Дело № 3а-2/20
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
3 февраля 2020 года г. Черкесск
Верховный суд Карачаево-Черкесской Республики в составе:
председательствующего судьи Дзыба З.И.,
при секретаре Урусове Р.А.,
с участием прокурора отдела Прокуратуры КЧР Семеновой Ж.И., представителя административного истца Борлакова Р.А. – Хапаева Н.А., административного ответчика - Правительства Карачаево-Черкесской Республики в лице представителя Байрамуковой Л.А., заинтересованного лица - Управления по имущественным отношениям мэрии муниципального образования города Черкесска в лице представителя Айбазовой Л.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ИП Борлакова Р.А. о признании пункта 39.6 приложения к постановлению Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 27 декабря 2007 года № 480 «О порядке определения размера арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в муниципальном образовании г. Черкесска, порядке, условиях и сроках внесения арендной платы» недействующим,
У С Т А Н О В И Л:
постановлением Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 27 декабря 2007 года № 480, опубликованным в официальном печатном издании «День Республики», 2008 г., №1-3 (17357), утвержден Порядок определения размера арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в муниципальном образовании г. Черкесска, порядке, условиях и сроках внесения арендной платы, согласно которому размер годовой арендной платы на указанные участки определяется с применением базовой ставки годовой арендной платы за 1 кв.м. (в рублях), установленной в приложении (далее – постановление от 27 декабря 2007 года № 480).
Постановлением Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 19 октября 2012 года № 462, опубликованном в официальном печатном издании «День Республики», 2012 г., №222-223 (18644), внесены изменения в постановление от 27 декабря 2007 года № 480. В частности, приложение к постановлению изложено в новой редакции – в него включен пункт 39.6, которым определено, что базовая ставка арендной платы для земельных участков, занятых объектами сельскохозяйственного назначения и предназначенные для ведения сельского хозяйства, составляет 4 для всех градостроительных зон.
Борлаков Р.А., являясь арендатором земельного участка с видом разрешенного использования - для сельскохозяйственного использования, обратился в суд с административным исковым заявлением о признании пункта 39.6 приложения к постановлению от 27 декабря 2007 года № 480 недействующим, так как он противоречит требованиям статьи 22, статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации и постановлению Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 № 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации".
В обоснование указал, что с 2005 года является собственником ряда объектов недвижимости, расположенных на земельном участке по адресу: <адрес>. По договору № 404 от 23.05.2008 г. Министерство имущественных и земельных отношений Карачаево-Черкесской Республики передало ему в аренду вышеуказанный земельный участок площадью 273 159 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов для сельскохозяйственного использования, государственная собственность на которые не разграничена. Размер ежеквартальной арендной платы по договору составлял 95 605,65 рублей, с чем он не согласился, поэтому обратился в Арбитражный суд КЧР по обжалованию условий договора аренды в части размера арендной платы. Решением Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 25.12.2012 г. договор аренды № 404 от 23.05.2008 г. изменен в части суммы ежеквартальной арендной платы по договору, которая была снижена до 6 828,98 рублей.
По договору № 123 от 27.06.2013 г. Управление по имущественным отношениям мэрии муниципального образования города Черкесска передало ему в аренду тот же земельный участок по адресу: <адрес> площадью 273 159 кв.м. Размер ежеквартальной арендной платы по договору составил 6 828,98 рублей.
По договору № 158 от 22.05.2014 г. Управление по имущественным отношениям мэрии муниципального образования города Черкесска передало ему в аренду тот же земельный участок, площадь которого стала меньше - 257 449 кв.м. Размер ежеквартальной арендной платы по договору составил 257 449 рублей.
В феврале 2019 года Управление по имущественным отношениям мэрии муниципального образования города Черкесска обратилось в Арбитражный суд Карачаево-Черкесской Республики с иском к нему – ИП Борлакову Р.А. как к арендатору вышеуказанного земельного участка о взыскании арендных платежей за период с 22.05.2014 года по 31.12.2018 года в размере 4 747 246,40 рублей, неустойки за период с 16.07.2014 г. по 15.10.2018 г. в размере 399 818,30 рублей с применением годовой арендной ставки в размере 4 рубля за 1 кв.м., предусмотренной пунктом 39.6 приложения к постановлению Правительства от 27.12.2007 № 480.
