ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-2/2022 от 09.03.2022 Вологодского областного суда (Вологодская область)

ВОЛОГОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 09 марта 2022 года № 3а-2/2022

г. Вологда

Вологодский областной суд в составе:

председательствующего судьи Соколова М.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарём Журавлевой В.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению заместителя Волжского межрегионального природоохранного прокурора об оспаривании нормативного правового акта в части,

установил:

заместитель Волжского межрегионального природоохранного прокурора обратился в суд с административным исковым заявлением в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц об оспаривании отдельных положений лесохозяйственного регламента Череповецкого лесничества Вологодской области, утвержденного приказом Департамента лесного комплекса Вологодской области от 29 октября 2018 года № 1618, с учетом внесенных изменений приказами от 12 марта 2019 года № 343, от 30 сентября 2019 года № 1164, от 13 декабря 2019 года № 1691, от 03 августа 2020 года № 758, от 18 декабря 2020 года № 1510.

В обоснование требований указал, что на территории Мяксинского участкового лесничества (квартал 29 выделы 2, 4, 8, 9, 22, 23) Череповецкого лесничества расположен комплексный (ландшафтный) государственный природный заказник «Карпово», однако, расположенные на его территории леса отнесены к категории эксплуатационных, что противоречит положениям статей 12, 111, 112 Лесного кодекса Российской Федерации, поскольку цели освоения эксплуатационных лесов не соответствует целям создания особо охраняемых природных территорий. Данные нарушения законодательства напрямую затрагивают интересы Российской Федерации, как собственника лесных участков, а также права неопределенного круга лиц, которые постоянно или временно проживают на территории Вологодской области на сохранение благоприятной окружающей среды.

Административный истец просил суд признать недействующим с момента принятия Лесохозяйственный регламент Череповецкого лесничества Вологодской области, утвержденный приказом Департамента лесного комплекса Вологодской области от 29 октября 2018 года № 1618 (в редакции приказов Департамента лесного комплекса Вологодской области от 12 марта 2019 года № 343, от 30 сентября 2019 года № 1164, от 13 декабря 2019 года № 1691, от 03 августа 2020 года № 758, от 18 декабря 2020 года № 1510), в части включения в эксплуатационные леса в таблице № 1.1.4.1 раздела 1.1.4 «Распределение лесов по целевому назначению и категориям защитных лесов по кварталам или их частям» лесных участков особо охраняемой природной территории областного значения комплексного (ландшафтного) государственного природного заказника «Карпово» в Череповецком районе Вологодской области (Череповецкое лесничество, Мяксинское участковое лесничество, квартал 29 выделы 2, 4, 8, 9, 22, 23.

Представитель административного истца заместитель начальника отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры Суворова Е.С., участвующая в судебном заседании посредством видеоконференц-связи, в судебном заседании административные исковые требования поддержала, просила удовлетворить.

Представитель административного ответчика Департамента лесного комплекса Вологодской области по доверенности Солодягин А.В. в судебном заседании возражал против удовлетворения требований по основаниям, изложенным в отзыве.

Представители заинтересованных лиц Федерального агентства лесного хозяйства (Рослесхоз), Федерального государственного бюджетного учреждения «Рослесинфорг», Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Вологодской области в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, представили отзывы на административное исковое заявление.

Суд, заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

На основании статьи 1.1 Положения о Департаменте лесного комплекса Вологодской области (утверждено постановлением Правительства Вологодской области от 24 сентября 2012 года № 1108) Департамент является постоянно действующим органом исполнительной государственной власти области в сфере организации и обеспечения использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов на землях лесного фонда, ведения государственного лесного реестра, осуществления федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), федерального государственного пожарного надзора в лесах, обеспечения инвестиционного и инновационного развития лесопромышленного комплекса области и в соответствии со статьёй 83 Лесного кодекса Российской Федерации осуществляет переданные Российской Федерацией полномочия в области лесных отношений.

Согласно пункту 2.1 Положения целью деятельности Департамента как органа исполнительной государственной власти области является осуществление управленческих и административных полномочий в сфере организации и обеспечения использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, лесоразведения на землях лесного фонда, ведения государственного лесного реестра, осуществления федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), федерального государственного пожарного надзора в лесах, обеспечения инвестиционного и инновационного развития лесопромышленного комплекса области.

Статьей 60 Устава Вологодской области (принят Постановлением Законодательного Собрания Вологодской области от 03 октября 2001 года № 481) (в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта) предусмотрено, что систему исполнительных органов государственной власти Вологодской области образуют Правительство области и органы исполнительной государственной власти области.

