 года по делу № 3а-2/2019
Севастопольский городской суд в составе:
председательствующего судьи Дудкиной Т.Н.
при секретаре Гончаровой Е.А.
при участии:
представителя административного истца ФИО1
представителя административного ответчика ФИО2
представителя Департамента по имущественным
и земельным отношениям города Севастополя ФИО3
представителя Управления государственной
регистрации права и кадастра Севастополя ФИО4
прокурора ФИО5
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Акционерного общества «Балаклавское рудоуправление им. А.М.Горького» к Правительству Севастополя, заинтересованные лица – Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, Управление государственной регистрации права и кадастра Севастополя о признании нормативного правового акта недействующим в части, -
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество «Балаклавское рудоуправление им. А.М.Горького» обратилось в Севастопольский городской суд с административным исковым заявлением к Правительству Севастополя о признании недействующим с 1 января 2015 года приложения № «Нормативная цена земель за квадратный метр по оценочным зонам и группам видов разрешенного использования в зонах» к Постановлению Правительства Севастополя от 28.11.2014 №515 «Об утверждении нормативной цены земли» в части утверждения нормативной цены земель по оценочным зонам и группам видов №, №, №, №, как несоответствующего нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, а именно пункту 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 15.03.1997 №319 «О порядке определения нормативной цены земли».
В обоснование иска указывает, что Управлением государственной регистрации права и кадастра Севастополя в 2016 году на основании оспариваемого постановления, административному истцу выданы сведения о нормативной цене земли по состоянию на 01.01.2015 г. относительно земельных участков, находящихся в его пользовании. Однако, указанная нормативная цена не соответствует рыночной, так как согласно отчету об оценке рыночной стоимости этих земельных участков по состоянию на 01.01.2015г., их рыночная стоимость значительно ниже нормативной, что противоречит п.3 Постановления Правительства Российской Федерации от 15.03.1997 №319 «О порядке определения нормативной цены земли».
Административный истец считает, что принадлежащие ему земельные участки, являются типичными (аналогичными) определенным земельным участкам, указанным в оспариваемом постановлении с местоположением в оценочных зонах, относящихся к предмету иска и с определенным коэффициентом вида разрешенного использования.
Полагает применимым к понятию «типичные земельные участки» понятия «аналогичные земельные участки», т.е. такие земельные участки, которые отнесенные к одной категории, используемые или предназначенные для использования одних и тех же видов деятельности, ссылаясь на постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 17.12.2013 №9707/13.
Указывает, что с учетом установленной рыночной стоимости типичных земельных участков, видно, что утвержденная Постановлением Правительства нормативная цена за квадратный метр земельных участков по оценочным зонам и группам вида разрешенного использования не соответствует нормам Постановления Правительства РФ №319.
В дополнение обоснования требований ссылается на судебный акт, установивший обстоятельства в ином деле об оспаривании этого же нормативного акта в части определения порядка нормативной цены земли путем перерасчета украинской гривны на рубль с использованием коэффициента 3.8. Вместе с тем, даже при таком порядке определения, установленная нормативная цена не соответствует сумме, рассчитанной в этом порядке.
В судебном заседании представитель административного истца заявленные требования поддержала, просила удовлетворить по основаниям, указанным в исковом заявлении и дополнительных обоснованиях.
Представители Правительства Севастополя, Департамента по имущественным и земельным отношениям, Управления регистрации права и кадастра Севастополя просили отклонить заявленные требования, указывая на законность оспариваемого нормативного правового акта, уже являвшегося предметом оспаривания.
Прокурор, давая заключение по делу, просила в иске отказать.
Выслушав представителя административного истца, представителей ответчика, заинтересованных лиц, прокурора, изучив материалы дела, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований, указывая следующее.
Как усматривается из материалов дела, у административного истца-Акционерного общества «Балаклавское рудоуправление им. А.М.Горького» находится в пользовании на соответствующем праве тридцать один земельный участок, которые расположены в Балаклавском районе г. Севастополя в оценочных зонах №, №, №, №.
Истец является плательщиком земельного налога.
