ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-2/2016 от 08.02.2016 Алтайского краевого суда (Алтайский край)

Дело № 3а-2/2016

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

8 февраля 2016 года город Барнаул

Алтайский краевой суд в составе:

председательствующего судьи Ковалюк Л.Ю.,

при секретаре Коробовой Ю.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Алтайскому краю о ликвидации Алтайского краевого общественного благотворительного фонда «<данные изъяты>»,

у с т а н о в и л:

Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Алтайскому краю (далее – Управление) обратилось в суд с административным исковым заявлением о ликвидации Алтайского краевого общественного благотворительного фонда «<данные изъяты>» (далее - АКОБФ «<данные изъяты>, Общественный фонд) с исключением данных из Единого государственного реестра юридических лиц.

Требование мотивировано тем, что Общественный фонд не исполняет требования законодательства об общественных объединениях. В период с 02.02.2015г. по 02.03.2015г. Управлением проведена проверка деятельности <данные изъяты>», в ходе которой выявлены нарушения абзаца 2 п.1 ст.29 Федерального закона «Об общественных объединениях», п.1 ч.3 ст.5 Федерального закона «Об аудиторской деятельности». 02.03.2015г. и 13.10.2015г. в адрес руководящего органа Общественного фонда вынесены письменные предупреждения о необходимости устранения выявленных нарушений. До на стоящего времени нарушения не устранены. 29.11.2015г. состоялось заседание общее собрание участников <данные изъяты>», на котором принято решение о ликвидации фонда. 01.12.2015г. в Управление поступило заявление президента Общественного фонда о невозможности устранения нарушений, указанных в предупреждениях, и о ликвидации фонда в судебном порядке в связи с недостаточностью имущества для осуществления целей фонда.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения административного дела извещены надлежаще, не явились, об отложении не просили, в связи с чем в соответствии со ст.150 Кодекса административного производства Российской Федерации дело рассмотрено без их участия.

Исследовав и оценив представленные доказательства, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленного требования.

12.05.2006г. Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Алтайскому краю принято решение о государственной регистрации Алтайского краевого общественного благотворительного фонда «<данные изъяты>», ведомственный регистрационный ***.

Сведения об Общественном фонде внесены Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам Алтайского края в Единый государственный реестр юридических лиц15.05.2006г. за основным государственным регистрационным номером ***

В соответствии со ст.5 Федерального закона от 19.05.1995г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» под общественным объединением понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения (далее - уставные цели).

Общественный фонд является организационно-правовой формой общественного объединения.

Обязанности общественного объединения содержатся в ст.29 названного Федерального закона. В соответствии с абзацем 2 ч.1 ст.29 Федерального закона общественное объединение обязано соблюдать законодательство Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, касающиеся сферы его деятельности, а также нормы, предусмотренные его уставом и иными учредительными документами.

В соответствии с п.3 ч.1, ч.2 ст.5 Федерального закона от 30.12.2008г. № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» обязательный аудит проводится в случаях, если организация является кредитной организацией, бюро кредитных историй, организацией, являющейся профессиональным участником рынка ценных бумаг, страховой организацией, клиринговой организацией, обществом взаимного страхования, организатором торговли, негосударственным пенсионным или иным фондом, акционерным инвестиционным фондом, управляющей компанией акционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда (за исключением государственных внебюджетных фондов). Обязательный аудит проводится ежегодно.

В соответствии с п.п.5.1, 5.2 Устава АКОБФ «<данные изъяты>» попечительский совет на общественных началах осуществляет надзор за деятельностью Фонда, принимаемыми решениями и обеспечением их исполнения, за использованием средств Фонда и соблюдением законодательства РФ. Попечительский совет формируется общим собранием Фонда сроком на три года и действует в соответствии с положением о нем, утверждаемым общим собранием.

В нарушение названных положений законодательства и устава АКОБФ «<данные изъяты>» попечительский совет Общественным фондом не избран, положением о нем не утверждено; обязательный аудит бухгалтерской отчетности за 2011, 2012, 2013 годы не проводился. Указанные нарушения выявлены в ходе проведения проверки деятельности Общественного фонда Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Алтайскому краю в период с 02.02.2015г. по 02.03.2015г. По результатам проведенной проверки 02.03.2015г. в адрес Общественного фонда вынесено предупреждение об обязанности устранения выявленных нарушений и информирования о принятых мерах в срок до 30.04.2015г. Предупреждение получено Фондом 17.03.2015г. Аналогичное предупреждение со сроком устранения нарушений до30.11.2015г. вынесено Фонду 13.10.2015г. и получено Фондом 26.10.2015г.

29.11.2015г. в Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Алтайскому краю поступило заявление президента АКОБФ «<данные изъяты>» о невозможности устранения выявленных нарушений законодательства и о ликвидации фонда в судебном порядке, поскольку имущества фонда недостаточно для осуществления его целей и вероятность получения имущества отсутствует, цели фонда не могут быть достигнуты, необходимые изменения не могут быть произведены, фонд деятельность не ведет с января 2015 года.

В соответствии с п.2 ст.18 Федерального закона от 12.01.1996г. № 7-ФЗ ОО некоммерческих организациях» решение о ликвидации фонда может принять только суд по заявлению заинтересованных лиц.

Фонд может быть ликвидирован: если имущества фонда недостаточно для осуществления его целей и вероятность получения необходимого имущества нереальна; если цели фонда не могут быть достигнуты, а необходимые изменения целей фонда не могут быть произведены; в других случаях, предусмотренных федеральным законом.

Аналогичные положения содержатся в п.2 ст.123.20 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Принимая во внимание, что имущества Общественного фонда недостаточно для осуществления его целей и вероятность получения необходимого имущества нереальна, цели фонда не могут быть достигнуты, а необходимые изменения целей фонда не могут быть произведены, а также нарушение Фондом законодательства и собственного устава, выразившиеся в несоздании попечительского совета, непроведении обязательного аудита бухгалтерской отчетности, имеются достаточные основания для ликвидации Общественного фонда.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

р е ш и л:

заявление Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Алтайскому краю удовлетворить.

Ликвидировать Алтайский краевой общественный благотворительный фонда «<данные изъяты>», (учетный ***, основной государственный регистрационный ***) с исключением из Единого государственного реестра юридических лиц.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Российской Федерации в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Л.Ю.Ковалюк

Решение в окончательной форме принято 10 февраля 2015 года

Судья Л.Ю.Ковалюк