дело № 3а-2/2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Верховный Суд Республики Коми в составе
председательствующего судьи Голикова А.А.
при секретаре Красавцевой Т.Л.
с участием прокурора Эдигер Е.Г.
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Сыктывкаре 31 января 2017 года административное дело по административному исковому заявлению ОАО «Российские железные дороги» о признании недействующим приложения <Номер обезличен> к приказу Службы Республики Коми по тарифам от <Дата обезличена><Номер обезличен> в части установления тарифа на услуги по водоотведению (очистку сточных вод) на территории муниципального образования муниципального района «...» и приложения <Номер обезличен> к приказу Службы Республики Коми по тарифам от <Дата обезличена><Номер обезличен> в части установления тарифа по транспортировке воды на территории муниципального образования муниципального района «...»,
установил:
ОАО «Российские железные дороги» в лице Северной дирекции по тепловодоснабжению - структурное подразделение Центральной дирекции по тепловодоснабжению - филиала ОАО «РЖД» обратилось в суд с административным исковым заявлением о признании недействующим приложения <Номер обезличен> в части установления тарифа на услуги по водоотведению (очистку сточных вод) на территории муниципального образования муниципального района «...» и приложения <Номер обезличен> в части установления тарифа по транспортировке воды на территории муниципального образования муниципального района «...» к приказу Службы Республики Коми по тарифам от <Дата обезличена><Номер обезличен>; возложении на Службу Республики Коми по тарифам обязанности принять необоснованно непринятые расходы и увеличить необходимую валовую выручку затрат на услуги по транспортировке воды на ... рублей, на услуги по водоотведению (очистке сточных вод) на ... рублей; обязать Службу Республики Коми по тарифам принять объем отпущенной воды в размере, заявленном ОАО «РЖД» ... м.куб.; в течение 30 дней с момента вступления решения суда в законную силу утвердить для ОАО «РЖД» новый тариф на услуги по транспортировке воды и водоотведению (очистку сточных вод) на территории муниципального образования муниципального района «...»; взыскать расходы на оплату государственной пошлины ... рублей.
В обоснование заявленных требований указано, что истцом <Дата обезличена> в адрес Службы Республики Коми по тарифам направлялось заявление об установлении тарифа на услуги по водоотведению (очистку сточных вод) и по транспортировке воды с приложением обосновывающих документов.
Приказом Службы Республики Коми по тарифам от <Дата обезличена><Номер обезличен> для ОАО «РЖД» установлены тарифы по водоснабжению и водоотведению, в том числе, тарифы на услуги по водоотведению (очистку сточных вод) на территории муниципального образования муниципального района «...» и транспортировке воды на территории муниципального образования муниципального района «...» на 2016-2018 г.г.
При установлении тарифов Службой Республики Коми по тарифам не приняты заявленные административным истцом расходы на услуги по водоотведению (очистке сточных вод), в том числе производственные расходы на сумму ... руб. и ремонтные расходы на сумму ... руб.
При установлении тарифа по транспортировке воды на территории муниципального образования муниципального района «...» не приняты заявленные административным истцом ремонтные расходы в сумме ... руб., завышены объемы отпущенной воды на ... м.куб.
ОАО «РЖД» явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило.
Представитель административного ответчика Службы Республики Коми по тарифам А.., заявленные требования не признал. При этом пояснил, что ОАО «РЖД» были необоснованно завышены заявленные производственные и ремонтные расходы, в связи с чем в необходимую валовую выручку включены только экономически обоснованные и документально подтвержденные расходы.
Прокурор Эдигер Е.Г. в своем заключении просила суд административное исковое заявление оставить без удовлетворения.
Выслушав объяснения участвующих в деле лиц, заключение прокурора, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о том, что заявленные требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Порядок рассмотрения дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами установлен главой 21 Кодекса административного судопроизводства РФ.
Из положений статей 4, 208, 209 Кодекса административного судопроизводства РФ следует, что с административным иском о признании нормативного правового акта недействующим вправе обратиться только лица, в отношении которых данный акт применяется, либо они являются субъектами регулируемых отношений, при условии, что оспариваемым актом нарушены или нарушаются их права. При этом предметом проверки является соответствие оспариваемого нормативного правового акта исключительно законодательству Российской Федерации, имеющему большую юридическую силу.
Частью 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства РФ установлено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление;
2) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов;
б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты;
в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта;
г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу;
3) соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Аналогичные положения закона содержатся в пункте 17 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.11.2007 № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части».
