ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-2/20 от 14.02.2020 Алтайского краевого суда (Алтайский край)

Дело ***а-2/2020

22OS0***-89

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГ г. Барнаул

Алтайский краевой суд в составе:

председательствующего судьи Гончаровой Ю.В.,

при секретаре Сигаревой Е.Е.,

с участием прокурора Удачина И.Б.,

административного истца <данные изъяты> его представителя <данные изъяты> представителя административного ответчика и заинтересованного лица <данные изъяты>

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению <данные изъяты> об оспаривании в части Генерального плана городского округа – <адрес> Алтайского края, утвержденного решением Барнаульской городской Думы от ДД.ММ.ГГ***, и Правил землепользования и застройки городского округа - <адрес> Алтайского края, утвержденных решением Барнаульской городской Думы от ДД.ММ.ГГ***,

у с т а н о в и л :

административный истец <данные изъяты>. обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором фактически просил признать не действующим Приложение *** к Правилам землепользования и застройки городского округа – <адрес> Алтайского края, утвержденным решением Барнаульской городской Думы от ДД.ММ.ГГ***, в части установления территории общего пользования (дороги) в границах земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>

В процессе рассмотрения дела ДД.ММ.ГГ, ДД.ММ.ГГ и ДД.ММ.ГГ административный истец дополнял административные исковые требования (л.д.101-102, 203-204 т.2, л.д.150-152 т.4), в окончательной редакции просил признать недействующим Генеральный план городского округа – <адрес> Алтайского края, утвержденный решением Барнаульской городской Думы от ДД.ММ.ГГ*** (далее также Генеральный план <адрес>), в части установления зоны транспортной инфраструктуры на расстоянии менее 3 метров от расположенной вдоль <адрес> стены жилого дома и под частью жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, а также признать недействующим Правила землепользования и застройки городского округа - <адрес> Алтайского края, утвержденные решением Барнаульской городской Думы от ДД.ММ.ГГ*** (далее также Правила землепользования <адрес>), в части установления зоны общего пользования на расстоянии 3 метров от расположенной вдоль <адрес> стены жилого дома и под частью указанного жилого дома.

При этом определениями суда от ДД.ММ.ГГ, от ДД.ММ.ГГ прекращено производство по административным исковым требованиям <данные изъяты> к Барнаульской городской Думе о признании не действующими в части Генерального плана городского округа – <адрес> Алтайского края, утвержденного решением Барнаульской городской Думы от ДД.ММ.ГГ***, и Правил землепользования и застройки городского округа - <адрес> Алтайского края», утвержденных решением Барнаульской городской Думы от ДД.ММ.ГГ***, в связи с принятием отказов административного истца от данных требований (л.д.102-104 т.3, л.д.52-55 т.5).

Требования мотивированы тем, что <данные изъяты>, являясь собственником земельного участка и расположенного на нем жилого дома по адресу: <адрес>, не может их надлежащим образом эксплуатировать, поскольку часть территории участка Генеральным планом <адрес> отнесена к функциональной зоне транспортной инфраструктуры, а Правилами землепользования <адрес> – к территории общего пользования. Такое градостроительное зонирование, установленное оспариваемыми нормативными правовыми актами, противоречит требованиям ст.ст.34, 41,42 Градостроительного кодекса Российской Федерации, ст.85 Земельного кодекса Российской Федерации, согласно которым земельный участок может быть отнесен только к одной территориальной зоне. Прохождение красных линий по территории участка нарушает требования п.п.3.1, 4.1 Инструкции о порядке проектирования и установления красных линии в городах и других поселений Российский Федерации (РДС30-201-98), подп.6 п.3.2.1 Инструкции о порядке разработки, согласования, экспертизы и утверждении градостроительной документации, п.7.1 СП 42.133330.2011 «Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений».

В судебном заседании административный истец <данные изъяты> его представитель <данные изъяты> административные исковые требования поддержали по изложенным в иске основаниям. Также представитель истца указал о нарушении административным ответчиком процедуры принятия Генерального плана <адрес> и Правил землепользования <адрес> в части несогласования проектов этих документов, а также недоказанности проведения публичных слушаний.

Представитель административного ответчика Барнаульской городской Думы, заинтересованного лица комитета по строительству, архитектуре и развитию <адрес><данные изъяты> возражала против удовлетворения заявленных исковых требований, пояснила, что процедура принятия оспариваемых нормативных правовых актов не нарушена, в подтверждение представила соответствующие доказательства. Указала, что до утверждения Генерального плана <адрес> и Правил землепользования <адрес> проекты данных документов прошли соответствующие согласования, при этом законодательством не определены конкретные документы, составление которых являлось бы обязательным для фиксирования этой процедуры. Соответствие проекта Правил землепользования <адрес> проводилось комитетом по строительству, архитектуре и развитию <адрес> в рабочем порядке, только после установления соответствия этого проекта генеральному плану и техническим регламентам проект был передан главе города для организации публичных слушаний, т.е. сам факт передачи проекта свидетельствует о проведении таких проверок. Публичные слушания в <адрес> проводились в соответствии с Положением об организации и проведении публичных слушаний, общественных обсуждений по вопросам градостроительной деятельности в <адрес>, утвержденным решением Барнаульской городской Думы от ДД.ММ.ГГ***, сведения о проведении таких слушаний публиковались в газете «Вечерний Барнаул», а также на сайте администрации <адрес>.