По мнению административного истца, базовая ставка годовой арендной платы в размере 4 рубля за 1 кв.м. за использование земельных участков, занятых объектами сельскохозяйственного назначения и предназначенные для ведения сельского хозяйства, завышена, установлена произвольно без соответствующего экономического обоснования.
Борлаков Р.А. указывает, что произвольное, без соответствующего экономического обоснования установление Правительством КЧР размера рассматриваемого коэффициента при определении размера арендной платы за использование земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, нарушает права и законные интересы субъектов экономической деятельности, противоречит принципу экономической обоснованности, в соответствии с которым арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель и их разрешенного использования.
Таким образом, административный истец полагает, что годовая арендная ставка, указанная в пункте 39.6, экономически необоснованна, чем нарушены его права как арендатора земельного участка.
Представители Правительства КЧР и Управления по имущественным отношениям мэрии муниципального образования города Черкесска просили в удовлетворении административного искового заявления отказать, утверждая, что ставки арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, в муниципальном образовании - городе Черкесске определены, исходя из следующих основных принципов: принципа предсказуемости расчета размера арендной платы, в соответствии с которым ставка арендной платы за земельный участок устанавливается фиксировано в зависимости от вида разрешенного использования земельного участка и зоны градостроительной ценности; принципа запрета необоснованных предпочтений, в соответствии с которым порядок расчета размера арендной платы за земельные участки, отнесенные к одной категории земель, используемые или предназначенные для одних тех же видов деятельности и представляемые по одним и тем же основаниям, не должен различаться. При разработке проекта оспариваемого постановления Министерство имущественных отношений КЧР проводило анализ кадастровой стоимости земельных участков на территории города Черкесска, при этом данное министерство пояснило о нецелесообразности принятия расчета арендной платы за пользование земельным участком от процента кадастровой стоимости, так как по одним и тем же видам разрешенного использования земельных участков процент кадастровой стоимости в зависимости от зоны градостроительной ценности не является фиксированным. Постановление Правительства КЧР от 27.12.2007 № 480 соответствует Федеральному закону от 25.10.2011 г. №137-ФЗ, данные земли не разграничены, федеральный законодатель дал право субъектам устанавливать арендную ставку путем начисления базовой ставки. Постановление Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 № 582, на котором административный истец основывает свои требования, подлежит применению только к земельным участкам, находящимся в собственности Российской Федерации, и не распространяется на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена.
Выслушав стороны, изучив материалы дела, с учетом мнения прокурора, полгавшего, что доводы административного истца являются обоснованными, суд приходит к выводу о том, что административное исковое заявление Борлакова Р.А. подлежит удовлетворению.
Согласно ч. 1 ст. 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
По смыслу правовых предписаний главы 21 Кодекса административного судопроизводства в Российской Федерации, определяющей порядок рассмотрения требований о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части, заявленные требования подлежат удовлетворению, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу и действующему на момент рассмотрения административного дела.
Нормативные правовые акты, действующие на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта, применяются при выяснении вопросов о полномочиях органа на принятие нормативных правовых актов, форме и виде, в которых должен приниматься оспариваемый нормативный правовой акт, процедуре его принятия и правилах введения в действие, в том числе о порядке опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу (часть 1 статьи 210, пункт 2 части 8 статьи 213, пункт 1 части 2 статьи 215).
Установлено, что постановлением Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 27 декабря 2007 года № 480 утвержден Порядок определения размера арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в муниципальном образовании г. Черкесска, порядке, условиях и сроках внесения арендной платы, согласно которому размер годовой арендной платы на указанные участки определяется с применением базовой ставки годовой арендной платы за 1 кв.м. (в рублях), установленной в приложении.
