ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-2/2021 от 12.02.2021 Камчатского краевого суда (Камчатский край)

Дело № 3а-2/2021

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Петропавловск-Камчатский «12» февраля 2021 года

Камчатский краевой суд в составе:

председательствующего судьи Горна В.Ф.,

при секретаре Винник Е.Б.,

с участием Воробьева О.А., представителя Думы Соболевского муниципального района, главы Соболевского муниципального района и администрации Соболевского муниципального района Сапожковой А.В., прокурора отдела прокуратуры Камчатского края Соловьевой О.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Петропавловске-Камчатском административное дело по административному исковому заявлению Воробьева О.А. о признании частично недействующим решения Думы Соболевского муниципального района от 19 октября 2018 года № 495 «Об утверждении реестра жилых помещений специализированного жилого фонда Соболевского муниципального района»,

У С Т А Н О В И Л:

15 октября 2018 года Думой Соболевского муниципального района принято решение № 190 «О проекте решения Соболевского муниципального района «Об утверждении реестра жилых помещений специализированного жилого фонда Соболевского муниципального района». После его подписания главой Соболевского муниципального района решению присвоен № 495 от 19 октября 2018 года, текст решения опубликован в официальном печатном издании «Соболевский вестник» от 19 октября 2018 года № 27.

В указанный Реестр под номером 12 в качестве жилого помещения специализированного жилищного фонда Соболевского муниципального района включена квартира № 2, расположенная <адрес>.

Воробьев О.А. обратился в суд с административным иском, которым просил признать недействующим пункт 12 Реестра жилых помещений специализированного жилищного фонда Соболевского муниципального района, ссылаясь на несоответствие нормативного правового акта в приведенной части статье 92 ЖК РФ и Правилам отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду.

В обоснование указал, что с 2002 года проживает в указанном жилом помещении на условиях социального найма, зарегистрирован в нем по месту жительства. На дату принятия оспариваемого решения действие договора о предоставлении ему жилого помещения не было прекращено, что исключало возможность включения выделенной ему квартиры в состав специализированного жилищного фонда.

Относительно искового заявления поданы возражения, в которых глава Соболевского муниципального района Куркин В.И. считает, что нормативный правовой акт в оспариваемой части принят в рамках предоставленных Думе Соболевского муниципального района полномочий, федеральному законодательству или иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, не противоречит.

В судебном заседании Воробьев О.А. заявленные требования поддержал.

Представитель Думы Соболевского муниципального района, главы Соболевского муниципального района и администрации Соболевского муниципального района Сапожкова А.В. административный иск не признала.

Выслушав и дав оценку объяснениям сторон, исследовав материалы дела, с учетом заключения прокурора Соловьевой О.И. о наличии оснований для удовлетворения требований истца, суд приходит к следующему.

В соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 19 Жилищного кодекса РФ (далее ЖК РФ) специализированный жилищный фонд представляет собой совокупность предназначенных для проживания отдельных категорий граждан и предоставляемых по правилам раздела IV настоящего Кодекса жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов.

В силу пункта 1 части 1 статьи 92 ЖК РФ к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся служебные жилые помещения.

Как следует из материалов дела, жилое помещение, расположенное по адресу: Камчатский край, Соболевский район, с. Соболево, <адрес>, находится в собственности Соболевского муниципального района, государственная регистрация права на объект недвижимости выполнена 28 сентября 2006 года (л.д. 26-28, 65).

14 февраля 2002 года исполнительным комитетом Соболевского районного совета народных депутатов Воробьеву О.А., проходящему службу в районном отделе внутренних дел в должности следователя, выдан ордер на вселение в служебное жилое помещение, расположенное по указанному выше адресу (л.д. 50).

Это же жилое помещение передано Воробьеву О.А. и членам его семьи администрацией Соболевского муниципального района на условиях договора найма служебного жилого помещения от 17 июня 2009 года (л.д. 51-54). ДД.ММ.ГГГГ Воробьев О.А. зарегистрирован в нем месту жительства (л.д. 72).

Решением Думы Соболевского муниципального района от 19 октября 2008 года № 495 (в редакции решений Думы Соболевского муниципального района от 26 декабря 2018 года № 505, от 27 июня 2019 года № 521, от 25 ноября 2020 года № 547) утвержден Реестр жилых помещений специализированного жилого фонда Соболевского муниципального района, в который под номером 12 включена квартира <адрес>.

По мнению истца, решение представительного органа местного самоуправления в приведенной выше части принято с нарушением действующего законодательства, регулирующего порядок включения жилого помещения в специализированный жилищный фонд, и нарушает его право на владение и пользование жилым помещением.

Воробьев О.А., как лицо, владеющее жилым помещением, включенным в Реестр жилых помещений специализированного жилого фонда Соболевского муниципального района, является субъектом правоотношений, регулируемых этим нормативным правовым актом, и в силу части 1 статьи 208 КАС РФ наделен правом на обращение в суд с административным иском о признании его недействующим.

Согласно части 2 статьи 91 ЖК РФ, на соответствие которой истец просит проверить оспариваемый нормативный правовой акт, в качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов. Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.

Правилами отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду (утверждены постановлением Правительства РФ от 26 января 2016 года № 42) также установлено, что включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда и исключение жилого помещения из указанного фонда производятся на основании решения органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом, с учетом требований, установленных настоящими Правилами.

Проверяя полномочия Думы Соболевского муниципального района на включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд, суд руководствуется Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», частью 1 статьи 51 которого установлено, что органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения (ч. 1 ст. 34).

