Дело № 3а-2/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
15 января 2018 года город Псков
Псковский областной суд в составе:
председательствующего судьи Панова И.М.,
при секретаре Алексеевой Н.С.,
с участием прокурора прокуратуры Псковской области Петровой Н.М., представителя административного ответчика Администрации Псковской области – ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО2 к Администрации Псковской области о признании нормативного правового акта недействующим в части,
РЕШИЛ:
ФИО2 обратился в суд с административным иском к Администрации Псковской области, в котором просил признать недействующим постановление Администрации Псковской области от 29 ноября 2011 года №477 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Псковской области» в части утверждения результатов государственной оценки земельного участка с кадастровым номером № площадью 20000 кв.м., расположенного в <--//--> в размере 1572000 рублей со дня его принятия.
В обоснование требований указал, что при проведении государственной кадастровой оценки земель Псковской области, в нарушение требований статьи 24.13 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», статей 66, 77 Земельного кодекса РФ принадлежащий ему земельный участок из категории земель сельскохозяйственного назначения ошибочно был включен в земли населенных пунктов, что существенно ухудшило его положение как налогоплательщика земельного налога, исчисляемого из кадастровой стоимости земельного участка.
ФИО2, извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился. В суд представлено ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие административного истца и его представителя.
В судебном заседании представитель административного ответчика Администрации Псковской области ФИО1 возражала против удовлетворения требований. Полагала, что имеются основания для прекращения производства по делу, поскольку на момент обращения ФИО3 с административным иском в суд оспариваемый нормативно-правовой акт прекратил свое действие.
Представитель заинтересованного лица Филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Псковской области, извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие.
Представитель заинтересованного лица Управления Росреестра по Псковской области, извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, своей позиции относительно иска не представил.
Заслушав объяснения представителя административного ответчика, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Петровой Н.М., полагавшей иск подлежащим удовлетворению, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Согласно статье 24.12 Федерального закона от 29 июля 1998 года №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, то есть Администрацией Псковской области в соответствии с Законом Псковской области от 19 февраля 2002 года №174-оз «О системе органов исполнительной власти Псковской области.
В соответствии с требованиями статьи 35 Закона Псковской области от 19 февраля 2002 года №174-оз Администрация области на основании и в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, Уставом Псковской области и законами области, а также актами Президента РФ и Правительства РФ принимает свои правовые акты в форме постановлений, имеющих нормативный характер.
Датой официального опубликования постановлений Администрации области считается дата первой публикации его текста в одном из официальных изданий органов государственной власти области. Постановления Администрации области, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу по истечении 10 (десяти) календарных дней со дня их официального опубликования, если не предусмотрен более поздний срок вступления их в силу.
Согласно статье 3 Закона Псковской области от 12 февраля 2003 года №242-оз «О порядке опубликования и вступления в силу Устава и Законов области, иных нормативных правовых актов области», официальным опубликованием нормативных правовых актов области считается публикация их полных текстов в газете «Псковская правда», размещение (опубликование) в сетевом издании «Нормативные правовые акты Псковской области» (pravo.pskov.ru), на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru).
Датой официального опубликования нормативных правовых актов области считается дата первой публикации их полных текстов в газете «Псковская правда» или размещение (опубликование) в сетевом издании «Нормативные правовые акты Псковской области» (pravo.pskov.ru), или на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru).
30 ноября 2011 года Постановление Администрации Псковской области от 29 ноября 2011 года №477 в соответствии с требованиями Закона Псковской области от 12 февраля 2003 года № 242-оз «О порядке опубликования и вступления в силу Устава и законов области, иных нормативных правовых актов области» опубликовано в официальном печатном издании - газете «Псковская правда» (№ 238). Приложения №1 (результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Псковской области и №2 (средние уровни кадастровой оценки земель населенных пунктов по муниципальным районам (городским округам) Псковской области), размещены в разделе «Документы» на портале государственных органов Псковской области по адресу: www.pskov.ru в сети Интернет.
Таким образом, исходя из вышеприведенных норм, обжалуемое постановление принято Администрацией Псковской области в пределах своих полномочий, в установленной форме с соблюдением процедуры принятия и правил введения нормативного правового акта в действие.
В соответствии со статьей 66 Земельного кодекса Российской Федерации государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель всех категорий на территории Российской Федерации для целей налогообложения и иных целей, установленных законом определен Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 08 апреля 2000 года № 316.
Согласно пункту 10 указанных Правил, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости (Роснедвижимости) утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.
Последовательность и сроки осуществления действий (административных процедур) по организации государственной кадастровой оценки земель установлены Административным регламентом Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по исполнению государственной функции «Организация проведения государственной кадастровой оценки земель», утвержденным Приказом Минэкономразвития РФ от 28 июня 2007 года № 215.
Пунктами 9.4, 9.8-9.12 указанного Административного регламента закреплены полномочия Роснедвижимости при проверке отчета об определении кадастровой стоимости земельных участков на соответствие методическим указаниям.
Установлено, что работы по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов Псковской области были организованы Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии путем заключения государственного контракта от 25 декабря 2009 года с ФГУП «ФКЦ «Земля».
По результатам работы исполнителем составлен отчет № от 12 августа 2011 года об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Псковской области по состоянию на 01 января 2010 года.