Постановлением Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 19 октября 2012 года № 462, внесены изменения в постановление от 27 декабря 2007 года № 480. В частности, приложение к Постановлению изложено в новой редакции – в него включен пункт 39.6, которым определено, что базовая ставка арендной платы для земельных участков, занятых объектами сельскохозяйственного назначения и предназначенные для ведения сельского хозяйства, составляет 4 для всех градостроительных зон.
Постановление устанавливает порядок определения размера арендной платы, а также порядок, условия и сроки внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и земельных участков, находящихся в муниципальном образовании г. Черкесска, и содержит формулу, по которой рассчитывается размер арендной платы при аренде земельного участка, включающую в себя общую площадь земельного участка, ставку арендной платы по видам (группам) разрешенного использования.
Установлено, что обжалуемое постановление от 27 декабря 2007 года № 480, а также постановление от 19 октября 2012 года № 462 приняты в рамках предоставленных Правительству Карачаево-Черкесской Республики полномочий, опубликованы в установленном законом порядке в официальном печатном издании «День Республики».
Оспариваемая административным истцом ставка арендной платы используется в формуле расчета размера арендной платы в качестве одного из ее элементов.
Согласно п. 39.6 приложения к постановлению ставка арендной платы для земельных участков, занятых объектами сельскохозяйственного назначения и предназначенных для ведения сельского хозяйства, составляет 4 для всех градостроительных зон.
Судом установлено, что Борлаков Р.А. с 2005 года является собственником ряда объектов недвижимости (здание блока зимних теплиц, здание управления, здание блока служебных помещений, здание котельной тепличного комбината и т.д.), расположенных на земельном участке по адресу: <адрес> (л.д.13-25 т.1).
По договору № 404 от 23.05.2008 г. Министерство имущественных и земельных отношений Карачаево-Черкесской Республики передало Борлакову Р.А. в аренду земельный участок по адресу: <адрес> 273 159 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов для сельскохозяйственного использования, государственная собственность на которые не разграничена. Размер ежеквартальной арендной платы по договору составил 95 605,65 рублей. Решением Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 25.12.2012 г. договор аренды № 404 от 23.05.2008 г. изменен в части суммы ежеквартальной арендной платы по договору, которая была снижена до 6 828,98 рублей ( л.д. 32 т.1).
По договору № 123 от 27.06.2013 г. Управление по имущественным отношениям мэрии муниципального образования города Черкесска передало Борлакову Р.А. в аренду тот же земельный участок по адресу: <адрес> площадью 273 159 кв.м. Размер ежеквартальной арендной платы по договору составил 6 828,98 рублей (л.д.26- 31 т.1).
Постановлением мэрии МО города Черкесска от 14.05.2008 г. №946 в связи с разделом земельного участка площадью 27,3159 га, расположенного по адресу <адрес>, на два самостоятельных участка, земельному участку площадью 25,7449 га присвоен отдельный почтовый адрес: <адрес>; земельному участку площадью 1,5710 га присвоен отдельный почтовый адрес: <адрес>.
По договору № 158 от 22.05.2014 г. Управление по имущественным отношениям мэрии муниципального образования города Черкесска передало Борлакову Р.А. в аренду земельный участок по адресу: <адрес> площадью 257 449 кв.м. Размер ежеквартальной арендной платы по договору составил 257 449 рублей (л.д.36 т.1).
В феврале 2019 года Управление по имущественным отношениям мэрии муниципального образования города Черкесска обратилось в Арбитражный суд Карачаево-Черкесской Республики с иском к ИП Борлакову Р.А. о взыскании арендных платежей за период с 22.05.2014 года по 31.12.2018 года в размере 4 747 246,40 рублей, неустойки за период с 16.07.2014 г. по 15.10.2018 г. в размере 399 818,30 рублей с применением годовой арендной ставки в размере 4 рубля за 1 кв.м., предусмотренной пунктом 39.6 приложения к постановлению Правительства КЧР от 27.12.2007 № 480.