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 2 и 3 части 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства РФ возлагается на орган, организацию, должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт (часть 9 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства РФ).
Из положений статьи 5 Федерального закона от 07 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» следует, что к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере водоснабжения и водоотведения относятся установление тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, выбор методов регулирования тарифов организации, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и(или) водоотведение.
Приказом ФСТ России от 16 июля 2014 года № 1154-э утвержден Регламент установления регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, согласно которого установление тарифов производится путем открытия и рассмотрения дел об установлении тарифов. Открытие и рассмотрение дел об установлении тарифов органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов осуществляется по предложению регулируемой организации. Предложение об установлении тарифов состоит из заявления регулируемой организации об установлении тарифов, в том числе по отдельным регулируемым видам деятельности и необходимых обосновывающих материалов, указанных в пункте 17 Правил регулирования. Орган регулирования тарифов проводит экспертизу предложений об установлении тарифов в части обоснованности расходов, учтенных при расчете тарифов, корректности определения параметров расчета тарифов и отражает ее результаты в своем экспертном заключении. Решение об установлении тарифов принимается органом регулирования тарифов по итогам заседания правления (коллегии) органа регулирования тарифов. Орган регулирования тарифов обеспечивает размещение решения об установлении тарифов с приложением протокола в течение 7 рабочих дней со дня принятия решения об установлении тарифов на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
В Республике Коми органом исполнительной власти субъекта в области государственного регулирования тарифов до 01.11.2016 являлась Служба Республики Коми по тарифам, положение о которой было утверждено постановлением Правительства Республики Коми от 23 апреля 2012 года № 148 «О Службе Республики Коми по тарифам».
С 01.11.2016 органом исполнительной власти Республики Коми в области государственного регулирования тарифов является Министерство строительства, тарифов, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Коми в силу подпункта 8 пункта 9 Положения о Министерстве строительства, тарифов, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Коми, утвержденного Постановлением Правительства РК от 01.11.2016 № 519.
Служба Республике Коми по тарифам являлась уполномоченным органом исполнительной власти Республики Коми, осуществляющим государственное регулирование в сфере установления тарифов в сфере водоотведения (очистки сточных вод) и в сфере транспортировки воды на момент издания оспариваемого приказа (пп. «а» п. 8 Положения о Службе Республики Коми по тарифам).
Как следует из материалов дела, ОАО «РЖД» <Дата обезличена> представило заявление и материалы для установления тарифов в сфере холодного водоснабжения и водоотведения на период регулирования с 01 января 2016 года по 31 декабря 2018 года.
Службой Республики Коми по тарифам открыты дела по установлению тарифов на услуги в сфере водоотведения (очистки сточных вод) и в сфере транспортировки воды.
<Дата обезличена> на заседании правления Службы Республики Коми по тарифам установлены и введены в действие тарифы в сфере холодного водоснабжения и водоотведения ОАО «РЖД» на период регулирования с 1 января 2016 года по 31 декабря 2018 года, утверждены производственные программы ОАО «РЖД» в сфере холодного водоснабжения и водоотведения на период регулирования с 1 января 2016 года по 31 декабря 2018 года.
Указанное решение оформлено приказом Службы Республики Коми по тарифам от <Дата обезличена><Номер обезличен> «О регулировании тарифов в сфере холодного водоснабжения, водоотведения ОАО «РЖД».
Согласно приложению <Номер обезличен> к приказу от <Дата обезличена><Номер обезличен> тарифы в сфере холодного водоснабжения по транспортировке воды на территории МО МР «...» составляют с <Дата обезличена> по <Дата обезличена>...
Приложением <Номер обезличен> к приказу от <Дата обезличена><Номер обезличен> тарифы в сфере водоотведения (очистка сточных вод) на территории МО МР «...» составляют с <Дата обезличена> по <Дата обезличена>.- ...
Приказ Службы Республики Коми по тарифам от <Дата обезличена><Номер обезличен> размещен <Дата обезличена> в сетевом издании «Перечень правовых актов, принятых органами государственной власти Республики Коми, иной официальной информации» http://www.law.rkomi.ru, а также опубликован в Бюллетене органов государственной власти Республики Коми, <Дата обезличена>, <Номер обезличен>, ст. ....
С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что обжалуемый нормативный правовой акт принят Службой Республики Коми по тарифам в пределах своих полномочий, с соблюдением требований законодательства к форме нормативного правового акта, порядку принятия и введения его в действие, что административным истцом не оспаривается.
