Дело № 3а-25/2016
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
26 декабря 2016 года город Южно-Сахалинск
Сахалинский областной суд в составе:
председательствующего судьи Качура И.О.,
при секретаре С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление прокурора Сахалинской области о признании несоответствующим федеральному законодательству и недействующими частей 7-10 статьи 45, пунктов 3, 7 - 9, 12 - 14, 17, 21, 25 части 1 статьи 46, пункта 2 части 1 статьи 69 Устава муниципального образования «Корсаковский городской округ» Сахалинской области, утвержденного решением районного Собрания муниципального образования Корсаковского района от 29 января 2009 года № 110,
у с т а н о в и л:
решением районного Собрания муниципального образования Корсаковского района от 29 января 2009 года № 110 принят Устав муниципального образования «Корсаковский городской округ» Сахалинской области, который опубликован в издании «Восход» 05 марта 2009 года № 23(10238) и зарегистрирован в Управлении Минюста России по Сахалинской области 18 февраля 2009 года № RU 653050002009001.
Заместитель прокурора Сахалинской области, в порядке статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, 01 ноября 2016 года обратился в Сахалинский областной суд с административным исковым заявлением о признании не соответствующими федеральному и региональному законодательству и недействующими частей 7-10 статьи 45, пунктов 3, 7 - 9, 12 - 14, 17, 21, 25 части 1 статьи 46, пункта 2 части 1 статьи 69 Устава муниципального образования «Корсаковский городской округ» Сахалинской области, утвержденного решением районного Собрания муниципального образования Корсаковского района от 29 января 2009 года № 110.
В обоснование заявленных требований прокурор сослался на противоречие оспариваемых положений Федеральному закону от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Закону Сахалинской области от 11 апреля 2008 года № 26-ЗО «Об избирательных комиссиях, комиссиях референдума в Сахалинской области, а также Закону Сахалинской области от 01 августа 2008 года № 86-ЗО «О референдумах в Сахалинской области».
Определением суда от 26 декабря 2016 года производство по административному делу в части признания несоответствующими федеральному и региональному законодательству и недействующими со дня вступления решения суда в законную силу части 8 статьи 45, части 9 статьи 45, пункта 2 части 10 статьи 45, пункта 8 части 1 статьи 46, пункта 14 части 1 статьи 46 и пункта 2 части 1 статьи 69 Устава муниципального образования «Корсаковский городской округ» Сахалинской области прекращено.
В судебном заседании прокурор Ж. Е.А. административное исковое заявление поддержала, представители Собрания Корсаковского городского округа А. Л.А. и С. Л.Г. не возражали против удовлетворения требований прокурора. Представитель заинтересованного лица администрации Корсаковского городского округа в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела уведомлены.
Исходя из положений статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствии представителя заинтересованного лица, явка которого в судебное заседание не признана обязательной.
Изучив материалы дела, выслушав участвующих в деле лиц, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 3 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор в пределах своей компетенции может обратиться с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта, в том числе, принятого референдумом субъекта Российской Федерации или местным референдумом, не действующим полностью или в части в суд, полагающий, что принятый нормативный правовой акт не соответствует иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
В силу части 4 статьи 7 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, указанному выше Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 43 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ, в систему муниципальных правовых актов входит устав муниципального образования.
Из содержания пункта 8 статьи 20 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» следует, что компетенция, полномочия и порядок деятельности избирательных комиссий субъектов Российской Федерации при подготовке и проведении выборов в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, а также референдумов субъектов Российской Федерации, местных референдумов устанавливаются Федеральным законом № 67-ФЗ, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований.
На основании части 1 статьи 1 Закон Сахалинской области от 11 апреля 2008 года № 26-ЗО «Об избирательных комиссиях, комиссиях референдума в Сахалинской области» статус, порядок формирования, расформирования, порядок деятельности, полномочия и компетенция избирательных комиссий, комиссий референдума в Сахалинской области устанавливаются Федеральным законом от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», федеральными конституционными законами, иными федеральными законами, Уставом Сахалинской области, настоящим Законом, иными законами Сахалинской области, уставами муниципальных образований.
Таким образом, Устав Корсаковского городского округа в оспариваемой части не должен противоречить требованиям Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и Закона Сахалинской области от 11 апреля 2008 года № 26-ЗО «Об избирательных комиссиях, комиссиях референдума в Сахалинской области», который содержит дополнительные гарантии избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации и является составной частью законодательства Российской Федерации о выборах.
В соответствии с частью 7 статьи 45 Устава, решение о начале формирования избирательной комиссии городского округа нового состава должно быть принято Собранием не позднее чем за 55 дней до истечения срока полномочий избирательной комиссии городского округа предыдущего состава, опубликовано (обнародовано) не позднее чем через 7 дней после его принятия и содержать информацию о сроках и порядке представления предложений по кандидатурам в состав избирательной комиссии.
Пунктом 8 статьи 22 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ определено, что законом должны быть установлены сроки формирования комиссий и сроки приема предложений по их составу.
Приведенной норме корреспондируют предписания части 2 статьи 14 Закона № 26-ЗО, согласно которой представительный орган муниципального образования не позднее чем за 55 дней до дня окончания срока полномочий соответствующей избирательной комиссии муниципального образования публикует (обнародует) в средствах массовой информации сообщение о формировании указанной комиссии в соответствии с требованиями части 2 статьи 12 настоящего Закона.
При этом, на основании части 2 статьи 12 Закона № 26-ЗО сообщение о приеме предложений о кандидатурах в состав комиссий должно содержать информацию о численном составе комиссий, сроках и порядке представления документов, необходимых при внесении предложений о кандидатурах, а также адрес и номер телефона органа, осуществляющего прием указанных документов.
Таким образом, Уставом предусмотрены иные сроки опубликования сообщения о формировании избирательной комиссии, указан неполный перечень информации, содержащейся в сообщении о приеме предложений о кандидатурах в состав комиссии.
Как следует из положений пунктов 1 и 3 части 10 статьи 45 Устава Собрание обязано назначить половину от общего числа членов избирательной комиссии городского округа на основе поступивших предложений:
- политических партий, выдвинувших федеральные списки кандидатов, допущенных к распределению депутатских мандатов в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, а также политических партий, выдвинувших федеральные списки кандидатов, которым переданы депутатские мандаты в соответствии со статьей 82.1 Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»;
- избирательных объединений, выдвинувших списки кандидатов, допущенных к распределению депутатских мандатов в представительном органе муниципального образования.
В избирательную комиссию городского округа может быть назначено не более одного представителя от каждой политической партии, от каждого избирательного объединения. Политическая партия, избирательное объединение не вправе предлагать одновременно несколько кандидатур для назначения в состав комиссии.
В соответствии с частью 8 статьи 24 Федерального закона № 67-ФЗ, представительный орган муниципального образования обязан назначить половину от общего числа членов избирательной комиссии муниципального образования на основе поступивших предложений:
а) политических партий, выдвинувших федеральные списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации;
б) политических партий, выдвинувших списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта Российской Федерации, а также политических партий, выдвинувших списки кандидатов, которым переданы депутатские мандаты в соответствии с законом субъекта Российской Федерации, предусмотренным пункта 17 статьи 35 настоящего Федерального закона.
в) избирательных объединений, выдвинувших списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в представительном органе муниципального образования.
Аналогичные условия и порядок формирования избирательной комиссии муниципального образования установлены частью 5 статьи 14 Закона № 26-ЗО.
При этом, в соответствии с пунктом 4 статьи 22 Федерального закона № 67-ФЗ и части 6 статьи 11 Закона № 26-ЗО в избирательную комиссию может быть назначено не более одного представителя от каждой политической партии, от каждого избирательного объединения, иного общественного объединения. Политическая партия, избирательное объединение, иное общественное объединение не вправе предлагать одновременно несколько кандидатур для назначения в состав одной комиссии.
Таким образом, положения пунктов 1 и 3 части 10 статьи 45 Устава, предусматривающие возможность учета предложений политических партий, выдвинувших федеральные списки кандидатов, которым переданы депутатские мандаты в соответствии со статьей 82.1 Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», а также отсутствие запрета общественным объединениям предлагать одновременно несколько кандидатур для назначения в состав избирательной комиссии, противоречат приведенным положениям федерального и регионального законов.
Полномочия представительного назначить членов избирательной комиссии в соответствии со статьей 82.1 Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» ранее предусматривалось подпунктом «а» пункта 1 части 5 статьи 14 Закона № 26-ЗО и утратило силу в связи с принятием Закона Сахалинской области от 10 апреля 2015 года № 19-ЗО «О внесении изменений в Закон Сахалинской области «Об избирательных комиссиях, комиссиях референдума в Сахалинской области».
На основании пункта 3 части 1 статьи 46 Устава избирательная комиссия городского округа осуществляет на территории городского округа в период подготовки и проведения выборов в органы местного самоуправления, местного референдума контроль за соблюдением избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации.
Вместе с тем, согласно подпункту «а» пункта 10 статьи 24 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ избирательная комиссия муниципального образования осуществляет на территории муниципального образования контроль за соблюдением избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации.
Указанная позиция полностью отражена в пункте 1 статьи 21 Закона № 26-ЗО.
Следовательно, приведенным законоположением Устава необоснованно ограничены контрольные полномочия избирательной комиссии периодом подготовки и проведения выборов, тогда как нормами федерального и регионального законов такое ограничение не установлено.
В соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 46 Устава избирательная комиссия городского округа руководит деятельностью нижестоящих избирательных комиссий, оказывает им правовую, методическую, организационно-техническую помощь.
Однако, как следует из взаимосвязанных положений пункта 10 статьи 24 Федерального закона № 67-ФЗ и пункта 13 статьи 21 Закона № 26-ЗО, избирательная комиссия городского округа руководит деятельностью нижестоящих окружных и участковых избирательных комиссий, комиссий местного референдума; контролирует обеспечение указанных комиссий помещениями, транспортом и связью; рассматривает иные вопросы материально-технического обеспечения выборов, местного референдума.
С учетом изложенного, Уставом определен неполный перечень комиссий, руководство которыми осуществляется избирательной комиссией городского округа, что влечет необоснованное ограничение соответствующих полномочий.
Согласно пункту 9 части 1 статьи 46 Устава избирательная комиссия городского округа при проведении выборов в органы местного самоуправления формирует окружные избирательные комиссии и назначает их председателей, а в случае совмещения полномочий окружных избирательных комиссий формирует участковые избирательные комиссии и назначает их председателей.
Вместе с тем, положениями частей 2 и 3 статьи 17 Закона № 26-ЗО предусмотрено, что участковые комиссии формируются территориальными избирательными комиссиями. На избирательном участке, участке референдума, образованном на судне, которое будет находиться в день голосования в плавании, участковая комиссия формируется капитаном судна либо иным уполномоченным судовладельцем должностным лицом из числа членов экипажа
Согласно части 8 статьи 26 Закона № 26-ЗО, председатель участковой комиссии назначается на должность из числа членов комиссии с правом решающего голоса и освобождается от должности решением территориальной комиссии.
Положения регионального закона в указанной части полностью согласуется с требованиями пунктов 1 и 1.1 статьи 27 Федерального закона № 67-ФЗ.
При таких обстоятельствах оспариваемой нормой Устава предусмотрен иной порядок формирования участковых избирательных комиссий, отличный от порядка, установленного нормами федерального закона и закона субъекта.
В соответствии с пунктом 12 части 1 статьи 46 Устава избирательная комиссия городского округа контролирует обеспечение нижестоящих избирательных комиссий помещениями, транспортными средствами, средствами связи и выполнение принятых этими избирательными комиссиями решений по иным вопросам материально-технического обеспечения выборов.
Как предусмотрено пунктом 13 статьи 21 Закона № 26-ЗО, что полностью соотносится с ее полномочиями по реализации мероприятий, связанных с подготовкой и проведением муниципальных выборов (пункт 10 статьи 24 Федерального закона № 67-ФЗ), избирательная комиссия муниципального образования руководит деятельностью нижестоящих окружных и участковых избирательных комиссий, комиссий местного референдума; контролирует обеспечение указанных комиссий помещениями, транспортом и связью; рассматривает иные вопросы материально-технического обеспечения выборов, местного референдума.
Таким образом, в оспариваемом положении Устава полномочия комиссии ограничены лишь осуществление контроля за материально-техническим обеспечением выборов, тогда как в силу приведенной норм федерального и регионального закона комиссия уполномочена рассматривать иные вопросы материально-технического обеспечения выборов, а также местного референдума.
Как следует из положений пункта 13 части 1 статьи 46 Устава избирательная комиссия городского округа обеспечивает информирование избирателей о ходе подготовки и проведения выборов и порядке совершения избирательных действий, законодательстве Российской Федерации и Сахалинской области о выборах, о кандидатах, об избирательных объединениях.
Однако, согласно части 5 статьи 3 Закона № 26-ЗО, избирательные комиссии, комиссии референдума обеспечивают информирование избирателей, участников референдума:
1) о сроках и порядке осуществления избирательных действий, действий, связанных с подготовкой и проведением референдума;
2) о ходе избирательной кампании, кампании референдума;
3) о результатах выборов и голосования;
4) о кандидатах, об избирательных объединениях, выдвинувших кандидатов, списки кандидатов;
5) по вопросам, связанным с правовым обучением избирателей и профессиональной подготовкой организаторов выборов и референдумов;
6) по другим вопросам, находящимся в компетенции избирательных комиссий, комиссий референдума.
Положения регионального закона полностью согласуются с требованиями пункта 8 статьи 20 и пункта 10 статьи 24 Федерального закона № 67-ФЗ.
Таким образом, оспариваемой нормой Устава приведен неполный перечень информации, подлежащий доведению до избирателей, участников референдума, что влечет нарушение принципа гласности и открытости в деятельности избирательных комиссий.
На основании пункта 17 части 1 статьи 46 Устава избирательная комиссия городского округа устанавливает единую нумерацию избирательных участков, участков референдума на территории городского округа при подготовке и проведении выборов в органы местного самоуправления, местного референдума, голосования по отзыву депутата, голосования по вопросам изменения границ городского округа, преобразования городского округа.
Установление единой нумерации избирательных участков, в силу подпункта «е.1» пункта 10 статьи 23Федерального закона № 67-ФЗ отнесено к исключительным полномочиям избирательных комиссий субъектов Российской Федерации.
Аналогичное положение закреплено пунктом 10 части 1 статьи 20 Закона № 26-ЗО и предусматривает, что единую нумерацию избирательных участков, участков референдума на территории Сахалинской области устанавливает избирательная комиссия Сахалинской области.
Таким образом, оспариваемая норма Устава противоречит требованиям приведенных законоположений, поскольку нарушает исключительное полномочие избирательной комиссии Сахалинской области по установлению единой нумерации избирательных участков, участков референдума.
Соответствующее полномочие избирательной комиссии муниципального образования ранее предусматривалось пунктом 25.2 статьи 21 Закона № 26-ЗО, утратившим силу в связи с принятием Закона Сахалинской области от 27 мая 2013 года № 40-ФЗ «О внесении изменений в Закон Сахалинской области «Об избирательных комиссиях, комиссиях референдума в Сахалинской области».
Пунктом 21 части 1 статьи 46 Устава предусмотрено, что избирательная комиссия городского округа определяет результаты выборов депутатов Собрания по каждому избирательному округу и выдает им удостоверения об избрании.
Как следует из требований пункта 23 статьи 21 Закона № 26-ЗО избирательная комиссия муниципального образования устанавливает результаты выборов в органы местного самоуправления, местного референдума и осуществляет их официальное опубликование.
Обязанность избирательной комиссии муниципального образования осуществлять меры, связанные с установлением итогов голосования при проведении выборов в органы местного самоуправления, местного референдума и их опубликования закреплено в подпунктах «г» и «д» пункта 10 статьи 24 Федерального закона № 67-ФЗ.
Учитывая изложенное, положениями Устава необоснованно ссужены полномочия избирательной комиссии по установлению результатов местного референдума и не предусмотрена обязанность по официальному опубликованию результатов выборов, местного референдума.
В соответствии с пунктом 25 части 1 статьи 46 Устава избирательная комиссия муниципального образования обеспечивает хранение и передачу документации, связанной с подготовкой и проведением муниципальных выборов и местного референдума, в соответствующий архив.
Из взаимосвязанных положений пункта 24 статьи 21 Закона № 26-ЗО, пункта 16 статьи 20 и подпункта «к» пункта 10 статьи 24 Федерального закона № 67-ФЗ следует, что избирательная комиссия муниципального образования обеспечивает соблюдение установленного порядка хранения, передачи в муниципальный архив и уничтожения избирательной документации, документации референдума.
Таким образом, оспариваемая норма Устава не предусматривает полномочия избирательной комиссии муниципального образования по уничтожению избирательной документации и документации референдума.
В силу пункта 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты, то по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части.
При таких обстоятельствах, административное исковое заявление прокурора Сахалинской области подлежит удовлетворению.
Согласно разъяснениям, содержащимся в абзаце третьем пункта 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 года № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части», суд приходит к выводу о признании недействующими оспариваемых норм Устава муниципального образования со дня вступления решения в законную силу.
Руководствуясь статьями 175 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
р е ш и л :
административное исковое заявление прокурора Сахалинской области удовлетворить.
Признать несоответствующими федеральному законодательству и недействующими со дня вступления решения суда в законную силу части 7 статьи 45, пунктов 1 и 3 части 10 статьи 45, пунктов 3, 7, 9, 12, 13, 17, 21, 25 части 1 статьи 46 Устава муниципального образования «Корсаковский городской округ» Сахалинской области, утвержденного решением районного Собрания муниципального образования Корсаковского района от 29 января 2009 года № 110.
Опубликовать в издании «Восход» сообщение о принятии решения суда в течение одного месяца со дня вступления в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Сахалинский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
В окончательной форме решение суда принято 30 декабря 2016 года.
Судья Сахалинского областного суда Качура И.О.