В соответствии с ч. 6 ст. 4 Закона Карачаево-Черкесской Республики от 09.12.2003 N 61-РЗ «Особенности регулирования земельных отношений в Карачаево-Черкесской Республике" (ред. от 25.07.2012), Правительство КЧР устанавливает порядок оплаты и цену земельных участков, находящихся в государственной собственности КЧР, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, при их продаже собственникам зданий, строений, сооружений, расположенных на этих земельных участках.
В соответствии пунктами "в", "г", "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся вопросы владения, пользования и распоряжения землей; разграничения государственной собственности; земельное законодательство.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (часть 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (часть 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Согласно пункту 1 статьи 2 Земельного кодекса Российской Федерации земельное законодательство в соответствии с Конституцией Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Земельное законодательство состоит из данного Кодекса, федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации.
Статьей 1 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" установлено, что деятельность органов государственной власти субъекта Российской Федерации осуществляется в соответствии с принципом самостоятельного осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации принадлежащих им полномочий.
Согласно статье 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
В соответствии с пунктом 4 ст. 22 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции от 25.06.2012, действовавшей на момент принятия Постановления Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 19 октября 2012 года № 462, внесшего изменения в Постановление от 27 декабря 2007 года № 480), размер арендной платы определяется договором аренды. Общие начала определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, могут быть установлены Правительством Российской Федерации.
Порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, на момент принятия обжалуемого акта (пункт 39.6 приложения внесен в Постановление №480 19.10.2012 г.) устанавливались соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
При этом, предоставленное федеральным законодателем субъекту Российской Федерации право определения размера арендной платы абсолютным не являлось и должно было реализовываться в соответствии с общими началами определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, установление которых - прерогатива федерального законодателя. Таким образом, федеральный законодатель не исключал возможность разработки общих начал Правительством Российской Федерации (статьи 22, 65 Земельного кодекса Российской Федерации в редакции от 25.06.2012).
Следовательно, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 г. № 582 «Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности» принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, являлись обязательными к исполнению всеми субъектами земельных отношений, в том числе органами государственной и исполнительной власти Карачаево-Черкесской Республики.
Согласно пункту 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации, исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.
В соответствии со статьей 65 Земельного кодекса Российской Федерации стоимость аренды земельного участка из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, относится к категории регулируемых цен, органы государственной власти и местного самоуправления вправе определять (изменять) ставки арендных платежей, которые используются при определении объема обязательств по оплате за пользование участком.
Таким образом, регулирование арендной платы за находящиеся в публичной собственности земли осуществляется в нормативном порядке, в связи с чем принятие уполномоченными органами государственной власти нормативных правовых актов, изменяющих нормативно установленные ставки арендной платы или методику их расчета, влечет изменение условий договоров аренды таких земельных участков независимо от воли сторон договоров аренды и без внесения в текст договоров подобных изменений.
Вместе с тем оспариваемое постановление противоречит федеральному законодательству по следующему основанию.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года № 582 утверждены основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности. К их числу относится принцип экономической обоснованности, в соответствии с которым арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель, к которой отнесен такой земельный участок, и его разрешенного использования, а также с учетом государственного регулирования тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность на таком земельном участке, и субсидий, предоставляемых организациям, осуществляющим деятельность на таком земельном участке.
Учитывая единство экономического пространства и правовой системы Российской Федерации, нашедшие свое отражение в постановлении № 582 принципы являются общеобязательными при определении арендной платы за находящуюся в публичной собственности землю для всех случаев, когда размер этой платы определяется не по результатам торгов и не предписан федеральным законом, а согласно его требованиям подлежит установлению соответствующими компетентными органами в качестве регулируемой цены.
Как следует из п. 39.6 оспариваемого Постановления, базовая ставка годовой арендной платы за 1 кв.м. за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, занятых объектами сельскохозяйственного назначения и предназначенных для ведения сельского хозяйства, составляет 4.