ОАО «РЖД» <Дата обезличена> представило заявление и материалы для установления тарифов в сфере холодного водоснабжения и водоотведения методом индексации на второй год первого долгосрочного периода с <Дата обезличена> по <Дата обезличена>.
Службой Республики Коми по тарифам открыты дела по установлению тарифов на услуги в сфере водоотведения (очистки сточных вод) и в сфере транспортировки воды.
<Дата обезличена> на заседании правления Министерства строительства, тарифов, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Коми внесены изменения в приказ Службы Республики Коми по тарифам от <Дата обезличена><Номер обезличен>
Указанное решение оформлено приказом Министерства строительства, тарифов, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Коми от <Дата обезличена><Номер обезличен> «О внесении изменений в приказ Службы Республики Коми по тарифам от <Дата обезличена><Номер обезличен> «О регулировании тарифов в сфере холодного водоснабжения, водоотведения ОАО «РЖД» на период регулирования с 1 января 2016 года по 31 декабря 2018 года».
Указанным Приказом от <Дата обезличена><Номер обезличен>, в том числе, приложение <Номер обезличен> изложено согласно приложению <Номер обезличен> к настоящему приказу; приложение <Номер обезличен> изложено согласно приложению <Номер обезличен> к настоящему приказу.
Согласно приложению <Номер обезличен> к приказу Министерства строительства, тарифов, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Коми от <Дата обезличена><Номер обезличен> тарифы в сфере холодного водоснабжения по транспортировке воды ОАО «РЖД» на территории МО МР «...» составляют с <Дата обезличена> по <Дата обезличена>.- 18...
В силу приложения <Номер обезличен> к приказу Министерства строительства, тарифов, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Коми от <Дата обезличена><Номер обезличен> тарифы в сфере водоотведения (очистка сточных вод) ОАО «РЖД» на территории МО МР «...» составляют с <Дата обезличена> по <Дата обезличена>...
Приказ Министерства строительства, тарифов, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Коми от <Дата обезличена><Номер обезличен> размещен <Дата обезличена> в сетевом издании «Перечень правовых актов, принятых органами государственной власти Республики Коми, иной официальной информации» http://www.law.rkomi.ru, а также опубликован в Бюллетене органов государственной власти Республики Коми <Дата обезличена>, <Номер обезличен>, ст. ...
Суд приходит к выводу, что изменения в обжалуемый нормативный правовой акт приняты Министерством строительства, тарифов, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Коми в пределах своих полномочий, с соблюдением требований законодательства к форме нормативного правового акта, порядку принятия и введения его в действие.
В обоснование заявленного требования ОАО «РЖД» указывает на несоответствие оспариваемых положений приказа положениям Федерального закона от 07 декабря 2011 г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», постановления Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 г. № 406 «О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения».
Отношения в сфере водоснабжения и водоотведения регулируются Федеральным законом от 07 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении».
В целях реализации положений вышеуказанного Закона в части регулирования деятельности и тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения Правительством Российской Федерации 13 мая 2013 г. принято постановление № 406, которым утверждены, в том числе Основы ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - Основы ценообразования) и Правила регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - Правила регулирования тарифов).
Согласно статье 31 Закона о водоснабжении и водоотведении в сфере холодного водоснабжения регулированию подлежат, в том числе тарифы на транспортировку воды и тарифы на водоотведение.
В соответствии со статьей 32 названного Закона расчет тарифов на транспортировку воды и водоотведение осуществляется исходя из объема поставленных товаров, оказанных услуг и величины необходимой валовой выручки, рассчитанной, в том числе методом индексации.
Выбор метода регулирования тарифов осуществляется органом регулирования тарифов на основании критериев, установленных основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации, и с учетом предложений организации, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение (часть 3 статьи 32 Закона о водоснабжении и водоотведении).
Согласно пункту 33 Основ ценообразования долгосрочные тарифы устанавливаются методом индексации на основе долгосрочных параметров регулирования тарифов.
При установлении тарифов с применением метода индексации необходимая валовая выручка регулируемой организации включает в себя текущие расходы, расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов и нормативную прибыль регулируемой организации, а также расчетную предпринимательскую прибыль гарантирующей организации (пункт 74 Основ ценообразования).
Необходимая валовая выручка определяется как экономически обоснованный объем финансовых средств, необходимый в течение очередного периода регулирования регулируемой организации для осуществления регулируемого вида деятельности и обеспечения достижения плановых значений показателей надежности, качества и энергетической эффективности объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения, установленных на соответствующий период регулирования в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере водоснабжения и водоотведения (пункт 2 Основ ценообразования).
