ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-2/2021 от 04.02.2021 Суда Еврейской автономной области (Еврейская автономной область)

Дело № 3а-2/2021

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

4 февраля 2021 г. г. Биробиджан

Суд Еврейской автономной области в составе:

председательствующего судьи Папуловой С.А.,

при секретаре судебного заседания Мерзляковой А.Ю.,

с участием представителя административного истца Зубка М.Е.,

рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению главы (крестьянского) фермерского хозяйства Еськова Н. М. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Еврейской автономной области, правительству Еврейской автономной области об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости пяти земельных участков,

У С Т А Н О В И Л:

Глава (крестьянского) фермерского хозяйства (далее - глава КФХ) Еськов Н.М. обратился в суд с административным иском к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Еврейской автономной области (далее - Управление Росреестра по ЕАО), правительству Еврейской автономной области об установлении кадастровой стоимости пяти земельных участков:

- с кадастровым номером <...> равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2019 в размере <...> руб., установленной отчётом об оценке от 30.10.2020 № <...>, составленного ООО <...>;

- с кадастровыми номерами <...> равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2019 в размере <...> руб.; <...> равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2019 в размере <...> руб.; <...> равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2019 в размере <...> руб.; <...> равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2019 в размере <...> руб., установленной отчётом об оценке от 30.10.2020 № <...>, составленного ООО <...>.

Требования мотивировал тем, что на основании договоров аренды от 09.02.2004 № <...>, 01.04.2011 № <...> является арендатором указанных земельных участков и, обладая исключительным правом выкупа, имеет законный интерес в установлении их кадастровой стоимости в размере действительной рыночной стоимости, так как кадастровая стоимость земельных участков, утверждённая постановлением правительства ЕАО от 26.11.2019 № 420-пп, завышена.

Определением суда от 09.12.2020 к участию в административном деле в качестве заинтересованных лиц на стороне административных ответчиков привлечены Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» (далее - ФГБУ «ФКП Росреестра»), администрация муниципального образования «Ленинский муниципальный район» Еврейской автономной области (далее - администрация МО «Ленинский муниципальный район», администрация).

Представитель административного истца Зубок М.Е. в судебном заседании требования административного искового заявления поддержал, просил обратить решение суда к немедленному исполнению.

В судебное заседание представитель правительства ЕАО О. не явилась, просила рассмотреть дело в отсутствие представителя административного ответчика, на проведении судебной экспертизы не настаивает, о чём в материалах дела имеется заявление.

Административный истец глава КФХ Еськов Н.М., представители административного ответчика Управления Росреестра по ЕАО, заинтересованных лица на стороне административных ответчиков ФГБУ «ФКП Росреестра», администрации МО «Ленинский муниципальный район», комитета по управлению муниципальным имуществом администрации МО «Ленинский муниципальный район» не явились, о месте и времени его проведения извещены надлежащим образом, в связи с чем, на основании статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), суд считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

В письменном отзыве на административный иск законный представитель административного ответчика руководитель Управления Росреестра по ЕАО З. указала, что Управление Росреестра по ЕАО не препятствует административному истцу в реализации законных прав на установление кадастровой стоимости земельных участков в размере их действительной рыночной стоимости.

В возраженияхна административное исковое заявлениеот 28.01.2021представитель административного ответчика правительства ЕАО О. указала, что кадастровая стоимость спорных земельных участков установлена на основании действующего постановления правительства ЕАО от 26.11.2019 № 420-пп. Считает, что отчёты об оценке рыночной стоимости указанных земельных участков от 30.10.2020 № <...>, № <...> подготовлены с нарушением норм действующего законодательства, а именно:

- оценщиком не проведен анализ сделок с земельными участками сельскохозяйственного назначения. Использовался только сайт Росреестра, другие источники не применялись. При поиске на сайте Росреестра сделок с земельными участками сельскохозяйственного назначения (стр. 64 отчёта № <...>), указано, что они отсутствуют, хотя такие сделки проходили;