По обращениям административного истца, Управлением государственной регистрации права и кадастра Севастополя предоставлена информация от 17.02.2016 года (л.д. 28-49) о нормативной цене земельных участков, находящихся в пользовании административного истца, а также нормативная цена земли за один квадратный метр по запрашиваемым участкам.
Административный истец не согласен с такой ценой, что и послужило обращению в суд.
В соответствии с пунктами "в" и "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей и земельное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (часть 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации). Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (часть 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Статьей 65 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
В соответствии с пунктом 13 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (в редакции, действующей до 01.03.2015 года) в случаях, если кадастровая стоимость земли не определена, для целей, указанных в статье 65 Земельного кодекса Российской Федерации, применяется нормативная цена земли.
Во исполнение данной нормы Закона Правительством Российской Федерации принято Постановление от 15 марта 1997 года N 319 "О порядке определения нормативной цены земли", согласно которому нормативная цена земли применяется в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и ежегодно определяется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации для земель различного целевого назначения по оценочным зонам, административным районам, поселениям или их группам. Предложения об оценочном зонировании территории субъекта Российской Федерации и о нормативной цене земли по указанным зонам представляются комитетами по земельным ресурсам и землеустройству (пункт 1).
Органы местного самоуправления по мере развития рынка земли могут своими решениями уточнять количество оценочных зон и их границы, повышать или понижать установленную в соответствии с пунктом 1 настоящего Постановления нормативную цену земли, но не более чем на 25 процентов (пункт 2).
Пункт 3 Постановления Правительства РФ предусматривает, что нормативная цена земли, установленная в соответствии с пунктами 1 и 2 настоящего Постановления, не должна превышать 75 процентов уровня рыночной цены на типичные земельные участки соответствующего целевого назначения.
В соответствии с частью 1 статьи 12.1 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" (далее - Закон N 6-ФКЗ) до 01 января 2019 года на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя особенности регулирования имущественных, градостроительных, земельных и лесных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.
На территории города Севастополя такие особенности имущественных и земельных отношений установлены Законом города Севастополя от 25 июля 2014 года N 46-ЗС "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя" (далее - Закон N 46-ЗС). В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона N 46-ЗС (в редакции, действующей на момент принятия оспариваемого постановления и до 28.10.2016 года) для целей налогообложения и определения размера арендной платы применяется нормативная денежная оценка земель, установленная на территории города Севастополя до вступления в силу Закона N 6-ФКЗ.
Порядок определения нормативной цены земли в отношении земельных участков устанавливается Правительством Севастополя (часть 1 статьи 10 Закона N 46-ЗС (в редакции, действующей после 28.10.2016 года).
Таким образом, на момент принятия оспариваемого постановления Законом города Севастополя определено право исполнительного органа субъекта устанавливать на территории города Севастополя особенности регулирования указанных отношений до 01.01.2019 года.
Согласно части 2 статьи 31, части 1 статьи 35 Устава города Севастополя, части 2 статьи 1, части 1 статьи 8 Закона города Севастополя от 30.04.2014 года N 5-ЗС Правительство Севастополя - постоянно действующий высший исполнительный орган государственной власти города Севастополя.
Правовые акты, имеющие нормативный характер, принимаются в форме постановлений Правительства.
Статьей 27 Закона города Севастополя от 30.04.2014 года N 5-ЗС предусмотрено, что Правительство Севастополя в пределах полномочий разрабатывает и осуществляет городскую политику в области землепользования, осуществляет управление в области земельных отношений, осуществляет в названной сфере иные полномочия в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами.
Нормативная цена земли на территории города федерального значения Севастополя определена Постановлением Правительства Севастополя от 28.11.2014 года N 515 "Об утверждении нормативной цены земли" (далее - Постановление N 515).
Данное Постановление N 515 опубликовано на официальном сайте Правительства Севастополя https://sevastopol.gov.ru.
Согласно пункту 4 указанного Постановления оно вступило в законную силу с 01 января 2015 года.
Следовательно, оспариваемое Постановление принято Правительством Севастополя в пределах его полномочий с соблюдением формы, вида и установленной законом процедуры его принятия.