Представители заинтересованного лица администрации <адрес>, а также заинтересованные лица <данные изъяты> на рассмотрение дела не явились, извещены надлежащим образом. При этом от администрации <адрес> поступили письменные возражения на иск (л.д.190-191 т.2)

При таких обстоятельствах, руководствуясь требованиями ст.ст.150, 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть административное дело при указанной явке.

Выслушав пояснения участвующих в деле лиц, исследовав письменные материалы дела, заключение прокурора <данные изъяты> об отсутствии оснований для признания недействующими оспариваемых частей Генерального плана <адрес> и Правил землепользования <адрес>, оценив представленные доказательства в совокупности, суд приходит к следующему.

Решением Барнаульской городской Думы от ДД.ММ.ГГ*** утвержден Генеральный план городского округа – <адрес> Алтайского края. Решением Барнаульской городской Думы от ДД.ММ.ГГ*** в этот генеральный план были внесены изменения.

Частью Генерального плана городского округа – <адрес> Алтайского края, утвержденного ДД.ММ.ГГ, является рисунок 1 «Предложения по территориальному планированию. Основной чертеж», которым земельный участок по <адрес> расположен в функциональной зоне магистральных дорог (л.д.23,24 т.1). При этом жилой дом, расположенный на этом земельном участке, полностью отнесен к функциональной зоне магистральных дорог, что следует из увеличенных фрагментов «Предложения по территориальному планированию. Основной чертеж», «Схема инженерной подготовки территорий» и «Схема транспортной инфраструктуры» (л.д.29-31 т.1).

Решением Барнаульской городской Думы от ДД.ММ.ГГ*** утверждены Правила землепользования и застройки городского округа - <адрес> Алтайского края. В этот нормативный правовой акт вносились изменения решениями Барнаульской городской Думы от ДД.ММ.ГГ***, от ДД.ММ.ГГ***, от ДД.ММ.ГГ***, от ДД.ММ.ГГ***, от ДД.ММ.ГГ***, от ДД.ММ.ГГ***, от ДД.ММ.ГГ*** и от ДД.ММ.ГГ***.

Приложением 1 к Правилам землепользования и застройки <адрес>, утвержденными ДД.ММ.ГГ, является Карта градостроительного зонирования, согласно которой земельный участок по <адрес> с жилым домом частично находится в территориальной зоне Ж1 (зона застройки многоэтажными жилыми домами, а часть участка – на территории общего пользования (л.д.23,27 т.1).

Данные нормативные правовые акты признаны в настоящее время недействующими.

Решением Барнаульской городской Думы от ДД.ММ.ГГ*** утвержден Генеральный план городского округа – <адрес> Алтайского края (л.д.211-282 т.2).

Согласно фрагменту Генерального плана <адрес> – Карта функциональных зон, земельный участок по адресу: <адрес>, находится в двух функциональных зонах: зона застройки индивидуальными жилыми домами и зона транспортной инфраструктуры (л.д.209 т.2).

Решением Барнаульской городской Думы от ДД.ММ.ГГ*** утверждены Правила землепользования и застройки городского округа - <адрес> Алтайского края.

Согласно фрагменту карты градостроительного зонирования – карта с отображением границ территориальных зон и территорий, в границах которых предусматривается осуществление деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории, вышеуказанный земельный участок и расположенный на нем жилой дом частично расположены в территориальной зоне застройки индивидуальными жилыми домами (Ж-4), в которой в силу ч.1.1 ст.61 Правил землепользования <адрес> к основным видам использования относятся индивидуальные жилые дома, и на прочих землях, для которых градостроительный регламент не установлен (л.д.147,148 т.4).

Также в судебном заседании установлено, что <данные изъяты> является участником долевой собственности на земельный участок и расположенный на нем жилой дом по адресу: <адрес>. Остальными участниками долевой собственности являются <данные изъяты> (л.д.51-56 т.2). Данный жилой дом возведен в ДД.ММ.ГГ (л.д.31-38 т.2), стоит на учет в органах БТИ Барнаула, о чем свидетельствует технический паспорт БТИ от ДД.ММ.ГГ. В настоящее время к основному дому (литер А) с внутренней стороны двора возведены пристрои (литер А1,А2) (технический паспорт от ДД.ММ.ГГ гола (л.д.42-50 т.2).

Земельный участок по <адрес> площадью <данные изъяты>, предоставлен <данные изъяты> на основании договора передачи земельного участка в собственность от ДД.ММ.ГГ*** (л.д.83-87 т.2) При этом жилой дом с пристроями полностью расположен на земельном участке, переданном в собственность <данные изъяты> (л.д.90 т.2).