- при расчёте земельной ренты (стр. 83 отчёта № <...>) оценщик использует понятие нормативной урожайности. В формуле указаны нормативные затраты (5.4), формуле (5.5) нормативная урожайность основной сельскохозяйственной культуры и в дальнейшем приравнивает её к средней урожайности (фактическая), рассчитанной за период с 2014 по 2018 года (10,64). Данный подход является методологически неверным, поскольку нормативная и средняя урожайность являются различными. Нормативная урожайность - это расчётная величина и, как правило, всегда больше, чем средняя урожайность. При расчёте нормативной урожайности учитывается качество почв (индивидуальные характеристики земельного участка). В результате оценщик использует фактическую урожайность на все земельные участки 10,64 по ЕАО. Оценщик не обосновал период определения средней урожайности;

- отсутствует информация по нормативной урожайности муниципального образования «Ленинский муниципальный район», информация с управления сельского хозяйства правительства ЕАО. На стр. 67 (урожайность сои в ТОП-10 регионах) по ЕАО урожайность в 2018 г. - 11,2 ц/га. На ст. 68 в анализе рынка урожайность зерновых по ЕАО - 15,9 ц/га. Таким образом, оценщик указывает разные показатели и вводит в заблуждение. На рисунке 5.4 стр. 85 отсутствует месяц январь. Пример расчёта нормативной урожайности приведен в кадастровом отчёте. В дальнейшем оценщик, определяя цену реализации за период, применяет период равный одному году (2018 год). При этом отсутствует обоснование выбора периода реализации в 1 год;

- методологически неверно использовать различные периоды при определении земельной ренты в рамках одной формулы (5.5). Оценщик использует среднюю урожайность за 5 лет, а реализации принимает 1 год. Применённые оценщиком показатели урожайности (за 5 лет) и цена реализации (за 1 год) несопоставимы. Применение несопоставимых показателей приводит к искажению результата.

Просила назначить судебную экспертизу, проведение которой поручить ассоциации <...>, поставив следующие вопросы:

- допущено ли оценщиком, выполнившим отчёты № <...>, № <...> об оценке рыночной стоимости земельных участков с кадастровыми номерами <...>, нарушение требований федеральных стандартов оценки, предъявляемых к форме и содержанию отчётов, к описанию объекта оценки, к методам расчёта рыночной стоимости, в том числе правильно ли определены факторы, влияющие на стоимость объектов недвижимости, допускались ли ошибки при выполнении математических действий, является ли информация, использованная оценщиком, достоверной, проверяемой;

- в случае несоответствия отчёта действующему законодательству, определить рыночную стоимость пяти земельных участков.

Исследовав материалы административного дела, выслушав пояснения представителя административного лица, прихожу к следующим выводам.

Согласно статье 66 Земельного кодекса РФ рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности (пункт 1).

Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определённых пунктом 3 названной статьи. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу) (пункт 2).

В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости (пункт 3).

В соответствии с частями 1 и 3 статьи 245 КАС РФ, частью 2 статьи 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее - Закон об оценочной деятельности) граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности, не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости (далее - ГКН) оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости, если на момент обращения в суд в ГКН не внесены результаты определения кадастровой стоимости, полученные при проведении очередной государственной кадастровой оценки.

Постановлением правительства ЕАО от 26.11.2019 № 420-пп утверждены результаты определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель лесного фонда, земель особо охраняемых территорий и объектов, земель сельскохозяйственного назначения, расположенных на территории ЕАО недвижимости по состоянию на 01.01.2019, в том числе средние значения удельных показателей кадастровой стоимости земельных участков в составе земель лесного фонда, земель особо охраняемых территорий и объектов, земель сельскохозяйственного назначения по населенным пунктам, муниципальным районам и по кадастровым кварталам на территории ЕАО.

В данном постановлении под № <...> значится объект недвижимости с кадастровым номером <...>, которому утверждена кадастровая стоимость в размере <...> руб., под № <...> значится объект недвижимости с кадастровым номером <...>, которому утверждена кадастровая стоимость в размере <...> руб., под № <...> значится объект недвижимости с кадастровым номером <...>, которому утверждена кадастровая стоимость в размере <...> руб., под № <...> значится объект недвижимости с кадастровым номером <...>, которому утверждена кадастровая стоимость в размере <...> руб., под № <...> значится объект недвижимости с кадастровым номером <...>, которому утверждена кадастровая стоимость в размере <...> руб.

