Дело № 3а-2/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
05 февраля 2021 года г. Южно-Сахалинск
Сахалинский областной суд в составе:
председательствующего судьи – Лихачевой С.А.,
с участием прокурора Зайцевой Я.А.,
при секретаре Лашневой Т.А,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Ф.И.О.1 о признании недействующими Правил землепользования и застройки на территории городского округа «Город Южно-Сахалинск» в части отнесения земельного участка к двум территориальным зонам,
у с т а н о в и л :
решением городского Собрания города Южно-Сахалинска от 30 января 2013 года № 744/44-13/4 утверждены Правила землепользования и застройки на территории городского округа «город Южно-Сахалинск» вместе с Картой градостроительного зонирования территории города Южно-Сахалинска, (далее Правила землепользования и застройки).
Решением Городской Думы города Южно-Сахалинска от 29 апреля 2020 года № 199/10-20-6 в указанные Правила землепользования и застройки внесены изменения, нормативный правовой акт дополнен, в частности, статьей 75, устанавливающей градостроительный регламент для территориальной зоны природного ландшафта (ПТ-2).
18 декабря 2020 года Ф.И.О.1, являющаяся собственником земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> расположенного по адресу: <адрес>, действуя через представителя ФИО1, обратилась в Сахалинский областной суд с административным исковым заявлением о признании не действующим Правил землепользования и застройки в части отнесения ее земельного участка к двум территориальным зонам: зоне природного ландшафта (ПТ-2) и территории общего пользования, градостроительный регламент для которой не установлен.
В обоснование заявленных требований указано, что в нарушение положений части 2 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации и части 4 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации территориальное зонирование земельного участка не отвечает требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне, что создает неопределенность его правового режима и препятствует использованию по назначению.
В порядке подготовки дела к рассмотрению определением судьи от 21 декабря 2020 года к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена администрация города Южно-Сахалинска.
В возражениях на административный иск Городская Дума города Южно-Сахалинска просит в удовлетворении требований Ф.И.О.1 отказать. Указывает на то, что нахождение спорного земельного участка в соответствии с оспариваемым нормативным правовым актом на территории общего пользования и в пределах территориальной зоны природного ландшафта, являющегося одним из видов функциональной зоны рекреационного назначения, соответствует генеральному плану города и не противоречит приведенным в административном иске положениям федерального законодательства, поскольку для территории общего пользования градостроительный регламент не устанавливается, в силу чего территориальной зоной она не является. Отмечает, что сложившаяся градостроительная ситуация соответствует правовому регулированию, установленному пунктом 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации. Обращает внимание на то, что удовлетворение административного иска не приведет к восстановлению прав административного истца, поскольку строительство индивидуального жилого дома в границах земельного участка с учетом градостроительного регламента территориальной зоны ПТ-2 не предусмотрено.
Администрация города Южно-Сахалинская в письменных возражениях также просит отказать в удовлетворении административного иска, приводя, в целом, аналогичные мотивы.
В судебном заседании представитель административного истца ФИО1 административный иск поддержал, представитель городской Думы города Южно-Сахалинска ФИО2, представитель администрации города Южно-Сахалинска ФИО3 возражали против его удовлетворения, указывая на то, что земельный участок административного истца относится только к одной территориальной зоне, так как территория общего пользования, для которой административный регламент не установлен, к такой зоне не относится, прокурор Зайцева Я.А. в заключении полагала административный иск подлежащим удовлетворению.
Ф.И.О.1 в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена своевременно и в надлежащей форме, в связи с чем на основании части 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации дело рассмотрено в ее отсутствие.
Изучив материалы дела, заслушав объяснения явившихся лиц, приняв во внимание заключение прокурора Зайцевой Я.А., суд приходит к следующему.
Из дела усматривается, что Ф.И.О.1 с 05 августа 2020 года является собственником земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, с кадастровым номером <данные изъяты> (категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - под строительство индивидуального 1-2 этажного жилого дома) (том 1 л.д. 11-12).