На основании пунктов 24, 26 Основ ценообразования необходимая валовая выручка регулируемых организаций определяется исходя из экономически обоснованных расходов, необходимых им для осуществления регулируемого вида деятельности в течение периода регулирования и обеспечения достижения плановых значений показателей надежности, качества и энергетической эффективности объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения, установленных на соответствующий период регулирования в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере водоснабжения и водоотведения.
При определении необходимой валовой выручки регулируемых организаций учитываются расходы, необходимые для реализации планов мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями, планов мероприятий по приведению качества горячей воды в соответствие с установленными требованиями, планов снижения сбросов, а также расходы на реализацию иных мероприятий, предусмотренных инвестиционными и производственными программами, в том числе определенных на основе результатов технических обследований, в размерах, обеспечивающих достижение плановых значений показателей надежности, качества и энергетической эффективности объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения таких организаций.
В соответствии с пунктом 12 Правил регулирования тарифов установление тарифов производится органом регулирования тарифов путем открытия и рассмотрения дел об установлении тарифов, за исключением случаев, когда настоящими Правилами предусмотрено иное.
Открытие и рассмотрение дел об установлении тарифов осуществляется: по предложению регулируемой организации; по инициативе органа регулирования тарифов в случае непредставления регулируемыми организациями заявления об установлении тарифов и (или) материалов, предусмотренных настоящими Правилами (пункт 13 Правил регулирования тарифов правил).
Предложение об установлении тарифов состоит из заявления регулируемой организации об установлении тарифов, в том числе по отдельным регулируемым видам деятельности, и необходимых материалов (пункт 17 Правил), в числе которых предусмотрены правоустанавливающие документы, расчеты, экономическое обоснование и метод регулирования тарифов.
На основании пунктов 24, 25 Правил регулирования тарифов выбор метода регулирования тарифов осуществляется органом регулирования в соответствии с Основами ценообразования с учетом предложения регулируемой организации. Орган регулирования проводит экспертизу предложений об установлении тарифов в части обоснованности расходов, учтенных при расчете тарифов, корректности определения параметров расчета тарифов и отражает ее результаты в своем экспертном заключении.
Орган регулирования тарифов отказывает регулируемой организации во включении в тарифы отдельных расходов, предложенных регулируемой организацией, в случае если экономическая обоснованность таких расходов в соответствии с Основами ценообразования и методическими указаниями не подтверждена (пункт 30 Правил регулирования тарифов).
Таким образом, в расчет тарифа на услуги по транспортировке воды и на услуги водоотведения подлежат включению экономически обоснованные расходы регулируемой организации, подтвержденные документально.
Из материалов дела следует, что ОАО «РЖД», обратилось <Дата обезличена> в тарифный орган с заявлением об установлении тарифов на 2016 год на услуги по транспортировке воды и на услуги водоотведения, в том числе просили установить тарифы в сфере холодного водоснабжения по транспортировке воды на территории МО МР «...» с 1 <Дата обезличена> по <Дата обезличена>.- ...
Специалистами тарифного органа проведена экспертиза представленных регулируемой организацией документов.
На заседании правления тарифного органа <Дата обезличена>. выбран на 2016 - 2018 годы метод индексации установленных тарифов в качестве метода регулирования тарифов в сфере холодного водоснабжения, водоотведения ОАО «РЖД»; установлены долгосрочные параметры регулирования тарифов ОАО «РЖД» в сфере холодного водоснабжения, водоотведения; утверждена производственная программа ОАО «РЖД» в сфере холодного водоснабжения на период регулирования с 1 января 2016 года по 31 декабря 2018 года; утверждена производственная программа ОАО «РЖД» в сфере водоотведения на период регулирования с 1 января 2016 года по 31 декабря 2018 года; установлены и введены в действие тарифы в сфере холодного водоснабжения ОАО «РЖД» на период регулирования с 1 января 2016 года по 31 декабря 2018 года; установлены и введены в действие тарифы в сфере водоотведения ОАО «РЖД» на период регулирования с 1 января 2016 года по 31 декабря 2018 года.
Решение об установлении тарифа в сфере холодного водоснабжения и тарифа на водоотведение принято при наличии необходимого кворума посредством открытого голосования единогласно с соблюдением требований пунктов 27, 28 Правил регулирования тарифов.