Органы исполнительной государственной власти области являются постоянно действующими, осуществляющими отраслевое, межотраслевое управление, специальные, контрольные, разрешительные, иные функции в соответствии с компетенцией, определенной действующим законодательством. Органы исполнительной государственной власти области по вопросам, входящим в их компетенцию, издают приказы, инструкции, распоряжения (часть 4 статьи 68 Устава).

Согласно статье 3 Закона Вологодской области от 05 июля 2012 года № 2806-ОЗ «О нормативных правовых актах Вологодской области» органы исполнительной государственной власти области издают нормативные правовые акты в форме приказа.

Статьей 5 закона Вологодской области от 2 мая 2011 года № 2506-ОЗ «О порядке обнародования (официального опубликования) и вступления в силу нормативных правовых актов области» предусмотрено, что официальным опубликованием нормативного правового акта области является первая публикация его полного текста в областной газете «Красный Север» или первое размещение (опубликование) его полного текста на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru).

Приказом Департамента лесного комплекса Вологодской области от 29 октября 2018 года № 1618 утвержден лесохозяйственный регламент Череповецкого лесничества Вологодской области.

Текст документа опубликован на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru 30 октября 2018 года и в газете «Красный Север» от 11 декабря 2018 года № 139.

В оспариваемый нормативный правовой акт вносились изменения приказами Департамента лесного комплекса Вологодской области: от 12 марта 2019 года № 343 (текст документа опубликован на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru 13 марта 2019 года и в газете «Красный Север» от 19 марта 2019 года № 28), от 30 сентября 2019 года № 1164 (текст документа опубликован на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru 01 октября 2019 года и в газете «Красный Север» от 29 октября 2019 года № 122), от 13 декабря 2019 года № 1691 (текст документа опубликован на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru 16 декабря 2019 года и в газете «Красный Север» от 04 февраля 2020 года № 12), от 03 августа 2020 года № 758 (текст документа опубликован на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru 03 августа 2020 года и в газете «Красный Север» от 01 сентября 2020 года № 96), от 18 декабря 2020 года № 1510 (текст документа опубликован на официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru 21 декабря 2020 года и в газете «Красный Север» от 02 февраля 2021 года № 10), от 24 сентября 2021 года № 1158 (текст документа опубликован на официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru 24 сентября 2021 года и в газете «Красный Север» от 12 октября 2021 года № 113), от 17 декабря 2021 года № 1527 (текст документа опубликован на официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru 17 декабря 2021 года и в газете «Красный Север» от 15 января 2022 года № 3).

Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу, что оспариваемый административным истцом нормативный правовой акт принят уполномоченным органом с соблюдением формы, в которой Департамент лесного комплекса Вологодской области вправе принимать нормативные правовые акты, и порядка опубликования.

Проверяя указанный приказ в оспариваемой части на предмет его соответствия нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд учитывает следующее.

Согласно положениям статьи 87 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) (здесь и далее в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта) лесохозяйственный регламент подлежит изданию в установленном порядке уполномоченным органом государственной власти; является основой осуществления использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных в границах лесничества; обязателен для исполнения гражданами, юридическими лицами, осуществляющими использование, охрану, защиту, воспроизводство лесов в границах лесничества, лесопарка; рассчитан на неоднократное применение и направлен на урегулирование общественных отношений, что свидетельствует о том, что он является нормативным правовым актом.

В силу пункта «к» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации Лесное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).

В соответствии с частью 2 статьи 87 ЛК РФ лесохозяйственные регламенты лесничеств, лесопарков утверждаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 настоящей статьи.

В силу части 3 статьи 87 ЛК РФ лесохозяйственные регламенты лесничеств, лесопарков, расположенных в границах территорий субъектов Российской Федерации, указанных в части 2 статьи 83 настоящего Кодекса, а также лесохозяйственные регламенты лесничеств, лесопарков, расположенных на землях обороны и безопасности, землях особо охраняемых природных территорий, утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Лесохозяйственные регламенты лесничеств, лесопарков, расположенных на землях, находящихся в муниципальной собственности, и землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса, утверждаются органами местного самоуправления.

Таким образом, утверждение лесохозяйственных регламентов лесничеств, лесопарков, расположенных на землях особо охраняемых природных территорий, отнесено к полномочиям федерального органа исполнительной власти.

Постановлением Правительства Вологодской области от 17 марта 2009 года № 487 «Об образовании комплексного (ландшафтного) государственного природного заказника «Карпово» в Череповецком районе Вологодской области» образован комплексный (ландшафтный) государственный природный заказник «Карпово» и утверждено Положение о комплексном (ландшафтном) государственном природном заказнике «Карпово» в Череповецком районе Вологодской области.