Доводы административного истца о противоречии Постановления N 515 правовым актам, имеющим большую юридическую силу, в ходе судебного разбирательства подтверждения не нашли и основаны на неверном их толковании в своей совокупности и с учетом особенностей регулирования спорных правоотношений на территории города Севастополя.
Так, административный истец полагает частично противоречащим Постановлению Правительства Российской Федерации от 15 марта 1997 года N 319 "О порядке определения нормативной цены земли" установление Правительством Севастополя в Постановлении N 515 нормативной цены одного квадратного метра земельного участка в оценочных зонах №, №, №, № со дня его принятия в размере, как превышающей 75 процентов уровня рыночной цены на типичные земельные участки соответствующего вида использования и применяемого коэффициента, в подтверждение чего ссылается на Отчет об оценке рыночной стоимости земельных участков, принадлежащих ему, по состоянию на 01.01.2015 года, изготовленный оценщиком ИП ФИО6 11.05.2016 года.
Согласно статье 25 Закона Российской Федерации от 11.10.1991 года N 1738-1 "О плате за землю" нормативная цена земли - показатель, характеризующий стоимость участка определенного качества и местоположения, исходя из потенциального дохода за расчетный срок окупаемости.
В соответствии с пунктом 1 Постановления N 319 нормативная цена земли применяется в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и ежегодно определяется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации для земель различного целевого назначения по оценочным зонам, административным районам, поселениям или их группам. Предложения об оценочном зонировании территории субъекта Российской Федерации и о нормативной цене земли по указанным зонам представляются комитетами по земельным ресурсам и землеустройству.
По смыслу понятия нормативной цены земли, применяемому федеральным законодателем, такая цена не устанавливается в отношении конкретных земельных участков, введена для обеспечения экономического регулирования земельных отношений. Из приведенных выше норм следует, что нормативная цена земли - это оценка земли, осуществляемая государством для реализации строго определенных целей, величина расчетная, не связанная с конкретным содержанием земельных правоотношений.
Таким образом, нормативная цена земли устанавливается органами исполнительной власти города Севастополя и применяется на территории города для целей налогообложения в отношении земель различного целевого назначения и с учетом оценочного зонирования, что нашло свое отражение в Постановлении N 515 и не противоречит принципам, заложенным в нормативных актах высшей юридической силы, в том числе, пункту 3 Постановления Правительства Российской Федерации N 319.
В связи с этим ссылки административного истца на вышеуказанный Отчет не свидетельствуют о недействительности Постановления N 515 в оспариваемой части, так как соответствие установленного названным Постановлением размера нормативной цены 75 процентам уровня рыночной цены на типичные земельные участки соответствующего целевого назначения не может быть проверено посредством получения Отчета об оценке и определении рыночной стоимости конкретных земельных участков, находящихся в пользовании административного истца по состоянию на 01.01.2015 года и подпадающего под налогообложение. Такой способ защиты нарушенных прав налогоплательщика предусмотрен законодателем исключительно для оспаривания результатов кадастровой стоимости земли.
Следовательно, установление в приложении N 2 оспариваемого Постановления N 515 нормативной цены одного квадратного метра земельных участков в оценочных зонах №, №, №, № в соответствующем размере само по себе не противоречит требованиям пункта 3 Постановления Правительства Российской Федерации N 319 от 15.03.1997 года "О порядке определения нормативной цены земли" о том, что нормативная цена земли не должна превышать 75 процентов рыночной цены на типичные земельные участки соответствующего целевого назначения.
Кроме того, в силу положений части 1 статьи 10 Закона города Севастополя N 46-ЗС в редакции, действующей до 28.10.2016 года, в рассматриваемом случае законодательно определено, что для целей налогообложения и определения размера арендной платы применяется нормативная денежная оценка земель, установленная на территории города Севастополя до вступления в силу Закона N 6-ФКЗ.
Доводы административного истца, изложенные в дополнительных обоснованиях иска о не соответствии нормативной цены земли за квадратный метр при расчете ее цены, установленной на территории города Севастополя до вступления в силу Федерального конституционного закона в перерасчете на рубль и умноженной на коэффициент 3,8 фактическим расчетам по этой формуле не заслуживают внимания, поскольку истец обосновывает свои доводы стоимостью непосредственно ему принадлежащих участков, определяя ее в этом порядке, в то время как нормативным актом расчет осуществлен для оценочной зоны, в которую входит не только участок (участки) истца.