Экспертное заключение по своему содержанию отвечает требованиям пункта 26 Правил регулирования тарифов и содержит предусмотренные пунктом 29 Правил сведения об основных показателях расчета тарифов регулируемой организации на период регулирования, отраженные в протоколе заседания от <Дата обезличена>
Из материалов тарифного дела усматривается, что при утверждении тарифов ОАО «РЖД» органом регулирования уменьшены и исключены расходы по отдельным статьям расходов (производственные, ремонтные).
Проанализировав представленные ОАО «РЖД» документы, материалы тарифных дел, суд приходит к выводу о том, что корректировка необходимой валовой выручки в сторону уменьшения обоснованно произведена в результате отсутствия экономической обоснованности ряда заявленных расходов.
Службой Республики Коми по тарифам исключены заявленные ОАО «РЖД» ремонтные расходы в сумме ... руб. по услугам в сфере холодного водоснабжения.
В силу пункта 1 статьи 252 Налогового кодекса РФ расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.
Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.
Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором). Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
В соответствии с пунктом 40 Основ ценообразования в составе ремонтных расходов учитываются: расходы на текущий ремонт централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения либо объектов, входящих в состав таких систем; расходы на капитальный ремонт централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения либо объектов, входящих в состав таких систем; расходы на оплату труда и отчисления на социальные нужды ремонтного персонала.
При определении расходов регулируемой организации на текущий и капитальный ремонт используются расчетные цены и экономически (технически, технологически) обоснованный объем ремонтных работ, предусмотренный производственной программой регулируемой организации (пункт 51 Основ ценообразования).
Как следует из материалов дела, ОАО «РЖД» в предоставленном шаблоне в материалы тарифного дела об установлении тарифа на транспортировку холодной воды на 2016 - 2018 годы указало ремонтные расходы на 2016 год в виде расходов на оплату труда и отчислений на социальные нужды ремонтного персонала в размере ... руб.; ремонтные расходы 2014 года ... рублей, в том числе расходы на капитальный ремонт за 2014 год - в размере ... руб. и расходы на оплату труда и отчислений на социальные нужды ремонтного персонала в размере ... руб.; ожидаемый факт ремонтных расходов 2015 года ... рублей, в том числе на капитальный ремонт за 2015 год - в размере ... руб. и расходы на оплату труда и отчислений на социальные нужды ремонтного персонала в размере ... руб.
В предложении в тарифный орган об установлении тарифа ОАО «РЖД» не представило обоснование заявленных ремонтных расходов.
В подтверждение расходов по капитальному ремонту ОАО «РЖД» представлены заключенный <Дата обезличена> с ООО «...» договор <Номер обезличен> на выполнение работ по капитальному ремонту.
Документов, подтверждающих выполнение работ в 2014 и 2015г.г. и оплату выполненных услуг, в тарифный орган административным истцом не представлено.
Утвержденными производственными программами ОАО «РЖД» в сфере холодного водоснабжения на 2014, 2015, 2016 г.г. не предусматривалось проведение ремонтных работ централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения либо объектов, входящих в состав таких систем, на территории МО МР «...».
При установленных обстоятельствах корректировка необходимой валовой выручки в сторону уменьшения в части исключения ремонтных расходов в размере ... рублей при установлении тарифа на транспортировку воды на 2016 - 2018 годы произведена тарифным органом обоснованно.
Доводы административного истца в части необоснованного завышения объема отпущенной воды на ... тыс. куб.м. при установлении тарифа на транспортировку воды являются несостоятельными по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что ОАО «РЖД» в предложениях об установлении тарифов на водоснабжение на 2016 год в расчет тарифа включен объем отпущенной воды для сторонних организаций на 2016 год в размере ... тыс. куб.м.
Службой Республики Коми по тарифам принят в расчет тарифов утвержденный объем отпущенной воды на 2016 год в размере ... тыс. куб.м., в том числе ... тыс. куб.м. для реализации потребителям, присоединенным к сетям транспортирующей организации ОАО «РЖД» и ... тыс. куб.м. для собственных производственных нужд ОАО «РЖД».
Согласно пункту 29 Основ ценообразования тарифы на горячую воду (горячее водоснабжение), на питьевую воду (питьевое водоснабжение), на техническую воду, водоотведение, транспортировку холодной (горячей) воды, на транспортировку сточных вод устанавливаются на основании необходимой валовой выручки, определенной для соответствующего регулируемого вида деятельности, и расчетного объема отпуска воды, объема принятых сточных вод, оказываемых услуг. Указанные объемы определяются в соответствии с методическими указаниями, исходя из фактического отпуска воды (приема сточных вод) за последний отчетный год и динамики отпуска воды (приема сточных вод) за последние 3 года.