Поскольку Генеральный план <адрес> и Правила землепользования <адрес> не устанавливают функциональную зону и одну территориальную зону в районе земельного участка административного истца, допускающую размещение жилой застройки, суд приходит к выводу о праве <данные изъяты> с учетом ст.209 Гражданского кодекса Российской Федерации, ч.15 ст.24, ч.4 ст.32 Градостроительного кодекса Российской Федерации, а также положений ч.1 ст.208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обратиться в суд с настоящим административным исковым заявлением.

Так как Генеральный план <адрес> и Правила землепользования <адрес> являются нормативными правовыми актами, так как отвечают признакам нормативности, а именно содержат правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение и направленные на урегулирование общественных отношений по вопросам территориального планирования, землепользования и застройки на территории <адрес> Алтайского края, суд рассматривает настоящее административное исковое заявление по правилам главы 21 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Согласно ч.ч.7-9 ст.213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются. При проверке законности этих положений суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании нормативного правового акта недействующим, и выясняет обстоятельства, указанные в ч.8 ст.213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в полном объеме.

В силу ч.8 ст.213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление; 2) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу; 3) соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

В соответствии с ч.1 и ч.4 ст.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) законодательство о градостроительной деятельности состоит из Градостроительного кодекса Российской Федерации, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Градостроительному кодексу Российской Федерации.

В силу п.1 и п.3 ч.3 ст.8 ГрК РФ к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области градостроительной деятельности относятся: подготовка и утверждение документов территориального планирования городских округов; утверждение правил землепользования и застройки городских округов.

В силу ст.132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельно решают вопросы местного значения.

Пунктом 26 ч.1 ст.16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГ №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрено, что к вопросам местного значения городского округа относятся: утверждение генеральных планов городского округа, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов городского округа документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство (за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами).

Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, Федеральному закону от ДД.ММ.ГГ № 131-ФЗ, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации (ч.4 ст.7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГ № 131-ФЗ).

Генеральный план <адрес> и Правила землепользования <адрес> приняты Барнаульской городской Думой в рамках полномочий, предусмотренных п.8 ч.2 ст.40 Устава городского округа - <адрес> Алтайского края, принятого решением Барнаульской городской Думы от ДД.ММ.ГГ*** (л.д.59-4 т.1).

Таким образом, оспариваемые нормативные правовые акты приняты в пределах полномочий Барнаульской городской Думы с соблюдением компетенции.

Порядок подготовки и утверждения генерального плана городского округа (включая процедуры согласования его проекта и проведения публичных слушаний), а также внесения в него изменений определен нормами градостроительного законодательства, в частности ст.ст.9, 23 - 25 и 28 ГрК РФ.

Генеральный план утверждается представительным органом местного самоуправления и подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещается на официальном сайте городского округа.

Процедура подготовки и утверждения правил землепользования и застройки определена ст.ст.31, 32 ГрК РФ и включает в себя принятие главой местной администрации решения о подготовке проекта и утверждение состава и порядка деятельности комиссии по подготовке проекта (далее - Комиссия) (ч.ч.5,6 ст.31 ГрК РФ), официальную публикацию сообщения о принятии такого решения (ч.7 ст.31 ГрК РФ), проверку проекта органом местного самоуправления на соответствие требованиям технических регламентов, документам территориального планирования (ч.9 ст.31 ГрК РФ), направление проекта главе муниципального образования для принятия решения о проведении публичных слушаний либо в комиссию на доработку (ч.ч.10,11 ст.31 ГрК РФ), проведение Комиссией публичных слушаний по проекту (ч.12,13,14 ст.31 ГрК РФ), внесение Комиссией изменений в проект с учетом результатов таких слушаний и представление его главе местной администрации (ч.15 ст.31 ГрК РФ), который должен принять решение о направлении указанного проекта в представительный орган местного самоуправления или об отклонении проекта и о направлении его на доработку с указанием даты его повторного представления (ч.16 ст.31 ГрК РФ).

Обязательными приложениями к проекту правил землепользования и застройки являются протоколы публичных слушаний по указанному проекту и заключение о результатах таких публичных слушаний (ч.15 ст.31, ч.1 ст.32 ГрК РФ).

Правила землепользования и застройки утверждаются представительным органом местного самоуправления и подлежат опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещаются на официальном сайте поселения (ч.ч.1-3 ст.32 ГрК РФ).

Из представленных в суд материалов следует, что порядок принятия Генерального плана городского округа – <адрес> Алтайского края, утвержденного решением Барнаульской городской Думы от ДД.ММ.ГГ***, и Правил землепользования и застройки городского округа - <адрес> Алтайского края, утвержденных Решением Барнаульской городской Думы от ДД.ММ.ГГ, соблюден. Требования Устава муниципального образования - <адрес> Алтайского края, Регламента Барнаульской городской Думы, утвержденного решением Барнаульской городской Думы от ДД.ММ.ГГ*** (л.д.93-95,205-219 т.3), к составу, численности, кворуму и порядку принятия решения были соблюдены. Решения официально опубликованы (обнародованы) в установленном порядке и внесены в Регистр муниципальных нормативных правовых актов Алтайского края.