Из содержания выписок из ЕГРН о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 24.07.2020, 27.07.2020 следует, что сведения о кадастровой стоимости объектов недвижимости с кадастровыми номерами <...> внесены в ЕГРН - 21.01.2020.

С административным иском глава КФХ Еськов Н.М. обратился в суд 07.12.2020, то есть в установленный частью 3 статьи 245 КАС РФ пятилетний срок.

Пунктом 1 статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» установлено, что земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в порядке, установленном ЗК РФ.

В силу абзаца 4 пункта 2 статьи 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории сельского поселения, входящего в состав этого муниципального района, и земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом.

В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 39.1 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются, в том числе, на основании договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду.

Из договора аренды земельного участка от 01.04.2011 № <...>, с учётом соглашения от 01.11.2018, следует, что земельные участки с кадастровыми номерами <...>, площадью <...> кв. м, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, разрешённое использование - для ведения сельскохозяйственного производства, местоположение - <...>; <...>, площадью <...> кв. м, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, разрешённое использование - для ведения сельскохозяйственного производства, местоположение - <...>; <...>, площадью <...> кв. м, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, разрешённое использование - для ведения сельскохозяйственного производства, местоположение - <...>; <...>, площадью <...> кв. м, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, разрешённое использование - для ведения сельскохозяйственного производства, местоположение - <...>, переданы администрацией Ленинского муниципального района ЕАО в аренду главе КФХ Еськову Н.М.

Согласно договору аренды земельного участка от 09.02.2004 № <...>, с учётом соглашения от 01.11.2018, земельный участок с кадастровым номером <...>, площадью <...> кв. м, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, разрешённое использование - для организации (крестьянского) фермерского хозяйства, местоположение - <...>, передан комитетом по управлению муниципальным имуществом администрации Ленинского муниципального района ЕАО в аренду главе КФХ Еськову Н.М.

25.11.2020, 26.11.2020 глава КФХ Еськов Н.М. направил в комитет по управлению муниципальным имуществом администрации Ленинского муниципального района ЕАО заявления о выкупе указанных земельных участков.

В соответствии с порядком определения цены земельных участков, находящихся в собственности муниципального образования «Ленинский муниципальный район» ЕАО, предназначенных для ведения сельскохозяйственного производства и переданных в аренду гражданину или юридическому лицу, при их продаже без проведения торгов, утверждённым решением Собрания депутатов муниципального района от 18.03.2016 № 226, цена земельных участков, находящихся в собственности муниципального образования «Ленинский муниципальный район» ЕАО, предназначенных для ведения сельскохозяйственного производства и переданных в аренду гражданину или юридическому лицу, при их продаже без проведения торгов этому гражданину или этому юридическому лицу по истечении трех лет с момента заключения договора аренды с этим гражданином или этим юридическим лицом либо передачи прав и обязанностей по договору аренды земельных участков этому гражданину или этому юридическому лицу при условии надлежащего использования таких земельных участков в случае, если этим гражданином или этим юридическим лицом заявление о заключении договора купли-продажи таких земельных участков без проведения торгов подано до дня истечения срока указанного договора аренды земельного участка, устанавливается в размере, установленном в процентном отношении от его кадастровой стоимости и в зависимости от истечения сроков аренды.

Согласно абзацу 8 пункта 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» лицо, имеющее исключительное право выкупа или аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, вправе оспорить его кадастровую стоимость, если выкупная цена или арендная плата такого участка исчисляется исходя из его кадастровой стоимости.

Таким образом, поскольку административный истец изъявил желание выкупить указанные земельные участки, цена за приобретение которых устанавливается в процентном отношении от их кадастровой стоимости следовательно, результатами кадастровой стоимости затронуты его права и обязанности, что в свою очередь даёт ему право на обращение в суд с настоящим административным иском.

Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость (пункт 2 части 1 статьи 248 КАС РФ, абзац 3 части 11 статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности).

В силу абзаца 5 части 16 статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности к заявлению о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости прилагается отчёт об оценке объекта оценки.

Выше установлено, что кадастровая стоимость спорных земельных участков определена по состоянию на 01.01.2019 с кадастровым номером <...> в размере <...> руб.; с кадастровым номером <...> в размере <...> руб.; с кадастровым номером <...> в размере <...> руб.; с кадастровым номером <...> в размере <...> руб.; с кадастровым номером <...> в размере <...> руб.