19 августа 2020 года она обратилась в Департамент архитектуры и градостроительства города Южно-Сахалинска с уведомлением о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства на указанном земельном участке, в ответ на которое получила уведомление от 25 августа 2020 года о несоответствии параметров, указанных в уведомлении, предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объекта капитального строительства, мотивированное тем, что согласно Правилам землепользования и застройки на территории городского округа «Город Южно-Сахалинск» земельный участок расположен в зоне природного ландшафта (ПТ-2) и зоне, градостроительный регламент для которой не установлен, размещение индивидуальных жилых домов в которых не предусмотрено.
Таким образом, Правила землепользования и застройки в оспариваемой части применены в отношении административного истца.
Согласно пункту 26 части 1 статьи 16, частям 1 и 4 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», пункту 3 части 3 статьи 8 и части 1 статьи 32 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее ГрК РФ) утверждение правил землепользования и застройки относится к вопросам местного значения городского округа, по которым представительным органом местного самоуправления городского округа принимаются муниципальные правовые акты.
В соответствии со статьями 25 (часть 1) и 26 (пункт 5 части 2) устава городского округа «Город Южно-Сахалинск» (в редакциях, действовавших на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта и внесения в него изменений) городское Собрание (в настоящее время городская Дума) является представительным органом города Южно-Сахалинска, к полномочиям которого относится утверждение правил землепользования и застройки, внесение изменений в них.
Процедура подготовки и принятия правил землепользования и застройки, их утверждения и внесения в них изменений регламентированы статьями 31 - 33 ГрК РФ.
Соблюдение процедуры принятия Правил землепользования и застройки (до внесения в них изменений от 29 апреля 2020 года) и полномочия административного ответчика по их изданию ранее были предметом проверки судебных инстанций, и подтверждаются решением Сахалинского областного суда от 07 сентября 2018 года, оставленным без изменения апелляционным определением Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 30 октября 2019 года № 64-АПА19-10 по административному делу по административному иску ФИО4 об оспаривании отдельных положений Правил землепользования и застройки на территории городского округа «Город Южно-Сахалинск», утвержденных решением городского Собрания города Южно-Сахалинска от 30 января 2013 года № 744/44-13-4, генерального плана городского округа «Город Южно-Сахалинск», утвержденного решением городского Собрания города Южно-Сахалинска от 04 июля 2012 года № 603/38-12-4 (том 1 л.д. 136-142, 143-148).
Представленные суду материалы свидетельствуют о том, что положения указанных статей ГрК РФ при внесении изменений в Правила землепользования и застройки, административным ответчиком также соблюдены.
Так, решение о подготовке проекта «О внесении изменений в Правила землепользования и застройки на территории городского округа «Город Южно-Сахалинск» в части установления градостроительных регламентов для территориальных зон природного ландшафта (ПТ-1, ПТ-2, ПТ-3) принято главой администрации города Южно-Сахалинска в постановлении от 16 апреля 2019 года № 1178-па, которое опубликовано в газете «Южно-Сахалинск сегодня» № 23 (1401) от 25 апреля 2019 года и размещено на официальном сайте администрации города Южно-Сахалинска наряду с сообщением о составе и порядке деятельности комиссии по подготовке проекта изменений в Правила землепользования и застройки (том 1 л.д. 229-231, 232, 233, 235-236, 237-241).
Тем же должностным лицом издано постановление от 17 мая 2019 года № 1359-па о проведении публичных слушаний по проекту внесения изменений в Правила землепользования и застройки на территории городского округа «Город Южно-Сахалинск», которое вместе с указанным проектом опубликовано в газете «Южно-Сахалинск сегодня» № 30 (1408) от 23 мая 2019 года и размещено на официальном сайте администрации города Южно-Сахалинска (том 1 л.д.251-252, 253-254, 255-257, 257, 264-269).
В период с 21 июня по 15 июля 2019 года публичные слушания проведены, о чем составлен соответствующий протокол (том 1 л.д. 270-271).