Так, проект Генерального плана подготовлен на основании постановления главы <адрес> от ДД.ММ.ГГ***, опубликованного ДД.ММ.ГГ (л.д.220 т.3), прошел согласительные процедуры (протокол заседания согласительной комиссии от ДД.ММ.ГГ, заключение согласительной комиссии по урегулированию разногласий – л.д.221-223, 224 т.3), прошел общественные обсуждения в форме публичных слушаний (постановление главы <адрес> от ДД.ММ.ГГ*** «О проведении общественных обсуждений по проекту Генерального плата городского округа – <адрес> Алтайского края», Оповещение комиссии по землепользованию и застройке о начале проведения общественных обсуждений – л.д.79-83, 225-229 т.3, протокол публичных слушаний от ДД.ММ.ГГ – л.д.1-47 т.3, заключение о результатах публичных слушаний от ДД.ММ.ГГ – л.д.90-91 т.3), после составлено сводное заключение Правительства Алтайского края от ДД.ММ.ГГ*** (л.д.89 т.3), на основании постановления главы <адрес> от ДД.ММ.ГГ*** проект Генерального плана <адрес> направлен в Барнаульскую городскую Думу для принятия решения (л.д.97 т.4). Решение об утверждении Генерального плана городского округа – <адрес> принято на заседании представительного органа местного самоуправления большинством депутатов (31 депутат) от установленной ст.35 Устава муниципального образования численности депутатов (40 депутатов) (протокол заседания Думы – л.д.166-167 т.3), опубликовано в установленном порядке (газета «Вечерний Барнаул от ДД.ММ.ГГ – л.д.50-60 т.3) и включено в регистр нормативных правовых актов ДД.ММ.ГГ с присвоением номера *** (л.д.165, т.3).

Проект Правил землепользования <адрес> также подготовлен на основании постановления главы <адрес> от ДД.ММ.ГГ***, опубликованного в газете «Вечерний Барнаул» и на сайте администрации <адрес>ДД.ММ.ГГ (л.д.172-176 т.4, л.д.76-80 т.5), прошел проверку на соответствие Генеральному плану и технических регламентам (протокол заседания комиссии по подготовке проекта Правил землепользования <адрес> от ДД.ММ.ГГ*** - л.д.97 т.5), прошел общественные обсуждения (постановление администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГ*** «О проведении общественных обсуждений по проекту Правил землепользования и застройки городского округа – <адрес> Алтайского края», оповещение комиссии по землепользованию и застройке о начале проведения общественных обсуждений – л.д.177-182 т.3, протокол общественных обсуждений от ДД.ММ.ГГ – л.д.183-229 т.3, заключение о результатах общественных обсуждений от ДД.ММ.ГГ – л.д.2-49, 67,68 т.5), доработанный проект Правил землепользования <адрес> был вновь опубликован на сайте администрации <адрес> (л.д.82,83 т.5), на основании постановления главы <адрес> от ДД.ММ.ГГ*** проект Правил землепользования <адрес> направлен в Барнаульскую городскую Думу для принятия решения (л.д.230-231 т.4). Решение об утверждении Правил землепользования <адрес> принято на заседании представительного органа местного самоуправления большинством депутатов (28 депутат) от установленной ст.35 Устава муниципального образования численности депутатов (40 депутатов) (протокол заседанию Думы – л.д.232-233 т.4), опубликовано в установленном порядке (газета «Вечерний Барнаул от ДД.ММ.ГГ – л.д.50-60 т.3, на сайте <адрес>) и включено в регистр нормативных правовых актов ДД.ММ.ГГ с присвоением номера *** (л.д.72 т.5).

Таким образом, суд приходит к выводу, что отсутствуют существенные нарушения процедуры принятия Генерального плана <адрес> и Правил землепользования и застройки <адрес>.

Ссылка административного истца и его представителя на не проведение согласования проекта Генерального плана <адрес> и проверки Правил землепользования <адрес> на соответствие генеральному плану и требованиям технических регламентов, а также что по факту общественные обсуждения не проводились, опровергается представленными стороной административного ответчика документами. При этом суд учитывает, что доказательств наличия несоответствия Правил землепользования <адрес> генеральному плану и требованиям технических регламентов, стороной административного истца не представлено. То обстоятельство, что стороне административного истца не было известно о проведении общественных обсуждений, не свидетельствует об их не проведении, так как в материалы дела административным ответчиком представлены документы об опубликовании в официальном печатном источнике газете «Вечерний Барнаул» и на сайтах администрации <адрес>, комитета по строительству, архитектуре и развитию <адрес> постановлений о проведении общественных слушаний, оповещений, в которых указывались сроки проведения слушаний, дата их окончания, адреса, где можно было ознакомится с проектами нормативных правовых актов, срок проведения экспозиции (л.д.177-179,181-182 т.4, л.д.62-69 т.5). Общественные обсуждения проведены в соответствии с требованиями Положения об организации и проведении публичных слушаний, общественных обсуждений по вопросам градостроительной деятельности в <адрес>, утвержденного решением Барнаульской городской Думы от ДД.ММ.ГГ***.