В соответствии с частями 1 и 3 статьи 84 КАС РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств.

Согласно статье 11Закона об оценочной деятельности итоговым документом, составленным по результатам определения стоимости объекта оценки независимо от вида определенной стоимости, является отчёт об оценке объекта оценки (далее также - отчёт).

Отчёт составляется на бумажном носителе и (или) в форме электронного документа в соответствии с требованиями федеральных стандартов оценки, нормативных правовых актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.

Отчёт не должен допускать неоднозначное толкование или вводить в заблуждение. В отчёте в обязательном порядке указываются дата проведения оценки объекта оценки, используемые стандарты оценки, цели и задачи проведения оценки объекта оценки, а также иные сведения, необходимые для полного и недвусмысленного толкования результатов проведения оценки объекта оценки, отраженных в отчёте.

Итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчёте, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признаётся достоверной, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное (часть 1 статьи 12 Закона об оценочной деятельности).

Оценщик при осуществлении оценочной деятельности обязан соблюдать требования настоящего Федерального закона, федеральных стандартов оценки, иных нормативных правовых актов Российской Федерации в области оценочной деятельности, а также требования стандартов и правил оценочной деятельности, утверждённых саморегулируемой организацией оценщиков, членом которой он является (статья 15 Закона об оценочной деятельности).

В соответствии со статьёй 20 указанного закона требования к порядку проведения оценки и осуществления оценочной деятельности определяются стандартами оценочной деятельности.

Согласно пункту 29 Федерального стандарта оценки «Оценка недвижимости (ФСО № 7)», утверждённого приказом Минэкономразвития России от 25.09.2014 № 611, при недостаточности рыночных данных, необходимых для реализации какого-либо из подходов к оценке недвижимости в соответствии с требованиями настоящего Федерального стандарта оценки и ФСО № 1, ФСО № 2, ФСО № 3, в рамках выбранного подхода на основе имеющихся данных рекомендуется указать ориентировочные значения (значение) оцениваемой величины, которые не учитываются при итоговом согласовании, но могут быть использованы в качестве поверочных к итоговому результату оценки недвижимости.

Оспаривая кадастровую стоимость земельных участков, административным истцом представлены в суд отчёты об оценке от 30.10.2020 № <...>, № <...>, изготовленные ООО <...> (оценщик С., свидетельство о членстве в саморегулируемой организации оценщиков от <...>№ <...>, регистрационный № <...> от <...>, квалификационный аттестат в области оценочной деятельности по направлению «Оценка недвижимости» от <...>№ <...>). Отчёты содержат сведения об обязательном страховании гражданской ответственности оценщика (страховой полис АО <...> со сроком действия с <...> до <...>).

Согласно представленным административным истцом отчётам по состоянию на 01.01.2019 рыночная стоимость земельных участков с кадастровыми номерами: <...> определена в размере <...> руб.; <...> в размере <...> руб.; <...> в размере <...> руб.; <...> в размере <...> руб.; <...> в размере <...> руб.

Отчёты оценщика содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости оцениваемых объектов и соответствуют требованиям Закона об оценочной деятельности, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативному правовому регулированию оценочной деятельности, стандартов и правил оценочной деятельности.

В соответствии с пунктом 8 Федерального стандарта оценки «Требования к отчету об оценке (ФСО № 3)», утверждённого приказом Министерства экономического развития и торговли РФ от <...>№ <...>, оценщиком составлено точное описание объектов оценки. В отчёте представлена информация о количественных и качественных характеристиках оцениваемых земельных участков.

В отчёте приведены все необходимые ссылки на источники использованной информации, содержатся таблицы, описания расчётов, сами расчёты и пояснения к ним.

Оценивая отчёты от 30.10.2020 № <...>, № <...> по правилам, установленным статьёй 84 КАС РФ, в совокупности с другими представленными по делу доказательствами, суд приходит к выводу, что названные отчёты отвечают требованиям относимости, допустимости, не вызывают сомнений в достоверности, мотивированы, выводы оценщика предельно ясны, обоснованы исследованными обстоятельствами и не содержит противоречий, в том числе относительно выбора используемого подхода к оценке.