Установлено, подтверждается представленными в материалы дела доказательствами и не оспаривается сторонами, что указанные особые охраняемые природные территории расположены на территории Череповецкого лесничества.

В пункте 28 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25 декабря 2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» разъяснено, что при проверке соблюдения компетенции органом или должностным лицом, принявшим нормативный правовой акт, суд выясняет, относятся ли вопросы, урегулированные в оспариваемом акте или его части, к предмету ведения Российской Федерации, полномочиям Российской Федерации или полномочиям субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, к ведению субъектов Российской Федерации или к вопросам местного значения. При этом следует иметь в виду, что законодатель субъекта Российской Федерации по вопросам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов вправе самостоятельно осуществлять правовое регулирование при отсутствии соответствующего регулирования на федеральном уровне. В указанных случаях суду необходимо проверять, приняты ли оспариваемый акт или его часть в пределах усмотрения субъекта Российской Федерации, предоставленного ему при решении вопросов, отнесенных к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов. Если судом будет установлено, что оспариваемый акт или его часть приняты по вопросу, который не мог быть урегулирован нормативным правовым актом данного уровня, или приняты с нарушением полномочий органа, издавшего этот акт, то оспариваемый акт или его часть признаются недействующими.

В соответствии со статьёй 2.2.9. Положения о Департаменте лесного комплекса Вологодской области Департамент обеспечивает разработку лесного плана Вологодской области, разрабатывает и утверждает лесохозяйственные регламенты лесничеств на территории области, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 87 Лесного кодекса Российской Федерации, а также проводит государственную экспертизу проектов освоения лесов в пределах полномочий, установленных лесным законодательством.

При таких обстоятельствах Департамент лесного комплекса Вологодской области, как орган государственной власти субъекта Российской Федерации - Вологодской области, утверждая лесохозяйственный регламент Череповецкого лесничества, лесные участки которого расположены на землях особо охраняемых природных территорий, в оспариваемой части вышел за пределы предоставленных ему полномочий.

Отношения в области организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий в целях сохранения уникальных и типичных природных комплексов и объектов, достопримечательных природных образований, объектов растительного и животного мира, их генетического фонда, изучения естественных процессов в биосфере и контроля за изменением ее состояния, экологического воспитания населения регулируются Федеральным законом от 14 марта 1995 года № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» (далее - Федеральный закон № 33-ФЗ).

В статье 2 названного Федерального закона перечислены категории особо охраняемых природных территорий, к которым относятся, в том числе государственные природные заказники.

В соответствии с частью 1 статьи 94 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на день принятия нормативного правового акта) к землям особо охраняемых территорий относятся земли, которые имеют особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, которые изъяты в соответствии с постановлениями федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации или решениями органов местного самоуправления полностью или частично из хозяйственного использования и оборота и для которых установлен особый правовой режим. Положениями пункта 1 части 2 указанной нормы права к землям особо охраняемых территорий отнесены земли особо охраняемых природных территорий (в редакции Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 406-ФЗ).

Согласно части 1 статьи 95 Земельного кодекса Российской Федерации к землям особо охраняемых природных территорий относятся земли государственных природных заповедников, в том числе биосферных, государственных природных заказников, памятников природы, национальных парков, природных парков, дендрологических парков, ботанических садов.

Особо охраняемые природные территории могут иметь федеральное, региональное или местное значение и находиться в ведении, соответственно, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Частью 3 статьи 95 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что на землях государственных природных заповедников, в том числе биосферных, национальных парков, природных парков, государственных природных заказников, памятников природы, дендрологических парков и ботанических садов, включающих в себя особо ценные экологические системы и объекты, ради сохранения которых создавалась особо охраняемая природная территория, запрещается деятельность, не связанная с сохранением и изучением природных комплексов и объектов и не предусмотренная федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. В пределах земель особо охраняемых природных территорий изменение целевого назначения земельных участков или прекращение прав на землю для нужд, противоречащих их целевому назначению, не допускается.

Таким образом, из анализа указанных правовых норм следует, что земли, занятые лесами особо охраняемой природной территории уже в силу закона относятся к землям особо охраняемых природных территорий.

Проверяя доводы прокурора о несоответствии оспариваемого в части нормативного правового акта положениям статей 12, 111, 112 ЛК РФ, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 10 ЛК РФ леса, расположенные на землях лесного фонда, по целевому назначению подразделяются на защитные леса, эксплуатационные леса и резервные леса.