Проверяя соответствие оспариваемых положений нормативных правовых актов положениям нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительная деятельность - деятельность по развитию территорий, в том числе городов и иных поселений, осуществляемая в виде территориального планирования, градостроительного зонирования, планировки территории, архитектурно-строительного проектирования, строительства, капитального ремонта, реконструкции, сноса объектов капитального строительства, эксплуатации зданий, сооружений, благоустройства территорий. Территориальное планирование - планирование развития территорий, в том числе для установления функциональных зон, определения планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения.

Генеральный план содержит: 1) положение о территориальном планировании; 2) карту планируемого размещения объектов местного значения поселения или городского округа; 3) карту границ населенных пунктов (в том числе границ образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа; 4) карту функциональных зон поселения или городского округа. К генеральному плану прилагаются материалы по его обоснованию в текстовой форме и в виде карт. Материалы по обоснованию генерального плана в виде карт отображают, в том числе, местоположение существующих и строящихся объектов местного значения поселения, городского округа; иные объекты, иные территории и (или) зоны, которые оказали влияние на установление функциональных зон и (или) планируемое размещение объектов местного значения поселения, городского округа или объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения муниципального района (ч.ч.1,6, п.п.3,9 ч.8 ст.23 ГрК РФ).

Правила землепользования и застройки являются документом градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений. Под градостроительным зонированием понимается зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов, а под территориальными зонами - зоны, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты (ст.1 указанного кодекса).

Правила землепользования и застройки включают в себя: 1) порядок их применения и внесения изменений в указанные правила; 2) карту градостроительного зонирования; 3) градостроительные регламенты (ч.2 ст.30 ГрК РФ).

В силу ст.30 ГрК РФ правила землепользования и застройки разрабатываются в целях создания условий для устойчивого развития территорий муниципальных образований, сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия; создания условий для планировки территорий муниципальных образований; обеспечения прав и законных интересов, в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства; создания условий для наиболее эффективных видов разрешённого использования земельных участков и объектов капитального строительства.

Исходя из ч.3 ст.9, ч.1 ст.18, ч.ч.9 и 10 ст.31, ч.1 ст.34 ГрК РФ, генеральный план городского округа как документ территориального планирования является обязательным для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений, в том числе при разработке правил землепользования и застройки. При подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются с учётом функциональных зон и параметров их планируемого развития, определённых генеральным планом поселения, генеральным планом городского округа, схемой территориального планирования муниципального района.

Таким образом, генеральный план является первичным по отношению к правилам землепользования и застройки. Территориальные зоны, установленные правилами землепользования и застройки, конкретизируют положения генерального плана в целях определения правового режима использования земельных участков без изменения функциональных зон согласно генеральному плану.

Действительно, при подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются с учетом, в частности, сложившейся планировки территории и существующего землепользования; предотвращения возможности причинения вреда объектам капитального строительства, расположенным на смежных земельных участках (п.п.4 и 5 ч.1 ст.34 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Вместе с тем названные нормы необходимо применять в совокупности и системном единстве с иными положениями градостроительного законодательства.

Территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Генеральные планы поселений, генеральные планы городских округов утверждаются на срок не менее чем двадцать лет (ч.11 ст.9 ГрК РФ).

В сфере градостроительных отношений приоритет публичной цели устойчивого развития территории обусловливает возможность ограничения в ходе градостроительной деятельности прав собственников и обладателей иных прав на земельные участки, расположенные на территории, правовой режим использования которой планируется изменить в соответствии с документами территориального планирования. Политика городского планирования, обустройства территории предоставляет государству более широкую свободу усмотрения, чем это имеет место при регулировании исключительно гражданских прав, в частности, посредством контролирования правового режима собственности в целях публичной пользы и всеобщего интереса.

Генеральный план муниципального образования, как документ территориального планирования, утверждаемый на значительный период времени, определяет назначение территорий для обеспечения их устойчивого развития.

Как указывалось выше, согласно фрагменту Генерального плана <адрес> – Карта функциональных зон земельный участок по адресу: <адрес>, находится в двух функциональных зонах: зона застройки индивидуальными жилыми домами и зона транспортной инфраструктуры (л.д.209 т.2). Согласно фрагменту карты градостроительного зонирования Правил землепользования <адрес> – карта с отображением границ территориальных зон и территорий, в границах которых предусматривается осуществление деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории, вышеуказанный земельный участок и расположенный на нем жилой дом частично расположены в территориальной зоне застройки индивидуальными жилыми домами (Ж-4) и на прочих землях, для которых градостроительный регламент не установлен (л.д.147,148 т.4). При этом границы территориальных зон совпадают с границами функциональных зон.