Приказом Федеральной службы по тарифам от 27 декабря 2013 г. № 1746-э утверждены Методические указания по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - Методические указания), пунктом 4 которых установлено, что расчетный объем отпуска воды, объем принятых сточных вод, оказываемых услуг определяются в соответствии с приложениями 1, 1.1 к Методическим указаниям на очередной год и каждый год в течение долгосрочного периода регулирования (при установлении тарифов на долгосрочный период регулирования), исходя из фактического объема отпуска воды (приема сточных вод) за последний отчетный год и динамики отпуска воды (приема сточных вод) за последние 3 года.
В соответствии с пунктом 3.3. приложения 1 данных Методических указаний расчетный объем отпуска воды, объем принятых сточных вод, оказываемых услуг определяется с учетом объема воды потребляемого на собственные нужды.
Более того, административным истцом при обращении в тарифный орган для установления тарифов в сфере холодного водоснабжения и водоотведения методом индексации на второй год первого долгосрочного периода с 01 января 2017 года по 31 декабря 2017 года заявлен расчетный объем воды с учетом объема воды потребляемого на собственные нужды.
В силу пункта 76 Основ ценообразования величина текущих расходов регулируемой организации определяется в соответствии с пунктами 58-65 настоящего документа.
В соответствии с пунктом 58 Основ ценообразования, текущие расходы регулируемой организации включают в себя операционные расходы, неподконтрольные расходы и расходы на приобретение электрической энергии и топлива.
Пунктом 79 Основ ценообразования предусмотрено, что к долгосрочным параметрам регулирования тарифов, определяемым на долгосрочный период регулирования при установлении тарифов с использованием метода индексации, относятся, в том числе базовый уровень операционных расходов.
Согласно пункту 61 Основ ценообразования базовый уровень операционных расходов определяется в соответствии с методическими указаниями и включает в себя производственные расходы (за исключением расходов на электрическую энергию (мощность), тепловую энергию и другие виды энергетических ресурсов), ремонтные расходы, административные расходы и сбытовые расходы, определенные в соответствии с пунктами 21-23, 39-42, 48 - 52 настоящего документа.
В соответствии с положениями пункта 39 Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения в составе производственных расходов учитываются:
а) расходы на приобретение сырья и материалов и их хранение;
б) расходы на приобретаемые электрическую энергию (мощность), тепловую энергию, другие виды энергетических ресурсов и холодную воду;
в) расходы на оплату регулируемыми организациями выполняемых сторонними организациями работ и (или) услуг, связанных с эксплуатацией централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения либо объектов, входящих в состав таких систем;
г) расходы на оплату труда и отчисления на социальные нужды основного производственного персонала;
д) расходы на уплату процентов по займам и кредитам, не учитываемые при определении налогооблагаемой базы налога на прибыль;
е) расходы на общехозяйственные расходы;
ж) прочие производственные расходы, определяемые в соответствии с методическими указаниями.
Пунктом 40 Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения в составе ремонтных расходов учитываются:
а) расходы на текущий ремонт централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения либо объектов, входящих в состав таких систем;
б) расходы на капитальный ремонт централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения либо объектов, входящих в состав таких систем;
в) расходы на оплату труда и отчисления на социальные нужды ремонтного персонала.
В предложении установления тарифа на водоотведение (очистку сточных вод) на 2016 год на территории МО МР «...» обществом заявлены производственные расходы в размере ... руб., в том числе на оплату работ и услуг, выполняемых сторонними организациями и индивидуальными предпринимателями и связанных с эксплуатацией централизованных систем либо объектов в составе таких систем в размере ... руб., на оплату труда и отчисления на социальные нужды основного производственного персонала, в том числе налоги и сборы в размере ... руб., прочие производственные расходы ... руб., а также ремонтные расходы ... руб., в том числе на текущий ремонт централизованных систем водоотведения либо объектов, входящих в состав таких систем, по выполнению работ подрядными организациями в размере ... руб., расходы на оплату труда ремонтного персонала ... руб.
Службой Республики Коми по тарифам при установлении тарифа в сфере водоотведения (очистки сточных вод) на территории МО МР «...» исключены заявленные ОАО «РЖД» на 2016 год ремонтные расходы в сумме ... руб., поскольку организацией не представлены документы, подтверждающие необходимость данных расходов, договоры на осуществление текущего ремонта, счета фактуры, акты приемки выполненных работ.