По результатам публичных слушаний 16 июля 2019 года подготовлено заключение с предложением об утверждении проекта, которое опубликовано в газете «Южно-Сахалинск сегодня» № 42 (1420) от 18 июля 2019 года (том 1 л.д. 272, 273-274, 275).
22 августа 2019 года главой администрации города Южно-Сахалинска издано постановление № 2501-па «О направлении проекта о внесении изменений в Правила землепользования и застройки на территории городского округа «Город Южно-Сахалинск», утвержденные решением городского Собрания города Южно-Сахалинска от 30 января 2013 года № 744/44-13-4, в Городскую Думу города Южно-Сахалинска», которое опубликовано в газете «Южно-Сахалинск сегодня» № 53 (1431) от 29 августа 2019 года и на официальном сайте администрации города Южно-Сахалинска (том 1 л.д. 276, 277, 278-279).
Данный проект рассмотрен на 10-м заседании Городской Думы города Южно-Сахалинска 29 апреля 2020 года правомочным составом указанного органа при наличии кворума (присутствовал 21 депутат из 25) и принят большинством голосов от установленной численности депутатов представительного органа (части 1, 4, 5 статьи 25 Устава городского округа «Город Южно-Сахалинск», принятого решением городского Собрания города Южно-Сахалинска от 22 февраля 2006 года № 180/13-06-3, часть 2 статьи 18, часть 1 статьи 22 Регламента Городской Думы города Южно-Сахалинска», утвержденного решением Городской Думы города Южно-Сахалинска от 03 октября 2014 года № 2/1-14-5) (том 2 л.д. 16-27).
12 мая 2020 года принятое решение подписано мэром города, а 21 мая 2020 года - опубликовано в газете «Южно-Сахалинск сегодня» № 27 (1490) (том 2 л.д. 14).
Таким образом, изменения в правила землепользования и застройки на территории городского округа «Город Южно-Сахалинск» внесены полномочным органом с соблюдением установленной Уставом городского округа «Город Южно-Сахалинск» процедуры. Правила введения нормативного правового акта в действие, в том числе порядок опубликования, также соблюдены; по этим основаниям Правила землепользования и застройки не оспариваются.
При рассмотрении вопроса о соответствии нормативного правового акта органа местного самоуправления в оспариваемой части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к следующему.
Статьей 3 (части 1, 4) ГрК РФ предусмотрено, что законодательство о градостроительной деятельности включает Кодекс, другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить настоящему Кодексу.
Правила землепользования и застройки являются документом градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений (пункт 8 статьи 1 ГрК РФ).
Составной частью правил землепользования и застройки является карта градостроительного зонирования, содержащая границы территориальных зон (пункт 2 части 2, часть 4 статьи 30 ГрК РФ).
При подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются в том числе с учетом функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных генеральным планом городского округа (пункт 2 части 1 статьи 34 ГрК РФ).
Из системного толкования положений пунктов 2, 5, 6, 7 и 8 статьи 1, пункта 1 части 2 статьи 33 ГрК РФ следует, что установление территориальных зон конкретизирует положения документов территориального планирования в целях установления правового режима использования земельных участков, не изменяя при этом параметры планируемого развития территорий, предусмотренных для соответствующей функциональной зоны. Несоответствие правил землепользования и застройки муниципального образования генеральному плану, в том числе в части картографического материала, которым устанавливаются территориальные зоны, является основанием для рассмотрения вопроса о приведении их в соответствие с указанным документом территориального планирования.
При этом частью 4 статьи 30 ГрК РФ установлено, что границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне. Формирование одного земельного участка из нескольких земельных участков, расположенных в различных территориальных зонах не допускается.
Частью 2 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне. Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный Ф.И.О.3 для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков). Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент. Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, сооружений.
Согласно фрагменту карты функционального зонирования и фрагменту карты объектов местного значения городского округа «Город Южно-Сахалинск» (улично-дорожная сеть и сооружения транспортной инфраструктуры) из генерального плана городского округа «Город Южно-Сахалинск», утвержденного решением городского Собрания города Южно-Сахалинска от 04 июля 2012 года № 603/38-12-4 (в редакции от 30 января 2019 года) земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> расположен частично в зоне рекреационного назначения, частично – в зоне улично-дорожной сети (проектируемой автомобильной дороги федерального значения 3 технической категории) (том 1 л.д. 94-95, 134-135).