Данный отчет рассмотрен Росреестром и составлен акт проверки о его соответствии Методическим указаниям по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденным приказом Минэкономразвития России от 15 февраля 2007 года №39.
По итогам рассмотрения межведомственной комиссией при Администрации Псковской области по рассмотрению вопросов, связанных с проведением государственной кадастровой оценки земель в Псковской области, вопроса по актуализации кадастровой оценки земель населенных пунктов Псковской области, 20 октября 2011 года было принято решение о согласовании представленных результатов государственной кадастровой оценки.
Постановлением №477 утверждены представленные Управлением Росреестра по Псковской области результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Псковской области, а также средние уровни кадастровой стоимости земель населенных пунктов по муниципальным районам Псковской области в соответствии с пунктом 2 статьи 66 ЗК РФ.
Таким образом, порядок проведения государственной кадастровой оценки и утверждения ее результатов соответствует вышеуказанным нормам права.
Согласно пункту 4 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования.
Из материалов дела следует, что ФИО2 на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером №, площадью 20000 кв.м.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 27 сентября 2017 года земельный участок расположен на землях сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования – для ведения личного подсобного хозяйства.
Адрес установлен относительно ориентира, расположенного в границах участка – <--//-->.
В соответствии с пунктом 1 статей 77, 78 Земельного кодекса РФ землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей и используемые гражданами для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, животноводства, огородничества.
В данном случае, при проведении государственной кадастровой оценки земельный участок сельскохозяйственного назначения включен в перечень земель населенных пунктов, что повлекло недостоверность сведений об объекте недвижимости при проведении кадастровой оценки земель населенных пунктов Псковской области.
Таким образом, заявленные административные исковые требования ФИО2 являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
По общему правилу, установленному Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, нормативный правовой акт может быть оспорен заинтересованным лицом только в случае, если на момент обращения в суд он нарушает или может нарушить либо иным образом затронуть права, свободы и законные интересы заявителя (пункт 3 части 1 статьи 128, статья 208, пункты 4 и 5 части 2 статьи 209 названного кодекса).
В силу части 1 статьи 210 КАС РФ судья отказывает в принятии административного искового заявления о признании нормативного правового акта недействующим в случае, если на момент подачи административного искового заявления о признании нормативного правового акта недействующим оспариваемый нормативный правовой акт или его оспариваемые положения прекратили свое действие.
Вместе с тем, утрата нормативным правовым актом юридической силы не является препятствием для реализации закрепленного частью 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации права на судебную защиту.
Основным фактором, определяющим потребность в судебной защите, является не момент утраты правовой силы нормативного правового акта, а доказанность факта сохранения свойств нормативности у формально прекратившего свое действие нормативного правового акта и факта нарушения таким актом прав, свобод и законных интересов заявителя.
Таким образом, возможность оспорить утративший силу нормативный правовой акт сохраняется до тех пор, пока он непосредственно затрагивает права и законные интересы заинтересованного лица.
Учитывая изложенное, а также то, что на момент обращения с административным иском в суд, оспариваемый нормативный правовой акт затрагивал права ФИО2 как плательщика земельного налога за 2013, 2014 годы, позиция административного ответчика о наличии оснований для прекращения производства по делу является ошибочной.
Согласно части 1 статьи 111 КАС РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
Частью 1 статьи 103 КАС РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела.
К издержкам, связанным с рассмотрением административного дела относятся расходы на оплату услуг представителей (пункт 4 части 1 статьи 106 КАС РФ).
Согласно статье 112 КАС РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.
Из материалов дела следует, что при подаче административного иска административным истцом ФИО2 уплачена государственная пошлина в размере 300 рублей согласно чек-ордеру № от 16 ноября 2017 года.
Согласно договору на оказание юридических услуг № от 17 августа 2017 года, квитанции к приходному кассовому ордеру № от 17 августа 2017 года, дополнительному соглашению к договору на оказание юридических услуг № от 17 августа 2017 года, ФИО2 оплатил ООО «ООО» 3000 рублей за подготовку и подачу административного иска о признании нормативного правового акта недействующим в части.
Учитывая категорию и сложность дела, объем оказанных представителем услуг при рассмотрении настоящего административного дела, суд находит размер понесенных административным истцом судебных расходов разумным.
Доказательств того, что размер суммы судебных издержек по оплате услуг представителя значительно превышает такой размер по аналогичным делам при сравнимых обстоятельствах, в материалы дела не представлено, соответствующих возражений не заявлялось.
При таких обстоятельствах понесенные административным истцом судебные расходы подлежат возмещению административным ответчиком Администрацией Псковской области.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 177-180, 215 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административный иск ФИО2 к Администрации Псковской области о признании нормативного правового акта недействующим в части удовлетворить.
Признать недействующим со дня его принятия постановление Администрации Псковской области от 29 ноября 2011 года №477 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Псковской области» в части утверждения результатов государственной оценки земельного участка с кадастровым номером №, площадью 20000 кв.м., расположенного в <--//--> в размере 1572000 рублей.
Взыскать с Администрации Псковской области в пользу ФИО2 300 (триста) рублей в возмещение расходов по уплате государственной пошлины, а также 3000 (три тысячи) рублей в возмещение расходов по оплате юридических услуг, а всего 3300 (три тысячи триста) рублей.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Российской Федерации через Псковской областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено 22 января 2018 года.
Судья Псковского областного суда . И.М. Панов
.
.