Утвержденными производственными программами ОАО «РЖД» в сфере водоотведения на 2016-2018 г.г. не предусматривалось проведение ремонтных работ на территории МО МР «...».
При этом обоснование необходимости проведения текущего ремонта централизованных систем водоотведения либо объектов, входящих в состав таких систем, в материалах тарифного дела отсутствует.
В подтверждение расходов на оплату работ и услуг, выполняемых сторонними организациями и индивидуальными предпринимателями, связанных с эксплуатацией централизованных систем либо объектов в составе таких систем в размере ... руб. ОАО «РЖД» в материалы тарифного дела представлены заключенные договоры с ООО «...» <Дата обезличена><Номер обезличен> и <Дата обезличена><Номер обезличен> по оказанию услуг по организации технологического процесса работы объектов водоснабжения и водоотведения Северной дирекции по тепловодоснабжению - структурного подразделения Центральной дирекции по тепловодоснабжению - филиала ОАО «РЖД» в 2014-2017 г.г.
Службой Республики Коми по тарифам при установлении тарифа в сфере водоотведения (очистки сточных вод) на территории МО МР «...» исключены заявленные ОАО «РЖД» на 2016 год производственные расходы на ... руб., в том числе на оплату работ и услуг, выполняемых сторонними организациями и индивидуальными предпринимателями, связанных с эксплуатацией централизованных систем либо объектов в составе таких систем в размере 2482000 руб., прочие производственные расходы ... руб., изменены в сторону уменьшения расходы на оплату труда и отчисления на социальные нужды основного производственного персонала, в том числе налоги и сборы в размере ... руб.
Причинами для исключения заявленных ОАО «РЖД» на 2016 год производственных расходов на оплату работ и услуг, выполняемых сторонними организациями и индивидуальными предпринимателями, связанных с эксплуатацией централизованных систем либо объектов в составе таких систем в размере ... руб., прочих производственных расходов ... руб., явилось отсутствие документального подтверждения расходов и расшифровки указанных затрат.
Из приложений к договорам от <Дата обезличена><Номер обезличен> и от <Дата обезличена><Номер обезличен> не следует, что в перечнях объектов имеются производственные объекты, задействованные в процессе водоотведения (очистки сточных вод) на территории МО ГО «...»; в перечнях услуг, выполняемых на очистных сооружениях ст. ..., указаны работы, не связанные с обслуживанием производственных объектов, задействованных в процессе водоотведения (очистки сточных вод) на территории МО ГО «...».
Организацией заявлены расходы на оплату труда и отчисления на социальные нужды основного производственного персонала, занятого на производственных объектах, задействованных в процессе водоотведения (очистки сточных вод) на территории МО ГО «...» в размере ... руб., принятые Службой Республики Коми по тарифам с учетом корректировок в сторону уменьшения в размере ... руб.
При этом обоснования необходимости обслуживания производственных объектов, задействованных в процессе водоотведения (очистки сточных вод) на территории МО ГО «...», сторонними организациями и индивидуальными предпринимателями, ОАО «РЖД» не представило.
Следовательно, ввиду отсутствия необходимого обоснования, заявленные административным истцом производственные расходы и прочие производственные расходы, не могли быть приняты в силу пункта 30 Правил регулирования тарифов и подлежали отклонению.
Порядок определения расходов на оплату труда установлен пунктом 52 Основ ценообразования, пунктом 17 Методических указаний.
В соответствии с пунктом 52 Основ ценообразования, при определении расходов на оплату труда, включаемых в необходимую валовую выручку, размер фонда оплаты труда определяется в соответствии с Методическими указаниями с учетом отраслевых тарифных соглашений, коллективных договоров, заключенных регулируемой организацией, и плановым и (или) фактическим уровнем фонда оплаты труда, сложившимся за последний расчетный период регулирования в регулируемой организации и других регулируемых организациях, осуществляющих аналогичные виды регулируемой деятельности в сопоставимых условиях, а также с учетом прогнозного индекса потребительских цен.
Из пояснений представителя Службы Республики Коми по тарифам следует, что численность основного производственного персонала, занятого на производственных объектах, задействованных в процессе водоотведения (очистки сточных вод) на территории МО ГО «...» ОАО «РЖД», соответственно и расчет фонда оплаты труда основного производственного персонала по водоотведению, был откорректирован Службой с учетом нормативов, установленных Приказом государственного Комитета РФ по строительной, архитектурной и жилищной политике от 22.03.1999 № 66 «Об утверждении рекомендаций по нормированию труда работников водопроводно-канализационного хозяйства».