Пунктом 1.1 Положения о территориальном планировании указанного генерального плана предусмотрено, что в состав зон рекреационного назначения (зона рекреационного назначения, зона природного ландшафта, зона городских лесов, зона отдыха) включаются зоны в границах территорий, занятых городскими лесами, скверами, парками, городскими садами, прудами, озерами, водохранилищами, пляжами, а также в границах иных территорий, используемых и предназначенных для отдыха, туризма, занятий физической культурой и спортом.
Согласно фрагменту карты градостроительного зонирования из Правил землепользования и застройки на территории городского округа «Город Южно-Сахалинск» этот земельный участок расположен частично в территориальной зоне природного ландшафта (ПТ-2), частично в границах улично-дорожной сети (том 1 л.д. 132-133).
Градостроительным регламентом для зоны природного ландшафта предусмотрен основной вид разрешенного использования – земельные участки общего пользования, вспомогательный вид разрешенного использования – предоставление коммунальных услуг (статья 75 Правил землепользования и застройки).
Улично-дорожная сеть применительно к положениям пункта 12 статьи 1 ГрК РФ относится к территориям общего пользования, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц.
В силу пункта 2 части 4 статьи 36 данного Кодекса действие градостроительного регламента не распространяется на земельные участки в границах территорий общего пользования.
Частью 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.
При этом в силу пункта 7 статьи 1 ГрК РФ под территориальными зонами понимаются зоны, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты.
Из приведенных правовых норм и фактических обстоятельств дела следует, что в границах принадлежащего Ф.И.О.1 земельного участка имеется только одна территориальная зона – зона природного ландшафта, для которой установлен градостроительный регламент, и территория общего пользования, на которую его действие не распространяется.
При изложенных обстоятельствах отсутствует неопределенность правового режима земельного участка.
Учитывая, что Правила землепользования и застройки в указанной части соответствуют генеральному плану городского округа «Город Южно-Сахалинск», положений приведенного федерального законодательства не нарушают, оснований для удовлетворения административного иска не имеется.
Приведенные в ходе рассмотрения дела представителем административного истца аргументы об отсутствии в оспариваемом нормативном правовом акте сведений об изъятии принадлежащего административному истцу земельного участка в связи с его расположением в границах территории общего пользования, основанием для удовлетворения заявленных требований не являются, поскольку в силу положений статьи 30 ГрК РФ такие сведения в правилах землепользования и застройки отражению не подлежат.
Более того, согласно части 6 статьи 18 оспариваемых Правил землепользования и застройки земельные участки в пределах зон рекреационного назначения у собственников, владельцев, пользователей и арендаторов не изымаются и используются ими с соблюдением установленного для этих зон особого правового режима.
Частью 8 статьи 36 ГрК РФ также установлено, что земельные участки или объекты капитального строительства, виды разрешенного использования, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры и предельные параметры которых не соответствуют градостроительному регламенту, могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если использование таких земельных участков и объектов капитального строительства опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия.
При таких обстоятельствах, когда в ходе рассмотрения дела не установлено нарушение порядка принятия Правил землепользования и застройки, их противоречие в оспариваемой части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, в том числе указанным в административном иске, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для его удовлетворения.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
В удовлетворении административного иска Ф.И.О.1 о признании недействующими Правил землепользования и застройки на территории городского округа «Город Южно-Сахалинск», утвержденных решением городского Собрания города Южно-Сахалинска от 30 января 2013 года № 744/44-13-4, в части отнесения земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенного по адресу: <адрес>, к двум территориальным зонам отказать.
Сообщение о принятии указанного решения подлежит опубликованию в газете «Южно-Сахалинск сегодня» в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции через Сахалинский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Решение принято в окончательной форме 12 февраля 2021 года.
Судья С.А.Лихачева