Данное обстоятельство само по себе не может однозначно свидетельствовать о незаконности (экономической необоснованности) ставки указанной ставки арендной платы. Однако определение ставки арендной платы должно быть подтверждено, как было указано ранее, (экономически обосновано) Правительством КЧР.
В определении Конституционного Суда Российской Федерации от 11.05.2004 N 209-О изложен правовой подход, согласно которому ставки земельного налога определяются органом местного самоуправления не произвольно, а основываясь на анализе и оценке экономических, природных и иных факторов, влияющих, в том числе, на уровень доходности земельного участка. Судебные органы, не ограничиваясь установлением лишь факта принятия органом местного самоуправления соответствующего нормативного акта и проверкой правильности расчета сумм налога в соответствии с этим актом, должны, не вмешиваясь в сферу нормотворческих полномочий муниципальных образований, выявлять, проводились ли при его принятии анализ и оценка экономических факторов, влияющих на уровень их доходности (осуществлялось ли экономическое обоснование дифференциации ставки земельного налога на основе многофакторного анализа оценочных характеристик земельных участков).
Судом в процессе судебного разбирательства неоднократно предлагалось представителю административного ответчика - Правительства КЧР и представителю заинтересованного лица - Управления по имущественным отношениям мэрии муниципального образования города Черкесска представить экономическое обоснование величины ставки арендной платы, установленной пунктом 39.6 оспариваемого постановления.
Однако органом исполнительной власти субъекта, принявшим оспариваемый акт, и обязанным в силу части 9 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации представить доказательства, послужившие основанием для его принятия, его законности (в данном случае его соответствия принципу экономической обоснованности, закрепленному в федеральном законодательстве как императивному началу при определении ставки арендной платы), не представлено каких-либо доказательств установления оспариваемого размера ставки арендной платы.
Пункт 39.6 был внесен в постановление Правительства Карачаево-Черкесской Республики № 480 постановлением Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 19.10.2012 N 462.
Как следует из протокола заседания Правительства КЧР от 19 октября 2012 года, при принятии и внесении изменений в постановление №480, экономическое обоснование установленной ставки арендной платы предметом какого-либо обсуждения не являлось.
Обосновывая размер установленной пунктом 39.6 ставки, представитель административного ответчика – Правительства КЧР ссылалась на то, что законность оспариваемого Постановления проверялась до его принятия органами прокуратуры, Минюстом КЧР, Правовым Управлением Главы и Правительства КЧР.
Из экспертного заключения Управления Министерства юстиции РФ по КЧР от 27.06.2012 г., представленного на проект постановления Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 19.10.2012 N 462, которым предполагалось внести изменения в постановление Правительства Карачаево-Черкесской Республики 27.12.2007 г. N 480, следует, что цифровые показатели, утверждаемые рассматриваемым проектом нормативного правового акта, а также обоснованность их утверждения в ходе правовой экспертизы не оценивались (л.д.123-126 т.1). Также цифровые показатели и обоснованность их утверждения не проверялось и Государственно-правовым Управлением Главы и Правительства КЧР (л.д.127-128 т.1), а также прокурором (л.д.122 т.1).
Суду не были представлены доказательства, позволившие проверить, каким образом устанавливалась пунктом 39.6 ставка арендной платы 4.
Отсутствуют данные доказательства и в финансово-экономическом обосновании проекта постановления Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 19.10.2012 N 462, составленном Министром имущественных и земельных отношений КЧР (л.д.129 т.1).
Например, не представлено доказательств того, были ли определены доходы бюджета в 2011 году, были ли спрогнозированы доходы бюджета публичного образования города Черкесска на последующие годы с учетом инфляционных процессов, сравнивались ли полученные показатели в целях выявления ставки арендной платы, учитывающей баланс интересов арендаторов земельных участков. Суду также не были представлены исходные данные, определяющие доходность земельных участков, в частности, земельных участков, занятых объектами сельскохозяйственного назначения и предназначенные для ведения сельского хозяйства, отсутствует сравнительный анализ различных ставок арендной платы и т.д. Административным ответчиком не представлено доказательств того, что при установлении оспариваемой ставки учитывались государственные тарифы на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность на таком земельном участке, и субсидий, предоставляемых организациям.