Доказательств, опровергающих изложенные в отчётах выводы об определении рыночной стоимости земельных участков, административными ответчиками и заинтересованными лицами не представлено и по делу не имеется.

Доводы представителя административного ответчика правительства ЕАО о том, что отчёты об оценке рыночной стоимости земельных участков от 30.10.2020 № <...>, № <...> подготовлены с нарушением норм действующего законодательства, изложенные в возражениях на административное исковое заявление, не могут быть приняты во внимание по следующим основаниям.

Так, допрошенный судом оценщик С. подтвердил выводы своих отчётов, указал, что на стр. 64 отчёта № <...> приведён порядок поиска сделок с земельными участками посредством анализа сведений из фонда данных государственной кадастровой оценки - мониторинг рынка недвижимости, совершённых в ЕАО за период с 01.01.2017 по 01.01.2019 по земельным участкам категории земель: земли сельскохозяйственного назначения. Согласно данным сервиса в указанный период не выявлено сделок с земельными участками, соответствующими необходимым критериям. На стр. 48 отчёта № <...> приведены иные источники информации, анализируемые с целью поиска объектов-аналогов. В результате анализа указанных источников информации, объекты, сопоставимые с оцениваемыми земельными участками, выявлены не были. Указание представителя правительства ЕАО на тот факт, что сделки проходили и были зарегистрированы в Росреестре, ничем не подтверждено.

Отметил, что аналогом, в соответствии с п. 10 ФСО № 1, признаётся объект, сходный объекту оценки по основным экономическим, материальным, техническим и другим характеристикам, определяющим его стоимость. Соответственно, для целей оценки интересовали сделки с земельными участками категории земель сельскохозяйственного назначения, имеющие вид разрешённого использования сопоставимый с объектами оценки (организация КФХ, для сельскохозяйственного производства), сопоставимой площади, а также, чтобы в информации по сделке были указаны все необходимые условия.

Уточнил, что все доступные оценщику печатные издания приведены на стр. 48 отчёта. Интернет портал «Авито» не мог использоваться оценщиком ввиду особенностей размещения информации на указанном сайте (объявления размещаются на определённый срок, по истечении которого оно удаляется и становится недоступным для просмотра пользователями). Отчёт об оценке составлялся в период с 28.07.2020 по 30.10.2020, а дата определения стоимости - 01.01.2019. Таким образом, в период составления отчёта для анализа были доступны только объявления, имеющиеся в период с 28.07.2020 по 30.10.2020, т.е. после даты оценки. В соответствии с п. 8 ФСО № 1 информация о событиях, произошедших после даты оценки, может быть использована для определения стоимости объекта оценки только для подтверждения тенденций, сложившихся на дату оценки, в том случае, когда такая информация соответствует сложившимся ожиданиям рынка на дату оценки.

Сайт ГОСТОРГИ, на отсутствие анализа которого ссылается представитель правительства ЕАО, является платным сервисом по персонализированному поиску тендеров. На данном сайте не содержится информация о продаже земельных участков сельскохозяйственного назначения в ЕАО. Считает, что указание представителем правительства ЕАО на необходимость применения тех или иных источников информации является некорректной, нарушает принципы независимости оценщика, предъявляет излишние требования к отчёту, неустановленные стандартами оценки, нарушает п. 25 ФСО № 7.

Пояснил, что для целей расчёта рыночной стоимости объектов оценки, определена нормативная урожайность на основании официальных статистических показателей по данным Управления Федеральной службы государственной статистики по Хабаровскому краю, Магаданской области, Еврейской автономной области и Чукотского автономному округу.

В современных учебниках предусмотрена методика определения урожайности на основе статистических данных об урожайности за последние 3-5 лет.

В отчётах представлены данные из аналитической статьи «Посевные площади, валовые сборы и урожайность сои в России. Итоги 2018 года» в основу которой брались общие показатели урожайности сои по ключевым регионам-производителям (ТОП-10) для их сравнения в аналитических целях, не более того, и в расчётах данный показатель не участвует.

В расчётах использовался более точный статистический показатель в расчёте на убранную площадь в весе после доработки.