Согласно п.3 раздела 2.2 Генерального плана <адрес> «Объекты транспортной инфраструктуры» <адрес> отнесена к магистральным улицам общегородского значения регулируемого движения, протяженность - 9,1 км, к мероприятиям по развитию и размещению планируемых объектов капитального строительства улично-дорожной сети отнесено: формирование магистральной улицы общегородского значения по <адрес> - первая очередь и расчетный срок, реконструкция <адрес> (л.д.221 т.2).

Аналогичная информация представлена администрацией <адрес> и Барнаульской городской Думой (л.д.190-191,197-198 т.2).

В соответствии с п.2 ч.4 ст.49 Правил землепользования <адрес> Действие градостроительного регламента не распространяется на земельные участки, в том читсле, в границах территорий общего пользования (площадей, улиц, проездов, скверов, пляжей, автомобильных дорог, набережных, закрытых водоемов, бульваров и других подобных территорий);

Согласно ч.3 ст.50 Правил землепользования <адрес> земельные участки в границах территорий общего пользования могут быть предоставлены для размещения объектов улично-дорожной сети: размещения автомобильных дорог, трамвайных путей и пешеходных тротуаров в границах населенных пунктов, пешеходных переходов, бульваров, площадей, проездов, велодорожек и объектов велотранспортной и инженерной инфраструктуры (л.д.113об т.5)

Согласно п.5 ч.1 ст.16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относятся среди прочего дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Объект капитального строительства согласно п.10 ст.1 ГрК РФ - это здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено, за исключением некапитальных строений, сооружений и неотделимых улучшений земельного участка (замощение, покрытие и другие).

Как указано в «ОК 013-2014 (СПС 2008). Общероссийский классификатор основных фондов», принятом и введенном в действие приказом Росстандарта от ДД.ММ.ГГ***-ст, к группировке «сооружения» относятся инженерно-строительные объекты, возведенные с помощью строительномонтажных работ. Сооружение - результат строительства, представляющий собой объемную, плоскостную или линейную строительную систему, имеющую наземную, надземную и (или) подземную части, состоящую из несущих, а в отдельных случаях и ограждающих строительных конструкций и предназначенную для выполнения производственных процессов различного вида, хранения продукции, временного пребывания людей, перемещения людей и грузов.

Автомагистрали, автомобильные дороги, в том числе улично-дорожная сеть, прочие автомобильные, велосипедные или пешеходные дороги включены в раздел основных фондов 220.00.00.00.00 «сооружения».

Понятие улично-дорожной сети дано в пункте 3.37 СП 42.13330.2016 «Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89*», утвержденных приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ***, (документ включен в Перечень стандартов, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона от ДД.ММ.ГГ № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений»), как системы объектов капитального строительства, включающей улицы и дороги различных категорий и входящие в их состав объекты дорожно-мостового строительства (путепроводы, мосты, туннели, эстакады и другие подобные сооружения), предназначенные для движения транспортных средств и пешеходов, проектируемые с учетом перспективного роста интенсивности движения и обеспечения возможности прокладки инженерных коммуникаций. Границы улично-дорожной сети закрепляются красными линиями. Территория, занимаемая улично-дорожной сетью, относится к землям общего пользования транспортного назначения.

Как указано в п.12 ст.1 ГрК РФ, территориями общего пользования являются территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары).

Пунктом 11 ст.1 ГрК РФ красные линии определены как линии, которые обозначают границы территорий общего пользования и подлежат установлению, изменению или отмене в документации по планировке территории.

Анализ приведенных законоположений позволяет сделать вывод об отнесении улично-дорожной сети городского округа к объектам местного значения (территории общего пользования, обозначенной красными линиями).

Таким образом, размещение объекта транспортной инфраструктуры относится к дискреции органов местного самоуправления городского округа, а установление в генеральном плане функциональной зоны в целях отображения объектов местного значения - улично-дорожной сети, в том числе планируемой, отображение ее границ на картах генерального плана соответствуют положениям ст.ст.9 и 23 ГрК РФ.

При этом Градостроительный кодекс Российской Федерации не содержит запрета на расположение одного земельного участка в двух функциональных зонах.

Также суд считает ошибочным вывод административного истца о противоречии Правил землепользования <адрес> ч.2 ст.85 Земельного кодекса Российской Федерации (далее ЗК РФ) и ч.4 ст.30 ГрК РФ, исходя из следующего.

Под градостроительным регламентом понимаются устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства (п.9 ст.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Согласно п.2 ч.2 ст.30 Градостроительного кодекса Российской Федерации правила землепользования и застройки включают в себя карту градостроительного зонирования. Частью 4 ст.30 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что на карте градостроительного зонирования устанавливаются границы территориальных зон. Границы территориальных зон должны отвечать требованию принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне. Формирование одного земельного участка из нескольких земельных участков, расположенных в различных территориальных зонах, не допускается.

Пунктом 2 ст.85 Земельного кодекса Российской Федерации также предусмотрено, что границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне.