В числе категорий защитных лесов выделяются леса, расположенные на особо охраняемых природных территориях (пункт 1 части 2 статьи 111 ЛК РФ), в том числе леса, расположенные на территориях государственных природных заповедников, национальных парков, природных парков, памятников природы, государственных природных заказников и на иных установленных федеральными законами особо охраняемых природных территориях (часть 1 статьи 112 ЛК РФ).

Аналогичные положения на момент принятия оспариваемого нормативного правого акта содержались в статьях 102, 103 ЛК РФ, утративших силу с 1 июля 2019 года на основании норм Федерального закона от 27 декабря 2018 года № 538-ФЗ.

Защитные леса в соответствии с частью 4 статьи 12 ЛК РФ подлежат освоению в целях сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов с одновременным использованием лесов при условии, если это использование совместимо с целевым назначением защитных лесов и выполняемыми ими полезными функциями.

Эксплуатационные леса имеют другие цели освоения: для устойчивого, максимально эффективного получения высококачественной древесины и других лесных ресурсов, продуктов их переработки с обеспечением сохранения полезных функций лесов (часть 3 статьи 12 ЛК РФ).

В разделе 1.1.4 таблицы 1.1.4.1 «Распределение лесов по целевому назначению и категориям защитных лесов по кварталам или их частям» лесохозяйственного регламента Череповецкого лесничества Вологодской области в категории «эксплуатационные леса» указан квартал 29 Мяксинского участкового лесничества, в то время как выделы 2, 4, 8, 9, 22, 23 квартала 29 Мяксинского участкового лесничества Череповецкого лесничества расположены в границах комплексного (ландшафтного) государственного природного заказника «Карпово» в Череповецком районе Вологодской области.

Согласно требованиям пунктов 1 и 3 статьи 24 Федерального закона № 33-ФЗ на территориях государственных природных заказников постоянно или временно запрещается или ограничивается любая деятельность, если она противоречит целям создания государственных природных заказников или причиняет вред природным комплексам и их компонентам; особенности режима особой охраны конкретного государственного природного заказника регионального значения определяются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, принявшими решение о создании этого государственного природного заказника.

В силу части 2 статьи 117 ЛК РФ в эксплуатационных лесах допускается использование лесов всех предусмотренных статьей 25 настоящего Кодекса видов, в том числе заготовка древесины; заготовка живицы; заготовка и сбор недревесных лесных ресурсов; заготовка пищевых лесных ресурсов и сбор лекарственных растений; осуществление видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства; ведение сельского хозяйства; осуществление научно-исследовательской деятельности, образовательной деятельности; осуществление рекреационной деятельности; создание лесных плантаций и их эксплуатация; выращивание лесных плодовых, ягодных, декоративных растений, лекарственных растений; выращивание посадочного материала лесных растений (саженцев, сеянцев); выполнение работ по геологическому изучению недр, разработка месторождений полезных ископаемых; строительство и эксплуатация водохранилищ и иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений, морских портов, морских терминалов, речных портов, причалов; строительство, реконструкция, эксплуатация линейных объектов; переработка древесины и иных лесных ресурсов; осуществление религиозной деятельности.

Таким образом, в отличие от эксплуатационных лесов в защитных лесах запрещается осуществление деятельности, несовместимой с их целевым назначением и полезными функциями (часть 6 статьи 111 ЛК РФ). Запрет на проведение в лесах, расположенных на территориях государственных природных заказников, сплошных рубок лесных насаждений, если иное не предусмотрено режимом зон, установленных в границах этих особо охраняемых территорий, установлен частью 3 статьи 112 ЛК РФ.

Особо охраняемые природные территории представляют собой участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны. Особо охраняемые природные территории относятся к объектам общенационального достояния (преамбула Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях»).

Постановлением Правительства Вологодской области от 17 марта 2009 года № 487 утверждено Положение об образовании комплексного (ландшафтного) государственного природного заказника «Карпово» в Череповецком районе Вологодской области, согласно которому на территории государственного природного заказника запрещается:

- все виды рубок лесных насаждений, за исключением рубок лесных насаждений для осуществления рекреационной деятельности, рубок ухода, ландшафтных рубок, выборочных рубок погибших и поврежденных лесных насаждений в соответствии с лесным законодательством и по согласованию с Департаментом природных ресурсов и охраны окружающей среды области;

- заготовка и сбор гражданами недревесных лесных ресурсов, пищевых лесных ресурсов, лекарственных растений, за исключением заготовки и сбора гражданами данных ресурсов для собственных нужд;

- подсочка хвойных насаждений;

- мойка автомототранспорта вне отведенных мест;

- хранение горюче-смазочных материалов вне специально оборудованных площадок;

- организация промышленного рыболовства;

- разведение костров вне отведенных мест;