Кроме того, из положений части 2 статьи 2 Федерального закона от 25.10.2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", Закона Российской Федерации от 11.10.1991 года N 1738-1 "О плате за землю" следует, что федеральный законодатель, предоставляя право субъектам Российской Федерации на установление цены земли, не ограничил их права на дифференцирование цены земли по тем или иным критериям в установленных пределах.
Также оспариваемое Постановление N 515 не подлежит признанию недействующим полностью с 01.01.2016 года ввиду его несоответствия части 8 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которой до 1 января года, следующего за годом утверждения на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя результатов массовой кадастровой оценки земельных участков, налоговая база в отношении земельных участков, расположенных на территориях указанных субъектов Российской Федерации, определяется на основе нормативной цены земли, установленной на 1 января соответствующего налогового периода органами исполнительной власти Республики Крым и города федерального значения Севастополя.
Таким образом, из содержания названного Постановления N 515 прямо усматривается, что в городе Севастополе нормативная цена земли установлена на соответствующий налоговый период, в том числе, на 1 января соответствующего года, вплоть до года утверждения на территории города федерального значения результатов массовой кадастровой оценки земельных участков, что согласуется с правовым подходом и принципами налогообложения, закрепленными законодателем в части 8 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации.
Проанализировав положения приведенного выше федерального и регионального законодательства и сопоставив их с положениями оспариваемой нормы, прихожу к выводу о том, что Постановление N 515 принято уполномоченным органом государственной власти города Севастополя, в пределах полномочий, с соблюдением требований, предъявляемых к форме принимаемого нормативного правового акта и порядку его принятия, подписания и официального опубликования, не противоречит законодательству, имеющему большую юридическую силу, и не нарушает прав и законных интересов заявителя.
В свою очередь, заявитель не представил суду доказательств, что оспариваемый нормативный акт либо его часть нарушают какие-либо его права и свободы; создают препятствия их осуществлению; незаконно возлагают на него какую-либо обязанность или незаконно привлекают его к какой-либо ответственности.
При таких обстоятельствах законных оснований для удовлетворения административного иска и признания недействующим Постановления Правительства Севастополя от 28 ноября 2014 года N 515 "Об утверждении нормативной цены земли" в части со дня принятия с 01.01.2016 года не имеется.
Следует также отметить, что в Приложении № к оспариваемому Постановлению указана нормативная цена земель за квадратный метр по оценочным зонам и группам видов разрешенного использования. То есть, не в отношении конкретного земельного участка, а целой зоны.
Оспариваемое Постановление Правительства Севастополя №515 содержит общие нормы, которые устанавливают порядок определения нормативной цены в отношении групп земельных участков, то есть именно на «типичные земельные участки соответствующего целевого назначения», которые расположенные в определенной зоне.
При этом, сведения о том, что иные земельные участки, не принадлежащие административному истцу и являющиеся типичными участкам истца имеют иную нормативную цену, а равно как и их рыночную стоимость, судебным разбирательством не установлено, доказательства противоположного не добыты.
Толкование административным истцом положений пункта 3 Постановления Правительства РФ № 319 суд находит ошибочным.
Более того, удовлетворение исковых требований приведет к освобождению истца и иных владельцев земельных участков, находящихся в оспариваемых зонах от уплаты налога на землю за период с января 2015 г. до вступления решения в законную силу, учитывая, что имеется вступивший силу иной нормативный акт, регулирующий правоотношения в сфере кадастровой оценки земельных участков.
Руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Отказать Акционерному обществу «Балаклавское рудоуправление им. А.М.Горького» в удовлетворении административного иска к Правительству Севастополя, заинтересованные лица – Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, Управление государственной регистрации права и кадастра Севастополя о признании нормативного правового акта недействующим в части.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи жалобы через Севастопольский городской суд.
Полный текст изготовлен решения изготовлен 25 января 2019 года.
Судья Севастопольского
городского суда Дудкина Т.Н.