Полномочия, находящиеся в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования, перечислены в части 10 статьи 35 этого Федерального закона, в числе которых определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности (пункт 5).

Иные полномочия представительных органов муниципальных образований определяются федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований (ч. 11 ст. 35).

Устав Соболевского муниципального района, определяя в статье 24 компетенцию Думы Соболевского муниципального района, дублирует приведенные выше правовые нормы Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ, не наделяя при этом представительный орган местного самоуправления полномочиями по непосредственному управлению муниципальной собственностью, включая муниципальный жилищный фонд.

Данных о том, что Дума Соболевского муниципального района наделена такими полномочиями в порядке, предусмотренном частью 11 статьи 35 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ, сторонами не представлено.

Напротив, такими полномочиями обладает исполнительно-распорядительный орган муниципального района – администрация Соболевского муниципального района, что следует из содержания взаимосвязанных положений части 1 статьи 37 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и пункта 6 части 1 статьи 42 Устава Соболевского муниципального района.

Утверждение представителя Думы Соболевского муниципального района о том, что полномочие представительного органа муниципального района по определению порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности, предполагает, в том числе, принятие решений о включении жилого помещения в специализированный жилищный фонд, не может быть признано обоснованным, поскольку в силу прямого указания на то в части 2 статьи 91 ЖК РФ и пункте 12 Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду принятие такого решения находится в компетенции органа, осуществляющего управление жилищным фондом.

Предусмотренное статьей 51 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» право органов местного самоуправления самостоятельно от имени муниципального образования владеть, пользоваться и распоряжаться муниципальным имуществом, не означает возможность произвольной реализации данного права. Такое право осуществляется с учетом установленного этим Федеральным законом и уставом муниципального образования разграничения компетенции представительного органа и исполнительно-распорядительного органа местного самоуправления.

Применительно к обстоятельствам возникшего спора полномочия Думы Соболевского муниципального района по определению порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности, заключаются в утверждении общих правил, необходимых для реализации прав собственника такого имущества, и по своему содержанию не являются тождественными полномочиям администрации Соболевского муниципального района по управлению муниципальным имуществом.

При установленных по делу обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что оспариваемый административным истцом нормативный правовой акт принят с нарушением полномочий представительного органа местного самоуправления.

В соответствии с частью 8 статьи 213 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов.

Согласно разъяснениям, приведенным в пункте 28 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» если судом будет установлено, что оспариваемый акт или его часть приняты по вопросу, который не мог быть урегулирован нормативным правовым актом данного уровня, или приняты с нарушением полномочий органа, издавшего этот акт, то оспариваемый акт или его часть признаются недействующими.

Нормативный правовой акт, принятый Думой Соболевского муниципального района с нарушением полномочий, не должен порождать правовых последствий, в связи с чем без исследования других обстоятельств по делу, в том числе его содержания, подлежит признанию недействующим в оспариваемой административным истцом части с момента его принятия. К такому выводу суд приходит с учетом требований части 7 статьи 213 КАС РФ, согласно которой при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются.

В соответствии с частью 13 статьи 35 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ нормативный правовой акт, принятый представительным органом муниципального образования, направляется главе муниципального образования для подписания и обнародования в течение 10 дней. Соответствующий этой правовой норме порядок принятия нормативных правовых актов Думой Соболевского муниципального района установлен частью 4 статьи 25 Устава Соболевского муниципального района. Соответственно, решение главы Соболевского муниципального района о подписании и обнародовании решения представительного органа местного самоуправления об утверждении реестра жилых помещений специализированного жилищного фонда, несогласие с которым выражает истец, носит процедурный характер и не может быть предметом самостоятельной судебной проверки в порядке главы 21 КАС РФ.

В порядке пункта 2 части 4 статьи 215 КАС РФ сообщение о принятии данного решения подлежит опубликованию в печатном издании «Соболевский вестник» в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу.

В соответствии с частью 1 статьи 111 КАС РФ с Думы Соболевского муниципального района в пользу Воробьева О.А. подлежат взысканию расходы по уплате государственной пошлины в размере 450 рублей, уплаченной при подаче в суд административного искового заявления и апелляционной жалобы (л.д. 12, 133).

На основании пункта 1 части 1 статьи 333.40 НК РФ излишне уплаченная государственная пошлина при подаче в суд искового заявления в размере 300 рублей подлежит возвращению.

Руководствуясь ст. ст. 175-180, 215 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л :

административное исковое заявление Воробьева О.А. удовлетворить.

Признать недействующим с момента принятия пункт 12 Реестра жилых помещений специализированного жилого фонда Соболевского муниципального района, утвержденного решением Думы Соболевского муниципального района от 19 октября 2018 года № 495.

Взыскать с Думы Соболевского муниципального района в пользу Воробьева О.А. расходы по уплате государственной пошлины в размере 450 рублей.

Возвратить Воробьеву О.А. государственную пошлину в размере 300 рублей, излишне уплаченную по чек-ордеру № 4981 от 20 апреля 2020 года.

Сообщение о настоящем решении суда подлежит опубликованию в печатном издании «Соболевский вестник» в течение одного месяца со дня вступления его в законную силу.

На решение суда может быть подана апелляционная жалоба, апелляционное представление в апелляционный суд общей юрисдикции через Камчатский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Решение суда в окончательной форме изготовлено 12 февраля 2021 года.

Судья В.Ф.Горн