В соответствии с ч.ч.1,15 ст.35 Градостроительного кодекса Российской Федерации в результате градостроительного зонирования могут определяться жилые, общественно-деловые, производственные зоны, зоны инженерной и транспортной инфраструктур, зоны сельскохозяйственного использования, зоны рекреационного назначения, зоны особо охраняемых территорий, зоны специального назначения, зоны размещения военных объектов и иные виды территориальных зон, с учетом которых устанавливаются градостроительные регламенты, определяющие правовой режим земельных участков. Каждый градостроительный регламент действует в пределах границ соответствующей территориальной зоны, обозначенной на карте градостроительного зонирования (ч.ч.1-3 ст.36 указанного кодекса).

Под территориями общего пользования для целей градостроительной деятельности понимаются территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары) (п.12 ст.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Как следует из п.11 ст.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования и (или) границы территорий, занятых линейными объектами и (или) предназначенных для размещения линейных объектов, обозначаются красными линиями.

В силу п.2 ч.4 ст.36 Градостроительного кодекса Российской Федерации действие градостроительных регламентов в границах территорий общего пользования не распространяется.

Перечень территориальных зон (30 видов), выделенных на карте градостроительного зонирования территории городского округа – <адрес>, приведен ст.48 Правил землепользования <адрес>.

В силу п.3 ст.49 Правил землепользования <адрес> действие градостроительного регламента распространяется в равной мере на все земельные участки и объекты капитального строительства, расположенные в пределах границ территориальной зоны.

Действие градостроительного регламента не распространяется на земельные участки, в том числе, в границах территорий общего пользования (площадей, улиц, проездов, скверов, пляжей, автомобильных дорог, набережных, закрытых водоемов, бульваров и других подобных территорий) (п.2 ч.4 ст.49, ст.50 Правил землепользования и застройки <адрес>).

Таким образом, установленная в отношении части земельного участка административного истца зона общего пользования не является территориальной зоной.

При этом согласно п.2 ч.4 ст.36 Градостроительного кодекса Российской Федерации действие градостроительного регламента не распространяется на земельные участки в границах территорий общего пользования, а в соответствии с п.12 ст.85 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.

Такое градостроительное зонирование также не противоречит положениям ч.3 ст.9, ч.ч.9 и 10 ст.31, п.2 ч.1 ст.34 ГрК РФ относительно соответствия правил землепользования и застройки генеральному плану.

При этом суд исходит из позиции Европейского Суда по правам человека, который неоднократно отмечал, что в такой сложной сфере, как градостроительство, власти должны иметь широкие пределы усмотрения в осуществлении политики городского планирования и задача органов муниципальных образований при разработке документов территориального планирования состоит не в обеспечении приоритета прав собственников земельных участков в ущерб иным интересам, а в согласовании этих прав и интересов.

Конституционный Суд Российской Федерации также указывает, что регламентация градостроительной деятельности, имеющая целью в первую очередь обеспечение комфортных и благоприятных условий проживания, комплексный учет потребностей населения и устойчивое развитие территорий, необходима также для согласования государственных, общественных и частных интересов в данной области (определения от ДД.ММ.ГГ***, от ДД.ММ.ГГ*** и от ДД.ММ.ГГ***).

Согласование частных и публичных прав и интересов, установление между ними разумного и справедливого баланса достигаются в том числе путем законного установления случаев и порядка изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд и предоставлением компенсации в связи с лишением собственника принадлежащего ему имущества (ч.1 ст.30 ГрК РФ, ст.49, глава VIII ЗК РФ, ст.279 Гражданского кодекса Российской Федерации), а также обеспечиваются возможностью эксплуатации земельного участка и расположенного на нем недвижимого имущества без срока приведения их в соответствие с требованиями градостроительного регламента, устанавливаемого правилами землепользования и застройки муниципального образования (ч.ч.8 и 9 ст.36 ГрК РФ).

Учитывая вышеизложенное, суд считает, что в оспариваемой части Генеральный план <адрес> и Правила землепользования <адрес> нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не противоречат.

Доводы административного истца о противоречии оспариваемых нормативных правовых актов требованиям Инструкции о порядке проектирования и установления красных линии в городах и других поселений Российский Федерации (РДС30-201-98), Инструкции о порядке разработки, согласования, экспертизы и утверждении градостроительной документации, п.7.1 СП 42.133330.2011 «Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений» также не нашли свое подтверждение при рассмотрении настоящего дела.

При этом суд учитывает, что указанные административным истцом данные акты в настоящее время не действуют и не действовали на момент принятия оспариваемых нормативных правовых актов.

В силу ч.2 ст.34 Градостроительного кодекса Российской Федерации границы территориальных зон могут устанавливаться по: 1) линиям магистралей, улиц, проездов, разделяющим транспортные потоки противоположных направлений; 2) красным линиям; 3) границам земельных участков; 4) границам населенных пунктов в пределах муниципальных образований; 5) границам муниципальных образований, в том числе границам внутригородских территорий городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга; 6) естественным границам природных объектов; 7) иным границам.