В качестве нормативной урожайности в отчётах используется средний показатель урожайности сои в ЕАО, рассчитанный по данным Управления Федеральной службы государственной статистики по Хабаровскому краю, Магаданской области, Еврейской автономной области и Чукотского автономному округу за период 2014-2018 года - 10,64 ц/га.

Для расчётов использовался усреднённый показатель цены на декабрь 2081 года, рассчитанный накопленным итогом за период с января по декабрь 2018 года, который составил 17 928,87 руб. за тонну. Январский показатель - 14 123,88 руб.

В связи с этим отчёты от 30.10.2020 № <...>, № <...> отвечают требованиям относимости, допустимости и являются надлежащими доказательствами, подтверждающими достоверную рыночную стоимость земельных участков.

У суда отсутствуют основания сомневаться в правильности выводов оценщика, так как представленные отчёты об оценке рыночной стоимости земельных участков соответствует требованиям Федерального закона № 135-ФЗ, положениям и нормам федеральных стандартов оценки, действующих на момент проведения оценки.

Таким образом, суд приходит к выводу об установлении кадастровой стоимости земельных участков равной значениям, указанным в отчётах от 30.10.2020 № <...>, № <...>.

Решение суда приводится в исполнение после вступления его в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения, в порядке, установленном федеральным законом. Суд вправе указать предельные сроки исполнения решения суда в соответствии с характером соответствующих требований (статья 187 КАС РФ).

В соответствии со статьей 188 КАС РФ решения суда подлежат немедленному исполнению в случаях, прямо предусмотренных настоящим Кодексом, а также в случае обращения судом принятого им решения к немедленному исполнению (часть 1); в случае отсутствия в настоящем Кодексе прямого запрета на немедленное исполнение решений по административным делам определенной категории суд по просьбе административного истца может обратить решение по административному делу к немедленному исполнению, если вследствие особых обстоятельств замедление исполнения этого решения может нанести значительный ущерб публичным или частным интересам. Вопрос о немедленном исполнении решения суда может быть рассмотрен одновременно с его принятием (часть 2).

Однако представителем административного истца не представлены доказательства, что замедление исполнения решения суда может нанести значительный ущерб интересам административного истца.

Таким образом, исходя из выше изложенного, ходатайство представителя административного истца Зубка М.Е. об обращении решения суда к немедленному исполнению удовлетворению не подлежит.

Поскольку административный истец глава КФХ Еськов Н.М. обратился в суд с административным иском 07.12.2020, то указанную дату следует считать датой его обращения о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости.

Настоящее решение является основанием для внесения вЕдиныйгосударственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости указанных в административном иске земельных участках в соответствии с пунктом 1 части 5 статьи 8 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

Руководствуясь статьями 175-180, 249, 295-298 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Административное исковое заявление главы (крестьянского) фермерского хозяйства Еськова Н. М. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Еврейской автономной области, правительству Еврейской автономной области об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости пяти земельных участков, удовлетворить.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером <...>, площадью <...> кв. м, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, разрешённое использование - для организации (крестьянского) фермерского хозяйства, местоположение - <...>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2019 в размере <...>.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером <...>, площадью <...> кв. м, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, разрешённое использование - для ведения сельскохозяйственного производства, местоположение - <...>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2019 в размере <...>.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером <...>, площадью <...> кв. м, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, разрешённое использование - для ведения сельскохозяйственного производства, местоположение - <...>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2019 в размере <...>.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером <...>, площадью <...> кв. м, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, разрешённое использование - для ведения сельскохозяйственного производства, местоположение - <...>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2019 в размере <...>

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером <...>, площадью <...> кв. м, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, разрешённое использование - для ведения сельскохозяйственного производства, местоположение - <...> равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2019 в размере <...>.

Датой обращения с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости считать 07.12.2020.

Настоящее решение суда в соответствии с пунктом 1 части 5 статьи 8 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» является основанием для внесения в Единыйгосударственный реестр недвижимостисоответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами: <...>, местоположение - <...>; <...>, местоположение - <...>; <...>, местоположение - <...>; <...>, местоположение - <...>; <...>, местоположение - <...>.

На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции через суд Еврейской автономной области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья С.А. Папулова