- строительство объектов, не относящихся к функционированию государственного природного заказника, за исключением создания объектов спортивно-туристского сервиса, физкультурно-оздоровительных, спортивных и спортивно-технических сооружений и связанных с ними линейных объектов и других коммуникаций, а также оборудования спортивных и туристических маршрутов, стоянок для ночлега, обустройства видовых и информационных площадок, в том числе малыми архитектурными формами, в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации и по согласованию с Департаментом природных ресурсов и охраны окружающей среды области;

- проезд и стоянка вне дорог автомототранспорта, не связанного с функционированием государственного природного заказника, за исключением транспортных средств специального назначения (пожарной, скорой медицинской помощи, полиции, рыбоохраны);

- прогон вне дорог и выпас сельскохозяйственных животных;

- геологоразведочные изыскания, за исключением мониторинговых;

- добыча полезных ископаемых, за исключением подземных вод;

- взрывные работы;

- изменение гидрологического режима территории;

- применение ядохимикатов, минеральных удобрений, химических средств защиты растений и стимуляторов роста;

- размещение скотомогильников, мест захоронения отходов производства и потребления, радиоактивных, химических, взрывчатых, токсичных, отравляющих и ядовитых веществ;

- распашка земель, иное повреждение растительного покрова и почв в целях, не связанных с функционированием государственного природного заказника;

- организация массовых спортивных и зрелищных мероприятий вне отведенных мест;

- организация туристских стоянок вне отведенных мест;

- сбор биологических коллекций;

- авиационно-химические работы;

- интродукция живых организмов;

- осуществление охоты, за исключением случаев регулирования численности животных, наносящих ущерб сельскому и охотничьему хозяйству, в порядке, установленном действующим законодательством;

- ведение охотничьего хозяйства;

- превышение нормы общей интенсивности рекреационного использования свыше 15 человек в час на 1 га;

- уничтожение и повреждение аншлагов и других информационных знаков, а также оборудованных мест отдыха.

Однако в результате неправомерного отнесения оспоренным лесохозяйственным регламентом лесных участков, включенных в состав государственного природного заказника к эксплуатационным лесам, на территории последних фактически разрешено осуществление сплошных и выборочных рубок с целью заготовки древесины, размещение лесоперерабатывающей инфраструктуры и другие виды использования лесов без соблюдения ограничений, определенных федеральным и региональным законодательством для особо охраняемых природных территорий, что не соответствует целям создания особо охраняемых природных территорий, их охранных зон и нарушает права лиц, проживающих на территории Вологодской области на сохранение благоприятной окружающей среды.

В связи с чем положения лесохозяйственного регламента Череповецкого лесничества Вологодской области в части отнесения в полном объеме квартала 29, выделы 2, 4, 8, 9, 22, 23 которого включены в состав комплексного (ландшафтного) государственного природного заказника «Карпово» в Череповецком районе Вологодской области, к эксплуатационным лесам противоречат положениям статей 12, 111, 112 ЛК РФ, имеющим большую юридическую силу, поскольку цели освоения эксплуатационных лесов не соответствуют целям создания особо охраняемых природных территорий.

В силу положений частей 2 и 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, то по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований.

С учетом вышеизложенного исковые требования о признании нормативного правового акта недействующим в части являются законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Учитывая, что в оспариваемой части нормативный правовой акт принят Департаментом лесного комплекса Вологодской области за пределами предоставленных ему полномочий, суд полагает необходимым признать соответствующие положения лесохозяйственного регламента Череповецкого лесничества Вологодской области не действующими с даты принятия.

Руководствуясь статьями 175, 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административные исковые требования заместителя Волжского межрегионального природоохранного прокурора удовлетворить.

Признать недействующим со дня принятия лесохозяйственный регламент Череповецкого лесничества Вологодской области, утвержденный приказом Департамента лесного комплекса Вологодской области от 29 октября 2018 года № 1618 (в редакции, действующей на момент принятия судом решения), в части включения в эксплуатационные леса в таблице № 1.1.4.1 раздела 1.1.4 «Распределение лесов по целевому назначению и категориям защитных лесов по кварталам или их частям» лесных участков особо охраняемой природной территории - комплексного (ландшафтного) государственного природного заказника «Карпово» в Череповецком районе Вологодской области (Череповецкое лесничество Вологодской области, Мяксинское участковое лесничество, квартал 29 выделы 2, 4, 8, 9, 22, 23).

Опубликовать сообщение о принятии настоящего решения в газете «Красный Север» в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

На решение суда может быть подана апелляционная жалоба во Второй апелляционный суд общей юрисдикции через Вологодский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья М.В. Соколова

Мотивированное решение изготовлено 16 марта 2022 года