Как пояснила при рассмотрении дела представитель административного ответчика, ни Генеральный план <адрес>, ни Правила землепользования <адрес> не устанавливают красные линии. При этом представитель отмечала, что граница территориальной зоны Ж-4 в районе спорного земельного участка установлена по красной линии, предоставив в подтверждение установления красных линий фрагмент Проекта планировки улично-дорожной сети городского округа - <адрес> Алтайского края, утвержденного постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГ*** - План красных линий улично-дорожной сети городского округа (л.д.158 т.3).

Исходя из п.п.11,12 ст.1 ГрК РФ, красные линии представляют собой линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования и (или) границы территорий, занятых линейными объектами и (или) предназначенных для размещения линейных объектов; территории общего пользования - территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары). К линейным объектам относятся линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.

Реализация документов территориального планирования осуществляется в том числе путем подготовки и утверждения документации по планировке территории в соответствии с документами территориального планирования (п.1 ч.1 ст.26 ГрК РФ).

Подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, в том числе выделения элементов планировочной структуры, установления границ земельных участков, установления границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства. Видами документации по планировке территории являются: проект планировки территории и проект межевания территории (ч.ч.1, 4 ст.41 ГрК РФ).

Основная часть проекта планировки включает в себя чертеж или чертежи планировки территории, на которых помимо прочего отображаются красные линии (подп.«а» п.1 ч.3 ст.42 ГрК РФ).

Согласно ч.2 ст.43 ГрК РФ подготовка проекта межевания территории осуществляется для определения местоположения границ образуемых и изменяемых земельных участков; установления, изменения, отмены красных линий для застроенных территорий, в границах которых не планируется размещение новых объектов капитального строительства, а также для установления, изменения, отмены красных линий в связи с образованием и (или) изменением земельного участка, расположенного в границах территории, применительно к которой не предусматривается осуществление деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории, при условии, что такие установление, изменение, отмена влекут за собой исключительно изменение границ территории общего пользования.

В соответствии с п.п.2 и 3 ч.6 ст.43 ГрК РФ на чертежах межевания территории отображаются красные линии, утвержденные в составе проекта планировки территории, или красные линии, утверждаемые, изменяемые проектом межевания территории в соответствии с п.2 ч.2 названной статьи; линии отступа от красных линий в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений.

Из анализа приведенных выше положений Градостроительного кодекса Российской Федерации следует вывод, что отображение на картах генерального плана местоположения объектов местного значения, автомобильных дорог, улично-дорожной сети носит общий, планируемый характер, и не преследует цель детальной разработки границ территорий, занятых этими объектами, то есть сами по себе они не могут служить препятствием осуществления прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства. Границы таких территорий прорабатываются при подготовке документации по планировке территории, которая предусматривает отображение на соответствующих картах красных линий.

Такое толкование учитывает позицию Конституционного Суда Российской Федерации, изложенную в определении от ДД.ММ.ГГ***-О, о недопустимости произвольного установления красных линий уполномоченными органами и необходимости разработки специального проекта красных линий на основе генеральных планов муниципальных образований и проектов детальной планировки территорий.

Учитывая наличие Проекта планировки улично-дорожной сети городского округа - <адрес> Алтайского края, определившего красные линии, местоположение дороги и территорий общего пользования, в границах которых будет осуществлено строительство (реконструкция) дорог, в том числе по земельному участку, расположенному по адресу: <адрес>, Правила землепользования <адрес> в части отнесения этого земельного участка частично к зоне общего пользования не противоречат действующему градостроительному законодательству, поскольку предполагают осуществление компенсационных мероприятий в отношении правообладателей земельного участка, предусмотренных гражданским и земельным законодательством.

Отнесение Правилами землепользования <адрес> части земельного участка административного истца к землям общего пользования не является произвольным, так как определение границ оспариваемой зоны производилось органом местного самоуправления с учетом сложившейся планировки территории (п.4 ч.1 ст.34 Градостроительного кодекса Российской Федерации) по красным линиям (п.2 ч.2 ст.34 указанного кодекса) в соответствии с документацией по планировке территории.

То обстоятельство, что в настоящее время административным истцом оспаривается в судебном порядке Проект планировки улично-дорожной сети городского округа - <адрес> Алтайского края, утвержденный решением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГ*** (л.д.152-153 т.3), не свидетельствует о невозможности рассмотрения административного искового заявления <данные изъяты> об оспаривании Генерального плана <адрес> и Правил землепользования <адрес>.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

р е ш и л:

административное исковое заявление <данные изъяты> к Барнаульской городской Думе о признании не действующими в части Генерального плана городского округа – <адрес> Алтайского края, утвержденного решением Барнаульской городской Думы от ДД.ММ.ГГ***, Правил землепользования и застройки городского округа - <адрес> Алтайского края, утвержденных решением Барнаульской городской Думы от ДД.ММ.ГГ***, оставить без удовлетворения в полном объеме.

На решение может быть подана апелляционная жалоба, а прокурором принесено апелляционное представление в Судебную коллегию по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции через Алтайский краевой суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья Ю.В.Гончарова

Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГ.