ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-2/2017 от 31.01.2017 Севастопольского городского суда (город Севастополь)

Дело № 3а-2/2017

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

31 января 2017 года г. Севастополь

Севастопольский городской суд в составе председательствующего судьи Бабича В.В., при секретаре: ФИО1,

с участием: прокурора ФИО2, представителя Правительства Севастополя – ФИО3,

рассмотрел в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению прокурора города Севастополя о признании недействующим постановления Правительства Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ- ПП «Об утверждении такс для исчисления размере вреда, причинённого объектам растительного мира, занесённым в Красную книгу города Севастополя, и среде их обитания вследствие нарушения законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования».

УСТАНОВИЛ:

Постановлением Правительства Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ- ПП «Об утверждении такс для исчисления размера вреда, причинённого объектам растительного мира, занесённым в Красную книгу города Севастополя, и среде их обитания вследствие нарушения законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования», опубликованным на сайте Правительства Севастополя ДД.ММ.ГГГГг., являющимся источником официального опубликования нормативных правовых актов Правительства Севастополя, утверждены таксы для исчисления размера вреда, причиненного объектам растительного мира, занесенным в Красную книгу города Севастополя, и среде их обитания вследствие нарушения законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования.

Постановлением Правительства Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ-ПП, опубликованном на сайте Правительства Севастополя ДД.ММ.ГГГГг., в указанное Постановление Правительства Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ – ПП внесено изменение – примечание к таксам дополнено пунктом 9 в следующей редакции: "9. Настоящие таксы применяются по основаниям, предусмотренным абзацем вторым части 1 статьи 78 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", и не распространяются на объекты растительного мира, занесенные в Красную книгу Российской Федерации, а также на объекты растительного мира в случае заготовки пищевых лесных ресурсов или сбора лекарственных растений, виды которых занесены в Красную книгу города Севастополя, и исчисление размера вреда, причиненного таким объектам растительного мира, установленного согласно лесному законодательству Российской Федерации.".

Первый заместитель прокурора г. Севастополя обратился в суд с административным исковым заявлением о признании недействующим постановления Правительства Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ – ПП в редакции постановления Правительства Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ – ПП со дня вступления решения суда в законную силу.

В обоснование административного иска указано, что обжалуемое постановление принято Правительством Севастополя с нарушением полномочий, предоставленных субъекту Российской Федерации федеральным законодательством в области охраны окружающей среды.

Правительство Севастополя возражало против удовлетворения административного иска, считая, что Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" не исключает возможности утверждения органами государственной власти субъекта Российской Федерации такс для исчисления размера взыскания за ущерб, причиненный объектам растительного мира, занесенным в Красную книгу субъекта Российской Федерации. Утверждение таких такс имеет важное значение для сохранения объектов, внесенных в Красную книгу города Севастополя, так как рассчитать фактический размер вреда затруднительно.

В судебном заседании прокурор и представитель административного ответчика настаивали соответственно на доводах административного иска и возражениях на иск.

Выслушав пояснения сторон, изучив материалы дела, суд пришёл к следующему.

Согласно пункту «д» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации охрана окружающей среды находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Федеральным законом «Об охране окружающей среды» предусмотрено, что вред окружающей среде, причиненный юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, возмещается в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, а при их отсутствии исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды (часть 1 статьи 77).

Компенсация вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется добровольно либо по решению суда или арбитражного суда. Определение размера вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды, а также в соответствии с проектами рекультивационных и иных восстановительных работ, при их отсутствии в соответствии с таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, утвержденными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды (часть 1 статьи 78).

Исходя из приведенных норм Федерального закона «Об охране окружающей среды», поскольку в них не указано о том, что таксы возмещения вреда окружающей среде должны быть утверждены именно федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, Правительство Севастополя считает, что оно, как высший исполнительный орган государственной власти города Севастополя, обладало полномочиями по принятию оспариваемого нормативного правового акта.

Однако суд не может с этим согласиться.

В соответствии с частью 1 статьи 3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и предметам совместного ведения. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.

Полномочия органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, разграничены Федеральным законом «Об охране окружающей среды».

В соответствии со статьями 5 и 6 названного Федерального закона к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации отнесены в том числе разработка и издание федеральных законов и иных нормативных правовых актов в области охраны окружающей среды, а органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе принимать законы и иные нормативные правовые акты субъекта Российской Федерации в области охраны окружающей среды в соответствии с федеральным законодательством, то есть по вопросам отнесенным к их полномочиям федеральным законодательством.

Между тем нормами Федерального закона «Об охране окружающей среды», другими федеральными нормативными правовыми актами не предусмотрены полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации по утверждению такс исчисления размера вреда окружающей среде.

Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГг. N 1219 утверждено Положение о Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 которого Минприроды России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны природных ресурсов.

В подпункте ДД.ММ.ГГГГ. Положения предусмотрено, что Минприроды России самостоятельно принимает нормативные правовые акты в установленной сфере деятельности, утверждает таксы и методики исчисления размера вреда, причиненного окружающей среде.

Из изложенного следует, что принятие нормативных правовых актов по вопросам утверждения такс и методик исчисления размера вреда, причиненного окружающей среде не относится к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

По рассматриваемому вопросу в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 21 "О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования" разъяснено, что компенсация вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования, осуществляется добровольно либо по решению суда.

При наличии такс и методик исчисления размера вреда (ущерба), причиненного окружающей среде, отдельным компонентам природной среды (землям, водным объектам, лесам, животному миру и др.), утвержденных федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, указанные таксы и методики подлежат обязательному применению судами для определения размера возмещения вреда в его денежном исчислении.

Отсутствие такс и методик исчисления размера вреда окружающей среде не является основанием для отказа в удовлетворении исковых требований о возмещении вреда, причиненного окружающей среде. В этом случае определение размера вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования, осуществляется исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды, а также в соответствии с проектами рекультивационных и иных восстановительных работ (пункт 37).

Таким образом, вопрос возмещения вреда, в том числе при отсутствии в отношении отдельных объектов растительного мира утвержденных на федеральном уровне такс возмещения вреда, регламентирован действующим законодательством.

Учитывая изложенное, оспариваемое постановление принято Правительством Севастополя с превышением полномочий на принятие нормативных правовых актов, предоставленных субъекту Российской Федерации в вышеуказанной сфере.

Согласно части 2 статьи 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.

Суд считает возможным согласиться с требованием административного иска - признать постановление Правительства Севастополя ДД.ММ.ГГГГ – ПП недействующим со дня вступления решения в законную силу.

Руководствуясь ст.ст.215, 216 КАС РФ,

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление прокурора города Севастополя удовлетворить.

Признать недействующим со дня вступления решения в законную силу постановление Правительства Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ – ПП "Об утверждении такс для исчисления размера вреда, причиненного объектам растительного мира, занесенным в Красную книгу города Севастополя, и среде их обитания вследствие нарушения законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования".

Сообщение о принятии решения подлежит опубликованию Правительством Севастополя в печатном издании, в котором публикуются нормативные правовые акты Правительства Севастополя в течении месяца со дня вступления решения в законную силу.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня принятии решения в окончательной форме через Севастопольский городской суд.

Судья В.В. Бабич

Решение в окончательной форме принято ДД.ММ.ГГГГ.