Более того, представитель Правительства Карачаево-Черкесской Республики в процессе судебного разбирательства неоднократно поясняла, что экономическое обоснование оспариваемой ставки арендной платы представить не может, и просила отказать в удовлетворении заявления административного истца по основаниям, изложенным в отзыве на административный иск.
То, что на момент принятия оспариваемого пункта 39.6 приложения к постановлению №480 действующее законодательство не предусматривало в качестве обязательного условия приложение экономического обоснования размера установленных базовых ставок годовой арендной платы в письменном виде, не освобождало Правительство Карачаево-Черкесской Республики установить таковой не произвольно, а с учетом экономических критериев.
При таких обстоятельствах суд полагает, что пункт 39.6 приложения к постановлению Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 27 декабря 2007 года № 480 «О порядке определения размера арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность, на которые не разграничена, в муниципальном образовании г. Черкесска, порядке, условиях и сроках внесения арендной платы» противоречит федеральному законодательству, а именно – положениям статей 22 и 65 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции от 25.06.2012) и постановлению Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 № 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации", в связи с чем нарушает права граждан, в том числе административного истца Борлакова Р.А., поскольку установленная им базовая ставка годовой арендной платы в размере 4 рубля за 1 кв.м. за использование земельных участков, занятых объектами сельскохозяйственного назначения и предназначенные для ведения сельского хозяйства, установлена произвольно без соответствующего экономического обоснования.
Согласно ч. 4 ст. 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в резолютивной части решения суда по административному делу об оспаривании нормативного правового акта должно содержаться указание на удовлетворение административного иска полностью или в части и на признание оспариваемого нормативного правового акта не действующим полностью или в части со дня вступления решения суда в законную силу или с иной определенной судом даты.
При определении момента, с которого оспариваемая норма должна быть признана недействующей, суд принимает во внимание правовую позицию, высказанную Пленумом Верховного Суда Российской Федерации, содержащуюся в абзаце третьем пункта 38 постановления от 25 декабря 2018 года N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами", согласно которой если нормативный правовой акт до принятия решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его не действующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу.
Установлено, что пункт 39.6 приложения к постановлению Правительства КЧР от 27 декабря 2007 года № 480 применялся при заключении договоров аренды, арендаторами по которым являлись граждане: Ш.А.Х. по договору аренды от 22.05.2014 № 157 (л.д.186 т.1), Х.К.А. по договору аренды от 09.02.2017 г. № 17 (л.д.206 т.1).
Исходя из этого, суд считает необходимым признать пункт 39.6 приложения к постановлению Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 27 декабря 2007 года № 480 недействующим со дня вступления решения суда в законную силу.
С учетом требований пункта 2 части 4 ст. 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, решение суда или сообщение о его принятии подлежит опубликованию в официальном печатном издании - газете «День республики» в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Административный иск Борлакова Р.А. о признании пункта 39.6 приложения к постановлению Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 27 декабря 2007 года № 480 «О порядке определения размера арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в муниципальном образовании г. Черкесска, порядке, условиях и сроках внесения арендной платы» недействующим с момента вступления решения суда в законную силу - удовлетворить.
Признать пункт 39.6 приложения к постановлению Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 27 декабря 2007 года № 480 «О порядке определения размера арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в муниципальном образовании г. Черкесска, порядке, условиях и сроках внесения арендной платы» противоречащим федеральному законодательству и недействующим со дня вступления решения суда в законную силу.
Обязать Правительство Карачаево-Черкесской Республики опубликовать сообщение о принятом решении в общественно-политической газете Карачаево-Черкесии «День республики» в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Третий апелляционный суд общей юрисдикции путем подачи апелляционной жалобы или представления через Верховный Суд Карачаево-Черкесской Республики в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Судья Верховного Суда
Карачаево-Черкесской Республики З.И. Дзыба
Мотивированное решение составлено 7 февраля 2020 года.