Нормативная численность работников, учитываемых при расчете тарифа на водоотведение (очистку сточных вод), в соответствии с Приказом Госстроя РФ № 66 от 22.03.1999 учтена Службой Республики Коми по тарифам в количестве ... единиц, против ..., заявленных ОАО «РЖД». Соответственно из количества ... единиц определены фонд заработной платы и отчисления на социальные нужды, налоги от фонда заработной платы.
Возражений от ОАО «РЖД» относительно указанного расчета численности работников, учитываемых при расчете тарифа на водоотведение (очистку сточных вод), не представлено.
Заявленные административным истцом расходы на оплату труда должны были быть обоснованы в соответствии с названными положениями нормативных актов и подтверждены обосновывающими материалами.
Представленные материалы как в тарифное дело, так и в суд, обоснованность этих расходов не подтверждают.
Так, численность производственного персонала по представленному штатному расписанию по очистным сооружениям станции ... предусмотрена в количестве 8 человек. Для расчета заявлена численность 5 человек. При этом документов, подтверждающих необходимость такой численности производственного персонала, не представлено.
При таких обстоятельствах выводы Службы Республики Коми по тарифам об экономической необоснованности заявленных ОАО «РЖД» на 2016 год при установлении на территории МО МР «...» тарифов в сфере водоотведения (очистки сточных вод) производственных расходов ... руб., ремонтных расходов ... руб., а также ремонтных расходов ... руб. в сфере транспортировки воды, суд находит правомерными.
Административным истцом не представлено достаточных обоснований заявленных расходов, а поэтому в силу пункта 30 Правил регулирования тарифов регулирующий орган правомерно отклонил заявленные суммы.
Как следует из положений статьи 3 Федерального закона от 07 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» общими принципами государственной политики в сфере водоснабжения и водоотведения являются, в том числе, достижение и соблюдение баланса экономических интересов организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и(или) водоотведение, и их абонентов, а также, установление тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения исходя из экономически обоснованных расходов организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и(или) водоотведение, необходимых для осуществления водоснабжения и(или) водоотведения. действующим законодательством, регламентирующим государственное регулирование тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотрен специальный порядок компенсации регулируемой организации выпадающих доходов при установлении регулируемых тарифов на последующий расчетный (очередной) период регулирования.
Действующим законодательством предусмотрен специальный порядок определения и возмещения регулируемой организации выпадающих расходов по окончании периода регулирования, при утверждении тарифов на следующий период регулирования при их обосновании.
Административным истцом не представлено доказательств того, что оспариваемое постановление нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на него какие-либо обязанности или создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что административные исковые требования ОАО «Российские железные дороги» о признании недействующими приложения <Номер обезличен> к приказу Службы Республики Коми по тарифам от <Дата обезличена><Номер обезличен> в части установления тарифа на услуги по водоотведению (очистку сточных вод) на территории муниципального образования муниципального района «...» и приложения <Номер обезличен> к приказу Службы Республики Коми по тарифам от <Дата обезличена><Номер обезличен> в части установления тарифа по транспортировке воды на территории муниципального образования муниципального района «...», не подлежат удовлетворению.
Разрешая вопрос о распределении понесенных участниками дела судебных расходов в виде уплаченной административным истцом государственной пошлины при подаче административного искового заявления, прихожу к следующему.
На основании части 1 статьи 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
При установленных обстоятельствах уплаченная ОАО «Российские железные дороги» при подаче административного иска государственная пошлина в размере ... рублей относится на административного истца.
Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
в удовлетворении административных исковых требований ОАО «Российские железные дороги» о признании недействующими приложения <Номер обезличен> к приказу Службы Республики Коми по тарифам от <Дата обезличена><Номер обезличен> в части установления тарифа на услуги по водоотведению (очистку сточных вод) на территории муниципального образования муниципального района «...» и приложения <Номер обезличен> к приказу Службы Республики Коми по тарифам от <Дата обезличена><Номер обезличен> в части установления тарифа по транспортировке воды на территории муниципального образования муниципального района «...», отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба, а прокурором принесено апелляционное представление в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Верховный Суд Республики Коми в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Решение суда в окончательной форме принято <Дата обезличена>.
Судья- Голиков А.А.